- Стартер — общая информация, снятие и установка
- Общая информация
- Снятие и установка
- Проверка состояния и восстановительный ремонт стартера
- Стартер Opel Astra
- Проблемы со стартером, способы их решения на Опель Астра H
- Электрические
- Механические
- Характерные причины износа стартера
- Оригиналы, аналоги, артикулы и цены
- Где находится стартер в автомобиле Опель Астра H
- Рекомендации по эксплуатации пускового устройства
- Замена и установка стартера на Опель Астра H
- Разбор пускового устройства на составные элементы
Стартер — общая информация, снятие и установка
Общая информация
1. Единственной задачей системы запуска является обеспечение вращения двигателя со скоростью, достаточной для его запуска — примерно 300 об/мин.
2. Система запуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, тягового реле и соединительной электропроводки.
3. Стартер представляет собой электромотор постоянного тока со смешанным возбуждением и установленным снаружи электромагнитным тяговым реле. Стартер состоит из корпуса или статора с обмотками возбуждения, якоря с обгонной муфтой, крышки со щеткодержателями и тягового реле.
4. При включении стартера через обмотку тягового реле начинает протекать ток от аккумуляторной батареи. Якорь реле втягивается и контакты замыкаются. Одновременно якорь реле через приводной рычаг обеспечивает выдвижение шестерни с обгонной муфтой, при этом ступица муфты поворачивается на винтовых шлицах вала якоря стартера и поворачивает также и шестерню, что облегчает ввод последней в зацепление с зубчатым венцом маховика. Через замкнутые контакты тягового реле проходит ток, питающий обмотки статора и якоря и якорь стартера начинает вращаться вместе со ступицей и обгонной муфтой.
5. После запуска двигателя частота вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. В этом случае обгонная муфта свободно проворачивается, и крутящий момент не передается от маховика двигателя на вал якоря стартера. После отпускания ключа зажигания цепь питания обмоток тягового реле через выключатель зажигания размыкается, якорь тягового реле пружиной отжимается в исходное положение, контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика.
6. Стартер с втягивающим реле расположен параллельно коленчатому валу двигателя и закреплен на силовом агрегате.
7. При проведении ТО необходимо обеспечить безукоризненное соединение электропроводки, удалить следы коррозии зажим и смазать клеммы специальной смазкой.
Снятие и установка
8. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
9. Поднимите автомобиль на подъемнике, отпустите гайку (см. сопр. иллюстрацию) и отсоедините кабель заземления на «массу».
10. Отпустите крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.9) и отсоедините электропроводку от стартера, затем выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
11. Установка производится в обратном порядке.
12. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.
13. Снимите защитную скобу (см. сопр. иллюстрацию) приемной трубы системы выпуска отработавших газов.
14. Отпустите 2 крепежные гайки (см. иллюстрацию 13.13) и отсоедините подводящую электропроводку от стартера, а так же кабель заземления.
15. Отпустите верхнюю гайку крепления гайку и нижний крепежный болт (см. иллюстрацию 13.13) и снимите стартер.
16. Установка производится в обратном порядке.
17. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
18. Отсоедините вакуумный шланг (см. сопр. иллюстрацию), выверните 2 болта и снимите опору впускного воздуховода, затем отпустите гайки и отсоедините кабели электропроводки.
19. Отсоедините кабель заземления (см. иллюстрацию 13.18), выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
20. Установка производится в обратном порядке.
Двигатель Z22YH (Zafira)
21. Отсоедините провод от отрицательной клеммы батареи (см. Раздел 9) и поднимите автомобиль на подъемнике.
22. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера.
23. Выверните 2 крепежных болта (см. сопр. иллюстрацию) и снимите стартер.
24. Установка производится в обратном порядке.
25. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздел 9).
26. Выверните 2 крепежных болта и отсоедините скобу крепления вакуумного ресивера от впускного воздуховода и от блока двигателя.
Замечание: Ресивер крепится в задней верхней части блока цилиндров.
27. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели (см. сопр. иллюстрацию) электропроводки от стартера, выверните 2 крепежных болта и снимите стартер.
Замечание: Болты имеют различную длину — верхний болт крепления длиннее.
28. Установка производится в обратном порядке.
29. Снимите аккумуляторную батарею с поддоном (см. Раздел 9).
