Устройство сцепления автомобиля зил 130 автомобиль зил 130

Устройство сцепления автомобиля зил 130 автомобиль зил 130

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Устройство сцепления автомобиля ЗИЛ-130

На рисунке 1 представлено сцепление ЗИЛ-130. Оно постоянно замкнутое, фрикционное, сухое, однодисковое, с периферийными пружинами и с механическим приводом.

Сцепление находится в чугунном картере 7, прикрепленном к двигателю. К маховику 1 двигателя болтами присоединен стальной штампованный кожух 13 сцепления.

Чугунный нажимной диск 2 соединен с кожухом четырьмя парами пластинчатых пружин 15, передающих крутящий момент с кожуха на нажимной диск.

Между кожухом и нажимным диском (корзиной) сцепления ЗИЛ-130 равномерно размещены по окружности шестнадцать цилиндрических нажимных пружин 14, каждая из которых центрируется специальными выступами, выполненными на нажимном диске и кожухе.

Между корзиной сцепления и пружинами установлены теплоизолирующие шайбы, которые уменьшают нагрев пружин при работе сцепления и исключают потерю пружинами упругих свойств при нагреве.

Четыре рычага 5 выключения сцепления ЗИЛ-130 при помощи осей с игольчатыми подшипниками 8 соединены с нажимным диском и вилками 6.

Опорами вилок на кожухе служат сферические гайки, обеспечивающие вилкам возможность совершать колебательное движение при перемещении нажимного диска.

При сборке сцепления этими гайками регулируют положение рычагов выключения сцепления.

Рис.1. Сцепление ЗИЛ-130 (а), детали (б) и привод (в)

1 – маховик; 2 – нажимной диск; 3 – ведомый диск; 4, 19 – валы; 5, 18, 21 – рычаги; 6, 12 – вилки; 7 – картер; 8, 9 – подшипники; 10, 14, 17, 28 – пружины; 11 – муфта; 13 – кожух; 15 – пластинчатая пружина; 16 – педаль; 20 – тяга; 22 – гайка; 23, 27 – диски; 24 – ступица; 25 – пластина; 26 – маслоотражатель

Муфта 11 выключения сцепления имеет неразборный выжимной подшипник 9 с постоянным запасом смазочного материала, который не пополняется в процессе эксплуатации.

В ведомом диске сцепления ЗИЛ-130 находится пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний.

К тонкому стальному ведомому диску 3 с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки из прессованной металлоасбестовой композиции.

Диск сцепления соединен со ступицей 24 при помощи восьми пружин 28 гасителя крутильных колебаний. Ступица установлена на шлицах первичного вала 4 коробки передач.

Пружины 28 установлены с предварительным сжатием в совмещенных и расположенных по окружности прямоугольных окнах дисков 23, 27 и фланца ступицы 24 ведомого диска.

При такой установке пружин ведомый диск 3 может поворачиваться в обе стороны относительно ступицы 24 на определенный угол, сжимая при этом пружины 28.

Угол поворота ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 ограничивается сжатием пружин до соприкосновения их витков.

Читайте также:  Слив масла с двигателя лачетти

Диск 23 приклепан к ступице вместе с маслоотражателями 26 и прижат к фрикционным пластинам 25, которые закреплены на диске 27, приклепанном к ведомому диску 3.

При перемещениях ведомого диска сцепления ЗИЛ-130 относительно его ступицы вследствие действия крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии при резких изменениях частоты вращения деталей за счет трения между дисками и фрикционными пластинами 25, происходит гашение крутильных колебаний, энергия которых превращается в теплоту и рассеивается в окружающую среду.

Пружины 28 гасителя снижают частоту колебаний деталей трансмиссии, не дают им совпадать с частотой крутильных колебаний и исключают резонансные явления в трансмиссии.

Кроме того, при возрастании крутящего момента пружины обеспечивают плавное его увеличение в момент начала движения автомобиля или при переключении передач, что обеспечивает плавность включения сцепления даже при резком отпускании педали сцепления ЗИЛ-130.

Гаситель крутильных колебаний повышает долговечность механизмов трансмиссии.

Привод сцепления ЗИЛ-130

Привод сцепления ЗИЛ-130 – механический. В привод входят педаль 16 с валом 19, рычаги 18 и 21, регулировочная тяга 20 и вилка 12 выключения сцепления.

