Схема работы коробки передач
1. Задняя крышка. 2. Картер коробки передач. 3. Ведущее зубчатое колесо IV передачи. 4. Скользящая муфта синхронизатора III и IV передач. 5. Шарик фиксатора. 8. Сухарь фиксатора. 7. Блокирующее кольцо синхронизатора II и IV передач. 8. Ведущее зубчатое колесо III передачи. 9. Ведущее зубчатое колесо II передачи. 10. Ведущее зубчатое колесо заднего хода. 11. Ведущее зубчатое колесо I передачи. 12. Первичный вал коробки передач. 13. Ведущее зубчатое колесо главной передачи. 14. Маслосборник. 15. Ось сателлитов. 18. Сателлит. 17. Зубчатое колесо полуоси. 18. Коробка дифференциала. 19. Ведущее зубчатое колесо привода спидометра. 20. Ведомое зубчатое колесо привода спидометра. 21. Картер сцепления. 22. Зубчатое колесо главной передачи. 23. Регулировочное кольцо. 24. Зубчатое колесо I передачи. 25. Скользящая муфта включения I, II передач и заднего хода. 26. Зубчатое колесо II передачи. 27. Зубчатое колесо III передачи. 28. Ступица муфты синхронизатора III и IV передач. 29. Зубчатое колесо IV передачи. 30. Вторичный вал коробки передач. 31. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода. 32. Ось промежуточного зубчатого колеса заднего хода. 33. Шток вилки включения заднего хода. 34. Шарик фиксатора штока. 35. Пружина фиксатора. 36. Выключатель фонаря заднего хода. 37. Вилка включения заднего хода. 38. Сухари замкового устройства. 39. Шток вилки включения III и IV передач. 40. Шток вилки включения I и II передач. 41. Пробки фиксаторов. 42. Вилка муфты синхронизатора III и IV передач.
А — выступ блокирующего кольца а, в, с, d — зазоры
Принцип действия механической коробки передач основан на изменении величины передаваемого крутящего момента методом замены пар шестерен, участвующих в передаче крутящего момента с первичного на вторичный вал коробки передач. Различное сочетание числа зубьев ведущего к ведомого зубчатых колес каждой передачи обеспечивает изменение величины передаваемого усилия (крутящего момента), а при включении задней передачи и направление передачи усилия.
От подбора количества передач и величин передаточных чисел зависят эксплуатационные показатели автомобиля, в том числе его динамика и скорость, расход топлива и проходимость.
Передачи переднего хода у коробки передач синхронизированы. Это позволило обеспечить плавный процесс переключения передач и увеличить долговечность работы коробки передач. Плавность переключения передач создает комфорт при вождении автомобиля, снижает утомляемость водителя и благотворно влияет на безопасность движения.
Принцип действия синхронизатора основан на выравнивании частот вращения вторичного вала коробки передач и свободно вращающегося на нем зубчатого колеса постоянного зацепления требуемой передачи.
На схеме работы синхронизатора показана последовательность его действия при включении IV передачи.
При нейтральном положении скользящей муфты 4 сухари 6 находятся в центре пазов ступицы 28 и не действуют на блокирующее кольцо 7. Между выступами А блокирующего кольца и пазами ступицы имеется равномерный боковой зазор в, а между выступами А и сухарями 6 — зазор с (см. «Схема работы синхронизатора», схема 1).
Начало включения IV передачи характеризуется тем. что скользящая муфта, перемещаясь в сторону шестерни 29. увлекает за собой сухари 6. которые упираются в выступы А блокирующего кольца, т. е. зазор с выбирается. При дальнейшем перемещении муфты сухари прижимают блокирующее кольцо к конической поверхности венца синхронизатора зубчатого колеса 29. Под действием сил трения между коническими поверхностями блокирующего кольца и венца синхронизатора и инерции синхронизируемых масс блокирующее кольцо поворачивается относительно ступицы до упора выступов кольца в боковые стенки пазов ступицы, т. е. с одной стороны зазор в выбирается, а с другой увеличивается в два раза и составит зазор d. Вследствие окружного смещения блокирующего кольца на 1/4 шага боковые скосы скользящей муфты 4 упираются в боковые скосы блокирующего кольца 7, и дальнейшее осевое перемещение скользящей муфты прекращается. В следующий момент завершается выравнивание угловых скоростей зубчатого колеса 29 IV передачи и вторичного вала 30. В этот момент прекращается трение фрикционных конусов блокирующего кольца и колеса 29. вследствие чего исчезает сила. прижимающая скошенные поверхности зубьев муфты и кольца. Этим создаются условия для полного включения IV передачи, когда освобожденная муфта легко соединяется с венцом блокирующего кольца, а затем и с венцом синхронизатора. соединяя его со ступицей. При полностью включенной передаче восстанавливаются зазоры между сухарями 6 и выступами А блокирующего кольца 7 и пазами ступицы.