30. Рожковым ключом отожмите наконечники (см. сопр. иллюстрацию) тросов из шаровых соединений на коробке передач. На сервисной станции Opel для этого используют специальное приспособление (рычаг) Ореl-КМ-6042. Оттяните назад фиксаторы и извлеките наконечники из скоб держателя и отведите их в сторону, соблюдайте осторожность наконечники и тросы не должны перекручиваться, растягиваться или перегибаться.
31. Специальным длинным ключом (см. сопр. иллюстрацию) выверните верхний болт крепления стартера, а затем поднимите автомобиль на подъемнике.
32. Отсоедините 2 шланга от вакуумного ресивера (см. сопр. иллюстрацию).
33. Отпустите гайку и отсоединить кабель заземления от стартера, выверните 2 болта и снимите вакуумный ресивер с опорой (см. иллюстрацию 13.32).
34. Отпустите 2 гайки и отсоединить кабели электропроводки от стартера, выверните нижний болт крепления стартера и снимите стартер.
35. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Нижний болт крепления стартера следует затягивать после затягивания верхнего болта.
36. Снимите аккумуляторную батарею и поддон батареи (см. Раздел 9).
37. Выверните верхний крепежный болт (см. сопр. иллюстрацию) стартера из корпуса коробки передач.
Замечание: Стартер расположен в задней части блока двигателя.
38. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2).
39. Отсоедините сливной шланг масляного фильтра от блока двигателя, ослабив хомут крепления.
40. Отсоедините стяжку (см. сопр. иллюстрацию), выверните крепежный болт и гайку и отсоедините кабели электропроводки стартера.
41. Отпустите гайку крепелния кабеля заземления (см. иллюстрацию 13.40), выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.
42. Установка производится в обратном порядке.
43. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи (см. Раздал 9).
44. Снимите крышку двигателя, а на модемах Zafira, оборудованных двигателями Z19DT/Z19DTL, снимите также решетку обтекателя и крышку задней переборки двигательного отсека (см. Главу 11).
45. Высвободите шланг (см. сопр. иллюстрацию) системы охлаждения из держателя, отпустите 2 гайки и отсоедините держатель жгута электропроводки, отведите жгут а сторону.
46. Отпустите 2 гайки (см. иллюстрацию 13.45) и отсоедините кабели электропроводки от стартера, затем выверните 2 верхних болта крепления стартера.
47. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера (см. Главу 2), отпустите крепежную гайку и отсоедините кабель заземления, выверните нижний крепежный болт и снимите стартер.
48. Установка производится в обратном порядка.
Проверка состояния и восстановительный ремонт стартера
49. Выполнение подробной диагностики состояния и восстановительного ремонта стартера следует поручить специалистам автосервиса — предварительно удостоверьтесь, что стоимость ремонта не превысить цену на новый стартер.
Стартер Opel Astra
Стартер OPEL Astra H предназначен для запуска двигателя автомобиля через вращение коленчатого вала. Стартер (далее — пусковое устройство) раскручивает коленвал до таких оборотов, чтобы их было достаточно для преодоления силы сжатия и последующего воспламенения горючей смеси в камере сгорания цилиндра.
Частая, а порой неправильная эксплуатация технического средства, приводит к преждевременному износу элементов, снижению эффективности работы.
Механизм нуждается в профилактике, частичном ремонте. Несмотря на относительную простоту конструкции, диагностику проводите в сервисных центрах. Требуйте у мастеров предоставления гарантии на выполненные работы.
Средний ресурс службы ПУ 70 – 90 тыс. км., при условии правильного использования интервал замены увеличится на 5 – 7 тыс. км.
Проблемы со стартером, способы их решения на Опель Астра H
На практике выделяют две категории поломок: связанные с электрической и механической частью. Для мастера СТО важно уметь оперативно отличить одно от другого с целью оперативного и качественного проведения ремонта технического средства.
Электрические
Повреждение электрических кабелей, витков, волокон, изоляционного слоя. Чаще встречается слабый контакт клемм в сердцевине замка зажигания, аккумуляторной батареи, пускового устройства, других смежных участках.
- Тугое вращение ротора;
- Не заводится стартер;
- При подаче тока на контакты пусковое устройство неподвижно;
- ПУ щелкает, но не крутит. Вероятнее всего, причина в замыкании обмотки, обрыве, дефекте втягивающего реле. А также, износ щеток, якоря.
Параллельно проверяем уровень заряда аккумуляторной батареи, плотность посадки клемм. В салоне автомобиля, под рулевой колонкой осматриваем сердцевину замка зажигания. Проверяем на люфт, тугое проворачивание ключа, неполное включение.
