Устройство системы питания двигателя смд 62

Устройство системы питания двигателя смд 62

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СМД-62

Последовательность выполнения задания:

1. На рис. 4.10 рассмотрите схему системы питания. Найдите на тракторе все приборы системы. Проследите путь топлива от бака до форсунок. Рассмотрите, как крепятся бак и приборы системы питания. Изучите и запомните порядок соединения топливопроводов высокого давления от насоса к форсункам (рис. 4.10, б).

2. По плакату или учебнику проследите путь воздуха через воздухоочиститель. Найдите первую ступень очистки — блок циклонов.

Уясните принцип работы циклона. Найдите место отсоса пыли из воздухоочистителя. Рассмотрите вторую ступень очистки — кассету с металлической или капроновой «путанкой».

На тракторе рассмотрите расположение воздухоочистителя, трубку отсоса пыли, связывающую его с выпускной трубой. Найдите трубку, ведущую к компрессору.

Найдите место входа воздуха к циклонам. На разрезе воздухоочистителя изучите, как устроен циклон 13. Изучите, как уплотняются стыки кассеты с крышкой и кожухом, крышки — с кожухом. Рассмотрите, как устроена кассета с «путанкой».

3. На двигателе рассмотрите расположение турбокомпрессора и его соединение с воздухоочистителем и воздухоуспокоительной полостью, а также с выпускным коллектором. По учебнику проследите путь отработавших газов в турбине и воздуха в компрессоре. Изучите устройство направляющего аппарата турбины. Входы в корпус турбины сделаны так, что газы давят на колесо турбины с двух сторон.

Обратите внимание, что корпус турбины с трубами выпускного коллектора соединяется гофрированными переходами. Подумайте, для чего они гофрированы. Найдите на двигателе маслопровод, идущий к подшипникам турбокомпрессора.

Рис. 4.10. Схема топливной системы СМД-62: а — взаимосвязь приборов топливной системы; б — подсоединение топливопроводов высокого давления к головкам насоса; 1, 2, 6, 7 и 8 — дренажные топливопроводы; 3 — дренажный топливопровод четвертой форсунки; 4 и 9 ^ — топливопроводы высокого давления;
5 — форсунка; 10 — топливный насос высокого давления; 11 — отводной топливопровод; 12, 15, 17, 19, 23 и 25 — топливопроводы низкого давления; 13 — фильтр тонкой очистки; 14 — перепускной клапан; 16 — сливная трубка для прокачки системы; 18 — контрольный фильтр; 20 — топливный бак; 21 -трубка слива топлива из фильтра; 22 — подкачивающий насос; 24 — фильтр
грубой очистки

Рис. 4.11. Фильтры топливной системы СМД-62: а — фильтр грубой очистки; б — фильтр тонкой очистки 2ТФ-3; 1 — крышка; 2 — штуцер входного топливопровода; 3 -гайка стяжного болта; 4 — пробка для выпуска воздуха; 5 — кронштейн; 6 — распределитель; 7 — прокладка; 8 — направляющий конус; 9 — стакан; 10 — успокоитель; 11 -кран-пробка сливного отверстия; 12 — фильтр; 13 — болт-втулка; 14 -прижимное кольцо; 15 — пружина; 16 — шайба; 17 — фильтрующий элемент; 18 — кран промывки фильтров; 19 — вентиль выпуска воздуха из топливной системы

Рис. 4.12. Насос НД-22/6:
а — насос в сборе; б — насосная секция; 1 — насосная секция; 2 — топливопровод высокого давления; 3 — сапун; 4 — промежуточная шестерня; 5 — вал регулятора; 6 — корпус регулятора; 7 — крышка регулятора; 8 — корректор; 9 — корпус привода тахоспидометра; 10 — вал эксцентрика; 11 — ведущая шестерня; 12 — кулачковый вал; 13 — отверстие для слива масла; 14 — установочный фланец; 15 — муфта опережения впрыска; 16 — нажимной штуцер; 17 — головка; 18 — впускное окно; 19 — гильза; 20 — плунжер; 21 — дозатор; 22 — зубчатая втулка; 23 — пружина; 24 — нижняя тарелка пружины; 25 — толкатель; 26 — верхняя тарелка пружины; 27 — привод дозатора; 28 — нагнетательный канал; 29 — разгрузочный клапан; 30 — нагнетательный клапан; 31 — пружина нагнетательного клапана; 32 — ограничитель; 33 — установочная шпилька; 34 — стяжная гайка; 35 — кронштейн промежуточной шестерни

Рассмотрите расположение и направление лопаток компрессорного колеса и лопаток направляющего аппарата вставки компрессора. Подумайте, для чего лопатки наклонены в разные стороны (как бы навстречу одна к другой).

