Устройство рессоры автомобиля маз

4.2. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Устройство

Рессоры изготовлены из полосовой рессорной стали (Т-образного профиля) марки 60С2. Листы рессор подвергнуты термической обработке (закалке, отпуску) до твёрдости НВ363-444. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают хомутами. Ушки хомутов стягивают болтами.

Устройство передней подвески показано на рис. 67. Передние рессоры установлены на специальных площадках балки переднего моста и прикреплены к ней стремянками, изготовленными из стали 40Х.
Передняя рессора крепится к раме при помощи съёмного накладного ушка 3, которое соединено с коренным листом специальным ступенчатым пальцем 17, а с кронштейном рессоры — пальцем рессоры. Для предотвращения проворачивания и продольного перемещения пальца в кронштейне на концах его сделаны лыски, в одну из которых входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Между головкой ступенчатого пальца крепления накладного ушка и подкоренным листом имеется зазор 0,3-1,25мм, необходимый для перемещения подкоренного листа в продольном направлении при работе рессоры. Задний конец накладного ушка крепится при помощи стремянки 16 и накладки 14, закреплённой на конце четвёртого листа.
Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа вследствие скольжения концов рессоры по опорной поверхности и боковым стенкам к его внутренней поверхности прикреплены сменные защитные вкладыши.

Основная задняя рессора 1 и дополнительная 2 автомобиля МАЗ-54322 (рис. 68) крепятся стремянками 4 к балке заднего моста. Дополнительную рессору накладывают поверх основной, а между ними устанавливают прокладки. Крепление к раме переднего и заднего концов основной задней рессоры выполнено аналогично креплению передней. Дополнительная задняя рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом основной рессоры.
При изготовлении рессоры разбивают на две группы в зависимости от стрелы прогиба и при установке на автомобиль подбирают таким образом, чтобы разница в стреле прогиба для левой и правой рессор не превышала 8мм.
Задняя подвеска автомобиля МАЗ-54322 снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, который повышает устойчивость автомобиля при движении по дорогам с боковым уклоном на поворотах. Упругим элементом стабилизатора служит торсионный вал 10.

Задняя подвеска автомобиля МАЗ-64227 (рис. 69) — балансирного типа. Концы рессор 3 свободно опираются на специальные опоры, предохраняющие балки ведущих мостов от износа. Середины рессор прикреплены стремянками 2 к балансирам 4, которые могут качаться на осях 8 балансирной подвески. Осн 8 запрессованы в кронштейны 9, которые крепятся болтами к раме автомобиля. Оба ведущих моста шарнирно связаны с рамой при помощи системы, состоящей из двух реактивных штанг, воспринимающих усилия от реактивного и тормозного момента и передающих толкающие усилия.

Устройство рессоры автомобиля маз

Устройство рессорной подвески МАЗ-500

Подвеска передней оси и заднего моста автомобиля осуществляется с помощью продольных полуэллиптических рессор. Рессоры воспринимают вертикальную нагрузку от силы тяжести автомобиля и обеспечивают возможность передачи на раму тяговых, тормозных и скручивающих усилий от ведущего моста автомобиля.

На управляемую ось передаются те же усилия, за исключением тяговых. Кроме того, подвеска управляемой оси обусловливает правильную кинематику рулевого привода.

Передняя подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия; задняя подвеска имеет дополнительные рессоры-подрессорники.

Все листы рессор изготовлены из полосовой рессорной стали 60С2. Для увеличения усталостной прочности листы подвергаются термической обработке — закалке в штампах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твердость листов после термической обработки составляет НВ 363—444. После термической обработки все листы рессор, кроме листов дополнительной рессоры, с вогнутой стороны подвергаются дробеструйной обработке. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают несколькими хомутиками из полосовой стали.

Читайте также:  Слетит ли машина с гарантии если поменять масло

Рис. 71. Передняя подвеска:
1 — балка передней оси; 2 — амортизатор; 3—задняя стремянка; 4— передняя стремянка; 5 — накладка стремянки накладного ушка; 6 — стремянка крепления накладного ушка; 7— накладное ушко; 8 — стяжной болт; 9—палец рессоры; 10— передний кронштейн; И — передняя рессора; 12 — упорный кронштейн буфера рессоры; 13—накладка; 14 — основной буфер рессоры; 15 — кронштейн крепления амортизатора к раме; 16 — шайба; 17 — верхний вкладыш скользящей опоры: 18 — стяжной болт заднего кронштейна; 19 — боковой вкладыш скользящей опоры; 20 — задний кронштейн рессоры; 21 — дополнительный резиновый буфер; 22 — угольник; 23 — кронштейн крепления амортизатора к балке передней оси; 24 — гайки крепления стремянок рессор; 25 — втулка; 26 — масленка пальца рессоры; 27 — палец крепления накладного ушка: 28 — палец;
29 — резиновая втулка; 30 — центровой болт

Устройство передней подвески показано на рис. 71. В связи

с тем, что на переднюю ось автомобиля-самосвала MA3-503 приходится большая нагрузка, передняя рессора у него имеет на один лист больше, чем у автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504.

