- Четырехтактный лодочный мотор
- Принцип работы 2-х и 4-х тактных двигателей
- Для начала рассмотрим устройство двигателей внутреннего сгорания.
- Преимущества и недостатки двух и четырех тактных ЛОДОЧНЫХ моторов.
- Двухтактные преимущества
- Двухтактные недостатки
- Какой же лодочный мотор выбрать?
- Устройство лодочного мотора
- Устройство лодочных моторов
- Устройство лодочного мотора
Четырехтактный лодочный мотор
Циклы четырехтактного лодочного мотора те же самые, что и у двухтактного, но наполнением цилиндров управляют клапаны, расположенные в головке блока. Свеча зажигания выдала искру, зажгла сжатую рабочую смесь, и она расширилась. Возникшее давление заставляет поршень опуститься до нижней мертвой точки (далее — НМТ). Цикл рабочий ход, первый такт. Поршень от НМТ двинулся вверх, открылся выпускной клапан, началась продувка, второй цикл, второй такт. Поршень дошел до верхней мертвой точки (далее — ВМТ) и двинулся вниз. Выхлопной клапан закрылся, открылся впускной (продувочный).
Поршень дошел до НМТ, за счет возникшего разряжения цилиндр наполнился и закончилось всасывание, третий цикл, третий такт. Поршень двинулся вверх, клапаны закрылись, начался четвертый цикл, четвертый такт — сжатие. Поршень дошел до ВМТ, между электродами свечи возникла искра и начался рабочий ход и т. д. Четыре цикла произошли за четыре такта, два оборота коленвала, двигатель четырехтактный.
Рис. 3.4. Процесс работы четырехтактного двигателя
а — такт рабочего хода; б — такт выпуска; в — такт впуска; г — такт сжатия
Рис. 3.6. Схема устройства четырехтактного двигателя внутреннего сгорания :
1 — капот; 2 — магдино; 3 — привод газораспределительного механизма; 4 — цилиндр; 5 — поршень; 6 — клапан; 7 — бензонасос; 8 — выхлоп холостого хода; 9 — пробка слива масла; 10 — заборник масла; 11 — дейдвуд; 12 — выхлопная труба; 13 — триммер-протектор; 14 — гребной вал; 15 — шестерни редуктора; 16 — корпус редуктора; 17 — трансмиссионный вал; 18 — водяной насос; 19 — подвеска; 20 — струбцина; 21 — рычаг переключения реверса; 22 — румпель
- Низкий удельный расход топлива: сгорает вся рабочая смесь, которая попала в цилиндр.
- Долговечность: движущиеся детали двигателя «купаются» в масле. За основу часто берутся автомобильные двигатели.
- Высокая экологическая чистота, низкая шумность.
- Относительно высокий удельный вес: добавляется механизм управления клапанами.
- Невысокая удельная мощность: рабочий ход один раз за два оборота коленвала.
- Невысокая скорость набора оборотов.
- Высокая стоимость.
Однако современные конструкции двухтактных и четырехтактных двигателей по своим технико-экономическим показателям сближаются все теснее. Судите сами: удельный расход топлива «четырехтактников» — 0,320 литра на лошадиную силу в час, а двухтактных с непосредственным впрыском в цилиндр топлива и масла — 0,370, и они отвечают требованиям экологии. За счет управления всеми процессами электроникой, повышается надежность и экономичность, а за счет применения высоких технологий и высококачественного металла понижается вес.
Принцип работы 2-х и 4-х тактных двигателей
Для начала рассмотрим устройство двигателей внутреннего сгорания.
Тактом рабочего цикла ДВС является ход поршня от одной мёртвой точки до другой. Один такт соответствует 180-градусному повороту (полуобороту) коленчатого вала. При 4-тактном процессе рабочий цикл осуществляется за два оборота вала, при 2-тактном — за один.