На схеме работы коробки передач цветными линиями показаны направления передачи крутящего момента при включении каждой из передач.
При нейтральном положении рычага переключения передач, работающем двигателе и включенном сцеплении крутящий момент от двигателя передается через сцепление на первичный вал 12 коробки передач. От ведущих зубчатых колес первичного вала крутящий момент передается на одноименные зубчатые колеса вторичного вала, которые, не имея прямой связи с валом 30. будут свободно вращаться на нем. На главную передачу и дифференциал крутящий момент не передается.
При включении I передачи рычаг из нейтрального положения подается влево, до появления сопротивления, и вперед. Скользящая муфта 25 синхронизатора, перемещаясь в сторону зубчатого колеса 24, соединяет венец синхронизатора зубчатого колеса 24 со ступицей синхронизатора, жестко соединенной с вторичным валом. Крутящий момент от зубчатого колеса 24 передается через муфту на ступицу синхронизатора и от нее на вторичный вал. Через зубчатые колеса 13 и 22 главной передачи крутящий момент передается на дифференциал. Коробка 18 дифференциала, вращаясь вместе с осью 15 сателлитов, через зубья сателлитов 16 и зубчатых колес 17 полуосей распределяет крутящий момент по приводам передних колес.
Для включения II передачи рычаг из нейтрального положения подается влево и назад. При этом скользящая муфта 25 соединяет зубчатое колесо 26 второй передачи со ступицей синхронизатора, и крутящий момент от колеса 26 через скользящую муфту 25 передается на ступицу синхронизатора и на вторичный вал.
Третья и четвертая передачи включаются другим синхронизатором, перемещая рычаг вперед или назад из нейтрального положения. При включении III передачи муфта 4 соединяет колесо 27 со ступицей синхронизатора, а при включении IV передачи — колесо 29 со ступицей того же синхронизатора. Крутящий момент через соединенные колесо и ступицу передается на вторичный вал.
Заднюю передачу включают при полностью остановленном автомобиле. При выборе заднего хода рычаг переключения передач перемещается из нейтрального положения вправо до упора с увеличенным сопротивлением и назад. При этом промежуточное зубчатое колесо 31 заднего хода соединяет ведущее зубчатое колесо 10 заднего хода первичного вала с зубчатым венцом скользящей муфты 25 синхронизатора I и II передач За счет промежуточного зубчатого колеса передаваемый на вторичный вал крутящий момент изменяет свое направление. Одновременно с включением задней передачи включается фонарь заднего хода, так как вилка 37 нажимает на шток выключателя 36 фонаря заднего хода и цепь пампы соединяется с источником тока.
Четкое разделение линий III—IV передач и заднего хода достигается пружинным фиксатором 15 (см. гл. 20), который обеспечивает резкое нарастание усилия выбора задней передачи в начале и падение его в конце хода выбора
Смазка деталей коробки передач происходит разбрызгиванием масла зубчатыми венцами зубчатых колес. К игольчатым подшипникам зубчатых колес вторичного вала масло подается из масляной камеры за передним подшипником вторичного вала через маслосборник 14. Уровень масла измеряется линейкой и должен доходить до верхней метки.
Для улавливания из масла частиц имеется магнит, установленный в нижней части коробки передач. Слив масла из картера производится через отверстие, закрываемое пробкой 4 (см. гл. 19).
Коробка передач
На автомобиле установлена двухвальная четырехступенчатая коробка передач с косозубым зацеплением, объединенная с главной передачей и дифференциалом.
Рис. 3-7. Коробка передач: 1 — подшипник выключения сцепления; 2 — направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 3 — маслосборник; 4 — ведущая шестерня привода спидометра; 5 — торная шайба шестерни полуоси; 6 — шестерня полуоси; 7 — сателлит; 8 — ось сателлитов; 9 — коробка дифференциала; 10 — ведомая шестерня главной передачи; 11 — регулировочное кольцо; 12 — подшипник дифференциала; 13 — синхронизатор I и II передач; 14 — упорное кольцо; 15 — синхронизатор III и IV передач; 16 — игольчатый подшипник шестерни вторичного вала; 17 — вторичный вал; 18 — первичный вал; 19 — картер коробки передач; 20 — вилка выключения сцепления
Первичный вал 18 (рис. 3-7) выполнен в виде блока шестерен, вращающегося в двух подшипниках. Ведущие шестерни первичного вала находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями переднего хода вторичного вала 17, установленными на игольчатых подшипниках 16. Кроме них, на вторичном валу установлены два синхронизатора 13 и 15. Ведущая шестерня главной передачи изготовлена вместе с вторичным валом.
