Устройство синхронизатора автомобиля зил 130

Устройство синхронизатора автомобиля зил 130

Переключение передач сопровождается ударами между зубьями шестерен, что приводит к их износу. Для уменьшения износа шестерен и шума, возникающих вследствие удара зубьев при переключении передач, служат синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости включаемых шестерен.

Синхронизаторами обычно снабжают шестерни передач, переключаемых наиболее часто. Шестерни передач заднего хода у всех автомобилей и шестерни прямой передачи у грузовых автомобилей, как правило, не имеют синхронизаторов, так как этими передачами пользуются сравнительно редко.

На автомобиле ГАЗ -53 синхронизаторами снабжают третью и четвертую передачи, а на автомобилях ЗИЛ -130, MA3-5335 и КамАЗ — вторую и третью, четвертую и пятую передачи. У легковых автомобилей в настоящее время синхронизаторами снабжают все передачи переднего хода, например, у автомобилей ГАЗ -24 «Волга»,«Москвич-412» и ВАЗ -2101 «Жигули» синхронизаторами снабжены первая, вторая, третья и четвертая передачи.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ -бЗА показан на рис. 1. На шлицах вторичного вала неподвижно закреплена ступица синхронизатора. На поверхности ступицы нарезаны зубья и сделаны три продольных паза, в которые установлены сухари, имеющие в средней части наружные выступы. На зубья ступицы надета муфта, перемещающаяся по ступице в продольном направлении. Сухари наружными выступами входят в кольцевую выточку на внутренней стороне муфты. К внутренней поверхности муфты сухари прижаты двумя пружинами.

С обеих сторон ступицы синхронизатора установлены латунные конусные блокирующие кольца, торцы которых имеют по три прямоугольных паза под сухари. На внутренней конической поверхности блокирующих колец нарезана мелкая резьба для увеличения трения между конусами блокирующих колец и наружной конической поверхностью шестерен. На наружных поверхностях блокирующих колец и на ступицах шестерен нарезаны зубья. Торцы зубьев шестерен и блокирующих колец имеют скосы, что облегчает введение их в зацепление.

При нейтральном положении синхронизатора его зубчатая муфта и блокирующие кольца не работают. При включении передачи муфта вилкой перемещается и через выступы передвигает сухари, которые прижимают одно из блокирующих колец к конусу шестерни, если включается четвертая (прямая) передача, или к конусу шестерни, если включается третья передача. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями шестерня увлекает во вращательное движение блокирующее кольцо и повертывает его относительно муфты на некоторый угол, так как между сухарем и пазом в торце блокирующего кольца есть зазор. Торцовые скосы зубьев кольца не позволяют зубьям муфты войти в зацепление с зубчатым венцом на ступице шестерни и прижимают блокирующее кольцо к конусу шестерни. В результате этого постепенно выравниваются частоты вращения блокирующего кольца (а следовательно, и вторичного вала) и включаемой шестерни. Когда эти частоты вращения станут одинаковыми, зубья муфты синхронизатора вначале войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца, а затем и с зубчатым венцом на ступице шестерни. Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ -24 «Волга» имеет аналогичное устройство.

Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ -130 представляет собой передвижную муфту с диском посередине, на который воздействует вилка переключения, и с зубчатыми венцами. Муфта установлена на шлицах вторичного вала. Диск муфты имеет три отверстия для пальцев фиксатора, соединяющих его с двумя сблокированными конусными кольцами. Между двумя половинками пальца фиксатора расположены две пружины. Торцы центрального диска имеют прорези для блокирующих пальцев, жестко связывающих конусные кольца. Поверхности пальцев в их средней части и поверхности вырезов для пальцев в центральном диске также сблокированы.

В нейтральном положении корпус синхронизатора расположен посередине между шестернями. При включении передачи муфта синхронизатора, перемещаемая пальцами фиксаторов, прижимает конусное кольцо к конусу шестерни. Муфта, связанная с вторичным валом, и шестерня, связанная с промежуточным валом, имеют разные частоты вращения. Вследствие наличия трения между коническими поверхностями кольцо повертывается относительно диска муфты до соприкосновения блокирующих конусных фасок диска и пальцев, после чего происходит блокировка колец муфты. При выравнивании частот вращения шестерни и вторичного вала муфта перемещается дальше, а ее зубья бесшумно входят в зацепление с зубчатым венцом шестерни.

