Устройство кузова фургона автомобиля

Устройство автомобилей

Кузова и кабины грузовых автомобилей

Кузов грузового автомобиля включает в себя кабину с оперением и сам кузов. Типы кабин грузовых автомобилей классифицируются по числу мест и компоновке.
В не таком уж далеком прошлом можно было встретить грузовые автомобили, оборудованные кабиной с деревянным каркасом; кабины современных грузовиков изготавливают из штампованного листового металла в виде сваренных между собой панелей, к которым винтовым крепежом присоединяются элементы оперения, также выполненные из штампованного листового металла.
Отдельную категорию составляют кабины грузовых автомобилей, предназначенных для эксплуатации в суровых условиях севера – такие кабины могут выполняться утепленными, с двойным остекленением.

Кабина грузового автомобиля

По числу мест различают одноместные, двухместные и трехместные кабины грузовых автомобилей. Одноместные кабины могут быть у карьерных самосвалов или автокранов, где перевозка пассажиров из соображений безопасности не желательна.

По компоновке различают капотные и бескапотные кабины. Капотная кабина отделена от двигателя в отдельный объем. Двигатель при этом располагается впереди кабины и огражден оперением.

Капотная цельнометаллическая кабина автомобиля ГАЗ-3302 (рис. 2, б) состоит из каркаса 5, крыши 8, верхней 7, задней 9 и боковых 6 панелей.

Боковые стекла кабины – опускающиеся с помощью стеклоподъемника, ветровое стекло – панорамное, гнутое, что улучшает обзорность и придает дополнительную жесткость конструкции. Двери кабины кроме боковых стекол имеют поворачивающиеся форточки, что позволяет улучшить условия вентиляции кабины при движении автомобиля. Сиденье кабины двухместное, с одной общей подушкой для водителя и пассажира. Кабина устанавливается на раме автомобиля на резиновых упругих подушках.

Оперение кузова грузового автомобиля (рис. 2, а) включает в себя капот 2 двигателя, крылья 3, подножки 4 и облицовку радиатора 1.

Бескапотная кабина объединяет отделение для водителя и отделение для двигателя, который в этом случае располагается под кабиной. Бескапотные кабины позволяют рациональнее использовать длину автомобиля (рис. 1), улучшить обзорность, а также доступ к двигателю, так как при необходимости обслуживания двигателя кабина полностью откидывается вперед по ходу автомобиля.

У бескапотных автомобилей кабина (рис. 2, в) располагается, как правило, над двигателем, а для доступа к нему откидывается вперед. Так, кабина автомобилей марки «КамАЗ» откидывается на 42˚, что обеспечивает удобство при обслуживании двигателя и его систем.
Чтобы обеспечить доступ к приборам электрооборудования, омывателя и очистителя стекол, отопителю и передним опорам двигателя, кабина имеет открывающуюся переднюю облицовочную панель, которая навешивается на петлях на панель 10. Облицовочная панель, как и задние крылья, брызговики, аэродинамические устройства, также относится к оперению. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк, закрываемый крышкой 11.

Кабина автомобилей «КамАЗ» трехместная с тремя раздельными сиденьями для водителя и пассажиров. Исключение составляют кабины автомобилей-самосвалов КамАЗ-5511 и некоторых спецмоделей, у которых предусмотрено только одно место для пассажира. Среднее пассажирское сиденье на карьерных самосвалах не устанавливается из соображений безопасности, поскольку обрыв верхнего крепления гидроцилиндра подъема и опускания кузова может привести к повреждению кабины в ее средней части и травмированию пассажира.
Позади сидений в кабинах автомобилей, предназначенных для междугородних перевозок грузов и поездок на дальние расстояния предусмотрено спальное место 13.

Сиденье водителя регулируемое (рис. 3). В продольном направлении оно перемещается по направляющим 9, которые крепятся к полу кабины. Стопор 10, управляемый рычагом 11, обеспечивает фиксацию сиденья в одном из десяти положений.
Угол наклона спинки может занимать три фиксированных положения. Фиксация положения спинки осуществляется язычками кронштейнов спинки сиденья, которые входят в пазы гребенок, расположенных на обеих сторонах спинки.