Дифференциал двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала регулируется подбором толщины кольца 11. К фланцу коробки дифференциала болтами крепится ведомая шестерня 10 главной передачи.
Привод управления коробкой передач состоит из рычага 16 (рис. 3-8) переключения передач, шаровой опоры 19, тяги 15, шарнира (поз. 10, 11, 12), штока 6 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач.
Рис. 3-8. Привод переключения передач: 1 — картер коробки передач; 2 — фиксатор; 3 — рычаг механизма выбора передач; 4 — картер сцепления; 5 — рычаг штока выбора передач; 6 — шток выбора передач; 7 — втулка штока; 8 — сальник штока; 9 — защитный чехол; 10 — корпус шарнира; 11 — втулка шарнира; 12 — наконечник шарнира; 13 — хомут; 14 — защитный чехол тяги; 15 — тяга привода переключения передач; 16 — рычаг переключения передач; 17 — втулка реактивной тяги; 18 — реактивная тяга; 19 — шаровая опора рычага переключения передач
Чтобы исключить самопроизвольное выключение передач в случае осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга 18. Один конец тяги связан с силовым агрегатом, а другой опирается на втулку 17 опоры рычага, обойма которой крепится к полу кузова. В этой втулке реактивная тяга перемещается свободно. Шаровая опора рычага переключения передач крепится не к полу кузова, а к реактивной тяге, поэтому осевое перемещение силового агрегата не передается на механизм выбора передач.
На внутреннем конце штока 6 выбора передач закреплен рычаг 5, в гнездо которого заходит головка двухплечего рычага 3 механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера 4 сцепления.
В корпусе 7 (рис. 3-9) механизма выбора передач крепится стопорным болтом ось 1, на которой установлен двухплечий рычаг 3 выбора передач. В его ступице расположен шариковый фиксатор 2, а на оси имеется выемка под шарик фиксатора. Рычаг 3 выбора передач с обеих сторон распирается пружинами, под действием которых он устанавливается в положении включения III и IV передач.
Рис. 3-9. Механизм выбора передач: 1 — ось рычага выбора передач; 2 — фиксатор рычага выбора передач; 3 — рычаг выбора передач; 4 — пластина рычага выбора передач; 5 — вилка включения заднего хода; 6 — ось вилки включения заднего хода; 7 — корпус механизма выбора передач
В корпусе механизма выбора передач вместе с вилкой 5 включения заднего хода установлена ось 6. Ось вилки фиксируется стопорным кольцом, а в гнездо вилки заходит поводок головки штока заднего хода.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности
Метод устранения
Шум в коробке передач
1. Износ зубьев шестерен, подшипников
1 . Замените изношенные детали
2. Недостаточный уровень масла
2. Долейте масло. При необходимости замените поврежденные или изношенные сальники и уплотнительные прокладки
Затрудненное переключение передач
1 . Неполное выключение сцепления
1. Отрегулируйте сцепление
2. Деформация тяги привода управления механизмом переключения передач
2. Выправьте или замените тягу
3. Ослабление винтов крепления шарнира
3. Затяните винты (см. «Сборка коробки передач»)
4. Износ синхронизаторов
4. Замените синхронизаторы
Самопроизвольное выключение передач
1. Повреждение или износ зубьев синхронизаторов на шестерне и муфте
1 Замените изношенные и поврежденные детали
2. Повышенные колебания силового агрегата на опорах из-за трещин или расслоения резины на опорах
2. Замените поврежденные детали
3. Незафиксированное включение передач из-за неправильной регулировки привода
3. Отрегулируйте привод (см. «Установка коробки передач»)
Шум (треск) в момент включения передач
1. Неполное выключение сцепления
1. Отрегулируйте сцепление
2. Износ блокирующего кольца синхронизатора передачи
2. Замените блокирующее кольцо
Шум (скрип) при трогании и движении автомобиля (прослушивается в зоне пола кузова между сидениями)
Отсутствие смазки в задней опоре реактивной тяги
Заложите в заднюю опору тяги смазку ЛСЦ-15 или Литол-24
Утечка масла
1. Износ сальников первичного вала, корпусов шарниров равных угловых скоростей, штока выбора передач
1. Замените сальники
2. Ослабло крепление картера или крышки коробки передач, повреждены уплотнительные прокладки
2. Подтяните болты и гайки, замените прокладки
Снятие и установка
Снятие. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении.
