Устройство коробки отбора мощности автомобиля

Что собой представляет коробка отбора мощности и зачем она нужна

Каждый автомобилист прекрасно знает, что трансмиссия в машине выполняет ключевую функцию. Это передача крутящего момента от двигателя. За счёт такого соединения колёса вращаются и машина движется.

То есть здесь наблюдается прямая зависимость между мотором и трансмиссией. Но это не единственный потребитель, нуждающийся в передаче мощности.

Существуют агрегаты и оборудование, требующие собственный источник для выполнения возложенных функций. Для этих целей могут задействовать сам ДВС. Только дополнительно применяется такой узел как коробка для отбора мощности, или сокращённо КОМ.

Что это такое

Для начала нужно разобраться с назначением коробок для отбора мощности и понять, зачем они используются в конструкции автомобиля или иного транспортного средства.

Пример трансмиссии и усилий двигателя, которые передаются на ведущие колёса при минимальных потерях, был приведён не просто так. На авто есть механизмы и узлы, которым нужен свой источник энергии, чтобы иметь возможность выполнять возложенные функции.

Это во многом даёт понять, для чего нужна та самая коробка отбора мощности и для каких целей она предназначена. Ведь ставить под капот ещё один мотор или электродвигатель не имеет никакого смысла. Приводом выступает сам основной ДВС транспортного средства.

Вот для чего нужна так называемая коробка для отбора мощности. Она позволяет соединить мотор с дополнительными потребителями и передавать потоки мощности от главной кинематической схемы. В зависимости от конкретного вида транспорта, на нём может быть предусмотрено от одного до нескольких таких механизмов.

КОМ можно охарактеризовать как механическую классическую коробку передач. Но её тип и технические характеристики во многом зависят от того, какое оборудование применяется для совместной работы с ней.

В зависимости от того, какая нагрузка предусмотрена для дополнительного и навесного оборудования, коробка может передавать до 40% от максимальных параметров мощности ДВС. В итоге предназначенный для реализации таких задач узел в виде коробки отбора конструктивно отличается.

Также существуют регламентированные стандарты того, где устанавливается и как располагается коробка отбора мощности.

Разновидности

Как вы уже поняли, КОМ применяется на машинах для того, чтобы передавать дополнительному оборудованию энергию.

Если отталкиваться от приводимых в действие механизмов и требований к устройству, выделяют различные виды существующих коробок для отбора мощности. Они могут отличаться между собой по нескольким принципам:

  • Количество ступеней. Это определяет шаг между доступными рабочими механизмами.
  • Наличие реверса. Некоторые узлы, такие как насосы, подразумевают вращение лишь в одну сторону. Если это автокран, тогда КОМ должна работать с двух противоположных направлениях.
  • Передаточное число. От этого значения зависит изменение показателей угловой скорости и передаваемого момента.
  • Число валов. Оно может быть разным, в зависимости от конструкции конкретной коробки.
  • Расположение компонентов, которые входят в состав коробки.
  • Управляющий специальный сигнал. Он бывает механический, с помощью рычага либо же через бортовой компьютер.

При знакомстве с устройством коробок отбора мощности следует обязательно учесть возможные варианты их расположения.

В основном системы могут монтироваться в таких точках:

  • сбоку относительно коробки передач машины;
  • на торцевой стороне коробки;
  • в картере КПП;
  • вместе с раздаточной коробкой передач.

КОМ требует обязательной смазки, которая зависит от особенностей монтажа и наличия в конструкции своего резервуара с маслом. Чаще всего смазка выполняется за счёт масла и картера основной коробки.

Бывает и так, что КОМ имеет верхнее расположение. В этом случае дополнительно применяется насос. Он позволяет подавать смазочный материал к узлу.

Читайте также:  Капремонт двигателя тойота функарго

Все коробки, используемые на машинах, можно разделить на несколько подкатегорий. Они бывают:

  • реверсивными;
  • безредукторными;
  • зависимыми;
  • независимыми.