Дополнительный лист рессоры на автомобиле MA3-503 устанавливается пятым сверху; все остальные листы для всех моделей автомобилей одинаковые.

Для установки на автомобили рессор с минимальным расхождением по стреле прогиба собранные рессоры после осадки в зависимости от стрелы прогиба сортируют на две группы: первая группа — стрела прогиба равна 142+8 мм и вторая группа —стрела прогиба равна 142_8 мм. На автомобиль устанавливают рессоры только одной группы.

С целью уменьшения трения между листами перед сборкой рессоры их смазывают графитной смазкой.

Два верхних листа рессоры имеют одинаковую длину. У третьего листа сзади отогнут конец, что позволяет деформироваться концам верхних листов. Все остальные листы постепенно уменьшаются по длине, вследствие чего напряжения в листах рессоры распределяются равномерно.

К заднему концу пятого листа рессоры приклепывается стяжной хомут, ушки которого стягиваются болтами с распорными втулками. К обоим концам десятого листа рессоры также приклепываются стяжные хомуты.

Рессора средней частью опирается на специальную площадку балки 1 и крепится к ней через литую накладку 13 двумя стремянками 3 и 4, изготовленными из легированной стали 40Х; стремянки затягиваются высокими гайками 24.

В литой накладке рессоры укреплен основной резиновый буфер 14, который выступает из нее и ограничивает прогиб рессоры, предотвращая тем самым удар ее о продольную балку рамы. К продольной балке рамы и приклепанному к ней угольнику 22 болтами прикреплен дополнительный резиновый буфер 21, смягчающий удары и несколько увеличивающий жесткость рессоры при значительных перегрузках.

На переднем конце коренного листа установлено отъемное накладное ушко 7, в центральное отверстие которого запрессована втулка 25. В передней части накладное ушко крепится к коренному листу рессоры с помощью ступенчатого пальца 27 с резьбой на конце. Торцом стержня увеличенного диаметра палец упирается в коренной лист и надежно притягивается к нему корончатой гайкой, опирающейся на выемку в накладном ушке. Затем гайку шплинтуют. Передний конец подкоренного листа имеет овальное отверстие, в которое входит утолщенная часть пальца. Наличие овального отверстия в этом листе, а также зазор 0,3—1,25 мм между головкой пальца и подкоренным листом дает возможность перемещаться листам в продольном направлении.

Читайте также:  Peugeot 107 тест драйв

Задний конец накладного ушка приклепан к коренному листу

рессоры и дополнительно притянут стремянкой 6, охватывающей ушко по выемке и четыре листа рессоры. К четвертому листу снизу приклепана накладка 5, имеющая два отверстия, через которые проходит стремянка ушка. На резьбовые концы стремянки навертываются г^йки таким образом, чтобы между листами был некоторый зазор (примерно 0,3—0,8 мм). Для этого гайки вначале завертывают до отказа, а затем отвертывают на 1,5—2 оборота и в таком положении раскернивают резьбу в двух противоположных точках, фиксируя положение гаек на стремянке. Плотная затяжка гаек на стремянке недопустима, так как усилия, возникающие при продольном перемещении охваченных стремянкой листов рессоры, могут срезать стержни стремянок.

Передний конец рессоры посредством пальца 9 соединяется с кронштейном 10 на раме. В кронштейне палец закреплен неподвижно и опирается на обе его щеки. Для предотвращения проворачивания и перемещения пальца в кронштейне на концах пальца имеется лыска, в которую входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Втулка 25 накладного ушка, изготовленная из перлитного ковкого чугуна, повышает износостойкость соединения с пальцем рессоры.

Задний конец рессоры сделан скользящим. Коренной и подкоренной листы, имеющие сзади одинаковую длину, свободно опираются на цилиндрическую поверхность внутренней части заднего кронштейна 20. Вследствие этого при изменении длины рессор, вызванной их деформацией, концы рессор могут скользить по этой опорной поверхности. Щеки заднего кронштейна, стянутые болтом 18 через распорную втулку, препятствуют расхождению концов коренного и подкоренного листов рессоры.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа в результате скольжения концов рессоры по опорной поверхности к его внутренней поверхности крепятся сменные защитные вкладыши—один верхний 17 и два боковых 19.

Рессорная подвеска МАЗ

Подвеска передней оси и заднего моста автомобиля осуществляется с помощью продольных полуэллиптических рессор.

Передние рессоры (рис.44) установлены на специальных площадках балки переднего моста и прикреплены к ней стремянками 6. К раме рессора крепится при помощи съемного накладного ушка 3, которое соединено с коренным листом специальным ступенчатым пальцем 17, а с кронштейном 1 рессоры — пальцем 2.

Основная задняя рессора 1 и дополнительная 2 автомобиля МАЗ-54322 (рис.45) крепятся стремянками к балке заднего моста. Дополнительную рессору накладывают поверх основной, а между ними устанавливают прокладки. Крепление к раме переднего и заднего концов основной задней рессоры выполнено аналогично креплению передней.

