Устройство системы охлаждения двигателя мтз

Устройство системы охлаждения двигателя мтз

Система охлаждения дизеля (рис. 12) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. В систему охлаждения входят следующие основные узлы и агрегаты: водяной радиатор 2, водяной насос 6, вентилятор 8, термостат 4, термометр 5, шторка 9 и, кроме того, водоподводящий 3 и водоотводящий 7 патрубки, шланги, соединительная арматура, сливные краники и др.

Рис. 12. Схема системы охлаждения:

1 — пробка радиатора, 2 — радиатор. 3 — водоподводящий патрубок; 4 — гермостат; 5- термометр; 6 — водяной насос; 7 — водоотводящий патрубок; 8 — вентилятор; 9 — шторка; 10 — краник слива воды из радиатора

Радиатор 2 предназначен для охлаждения воды, нагревающейся в водяной рубашке дизеля. Вода, проходя через радиатор, отдает тепло обдувающему его потоку воздуха. Сердцевина радиатора состоит из четырех рядов вертикальных плоских трубок, пропущенных через ряд спаянных с ними горизонтальных пластин. Трубки и пластины сердцевины изготовлены из латуни. Концы трубок припаяны к крайним (основным) более толстым пластинам и несколько выступают над их поверхностью. Улучшению условий теплоотдачи способствует ступенчатое (коридорное) расположение трубок по глубине радиатора.

К крайним пластинам на болтах прикреплены верхний и нижний латунные бачки. Между пластинами и бачками установлены резиновые прокладки. По обеим сторонам сердцевины проходят стойки, соединяющие бачки радиатора. К задней стенке верхнего бачка присоединен водоподводящий патрубок 3. На верхней части бачка расположена заливная горловина, закрытая пробкой 1 с паровоздушным клапаном. К задней стенке нижнего бачка присоединены водоотводящий патрубок 7 и сливной краник 10.

Крепление радиатора на тракторе эластичное: к переднему брусу при помощи опоры с резиновыми амортизаторами, а в верхней части — растяжками к головке блока цилиндров.

Вентилятор 8 создает интенсивный воздушный поток, обдувающий сердцевины масляного и водяного радиаторов и охлаждающий наружные поверхности дизеля. Вентилятор смонтирован в одном узле с водяным насосом и расположен на его валу. Вентилятор присоединен шестью болтами к шкиву 5 (рис. 13) насоса, а весь узел (вентилятор -водяной насос) прикреплен болтами к верхней части передней стенки блока цилиндров. С задней стороны к стойкам водяного радиатора крепится кожух вентилятора. Кожух улучшает работу вентилятора, предохраняет лопасти вентилятора от попадания посторонних предметов и направляет поток воздуха на дизель.

Рис. 13. Водяной насос и вентилятор:

1 — вентилятор, 2 — ступица; 3 — шпонка; 4 — вал насоса; 5 — шкив; 6 — стопорное кольцо; 7 — масленка; 8 — пружина; 9 — крыльчатка; 10 — манжета; 11 — обойма; 12 — уплотнительная шайба; 13 и 16 — сальники; 14 — корпус; 15 — ремень вентилятора.

Водяной насос (рис. 13) центробежного типа. Он предназначен для создания активной циркуляции воды в системе охлаждения и за счет этого более полного отвода тепла от нагретых деталей дизеля. Крыльчатка 9 насоса установлена на валик 4, зафиксирована от проворачивания лыской и закреплена на валике торцевым болтом. Валик вместе с крыльчаткой вращается на двух шариковых подшипниках. Пространство в корпусе между подшипниками заполняется смазкой через масленку. Водяная и масляная полости насоса разделены между собой дополнительным торцевым уплотнением, смонтированным в крыльчатке. Уплотнение состоит из текстолитовой шайбы, находящейся в контакте с тщательно обработанным торцом упорной втулки, которая запрессована в корпус насоса, а также резиновой манжеты 10, охватывающей валик, и поджимающей пружины 8. Для лучшего уплотнения на резиновую манжету надеты обоймы 11.

Читайте также:  Что за масло для двигателя idemitsu

Крыльчатка 9 помещается в профилированной полости корпуса 14 насоса. При вращении крыльчатки на входе в эту полость создается разрежение, передаваемое в приемную камеру, которая патрубком соединена с нижним бачком радиатора. Благодаря разряжению вода попадает на лопатки крыльчатки и под давлением поступает в спиральный канал, так называемую улитку, образованную вокруг крыльчатки в корпусе насоса.

Отсюда вода нагнетается в продольный канал системы охлаждения блока цилиндров.

Водяной насос и вентилятор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала дизеля при помощи клиновидного ремня 15, который также вращает и ротор генератора. При номинальной частоте вращения дизеля, равной 2200 об/мин, водяной насос и вентилятор развивают 2600 об/мин.

