Устройство системы охлаждения автомобиля маз

Устройство системы охлаждения МАЗ

Для того чтобы избежать перегрева топлива, уменьшения мощности двигателя комплектуются современные автомобили МАЗ системой охлаждения.

Она состоит из таких элементов как:

  • Термостат;
  • Термометр;
  • Вентилятор;
  • Радиатор;
  • Водяной насос.

Благодаря работе центробежного насоса обеспечивается принудительная циркуляция охлаждающей жидкости.

Из нижнего бочка радиатора перемещается жидкость насосом. Затем поступает в левую и правую рубашки блока цилиндров.

Здесь омывается гильзы цилиндров и происходит быстрое поглощение тепла. Далее жидкость нагревается и поступает в водяные рубашки головок цилиндров.

На данном этапе происходит охлаждение стаканов форсунок, клапанов. При попадании в радиатор жидкость отдает накопленное тепло воздуху, который создается при работе вентилятора. После этого жидкость снова возвращается в водяной насос.

Рассмотрим подробнее устройство каждого элемента системы охлаждения МАЗ Зубренок и других моделей.

Водяной насос МАЗ

Имеет несколько лопастей. Для обеспечения наилучшей герметичности устанавливается манжета из резины.

Радиатор МАЗ

Монтируется на раму через подушки, изготовленные из высокопрочной резины. Также имеет расширительный бачок. На данном элементе монтируется специальная пробка.

Система охлаждения автомобиля МАЗ включает в себя и шторку радиатора. Агрегат фиксируется в промежуточном положении. Из кабины осуществляется управление.

Термостаты МАЗ

Благодаря работе данной детали подогрев холодного мотора ускоряется. Также термостаты защищают двигатель от переохлаждения в пути.

Вентилятор МАЗ

Элемент вращается в кожухе радиатора. Имеет шесть лопастей и шестеренный привод.

Система охлаждения МАЗ поддерживает тепловое состояние двигателя автомобиля в предельно допустимых нормах. Поэтому рекомендуем во время проводить техническое обслуживание системы, а также осуществлять ремонт.

Устройство системы охлаждения автомобиля маз

Система охлаждения двигателя ЯМЗ-236 автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

Система охлаждения двигателя (рис. 27) —жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос забирает жидкость из нижнего бачка 11 (рис. 28) радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и. 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам — выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов,

направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Рис. 27. Система охлаждения двигателя:
1 датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 2 — поступление охлаждающей жидкости к отопителю кабины; 3 — краник для спуска воздуха; 4 — термостат; 5 и 6 — поступление охлаждающей жидкости к радиатору; 7 — перепускная трубка; 8 — поступление охлаждающей жидкости к компрессору пневматического привода тормозов; 9 — поступление охлаждающей жидкости из радиатора; 10 — водяной насос; 11 — поступление охлаждающей жидкости из пускового подогревателя

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70°С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70°С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70°С термостаты открываются и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Читайте также:  16 stand fan схема подключения двигателя

Наилучшей температурой охлаждающей жидкости на выходе из головки цилиндров является 75—98°С. Двигатель при данном тепловом режиме развивает максимальную мощность, расходует наименьшее количество топлива и работает с минимальными взносами.

При температуре ниже 70°С ухудшается процесс сгорания топлива и увеличивается износ поршневой группы. Впрыснутое в камеру сгорания топливо сгорает не полностью. Часть несгоревшего топлива превращается в мелкие твердые частицы кокса (черный

дым), часть конденсируется и смывает масляную пленку с деталей двигателя.

При перегреве двигателя падает давление в системе смазки, ухудшаются смазывающие свойства масла, возможны задиры трущихся поверхностей, коробление и трещины деталей, имеющих высокую рабочую температуру (головка цилиндров).

Температуру охлаждающей жидкости регулируют (кроме термостатов) также с помощью шторки радиатора, управление которой осуществляется кольцом цепочки из кабины водителя.

Температура охлаждающей жидкости контролируется дистанционным указателем 3 температуры жидкости, установленным на щитке приборов в кабине водителя.

