Устройство ручника автомобиля урал

Стояночная тормозная система УРАЛ-4320

Стояночная тормозная система УРАЛ-4320 состоит из одного барабанного тормозного механизма и механического привода (рис. 170).

Рис. 170. Стояночная тормозная система автомобиля УРАЛ-4320: 1 — рычаг тормозного крана; 2 — тяга привода тормозного крана; 3 рычаг стояночного тормоза; 4 — сектор; 5, 6 — тяги привода; 7 — разжимной кулак; 8 — тормозная колодка; 9 — регулировочный рычаг; 10 — стяжной болт.

Тормозной механизм расположен на раздаточной коробке и включает в себя тормозной барабан, две колодки 8 из алюминиевого сплава с фрикционными накладками, ось колодок, разжимной кулак 7 с рычагом 9, две стяжные пружины, защитный диск. Барабан тормоза закреплен на фланце вала привода задней тележки, поэтому стояночный тормоз затормаживает только колеса заднего и промежуточного мостов. Привод тормоза состоит из рычага 3 с зубчатым сектором и защелкой, двух промежуточных рычагов с валиком и кронштейном, двуплечего рычага, передней, средней и вертикальной тяг. В приводе имеется тяга 2 ручного привода тормозного крана.

Регулировка тормоза производится изменением длины, средней тяги 5. При большом износе накладок регулировка производится перестановкой рычага 9 относительно вала разжимного кулака на один или два зуба по часовой стрелке. Правильность регулировки проверяется по величине зазора между колодками и барабаном, который должен быть 0,3.. .0,6 мм. Зазор проверяется щупом через щель в защитном щитке. У правильно отрегулированного тормоза собачка защелки устанавливается на третьем-пятом зубе сектора.

Устройство ручника автомобиля урал

Аварийная тормозная система автомобилей Урал-4320-31, Урал-4320-10

Функции аварийной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы. При выходе из строя одного из контуров аварийная тормозная система обеспечивает торможение автомобиля с достаточной эффективностью.

Стояночная тормозная система автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31

Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах. Привод стояночного тормоза механический. Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.

Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.

При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 83) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.

При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.

Рис. 83. Тормоз стояночный:

1-штанга; 2,14-колодки (правая и левая); 3 — устройство регулировочное; 4-заглушка;

5 — звездочка; 6 — вал; 7 — щит; 8 — гайка стопорная; 9 — палец эксцентриковый; 10 — рычаг; 11 — рычаг регулировочный; 12 — серьга; 13 — рычаг разжимной

При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.

По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 84) увеличивается и эффек — тивность тормоза может снизиться. Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки. Для регулировки тормоза необходимо:

1. Опустите рычаг 1 в кабине вниз до упора.

2. Отсоедините тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.

Читайте также:  Шины для машины уаз

Не регулируйте зазоры между накладками и барабаном изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.

3. Отрегулируйте зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабьте на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 83) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установите зазор 0,3-0,5 мм. Зазор проверяйте щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затяните, предотвращая поворот пальца.

4. Отрегулируйте зазор между левой колодкой и барабаном. Для этого удалите заглушку 4. Через отверстие в щите тормоза, поворачивая отверткой звездочку 5 сверху вниз, установите зазор 0,3-0,5 мм. Установите заглушку.

5. Выберите свободный ход рычага 8 (см.рис. 84) на раздаточной коробке, вращая против часовой стрелки до заметного увеличения усилия, и проверьте совпадение отверстия в вилке тяги 4 с отверстием в рычаге 8. При необходимости вращением вилки тяги 4 совместите отверстия. Установите палец и зашплинтуйте.

При усилии на рычаге в кабине 350-400 Н (35-40 кгс) собачка рычага 1 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 3. При прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загореться лампа сигнализатора включения стояночного тормоза на панели приборов. Регулирование момента включения осуществляется изменением количества прокладок 7 под выключателем 6 сигнализатора.

Рис. 84. Привод стояночного тормоза:
1-рычаг стояночного тормоза;
2-собачка; 3-сектор; 4,9-тяги привода; 5-тяга к крану управления тормозами прицепа;
6 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 7-прокладки регулировочные; 8-рычаг; 10-рычаг регулировочный

Устройство ручника автомобиля урал

Аварийная тормозная система автомобилей Урал-5557-40

Функции аварийной тормозной системы выполняет один из контуров рабочей тормозной системы. При выходе из строя одного из контуров аварийная тормозная система обеспечивает торможение автомобиля с достаточной эффективностью.

Стояночная тормозная система автомобилей Урал-5557-40

Система предназначена для обеспечения неподвижности автомобиля на уклонах. Привод стояночного тормоза механический. Управление осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.

Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками, с самоусилением.