Далее переходим в моторный отсек, осматриваем изоляционный слой проводки, контактов, клемм, прочих соединений. Поврежденные участки проводки удаляем.
Замеряем силу тока и напряжение на концевиках аккумуляторной батареи. При необходимости подзаряжаем.
Механические
Коленчатый вал не вращается при подаче напряжения на ПУ — первый признак механической поломки.
Вероятная причина в неисправности обгонной муфты, стопорном кольце, маховике, прижимной пружине, подшипнике.
Если в процессе работы ПУ слышен металлический скрежет, скрип — признак износа зубьев маховика, их деформации, надлома.
- Стартер вращается с задержкой: подгорание контактов, втягивающее реле в непригодном состоянии;
- Вращение с усилиями: износ щеток, заклинивание опорного подшипника.
Ротор не выходит из зацепления после запуска двигателя. Причина:
- Лопнула прижимная пружина;
- Залипли контакты платы;
- Втягивающее реле стартера заклинило от перегрева;
- Подшипник привода деформирован.
Характерные причины износа стартера
- Затягивание сроков проведения технического осмотра;
- Покупка с последующей установкой деталей низкого качества изготовления;
- Непрофессиональная установка;
- Нарушение правил эксплуатации;
- Заклинивание движущих механизмов, сателлитов.
Оригиналы, аналоги, артикулы и цены
Артикул / название / ОЕМ | Цена (Руб.) |
---|---|
STARLINE SX2107 SX 2107 (0,9 кВт) | От 6500 |
STARLINE SX2171 | —/— |
BOSCH (Бош) 0986017120 | От 7100 |
BOSCH 0001107401 | —/— |
MAGNETI MARELLI 943251576010 | От 7900 |
—/— 943251576534 (Opel Astra H, G) | —/— |
—/— 943251576328 | —/— |
*цены уточняйте на момент покупки у официального дилера.
Где находится стартер в автомобиле Опель Астра H
Месторасположение стартера шаблонное, как для автомобилей семейства Опель Астра: левая сторона моторного отсека, торцевая часть блока цилиндров (см. фото).
При необходимости проведения ремонта, профилактики доступ имеется из-под капотного пространства и днища. Для обеспечения максимального комфорта, обзорности мастера СТО рекомендуют использовать гидравлический подъемный механизм.
Рекомендации по эксплуатации пускового устройства
- Длительность вращения за один цикл не должна превышать 10 – 15 секунд, после чего следует пауза на 25 – 30 сек.;
- Обязательные профилактики каждое второе ТО (через 30000 км).
Замена и установка стартера на Опель Астра H
После проведения комплексной диагностики, анализа полученной информации, расчета количества запчастей, подготавливаем:
- Набор головок, инструментов;
- Дополнительное освещение, если в помещении недостаточно естественного света;
- Ветошь, графитная смазка;
- Ремкомплект к стартеру.
- Машину устанавливаем на смотровую яму, открываем капот, отсоединяем клеммы от аккумулятора, устанавливаем противооткатные башмаки под задние колеса;
- Ключом на «15» отвинчиваем крепежную гайку, снимаем силовые клеммы с платы;
- Выкручиваем гайки крепления (ключ на «17»), снимаем пусковое устройство со шлицов.
Далее следует сделать выбор, что устанавливать: новый стартер или восстановить исправность штатного. С точки зрения экономии, дешевле и рациональнее перебрать прежний, но при условии, что отсутствуют трещины, повреждения корпуса.
Новое пусковое устройство в автомагазине обойдется в 6 – 8 тыс. рублей, в то время как ремонт всего лишь в 2 – 3.5 тыс.
Разбор пускового устройства на составные элементы
При наличии загрязнения на поверхности очищаем, используем ветошь, наждачную бумагу для удаления абразивных наслоений, ржавчины.
- Рассоединяем корпус, отделяем заднюю часть, выводим втягивающее реле;
- Снимаем якорь, прижимную пружину, стопорное кольцо, прокладку;
- Выводим планетарный редуктор;
- Осматриваем роликовый подшипник, обойму, проверяем на люфт.
Устанавливаем новые запчасти с оригинальными каталожными артикулами. Завершаем сборку, запускаем мотор.
Последующий ремонт стартера через 70 – 85 тыс. км., профилактика каждые 25 – 30 тыс. км.
Если испытываете трудности при ремонте, дополнительно ознакомьтесь с видео инструкциями, получите консультации у специалистов СТО.