- Устройство подвески гусеничных машин
- Подвеска гусеничных тракторов
- Гусеничная ходовая часть
- Качества, за которые ценится гусеничная ходовая часть
- Ходовая часть гусеничного типа — что это?
- Факторы, влияющие на износ элементов гусеничной системы
- Как увеличить срок эксплуатации ходовой части спецтехники гусеничного типа
- Что делать, если ходовая часть гусеничной специализированной техники неисправна
Устройство подвески гусеничных машин
Подвеска — устройство, соединяющее остов трактора с опорными катками. У гусеничных тракторов, используемых в сельском хозяйстве, наибольшее применение нашли две разновидности полужесткой подвески и одна упругая.
Полужесткая трехточечная подвеска (рис. 96, а). Оси
опорных катков жестко укреплены на раме и вместе с ней и опорными катками образуют гусеничную тележку.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Остов трактора с такой подвеской опирается на тележки в задней части через ось (одна точка), а в передней части через листовую (или цилиндрическую) рессору 2, расположенную перпендикулярно оси трактора и опирающуюся на обе тележки (остальные две точки) .
Каждый движитель может самостоятельно колебаться в вертикальной плоскости вокруг оси. Одновременно с этим толчки, получаемые движителями в вертикальной плоскости RB, поглощаются только в передней части трактора. Толчки, приложенные в горизонтальной плоскости Rr, поглощаются пружинами амортизирующих приспособлений направляющих колес.
Рис. 96. Типы подвесок гусеничных тракторов:
а — полужесткая трехточечная; б — полужесткая трехточечная с торсиона-ми; в — упругая, баланснрная четырехточечная: 1 — ось; 2 — пружина (рессора); 3—рама; 4 — опорный каток; 5 — передняя подвеска; 6 — задняя подвеска; 7 — пружина; 8 — опорные катки.
Жесткое крепление опорных катков к раме тележки не обеспечивает хорошей приспособляемости к неровностям почвы (см. рис. 96, а) и удовлетворительно работает только на тихоходных тракторах, предназначенных для использования на сравнительно мягких почвах.
Полужесткая трехточечная подвеска, подрессоренная спереди и сзади (торсионы*). При такой конструкции гусеничные тележки имеют такое же устройство, как было рассмотрено выше. Отличие заключается в том, что остов трактора с каждой из тележек соединяется в двух местах, образуя переднюю и заднюю подвески, имеющие примерно одинаковый принцип действия.
Передняя подвеска. Устройство. Подвеска состоит из трубы, присоединенной к остову (рис. 97, а) трактора. Внутри трубы помещены два торсиона, жестко соединенных между собой.
По концам торсионов укреплены рычаги, соединенные шатунами с кронштейнами рамы тележек.
Действие. Если одна из тележек, например правая, наедет на препятствие, она переместится вверх, и рычаг будет закручивать торсион. В результате этого часть энергии толчков будет поглощена и не будет передаваться на остов трактора.
Задняя подвеска имеет аналогичное устройство и действие, только торсионы закреплены в средней части трактора неподвижно и каждый торсион соединен только с одной тележкой. Торсионы с тележками соединены рычагами, направленными в одну сторону.
При наличии такой подвески тракторы могут работать на повышенных скоростях движения. Одновременно с этим жесткое крепление опорных катков не обеспечивает хорошей приспособляемости к неровностям почвы.
Упругая балансирная четырехточечная подвеска. Упругая, или как ее еще называют, эластичная подвеска, состоит из четырех одинаковых балан-сирных кареток, устанавливаемых на цапфы, которые укреплены на поперечных брусьях рамы трактора.
Рис. 97. Торсионная подвеска:
а — общий вид; б — схема расположения торсионов; 1,3 и 4 — рычаги; 2— остов; 5, 9 и 12 — трубы; б, 7 и 11—торсионы; 8 — рама тележек; 10 — кронштейн.
Устройство*. Каждая из кареток представляет собой четырехколесную тележку (см. рис. 95,6), состоящую из двух балансиров — внешнего и внутреннего, шарнирно соединенных между собой осью.
В нижней части каждого балансира на осях, свободно вращающихся в конических роликовых подшипниках, жестко укреплены опорные катки.
В верхней части между балансирами установлены амортизационные пружины.
Действие кареток показано на рисунке 95, е. Нетрудно видеть, что при наезде катка на препятствие (неровность) возникающие толчки Т заставляют балансиры перемещаться вокруг осей, при этом пружины будут сжиматься, поглощая тем самым эти толчки и не передавая их на остов трактора, но при этом возникают собственные колебания пружин каретки.
Внешний балансир своим центральным отверстием посажен на цапфу рамы трактора и зафиксирован от осевых перемещений цанговой гайкой.
