- ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
- Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
- Автомобили ГАЗ
- Автомобили ЗИЛ
- Автомобили КАМАЗ
- Автомобили МАЗ
- Автомобили КРАЗ
- Автомобили УРАЛ
- Устройство и регулировки рулевого управления Газель ГАЗ-2705
- Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления «рабочей лошадки»
- Общее устройство рулевого управления автомобилей «ГАЗель»
- Устройство и работа рулевой колонки автомобилей «ГАЗель»
- Вопросы ТО и ремонта рулевой колонки
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
Автомобили ЗИЛ
Автомобили КАМАЗ
Автомобили МАЗ
Автомобили КРАЗ
Автомобили УРАЛ
Устройство и регулировки рулевого управления Газель ГАЗ-2705
Рулевое управление автомобиля Газель ГАЗ-2705 состоит из регулируемой рулевой колонки с валом и колесом, рулевого механизма и привода.
Конструкция рулевой колонки (рис.19) позволяет изменять положение рулевого колеса по высоте и углу наклона.
Рулевой механизм Газель ГАЗ-2705 (рис.19), состоящий из винта с шариковой гайкой 33 и вала-сектора, смонтирован в алюминиевом картере, который при помощи специального кронштейна крепится к левому лонжерону рамы. Передаточное число рулевого механизма — 23,09 (в средней части).
Рис.19. Рулевое управление Газель ГАЗ-2705
1 — рулевое колесо; 2, 25 — подрулевой переключатель; 3 — стопорное кольцо; 4 — шайба; 5 — подшипник; 6 — пластмассовая втулка подшипника; 7 — выключатель (замок) зажигания; 8 — нижний кожух; 9 — вал рулевой колонки; 10 — карданный шарнир; 11 — клин; 12 — гайка: 13 — карданный вал рулевого управления; 14 — уплотнитель карданного вала; 15 — подшипник карданного шарнира; 16 — иглы подшипника; 17 — стопорное кольцо; 18 — механизм рулевого управления; 19 — вал сошки с зубчатым сектором; 20 — пресс-масленка карданного шарнира; 21 — труба рулевой колонки; 22— кронштейн; 23 — ручка механизма фиксации рулевой колонки; 24 — верхний кожух; 26 — гайка крепления рулевого колеса; 27 — накладка рулевого
колеса; 28 — винт шариковой гайки; 29 — верхняя крышка; 30 — регулировочная прокладка; 31, 39 — уплотнительные кольца; 32 — шарик шариковой гайки, 33 — шариковая гайка; 34 — гайка; 35 — сошка; 36 — крышка; 37 — поролоновое кольцо; 38 — стопорное кольцо; 40 — подшипник вала сошки; 41 — вал-сектор; 42 — подшипник винта шариковой гайки; 43 — кронштейн; 44 — картер; 45 — пробка заливного отверстия; 46 — сальник; 47 — защитная крышка; 48 — клин
Винт с шариковой гайкой 33 установлен в картере рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 на двух радиально-упорных подшипниках, наружные обоймы которых запрессованы в картер и в верхнюю крышку рулевого управления, а внутренние обоймы напрессованы на винт рулевого механизма.
Момент проворота винта рулевого механизма регулируется с помощью прокладок 30, устанавливаемых под крышку рулевого механизма.
При вращении винта шарики перекатываются по специальному каналу, в результате чего шариковая гайка перемещается. Шарики изготовлены с высокой точностью и отличаются друг от друга не более, чем на 4 мкм.
Узел рулевого механизма Газель ГАЗ-2705, состоящий из винта, шариковой гайки и комплекта шариков, разукомплектованию не подлежит. Высокое качество обработки и точность подобранных деталей обеспечивает легкую и плавную работу рулевого механизма.
Своими зубьями гайка находится в зацеплении с валом — сектором 41. Вал сошки вращается на двух цилиндрических роликовых подшипниках, внутренней обоймой которых является вал сошки.
Уплотнение вала сошки, а также крышки рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 осуществляется с помощью резиновыx колец.