Рис. 28. Схема системы охлаждения двигателя:
1 — водяной насос; 2

водяная рубашка правого ряда цилиндров;
3 — указатель температуры жидкости; 4 — датчик; 5 — водосборные трубопроводы; 6 — водяная рубашка левого ряда цилиндров; 7 — термостаты; 8 — перепускная трубка;
9 — верхний бачок радиатора;
10 — трубки радиатора; 11 — нижний бачок радиатора; 12 — вентилятор


Рис. 29. Водяной насос:
1 — сальник; 2 — корпус насоса; 3 — втулка;
4 — шпилька крепления подводящего патрубка; 5 — стопорное кольцо сальника; 6 — текстолитовая шайба; 7 — пружина сальника; 8 — манжета сальника; 9 — крыльчатка;
10 — крышка; 11 — вал; 12 — гайка; 13 — стопорная шайба; 14 перепускной ниппель трубки водяных термостатов; 15 и 16 — шариковые подшипники; 17 — прокладка; 18 — корпус сальника; 19 — втулка сальника; 20 — гайка крепления боковины шкива; 21 —- замковая шайба; 22 — гайка; 23 — ступица шкива; 24 — боковина шкива; 25 — регулировочные прокладки: 26 — пресс-масленка

Водяной насос (рис. 29) — центробежного типа, установлен с правой стороны крышки распределительных шестерен.

Внутри корпуса 2, изготовленного из алюминиевого сплава, вращается крыльчатка 9, отлитая из серого чугуна. Крыльчатка напрессована на вал 11, на котором с противоположной стороны закреплен разборный регулируемый шкив, состоящий из ступицы 23 и боковины 24 шкива. Между ступицей и боковиной установлены стальные регулировочные прокладки 25 толщиной 1 мм, с помощью которых регулируется натяжение ремня привода насоса.

Вал насоса вращается в двух однорядных шариковых подшипниках, установленных в корпусе.

Масло для смазки шарикоподшипников вводят через пресс-масленку до тех пор, пока оно не появится из контрольного отверстия.

Для предотвращения попадания жидкости в полость со смазкой на часть вала, находящуюся внутри крыльчатки, установлен сальник торцового типа (манжета 8).

Текстолитовая шайба 6 имеет четыре выступа, входящие в соответствующие прорези крыльчатки, и таким образом вращается вместе с валом 11. Шайба прижимается пружиной 7 к полированному торцу втулки 3 из нержавеющей стали, запрессованной в корпус, и создает подвижное уплотнение.

Манжета 8 из маслобензостойкой резины с одной стороны обоймами прижимается к валу, а с другой — пружиной 7 к шайбе

6 и тем самым уплотняет зазор между шайбой и валом. Манжета, пружина и шайба, вставленные в крыльчатку, зафиксированы стопорным пружинным кольцом 5.

Корпус насоса закрыт крышкой 10, уплотняемой прокладкой из паронита. В корпус насоса ввернут ниппель 14, соединяющий насос с перепускной трубой, через которую перепускается жидкость из блока цилиндров в процессе разогрева двигателя при закрытых термостатах.

Вентилятор (рис. 30) предназначен для создания интенсивного потока воздуха между радиаторными трубками, в которых охлаждается жидкость, перетекающая из верхнего бачка радиатора в нижний.

Привод вентилятора — шестеренчатый, осуществляется непосредственно от шестерни 10 распределительного вала.

Чугунный корпус 7 вентилятора прикреплен к крышке 9 распределительных шестерен болтами. Вал 6 вентилятора вращается в двух шариковых подшипниках, установленных в корпусе. На переднем конце вала имеется упругая муфта, к которой болтами прикреплена шестилопастная крыльчатка 11, вращающаяся в кожухе радиатора. Кожух закреплен на рамке радиатора и увеличивает количество проходящего воздуха.

Упругая муфта состоит из корпуса 3 и ступицы 1, которые приклеены с разных сторон к резиновому кольцу 2. Таким образом, при пуске двигателя и при резком изменении числа оборотов коленчатого вала сила инерции, возникающая от массы крыльчатки, будет поглощаться упругостью резинового кольца, вследствие чего вал вентилятора разгружается от излишних скручивающих усилий.

Читайте также:  Мотор для газ 24 волгу

На валу с помощью шпонки закреплен шкив 5 для привода компрессора и генератора. На заднем конце вала на шлице насажена ведомая шестерня 8 привода вентилятора. Для предотвращения вытекания масла из корпуса вентилятора в его выходное отверстие запрессован сальник 4.

