Устройство сидений грузовых автомобилей
Кузов и кабина. Большинство грузовых автомобилей общего назначения имеют кузова в виде деревянной бортовой платформы. Основанием платформы служат два продольных бруса, к которым крепятся поперечные брусья. Продольные брусья притягиваются стремянками к балкам рамы автомобиля. На поперечные брусья настилается дощатый пол. Передний борт выполнен неподвижным, а остальные борта откидываются на петлях и в поднятом положении запираются металлическими затворами.
Значительная часть автомобилей, предназначенных для перевозки товаров широкого потребления, выполняется с закрытыми кузовами типа фургон. Для перевозки скоропортящихся грузов служат автомобили с кузовами-рефрижераторами. Кроме того, ряд автомобилей выпускается с кузовами для перевозки определенного вида грузов. Такие автомобили носят название специализированных.
Кабины всех современных грузовых автомобилей выполняются цельнометаллическими, сваренными из отдельных штампованных панелей. Капотные кабины, устанавливаемые, например, на автомобилях ГАЗ -53А и ЗИЛ -130, располагаются за двигателем и имеют впереди себя капот, закрывающий двигатель. Передние кабины (автомобили МАЗ -500, ГАЗ -66) устанавливаются непосредственно над двигателем и, таким образом, значительно смещаются вперед на раме автомобиля, позволяя увеличить длину грузовой платформы и обеспечить лучшую обзорность дороги для водителя.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для возможности доступа к двигателю передние кабины выполняются откидными и имеют шарнирные опоры. При опрокидывании кабины ее масса воспринимается двумя пружинами, расположенными под передней частью кабины.
Концы пружин свободно надеваются на чашки, а для предупреждения выскакивания частей пружины в случае ее пйломки имеется страховой трос. В передней части основания кабины предусмотрены два кронштейна, которые входят в проушины аналогичных кронштейнов, прикрепленных к лонжеронам рамы. Сочленение кронштейнов осуществляется с помощью осей с резинометаллическими втулками.
В задней части кабины крепится запорный механизм, основными элементами которого являются два крюка: основной запорный удерживающий и дублирующий (на случай самопроизвольного открывания первого). Запорный крюк плотно прижимает кабину к подушкам, которые закреплены на опорной балке.
В опрокинутом состоянии кабина удерживается упором-ограничителем, состоящим из двух рычагов, и закрепляется защелкой. Упор-ограничитель складывающегося типа с шарнирным сочленением. Верхний рычаг упора крепится к кабине, нижний рычаг к лонжерону рамы.
Для опрокидывания кабины выводят из зацепления основной и дублирующий крюки и, перемещая рукоятку упорного механизма на себя, поднимают кабину. При этом усилие, необходимое для опрокидывания кабины, не превышает 15 кгс. Наклон кабины равен 42°, что вполне достаточно для свободного доступа к двигателю.
Регулируемое сиденье. У большинства современных грузовых автомобилей сиденья в кабине делаются раздельными. При этом сиденье можно регулировать как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях. Кроме того, спинку его можно наклонять на различный угол.
В продольном направлении сиденье перемещается при помощи устройства типа салазок, а по высоте его регулируют перестановкой болтов, крепящих каркас сиденья к подставке.
Двери кабины грузовых автомобипей имеют опускающиеся стекла, а также поворотные стекла-форточки. Стекла дверей поднимаются и фиксируются в поднятом положении одно- или двухрычажными стеклоподъемниками Для предохранения стекла от самопроизвольного опускания стеклоподъемник снабжен тормозным механизмом, установленным в барабане на приводном валике.
В обе двери вставлены замки с ручками, позволяющими открывать их изнутри и снаружи. Одна из дверей может запираться на ключ, но только снаружи. Замки дверей оборудованы предохранителями, препятствующими самопроизвольному открыванию дверей во время движения.
Кузова легковых автомобилей, как правило, выполняются цельнометаллическими и относятся к несущему типу. Все панели кузова соединяют дуговой сваркой, в некоторых случаях точечной сваркой крепятся к кузову также крылья (автомобили ВАЗ ).
Для предохранения кузова от коррозии его подвергают фосфатизации и грунтуют способом окунания с применением электрофореза. При таком способе обработки все поверхности кузова получают равномерное защитное покрытие, вплоть до закрытых сечений. Снизу на пол кузова наносится прочный слой защитной мастики, способный выдержать удары от мелких камней, вылетающих из-под колес автомобиля.