Работы, проводимые изнутри отсека двигателя:
— отсоедините провода от аккумуляторной батареи и тягового реле стартера;
— отсоедините провод «массы» от картера коробки передач;
— отсоедините трос от вилки выключения сцепления и задней крышки коробки передач (см. подраздел «Сцепление»);
— отверните два верхних болта крепления картера сцепления к блоку двигателя (один из них крепит верхнюю часть стартера);
— отсоедините трос .привода спидометра от шестерни привода;
— выньте указатель уровня масла из гнезда крышки коробки передач.
Рис. 3-10, Крепление коробки передач на автомобиле: 1 — подрамник; 2 — коробка передач; 3 — включатель света заднего хода; 4 — кронштейн подвески силового агрегата; 5 — левая продольная труба подрамника; 6 — кронштейн подрамника для крепления силового агрегата; 7 — стойка подвески; 8 — шаровой шарнир рычага подвески; 9 — вал привода колеса; 10 — рычаг подвески; 11 — растяжка рычага подвески; 12 — хомут; 13 — тяга привода управления коробкой передач; 14 — реактивная тяга
Работы, проводимые снизу автомобиля:
— слейте масло из коробки передач;
— отсоедините провода от выключателя 3 (рис. 3-10) света заднего хода;
— ослабьте хомут 12 и отсоедините тягу 13 от шарнира штока выбора передач;
— отверните гайку крепления реактивной тяги 14 к коробке передач и отсоедините реактивную тягу;
— подвесьте к кузову тяги 13 и 14, затем снимите нижнюю крышку картера сцепления;
— отсоедините шаровые шарниры 8 рычагов подвески от поворотных кулаков;
— отсоедините рулевые тяги от поворотных рычагов;
— используя съемник 67.7801.9524 (или резко ударив молотком по корпусу внутреннего шарнира через выколотку), выбейте шарниры из полуосевых шестерен и отведите валы 9 приводов колес в сторону;
Примечание. В случае затруднения в разъединении привода колеса с полуосевой шестерней на автомобиле снимите коробку передач в сборе с приводом колеса и на верстаке, используя тот же съемник, выбейте шарнир из полуосевой шестерни.
— отверните нижнюю гайку крепления стартера и снимите его;
— отверните боковые болты крепления картера сцепления к блоку двигателя, используя специальный ключ для заднего правого болта;
— отсоедините кронштейн 4 подвески силового агрегата от левой продольной трубы подрамника;
— отсоедините левую продольную трубу 6 (рис. 3-11) подрамника от кузова, поперечины подрамника, опоры рулевого механизма и снимите ее;
— поддерживая коробку передач за рым (при помощи тали), сместите коробку передач в сборе с картером сцепления от двигателя, чтобы разъединить первичный вал коробки передач с ведомым диском сцепления, и снимите ее.
Примечание. При снятии или установке коробки передач не опирайте первичный вал на лепестки нажимной пружины во избежание их повреждения.
Рис. 3-11. Подрамник: 1 — головка крепления подрамника к кузову; 2 — кронштейн крепления силового агрегата; 3 — кронштейн крепления рычага подвески; 4 — опора рулевого механизма; 5 — кронштейн крепления растяжки рычага подвески; 6 — отъемная труба подрамника; 7 — кронштейн крепления штанги стабилизатора
Установку коробки передач проводите в порядке, обратном снятию, затягивая болты и гайки моментами, указанными в Приложении I. Дополнительно:
— перед соединением приводов колес с полуосевыми шестернями убедитесь в том, что стопорные кольца на внутренних шарнирах заменены новыми (при установке старых колец возможно самопроизвольные разъединение приводов колес и полуосевых шестерен при движении автомобиля);
— проверьте наличие центрирующих втулок в картере сцепления;
— перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или ШРУС-4 на шлицевой конец первичного вала, смазку ШРУС-4 на наружную поверхность направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления и отцентрируйте ведомый диск сцепления оправкой 67.7853.9597 (см. рис. 3-3);
— перед установкой привода управления коробкой передач проверьте, чтобы фланец наконечника 12 (см. рис. 3-8) заходил в канавку чехла 9.
После установки коробки передач отрегулируйте привод сцепления (см. главу «Сцепление»). Затем отрегулируйте привод управления коробкой передач:
— в нейтральном положении штока выбора передач, ослабьте, а при необходимости полностью отверните стяжной болт хомута 12 (рис. 3-10) и установите нижнюю часть рычага переключения передач перпендикулярно полу кузова;
— зафиксировав рычаг приспособлением 67.7800.9511 в этом положении, установите стяжной болт и затяните его гайку;
— залейте в коробку передач масло.