Присутствуют те же 4 такта: впуск — сжатие — расширение — выпуск. Сначала открывается впускной клапан, поршень идёт вниз, под действием создающегося разрежения в цилиндр поступает свежая топливовоздушная смесь или воздух — это такт впуска. Затем клапан закрывается, поршень идёт вверх — происходит сжатие. Следующий такт: сжатая смесь воспламеняется искрой или в сжатый воздух форсунка впрыскивает топливо, которое самовоспламеняется, поршень под действием этого идёт вниз — это расширение, или рабочий ход поршня. Двигатель совершает полезную работу именно в течение такта расширения. Потом поршень идёт вверх, открывается выпускной клапан, через который продукты сгорания топлива выходят в атмосферу — это такт выпуска.
В случае с двухтактным процессом всё уже не так просто. Такты условно называются сжатие и расширение. Как видно, места отдельным тактам впуска и выпуска здесь не нашлось. Это не случайно. Хотя в двухтактном двигателе процессы впуска и выпуска присутствуют, для их осуществления необходимо, чтобы давление на входе в цилиндр было выше атмосферного. То есть нужен принудительный наддув. Те, кто знаком с двухтактными мотоциклетными бензиновыми двигателями, могут возразить: на мотоциклах нет никаких турбо- или механических компрессоров. Отдельного компрессора в мотоциклетном двухтактнике действительно нет. Функция компрессора возложена на картер двигателя.
В простых мотоциклетных моторах нет клапанов в головке цилиндра, вместо них существуют впускные и выпускные окна в стенках цилиндра, перекрываемые телом поршня. Впускные окна связаны с карбюратором не напрямую, а через перепускные каналы, выходящие в картер. В течение хода поршня вверх нижний край открывает окно, на котором находится карбюратор, рабочая смесь под действием разрежения, создаваемого идущим вверх поршнем, устремляется в картер. Когда поршень идёт вниз, он перекрывает это окно, рабочая смесь начинает сжиматься. Поршень идёт далее вниз, открывая перепускные окна, рабочая смесь под давлением подаётся в цилиндр, где вытесняет отработанные газы в выпускное окно. Поршень идёт снова вверх, и процессы под его днищем повторяются, а в это время в цилиндре происходит сжатие рабочей смеси. Затем сжатая смесь воспламеняется свечой, и поршень идёт вниз, совершая такт расширения, или рабочий ход.
По материалам сайта airbase.ru
Преимущества и недостатки двух и четырех тактных ЛОДОЧНЫХ моторов.
Двухтактные преимущества
1. Меньший вес. Пример: 15 л.с. 2х тактный 36 кг 4-х тактный 45 кг. Казалось — бы 45 кг. — легко. Все не так просто. Вес мотора распределен крайне неравномерно. Примерно 90% весит голова (сам двигатель) 10% нога. Не нужно также забывать и о большем у 4-х тактников размере головы. Все это + одна маленькая не всегда удобная ручка для переноски делает этот процесс крайне затруднительным.
2. Цена. 4-х тактные двигатели сложнее в производстве, состоят из большего количества деталей, поэтому всегда дороже 2-х тактников.
3. Удобство перевозки 2-х тактника. Можно возить в любом положении, перед началом эксплуатации не требует отвешивания. Т.е. достал из багажника, поставил, завел, поехал.
4. 2-х такт мотор живее реагирует на ручку газ. В 4-х тактниках для совершения полного рабочего цикла поршню необходимо сделать 2 полных оборота в то время как в 2-х тактных только один. Частый вопрос: А правда ли что 4-х такная 15 л.с. бежит быстрее чем такая же 2-х тактная? Ответ: нет не правда. У обеих этих двигателей мощность на валу 15 л.с. При прочих равных условиях почему один мотор должен ехать быстрее второго?
Двухтактные недостатки
1. Больший расход топлива. Напомним, примерный расход можно высчитать по формуле: для 2х такта 300 грамм на одну лошадинную силу для 4х такта 200 грамм.
2. Шумноcть. На максимальных оборотах 2-х тактные моторы как правило работают немного громче 4х тактников.