Термостат автоматически поддерживает температуру воды в заданных пределах и ускоряет прогрев дизеля после пуска. Он состоит из корпуса (рис. 14), датчика термостата 6 с твердым наполнителем, верхнего основного 5 и нижнего вспомогательного 2 клапанов. Корпус термостата отштампован из латуни. В боковой его поверхности сделано два окна 3. Верхний торец корпуса служит седлом для основного клапана 5, а отбортовка нижнего — для закрепления корпуса в коробке термостата. К верхней части датчика 6 прикреплены основной клапан и рычаг вспомогательного клапана.

Рис. 14. Термостат

1 — корпус; 2 — вспомогательный клапан; 3 — окно для прохода воды; 4 — стержень датчика; 5 — основной клапан; 6 — датчик.

Термостат помещен в корпус и установлен на выходе из рубашки охлаждения блока цилиндров. Термостат с твердым наполнителем имеет меньшую чувствительность к изменению давления в системе и большие перестановочные усилия в сравнении с сильфонным.

Когда температура охлаждающей жидкости меньше 70°С, основной клапан 5 закрыт, и жидкость через окна поступает по патрубку в насос, а затем в водяную рубашку блока. Следовательно, жидкость не проходит через радиатор и поэтому быстро нагревается. Когда же температура охлаждающей жидкости больше 70°С, увеличивается объем смеси церезина с алюминиевой пудрой, выдвигается поршень с установленным на нем основным клапаном и открывается проход охлаждающей жидкости в радиатор. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна для прохода жидкости в водяной насос, минуя радиатор.

Шторка, установленная перед водяным радиатором, позволяет изменять количество проходящего через радиатор воздуха и тем самым регулировать в некоторых пределах температуру охлаждающей жидкости. Управляют шторкой с рабочего места тракториста при помощи рукоятки, связанной тросом с передвижным валиком шторки. Температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируют по показаниям дистанционного электрического термометра, датчик которого установлен в головке цилиндров, а указатель — на щитке приборов в кабине.

Техническое обслуживание системы охлаждения прежде всего предполагает контроль за состоянием соединений, исправностью всех сборочных единиц и агрегатов, уровнем и качеством заливаемой в систему охлаждающей жидкости.

Заполнять систему охлаждения нужно только чистой водой. Особое внимание следует обращать на жесткость воды. Жесткая (содержащая много минеральных солей) вода образует на стенках водяной рубашки накипь, которая является плохим проводником тепла, замедляет теплоотдачу от стенок и головки блока цилиндров, ухудшает циркуляцию, что приводит к перегреву дизеля. Для заполнения системы охлаждения лучше всего применять мягкую (дождевую или снеговую) воду. Если же такой воды нет, жесткую воду необходимо умягчить кипячением или добавкой 10. 12 г стиральной соды на 10 л воды с тщательным перемешиванием до полного растворения ее и последующим отстоем в течение 2. 3 ч.

Читайте также:  Масло с подушки двигателя мазда

Вода, слитая из системы охлаждения, по своему качеству близка к кипяченой, поэтому ее рекомендуется собирать и хранить в закрытой чистой емкости и применять для заправки системы. Сливать воду из системы можно только после остановки и достаточного охлаждения дизеля.

Температура воды в процессе работы двигателя не должна превышать 95°С.

При недопустимом повышении температуры воды нужно проверить уровень ее в радиаторе и натяжение ремня вентилятора, а также убедиться в отсутствии течи.

Воду в систему охлаждения перегретого дизеля доливают постепенно и обязательно при работающем дизеле. От резкого охлаждения могут появиться трещины в головке цилиндров и водяной рубашке блока цилиндров. По этой причине нельзя заливать слишком горячую воду зимой в непрогретый дизель.

Следует своевременно устранять течь воды через шланговые соединения и уплотнения водяного насоса. В случае появления течи из дренажного канала водяного насоса нужно заменить уплотнительную шайбу водяной полости крыльчатки.

Важно содержать в чистоте радиатор и резиновые шланги, периодически очищая от пыли и грязи, не допуская попадания на них масла и топлива.

Систему охлаждения очищают от накипи через 960 ч работы дизеля, а также при сезонных обслуживаниях. Для удаления накипи применяют водный раствор кальцинированной соды (50. 60 г на 1 л воды). Сначала в систему заливают 2 л керосина, а потом ее заполняют отфильтрованным раствором. Затем запускают дизель и дают ему проработать 10. 12 ч. После этого дизель останавливают, сливают из системы раствор и тщательно промывают ее чистой водой.

Система охлаждения МТЗ – особенности и принцип действия

В работе современной сельхоз техники очень важную роль играет правильное функционирование системы охлаждения МТЗ. Предлагаем рассмотреть особенности ее конструкции и принципы действия.

Устройство системы охлаждения МТЗ 80, 82

Большинство моделей тракторов укомплектованы закрытой системой охлаждения. В устройство входят следующие элементы:

  • Радиатор МТЗ – работа механизма состоит в том, чтобы максимально быстро передавать в атмосферу тепло от охлаждающей жидкости;
  • Водяной насос МТЗ – обеспечивает перемещение жидкости внутри системы. В конструкцию насоса входит множество патрубков;

  • Вентилятор – создает потоки воздуха, которые обеспечивают дополнительное охлаждение пластин и трубок радиатора, а также рабочей жидкости;
  • Термостат – регулирует интенсивность всего процесса охлаждения;
  • Рубашка охлаждения – имеет двойные стенки. Между ними размещается жидкость охлаждения;
  • Система трубопроводов – отвечает за максимально быструю передачу от мотора к теплообменнику передачу жидкости и обратно.