Разборка коробки передач
Сняв муфту с подшипником выключения сцепления, вымойте коробку передач (не допуская попадания воды в картер) и установите ее на стенд (рис. 3-12) для разборки. Снимите кронштейн подвески силового агрегата.
Отверните гайки, снимите заднюю крышку (рис. 3-13) картера коробки передач и уплотнительную прокладку.
Снимите установочные кольца с подшипников первичного и вторичного валов.
Рис. 3-12. Коробка передач, установленная на стенде для разборно-сборочных работ: 1 — задняя крышка; 2 — пробки фиксаторов; 3 — картер коробки передач; 4 — картер сцепления
Рис. 3-13. Снятие задней крышки коробки передач
Выверните пробки и выньте из гнезд пружины и шарики фиксаторов.
Отверните гайки крепления картера коробки передач к картеру сцепления и снимите картер (рис. 3-14) со шпилек.
Отвернув болты крепления вилок на штоках переключения передач, снимите штоки и вилки.
Выньте ось и снимите промежуточную шестерню заднего хода.
Отверните болты крепления механизма выбора передач (рис. 3-15) снимите его.
Рис. 3-14. Снятие картера коробки передач
Рис. 3-15. Снятие механизма выбора передач
Выньте первичный и вторичный валы (рис. 3-16) из роликовых подшипников картера сцепления, а затем снимите дифференциал (рис. 3-17). При необходимости выпрессуйте наружные кольца подшипников валов и дифференциала из картера сцепления и коробки передач, используя оправки 67.7853.9529/1 и 67.7853.9595.
Рис. 3-16. Снятие первичного и вторичного валов
Рис. 3-17. Снятие дифференциала
При выпрессовке наружного кольца подшипника вторичного вала маслосборник 3 (см. рис. 3-7) разрушается. Выверните рычаг 5 (см. рис. 3-8) выбора передач из штока 6 и выньте шток из картера сцепления (рис. 3-18).
Примечание. Без необходимости не снимайте со штока выбора передач рычаг и шарнир, так как они установлены на специальный клей ТВ-1324.
Рис. 3-18. Снятие штока выбора передач
При необходимости разборки вторичного вала зажмите его в тисках с накладками из мягкого материала, расчеканьте, а затем отверните гайку и универсальным съемником спрессуйте шариковый подшипник с вала. Затем снимите с вторичного вала ведомые шестерни IV, III, II, I передачи и детали синхронизаторов в порядке, указанном на рис. 3-19. Ступицы муфт синхронизаторов снимите съемником А.40005/1/6.
Рис. 3-19. Детали вторичного вала: 1 — гайка; 2 — шариковый подшипник; 3 — упорная шайба; 4 — втулка подшипника; 5 — шестерня IV передачи; 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7 — игольчатый подшипник; 8 — муфта синхронизатора III и IV передач; 9 — ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 10 — шестерня III передачи; 11 — упорное кольцо шестерен; 12 — шестерня II передачи; 13 — ступица синхронизатора l u 11 передач; 14 — муфта синхронизатора I u II передач; 15 — шестерня I передачи; 16 — роликовый подшипник; 17 — пружины фиксатора; 18 — сухарь; 19 — фиксатор
Разберите дифференциал в следующем порядке:
— при необходимости замены ведомой шестерни отверните болты ее крепления и снимите шестерню 10 (рис. 3-20) с коробки дифференциала;
— снимите стопорное кольцо 8 с оси 7 сателлитов и выпрессуйте ось;
— выньте из коробки дифференциала полуосевые шестерни 6 с шайбами 5 и сателлиты 9;
— при необходимости спрессуйте подшипники 2 с коробки дифференциала, используя упор 67.7853.9582 и универсальный съемник.
Рис. 3-20. Детали дифференциала: 1 — сальник; 2 — подшипник дифференциала; 3 — ведущая шестерня привода спидометра; 4 — коробка дифференциала; 5 — опорная шайба; 6 — полуосевая шестерня; 7 — ось сателлитов; 8 — стопорное кольцо; 9 — сателлит; 10 — ведомая шестерня главной передачи; 11 — регулировочное кольцо подшипников дифференциала
Подшипник дифференциала со стороны ведущей шестерни привода спидометра спрессовывается после снятия шестерни 3 специальным приспособлением, позволяющим отжать фиксирующие усики шестерни до выхода их из кольцевого паза коробки дифференциала. Если необходимо, то разберите механизм выбора передач. Для этого выверните болт оси 1 (рис. 3-21) рычага 4 и выньте ось из корпуса 12 механизма выбора передач. При этом с оси снимаются верхняя пружина 6 рычага, упорная шайба 5 и рычаг 4 выбора передач с нижней пружиной 3 и опорной шайбой 2.