Фиксация наружных обойм подшипников вала сошки от осевого перемещения осуществляется с помощью стопорных колец 38, а от углового перемещения — с помощью керновки наружных обойм в отверстия картера, закрываемые пробкой 5.
Винт—шариковая гайка рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 с помощью карданного вала соединяется с валом рулевой колонки. Крепление вилок шарнира на валах осуществляется с помощью клина 48 (см. рис.19).
Колонка рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну педалей сцепления и тормоза. Вал рулевой колонки вращается на двух шарикоподшипниках. Регулировки подшипников вала рулевой колонки в процессе эксплуатации не требуется.
Рулевое колесо установлено на конических шлицах рулевого вала и закреплено стопорной шайбой и гайкой.
Техническое состояние рулевого управления Газель ГАЗ-2705 приближенно можно определить по величине свободного хода (люфта) рулевого колеса.
В обслуживание рулевого управления входят его осмотр, проверка крепления агрегатов, свободного хода рулевого колеса, проверка и регулировка осевого люфта в подшипниках винта, зазора в зацеплении зубчатой рулевой передачи, а также смазочные работы по карте смазки автомобиля.
При осмотре рулевого управления автомобилей Газель ГАЗ-2705 необходимо проверить крепление деталей. Все гайки и болты крепления рулевого колеса, рулевой колонки, картера рулевого механизма, карданного рулевого привода, сошки и рычагов рулевой трапеции должны быть надежно затянуты моментами, указанными ниже.
Затем следует проверить свободный ход рулевого колеса в положении передних колес, соответствующем движению автомобиля по прямой. Величина свободного хода рулевого колеса не должна превышать 25°.
Если после проверки всех элементов рулевого управления и устранения выявленных неисправностей величина свободного хода рулевого колеса составляет 25° и более, то необходимо отрегулировать затяжку подшипников винта и зубчатое зацепление рулевого механизма.
Регулировка рулевого управления Газель ГАЗ-2705
Регулировку положения рулевой колонки автомобилей Газель ГАЗ-2705 необходимо производить после регулировки сиденья водителя относительно педалей управления. Для этого необходимо:
— повернуть рукоятку 23 (cм. рис.19) на себя и вверх, ослабив фиксацию рулевой колонки;
— установить рулевое колесо в удобное положение;
— зафиксировать выбранное положение рулевой колонки, повернув рукоятку 23 вниз и от себя.
При необходимости регулировки механизма фиксации рулевой колонки Газель ГАЗ-2705 необходимо:
— снять нижний кожух 8 (см. рис.19), отвернув два винта и освободив его от нижнего фиксатора;
— снять верхний кожух 24, приблизив колонку максимально к водителю;
— ослабив контргайку затянуть болт моментом 9,0—12,5 Нм (0,9—1,25 кг/см);
— зафиксировать контргайку моментом 14—18 Нм (1,4—1,8 кг/см), исключив отворачивание болта;
— проверить фиксацию колонки;
— установить верхний и нижний кожухи.
Регулировка рулевого механизма Газель ГАЗ-2705
Рис.20. Рулевой механизм автомобиля Газель ГАЗ-2705
В — ребро на верхней крышке; С — риска на торце винта; 1 — картер; 2 — винт с шариковой гайкой; 3 — вал-сектор; 4 — пробка заливного отверстия; 5 — регулировочные прокладки; 6 — гайка; 7 — шплинт; 8 — вилка; 9 — крышка; 10 — клин; 11 — уплотнитель рулевого вала; 12 — карданный вал; 13 — уплотнительное кольцо; 14 — стопорное кольцо; 15 — наружное кольцо подшипника вала-сектора; 16 — уплотнитель вала-сектора; 17 — крышка; 18 — сошка; 19 — боковая крышка; 20 — пробка
Регулировку подшипников проводить при появлении осевого или радиального зазора в подшипниках винта 2 (рис.20) Чтобы убедиться в наличии этих зазоров, необходимо:
— повернуть рулевое колесо на 21/2 оборота от положения прямолинейного движения в любую сторону;
— покачать винт рулевого механизма за закрепленную вилку рукой; если при этом винт будет иметь осевое или радиальное перемещение (люфт вилки относительно крышки рулевого механизма), то подшипники винта надо регулировать.