Как работает система охлаждения МТЗ 80, 82?

Принцип функционирования системы весьма прост.

Сначала жидкость закачивается из радиаторного бака с помощью двигательной помпы в охлаждающую рубашку. Затем переносится в верхний радиаторный бак.

Таким образом жидкость распределяется по всех поверхности сердцевины радиатора.

Далее на нее оказывает воздействие воздух, создаваемый вентилятором МТЗ. Потоками воздуха происходит охлаждения до оптимальной температуры.

Только после прохождения данного этапа жидкость перемещается в верхний резервуар. В это время из нижнего резервуара происходит подача новой жидкости.

При холодном моторе термостат системы охлаждения МТЗ перемещает рабочую жидкость в насос, без предварительного перемещения в радиатор.

Система охлаждения трактора МТЗ-82, 80

Из каких элементов состоит система охлаждения на МТЗ-80, 82? Как правильно промыть и заправить систему?

Читайте также:  Схема подключения трехфазного двигателя звездой или треугольником

В современных тракторах, работающих зачастую на пределе своих мощностей, эффективная и дееспособная система охлаждения имеет первостепенное значение. Именно она отвечает за своевременный отвод излишков тепла от агрегатов двигательной системы, обеспечивая их бесперебойное функционирование. Именно о данном элементе и его нюансах и пойдёт речь ниже.

Система охлаждения и её конструкция

На тракторах МТЗ используется закрытая система жидкостного охлаждения, основу которой составляют следующие элементы:

  • Водяной насос – являет собой конструкцию центробежного типа, снабжённую всеми необходимыми патрубками и обеспечивающую принудительное циркулирование охлаждающей жидкости внутри системы;
  • Пластинчатый радиатор – отвечает за теплоотдачу от охлаждающей жидкости в окружающую атмосферу;
  • Вентилятор – его вращение формирует воздушные потоки, идущие между радиаторными трубками и пластинами;
  • Охлаждающая рубашка – выполнена в виде двойных стенок, между которыми заливается охлаждающий состав;
  • Трубопроводы – обеспечивают передачу жидкости к теплообменнику от двигателя и обратно;
  • Термостат – отвечает за регулировку интенсивности проводимого охлаждения.

Принцип действия – всё просто и эффективно

Несмотря на довольно замысловатую конструкцию, охлаждающий комплекс трактора работает по очень простому принципу: двигательная помпа закачивает жидкость в охлаждающую рубашку, беря её из нижнего радиаторного бака и вытесняя отработавшую своё жидкость в бак верхний. Циркулируя по сердцевине радиатора жидкость, под воздействием воздуха из вентилятора, охлаждается до оптимальной рабочей температуры, после чего переходит в верхний резервуар, а на её смену помпа вновь закачивает новую охлаждающую жидкость из нижнего.

Если двигатель холодный, термостат отправляет охлаждающую жидкость напрямую в водяной насос, без её поступления в радиатор (имеет место так называемый малый круг циркулирования).

Промывка и заправка охлаждающей системы

Для заправки охлаждающего комплекса рекомендуется использовать тосол – он не содержит в своём составе никаких активных и вредных веществ, способных нанести вред системе или вывести её из строя. В редких, скорее даже крайних, случаях можно залить и воду – талую, дождевую или обычную колодезную, но с добавлением кальцинированной соды (примерно 1-1,2 г на 1 литр воды).

Что же касается объёмов заливки, то для верхнего бардачка уровень жидкости примерно на 5-6 см не должен доходить до уровня заливной горловины. Если жидкости будет налито больше, излишки её будут вытекать сквозь контрольный сливной выход, расположенный на радиаторе. Недолив жидкости негативно скажется на её циркуляции и вызовет скорый перегрев двигателя.

Для продления срока службы охлаждающей системы, примерно через каждые 2000 часов работы её следует промывать. Для этого используется особая смесь, приготовленная из содового раствора и керосина (около 2 литров). При такой промывке мотор должен работать не менее 12 часов кряду, а по её окончании радиатор дополнительно промывают чистой водой.

Возможен также и вариант, когда очистка проводится сжатым под высоким давлением воздухом – данный способ также достаточно эффективен, хотя и требует наличия специального оборудования.

Заключение

Охлаждающая система – один из тех элементов, которые требуют к себе постоянного и самого пристального внимания. При первых же признаках неисправности комплекса, следует провести его полную диагностику, отрегулировать работу проблемных деталей и компонентов, а при необходимости и заменить вышедшие из строя запчасти на новые. И не стоит откладывать данную процедуру на потом – промедление может стоить очень дорого.


Оцените статью