Читайте также:  Как разобрать двигатель ниссан санни

Рассмотрите расположение лопаток турбинного колеса, а также лопаток направляющего аппарата. Обратите внимание: форма лопаток направляющего аппарата на компрессорной части не одинакова с формой лопаток турбинной части.

4. Изучите устройство топливного бака.

5. По рис. 4.11 изучите фильтр грубой очистки топлива ФГ-2.

Проследите путь топлива в фильтре и способ его очистки.

Попадая в полость стакана, оно проходит через узкую щель между стенкой стакана и отражательным конусом. Это приводит к резкому увеличению скорости движения топлива с механическими примесями. После конуса топливо резко меняет направление движения, а тяжелые примеси по инерции продолжают двигаться вниз и попадают под успокоитель, который не дает струе взбалтывать отстой. Чистое топливо проходит через сетку 12 конуса и выходит через отверстие Б к подкачивающей помпе.

6. Рассмотрите крепление подкачивающей помпы. Изучите устройство и работу помпы.

7. Изучите фильтр тонкой очистки топлива (рис. 4.11, б). Разберите одну секцию (остальные устроены аналогично). Снимите пластмассовый стакан 9 вместе с фильтрующим элементом

, подпорной пружиной 15 и эластичной уплотняющей шайбой 16.

На крышке фильтра имеются входные каналы, которые связаны с краном 18 переключения секций при промывке фильтров. Этот кран имеет три положения: рабочее — топливо идет параллельно в обе секции; положение I — правая секция перекрыта, неочищенное топливо направляется только в левую секцию; положение II — левая секция перекрыта, неочищенное топливо идет только в правую секцию. Выключенную секцию промывают чистым топливом от работающей секции.

Найдите выходные каналы обеих секций. Очищенное топливо выходит из них через один штуцер.

Фильтрующий элемент изготовлен из специальной фильтровальной бумаги длиной около 2 м. Она свернута в цилиндр, ко-торый сложен «гармошкой». Торцы этого цилиндра закрыты жестяными крышками. Цилиндр защищен толстой картонной обечайкой с отверстиями. Элемент надевается на стяжной болт. Пружина 15 и прокладка 16 обеспечивают плотное поджатие элемента к крышке и стакану, что предотвращает просачивание неочищенного топлива из полости корпуса к выходному каналу.

В нижней части корпуса ввернут сливной кран-болт с запорным шариком, поджимаемым болтом 11.

8. С помощью плаката изучите устройство и работу топливного насоса. На двигателе установлен насос НД-22-6 распределительного типа. Насос имеет две секции, каждая из которых обеспечивает работу трех цилиндров. В состав секции входит плунжерная пара — плунжер 20 (рис. 4.12) и гильза 19. На плунжер надета регулировочная муфта-дозатор 21. На гильзе 19 в верхней ее части имеются два впускных 18 и три выпускных отверстия, совмещенных с нагнетательными каналами 28. На гильзу сверху устанавливают головку 17, которую центрируют штифтом 33 и притягивают стяжной гайкой 34. В головке сделаны три сверления к гнездам, в которые вворачивают нажимные штуцера 16 с нагнетательными клапанами 30. К штуцерам крепятся топливопроводы.

Плунжер опускается пружиной 23, а поднимается толкателем 25 при набегании на него кулачка 12. Кулачок имеет три выступа и за один оборот кулачкового вала трижды поднимает плунжер. Одновременно плунжер через зубчатую втулку 22 и шестерню 4 вращается вокруг своей оси. Шестерня 4 вращается шестерней вала 5 регулятора.