Пружины рычага выбора передач — разной упругости и для отличия нижняя пружина имеет покрытие (цинкование), а верхняя — нет.
Снимите стопорное кольцо и выньте из корпуса ось с вилкой 10 заднего хода.
При необходимости снимите привод спидометра, для чего отверните гайку его крепления и, придерживая валик ведомой шестерни, выньте привод спидометра.
Рис. 3-21. Детали механизма выбора передач: 1 — ось рычага выбора передач; 2 — опорная шайба; 3 — нижняя пружина; 4 — рычаг выбора передач; 5 — упорная шайба пружины; 6 — верхняя пружина; 7 — вилка включения заднего хода; 8 — сальник; 9 — обойма сальника: 10 — шток выбора передач; 11 — рычаг штока выбора передач; 12 — корпус механизма выбора передач
Проверка технического состояния
Перед осмотром щеткой или скребком очистите детали коробки передач, удалите все отложения и прочистите отверстия, внутренние кольцевые канавки во втулках шестерен вторичного вала и шлицы от возможного загрязнения. Затем промойте детали и обдуйте их струёй сжатого воздуха. Особенно хорошо продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникало быстрого вращения колец.
Картер сцепления, картер коробки передач, крышка. На картерах коробки передач и сцепления не должно быть трещин, сколов, а на поверхности расточек для подшипников — износа или повреждений. На поверхностях разъема картеров сцепления и коробки передач не должно быть вмятин, рисок и других повреждений, которые могут привести к потере герметичности узла. Проверьте состояние сапуна и убедитесь, что он не загрязнен и находится в работоспособном состоянии.
Проверьте состояние задней крышки. Убедитесь в сохранности указателя уровня масла и того, что поверхность крышки, соприкасающаяся с картером коробки передач, не имеет повреждений. Очистите магнит от частиц износа.
Небольшие повреждения поверхностей устраняйте шлифовальной шкуркой. При сборке поврежденные места смазывайте герметиком, применяемым для двигателя. Если детали сильно повреждены или изношены — замените их новыми.
Сальники, уплотнительные прокладки. Проверьте сальники и убедитесь, что на рабочих кромках нет неровностей, а износ рабочей кромки по ширине не превышает 1 мм. На посадочной поверхности каркаса сальника не должно быть забоин, вмятин. Даже при незначительном повреждении замените сальник новым.
Уплотнительные прокладки рекомендуется всегда заменять новыми.
Валы. Проверьте состояние зубьев шестерен первичного и вторичного валов и убедитесь, что зубья не имеют сколов, забоин и износа. Проверьте состояние посадочных поясков валов, на которых расположены подшипники. На них также не должно быть задиров и износа.
Шлицы не должны иметь вмятин и забоин, затрудняющих сборку деталей. При необходимости устраните дефекты наждачной шкуркой или бархатным напильником, Если дефекты вала невозможно устранить — замените вал.
Шестерни. На торцах зубьев венца синхронизатора не должно быть значительного смятия или сколов. Пятно контакта между зубьями шестерен в зацеплении должно распространяться на всю рабочую поверхность зубьев и не иметь износа.
Подшипники. Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0,05 мм. На поверхностях шариков, игл и роликов, а также на беговых дорожках колец, втулок и шестерен не должно быть дефектов. Поврежденные подшипники, втулки и шестерни замените новыми.
Штоки, вилки. Деформация вилок, штоков, рычагов выбора и переключения передач не допускается. Штоки должны свободно скользить в отверстиях картера и во втулках.
Ступицы, муфты, блокирующие кольца синхронизаторов. Проверьте, чтобы ступицы не имели повреждений, особенно на поверхностях скольжения муфт. Особое внимание обратите на состояние торцов зубьев муфт. Не должно быть чрезмерного износа блокирующих колец — при осевом зазоре между торцом блокирующего кольца и торцом зубчатого венца синхронизатора шестерни менее 0,6 мм замените кольца новыми. Не допускаются повреждения или следы заедания на шариках, пружинах и сухарях. Возможные неровности, препятствующие свободному скольжению муфт и блокирующих колец, устраните бархатным напильником. Детали, имеющие повреждения и износ, замените новыми.
Дифференциал. Проверьте состояние поверхности оси сателлитов, полуосевых шестерен, шайб, сателлитов и поверхность коробки дифференциала. Проверьте состояние посадочных поясков на коробке дифференциала.
При незначительных повреждениях поверхностей устраните неровности мелкозернистой шкуркой, а при значительных — замените детали новыми.
