Предпусковой подогреватель двигателя ЗиЛ-131
На этом автомобиле установлен жидкостной подогреватель производительностью 17,4 кДж/с и работающий на бензине. Подогреватель состоит из топливного бачка 1 (рис.65) котла 15 , электродвигателя с вентилятором 15, электромагнитного клапана 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром, пульта управления 18.
Рис. 65. Предпусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131: 1 — топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 — наливная воронка; 4 -регулировочная игла; 5 -электродвигатель с вентилятором; 6 — ручка управления краном; 7. 14 — сливные краны; 8 -соединитель проводов; 9 — конденсатор; 10 — шланг подвода воздуха; 11 — свеча; 12 — отводящая трубка от двигателя к котлу; 13 — лоток; 15 — котел; 16 — трубка от электромагнитного клапана; 17 — подводящая трубка от котла к двигателю; 18 — пульт управления; 19 — контрольная спираль; 20 — выключатель свечи; 21 — переключатель; 22 — трубка топливного бочка; 23 -электромагнитный клапан; 24 — кран; 25 -спираль подогрева электромагнитного клапана.
Котел соединен трубопроводами с системой охлаждения двигателя. На нем установлена свеча накаливания 11 и имеется сливной кран 14. Топливо в камеру сгорания котла подается из бачка самотеком, вода заправляется через воронку 3, воздух подается от вентилятора по шлангу 10. Подача необходимо количество топлива обеспечивается электромагнитным клапаном 23 и регулировочной иглой 4. Для подогрева электромагнитного клапана в его корпусе установлена спираль, соединенная последовательно со свечой 11.
Пульт управления расположен на щите двигателя. На пульте размещены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19, переключатель режимов работы подогревателя 21.
Ручка выключателя 20 может зажимать три положения: 0 — все выключено (ручка нажата до отказа); 1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II — включен электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа). Для пуска двигателя готовят 32. 35 л воды, закрывают жалюзи, открывают капот, в котел заливают 1,5 воды и открывают кран топливного бачка. Затем перемещают ручку переключателя 2 в положение II на 45с, при этом топливо и воздух поступают в камеру сгорания котла. Затем ручку переводят в положение «О» и включают выключателем 20 свечу накаливания 11. При нагреве контрольной спирали 19 до светло-красного цвета происходит вспышка смеси в котле и раздается хлопок. После начала горения смеси выключатель 21 устанавливают в П положение. Как только горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, дальнейшее воспламенение топлива происходит от горящей смеси.
Через 1. 2 минуты после пуска подогревателя в котел дополнительно заливают 6. 8л воды и закрывают пробку воронки. Когда двигатель прогреется, из открытой заливной горловины радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают коленчатый вал несколько раз для подачи масла к подшипникам. Свободное вращение коленчатого вала свидетельствует о готовности двигателя к пуску.
Устанавливают ручку 21 в положение 1 и закрывают топливный кран. После продувки котла через 1-2 минуты ручку переключателя переводят в положении «О», запускают двигатель и заполняют систему охлаждения водой через заливную воронку подогревателя и горловину радиатора.
Пусковой подогреватель
Пусковой подогреватель. Часть автомобилей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и все автомобили ЗИЛ-131 оборудуют пусковым подогревателем П-100 (рис. 1).
Пусковой подогреватель работает на бензине. По соображениям, связанным с монтажом его на разных двигателях, патрубки подогревателей приварены по-разному, и по этой причине котлы подогревателей невзаимозаменяемы. Подогреватель представляет собой неразборный котел 18, состоящий из четырех вставленных один в другой цилиндров, сваренных между собой и образующих камеру сгорания 28, жаровую трубу 31, газоход 32 с двумя соединенными между собой жидкостными полостями 29 и 30 (теплообменник). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.
На двигателе ЗИЛ-130 топливо в камеру сгорания котла подается из бачка самотеком. Для равномерной подачи топлива в камеру сгорания и для обеспечения нормального процесса горения предусмотрен регулятор 7 подачи топлива, состоящий из поплавковой камеры с регулировочной иглой 9 и электромагнитного клапана 8. Уровень топлива в поплавковой камере регулируется игольчатым клапаном. Из поплавковой камеры топливо по каналу поступает к электромагнитному запорному клапану. Клапан работает следующим образом: когда переключатель 23 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекрывает топливопровод; при включении переключателя ток поступает в катушку, сердечник оттягивается и топливо беспрепятственно попадает в камеру сгорания котла.
Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, вращаемым электродвигателем 5, установленным на автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 под капотом двигателя, а на автомобиле ЗИЛ-157К — в кабине.
Воспламенение смеси производится свечой накаливания 14. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается и дальнейшее горение топлива происходит от горящего пламени.