Рис. 30. Вентилятор

Радиатор — трубчато-ленточный (змейковый), с трубками овального сечения, состоит из верхнего и нижнего бачков, соединенных между собой трубками сердцевины радиатора, а также боковыми стойками, образующими рамку. Трубки впаяны в бачки. Верхний бачок имеет горловину, закрываемую герметичной пробкой и снабженную пароотводящей трубкой. Бачки имеют патрубки, соединяющие посредством гибких резинотканевых шлангов радиатор с остальными агрегатами системы охлаждения.

Радиаторы могут устанавливаться на автомобиль с тремя (трехрядные) или четырьмя (четырехрядные) рядами трубок. Трубки радиатора — луженые, что улучшает теплоотдачу и предохраняет их от коррозии.

Для увеличения поверхности охлаждения между трубками по всей их длине установлена гофрированная латунная лента (ширина ее равна толщине радиатора), которая припаяна к трубкам в местах соприкосновения.

В пробке радиатора имеются два клапана (выпускной и впускной), соединяющие систему охлаждения с атмосферой.

Выпускной клапан открывается при повышении давления пара в системе до 0,7—1 /сГ/сж2 и выпускает наружу пар через пароотводную трубку. Впускной клапан открывается при разрежении 0,01—0,13 кГ/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор. Выпускной клапан, открывающийся при повышенном давлении, дает возможность повысить точку кипения жидкости в системе до 119°С и, следовательно, работать на повышенном тепловом режиме.

Радиатор установлен на кронштейнах рамы на резиновых подушках и дополнительно прикреплен растяжками к продольным балкам рамы.

Устройство системы охлаждения автомобиля маз

МАЗ-203. Система смазки двигателя

Порядок технического обслуживания системы смазки двигателя приведен в Руководстве по эксплуатации двигателя.

МАЗ-203. Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона автобуса приведена на рис. 4.1.5.1.

Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости. Система охлаждения двигателя объединена с системой отопления салона и рабочего места водителя.

Основными элементами системы являются радиатор, расширительный бачок, термостат, циркуляционный насос.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости в системе при работающем двигателе (80. 98 °С) поддерживается автоматически термостатами и производительностью вентилятора, изменяющейся в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и температуры наддувочного воздуха.

Радиатор — трубчато-ленточный с трубками овального сечения. Радиатор закреплен через резиновые подушки на кронштейнах каркаса.

Расширительный бачок (рис. 4.1.5.2) служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева и повышения статического напора на всасывании водяного насоса с целью предотвращения кавитации. На расширительном бачке установлен датчик уровня охлаждающей жидкости 6, при понижении уровня ниже допустимого датчик подает сигнал, и на ЖК-дисплеее загорается символ аварийного уровня охлаждающей жидкости. На расширительном бачке установлена заливная пробка 4 и паровоздушная пробка 2.

Паровоздушная пробка имеет два клапана — впускной и выпускной (паровой). Выпускной клапан поддерживает в системе охлаждения избыточное давление, а впускной препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.

Рисунок 4.1.5.1 — Схема системы охлаждения двигателя и отопления салона:
1 — расширительный бачок; 2 — радиатор; 3 — воздухоотделительный бачок; 4 — напорный коллектор; 5 — кран прогрева двигателя; 6 — кран отопления рабочего места водителя; 7 — кран отопления салона; 8, 11, 13, 15 — салонные отопители; 9, 10, 14 — конвекторы; 12 — отопитель рабочего места водителя; 16 — подогреватель жидкостный; 17 — циркуляционный насос подогревателя; 18 — ГМП; 19 — двигатель; 20 — термостат; 21 — кран климатической установки; 22 — обратный клапан

МАЗ-203. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Для нормальной работы системы охлаждения необходимо:

— заполнять систему охлаждения только низкозамерзающей жидкостью в соответствии с Руководством по эксплуатации двигателя;

— заливать жидкость через воронку с сеткой, используя для заливки чистую заправочную посуду;

— следить за рабочей температурой охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 80.98 °С;

Читайте также:  Диагностика ключа от автомобиля

— ежедневно контролировать уровень охлаждающей жидкости по символам ЖК-дисплея и при необходимости доливать. Уровень охлаждающей жидкости следует контролировать при холодном двигателе;

— при ТО-1 проверить исправность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке;

— при ТО-2 проверить функционирование клапанов паровоздушной пробки и датчика аварийного уровня жидкости в расширительном бачке;

— при ТО-2 проверить крепление радиатора;

— производить замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя.