Регулировку рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 производят в следующей последовательности:
— отсоединить сошку 18 и вилку вала 12 рулевого колеса;
— отвернуть болты крепления рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 к кронштейну и снять рулевой механизм с автомобиля;
— слить масло через отверстие, закрываемое пробкой 4;
— вынуть две пробки 20 на картере;
— снять две крышки 17 и 19 и губчатый уплотнитель 16 вала сектора;
— снять стопорное кольцо 14;
— выпрямить бородком лунки на подшипниках вала-сектора и снять их съемником, исключив удары и перекосы на подшипник;
— снять вал-сектор 3;
— отвернуть болты крепления верхней крышки картера, снять крышку и вынуть одну из регулировочных прокладок 5;
— установить крышку картера на место и проверить момент поворота винта в подшипниках. Момент должен быть 0,4—0,8 Нм (4,0—8,0 кг/см). При этом не должен ощущаться люфт винта;
— установить вал-сектор 3 и подшипники, смазав посадочные поверхности и уплотнительные кольца маслом для рулевого механизма. При установке, подшипники должны быть направлены эксцентриситетом вниз (вал-сектор максимально удален от шариковой гайки).
Перекосы при сборке не допускаются. Заклинивание подшипников на валу-секторе или картере свидетельствует о перекосе или неправильной ориентации эксцентриситетов
подшипников;
— отрегулировать зацепление в паре гайка—сектор;
— зафиксировать от проворота подшипники вала-сектора, отогнув буртик на подшипниках в отверстия на картере;
— произвести сборку рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 в обратной последовательности;
— установить рулевой механизм на автомобиль;
— установить сошку 18 и вилку вала 12 (при установке клина 10 гайка 6 и шайбы должны находиться со стороны обработанного торца на вилке 8).
Зазор в зацеплении рабочей пары считается допустимым, если люфт на нижнем конце сошки при положении колес для движения по прямой при отрегулированных подшипниках винта не больше, чем 0,3 мм.
Если люфт превосходит эту величину, то необходимо произвести регулировку зацепления пары гайка—сектор, так как эксплуатация автомобиля с чрезмерным люфтом приводит к выходу из строя рулевого механизма.
Последовательность операций проверки зацепления пары рулевого механизма Газель ГАЗ-2705 следующая:
— поставить колеса в положение движения по прямой и доворотом рулевого колеса совместить риску «С» (рис.20) на торце винта с ребром «В» верхней крышки 9 (риска «С» должна находиться внизу);
— отсоединить продольную рулевую тягу от сошки;
— покачивая сошку рукой, определить люфт на ее конце (при этом не должен ощущаться осевой люфт винта).
Если люфт рулевой сошки Газель ГАЗ-2705 больше 0,3 мм, произвести регулировку зацепления пары в следующем порядке:
— снять рулевой механизм с автомобиля;
— вынуть две пробки 20 на картере в районе вала-сектора;
— отсоединить сошку 18, снять две крышки 17 и 19 и губчатый уплотнитель 16 вала-сектора;
— выпрямить бородком лунки на подшипниках вала-сектора 3;
— произвести регулировку зацепления гайки с сектором путем одновременного поворота наружных колец 15 в отверстиях картера по часовой стрелке со стороны шлиц на валу-секторе.
При регулировке исключить возможность перекосов вала-сектора в наружных кольцах (неправильная ориентация эксцентриситетов подшипников).
Момент поворота винта на отрегулированном механизме должен быть 1—1,8 Нм (10—18 кг/см):
— зафиксировать от проворота подшипники вала-сектора, отогнув буртик на подшипниках в отверстия на картере;
— повторно проверить момент поворота винта и люфт на конце рулевой сошки Газель ГАЗ-2705;
— установить две пробки 20 на картер, губчатый уплотнитель 16 вала-сектора (смазав его и вал-сектор под ним солидолом), две крышки 17 и 19 и сошку 18;
— установить рулевой механизм на автомобиль;
— подсоединить продольную рулевую тягу к сошке и зашплинтовать палец..