Синхронизатор коробки передач автомобилей MA3-5335 состоит из кольцевого корпуса, на внутренней поверхности которого с обеих сторон запрессованы конические бронзовые кольца, имеющие зубчатую насечку. Внутри корпуса установлена муфта синхронизатора с зубчатыми венцами. В фасонные прорези корпуса входят выступы муфты. Штифты муфты входят во внутренний кольцевой паз обоймы, имеющей на своей наружной поверхности выточку для вилки переключения передач. Фиксаторы, состоящие из шариков и пружин, удерживают обойму вилки переключения на корпусе синхронизатора, предохраняя ее от самопроизвольного перемещения. Шарики фиксаторов прижимаются изнутри к корпусу синхронизатора; для фиксации центрального положения шариков на внутренней поверхности корпуса в средней части для них есть выемки. Шестерни всех передач, которые включаются синхронизаторами, имеют наружные конусные поверхности и внутренние зубья, соответствующие зубьям венца.

При включении передач вилкой включения по направлению к включаемой шестерне перемещается обойма и муфта, а вместе с последней и весь корпус. Внутренний конус кольца прижимается к конусной поверхности шестерни. От возникающего трения между конусными поверхностями корпус повернется на некоторый угол, и выступы муфты синхронизатора упрутся в края фасонных прорезей продольное движение муфты относительно корпуса синхронизатора при таком положении невозможно.

Когда частоты вращения муфты и шестерни станут равными, муфта может быть передвинута дальше. При этом шарики фиксаторов отожмутся внутрь выступов, а зубчатый конец муфты войдет в зацепление с внутренними зубьями шестерни включаемой передачи.

IntoTransport

Транспорт в России

Назначение, устройство, работа коробки передач ЗИЛ-130

Синхронизатор (рис. 3.5). Бесшумное включение передач возможно при условии предварительного уравнивания окружных скоростей включаемых в зацепление шестерён. Для этой цели служит синхронизатор.

Рис. 3.5 Синхронизатор ЗИЛ-130

В автомобиле ЗИЛ-130 применяют синхронизатор инерционного типа. На шестернях второй, третьей и четвёртой передач и на первичном валу выполнены боковые конические выступы с внутренними зубьями для включения. Синхронизатор состоит из муфты с двумя зубчатыми венцами, посаженными на шлицах вторичного вала, двух блокирующих колец с внутренними конусами, трёх пальцев и трёх фиксирующих пальцев с пружинами и шариками. В каретке выполнено шесть отверстий, имеющих по бокам конусные выточки.

Через три из них проходят пальцы, жёстко соединяющие блокирующие кольца. В средней части пальцев сделаны выточки с конусными фасками. Через остальные три отверстия проходят фиксирующие пальцы с конусными выточками посредине, внутри которых помещены пружины и по два шарика. При перемещении муфты синхронизатора блокирующие кольца, перемещаясь вместе с муфтой, подводятся до соприкосновения с конусной поверхностью выступа включаемой шестерни. В следствии разности чисел оборотов муфты синхронизатора и включаемой шестерни происходит сдвиг блокирующего кольца по отношению к отверстиям диска, и пальцы, опираясь на конические отверстия муфты, будут препятствовать дальнейшему перемещению её с муфтой. Когда обороты шестерни и блокирующего кольца уравняются, конические поверхности выточек пальцев и отверстий муфты не будут препятствовать дальнейшему перемещению муфты и передача включится бесшумно.

Механизм переключения передач. Перемещение шестерён при включении и выключении передач в коробке осуществляется при помощи механизма переключения. Механизм переключения передач состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения передач на грузовых автомобилях установлен на крышке коробки передач, а на легковых на рулевой колонке.

Рычаг, устанавливаемый на крышке коробки передач, имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фиксатором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых закреплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерён или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определённое положение, нижний конец рычага через переводную головку перемещает ползун с вилкой и шестернёй до включения нужной передачи. Для удержания шестерён коробки передач во включенном или нейтральном положении служат фиксаторы.