Для поддержания оптимального температурного режима двигателя в зимний период эксплуатации рекомендуется при работе двигателя использовать ПЖД (см. пункт 2.2.9).

В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Прочистку можно производить струей сжатого воздуха, направленной в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ЖАРКИй ПЕРИОД ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ВЕНТИЛЯЦИИ МОТОРНОГО ОТСЕКА НЕОБХОДИМО ОТКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 (РИС. 4.11.1.1) НА ЗАДНЕЙ СТЕНКЕ АВТОБУСА.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ЗИМНЮЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКРЫТЬ ЖАЛЮЗИ МОТОРНОГО ОТСЕКА 13 И ЗАКРЫТЬ ШТОРКОЙ ИЗНУТРИ БОКОВУЮ РЕШЕТКУ БЛОКА РАДИАТОРОВ 14 НАПРОТИВ ОХЛАДИТЕЛЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА.

Из системы охлаждения и системы отопления жидкость сливается через кран на нижнем патрубке радиатора, сливную пробку рубашки охлаждения двигателя и через сливные краны на трубопроводах системы

отопления (сливные краны расположены перед передней осью). Жидкость сливать при открытой пробке заливной горловины расширительного бачка, открытых кранах системы отопления и прогрева двигателя. Под места слива охлаждающей жидкости для ее сбора должны устанавливаться емкости необходимого объема.

Рисунок 4.1.5.2 — Расширительный бачок:
1 — пароотводящий патрубок; 2 — паровоздушная пробка; 3 — хомут; 4 — пробка заливной горловины; 5, 7 — перегородка; 6 — датчик аварийного уровня; 8 — дренажная трубка; 9 — заглушка; 10 — уплотнительное кольцо

ВНИМАНИЕ! ПОСЛЕ СЛИВА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПУСКАТЬ ДВИГАТЕЛЬ (ДАЖЕ НА КОРОТКИЙ СРОК), ТАК КАК ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПЕРЕГРЕВУ ДЕТАЛЕЙ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННОМУ ВЫХОДУ ДВИГАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ._

Заполнять систему охлаждения двигателя и систему отопления автобуса необходимо при холодном двигателе по край заливной горловины расширительного бачка при открытом кране быстрого прогрева двигателя, включенном отоплении салона и включенном отоплении рабочего места водителя. Удаление воздуха из систем, после их заполнения, производить при работающем двигателе и циркуляционном насосе ПЖД.

Для удаления воздуха из системы быстрого прогрева двигателя необходимо открыть кран прогрева двигателя и при выключенном отоплении салона и рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин..

Для удаления воздуха из отопителя рабочего места водителя необходимо закрыть кран прогрева двигателя, выключить отопление салона и при включенном отоплении рабочего места водителя и открытом кране выпуска воздуха 3 (рис. 4.11.6.1) на отопителе рабочего места водителя поддерживать средние обороты двигателя до выхода охлаждающей жидкости из крана выпуска воздуха без воздушных пузырьков.

Для удаления воздуха из системы отопления салона необходимо включить отопления салона, выключить отопление рабочего

места водителя и поддерживать средние обороты двигателя в течение 3.5 мин.

Для удаления воздуха из радиаторов климатической установки необходимо снять пластиковую крышку климатической установки, включить при работающем двигателе климатическую установку на максимальную температуру, и нажав на ниппели (расположены на водяных радиаторах климатической установки) удалить воздух из радиаторов. Охлаждающая жидкость, выходящая из ниппелей вместе с воздухом стекает по каналам слива конденсата и сливается через два шланга под автобус в задней части (при необходимости поставить под шланги емкости). Выключить климатическую установку и остановить двигатель.

После удаления воздуха долить жидкость по край заливной горловины расширительного бачка, жидкость доливать при остановленном двигателе.

Уровень жидкости в системе охлаждения контролируется электрическим датчиком аварийного уровня. При загорании символа

необходимо проверить герметичность системы охлаждения двигателя и отопления салона, устранить утечки и заполнить систему до края заливной горловины.

ВНИМАНИЕ! КРАН БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ 3 ОТКРЫВАТЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЛИВА И ЗАПОЛНЕНИЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ. В НОРМАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ КРАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАКРЫТ (РУЧКА КРАНА ДОЛЖНА РАСПОЛАГАТЬСЯ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО ТРУБОПРОВОДУ).

Оцените статью