Каждый вариант требует отдельного рассмотрения для лучшего понимания сути и принципа работы устройства.

Реверсивные системы

Подобные КОМ имеют редуктор, а расположение валов здесь продольное. Установка подобных узлов осуществляется в нижнюю боковую часть картера коробки передач машины.

Здесь отбор мощности реализуется за счёт шестерни промежуточного вала КПП. Она находится в состоянии постоянного прочного зацепления с шестерней блока, которых в схеме предусмотрено несколько. Ещё одна шестерня будет в зацеплении вместе с промежуточной шестернёй. Сам блок шестерёнок, как и промежуточная шестерня, располагаются на осях. Последние закреплены непосредственно на картере КОМ.

Безредукторные механизмы

Помимо редукторных КОМ, которые были рассмотрены выше, также существуют безредукторные коробки, предназначенные для отбора мощности. Их отличительной особенностью является простота конструкции. А ещё у них предусмотрено единичное передаточное число.

Для отбора необходимой мощности в этом случае используется первичный вал раздатки, на конце которого предусмотрены специальные шлицы. Эти виды коробок монтируются на торцевую часть картера раздаточной коробки в верхней части конструкции.

Вал КОМ на одном из концов имеет аналогичные шлицы, как и у первичного вала раздатки. На другом конце выполняется установка фланца для крепления вала привода уже дополнительного автомобильного оборудования.

Чтобы включить коробку отбора, требуется воспользоваться блокировкой двух валов с помощью специальной каретки. Последняя осуществляет своё перемещение за счёт вилки включения, расположенной на штоке. У штока предусмотрены два фиксированных стандартных положения. Если это левое положение, тогда коробка отбора находится в активном, то есть рабочем состоянии. Правое положение означает, что КОМ выключена.

Менять направление вращения вала КОМ можно за счёт включения задней передачи на КПП транспортного средства.

Если изучать конструкцию рассматриваемой коробки, то тут можно заметить один важный нюанс. Это использование плунжерного насоса. Он нужен для того, чтобы смазывать компоненты корпуса КОМ и раздаточной коробки в тот момент, когда автомобиль стоит неподвижно, но дополнительное оборудование работает. Это предотвращает возможный износ деталей из-за отсутствия смазки. Насос принудительно подаёт масло на узлы, тем самым смазывает и охлаждает их.

Сам насос плунжерного типа устанавливается в корпусе, расположенном непосредственно в приливе крышки КОМ. В его состав входит сам плунжерный насос, а также обратный, всасывающий и обязательный нагнетательный клапан.

Чтобы управлять такой коробкой отбора, используется рычаг, непосредственно связанный со штоком и размещённый в кабине машины или иного транспортного средства.

С работой коробок отбора мощности, лишённых редуктора, разобрались. Теперь стоит взглянуть ещё на 2 разновидности узлов.

Зависимые коробки

Здесь речь идёт о зависимости от сцепления. Подобные устройства обычно располагаются на транспортных средствах, оснащённых механическими коробками передач. Такие системы актуально применять в случае, когда навесное дополнительное оборудование не нужно включать на ходу, то есть во время движения транспортного средства.

Зависимые коробки обладают несколькими основными преимуществами:

  • они имеют небольшой вес, что упрощает работу с ними при ремонте и обслуживании;
  • сам ремонт не вызывает никаких сложностей при наличии определённого уровня знаний;
  • если коробка находится в выключенном состоянии, такие КОМ дополнительно не нагружают двигатель;
  • конструкция достаточно простая и надёжная;
  • они обладают длительным сроком службы;
  • требования в плане технического обслуживания минимальные;
  • высокий уровень безопасности, поскольку коробка отбора не может самопроизвольно включиться в работу на ходу.

Самым ярким примером машин, где используются зависимые коробки отбора мощности, являются самосвалы.

Монтируются зависимые коробки предельно просто. Для этого предусмотрено специально отведённое место. Предварительно демонтируется лючок. Если расположение будет верхним, дополнительно в схеме используется насос.