Читайте также:  Масло для камаза с двигателем камминз

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенных в канале, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются выемки, количество которых соответствует количеству включаемых данным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения.

При включении передачи или при нейтральном положении шарик под действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определённом положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика из выемки.

Во время переключения передачи нижний конец рычага может установиться на стыке двух переводных головок и перемещать одновременно два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как вторичный вал не может вращаться с двумя различными скоростями, то могут поломаться зубья шестерён. Чтобы не допустить одновременного включения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещённых в горизонтальном канале между ползунами. На ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка и диаметр двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдёт в выемку соседнего ползуна и не застопорит его.

Самое популярное:

«ТрансКонтейнер» и его взаимодействие с ОАО «РЖД»
ОАО «ТрансКонтейнер» — дочернее предприятие ОАО «РЖД» — зарегистрировано 4 марта 2006 года на базе филиала ОАО «РЖД» — Центра по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер». Хозяйственную деятельность компания начала 1 июля 2006 года. Компания «ТрансКонтейнер» является ведущим жел .

Расчет крепления палубного груза, буксировка судна в море и при снятии с мели
Управление современным крупнотоннажным судном, имеющим мощный двигатель и находящимся всегда под влиянием двух движущихся сред: воды и воздуха, – сложная задача. Чтобы правильно определить влияние на судно различных факторов, судоводитель должен иметь глубокие теоретические знания и .

Общие сведения об автономном транспорте
Определение. “Автономным транспортом” называется транспорт, несущий на своём борту автономную энергетическую установку, используемую как источник для его движения. Из определения следует, что на транспортном средстве в качестве первичного источника энергии может использоваться источни .

ЗИЛ-130. Коробка передач. Сборка и проверка

Сборка узлов коробки передач

Очередность этапов сборки ведущего вала 11 КП (рис. 1):

  1. Сначала собирается шариковый подшипник 12 (эта операция называется подсборка), для чего стопорное кольцо 13 устанавливается в канавку детали.
  2. После этого подшипник ставят на место на ведущем вале. Выточка подшипника должна быть обращена наружу.


Рис. 1. Детали коробки передач:
1 – картер коробки; 2, 3, 8 и 26 – прокладки; 4 – пробка спускного отверстия с магнитом; 5, 17 и 55 – болты; 6 и 56 – пружинные шайбы; 7 – крышка люка; 9, 13, 27, 37, 39, 43, 50 и 60 – стопорные кольца; 10, 19 и 38 – роликовые подшипники; 11 – ведущий вал; 12, 16, 28 и 59 – шариковые подшипники; 14 – гайка подшипника ведущего вала; 15 – крышка подшипника ведущего вала; 18 – блок шестерен заднего хода; 20 и 35 – распорные втулки; 21 – ось блока шестерен; 22 – стопор оси; 23 – пробка маслоналивного отверстия; 24 – крышка заднего подшипника промежуточного вала; 25 – упорная гайка заднего подшипника промежуточного вала; 29 – промежуточный вал; 30 – шпонка шестерен; 31 – шестерня второй передачи промежуточного вала; 32 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 33 – шестерня третьей передачи промежуточного вала; 34 – шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 36 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 40 – заглушка; 41 – уплотнительной кольцо; 42 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 44, 47, 51 и 65 – упорные шайбы; 45 — шестерня четвертой передачи ведомого вала; 46 – втулка шестерни четвертой передачи; 48 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 49 – синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 52 – шестерня второй передачи ведомого вала; 53 – шестерня первой передачи ведомого вала; 54 – ведомый вал; 57 – стопор штуцера; 58 – штуцер; 61 и 67 – ведущие шестерни привода спидометра; 62 и 68 – ведомые шестерни привода спидометра; 63 – сальник; 64 – фланец ведомого вала; 66 – гайки фланца

  1. Напрессовка подшипника производится после размещения ведущего вала на столе пресса, где предусмотрено специальное приспособление. Для этого используют оправку, которой до конца забивают деталь на шейку вала.
  2. С помощью динамометрического ключа закручивают гайки 14 с усилием 20 кГм.
  3. Чтобы исключить случайное откручивание, закернивают буртик детали в паз ведущего вала.
  4. После установки узла на столе пресса в специальное приспособление солидолом производится смазка внутреннего гнезда шестерни.
  5. Ставятся на место ролики 10 подшипника.