Колонка рулевая ГАЗель: маневренность и легкость управления «рабочей лошадки»
В автомобилях «ГАЗель» рулевое управление построено по традиционной для Горьковского автозавода схеме, которая на протяжении многих десятилетий доказывает свою надежность. Об устройстве рулевого управления «ГАЗелей», а также отдельно о рулевой колонке, ее работе, обслуживании и ремонте читайте в статье.
Общее устройство рулевого управления автомобилей «ГАЗель»
В коммерческих автомобилях семейства «ГАЗель» нашли применение те же технические и конструктивные решения, которые ранее использовались на автомобилях семейства «Волга». В частности, эти машины комплектовались одинаковыми моторами, коробками передач и т.д. На одинаковых принципах построены и системы рулевого управления «ГАЗелей» и «Волг».
Рулевое управление всех модификаций автомобилей «ГАЗель» имеет одинаковое устройство, при этом используется два типа систем:
- Рулевое без ГУР;
- Рулевое с ГУР.
Актуальные модели грузовиков чаще оснащаются современными системами с ГУР, которые значительно облегчают управление. Относительно простой переход на рулевое с гидроусилителем обусловлен тем, что это требует минимальных доработок всей системы.
В состав рулевого управления коммерческих автомобилей «ГАЗель» входит три основных компонента:
- Рулевая колонка с установленным на нее рулевым колесом;
- Рулевой механизм;
- Привод рулевого управления.
Все элементы играют свою роль в системе.
Рулевой механизм. Предназначен для преобразования крутящего момента от руля (который создается руками водителя) в поступательное движение соединенной с механизмом рулевой сошки и перемещение рулевых тяг. В «ГАЗелях» используется механизм с двумя рабочими парами — винт-гайка на циркулирующих шариках и вал-сектор. Момент от рулевого колеса посредством вала подается на винт, на котором находится гайка (для снижения трения между винтом и гайкой находятся стальные шарики), на гайке выполнен ряд зубцов, которые постоянно зацеплены с зубцами сектора. Сектор через короткий вал соединен с рулевой сошкой. Таким образом, при вращении руля происходит перемещение гайки и поворот сектора, а с ним — перемещение сошки и тяг.
Рулевой механизм с ГУР имеет похожую конструкцию, однако в этом случае винт серьезно отличается — он выполнен в виде поршня (поэтому его часто называют винтом-рейкой — по аналогии с рулевыми рейками), а картер механизма играет роль цилиндра. Винт выполнен полым и в нем расположен золотник распределителя, а сам гидравлический распределитель установлен на месте крышки верхнего подшипника винта. При повороте руля гидравлический распределитель направляет рабочую жидкость в одну или в другую полость цилиндра, облегчая перемещение винта-рейки.
Привод рулевого управления. В «ГАЗелях» используется два неодинаковых по конструкции привода — простой и сложный. В первом случае привод состоит из одной продольной тяги, маятникового рычага (или поворотного рычага, который жестко соединен непосредственно с поворотным кулаком одного из колес), двух рычагов рулевой трапеции и поперечной тяги. Работает такой привод просто: усилие от сошки через продольную тягу передается на поворотный рычаг, обеспечивая поворот одного из колес (с которым соединен данный рычаг). Поворотное усилие на второе колесо передается посредством рулевой трапеции, которая состоит из рычагов и одной поперечной тяги.
Во втором случае привод содержит два маятниковых рычага, имеющих свои опоры, две составные боковые рулевые тяги (они изменяемые по длине, что позволяет производить различные регулировки), одну поперечную тягу, одну продольную тягу (она шарнирно соединена с сошкой и маятниковым рычагом) и два рычага рулевой трапеции, соединенные с боковыми тягами и поворотными кулаками. В такой системе усилие от сошки подается не непосредственно на поворотные кулаки колес, а через сложную рулевую трапецию.
