Электрооборудование ССПС
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Раздел: «ЧТЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ»
Преподаватель Базаров А. И.
Общие сведения об электрических схемах.
На путевых машинах применяются четыре группы электрооборудования:
Все электрические машины, электроаппараты и электроприборы на путевых машинах соединены между собой и источниками питания проводами, кабелями, образуя электрические цепи. Электрические цепи принято изображать графически в виде электрических схем.
Схемы бывают: монтажные, принципиальные, комбинированные.
Монтажные электрические схемы выполняются с учетом взаимного расположения электрооборудования на машине с указанием мест монтажа, соединения проводами. При этом указываются места прокладки проводов, их тип, число и сечение жил и т.д.
Монтажные электрические схемы используются при монтаже и обслуживании электрооборудования машины.
Принципиальные электрические схемы показывают принцип работы электрооборудования, отдельных его частей, а также работу электрических цепей.
Принципиальные электрические схемы по своему исполнению бывают: горизонтальные, вертикальные и смешанные; адресные и безадресные.
При исполнении и чтении принципиальных электрических схем приняты следующие условности:
— все электропотребители и аппараты показываются на схемах в естественном, обесточенном состоянии;
— все электропотребители, аппараты и приборы показываются на схемах без привязки их по месту на машине;
— отдельные элементы одного и того же аппарата могут указываться в различных местах схемы;
— отдельные элементы одного и того же аппарата имеют одинаковое обозначение на схеме ( например: катушка электромагнитного реле К 7 обозначается К 7.1, а его контакты обозначаются К 7.2, К 7.3, К 7.4 и т. д.);
— все машины, аппараты и их элементы на схемах указываются в виде условных обозначений, установленных ЕСКД;
— при чтении принципиальных электрических схем постоянного тока необходимо проследить по замкнутой цепи от точки с потенциалом « + « (плюс) до точки с потенциалом « — « (минус);
— при чтении принципиальных электрических схем переменного тока необходимо проследить по замкнутой цепи от точки на одной фазе до точки на другой фазе или до точки на нейтральном проводе.
Устройство контрольно измерительных приборов путевых машин
цапфы и трубы муфты запрессованы вкладыши 5 из резины круглого сечения. Фланцы кронштейнов крепятся к боковым стенкам скобы 4. На площадке последней установлен балансир 6, состоящий из двух скоб и серьги, соединенных между собой через резиновые вкладыши. Конструкция балансира аналогична устройству упругого элемента подвески.
В рабочем положении машины фиксатор освобожден и плиты опущены в промежуточное положение, в котором удерживаются гидроцилиндрами 10. Вибраторы приводятся во вращение гидродвигателем 18. Упругие элементы и балансиры препятствуют передаче машине вибрации от уплотнительных плит и дают возможность им самоустанавливаться при их прижатии к балласту. При заглублении подбоек подбивочного блока в балласт плиты опускаются на поверхность балластной призмы и прижимаются усилиями гидроцилиндров. Статическое усилие прижатия плит и динамические усилия, создаваемые вибратором, производят уплотнение балласта. После окончания цикла подбивки плиты поднимаются и при переезде машины удерживаются гидроцилиндрами в поднятом положении.
8.1.3. Контрольно-измерительная система
Она предназначена для измерения отклонения пути в продольном профиле, по уровню и в плане с подачей сигналов механизмам, управляющим выправкой пути и контролирующих его состояние.
По выполняемым функциям контрольно-измерительная система делится на три независимые системы: нивелировочную и рихтовочную измерительные системы и контрольную систему состояния пути до и после производства вы-правочных работ.
Нивелировочная измерительная система (рис. 8.11) предназначена для управления выправкой пути в продольном профиле и по уровню. На машине применена тросовая трехточечная нивелировочная система с корректировкой передней точки. Она включает нивелировочные тросы 2, нивелировочное
Устройство и ремонт путевого инструмента — Контрольно-измерительные путевые приборы
Содержание материала
Для контроля ширины колеи и превышения одного рельса над другим применяются ручные измерительные шаблоны и путеизмерительные тележки.
Путевой шаблон ЦУП-2Д является ручным переносным прибором точечного действия. Пределы измерения шаблона: по ширине колеи от 1510 до 1550 мм, по уровню от 0 до 160 мм; точность измерения ±1 мм.
Шаблон (рис. 46) состоит из следующих основных частей: корпуса 2, изготовленного из алюминиевой трубки, механизма измерения ширины колеи и механизма уровня. Механизм измерения ширины колеи включает в себя неподвижный 1 и подвижной 10 упоры, штангу 9, связанную с подвижным упором и стрелкой 8. Прижим подвижного упора к рельсу осуществляется пружиной 7, а отводится он при помощи рукоятки 3. Механизм уровня состоит из корпуса 4, жидкостного уровня 6 и шкалы 5 с указателем измерений. Шкала связана с винтом, на спиральную нарезку которого опирается один конец жидкостного уровня. Второй конец уровня шарнирно связан с корпусом и поджат пружиной к винту.