Важно! Последний из роликов должен быть вставлен свободно, надо избегать натяга. После завершения этого этапа проверяется, насколько легко вращаются установленные ролики. Вращение должно быть свободным, но без выпадения из посадочного места.

  1. Перед установкой роликов их проверяют на принадлежность к одной группе по размеру. Допустимые отклонения от установленных размеров для каждой из трех групп:
    1. 8,0 – (0,003-0,008) мм.
    2. 8,0 – (0,005-0,010) мм.
    3. 8,0 – (0,008-0,013) мм.

Интересно: Установка роликового подшипника, собранного в сепаратор, началась с 1967 года, когда было принято решение перейти на такой способ вместо установки отдельных роликов. Это вызвано необходимостью продления срока службы переднего подшипника, с одной стороны, и стремлением упростить процесс сборки/разборки КП.

  1. Стопорное кольцо 9 ставится на свое место после того, как в канавку установлены ролики 10.
  2. До начала операции по сборке синхронизатора 2-й и 3-й передач в приспособление ставятся три опоры фиксирующего устройства. Фрезерованная часть поверхности опор (лыска) должна быть обращена наружу.
  3. После установки опор, которые служат блокирующими пальцами, нужно провести совмещение отверстий. Затем на наружные стороны напрессовывают кольца.
  4. Производится сборка фиксаторов (их три, нужно собрать шарики и пружины), которые ставятся в посадочное место в каретке.
  5. По такой же схеме собирается второе кольцо, которое затем забивается на блокирующие пальцы.

Важно! Необходимо следить за тем, чтобы внешние края кольца хорошо прилегали к торцевым поверхностям блокирующих пальцев.

  1. Опрессовка пальцев шариком с обеих сторон производится после установки каретки в приспособление с усилием от 4600 кг.
  2. После сборки синхронизатора нужно на специальном приспособление (рис. 2) провести проверку усилия, которое требуется для вывода каретки 2 из центрального положения.


Рис. 2. Приспособление для проверки синхронизатора на усилие включения

Проверка синхронизатора заключается в создании нагрузки определенной величины, чтобы включить синхронизатор. Нагрузка, подтверждающая годность синхронизатора, составляет 20 кГ. При проверке каретка должна находиться в нейтральном положении. Нагрузка производится с помощью рукоятки 4 и должна быть плавной. Для проверки синхронизатор нужно установить на центрирующую конусную втулку 1.

Сборка промежуточного вала 29 (рис. 1) начинается с напрессовки шестерен:

  1. На шлицы вала наносится смазка.
  2. Затем в паз устанавливают шпонку 30 и шестерню 31 второй передачи.
  3. Фиксация вала в кронштейне 6 производится на призме стенда 5 (рис. 3). Необходимое для фиксации усилие обеспечивает шток тормозной камеры 7. Управляется тормозная камера с помощью рукоятки 4 пневмокрана.
Читайте также:  Схема переднего привода автомобиля тойота


Рис. 3. Стенд для напрессовывания шестерен на валы коробки передач

Задача заключается в запрессовке шестерни на вал до конца. Усилие передается от пневматического цилиндра 2 через рычаг 10. Рычаг с помощью шарнира соединен со штоком и средней опорой 11. Далее усилие передается на ползун 8, вынуждая его двигаться в бабке 9, через которую оказывается усилие на шестерню.

Воздушный кран управляет пневматическим цилиндром. Существуют ножной и ручной приводы воздушного крана.

Операции по установке шпонки 30 (рис. 1) на шейки вала производят по аналогичной схеме:

  1. Напрессовывают шестерни 32 заднего хода, шестерни третьей и четвертой передач;
  2. Шестерню 36 постоянного зацепления ставят после установки распорной втулки 35.
  3. Завершает операцию установка стопорного кольца 37 в кольцевую канавку вала.