Независимо от типа привода, все его тяги соединены с помощью шаровых шарниров, они унифицированы и взаимозаменяемы.
При установке на «ГАЗель» рулевого с ГУР добавляются насос, бачок для рабочей жидкости и трубопроводы для циркуляции рабочей жидкости между агрегатами системы.
Следует обратить внимание на то, что в автомобилях «ГАЗель-Next» используется иное по конструкции рулевое управление с ГУР, построенное на основе современной рулевой рейки. Поэтому детали системы рулевого управления данного автомобиля (впрочем, как и основная масса других узлов и механизмов) несовместимы с аналогичными компонентами обычных «ГАЗелей».
О рулевой колонке расскажем более подробно.
Устройство и работа рулевой колонки автомобилей «ГАЗель»
Рулевая колонка выполняет три основных функции:
- Крепление рулевого колеса к кузову автомобиля;
- Регулировка рулевого колеса по высоте и углу наклона под рост и анатомические особенности водителя;
- Удобная установка органов управления осветительными приборами, приборами сигнализации, стеклоочистителями и т.д.
Колонка имеет несложное устройство. Ее основу составляет вал рулевой колонки, на который посредством шлицевого соединения и гайки установлено рулевое колесо. В нижней части вал соединен с карданным валом, между этими валами находится верхний карданный шарнир. Карданный вал через отверстие в кузове и уплотнение выходит в моторный отсек, где через нижний карданный шарнир соединен с валом винта рулевого механизма.
Вал рулевой колонки заключен в трубу, на которой жестко установлен кронштейн для монтажа колонки к кузову. Также на трубу и кронштейн смонтировано несколько узлов, в том числе механизм фиксации колонки, который обеспечивает изменение угла наклона и высоты рулевого колеса. Рукоятка данного механизма обычно выходит в нижней части колонки или с ее правой стороны. И здесь же располагаются все переключатели (осветительных приборов и фар, стеклоочистителей и стеклоомывателей) и замок зажигания. Вся электрика скрыта под разъемным пластиковым кожухом, который состоит из верхней и нижней половин.
Вопросы ТО и ремонта рулевой колонки
При регламентном ТО проводится и обслуживание рулевого управления автомобиля. В первую очередь производится проверка надежности крепления узлов и агрегатов, осевой люфт в подшипниках, а также свободный ход рулевого колеса. При наличии ГУР обязательно проводится проверка уровня рабочей жидкости в бачке, а также надежность всех соединений системы на предмет утечек.
Особое внимание уделяется люфту руля. Для микроавтобусов (модели ГАЗ-3221) люфт должен быть меньше 20°, а для остальных моделей (ГАЗ-2705, 3302 и другие) — 25°. Также следует проверить осевой и радиальный люфт винта рулевого механизма, для этого рулевое колесо следует повернуть до упора (сторона поворота не имеет значения) и покачать выступающую часть винта механизма для оценки люфта (эту работу следует проводить с помощником). В любом случае устранение люфта осуществляется изменением зазора в подшипниках винта рулевого механизма, это можно сделать без демонтажа механизма, но удобнее произвести регулировку на снятом агрегате.
При необходимости ремонта рулевой колонки можно снять только верхнюю ее часть, либо демонтировать колонку полностью вместе с карданными шарнирами. Однако первый вариант не очень удобен, так как в этом случае для разъединения рулевого вала и карданного шарнира приходится выбивать клин (он фиксирует вилку шарнира на валу) на весу. Поэтому чаще снимают колонку полностью, для чего сначала необходимо демонтировать клин, посредством которого вилка нижнего карданного шарнира крепится к винту рулевого механизма, а затем выкрутить все винты, удерживающие уплотнение рулевой колонки и саму колонку.
При правильном обслуживании и своевременном ремонте рулевое управление автомобилей «ГАЗель», в том числе и рулевая колонка, будут служить долго, обеспечивая надежное управление в любых условиях.