Читайте также:  Допуски масла для двигателей рено

С демонтажными работами также всё просто. В случае снятия на работу основной КПП это никак не повлияет.

Независимые КОМ

Отличительной особенностью независимых коробок отбора является то, что их можно устанавливать на машины и транспортные средства с любыми видами коробок передач, то есть с различными трансмиссиями.

Главное преимущество заключается в возможности включения механизма, когда транспорт движется или же стоит на месте. Подобные КОМ получили широкое распространение на отечественных грузовых машинах КАМАЗ.

Располагаться узел может с правой и левой стороны бокового люка коробки машины. Есть и варианты, когда монтаж осуществляется с торца. Это уже зависит от конкретной модели коробки отбора мощности. Чтобы реализовать эффективную систему смазки, в схему подключается насос.

Для управления частотой вращения валов коробки, как и мощностью, передаваемой на дополнительное и навесное необходимое оборудование, можно использовать двигатель транспортного средства. Довольно часто встречаются машины, где система включения и деактивации КОМ реализуется с помощью гидравлического или электропневматического принципа. Эти коробки активно применяются на транспорте, оснащённом автоматическими КПП.

Как вы понимаете, КОМ не применяются на обычных легковых автомобилях. Это решения, актуальные для самосвалов, автоцистерн, автокранов, машин коммунальных службы и пр.

В процессе их эксплуатации важно соблюдать несколько правил:

  • периодически проверять надёжность крепления;
  • исключить возможность возникновения сильных вибраций;
  • соблюдать последовательность включения и выключения КОМ;
  • периодически проверять состояние смазочной жидкости;
  • смазывать дополнительно отдельные компоненты согласно инструкции;
  • вовремя менять масло в коробке.

Всё это направлено на то, чтобы продлить срок службы узла. Изначально он имеет внушительный ресурс. Но при активной эксплуатации и нарушений правил использования коробки отбора мощности износ может произойти значительно раньше предусмотренного срока.

Коробки отбора мощности ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ

Коробка отбора мощности (КОМ) — элемент грузового автомобиля и специальной техники, служащий для привода рабочих органов посредством гидронасоса или карданного вала. Данная комплектующая деталь характерна для автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ и прочей техники, располагающейся на их шасси. Важно понимать, что КОМ не является обязательным элементом авто, обеспечивающим его движение, она необходима для функционирования различного дополнительного оборудования.

Назначение, виды, устройство коробки отбора мощности

Коробка отбора мощности прочно ассоциируется с автомобилями ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, поскольку данная техника активно используется не только для перевозок грузов, но и в различных отраслях промышленности для выполнения специфическим задач посредством допоборудования — КОМ отбирает мощность с ДВС для лебедки, насоса и т.д. Данный узел располагается в различных местах автомобиля — это зависит от модели транспортного средства. При необходимости, на одном транспортном средстве может быть установлена не одна, а две или даже три коробки отбора мощности.

КОМ могут отличаться по нескольким параметрам:

по числу ступеней и передаточному отношению;

по количеству валов и их месту нахождения;

по возможности реверсивного вращения;

по наличию и отсутствию редуктора;

по типу привода.

Коробки отбора мощности по своему устройству идентичны механической коробке переключения передач грузового автомобиля. Существуют зависимые КОМ, интегрированные в КПП. Их основные преимущества: небольшой вес, энергоэффективность. Но есть и недостатки: включается такая коробка только при выключенном сцеплении, а также ее нельзя использовать во время движения транспортного средства. Независимые КОМ более функциональны и удобны в эксплуатации. Их можно устанавливать на автомобили с разными типами двигателя и КПП.

КОМ для автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ

В связи с тем, что автомобили ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ постоянно находятся под интенсивными нагрузками в ходе выполнения рабочих задач, коробка отбора мощности также испытывает повышенный износ. Выделим несколько рекомендаций по использованию КОМ для грузовых авто, которые помогут вам продлить срок службы данного механизма и обеспечить его бесперебойное функционирование в любых ситуациях:

Читайте также:  Радиатор какая часть автомобиля

контролируйте состояние ответной шестерни КПП, которая напрямую влияет на большую шестерню КОМ;

устанавливая коробку отбора мощности, убедитесь в надежности креплений;

строго соблюдайте требования по включению КОМ — они зависят от типа механизма;

следите за уровнем смазки, не забывайте дополнительно смазывать маслом движущиеся элементы.