При торможении усилие передается от регулировочного рычага 11 (рис. 79) через рычаг 10, серьгу 12 на разжимной рычаг 13.

При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие передается от рычага 13 через штангу 1 к правой колодке 2. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. При этом колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство 3 прижимает левую колодку 14 к опорному пальцу и барабану.


Рис. 79. Тормоз стояночный:
I — штанга; 2,14 — колодки (правая и левая); 3 — устройство регулировочное; 4 — заглушка; 5 — звездочка; 6 — вал; 7 — щит; 8 — гайка стопорная; 9 — палец эксцентриковый; 10 — рычаг;
II — рычаг регулировочный; 12 — серьга; 13 — рычаг разжимной

При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 13, опираясь на штангу 1, передает приводное усилие к левой колодке 14. Колодка отходит от опорного пальца и прижимается к тормозному барабану. Колодка, вследствие трения, захватывается барабаном, смещается в сторону вращения и через регулировочное устройство прижимает правую колодку 2 к опорному пальцу и барабану.

По мере износа накладок ход рычага 1 (рис. 80) увеличивается, и эффективность тормоза может снизиться. Если рычаг 1 устанавливается на двенадцатом зубе сектора, необходимо отрегулировать зазоры между накладками и барабаном при помощи эксцентрика и звездочки. Для регулировки тормоза необходимо:

1. Опустить рычаг 1 в кабине вниз до упора.

2. Отсоединить тягу 4 от рычага 8 на раздаточной коробке.

Запрещается регулировать зазоры между накладками и барабаном

Читайте также:  Синхронный двигатель устройство принцип действия характеристики

изменением длины тяги 4, т.к. это приводит к выходу стояночного тормоза из строя.

3. Отрегулировать зазор между правой колодкой и барабаном, для чего ослабить на пол-оборота стопорную гайку 8 (см.рис. 79) на эксцентриковом пальце 9 со стороны щита и, поворачивая палец ключом по часовой стрелке, установить зазор 0,3-0,5 мм. Зазор проверять щупом через щель в отражателе тормоза. Стопорную гайку затянуть, предотвращая поворот пальца.

4. Отрегулировать зазор между левой колодкой и барабаном. Для этого удалить заглушку 4. Через отверстие в щите тормоза, поворачивая отверткой звездочку 5 сверху вниз, установить зазор 0,3-0,5 мм. Установить заглушку.

5. Выбирать свободный ход рычага 8 (см.рис. 80) на раздаточной коробке, вращая против часовой стрелки до заметного увеличения усилия, и проверить совпадение отверстия в вилке тяги 4 с отверстием в рычаге 8. При необходимости вращением вилки тяги 4 совместить отверстия. Установить палец и зашплинтовать.

При усилии на рычаге в кабине 350-400 Н (35-40 кгс) собачка рычага 1 должна устанавливаться на 4-8 зубе сектора 3. При прохождении собачкой 2-4 зуба сектора должна загореться лампа сигнализатора включения стояночного тормоза на панели приборов. Регулирование момента включения осуществляется изменением количества прокладок 7 под выключателем 6 сигнализатора.

Рис. 80. Привод стояночного тормоза:

1-рычаг стояночного тормоза; 2 —собачка; 3 —сектор; 4,9 — тяги привода; 5 —тяга к крану управления тормозами прицепа; 6 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза; 7 — прокладки регулировочные; 8 — рычаг; 10 —рычаг регулировочный

Устройство ручника автомобиля урал

Стояночный тормоз барабанного типа с механическим приводом (рис. 1)

Привод стояночного тормоза рычагом и тягой связан с рычагом 13 тормозного крана, что обеспечивает при торможении автомобиля стояночным тормозом включение рабочей тормозной системы прицепа (полуприцепа).

Стояночный тормоз смонтирован на раздаточной коробке.

Тормозной щит с колодками закреплен к крышке подшипника вала привода заднего моста, а тормозной барабан на фланце этого вала.

Стояночный тормоз и его привод частично или полностью разбираются в основном при снижении эффективности торможения, не устраняемом регулировкой привода, а также при снижении надежности фиксации рычага стояночного тормоза в заторможенном состоянии.

Причинами снижения эффективности торможения могут быть замасливание, разрушение от нагрева или полный износ накладок тормозных колодок, а также ослабление затяжки болтов крепления щита тормоза к раздаточной коробке.

Причина нарушения фиксации рычага — износ сектора 5 или собачки 4 рычага.

Разборка и снятие деталей стояночного тормоза

Отвернуть гайки и снять карданный вал привода среднего моста.

Отвернуть гайку и снять болт крепления трубы эжекции к третьей поперечине рамы.

Отвернуть два винта крепления барабана к фланцу, приподнять трубу эжекции вверх и снять барабан.

Снять стяжные пружины 24 и колодки 23.

