- Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.
- Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.
- Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями
- Коробки передач на фурах
- Коробка передач грузового автомобиля
- Разновидности и классификация
- Количество ступеней передач
- Демультипликатор и делитель
- Автомат или механика: что выбрать
- Переключение скоростей на фуре
- Полезные советы
- Трансмиссия грузовых автомобилей- Агрегаты и устройство
- Назначение элементов трансмиссии
- Виды трансмиссий грузовых автомобилей
- Трансмиссии грузовиков Вольво
- Устройство КПП грузового автомобиля
- Рассмотрим устройство более детально
- Как понять, что КПП необходим ремонт?
Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.
Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Часть 1.
Коробка передач грузовых автомобилей с дизельными двигателями
Часть 1
Коробка передач предназначена для изменения величины крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса грузового автомобиля. Кроме того, она позволяет включать задний ход и обеспечивает возможность длительной работы двигателя на холостом ходу при нейтральном положении рычага управления коробкой передач. У современных дизельных автомобилей применяют многоступенчатые коробки передач с устройствами для безударного и бесшумного включения шестерен (синхронизаторами).
Устройство унифицированной пятиступенчатой коробки передач автомобилей Минского и Кременчугского заводов показано на рис. 73. Конструктивно она выполнена по классической схеме с тремя валами: ведущим, ведомым и промежуточным. Ведущий вал 2 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в расточке фланца коленчатого вала, другой — в передней стенке картера коробки и закрывается крышкой 3.
Передней опорой ведомого вала служит подшипник, состоящий из свободно вращающихся роликов, расположенных в выточке ведущего вала, а задней опорой является шариковый подшипник, установленный в стенке картера и задней крышке 14 коробки передач. В нижней части коробки на роликовом (переднем) и шариковом (заднем) подшипниках вращается промежуточный вал 18. Гнезда подшипников устроены в стенках картера. Справа от промежуточного вала (по ходу автомобиля) на двух роликовых подшипниках установлен блок шестерен 21 заднего хода.
Все шестерни, кроме шестерен первой передачи и заднего хода, имеют спиральные зубья и находятся в постоянном зацеплении. Подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении шестерен со спиральными зубьями. Шестерни, расположенные на промежуточном валу, закреплены на нем шпонками. Исключение составляют лишь шестерни первой передачи, зубья которой нарезаны непосредственно на самом валу.
Вращение от ведущего вала к промежуточному передается через пару шестерен постоянного зацепления. Шестерни коробки передач со спиральным зубом, находящиеся на ведомом валу 16, установлены на стальных втулках. Они могут вращаться независимо от вала. С валом они соединяются только при включении синхронизаторов. Для включения II и III передач служит синхронизатор 10, а для включения IV и V передач — синхронизатор 5.
Коробки передач на фурах
Коробка передач на фурах – один из важнейших элементов комфортной и безопасной поездки. Многие опытные водители даже не обращают внимание на характеристики двигателя и прочих важных узлов автомобиля. Они сразу интересуются, сколько передач на фуре, и какая в ней используется трансмиссия. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Коробка передач грузового автомобиля
КПП на грузовике необходима для выбора диапазона мощности, которая подается на колеса, проще говоря, крутящего момента. Кроме того, с ее помощью осуществляется переключение на задний ход. Благодаря такой возможности управление автомобилем становится более простым.
Ознакомиться, как работать с коробкой передач грузовика, можно здесь:
Чем больше скоростей имеют коробки передач у фур, тем комфортнее на них ехать в разных дорожных условиях.
Разновидности и классификация
Существует большое количество КПП у различных грузовиков. Например, «Мерседес», «Скания», «МАН», МАЗ, КамАЗ, «Газель», «Вольво» фн 12 седельный тягач и прочие производители часто сами разрабатывают себе коробки, которые могут отличаться тем, сколько есть скоростей у фуры, видом управления и прочими характеристиками.
В первую очередь трансмиссии различаются по типу передачи момента кручения. В зависимости от этого они бывают механическими, электрическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими.
Как правило, в России производятся КПП с механической трансмиссией. Но со временем появляется все больше автоматических коробок, которыми уже давно комплектуются грузовики западного производства.
Количество ступеней передач
В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое немалое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.
Чем больше в грузовике используется ступеней трансмиссии, тем более маневренным он сможет быть в сложных условиях, например, в высокогорье.
Демультипликатор и делитель
Демультипликатор и делитель отличаются друг от друга. Демультипликатор является механизмом, повышающим крутящий момент. То есть машина имеет больше оборотов, но едет при этом медленнее.
Использование демультипликатора подразумевает наличие раздаточной коробки с пониженными передачами, которые нужны для ситуаций, когда обычного количества ступеней не хватает (то есть при езде на более высокой скорости недостаточно оборотов, а на низкой – они слишком существенные).
Благодаря наличию демультипликаторов коробка служит дольше, сила тяги грузовика увеличивается, экономится топливо.