Механизм выбора и привод переключения передач. Проверьте состояние рычага выбора передач, его пружин и оси рычага. Изношенные и поврежденные детали замените.
Проверьте состояние штока выбора передач, крепление и состояние рычага выбора передач, состояние сальника и защитного чехла. Изношенные и поврежденные детали замените.
Проверьте посадку рычага переключения передач в шаровой опоре. Рычаг должен свободно поворачиваться в опоре, без заедания и не иметь свободного хода. Не должно быть ощутимых люфтов в шарнире, соединяющем рычаг переключения передач с тягой привода. Не допускается деформация тяги привода, реактивной тяги и повреждения защитного чехла. Деформированные тяги замените или выправьте.
Сборка коробки передач
Сборку коробки передач проводите в последовательности, обратной разборке. Предварительно:
— прежде чем крепить шарнир тяги и рычаг на штоке выбора передач, обезжирьте резьбовые отверстия в корпусе шарнира и на штоке, а также винты крепления шарнира, затем нанесите на резьбу специальный клей ТВ-1324 и затяните их;
— на посадочные места картера под сальники полуосей и корпуса сальника штока выбора передач нанесите тонкий слой герметизатора ТВ-1215 или КЛТ-75ТМ;
— перед установкой сальников, вилки выключения сцепления и выжимного подшипника нанесите тонкий слой смазки ШРУС-4 на шаровую опору вилки и направляющую муфту подшипника выключения сцепления, а на рабочие поверхности сальников — смазку Литол-24;
— крепежные детали затягивайте моментами, указанными в приложении 1;
— синхронизаторы устанавливайте на вторичный вал в собранном состоянии с помощью оправки 67.7853.9605.
При сборке синхронизатора блокирующие кольца устанавливайте так, чтобы напротив гнезд ступицы под пружины фиксаторов расположились выступы А (см. рис. 3-24) меньшей высоты, а не большей, иначе после сборки передачи переключаться не будут.
Для облегчения установки фиксатора на его шарик нанесите немного консистентной смазки, затем вложите его в сухарь и, отжав пружину отверткой в сторону ее гнезда, установите сухарь в сборе с шариком на место. При этом напротив шарика в скользящей муфте должно быть расположено гнездо наибольшей глубины.
Операции сборки вторичного вала показаны на рис. 3-22, 3-23, 3-24 и 3-25.
Рис. 3-22. Вторичный вал, подготовленный для сборки
Рис. 3-23. Установка ведомой шестерни I передачи
Рис. 3-24. Установка синхронизатора I и II передач и ведомой шестерни II передачи
Рис. 3-25. Установка синхронизатора III и IV передач и ведомой шестерни III и IV передач
Втулки игольчатых подшипников напрессовывайте на вал оправкой 67.7853.9605.
Сборку дифференциала проводите в последовательности, обратной разборке, предварительно смазав маслом полуосевые шестерни, шайбы и сателлиты. Осевой зазор шестерни полуоси должен быть не более 0,1 мм, а момент сопротивления проворачиванию не должен превышать 15Н∙м (1,5кгс.м).При увеличенном зазоре, что означает износ деталей дифференциала, замените опорные шайбы шестерен полуосей другими, большей толщины. Если указанный зазор не удается получить при установке шайб наибольшей толщины — замените шестерни новыми.
Оправкой 67.7853.9599 напрессуйте на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников, предварительно установив ведущую шестерню привода спидометра.
Установив картер сцепления на стенд для сборки коробки передач, оправкой 67.7853.9563 запрессуйте в гнездо сальник. Затем вставьте в отверстие картера шток выбора передач и закрепите на нем рычаг выбора передач, предварительно обезжирив резьбовое отверстие в штоке и нанеся на резьбу рычага специальный клей ТВ-1324.
Оправками 67.7853.9593 и 67.7853.9602 запрессуйте в гнезда картера сцепления наружные кольца роликовых подшипников вторичного и первичного валов в сборе с сепараторами (рис. 3-26). Внутренние кольца этих подшипников напрессовывайте на валы с помощью оправок 67.7853.9501 и 67.7853.9601, а наружные кольца подшипников дифференциала — оправкой 67.7853.9596. Перед запрессовкой наружного кольца переднего подшипника вторичного вала установите в гнездо картера сцепления новый маслосборник 3 (см. рис. 3-7).
Рис. 3-26. Запрессовка подшипника первичного вала: 1 — оправка 67.7853.9574
Убедившись в том, что в гнездо рычага штока выбора передач вошла головка рычага механизма выбора передач, установите и закрепите механизм выбора передач.
Оправкой 67.7853.9600 запрессуйте сальник первичного вала. Напрессуйте на первичный и вторичный валы шариковые подшипники (используя оправку 41.7853.4006) и наверните гайки.