Упругая балансирная четырехточечная подвеска обеспечивает наилучшее подрессоривание трактора, позволяет ему работать на больших скоростях, способствует высоким сцепным качествам. Однако наряду с большими преимуществами она обладает недостатком: давление силы тяжести трактора неравномерно распределяется на почву по длине опорной поверхности движителя, что увеличивает удельное давление гусеницы на почву.
Гидроамортизатор (рис. 98,а) предназначен для гашения колебаний пружин, возникающих при движении трактора по неровной дороге. Это, в свою очередь, делает движение трактора более плавным и улучшает условия работы тракториста.
Устройство. Гидроамортизатор устанавливают на передних каретках и состоит он из цилиндра (см. рис. 98,6), поршня, штока и компенсационного бачка. Внутренняя часть гидроамортизатора заполняется веретенным маслом АУ до уровня, определяемого щупом, установленным в пробке бачка.
Действие. При уменьшении нагрузки на каретку и разжатии пружин жидкость из полости А под действием поршня начнет перетекать в полость Б через каналы в поршне. В это время клапан открыт и пропускает жидкость из бачка в полость Б цилиндра в объеме, равном той части поршня, которая в данный момент выходит из цилиндра.
При увеличении нагрузки на каретку и сжатии пружины поршень будет двигаться в обратном направлении, заставляя жидкость из полости Б перетекать в полость А через те же отверстия. При этом часть жидкости, равная входящей в цилиндр части поршня, будет вытесняться через канал в бачок.
Рис. 98. Гидроамортизатор:
а — установка на каретке; б — пружина разжимается; в — пружина сжимается; 1 — шток; 2 — пружина; 3 — поршень; 4.9 — цилиндры; 5 — канал; 6 — бачок; 7,8 — клапаны; А, Б — полости.
Для того чтобы при резких толчках, когда масло не успеет быстро пройти через каналы в поршне, не произошла поломка деталей амортизатора, в поршне предусмотрен перепускной клапан 8, который при больших усилиях сжатия дополнительно открывает ряд отверстий для быстрого перетекания жидкости из полости Б в полость А.
Подвеска гусеничных тракторов
Подвеска гусеничных тракторов соединяет остов с движителями и может быть жесткой, полужесткой и эластичной.
Жесткая подвеска упругих элементов не имеет. Оси опорных катков жестко прикреплены к гусеничным тележкам, которые также жестко соединены с остовом трактора. Такую подвеску применяют на промышленных тракторах, движущихся с небольшой скоростью (трубоукладчиках, погрузчиках и т. п.).
Полужесткая подвеска может быть трех- и четырехточечной. В трехточечной полужесткой подвеске обе гусеничные тележки с жестко закрепленными на них осями опорных катков в задней части шарнирно соединены с остовом трактора. Передняя часть остова опирается на гусеничные тележки через упругий элемент — рессору. Подвеска обеспечивает упругую связь гусеничных тележек с остовом трактора и возможность поворота одной тележки относительно другой в вертикальной плоскости при переезде через препятствие. Такую подвеску применяют на тракторах Т-130М, Т-4А.
В четырехточечной полужесткой подвеске каждая гусеничная тележка с жестко закрепленными на ней осями опорных катков соединена с остовом в двух местах через упругие элементы — торсионы. При наезде одной из тележек на препятствие она перемещается вверх и закручивает торсион, смягчая толчки и удары на остов от неровностей дороги. Такая подвеска установлена на тракторе Т-70С.
Эластичная подвеска характеризуется тем, что остов трактора соединен с опорными катками через упругие элементы. На сельскохозяйственных тракторах широко применяют балансирную эластичную (упругую) подвеску. Она состоит из четырех одинаковых балансирных кареток, которые установлены на цапфах, закрепленных на поперечных брусьях рамы трактора. Каретка представляет собой четырехколесную тележку, состоящую из двух балансиров с двумя опорными катками и пружины (или пружин), которая распирает балансиры и служит упругим элементом подвески.
Все толчки, воспринимаемые опорными катками при движении трактора, поглощаются пружиной и не передаются на остов, обеспечивая хорошее подрессоривание трактора. Такая подвеска применена на тракторах Т-150, ДТ-75МВ, ДТ-175С.
В подвесках всех типов толчки, приложенные в горизонтальной плоскости, поглощаются пружинами амортизирующих приспособлений направляющих колес.
Каретка подвески гусеничного трактора Т-150 с эластичной подвеской состоит из двух балансиров 8 ( рис. 117 ). Балансиры устанавливают на цапфы 11, которые запрессованы в кронштейн 10. Балансиры поворачиваются относительно цапфы во втулках 7, запрессованных в отверстия балансира. От осевого перемещения балансир удерживается шайбой 3 и болтом 4. Трущиеся поверхности цапфы и втулок смазываются маслом, заливаемым через отверстие в крышке 2, закрываем пробкой 5. Для предотвращенй течи масла установлены уплотне ние 9 и прокладка 6.