При нажатии на педаль поворачивается вал 19 и через рычаги и тягу действует на вилку 12, а она – на муфту выключения 11 с выжимным подшипником 9.

Муфта с подшипником перемещается и нажимает на внутренние концы рычагов 5, которые отводят своими наружными концами корзину сцепления ЗИЛ-130 от ведомого диска.

При этом нажимные пружины 14 сжимаются. Сцепление выключено, и крутящий момент от двигателя к трансмиссии не передается.

После отпускания педали муфта выключения сцепления с подшипником возвращается в исходное положение под действием соответственно пружин 10 и 17.

При этом под действие нажимных пружин 14 нажимной диск прижимается к маховику. Сцепление включено, и крутящий момент передается от двигателя к трансмиссии.

Регулировка сцепления ЗИЛ-130

Для надежной работы сцепления в нем производится две регулировки – свободного хода педали сцепления и положения рычагов выключения сцепления.

Регулировка свободного хода педали сцепления ЗИЛ-130 или зазора между выжимным подшипником и рычагами выключения сцепления производится регулировочной гайкой 22 путем изменения длины тяги 20.

При этом зазор должен быть в пределах 1,5…3 мм, что соответствует свободному ходу педали сцепления 35…50 мм. Эта эксплуатационная регулировка необходима для полного включения и выключения сцепления.

Так, при меньшем зазоре выжимной подшипник может постоянно или периодически нажимать на рычаги выключения, вызывая пробуксовывание сцепления и увеличивая тем самым изнашивание подшипника, фрикционных накладок и рычагов выключения.

Регулировка рычагов выключения сцепления ЗИЛ-130 производится при сборке и ремонте сцепления при помощи сферических гаек крепления опорных вилок 6.

Эта регулировка необходима для того, чтобы корзина сцепления ЗИЛ-130 при выключении сцепления перемещался без перекоса. В противном случает нажимной диск может отходить от ведомого с перекосом и сцепление будет интенсивно изнашиваться.

Причиной неполного выключения сцепления могут быть перекос или коробление ведомого диска, неодинаковый зазор между дисками.

Читайте также:  Peugeot 107 чип тюнинг

Неполное выключение сцепления чаще всего возникает при перегреве сцепления после пробуксовывания и устраняется заменой покоробленных дисков.

При разрушении фрикционных накладок они заклинивают между ведомым и ведущим дисками и не позволяют полностью выключить сцепление. В этом случае его необходимо разобрать и заменить накладки.

Если при выключении сцепления нажимной диск продолжает частично прижиматься к ведомому
диску, нужно отрегулировать положение рычагов выключения сцепления.

При попадании воздуха в гидросистему или утечке рабочей жидкости необходимо прокачать систему и проверить полный ход рычага выключения сцепления.

Резкое включение сцепления ЗИЛ-130 сопровождается рывком автомобиля при трогании с места. Такая неисправность может быть в случае заедания муфты выключения сцепления на крышке подшипника первичного вала, т. е. при отпускании педали сцепления муфта передвигается по крышке неравномерно (сначала заедает, а потом резко перемещается).

Резкое включение сцепления может быть вызвано также короблением дисков. Для устранения указанных неисправностей необходимо заменить соответствующие детали.

Для обеспечения надежной работы сцепления ЗИЛ-130 надо соблюдать основные правила эксплуатации. Для трогания автомобиля с места следует включать первую или вторую передачу в коробке передач, плавно отпуская педаль сцепления.

Двигатель должен работать с минимально возможной частотой вращения коленчатого вала. Нельзя двигаться с частично нажатой педалью сцепления, так как это приводит к быстрому износу накладок ведомых дисков и нагреву деталей сцепления. Следует периодически проверять регулировку привода сцепления.

Зил -130

Зил самосвал

Механизм сцепления ЗИЛ

Восстановление механизма сцепления ЗИЛ

Приветствую тебя дорогой читатель. В этой теме мы рассмотрим некоторые проблемы сцепления ЗИЛ-130 дизель и постараемся их устранить. Основная причина ремонта это зацепление диска сцепления с корзиной при трогании с места. Автомобилю почти 30 лет и за такой срок много деталей уже износилось. Износился вал выжима сцепления, невооруженным глазом виден износ трущихся поверхностей.

сцепление зил

На носике коробки первичного вала уже есть эллипс. Сносились втулки вала выжима сцепления. По этой причине мы уже не можем точно отрегулировать сцепление, так как муфта болтается на валу коробки. При выжиме сцепления весь механизм искривляет и не дает нормально выжать диск сцепления.