Сборка ведомого вала 54:

  1. Производится установка вала в специальное приспособление резьбовым концом вниз.
  2. На шлицы вала наносят смазку (используется трансмиссионное масло).
  3. После этого на шлицы ставят шестерню 53 первой передачи. Необходимо смотреть, чтобы кольцевой паз ступицы смотрел в сторону переднего конца ведущего вала.
  4. Проверяется правильность сборки свободным ходом шестерни, которая должна двигаться по шлицам без проблем.
  5. На шейку наносится смазка.
  6. Затем на вал ставится шестерня 52 второй передачи. Необходимо, чтобы зубчатый венец шестерни смотрел в сторону переднего конца вторичного вала.
  7. Смазывается солидолом упорная шайба 51 и ставится на место вместе со стопорным кольцом. Допустимый размер расстояния между упорной шайбой и торцевой поверхностью ступицы составляет от 0,1 мм.
  8. Проверяется правильность установки детали на шейке вала вращением рукой – шестерня должна вращаться без зацеплений.
  9. Синхронизатор 49 второй и третьей передач устанавливается на вал так, чтобы выточка на торцевой поверхности каретки смотрела на шестерню 52 передачи.
  10. На шейку наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
  11. После этого на ведущий вал монтируется шестерня 48 третьей передачи. Шлицевое отверстие должно быть обращено к синхронизатору.
  12. На упорную шайбу 47 шестерни третьей передачи наносится смазка (используется солидол), и деталь надевается на вал.
  13. Втулка 46 напрессовывается ударами молотка по оправке. Нужно добиться плотного зажатия упорной шайбы 47 третьей передачи между втулкой и буртиком на ведомом валу 54.
  14. На шейку вала наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
  15. Затем ставится на место шестерня 45 четвертой передачи. Правильность установки проверяется вращением рукой – оно должно быть свободным, без затруднений.
  16. Наносится смазка на упорную шайбу шестерни 4-й передачи (используется солидол).
  17. Затем деталь ставится на место вместе со стопорным кольцом 43. Допустимое расстояние между торцевой поверхностью фланца шестерни 45 и упорной шайбой 44 должно составлять от 0,1 мм.
  18. На ведомый вал устанавливается синхронизатор 42 четвертой и пятой передач. Нужно, чтобы выточка на каретке была обращена к шестерне 45. Правильность установки проверяется свободным перемещением каретки детали по шлицам вторичного вала.

Сборка/разборка механизма переключения КП производится на одном приспособлении (рис. 4).


Рис. 4. Приспособление для разборки и сборки механизма переключения передач:
1 – прижимный рычаг; 2 – эксцентриковый зажим; 3 – механизм переключения передач; 4 — рама

  1. В этом приспособлении фиксируется крышка КП 22 (рис. 5).
  2. В боковом отверстии есть гнездо, в которое вставляется заглушка 24. Она вбивается молотком и оправкой с ударами по центру.


Рис.5. Детали механизма переключения коробки передач:
1 – рукоятка рычага переключения передач; 2 – чехол рычага; 3 – стопор рычага; 4 – рычаг переключения передач; 5, 15 и 21 – болты; 6 – пружинные шайбы; 7 – картер рычага переключения передач; 8 – ось промежуточного рычага; 9 и 23 – прокладки; 10 – гайка оси; 11 – предохранитель включения заднего хода; 12 – пружина предохранителя; 13 – шайба предохранителя; 14 – шплинт; 16 – сапун; 17 — промежуточный рычаг переключения первой передачи и заднего хода; 18 – опора рычага; 19 – пружина рычага; 20 – установочная втулка картера рычага; 22 – крышка коробки передач; 24 и 39 – заглушки; 25 – вилка переключения второй и третьей передач; 26 – шток переключения второй и третьей передач; 27 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 28 – шток переключения четвертой и пятой передач; 29 и 33 – шплинтовая проволока; 30 – шток переключения первой передачи и заднего хода; 31 – головка штока переключения первой передачи и заднего хода; 32 – стопорный болт; 34 – вилка переключения первой передачи и заднего хода; 35 – шарики замка штоков; 36 – штифт замка штоков; 37 – фиксаторный шарик; 38 – пружина фиксатора