Работа плунжерной пары заключается в следующем. При движении вниз плунжер открывает впускные отверстия 18, и топливо, находящееся во впускной полости под давлением

0,15 МПа, заполняет надплунжерное пространство (рис. 4.13, а, I): При движении плунжера вверх, в момент, когда он перекрывает впускные отверстия, в надплунжерной полости создается замкнутый объем, и резко увеличивается давление. В это же время за счет вращения плунжера распределительное сверление Б подходит к одному из выходных каналов 28 в головке, и топливо начинает поступать по этому каналу к нагнетательному клапану 30, открывает его и направляется к форсунке

Читайте также:  Затроил двигатель после замены свечей

(рис. 4.13, а, б, III). Топливо будет нагнетаться к форсунке до тех пор, пока поперечное сверление В плунжера не выйдет из дозатора 21 (рис. 4.13, а, IV). При этом надплунжерная полость соединится с полостью низкого давления вокруг дозатора, давление над плунжером резко упадет, нагнетательный клапан закроется, и подача топлива прекратится. При последующем опускании и поднятии плунжер успеет повернуться на 120°, и подача топлива
произойдет через другой выходной канал головки и нагнетательный клапан к следующей форсунке. Таким образом, за один поворот кулачкового вала топливного насоса трижды происходит подъем и опускание плунжера и полный оборот его вокруг своей оси, в течение которого он обеспечивает подачу к трем цилиндрам. Вторая секция обеспечивает подачу в другие три цилиндра.

Рис. 4.13. Схема работы плунжера насоса распределительного типа (а и б) и нагнетательного клапана (в) (позиции см. рис. 52):
Б — распределительное сверление плунжера; В — отсечное сверление плунжера; Г — калиброванное отверстие разгрузочного клапана; I — заполнение надплунжерного пространства; II — перетекание части топлива во впускной канал; III — рабочий ход плунжера (нагнетание топлива); IV — отсечка подачи топлива — закрытие нагнетательного клапана; V — открытие разгрузочного клапана — разгрузка топливопровода высокого давления

Рис. 4.14. Схема регулятора насоса НД-22/6:
1 — 37 обозначения указаны на рис. 4.12; 3 — ведомая шестерня привода регулятора; 19 — демпферная пружина; 40 — крестовина; 41 — ступица грузов; 42 — груз; 43 — муфта; 44 — ось рычагов; 45 — основной рычаг; 46 — рычаг корректора; 47 — шток корректора; 48 — серьга; 49 — главная пружина; 50 -рычаг управления регулятором; 51 — винт регулировки номинальной частоты вращения; 52 — винт минимальной частоты вращения; 53 — упор; 54 -шестерня привода вращения плунжера; 55 — тяга; 56 — рычаг привода дозатора; 57 — пружина обогатителя

Перемещением дозатора регулируют подачу топлива к форсункам. При перемещении его вверх поперечное сверление В плунжера позже выйдет из-за его кромки, поэтому в цилиндры будет подано большее количество топлива. Перемещение дозатора вниз уменьшает подачу.

9. Насос приводится в движение через муфту опережения впрыска, которая устроена так же, как у двигателя ЯМЗ-240Б.

10. На двигателе устанавливают форсунки ФД-22.

11. Изучите, используя плакат и рис. 4.14, устройство и работу регулятора. Регулятор центробежного типа, всережимный.

На валу регулятора, приводимом в движение через шестерни 11 и 38 (рис. 4.14), находится ступица 41 грузиков 42, связанная с валом пружиной 39. Грузики упираются в муфту 43, а она в рычаг 45, закрепленный на оси 44. Через тягу 55 двуплечий рычаг 56 и рычаг 45 управляют дозатором 21. Другим концом рычаг 45 через вилку соединен с рычагом 46 корректора, который закреплен на той же оси 44, что и основной рычаг 45. На рычаг 46 корректора воздействует главная пружина 49, натяжение которой может изменяться трактористом через систему тяг, и рычаг 50.

Изучите действие регулятора на основных режимах работы двигателя (рис. 4.15).

При максимальной частоте вращения (на холостом ходу) грузики максимально раздвинуты и смещают муфту, повернув левое плечо рычага 45 в самое верхнее положение. При этом дозатор опустится в положение минимальной подачи топлива.

Когда нагрузка увеличится, частота вращения снизится, центробежная сила грузиков станет меньшей. Это позволит пружине 49 повернуть рычаг 45 против часовой стрелки, поэтому дозатор поднимается, увеличивая подачу топлива соответственно возрастанию нагрузки.