Задняя подвеска автомобиля МАЗ-64227 (рис.46) — балансирного типа. Концы рессор 3 свободно опираются на специальные опоры, предохраняющие балки ведущих мостов от износа. Середины рессор прикреплены стремянками 2 к балансирам 4, которые могут качаться на осях 8 балансирной подвески. Оси 8 запрессованы в кронштейны 11, которые крепятся болтами к раме автомобиля.

Уход за передними и задними рессорами заключается в смазке пальцев крепления рессор в кронштейнах, проверке крепления рессор, смазке рессорных листов и проверке крепления вкладышей задних кронштейнов рессор. Продольный взаимный сдвиг листов может свидетельствовать о срезе центрового болта, поэтому необходимо своевременно проверять взаимное расположение листов рессор. Во избежание среза центральных болтов следует подтягивать стремянки рессор, причем их подтягивают только при выпрямленных рессорах. Момент затяжки гаек стремянок передних рессор 400-450 Н*м (40-45 кгс*м), задних (MA3-54322) — 600-640 Н*м (60-64 кгс*м).

При появлении скрипа рессоры необходимо смазать графитной смазкой. Для этого автомобиль приподнимают за раму, рессоры освобождаются и листы расходятся. В образовавшиеся между листами зазоры вводят графитную смазку.

Обслуживание задней подвески автомобиля МАЗ-64227 сводится к проверке затяжки всех болтовых соединений. Особенно следует следить за креплением кронштейнов 11 (рис.46) к раме автомобиля и затяжкой стремянок, а также за соединением шарниров реактивных штанг и гаек 10 крепления стяжки 12.

Читайте также:  Тест драйв ауди а6 2000 года выпуска

Затяжку гаек стремянок задних рессор следует производить на ненагруженном автомобиле, момент затяжки 700-800 Н*м (70-80 кгс*м). Момент затяжки гаек 10 равен 320-400 Н*м (32-40 кгс*м), а болтов крепления кронштейнов реактивных штанг — 180-200 Н*м (18-20 кгс*м).

При сезонном обслуживании нужно менять масло в картере балансира, для чего необходимо снять крышку балансира, слить масло, промыть крышку и установить ее на место. Чистое масло заливают до уровня заливного отверстия. В процессе эксплуатации нужно следить за отсутствием подтекания смазки через крышки и сальниковое уплотнение оси балансира. Устранение течи осуществляется путем замены сальников, прокладок крышек балансира и затяжки болтов крепления крышек.

4.2. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Устройство

Рессоры изготовлены из полосовой рессорной стали (Т-образного профиля) марки 60С2. Листы рессор подвергнуты термической обработке (закалке, отпуску) до твёрдости НВ363-444. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают хомутами. Ушки хомутов стягивают болтами.

Устройство передней подвески показано на рис. 67. Передние рессоры установлены на специальных площадках балки переднего моста и прикреплены к ней стремянками, изготовленными из стали 40Х.
Передняя рессора крепится к раме при помощи съёмного накладного ушка 3, которое соединено с коренным листом специальным ступенчатым пальцем 17, а с кронштейном рессоры — пальцем рессоры. Для предотвращения проворачивания и продольного перемещения пальца в кронштейне на концах его сделаны лыски, в одну из которых входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Между головкой ступенчатого пальца крепления накладного ушка и подкоренным листом имеется зазор 0,3-1,25мм, необходимый для перемещения подкоренного листа в продольном направлении при работе рессоры. Задний конец накладного ушка крепится при помощи стремянки 16 и накладки 14, закреплённой на конце четвёртого листа.
Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа вследствие скольжения концов рессоры по опорной поверхности и боковым стенкам к его внутренней поверхности прикреплены сменные защитные вкладыши.

Основная задняя рессора 1 и дополнительная 2 автомобиля МАЗ-54322 (рис. 68) крепятся стремянками 4 к балке заднего моста. Дополнительную рессору накладывают поверх основной, а между ними устанавливают прокладки. Крепление к раме переднего и заднего концов основной задней рессоры выполнено аналогично креплению передней. Дополнительная задняя рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом основной рессоры.
При изготовлении рессоры разбивают на две группы в зависимости от стрелы прогиба и при установке на автомобиль подбирают таким образом, чтобы разница в стреле прогиба для левой и правой рессор не превышала 8мм.
Задняя подвеска автомобиля МАЗ-54322 снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, который повышает устойчивость автомобиля при движении по дорогам с боковым уклоном на поворотах. Упругим элементом стабилизатора служит торсионный вал 10.

Задняя подвеска автомобиля МАЗ-64227 (рис. 69) — балансирного типа. Концы рессор 3 свободно опираются на специальные опоры, предохраняющие балки ведущих мостов от износа. Середины рессор прикреплены стремянками 2 к балансирам 4, которые могут качаться на осях 8 балансирной подвески. Осн 8 запрессованы в кронштейны 9, которые крепятся болтами к раме автомобиля. Оба ведущих моста шарнирно связаны с рамой при помощи системы, состоящей из двух реактивных штанг, воспринимающих усилия от реактивного и тормозного момента и передающих толкающие усилия.

Оцените статью