  1. Собирается сапун 16, который затем вкручивается в крышку.
  2. Запрессовка двух установочных втулок производится с помощью молотка.
  3. Пружины 38 фиксаторов штоков вставляют в посадочные отверстия под фиксаторы.
  4. Шарик 37 нужно вставить в левое гнездо и с помощью бородка утопить.
  5. Затем устанавливают шток 30 переключения первой передачи и заднего хода. До установки на шток наносится смазка (используется трансмиссионное масло).
  6. Необходимо переместить шток вглубь крышки так, чтобы он занял положение, в котором отверстие фиксатора будет перекрыто. Делается это резким движением.
  7. Головка штока 31 первой передачи и заднего хода, а также вилка 34 размещаются на штоке. Вилка должна стоять так, чтобы длинная ступица была обращена к отверстиям, в которые устанавливаются заглушки.
  8. Перемещают шток таким образом, чтобы совпали канавка нейтрального положения и шарик фиксатора.
  9. Два других штока устанавливаются по аналогичной схеме. До установки в гнезда нужно вставить блокировочные шарики 35 замков штока. 4 шарика вставляются парами.
  10. Фиксация предохранительных головок и вилок производится с помощью стопорных винтов.
  11. Затем винты шплинтуются проволокой.
  12. Далее в посадочные места штоков вставляются заглушки.

Сборка рычага переключения коробки передач:

  1. Установить картер 7 рычага в приспособление или тиски слесарные.
  2. Стопор 3 рычага вставляют в отверстие картера.
  3. Затем на рычаг 4 одевают защитный чехол 2 и ставят рычаг на место.
  4. На шаровую поверхность наносится смазка (используется солидол).
  5. За выступы картера требуется завести пружины 19 рычага, которые устанавливаются на хвостовик вместе с опорой 18 шаровой части детали.
  6. После этого производится сборка промежуточного рычага 17 переключения первой передачи и заднего хода. Во время сборки в рычаг устанавливается предохранитель, пружина 12 и зафиксированная шплинтом 14 шайба 13.
  7. На ось 8 рычага наносится смазка (используется солидол).
  8. После этого ось устанавливается в промежуточный рычаг 17.
  9. Ось вместе с рычагом устанавливаются в картер 7 рычага переключения КП.
  10. Производится фиксация промежуточного рычага с помощью гайки 10.
  11. После того, как узел будет вынут из приспособления, на картер ставят защитный чехол 2 рычага.
  12. Производится фиксация на рычаге шаровой рукоятки 1 с помощью гайки.
  13. На крышке 22 КП с помощью клея фиксируется прокладка 9, на которую до этого нужно нанести резиновую смолу.
  14. Промежуточный рычаг 17 своей головкой 31 вставляется в прорезь, которая имеется в головке штока переключения первой передачи и заднего хода.
  15. Конец рычага 4 переключения передач ставится в паз вилки 34.
  16. После этого фиксируется картер 7 рычага переключения КП. Для фиксации используется крепеж с пружинными шайбами 6.

Сборка коробки передач из узлов

Для этой операции применяются стенды с одним или несколькими постами (рис. 6), для подачи к стенду используется тельфер.

  1. Сначала требуется зафиксировать сменную головку 2 на картере 3 КПП.
  2. С помощью тельфера переместить закрепленную на картере головку и сам картер к месту проведения операции по сборке. Необходимые для работы детали нужно подготовить заранее и разместить рядом со стендом.