Для освобождения язычков кронштейнов необходимо рычаг 5 гребенки опустить вниз и зафиксировать спинку в необходимом положении. Сиденье водителя имеет механизм подрессоривания с телескопическим амортизатором 6. Жесткость подвески сиденья регулируется в зависимости от массы водителя, для чего поворачивают один конец торсиона с помощью рычага 2.
Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсионом, установленным на трубе 7. Один конец торсиона закреплен неподвижно, второй соединен с рычагом 2 механизма регулирования жесткости подвески.
Среднее пассажирское сиденье закреплено неподвижно, а крайнее может регулироваться по углу наклона спинки и в продольном направлении.

Кабина крепится к раме в четырех точках – двух спереди и двух сзади. Впереди кабина крепится на шарнирах, а сзади – на четвертных листовых рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Для облегчения опрокидывания кабина оборудована уравновешивающим механизмом. Кабина опрокидывается вперед на передних шарнирных опорах (рис. 4, а). Нижние кронштейны 1 передних опор прикреплены к поперечине 11 рамы, а верхние кронштейны 5 – к балке 6 пола. Верхние кронштейны входят в проушины нижних кронштейнов, сочленяясь через пальцы 4. Для уплотнения такого шарнира в отверстия верхних кронштейнов устанавливаются резиновые кольца.
Нижние кронштейны передних опор соединены с механизмом уравновешивания кабины, который предназначен как для облегчения опрокидывания кабины, так и для уравновешивания ее массы в любом положении. Механизм состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12, один конец которых закреплен в соответствующем кронштейне 1, а другой конец – в рычаге 7. Рычаг 7 шарнирно соединен с опорой 8, прикрепленной к поперечной балке 6 пола кабины.

Читайте также:  Годовой коэффициент охвата капитальным ремонтом автомобилей

Задние опоры (рис. 4, б) кабины представляют собой две листовые рессоры 18, работающие с гидравлическими телескопическими амортизаторами 25. Рессоры закреплены верхним концом в обойме 23 рессоры, а нижним – в кронштейне 26, связанном с кронштейном 16. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером 24, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.

Для ограничения угла опрокидывания кабина снабжена ограничителем (рис. 4, в) подъема. Нижняя стойка 29 ограничителя вращается в скобах 28, закрепленных на правом лонжероне 27 рамы. Верхняя стойка 31 через удлинитель 32 крепится к скобе 34, закрепленной на продольной балке 35 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины.
Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительная защелка 30. Подняв кабину, необходимо нажать на стойку ограничителя так, чтобы защелка вошла в зацепление с язычком верхней стойки. При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя, придерживая кабину рукой.

Для того, чтобы опрокинуть кабину на угол 60˚, при снятом буфере необходимо вынуть палец 33.

Запорный механизм (рис. 5) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.

Корпус 11 запора прикреплен болтами к балке 6 задка и продольной балке 3 пола кабины. На оси 9 запора вращается крюк 10 и рукоятка 8. При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу 12, приваренную к кронштейну 14, который закреплен на обойме 15 рессоры, а крюк входит в зацепление со скобой. Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание кабины к резиновой подушке на кронштейне скобы. Предохранительный крюк 5 с помощью пружины 4 автоматически защелкивается за скобу 1 при опускании кабины.

Кузов грузового автомобиля

В качестве кузова на грузовых автомобилях может быть установлен кузов общего назначения или специальный.

Кузов общего назначения предназначен для перевозки различных грузов, кроме жидких без тары. Он выполняется в виде бортовой деревометаллической или металлической платформы, которая состоит из основания, пола и бортов, которые могут выполняться откидными или неподвижно закрепленными (рис. 5).
В основании к продольным 16 и поперечным брусьям крепятся пол, неподвижный передний борт 17, откидные боковые 20 и задний 21 борта. Доски бортов деревометаллических кузовов скреплены между собой металлическими планками 24. Откидные борта установлены на основании на петлях 25, а в транспортном положении они закрепляются запорами 22.
Бортовая платформа в сборе закреплена на раме автомобиля стремянками 15 и 23, а также специальными кронштейнами. Для перевозки пассажиров и габаритных грузов бортовые платформы оборудуются решетчатыми надставными бортами, жесткими откидными сиденьями и тентом.