При номинальной нагрузке (номинальной частоте вращения) положение рычажной системы таково, что рычаг 46 касается штифта корректора 47, при этом дозатор находится в положении, обеспечивающем номинальную подачу топлива.

При перегрузке центробежная сила грузиков становится меньше силы пружины 49, которая еще больше их сдвигает. Положение рычага 45 определяется не только действием пружины 49, но и пружины корректора 47, которые позволяют ему еще не-сколько повернуться на оси 44 против часовой стрелки и переместить дозатор вверх для увеличения подачи топлива. Максимальная подача топлива при работе двигателя будет при таком положении рычага, когда он полностью утопит в корпус штифт 47 корректора.

Читайте также:  За какое время страховая компания должна отремонтировать автомобиль

При запуске двигателя центробежная сила незначительна, так как грузики вращаются медленно. Пружина обогатителя 57 поворачивает против часовой стрелки рычаг 45, перемещение которого определяется зазором в вилке. Дозатор передвигается вверх и обеспечивает примерно двукратную, по сравнению с номинальной, подачу топлива, что необходимо для успешного запуска холодного двигателя.

12. Регулировки системы питания. У форсунок регулируют давление начала впрыска (17,5 МПа).

У топливного насоса с регулятором:

— проверяют момент начала подачи точностью установки вала насоса относительно плунжерной пары (это контролируется по

— тягами 55 регулируют пусковую подачу топлива;

— при номинальной частоте вращения устанавливают номинальную подачу топлива изменением натяжения пружины (вращая винт 51);

— заворачивают корпус корректора до соприкосновения штифта с рычагом 46 (контролируют это по сохранению номинальной подачи);

— проверяют подачу на частоте вращения холостого хода;

— проверяют подачу на режиме перегрузки (работа корректора). Регулируют натяжением пружины корректора;

Рис. 4.15. Схема работы регулятора на различных режимах работы двигателя:
1 — холостой ход — номинальная частота вращения; 2 — номинальная частота вращения; 3 — перегрузка; 4 — пуск двигателя

Рис. 4.16. Привод топливного насоса НД-22/6 (а), лимб контроля установки насоса на двигателе (б) и метки на маховике (б):
1 — муфта опережения впрыска; 2 — картер привода; 3 — текстолитовая шайба; 4 — шестерня привода; 5 — опора шестерни; 6 — канал подвода масла; 7 -штуцер; А — метка на корпусе муфты опережения впрыска; Б — шкала, на корпусе проставки

— регулируют выключение подачи при остановке двигателя винтом 52.

Угол опережения впрыска топлива форсункой при установке насоса на двигатель регулируют по углу опережения подачи топлива. Порядок регулировки следующий:

— подготовить двигатель, для чего установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту начала подачи топлива. Для этого в первом цилиндре находят такт сжатия, затем нажимают на стержень указателя ВМТ и осторожно вращают коленчатый вал, пока указатель не утонет в отверстии маховика. Это положение соответствует ВМТ. Далее снять крышку люка на картере маховика и закрепить стрелку против риски ВМТ. Провернуть коленчатый вал почти на два оборота, а потом медленно вращать его, пока со стрелкой не совпадет деление 26° (рис. 4.16, б);

— подготовить насос, для чего установить его на место, надеть текстолитовую шайбу 3 (рис. 4.16, а) на кулачки шестерни привода 4. Далее установить кулачки муфты 1 вертикально (кулачок с меткой должен быть вверху) и ввести их в отверстия шайбы 3;

— совместить с меткой А на фланце топливного насоса деление О на лимбе. Затянуть гайки крепления насоса. Присоединить топливопроводы и тяги. На первый штуцер установить моменто-скоп или прибор КИ-13902. Прокачать систему вручную, до прекращения появления пузырьков в сливной трубке;

— проверить установку угла опережения подачи, для чего провернуть коленчатый вал почти на два оборота. В конце второго оборота следить за моментоскопом. Когда топливо в его трубке дрогнет, прекратить вращение вала. Проверить, какое деление оказалось против стрелки на люке. При необходимости изменить установку угла опережения подачи, ослабить гайки крепления топливного насоса к проставке и повернуть корпус. Поворот навстречу вращению вала увеличивает угол опережения (подача более ранняя), в обратную сторону — уменьшает подачу (подача будет поздняя).

Каждое деление на лимбе соответствует 2° поворота коленчатого вала.

Оцените статью