Рис. 6. Многопостовой стенд для сборки коробок передач

  1. Отверстия закрывают: пробку 23 (рис. 1) вкручивают в маслоналивное, в сливное также вкручивается специальная пробка 4 с магнитом.
  2. Стопорное кольцо 39 ставится на место в картере 1 плоскогубцами.
  3. На промежуточный вал 29 надевается роликовый подшипник 38. После того, как на передний конец вала одет подшипник, он вместе с шестернями устанавливается в картере 1. Очередность при установке такая: в гнездо шарикового подшипника вставляется задний конец детали, после этого в наружное кольцо вставляется передний конец. Этот конец вала устанавливается вместе с подшипником.
  4. Запрессовка стопора 27 на задний конец вала производится после того, как кольцо надето на шариковый подшипник.
  5. Используя оправку, задний конец вала вместе с подшипником вставляется в посадочное место в картере.
  6. Затяжка гайки 25 на резьбе вала 29 осуществляется с помощью динамометрического ключа.
  7. Закернивание делают вдавливанием торца гайки в паз.
Читайте также:  Ремонт дизельных двигателей литература

Вал, после установки в картер, должен приводиться во вращение движением руки без затруднений. Это показывает, что его сборка и монтаж проведены правильно. Для этого крышка 24 ставится на посадочное место заднего шарикового подшипника 28 с закручиванием крепежа, который был собран вместе с шайбами 6 и прокладками 26, на 3 нитки. После установки крышки и предварительного закручивания окончательная затяжка делается с усилием от 2,0 до 3,5 кГм.

Очередность сборки блока шестерен заднего хода:

  1. Распорная втулка 20 ставится между роликовыми подшипниками 19, которые размещаются в блоке через технологическое отверстие.
  2. Ось 21 блока при опускании узла в картер 1 должна попасть в предназначенное для нее отверстие в картере.
  3. Запрессовка производится медным молотком. Запрессовывается ось блока до момента, когда торец канавки упрется в плоскость картера.
  4. Размещение стопора производится таким образом, чтобы он попал в канавку оси.
  5. Крепеж стопора затягивают с усилием от 1,5 до 2,0 кГм.
  6. Собирают крышки люков, устанавливая крепеж с пружинными шайбами и прокладки, затем размещают на местах в картере. Усилие затяжки должно быть до 2 кГм.
  7. Используя оправку, установленную на свое место в картере 1, заглушку 40 промежуточного вала забивают в посадочном месте.
  8. Уплотнители 41 размещают в выточке, которая есть в посадочном месте переднего роликового подшипника.

Для того, чтобы собрать ведомый вал 54 требуется:

  1. Разместить его в картере 1 КПП.
  2. С использованием специального инструмента на задний шариковый подшипник 59 надеть стопор 60.
  3. После этого подшипник со стопором устанавливают на вал. Выточка на стопоре должна быть обращена наружу.
  4. Используя оправку и молоток, производится запрессовка подшипника на вал и в посадочное место в картере.
  5. Ведущая шестерня спидометра надевается на конец ведомого вала, который выступает из картера.
  6. Затем с помощью оправки она запрессовывается в подшипник до конца.

При сборке ведущего вала 11 нужно:

  1. Разместить его вместе с подшипником 12 в посадочном месте в картере 1. При установке надо вставить конец ведомого вала 54 в посадочное место на ведущем валу. До этого надо вытащить технологическую оправку.
  2. Используя оправку, производится запрессовка первичного вала и подшипника в картер.
  3. Затем на свое место ставится крышка 15 и прокладка 8.
  4. Крышка фиксируется крепежом.

Посадки шестерен и подшипников коробки передач

Детали и поверхности Зазор, мм Натяг, мм
Промежуточный вал
Шестерня второй передачи 0,005 – 0,055
Шестерня заднего хода 0,01 0,04
Шестерня третьей и четвертой передач 0,015 – 0,065
Шестерня постоянного зацепления 0,015 – 0,065
Кольцо переднего роликового подшипника 0,01 – 0,033
Роликовый подшипник 0,015 – 0,047
Шариковый подшипник
Посадка на шейку вала 0,03 – 0,032
Посадка в гнездо картера 0,012 – 0,038
Ось блока шестерен заднего хода
Конец оси большего диаметра 0,004 – 0,052
Конец оси меньшего диаметра 0,007 – 0,06
Шариковый подшипник
Посадка на шейку ведущего вала 0,03 – 0,038
Посадка в гнездо картера 0,012 – 0,038

Установка механизма переключения передач:

  1. До установки механизма на коробку, шестерни на ведомом валу 54 выставляются в нейтральное положение.
  2. На шестернях и муфте каретки есть пазы в форме колец. В них надо вставить вилки переключения передач.
  3. Вместе с крышкой ставится прокладка 23 (рис. 5).
  4. Затем крепежом производится фиксация механизма к картеру.
  5. Требуется провести проверку правильности сборки. Рукой, взявшись за хвостовик первичного вала, механизм прокручивается. Правильная сборка – шестерни, выставленные в нейтральное или включенное положение, и все валы легко приходят в движение и проворачиваются. Не заедают подшипники и шестерни.