Любые неполадки, связанные с функционированием коробки отбора мощности, способны существенно нарушить рабочий процесс и понизить функциональность техники. Отличное состояние КОМ — гарантия отсутствия простоев в работе и максимально качественной эксплуатации автомобилей ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ. Для ремонта коробки отбора мощности рекомендуем использовать оригинальные запчасти от проверенного поставщика. Так вы гарантируете их соответствие заявленным характеристикам, надежность и износоустойчивость. В интернет-магазине «СТН-Авто» всегда имеется большой выбор качественных деталей для грузовых и легковых автомобилей. Профессиональные менеджеры компании проконсультируют, расскажут об особенностях каждого изделия и порекомендуют продукцию с оптимальными параметрами. Доставка автозапчастей производится по всей территории Беларуси.

Коробка отбора мощности (КОМ): принцип работы, назначение и правильный выбор.

Предназначение коробки отбора мощности, виды и роль в системе автокрана.

КОМ – важная составная часть многих грузовых автомобилей. При этом в сети встречается довольно мало сведений о ее свойствах и назначении. Без сомнений, главное предназначение КОМ – отбирать часть крутящего момента двигателя для ее последующей передачи к различным устройствам, смонтированным на шасси автомобиля. Чаще всего отбор мощности используется в сельскохозяйственной, строительной, коммунальной и иной специальной технике. Передача энергии мотора осуществляется с помощью гидронасоса или карданного вала.

На коробки отбора мощности всегда ложится большая нагрузка, поэтому к ним предъявляют серьезные требования. Они должны быть компактными и легкими, но, вместе с тем, прочными. Важно знать, что тип коробки отбора мощности строго зависит от вида и назначения техники, на которую она устанавливается. Любая КОМ должна быть полностью согласована с двигателем.

Принцип работы коробки отбора мощности

Процесс работы ком начинается с приемного вала. Он получает вращение, которое в свою очередь поступает от промежуточного карданного вала самого транспортного средства.

Ну, а после происходит подача вращения от выводного вала на трансмиссионный вал насоса. И во всей этой работе принимает непосредственное участие карданное сочленение. Особенность любой коробки отбора мощности, которая установлена в разных автомобилях, это возможность управления ею непосредственно из салона машины самим водителем. Ну а еще эта деталь подразумевает подачу вращения ведущему мосту шасси. Коробка отбора мощности может быть установлена на разную спецтехнику.

Есть зависимые и независимые

Существует два основных типа КОМ – зависимые и независимые от сцепления. Первые функционируют лишь, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимые коробки лёгкие, их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механические коробки переключения передач и активируются водителем при помощи пневмосистемы. Если Ваша техника работает на «механике» и не требует отбора мощности в движении – зависимая КОМ будет наилучшим выбором.

Независимая коробка отбора мощности может работать на машинах, оснащенных как МКПП, так и «автоматом». Она незаменима, когда нужно передавать крутящий момент на спецустройства во время езды (например, при работе автобетоносмесителей или дорожно-очистной техники).

Что нужно знать, чтобы выбрать коробку отбора мощности?

1. Марку трансмиссии и номер модели. Это можно найти на ярлыке производителя на самой трансмиссии или, с новым транспортным средством, на сборочном листе;

2. Направление вращения вала отбора мощности;

3. Крутящий момент и мощность двигателя;

4. Метод, которым будет задействован ВОМ.

Купить КОМы различных моделей и модификаций Вы можете в компании ООО «Уралкрандеталь». Проконсультируют и помогут с выбором наши менеджеры (см. вкладку «контакты»). А ознакомиться с перечнем предлагаемых КОМ вы можете, перейдя по ссылке: КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ.

Оцените статью