Установите дифференциал в картер.
Смонтируйте одновременно первичный и вторичные валы в сборе с шестернями. Затем установите ось с шестерней заднего хода так, чтобы вилка заднего хода вошла в паз промежуточной шестерни. Далее монтируют штоки переключения передач, сухари замкового устройства и закрепляют вилки на штоках (рис. 3-27).
Примечание. Штоки устанавливают поочередно с сухарями — каждый последующий при нейтральном положении ранее установленных штоков.
Рис. 3-27. Установка штоков и вилок переключения передач
Установите прокладку между картерами сцепления и коробки передач, а в гнездо картера — очищенный магнит.
Подберите регулировочное кольцо подшипников дифференциалов, как указано ниже с помощью приспособления 67.7824.9517.
Окончательно затяните гайки подшипников первичного и вторичного валов, предварительно застопорив первичный вал фиксатором 41.7816.4070.
Установите в гнездо картера коробки передач подобранное регулировочное кольцо и оправкой 67.78.53.9596 запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника дифференциала.
Установите на место привод спидометра.
Закрепите гайками картер коробки передач на картере сцепления. Поставьте в канавки подшипников первичного и вторичного валов установочные кольца.
Установите на место фиксаторы штоков и заверните их пробки.
Подбор регулировочного кольца подшипников дифференциала. Подшипники дифференциалы должны монтироваться с предварительным натягом 0,25 мм (для контроля 0,15-0,35 мм). Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца 11 (см. рис. 3-7), устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. Регулировочное кольцо подбирают при замене одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
Рис. 3-28. Схема подбора толщины регулировочного кольца подшипников дифференциала: 1 — индикатор: 2 — опорная оправка; 3 — подшипник дифференциала; 4 — оправка; 5 — кольцо-калибр
Толщину регулировочного кольца определяют в следующей последовательности:
— запрессуйте наружное кольцо роликового конического подшипника 3 (рис. 3-28) вместе с кольцом — калибром 5 (постоянной толщины 1,25 мм) в картер коробки передач;
— запрессуйте наружное кольцо другого подшипника дифференциала в картер сцепления. При этом следите, чтобы не перепутать наружные кольца;
— установите дифференциал в картер сцепления и, закрыв его картером коробки передач, затяните гайки крепления коробки к картеру сцепления моментом 24,5 H·м (2,5 кгс·м);
— установите опорную оправку 2 на коробку дифференциала и закрепите при помощи универсальной держалки индикатор 1 с удлинителем;
— ножку индикатора установите на опорную оправку с предварительным натягом, равным 1 мм, и в этом положении зафиксируйте индикатор;
— проверните дифференциал для самоустановки подшипников до стабилизации показания индикатора, после чего стрелку индикатора установите на нуль;
— перемещая снизу дифференциал, следите за показаниями индикатора.
При измерении осевого перемещения дифференциала не проворачивайте его, чтобы не исказить измерения.
Толщину регулировочного кольца подшипников дифференциала, подсчитывают по формуле:
S — толщина регулировочного кольца;
А — величина осевого перемещения дифференциала;
В — величина предварительного натяга подшипников;
С — толщина кольца-калибра (1,25 мм).
Пример. Показания индикатора при перемещении дифференциала равно 1,00 мм. Величина предварительного натяга подшипников дифференциала равна 0,25 мм, толщина кольца-калибра — 1,25 мм.
S = 1,00 + 0,25 + 1,25 = 2,50
После определения толщины регулировочного кольца разъедините картеры сцепления и коробки передач, снимите дифференциал, выпрессуйте наружное кольцо подшипника из картера коробки и вместо установочного кольца 5 (см. рис. 3-28) установите подобранное регулировочное кольцо. Запрессуйте наружное кольцо подшипника дифференциала, установите дифференциал в картер сцепления и, закрыв его картером коробки передач, затяните гайки крепления картера коробки к картеру сцепления.
Проверьте динамометром 02.7812.9501 момент сопротивления проворачиванию дифференциала. Для этого пропустите наконечник динамометра через отверстие коробки дифференциала (для вала привода колеса) до обхвата им оси сателлитов. Проверните рукоятку динамометра на несколько оборотов и по шкале определите момент сопротивления проворачиванию, который для новых подшипников должен быть в пределах 134-330 H·см (14-33 кгс·см), а для приработанных — не менее 30 H·см (3 кгс·см).
Запрессуйте сальники полуосей в картеры сцепления и коробки передач, учитывая их местоположение (правый-левый) по направлению вращения полуосей, которое на сальниках показано стрелками.