Делитель позволяет использовать повышенные передачи. Таким образом, крутящий момент, наоборот, снижается. Это необходимо для экономии топлива при езде на трассе, для сокращения темпов износа двигателя и уменьшения шума от мотора.
Обратите внимание, что одна и та же машина может быть оснащена и делителем, и демультипликатором. Например, КПП на 12 скоростей – это стандартные 4 передачи + 4 пониженные и 4 повышенные.
Автомат или механика: что выбрать
Многие спорят, какую же коробку выбирать – автомат или механику. Больше преимуществ имеет первый вариант. Механика служит дольше, двигатель при ней работает ровнее, эта коробка дешевле в обслуживании. Недостаток у нее один: если такая трансмиссия сломается, починить ее будет стоить гораздо дороже.
Переключение скоростей на фуре
На классической ручной КПП скорости переключаются следующим образом:
- Заводят грузовик и убеждаются, что кнопка переключения между высокими и низкими передачами и включатель распределителя находятся внизу.
- Выжимают педаль сцепления (крайняя левая).
- Правой рукой переводят селектор трансмиссии в максимально нижнюю позицию.
- Медленно отпускают сцепление и нажимают на педаль газа.
- Повторно выжимают сцепление при достижении на тахометре значений первой передачи.
- Переводят селектор трансмиссии в нейтральную позицию и отпускают педаль сцепления.
- Выжимают сцепление и устанавливают селектор в положение первой скорости.
Подобным образом работает переход на все другие ступени. Если же вы достигли предела низких скоростей, переключите селектор на высокие (переведите кнопку в верхнее положение) и по той же схеме работайте.
Если есть необходимость разделить пополам какое-то из значений трансмиссии, используйте для этого распределитель (демультипликатор или делитель). Особенно актуальна эта функция при езде по холмистой местности, перевозке очень тяжелых грузов, когда важно контролировать уровень оборотов мотора в нужном диапазоне. Для разделения передачи переводят кнопку распределителя вперед, бросают газ, выжимают и отпускают сцепление.
Видео переключения передач фуры Scania прямо на ходу можно посмотреть тут:
Полезные советы
Перед ездой рекомендуется максимально подробно изучить схему переключения передач. Сделать это можно, стоя на месте, нужно постоянно смотреть на коробку. Как правило, на селекторе обозначена специальная диаграмма относительно позиции каждой скорости. У низких передач один цвет, у высоких – другой. Отдельно выделены скорости, отвечающие за заднее движение (буква R). Запоминайте, сколько передач есть на селекторе, а также позиции всех переключателей, и за что они отвечают.
Итак, важно обращать внимание на характеристики трансмиссии на грузовике. Чем более продвинутая коробка, тем проще управлять автомобилем. Наличие демультипликатора и делителя позволяет легче ездить по горам и экономить топливо. А использование коробки-автомат и вовсе упрощает передвижение на грузовике.
Трансмиссия грузовых автомобилей- Агрегаты и устройство
Основное предназначение трансмиссии – передавать мощность от силового агрегата на ходовую часть автомобиля. Крутящий момент поступает на колеса, благодаря работе коробки передач.Трансмиссия грузовых автомобилей состоит из:
- механизма сцепления;
- коробки перемены передач;
- кардана;
- главной передачи (конической пары);
- дифференциального устройства;
- полуосей.
Современные грузовые транспортные средства предназначены для преодоления больших расстояний. Машины оснащены сверхнадежными, долговечными коробками передач. Основное условие стабильности работы грузовика – своевременное техническое обслуживание.
Назначение элементов трансмиссии
Механизм сцепления предназначен для передачи момента кручения от выходного вала двигателя на входной вал transmission. В момент начала движения транспортного средства, а также при переходе на следующую скорость, производится кратковременное отсоединение трансмиссии от мотора (выключение сцепления). Это необходимо для плавного перехода на следующий режим.
Коробка передач грузового автомобиля обеспечивает подачу мощности на колеса в различных диапазонах. Величина крутящего момента, передаваемого на карданный вал, меняется, благодаря изменению передаточного числа. При переходе на режим заднего хода колеса изменяют направление вращения
Карданный вал обеспечивает передачу момента вращения от КПП на детали заднего моста.
Благодаря особенностям конструкции конической пары, крутящий момент изменяет направление и передается под 90° на полуоси. Здесь частота вращения уменьшается, при этом возрастает сила тяги колес.
При помощи дифференциала колеса авто могут вращаться с различными скоростями. Это значительно облегчает управление автомобилем. Особенно это актуально при движении транспортного средства по неровным дорогам, осуществлении поворотов и пр.
Виды трансмиссий грузовых автомобилей
В зависимости от характера передачи момента кручения, трансмиссии бывают:
Грузовые авто производства России чаще всего оснащаются механическими трансмиссиями. Это обусловлено использованием механизмов, состоящих из металлических жестких шестерен и валов. Современные грузовики марки ГАЗ в скором будущем планируется оснащать коробками автомат. В частности, машины линейки «Газон Некст» будут оборудованы автоматическими коробками передач марки Punch Powertrain.