Расшплинтовать и снять палец, отсоединить тягу 20 от рычага 21.

Расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца, спрессовать фланец с вала привода заднего моста раздаточной коробки.

Отвернуть болты и снять маслоуловитель, прокладку и щит тормоза в сборе.

Отвернуть болт 25 и снять регулировочный рычаг 21.

Снять стопорное кольцо и извлечь разжимный кулак 22.

При необходимости выпрессовать из кронштейна щита втулку разжимного кулака. (Ось колодок из нижнего кронштейна щита выпрессовывать не рекомендуется).

Разборка и снятие деталей привода стояночного тормоза

Расшплинтовать и снять палец, соединяющий тягу 10 с рычагом 6.

Отвернуть в кабине четыре болта 8 и снять кронштейн в сборе.

Расшплинтовать и снять пальцы, соединяющие тягу 18 с рычагами 11 и 19, тягу 15 с рычагами 13 и 17, тягу 10 с рычагом 17.

Читайте также:  Исковое заявление гарантийный ремонт автомобиля

Расшплинтовать ось рычага 19, снять шайбу и рычаг.

Отвернуть четыре болта и снять кронштейн 16 в сборе с рычагами.

Разобрать кронштейн 7, для чего отвернуть болт крепления рычага 3 на валу 9 и снять рычаг в сборе с собачкой 4, рычагом 2 и тягой собачки 1.

Снять с вала 9 шпонку рычага 3.

Отвернуть болты крепления фланца и болт крепления рычага 6 на валу 9, снять фланец.

Выпрессовать вал 9 в сборе со шпонкой из рычага 6 и из кронштейна через отверстие под фланец.

Снять с вала 9 шпонку рычага 6. При необходимости отвернуть два болта и снять сектор 5.

Выпрессовать втулки из кронштейна 7 и фланца.

Отвернуть болт и снять рычаг 11 с вала и его шпонку.

Извлечь из кронштейна 16 вал в сборе с рычагом 17, который напрессован на шлицевый конец вала.

Рассоединять шлицевый конец вала с рычагом 17 не рекомендуется. При необходимости выпрессовать из кронштейна 16 втулки.

Размеры для контроля основных деталей приведены в таблице 1.

Ось колодок ручного тормоза

Наружный диаметр в месте опоры колодки

Втулка разжимного кулака

Диаметр шейки под втулку

Вал рычага стояночного тормоза

Втулка вала педали сцепления

Наружный диаметр под втулку

Изношенные накладки, если от их поверхности до головок заклепок осталось менее 0,5 мм, следует заменить.

При значительном и неравномерном (с кольцевыми канавками) износе у рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками надо проточить до ремонтных размеров (табл. 2).

При проточке на станке колодки следует базировать, как показано на рис. 3. При этом между разжимным кулаком и сухарями колодок установить пластины толщиной 1 мм.

Замасленные накладки колодок необходимо промыть неэтилированным бензином, а затем просушить. Накладки, имеющие на рабочей поверхности рыхлую композицию и отслоения вследствие перегрева, подлежат замене.

Трещины и другие повреждения колодок не допускаются. В случае ослабления крепления сухарей к носкам колодок, следует подтянуть винты.

Сборку стояночного тормоза и его привода проводить в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо выполнить следующие требования:

— при установке тормозного щита на раздаточную коробку прокладку маслоуловителя надо смазать уплотнительным смазочным материалом (момент затяжки болтов крепления щита должен быть 8,0—10 кгс/м);

— разжимный кулак и его втулку, ось колодок и тормозные колодки в месте опоры на ось, а также оси и втулки в приводе стояночного тормоза смазать графитной смазкой;

— при установке стяжных пружин 24 (см. рис. 1) пружину диаметром 28 мм установить у разжимного кулака, а диаметром 20 мм — у оси опоры колодок;

— метки «а» на шлицевых торцах разжимного кулака 22 и регулировочного рычага 21 при сборке совместить;

— рычаг 6 обработанной стороной установить к правой внутренней стенке кронштейна 7.

После сборки стояночный тормоз необходимо обязательно отрегулировать. При этом рычаг 2 должен находиться в крайнем нижнем положении на упоре.

В соединении скобы 12 с рычагом 13 тормозного крана обязательно установить зазор до 2 мм, изменяя длину тяги 15.

Изменением длины тяги 18 и перестановкой рычага 21 на шлицах разжимного кулака 22 отрегулировать зазор между накладками тормозных колодок и барабаном, который должен быть в пределах 0,3—0,6 мм.

При правильно отрегулированном стояночном тормозе ход рычага 3 при полном торможении должен составлять четыре — шесть зубьев сектора, при этом рычаг привода должен фиксироваться.

После приработки накладок тормозных колодок следует проверить эффективность работы стояночного тормоза.

Оцените статью