Проверка работы КПП

Для проведения проверки работы КПП рекомендуется использовать специальный стенд (рис. 7, а). Привод и устройство для создания нагрузки смонтированы на сварной раме 13 вместе с емкостью 11 для масла. С помощью гидравлического регулятора 9, установленного на крышке, измеряется величина нагрузки. С помощью зажимов-эксцентриков 3 КПП, которую требуется проверить, фиксируют к кронштейну 4.


Рис. 7. Специализированный стенд с гидравлическим нагрузочным устройством для приработки и испытания коробок передач:
а – общий вид; б – гидравлический регулятор нагрузки

К электродвигателю 1 через муфту 2 подключается ведущий вал. С помпой с помощью карданного вала 6 соединен вал КПП, а помпа, в свою очередь, трубкой соединена с емкостью для масла. Гидравлический регулятор (манометр) соединен с нагнетательным трубопроводом 8. По показателям гидравлического регулятора 12 производится контроль нагрузки, которую создает гидротормоз.

В технологическое отверстие в корпусе 1 регулятора (рис. 7, б) вводится стальная гильза 5 (отверстие сквозное). В гильзе размещается пробка 6 из закаленной стали, у которой внутри есть канал. От помпы по этому каналу осуществляется подача масла, предварительно пройдя через переходник 9 на торце корпуса. У шипа, который находится на другой торцевой части, есть рукоятка 3. Для того, чтобы поставить пробку в положение, которое будет соответствовать определенной передаче, используется фиксатор. Определяется требуемое положение рукоятки при проведении проверки работы КПП с помощью градуированного диска 2, находящегося ниже рукоятки.

В одном из семи каналов, соединяющий гильзу и пробку, установлен предохранительный клапан. Функция клапана – предохранять систему в случаях, когда давление масла превышает допустимое значение. В остальных каналах, которые соединяют пространство пробки и проходят перпендикулярно оси, установлены жиклеры 7 и кольца 8. Сечения жиклеров подбирают при настройке стенда.

Каналы закрыты пробками 11 с отверстиями – по ним масло сливается в емкость. Для того, чтобы проверить работу КПП на определенной передаче, поворачивается рукоятка 3. Так создается сопротивление равное нагрузке по ТУ.

Проверка работоспособности каждой КПП, которая была собрана, проводится на стенде в обязательном порядке. Замена трансмиссионного масла производится перед каждой проверкой.

Режим испытания коробки передач

Условия испытания Тормозной момент на ведомом валу, кГм Продолжительность, мин
Испытания без нагрузки при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на всех передачах На каждой передаче при максимальных оборотах не более 2 – 3 мин
Испытания под нагрузкой при переменных оборотах ведущего вала от 750 до 3000 об/мин на:
  • первой передаче
  • второй передаче
  • третьей передаче
  • четвертой передаче
  • пятой передаче
  • передаче заднего хода
10,0
10,0
10,0
6,0
4,0
10,0

При проведении проверки могут быть обнаружены дефекты, которые затем нужно устранить. К ним нужно отнести:

  • сбои при переключении передач;
  • самопроизвольное включение/выключение шестерен;
  • появившийся звук, когда вилки касаются поверхностей пазов;
  • появившиеся звуки ударов – признак неправильного монтажа шестерен;
  • небольшие протечки масла там, где есть соединения.

Переключение 2, 3, 4 и 5 передач производится без отключения электродвигателя. Так проверяется работа синхронизаторов. Переходы от низшей к высшей передаче и в обратную сторону не должны производить шумов.

Оцените статью