Специальный кузов предназначен для перевозки грузов только определенного вида. К таким кузовам относятся самосвальные кузова, цистерны и фургоны.

Самосвальные кузова предназначены для перевозки сыпучих и полужидких грузов (например, бетона), а также грузов, не требующих осторожности при разгрузке. Эти кузова выполняются цельнометаллическими. В зависимости от назначения и конструкции самосвальные кузова могут иметь один, два или три откидных борта, которые под действием собственного веса автоматически открываются при разгрузке. Для предотвращения открывания бортов во время погрузки и движения автомобиля предусмотрены специальные запорные устройства.

Грузовые кузова-цистерны предназначены для перевозки и временного хранения жидких, газообразных и сыпучих грузов. Цистерны снабжаются насосами, клапанами, шлангами и другим необходимым технологическим оборудованием для осуществления погрузо-разгрузочных работ и предохранения цистерны от повышения давления внутри из-за температурного расширения груза.
Цистерны выполняются сварными из листовой стали, а также из алюминиевых сплавов и пластмасс.

Читайте также:  Двигатель змз газ 3307 ремонт

Цистерна для перевозки нефтепродуктов (рис. 6) сварная. В поперечном сечении цистерна обычно имеет эллиптическую или (реже) круглую форму. Днища цистерны выполняют гофрированными. В верхней части цистерны 1 приварена горловина 9 с крышкой 3. Кронштейн 5 внутри горловины является упором поплавка 8 ограничителя наполнения цистерны. Закрепленный в горловине угольник 4 служит указателем верхнего максимального уровня нефтепродуктов в цистерне.
Крышка горловины имеет наливной люк, закрываемый крышкой 6, а также два дыхательным клапана 7, сообщающих полость цистерны с окружающей средой. Крышка наливного люка запирается с помощью винтового запора. Крышка люка и дыхательные клапаны уплотняются нефтестойкими резиновыми прокладками.

Подножка 10 служит для удобства работы на крышке горловины. Волнорезы 15, расположенные внутри цистерны, предназначены для уменьшения нагрузки на днища, создаваемые жидкостью при разгоне и торможении автомобиля. Всасывающие нагнетательные трубопроводы 16, 14 и 13 закреплены на кронштейнах.
Воздушная трубка 11 служит для отвода воздуха и паров нефтепродукта из пространства около днищ при заполнении цистерны и ее продольных наклонах во время движения. К переднему днищу цистерны приварен патрубок 2 для крепления поплавка указателя 18 уровня нефтепродукта. Опора 17 служит для предохранения поплавка указателя уровня от повреждений.
Шкаф 12, приваренный к заднему днищу цистерны, используется для размещения аппаратуры и трубопроводов гидросистемы цистерны. В нижней части находится отствойник для сбора механических примесей и воды, слив которых производится через специальный патрубок отстойника.
Цистерна устанавливается на раму автомобиля на опорах 19.
Для предотвращения опасного влияния электростатического электричества, возникающего в металле при перемещении нефтепродукта, цистерна обязательно заземляется при загрузке и выгрузке.

Грузовые кузова-фургоны служат для перевозки грузов, которые требуют защиты от внешнего воздействия. Фургоны выполняются вагонными, многодверными с расположением дверей на заднем, правом или на заднем и правом бортах одновременно. На левых бортах фургонов в странах с правосторонним дорожным движением двери в кузовах-фургонах не устанавливаются, поскольку этот борт направлен на проезжую часть, и пользование дверями в этом случае будет представлять определенную опасность.
Крыша у фургонов бывает глухой, раздвижной и шарнирно-подъемной. Фургоны имеют деревянный или металлический каркас с облицовкой из фанеры, листовой стали, алюминия или пластмассы.
Иногда кузова-фургоны оборудуются задним грузоподъемным бортом, существенно облегчающим погрузо-разгрузочные работы и надежно перекрывающим доступ к задней двери фургона при хранении автомобиля с грузом на стоянке.