Рассмотрим устройство и работу дискового фрикционного сцепления

Наиболее распространенного на отечественных автомобилях. Сцепления этого типа используют силу трения между рабочими поверхностями ведущих и ведомых дисков.

Однодисковые сцепления устанавливаются на большинстве автомобилей. Кожух сцепления автомобиля ЗИЛ прикреплен к маховику. Между кожухом сцепления и нажимным диском установлено 12 пружин. Величина их сжатия обеспечивает необходимую силу трения и передачу крутящего момента от маховика через кожух и нажимной диск на ведомый диск.

Для выключения сцепления служат три рычага. При нажатии на педаль сцепления муфта выключения сцепления с установленным на ней выжимным подшипником нажимает на рычаги. Поворачиваясь на осях, рычаги отводят нажимной диск назад и выключают сцепление.

Читайте также:  Ravon gentra чья машина сборка

сцепление ЗИЛ-130

Сцепление автобусов ЛАЗ-б95, ЛАЗ-б97, ЛА3—699 и автомобилей 31/1Л-164А, 3ИЛ-1`57К и 3ИЛ-130-однодисковое. Нажимное усилие сцепления создаётся шестнадцатью пружинами. Эти пружины установлены между кожухом и нажимным диском, который соединен с кожухом через четыре пары пластинчатых пружин. Один конец каждой пары пластин соединен с кожухом заклепкой, а другой с нажимным диском болтом со специальной втулкой , имеющей прямоугольную форму в месте посадки ее в пластины.

Такое соединение позволяет нажимному диску несколько перемещаться вдоль оси первичного вала и в то же время обеспечивает жесткое соединение кожуха и нажимного диска, которые вращаются как одно целое. Осевое перемещение диска сглаживает удары и нагрузки при включении и выключении сцепления.

Выключающий механизм сцепления состоит из муфты выключения с упорным шариковым подшипником и трех рычагов. Каждый рычаг соединен одним пальцем с нажимным диском, а другим с опорной вилкой.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

Что нам нужно сделать

  1. Носик коробки первичного вала отдаем токарю, чтобы снял эллипс на нем, так как будем вытачивать втулку под него.
  2. Покупаем новую муфту выжима сцепления, отдаем токарю и заказываем втулки стальные а) во внутрь муфты б) под выжимной подшипник (КАМАЗ). Подшипник можно поставить с автомобиля КАМАЗ, если он подойдет по диаметру лапок сцепления, к сцеплению МТЗ подходит. У меня стоит сцепление от МТЗ-82 все работает. В камазовский выжимной обязательно крепим таотницу, чтобы можно было его смазывать литолом. С выточенными втулками стальными наш выжимной будет ходить более точно и ровно, тем самым, мы сможем точно подвести лапки сцепления и сцепление будет работать отлично.
  3. Заказываем токарю стальные втулки под вал вилки выжима сцепления 2 шт.

Носик коробки Втулка муфты внутренняя Втулка под выжимной подшипник Таотница выжимного подшипника Втулка вала

Втулки стальные они отходили 29 лет на моем автомобиле ЗИЛ и только сейчас я их поменял. Сталь в сталь оказывается ходит очень долго, интересно почем в других соединениях не применяют а ставят бронзу.

После того как будет все готово, все втулки выточены, подогнаны собираем все в кучу. Коробку на место, валы втулки на место. Пришло время регулировки сцепления.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ

Прокручиваем корзину сцепления, чтобы лапка была доступна и видна. Для регулировки нам понадобится ключ на 19 и самодельная приспособа в виде кривой отвертки, как показано на фото. Ослабляем контр гайку ключом на 19 на лапке сцепления и изогнутым ключом подводим лапку к выжимному подшипнику с зазором 2мм свободного хода. Зазор нужен чтобы выжимной подшипник не крутился постоянно. И так прокручиваем сцепление, подгоняя каждую лапку к выжимному. Самое главное это равномерный зазор между лапками и подшипником.

Регулировка сцепления

ИСПЫТАНИЯ

На испытаниях автомобиля, как работает сцепление, в первую очередь отрегулируйте свободный ход педали. После некоторой работы сцепление следует проверить на наличие зазора каждой лапки, возможно повторное регулирование лапок.

Испытания

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Оцените статью