Отдельные элементы кузова изготовлены из стального листа различной толщины, эти элементы в достаточной мере усилены в местах, подвергающихся динамической нагрузке. Конструкция кузова выполнена с учетом уменьшения шума и снижения передаваемых вибраций. Шумоизопяционные проклад-ки, приклеенные к внутренней поверхности панелей кузова, выполняют одновременно функции теплоизоляции.
Ветровое стекло типа триплекс (с внутренней прозрачной прокладкой) не дает осколков, даже разбившись при сильном ударе.
Все двери кузова имеют замки роторного типа с двойной блокировкой. Дверь изнутри может быть закрыта нажатием кнопки и открыта внутренней ручкой.
Передние сиденья раздепьные, положение их может быть отрегулировано перемещением в продопьном направлении, можно также изменить наклон спинки каждого сиденья, обеспечив удобную посадку для водителя и пассажира. Обе спинки могут быть откинуты в горизонтапьное положение для получения спальных мест. Заднее сиденье диванного типа нерегулируемое.
Приняты меры по повышению пассивной безопасности, т. е. уменьшению опасности травмирования водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия. С этой целью применяют мягкую обивку дверей, утапливают рукоятки дверей и стеклоподъемников, щиток приборов выполняют из полиуретана, а в его конфигурации исключают резкие грани и острые углы.
Спинке сиденья придается форма, обеспечивающая наименьшую утомляемость водителя, на ней устанавливается подголовник. Особое внимание уделяется тому, чтобы в случае аварии водитель и пассажиры оставались внутри кузова. С этой целью введены привязные ремни с быстродействующими замками, допускающие лишь ограниченное перемещение людей, сидящих на своих местах.
Для внутренней отделки используют матовые материалы, не отбрасывающие солнечных бликов в поле зрения водителя, что может сильно помешать управлению автомобилем.
4.4. Оборудование кабин, кузовов
Сиденья. В кабинах грузовых автомобилей устанавливаются одноместное сиденье для водителя (рис. 128 и 129) и двухместное для пассажиров. Пассажирское сиденье не регулируется (могут быть элементы регулировки), его подушка устанавливается на подставке, а спинка навешивается на заднюю стенку (могут быть два отдельных сиденья для пассажиров). Для удобства сиденье водителя регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях. В кабине автомобиля марки «КамАЗ» сиденье водителя подрессорено торсионным механизмом и снабжено амортизатором, имеется рычаг, с помощью которого можно регулировать жесткость торсионной подвески. У автомобиля ЗИЛ-4331 сиденье водителя имеет пружинную подвеску с гидравлическим амортизатором, причем жесткость подвески можно менять в зависимости от массы водителя, предусмотрена также регулировка положения сиденья по длине и по углу наклона подушки и спинки.
Рис. 128.
Сиденья водителей автомобилей:
a — ЗИЛ 4314.10; б — КамАЗ-5520; в — ГАЗ-24-11) «Волга»;
1 — неподвижная направляющая; 2 — подвижная направляющая; 3 — малый шарик; 4 — большой шарик; 5 — сепаратор шариков; 6 — рычаг стопора горизонтального перемещения сиденья; 7 — подушка: 8 — спинка; 9 и 10 — верхний и нижний кронштейны крепления спинки; 11 — овальные отверстия; 12 — механизм горизонтального перемещения сиденья; 13 — круглые отверстия; 14 — кронштейн крепления сиденья; 15 — трубчатый каркас; 16 — рычаг регулирования жесткости торсиона; 17 — рычаг регулировки наклона спинки сиденья; 18 — амортизатор; 19— труба торсиона; 20 — поперечина остова; 21 — неподвижные направляющие; 22 — стопор; 23 и 30 — рычаги, фиксирующие положение сиденья при продольном перемещении; 24 — основание сиденья; 25 — гайки регулировки положения передней опоры: 26 — подголовник; 27 — рычаг регулировки наклона спинки; 28 — отверстие для крепления задней стойки; 29 — болт крепления задней стойки
У легковых автомобилей передние сиденья одноместные раздельные, могут регулироваться в продольном направлении, спинка может менять угол наклона. Подушки и спинки сидений, как правило, изготовляются из губчатой резины и обиваются искусственной кожей или декоративной тканью.
Рис. 129.