Фургоны. Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздей­ствий

Автомобили и автопоезда-фургоны предназначены для перевозки грузов, требующих защиты от внешних воздей­ствий. Особенностью автомобилей и автопоездов-фургонов является то, что они имеют закрытые грузовые кузова. Фургоны имеют широ­кое распространение – по количе­ству они занимают второе место после самосвалов в составе СПС нашей стра­ны.

Достаточно широкое применение автомобилей-фургонов обу­словливается рядом преимуществ, основными из которых являются:

— обеспечение лучшей сохранности качества и количества пере­возимого груза (как правило, дорогостоящего);

— значительное увеличение коэффициента использования грузо­подъемности при перевозках легковесного груза за счет укладки грузов на большую высоту без потери его в пути;

— отсутствие необходимости сопровождения грузов экспедито­рами при перевозках за пломбой отправителя;

— снижение затрат на тару и упаковку груза.

Однако при использовании автомобилей-фургонов необходимо учитывать и их недостатки, основными из которых являются:

— уменьшение грузоподъемности по сравнению с базовыми мо­делями;

— увеличение стоимости кузовов-фургонов;

— повышение затрат на техническое обслуживание и ремонт под­вижного состава;

— иногда усложнение процесса погрузки и выгрузки груза.

Фургоны устанавливают на шасси ав­томобилей, прицепов и полуприцепов. Они могут быть вагонного типа или с отдельной кабиной, многодверные и с дверями, расположенными на заднем правом или одновременно на заднем и правом бортах. Иногда их оборудуют грузоподъемными бортами. Крыша у фургонов бы­вает глухой, раздвижной, шарнирно-подъемной. Применение большого числа дверей, их различное расположение, а также подъемная и раздвижная крыша обеспечивают удобство подъезда фургонов к местам загрузки и выгрузки и выполнение ПРР.

Основанием фур­гона является деревянный или металли­че­ский каркас, обшитый фанерой, сталь­ной, алюминиевой или пла­стмассовой облицовкой. Тип и грузоподъемность фургона зависят от вида и вели­чины партии перевозимого груза. Так, для перевозки малых пар­тий груза на небольшие расстояния целесообразно использовать автомоби­ли-фургоны небольшой грузоподъемности. Для дальних же пере­возок больших партий груза следует применять полупри­цепы-фур­гоны большой грузоподъемности.

Читайте также:  Как чистить фильтр сушильной машины

По назначению фургоны делятся на универсальные (общего назначения), узкоспециализированные, изотермиче­ские и рефри­жераторы.

Универсальные фургоны явля­ются фургонами общего назна­чения. Они служат для перевоз­ки промышленных и продо­воль­ственных товаров в упаковке и без упаковки, которые не требуют специальных устройств и при­способлений для их ук­ладки и закрепления, а также определен­ных температур при транспортировании.

Узкоспециализированные фургоны предназначены для пе­ревозки промышленных и продовольственных товаров в упаковке и без упаковки, требующих специальных устройств и приспособ­лений для их укладки и закрепления при транспорти­ровке (ме­бель, готовое платье, ткани, головные уборы, почта, хлебобулоч­ные изделия и др.). Кроме того, они служат для пере­возки раз­личных домашних животных, скота и птицы. Наличие специаль­ных устройств и приспособлений в узкоспециализиро­ванных фургонах обеспечивает сохранность перевозимых грузов при наиболее полном использовании полезного объема грузового ку­зова.

Универсальные и узкоспециализированные фургоны обеспе­чивают защиту грузов только от воздействия окружающей среды. Однако они имеют наибольшее распространение.

Изотермиче­ские фургоны обеспечивают сохранение опреде­ленного температурного режима внутри грузового помещения за счет применения термоизоляции кузова, а рефрижераторы, в ко­торых поддержи­вается определенная температура вну­три термо­изолированного кузова,– с по­мощью различных источников вре­менного и постоянного охлаждения. Источники времен­ного охлажде­ния поддерживают заданную темпера­туру ограни­ченный период времени, а источники постоянного охлаждения, представляющие собой холодильные установки,— в течение дли­тельного времени.