Управление электрической схемой подогревателя сосредоточено на пульте 21, на котором установлен включатель 24 свечи накаливания. Там же установлена контрольная спираль (сопротивление) 22, последовательно включенная в цепь свечи, и переключатель 23 магнитного клапана и электродвигателя вентилятора. Переключатель имеет три положения:
После воспламенения горячие газы закрученным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел. Газы, выходящие из выпускного патрубка, лотком 16 направляются на поддон картера двигателя и подогревают масло, находящееся в нем. Жидкостная полость котла подогревателя трубопроводами 19 и 15 соединена с системой охлаждения двигателя.
Пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131
Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя
Подогреватель может прогревать двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или антифризом.
Подогреватель установлен на двигателе с правой стороны (рис. 1). Подогреватель представляет собой неразборный котел 15, состоящий из камеры сгорания, жаровой трубы, газохода и двух соединенных между собой жидкостных рубашек (теплообменника). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.
В камеру сгорания котла топливо подается из бачка 1 самотеком. Для управления подачей топлива установлен электромагнитный клапан 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром.
Клапан работает следующим образом: когда переключатель 21 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекрывает топливопровод; при включении переключателя ток поступает в катушку, сердечник оттягивается, и топливо беспрепятственно попадает в камеру сгорания подогревателя.
Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, установленным под капотом двигателя.
Первоначально воспламенение смеси производится свечой накаливания 11. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается, и дальнейшее горение топлива происходит от ранее зажженного пламени.
В цепь свечи последовательно включено дополнительное контрольное сопротивление, установленное на пульте управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи.
После воспламенения топлива от свечи подогревателя, образующиеся горячие газы закрученным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел.
Газы, проходящие через выпускной патрубок, лотком 13 направляются под картер двигателя, где используются для обогрева масла в картере.
Жидкостная полость котла подогревателя посредством трубок 12 и 17 соединена с системой охлаждения двигателя.
На щите двигателя установлен в отдельном кожухе пульт 18 управления подогревателем, на котором установлены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19 и переключатель 21.
Переключатель имеет три положения:
— положение 0 — все выключено (ручка переключателя нажата до отказа);
— положение 1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода);
— положение II — включены электродвигатель вентилятора и магнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Электрическая схема пульта управления подогревателем показана на рис. 2.
Порядок пуска двигателя при применении пускового подогревателя
Порядок пуска двигателя при применении воды в качестве охлаждающей жидкости. Прогрев и пуск двигателя нужно производить в следующем порядке:
1. Подготовить воду для заполнения всей системы охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя, при сильном ветре принять меры к тому, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.
3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла подогревателя и кран трубопровода подогревателя.
Если краны замерзли, то следует закрыть их при прогреве двигателя, после того как из кранов пойдет вода.
Сливной кран радиатора оставить открытым.
4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить бачок. При наполнении бачка надо следить, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось топливо. Емкость бачка 2 л.
5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку 3 (см. рис. 1).
6. Открыть кран 24.
7. Переместить ручку 21 переключателя в положение II на 15—20 сек; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином.
При очень низкой температуре это время надо увеличить до 60 сек.
Поставить переключатель в положение 0 и включить выключатель 20 свечи, оставляя его нажатым.
Как только контрольная спираль накалится до светло-красного цвета, происходит воспламенение бензина в камере сгорания; при этом будет слышен хлопок.
После хлопка пустить подогреватель, переместив ручку переключателя 21 в положение II.
При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель 20.
8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить его пуск.
В случае замерзания воды в трубках 12 и 17 (проверяется на ощупь) оттаивание ее нужно производить периодическим включением подогревателя на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин и подачей вентилятором воздуха в котел подогревателя между включениями.
Нельзя допускать продолжительную работу подогревателя при замерзших трубках (более 2 мин).
9. По истечении 1—2 мин после пуска подогревателя нужно дополнительно залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева двигателя капот следует закрыть.
Если подогреватель при закрытом капоте глохнет, капот нужно оставить приоткрытым, подложив под него какой-либо предмет. Воду необходимо заливать аккуратно, не проливая ее на агрегаты электрооборудования.
10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.
Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается, причем на пусковой рукоятке отчетливо ощущается сопротивление компрессии.
11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 21 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24.
Примерно через 50—60 сек после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение 0. Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя могут произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.
12. Пустить двигатель, и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его после оттаивания при заливке воды.
13. Прогревая двигатель на средних оборотах, налить дополнительно воды в двигатель через наливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в радиатор до заполнения объема системы охлаждения и закрыть пробку радиатора. При наличии расширительного бачка налить в него 2 л воды.
14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60—70° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение автомобиля.
15. Слив воды из системы охлаждения нужно производить через кран радиатора, кран 14 котла и кран 7 трубопровода подогревателя, повернув ручку 6 управления краном; при этом необходимо открывать пробку радиатора или расширительного бачка.