Трансмиссии грузовиков Вольво
Компания Volvo является наиболее популярным производителем грузовых автомобилей. Наиболее популярные фирменные модели большегрузных машин концерна Вольво: FL, FE, FM, FH, FH16 и FMX.
Для авто семейства FL характерны трансмиссии с 6-, 9-ступенчатыми механическими коробками передач, а также с шести-ступенчатыми АКПП. По специальным заказам здесь устанавливается интеллектуальная трансмиссия Volvo I-Sync с коробкой передач, оснащенной автоматизированным переключением скоростей.
Покупателям грузовиков семейства Volvo FE предоставляется возможность выбора транспортного средства, оборудованного одной из коробок передач:
- шести-, девяти-ступенчатая МКПП;
- 6-ступенчатая коробка автомат с тормозом-замедлителем (ретардером).
Для грузовиков Volvo FM предусмотрены коробки передач в одном из четырех вариантов исполнения:
- 9-, 14-ступенчатые механические КПП;
- АКПП I-Shift;
- АКПП Powertronic.При использовании коробки автомат цена на грузовое авто Volvo FM существенно увеличивается, в сравнении с МКПП.
По аналогии с предыдущим семейством, новые грузовые модели Volvo FH комплектуются коробками передач четырех видов: двумя механическими и соответственно двумя автоматами.
I-Shift имеет специально модернизированное программное обеспечение. Powertronic рассчитан на эксплуатацию транспортного средства, которое часто останавливается в пути.
Грузовики Вольво FH16 комплектуются КПП как механического, так и автоматического типов. Автопоезда повышенной тоннажности оборудуются инновационными автоматическими устройствами. Трансмиссия, оснащенная АКПП Shift, характеризуется высокой экономичностью. Экономия топлива особенно ощутима на длительных расстояниях при движении на высокой скорости.
На много-тонники Volvo FMX устанавливаются автоматические коробки передач I-Shift или Powertronic. Конструкцией трансмиссии грузовых автомобилей предусмотрена замена на некоторые модели механических коробок.
Устройство КПП грузового автомобиля
Коробки передач грузовых автомобилей (КПП) – это специальный механизм, призванный изменить крутящий момент, который передаётся от коленчатого вала движка к ведущим колёсам. Также, с его помощью транспортное средство осуществляет движение задним ходом.
Сейчас большинство коробок передач грузовиков оснащаются ступенями, которые имеют зубчатые шестерни. Переключение скоростного режима происходит из-за их перемещения. При помощи зубцов, осуществляется сцепление шестерен, что позволяет синхронизировать крутящий момент и колёса. Управление процессом происходит вручную при использовании МКПП или автоматически, если установлена АКПП.
Рассмотрим устройство более детально
- Коробка передач состоит из множества узлов трансмиссии: блоков шестерёнок, обгонных муфт, блока заднего хода.
- Сцепление располагается в непосредственной близости от маховика, который монтируется на двигатель.
- В картере находится масло, служащее смазкой для постоянно вращающихся шестерёнок.
- Синхронизаторы обеспечивают плавное переключение скоростей и нивелируют возможные колебания или удары.
- Устройство КПП не позволяет водителю грузовика включить одновременно несколько передач. Кулиса надёжно блокирует самопроизвольное переключение скоростей.
Как понять, что КПП необходим ремонт?
Эксперты выделяют несколько признаков, свидетельствующих о том, что КПП для грузовых автомобилей нуждается в ремонте:
- Самопроизвольное переключение передач. Проблема возникает при износе фиксаторов, отвечающих за естественное положение рычага. Причиной может послужить проникновение в механизм мельчайших камешков или грязи. Выход из строя или существенная деформация механизмов синхронизатора.
- Не включается передача. Неисправность возникает из-за частичной или полной поломки механизмов привода перемещения шестерёнок.
- Выбор передачи сопряжён с существенными трудностями. Возникает из-за перегрева или значительных нагрузок. Необходим срочный ремонт, поскольку это явный сигнал, что выходят из строя шлицы первичного вала.
- Во время движения водитель слышит гул или вибрацию. Это свидетельствует о разрушении подшипников валов коробки переключения передач.
Ремонт КПП грузовых автомобилей лучше осуществлять в специализированных сервисных мастерских. Коробку переключения передач демонтируют и производят тщательную диагностику.
Многие водители путают признаки неисправности КПП авто со сбоями в работе муфты сцепления. О подобных проблемах свидетельствует несколько признаков:
- Существенно снижается динамика транспортного средства. Автомобиль с запозданием реагирует на манипуляции водителя (например, медленно набирает ускорение).
- Возникает ощущение пробуксовки. Обычно это случается из-за недопустимого износа фрикционного диска. Иногда сила трения снижается из-за банального засаливания изделия.
- Фрикционный диск способен деформироваться. Обычно это происходит при существенном перегреве.
- Авто начинает двигаться рывками. Это случается при критичном износе пружин диска.
- При нажатии на педаль сцепления отчётливо слышны потрескивания и скрежет. Это свидетельствует о том, что одна или более пружинных корзин неисправны.