Термоизоляция кузовов обеспечивается применением тер­моизоляционных материалов, обла­дающих малой теплопровод­ностью и гигроскопичностью, отсутствием за­паха долговечно­стью, огнестойкостью, пожаробезопасностью и т. п. На отече­ст­венных фургонах наибольшее приме­нение получил пенопласт. Этот материал негигроскопичен, достаточно прочен, хо­рошо приклеивается к метал­лу и другим материалам и остается ста­бильным по своим свойствам до темпе­ратуры +60° С.

Применяемые в рефрижераторах вре­менные источники хо­лода представляют устройства, использующие переход оп­реде­ленного вещества (сухого льда, спе­циальных растворов солей, сжиженных газов) из твердого и жидкого состояния в газообраз­ное с поглощением теплоты из окружающей среды, в результате че­го происходит ее охлаждение. Сухой лед (твердую углекислоту) разме­щают в верхней части кузова в бачках или в специальных отсеках между внут­ренней и внешней облицовками. Регу­лирова­ние температуры обеспечивается изменением поверхности охла­ждения объема с сухим льдом. Применение су­хого льда обеспе­чивает поддержание внутри кузова чистоты и низкой темпе­ра­туры, так как переход углекислоты из твердого состояния в газо­образное происходит при температуре -78° С. Однако углеки­слота имеет относитель­но высокую стоимость.

Из водных растворов минеральных или металлических со­лей и органических соединений наиболее эффективным хладоно­сителем является дихлорметан (Фре­он-30).

Для оттаивания замороженных растворов солей, охлаждаю­щих кузов, используют зероторы и аккумуляторы холода.

Зероторы (специальные сосу­ды) с солевым раствором сна­чала замо­раживаются в стационарных холодиль­никах, а затем размещаются внутри ку­зова рефрижератора. Оттаивание зеротора сопровождается поглощением теп­лоты и, следовательно, внут­ренним ох­лаждением кузова. Зероторы могут быть использованы неоднократно, но для их предварительного заморажи­вания необходимо наличие холодильных станций. За­траты рабочего времени на их замену и обслуживание – другой недостаток зероторов.

Аккумуляторы холода представляют собой плоские сосуды с внутренними змеевиками. Солевой раствор в сосудах замора­живается в результате циркуля­ции в змеевиках хладоносителя, при под­ключении змеевиков к внешней зарядной станции (ста­ционарной, передвижной) или смонтированной на рефрижера­торе компрессорной холодильной установке с приводом от элек­тродвигателя, кото­рый работает от внешней электрической сети во время стоянки рефрижератора.

При использовании на рефрижерато­рах временных источ­ников холода целесообразно предварительно охлаж­дать внутрен­нее пространство кузова стационарными холодильными установ­ками или сжиженными газами.

Постоянные источ­ники холода поддержи­вают необходимую тем­пературу внутри кузова рефрижератора без периодического питания извне. Они пред­ставляют собой компрессорные холодиль­ные установки, работа которых основана на испарении сжатых компрессором хладаген­тов (фреонов). Привод холодильной уста­новки осуществляется либо от двигателя автомобиля, либо от специального автоном­ного двигателя.

Холодильная установка в рефрижераторах раз­мещается на передней стенке кузова. Холодильно-силовая часть установки размещается вне кузова, а испаритель с вентилятором устанавливаются внутри. При таком разме­щении в реф­рижераторе частей холодильной установки обеспе­чивается пол­ное использование внутреннего пространства кузова и лучший обдув воздухом элементов холодильной установки (ком­прессора, конденсатора) в процессе движения рефрижератора.

Компрессорная холодильная установка может быть исполь­зована также для обогрева кузова рефрижератора и оттаивания испарите­ля холодильной установки, что бывает необходимо для перевозки грузов при положительных температурах или для по­степенного размораживания грузов после перевозки их в заморо­женном виде.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Оцените статью