Переднее сиденье:
1 — основание подушки; 2 — подушка; 3 — спинка; 4 — подголовник; 5 — каркас подголовника; 6 — направляющая подголовника; 7 — шплинт; 8 — облицовка рычага откидывания спинки; 9 — ручка механизма откидывания спинки; 10 — основание спинки; 11 — облицовка механизма регулирования наклона спинки; 12 — прокладка; 13 — держатель ручки механизма регулирования наклона спинки; 14 — болт крепления держателя; 15 — ручка механизма регулирования наклона спинки; 16 — болты крепления салазок; 17 — направляющая салазок; 18 — ручка механизма передвижения; 19 — стойка основания; 20 — передний кронштейн; 21 — шпилька крепления кронштейна; 22 — торсионы
Двери кузова автомобиля ГАЗ-24-10 «Волга» подвешиваются на двух внутренних петлях, крепление которых позволяет регулировать положение двери в проеме кузова. Для фиксации двери в открытом положении имеется специальный ограничитель. Термоизоляция и герметизация кузова обеспечиваются уплотнениями из губчатой резины, наклеенной по всему периметру дверей и крышки багажника, установкой на внутренней стороне капота прокладки из полихлорвиниловой пленки с поролоном. В закрытом положении двери фиксируются замком кулачкового типа и фиксатором.
Замок вмонтирован в дверь, а фиксатор закреплен на стойке кузова. Кулачок имеет два выступа — предохранительный и рабочий. При защелкивании на предохранительный выступ дверь закрывается неплотно, а при защелкивании на рабочий выступ кулачка — плотно. При защелкивании на предохранительный выступ дверь при движении стучит, что служит предупреждением водителю о неплотном ее закрытии. Кулачок замка имеет поводок, приводимый в действие системой тяг и рычагов, позволяющий отпирать замок из салона с помощью внутренней ручки. Дверь можно запирать из салона выключателем с кнопкой, для чего необходимо нажать на нее. При опущенном выключателе дверь нельзя открыть ни снаружи, ни из салона. Для закрытия задних дверей снаружи необходимо нажать аналогичную кнопку замка задней двери и хлопнуть дверью. Передние двери можно запереть снаружи с помощью выключателя замка.
Стеклоподъемники. Механизм стеклоподъемника состоит из зубчатого колеса привода, рычагов и неподвижной и подвижной кулис. Подъем стекла двери осуществляется по желобам с помощью направляющей стеклоподъемника.
Стеклоочистители. Для очистки ветрового стекла автомобиля от воды и снега используется стеклоочиститель. Стеклоочиститель (рис. 130, а) автомобиля «Волга» состоит из электродвигателя с редуктором, концевого выключателя, рычажной системы, щеток и биметаллического предохранителя. Вращательное движение нарезанного на валу якоря червяка системой рычагов превращается в колебательное движение щеток. Переключатель, с помощью которого осуществляется управление стеклоочистителем, расположен на рулевой колонке, он имеет четыре положения: «Выключено», «Малая скорость», «Прерывистая работа» и «Одновременная работа стеклоочистителя и стеклоомывателя». При выключении переключателя щетки продолжают двигаться до тех пор, пока не дойдут до нижнего положения. В этот момент концевой выключатель отключает цепь, и щетки останавливаются. На автомобилях с пневматическим приводом тормозных механизмов могут быть установлены стеклоочистители, которые приводят в действие сжатым воздухом.
Рис. 130.
Приборы очистки ветрового стекла автомобиля «Волга»:
а — стеклоочиститель; б — стеклоомыватель;
1 — ось рычага щетки; 2 — рычаг щетки; 3 — стекло; 4 — щетка; 5 — штекерная колодка; 6 — эксцентрик концевого выключателя; 7 — пластина концевого выключателя; 8 — контакты концевого выключателя; 9 — вал-шестерня; 10 — зубчатое колесо; 11 — корпус редуктора; 12 — вал электродвигателя с червяком; 13 — статор; 14 — электродвигатель привода насоса; 15 — крышка крепления насоса; 16 — бачок; 17 — вал электродвигателя; 18 — муфта; 19 — вал насоса; 20 — корпус насоса; 21 — ротор насоса; 22 — фильтр; 23 — штуцер; 24 — трубка; 25 — пробка бачка
Стеклоомыватель ветрового стекла (рис. 130, б) состоит из бачка, внутри которого установлен насос с приводом от электродвигателя, резиновых шлангов и форсунок, размещенных перед ветровым стеклом.
Зеркало заднего обзора (одно или два) для наблюдения за дорогой сзади автомобиля расположено в салоне над ветровым стеклом или на кронштейнах, выходящих за габаритные размеры автомобиля по ширине.