3. Комфорт. 4-х тактные моторы не так вибрируют на малых оборотах (Касается только двухцилинровых двигателей. Одноцилиндровые и 2-х и 4-х тактники вибрируют примерно одинаково) и не так дымят как 2-х тактники. Дымность важный момент, особенно если вы любите тролить.
4. Долговечность. Довольно спорный пункт. Бытует мнение, что 2-хтактные моторы менее долговечны. С одной стороны это понятно, потому как масло для смазки трущихся элементов двигателя подается вместе с бензином, а значит работает не так эффективно в отличие от 4-х тактных двигателей где трущиеся элементы буквально плавают в масле. Но с другой стороны 4-х тактный мотор по конструкции намного сложнее конкурента, состоит из значительно большего числа деталей, а золотой принцип механики «Чем проще тем надежнее» еще никто не отменял.
Какой же лодочный мотор выбрать?
Взвесьте все за и против изложенные выше и сделайте выбор самостоятельно. Однозначного ответа на вопрос: какой из моторов лучше Вы не найдете ни в одной из книг ни на одном из форумов. И у тех и у других типов двигателей есть свои поклонники. Личное мнение автора: мотор до 40 л.с. должен быть 2-х тактным, а свыше 40 л.с. — четырехтактником.
Устройство лодочного мотора
Рассмотрим устройство подвесного лодочного мотора на примере четырехтактного Honda BF5, изображение которого мы взяли с официального сайта «Honda». Мотор на картинке предстает перед нами в полураздетом состоянии и на ней наглядно можно разглядеть основные узлы ПЛМ.
Сразу скажем, что это одноцилиндровый, 4-х тактный мотор. На 2-х тактном основные узлы ничем не различаются, в нем только нет клапанной системы газораспределения (нет распредвала, клапанов, масляного картера). У двухтактников вместо этого есть специальные отверстия в стенках цилиндров, через которые в них поступает топливная смесь и выходят отработанные газы.
Что примечательно, то в этом, казалось бы маломощном, 5-ти лошадном лодочном моторе, уже есть термостат и это одноцилиндровый двигатель, на секундочку. Привод у Хонды немного другой, по сравнению с большинством аналогичных моторов. Вертикальный вал составной, части его соединяются прямо под редуктором. Так что устанавливать сапог после ремонта системы охлаждения будет не сложно.
Кроме того у Honda BF5 нет встроенного бензобака, да и вообще Хонда их не ставит на свои моторы. Ручной стартер здесь тоже не стандартного типа, как мы привыкли, с верхним расположением на маховике. Но зато у Хонды он надежнее, т.к. ваши мышечные усилия передаются на маховик не лепестковой, а зубчатой передачей с передаточным отношением. Такое конструкторское решение японских инженеров уменьшило усилие при заводке мотора, так что лодочные моторы Хонда заводить может и женщина и ребенок. Но это не уникальное решение, Evinrude и Johnson давно уже его практикуют.
Рычаг КПП здесь расположился сбоку, хотя последние мировые тренды (и мировые бренды) говорят о том, что в передней части мотора будет удобнее.
Карбюратора здесь не видно, но поверьте он есть.
У большинства маломощных лодочным моторов топливный насос крепится на паре болтов. Шток топливного насоса, через отверстия в блоке цилиндров, взаимодействует с кулачками распредвала. Аналогичные кулачки предназначены для толкателей клапанов. Все эти кулачки на распредвале расположены так, чтобы кулачки и топливный насос работал в строго определенном режиме. Распредвал напрямую связан с коленвалом лодочного мотора через зубчатую передачу. Но всё это относится исключительно к 4-х тактным моторам.
Чем Хонда 5 ничем не отличается от других ПЛМ так это системой охлаждения с крыльчаткой, редуктором и самим механизмом переключения передач. А вот выхлоп тут не через ступицу, а над гребным винтом, точно также как и у четырехтактной Ямахи 5. Многие спорят о плюсах и минусах такого решения, но на наш взгляд — все равно, и та и та система выполняет свои функции. Противники выхлопа над винтом говорят, что он громче, но как это можно замерить на фоне шума самого двигателя. Почему японцы пошли на такой шаг не известно, но явно тут не при чем влияние выхлопа на гидродинамику винта, мотор то всего 5 л.с., не те тут скорости. Да и у всех более мощных лодочных моторов выхлоп идет через ступицу винта.