При наличии расширительного бачка надо сливать воду также через кран, расположенный в днище расширительного бачка.
Порядок пуска двигателя при использовании для охлаждения двигателя антифриза. При применении в качестве охлаждающей жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано выше, за исключением пп. 1,3, 5, 9 и 13.
Пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ-131
Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя.
Подогреватель может прогревать двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или антифризом.
Подогреватель установлен на двигателе с правой стороны (рис. 1). Подогреватель представляет собой неразборный котел 15, состоящий из камеры сгорания, жаровой трубы, газохода и двух соединенных между собой жидкостных рубашек (теплообменника). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.
В камеру сгорания котла топливо подается из бачка 1 самотеком. Для управления подачей топлива установлен электромагнитный клапан 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром.
Клапан работает следующим образом: когда переключатель 21 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекрывает топливопровод; при включении переключателя ток поступает в катушку, сердечник оттягивается, и топливо беспрепятственно попадает в камеру сгорания подогревателя.
Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, установленным под капотом двигателя.
Первоначально воспламенение смеси производится свечой накаливания 11. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается, и дальнейшее горение топлива происходит от ранее зажженного пламени.
В цепь свечи последовательно включено дополнительное контрольное сопротивление, установленное на пульте управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи.
После воспламенения топлива от свечи подогревателя, образующиеся горячие газы закрученным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел.
Газы, проходящие через выпускной патрубок, лотком 13 направляются под картер двигателя, где используются для обогрева масла в картере.
Жидкостная полость котла подогревателя посредством трубок 12 и 17 соединена с системой охлаждения двигателя. На щите двигателя установлен в отдельном кожухе пульт 18 управления подогревателем, на котором установлены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19 и переключатель 21.
Переключатель имеет три положения:
положение 0 — все выключено (ручка переключателя нажата до отказа);
положение 1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода);
положение II — включены электродвигатель вентилятора и магнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Электрическая схема пульта управления подогревателем показана на рис. 2.
Порядок пуска двигателя при применении пускового подогревателя
Порядок пуска двигателя при применении воды в качестве охлаждающей жидкости. Прогрев и пуск двигателя нужно производить в следующем порядке:
1. Подготовить воду для заполнения всей системы охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя, при сильном ветре принять меры к тому, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.
3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла подогревателя и кран трубопровода подогревателя.
Если краны замерзли, то следует закрыть их при прогреве двигателя, после того как из кранов пойдет вода.
Сливной кран радиатора оставить открытым.
4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить бачок. При наполнении бачка надо следить, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось топливо. Емкость бачка 2 л.
5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку З (см. рис. 1).
6. Открыть кран 24.
7. Переместить ручку 21 переключателя в положение II на 15—20 сек; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При очень низкой температуре это время надо увеличить до 60 сек.
Поставить переключатель в положение 0 и включить выключатель 20 свечи, оставляя его нажатым. Как только контрольная спираль накалится до светло-красного цвета, происходит воспламенение бензина в камере сгорания; при этом будет слышен хлопок. После хлопка пустить подогреватель, переместив ручку переключателя 21 в положение II.
При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель 20.
8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить его пуск.
В случае замерзания воды в трубках 12 и 17 (проверяется на ощупь) оттаивание ее нужно производить периодическим включением подогревателя на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин и подачей вентилятором воздуха в котел подогревателя между включениями. Нельзя допускать продолжительную работу подогревателя при замерзших трубках (более 2 мин).
9. По истечении 1—2 мин после пуска подогревателя нужно дополнительно залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева двигателя капот следует закрыть. Если подогреватель при закрытом капоте глохнет, капот нужно оставить приоткрытым, подложив под него какой-либо предмет. Воду необходимо заливать аккуратно, не проливая ее на агрегаты электрооборудования.
10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.
Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается, причем на пусковой рукоятке отчетливо ощущается сопротивление компрессии.
11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 21 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24. Примерно через 50—60 сек после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение 0. Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя могут произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.
12. Пустить двигатель, и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его после оттаивания при заливке воды.
13. Прогревая двигатель на средних оборотах, налить дополнительно воды в двигатель через наливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в радиатор до заполнения объема системы охлаждения и закрыть пробку радиатора. При наличии расширительного бачка налить в него 2 л воды.
14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60—70° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение автомобиля.
15. Слив воды из системы охлаждения нужно производить через кран радиатора, кран 14 котла и кран 7 трубопровода подогревателя, повернув ручку 6 управления краном; при этом необходимо открывать пробку радиатора или расширительного бачка. При наличии расширительного бачка надо сливать воду также через кран, расположенный в днище расширительного бачка.
Порядок пуска двигателя при использовании для охлаждения двигателя антифриза. При применении в качестве охлаждающей
жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано выше, за исключением пп. 1,3, 5, 9 и 13.