Исправное техническое состояние стеклоочистителей и стеклоомывате-лей, а также чистота зеркал заднего обзора обеспечивают водителю хороший обзор дороги, чем существенно повышают безопасность движения автомобиля.
Регулирование положения сидений на пневмоподвеске
Регулирование сидений водителя и пассажира на пневмоподвеске (cм. рис. Сиденье водителя на пневмоподвеске и Сиденье пассажира на пневмоподвеске).
Регулировка угла наклона спинки сиденья осуществляется рычагом 2. При поднятии рычага вверх спинка расфиксируется и наклоняется вперед под воздействием пружины, при опускании – ступенчато фиксируется в выбранном положении. Диапазон регулировок от 40º наклона вперед до 30º наклона назад.
Для включения обогрева сиденья предназначена клавиша 3.
Для регулировки боковой поддержки сиденья служит клавиша 4.
Глубину поясничного упора регулирует клавиша 5. Для быстрого опускания сиденья служит рычаг 6:
- при переводе рычага вверх сиденье быстро опускается в нижнее положение;
- при переводе рычага вниз сиденье автоматически поднимается и фиксируется в положении, заданном рычагом 7.
Высоту сиденья регулирует рычаг 7. При поднятии рычага вверх сиденье поднимается, при нажатии вниз – опускается. Максимальная величина подъема – 100 мм.
Для регулировки жесткости подвески сиденья служит рычаг 8. При поднятии рычага вверх жесткость подвески увеличивается, при нажатии вниз – уменьшается. Пневмоподвеска имеет 4 фиксированных положения жесткости.
Сиденье водителя на пневмоподвеске
Для регулирования угла наклона подушки сиденья предназначен рычаг 9. При поднятии рычага вверх передняя кромка подушки поднимается, при нажатии вниз — опускается. Диапазон регулировки от 2 до 12º.
Для регулировки продольного положения сиденья служит рычаг 10. При поднятии рычага вверх салазки сиденья расфиксируются. При отпущенном рычаге – ступенчато фиксируются в выбранном положении. Диапазон регулировки 110 мм с шагом 10 мм.
Глубину подушки сиденья регулирует рычаг 11. При нажатии рычага вверх подушка перемещается относительно основания вперед-назад. При отпущенном рычаге — ступенчато фиксируется в выбранном положении. Диапазон регулировки 60 мм с шагом 12 мм.
По высоте и по углу наклона регулируется подголовник 13. Для выбора угла наклона подголовник поворачивается. Для выбора высоты подголовник имеет 8 фиксированных положений с шагом 20 мм.
Замок ремня безопасности – поз. 12.
Сиденье пассажира на пневмоподвеске
Внимание!
Для входа в кабину и выхода из неё полностью отпустить вниз сиденье водителя на пневмоподвеске.
Запрещается менять настройки сиденья во время движения. Настройку сиденья необходимо производить на стоящем автомобиле с включенным стояночным тормозом.
После настройки сидений водителя и пассажира необходимо удостовериться в отсутствии контактов узлов и деталей сиденья с элементами кабины во время движения для исключения поломки сиденья.
Не допускать промокания обивки. При необходимости провести сушку элементов сиденья.
При остановке двигателя и выключении аккумуляторных батарей подогрев сиденья необходимо выключить.
Запрещается движение с нажатой кнопкой быстрого спуска.
Техническое обслуживание сидений производить совместно с автомобилем, должно выполняться квалифицированным персоналом в сервисных центрах.
Регулирование сиденья водителя на пневмоподвеске в вариантном исполнении (см. рис. Сиденье водителя на пневмоподвеске (вариант)).
Для регулировки продольного положения сиденья служит рычаг 1. При поднятии рычага вверх салазки сиденья расфиксируются. При отпущенном рычаге – ступенчато фиксируются в выбранном положении. Диапазон регулировки 110 мм с шагом 10 мм.
Для автоматической настройки подвески по весу водителя, сидящего на сиденье, предназначена клавиша 2.
Регулировка угла наклона спинки сиденья осуществляется регулятором угла наклона спинки 3.
Диапазон регулировок от 90 до 130º.
Внимание!
После настройки сидений водителя и пассажира на пневмоподвеске, необходимо удостовериться в отсутствии контактов узлов и деталей сиденья с элементами кабины во время движения для исключения поломки сиденья.
Сиденье водителя на пневмоподвеске (вариант)
1 – рычаг для продольного перемещения сиденья;
2 – клавиша автоматической настройки подвески;
3 – регулятор угла наклона спинки