Надеемся, что после такого разбора устройства типичного лодочного мотора, вопросов у вас осталось меньше. Если остались — пишите, постараемся ответить.
Устройство лодочных моторов
Подвесной лодочный мотор – оборудование, получившее большую популярность в использовании на маломерных судах еще во второй половине 20 века. Это можно объяснить массой преимуществ, среди которых небольшой удельный вес, компактная конструкция, удобный принцип хранения и др.
Современные лодочные моторы представлены двумя разновидностями – двухтактные и четырехтактные, каждая из которых имеет свои особенности конструкции, функционирования и применения. При этом, изначально были более популярными двухтактные лодочные моторы, ведь они имеют гораздо меньший вес, простую конструкцию, достаточно высокую мощность и неприхотливы в эксплуатации. Однако, по мере совершенствования четырехтактных двигателей, последние стали быстро набирать популярность в виду значительного увеличения мощности и других особенностей.
Еще одним фактором, повлиявшим на выбор и эксплуатацию лодочных моторов определенного типа, являются все возрастающие требования к экологичности техники, ведь, как известно, бензиновые двигатели оказывают достаточно сильное влияние на степень загрязнения окружающей среды и в частности, водоемов, на которых используются.
Однако, для того, чтобы точно определиться с выбором того, или иного типа двигателя с учетом всех особенностей и преимуществ, стоит более подробно разобраться с таким фактором, как устройство подвесного лодочного мотора.
Устройство лодочного мотора
Прежде чем рассматривать конструкцию двух-, или четырехтактного лодочного мотора, стоит отметить, что несмотря на использование все более современных технологий и материалов для их изготовления, эти механизмы создаются на основе схемы, предложенной еще в 1906 году известным изобретателем Олом Эвинрудом. Особенностью этой схемы является вертикальная компоновка узлов, что является наиболее оптимальным решением с точки зрения эргономики, компактности и других соображений, которые так важны для механизма такого типа.
В целом, лодочный мотор состоит из набора составляющих, каждая из которых выполняет определенный набор функций:
- Двигатель внутреннего сгорания находится в верхней части дейдвуда и соединен с редуктором посредством вертикально вала, связывающего коленвал с редуктором.
- Редуктор обеспечивает вращение гребного винта и может иметь механизм реверса, объединенный в реверс-муфту с муфтой сцепления.
- Гребной винт – пожалуй один из наиболее важных элементов мотора, соединен с валом редуктора через предохранитель, обеспечивающий защиту мотора от поломки в случае ударов о подводные препятствия.
При этом, стоит отметить, что устройство двухтактного лодочного мотора отличается от четырехтактного лишь конструкцией двигателя внутреннего сгорания и принципом его функционирования, что обеспечивает различную эффективность и производительность.
Рассматривая устройство четырехтактного лодочного мотора, или его двухтактного аналога, стоит также отметить такую их особенность, как способ крепления к транцу лодки, что производится с использованием подвески, обеспечивающей несколько степеней свободы. в зависимости отчего различаются подвески нескольких разновидностей:
- Жесткая, предназначенная для неподвижной фиксации мотора;
- Поворотная – для поворота двигателя вокруг вертикальной оси;
- Откидная, для поворота мотора по горизонтали;
- Поворотно откидная, сочетающая свойства откидной и поворотной подвесок.
Если Вы хотите купить лодочный мотор, отличающийся высоким качеством и эффективностью функционирования – наш интернет-каталог к Вашим услугам, ведь в его ассортименте представлена исключительно оригинальная техника от известных производителей, а у наших менеджеров можно получить детальную консультацию относительно интересующих вопросов.
Цены на сайте не являются публичной офертой.
Atlant Motors г. Новокузнецк, Кондомское шоссе, 16
8-(903)-048-21-43