Путеизмерительная тележка ПТ-2 (рис. 47) предназначена для непрерывного измерения ширины колеи и уровня с записью на бумажной ленте
Рис. 46 Шаблон ЦУП-2Д
Тележка состоит из трубчатой рамы 4, внутри которой перемещаются штанги с поперечинами. На поперечинах закреплены колеса 1. Одно из них при помощи валика связано с приводом лентопротяжного механизма самописца 3. Штанги через клин и рычажные передачи связаны с пером записи ширины колеи самописца. К внутренним граням головки рельса колеса прижимаются пружинами. На раме установлен маятник 2, который при помощи рычажной передачи связан с пером записи уровня.
Пределы измерения, мм:
по ширине колеи . 1510—1550
» уровню. 0—160
Точность измерения, мм . . . ± 1 Масштаб записи:
по ширине колеи . .1:1
» уровню. 1:2
длины пути. 1:2000
Масса, кг. 38,2
Недостатками тележки являются большая масса, приводящая к неудобству в эксплуатации, и наличие большого числа механических передач, что повышает трудоемкость и металлоемкость изготовления.
Эти недостатки уменьшены у путеизмерительной тележки ПТ-3 (рис. 48). Ее техническая характеристика и точность измерения такие же, как у тележки ПТ-2, но масса уменьшена до 26 кг.
Рис. 47. Путеизмерительная тележка ПТ-2
Тележка состоит из рамы 4, на поперечине которой закреплены два колеса. Одно из колес при помощи гибкого вала 1 связано с лентопротяжным механизмом самописца 2. Привод перьев самописца — электрический. Сигнал на запись уровня подается с маятника 3, который является индуктивным электрическим датчиком.
Рис. 48. Путеизмерительная тележка ПТ-3
Рис. 49. Электрическая схема тележки ПТ-3
Сигнал на запись ширины колеи подается с потенциометрического датчика, связанного со штоком телескопа 5. На поперечине штока закреплены два других колеса, поджимаемых к боковой грани рельса пружиной, размещенной внутри телескопа. Отсутствие механических передач, вместо которых применены электрические датчики и передачи, позволило снизить массу тележки.
Рис. 50. Ультразвуковой дефектоскоп УЗД- НИИМ-6М
Электрооборудование тележки состоит из следующих основных элементов (рис. 49): источника питания G; выключателей питания S1, S2 и S3; тумблера контроля питания S5; биполярного стабилизатора напряжения питания, собранного на транзисторах V3—V6 и светодиодах VI и V2; операционных усилителей постоянного тока D1 и D2; генератора питания маятникового уровня D3; маятникового уровня М; аналогового решающего устройства, состоящего из диодных мостов V7—V10 и V11—V14 и переменных резисторов R25, R26, R27 прецизионного потенциометра R11 и головок самописца Р1 и Р2. Регулировка масштаба записи осуществляется переменным резистором R22, а подстройка нуля записи уровня — резисторами R25, R26, R27. Смещение границ записи ширины колеи осуществляется подбором резисторов R5 и R10. Регулировка масштаба записи ширины колеи производится переменным резистором R14. Все эти резисторы размещены на плате, их регулировка осуществляется через отверстия на передней панели самописца.
Переключатель S4 служит для смещения нуля уровня вправо или влево на 60 мм при работе в крутых кривых, где превышение одного рельса над другим более 100 мм.
Для выявления трещин и расслоений в рельсах, уложенных в путь, применяются дефектоскопы различных конструкций. Наиболее распространенным является ультразвуковой рельсовый дефектоскоп УЗД-НИИМ-6М (рис. 50).
Он применяется для одновременного контроля обеих рельсовых нитей.
Дефектоскоп состоит из съемного электронного блока 2, установленного на четырехколесной тележке 1. Между колесами тележки над каждой рельсовой нитью расположены искатели 4, которые состоят из двух прямых и одной наклонной вставки и центрирующего механизма. Искатели посылают в рельс ультразвуковые колебания частотой 750—1100 Гц. Контроль качества рельса осуществляется по отраженному сигналу, который фиксируется оператором визуально по стрелочному индикатору 3 и по звуковым сигналам в головных телефонах. При наличии дефекта в рельсе стрелка индикатора отклоняется, а звук в телефонах меняет свой тон. Рельсы перед искателями предварительно очищают. Масса дефектоскопа 80 кг.
Путеизмерительные тележки ПТ-2 и ПТ-3 и дефектоскопная тележка перемещаются по пути вручную при скорости движения до 1,4 м/с. Контроль пути и рельсов осуществляется без закрытия перегона, спереди и сзади тележки выставляются сигналисты. При пропуске поезда тележки снимаются с пути.
Ремонт тележек осуществляется специальными службами. Обслуживание их сводится к периодическим проверкам и настройкам.
Контрольно-измерительные приборы
Цель работы: 1. Ознакомиться с назначением, устройством и принципом работы контрольно – измерительных приборов. 2. Написать список используемой литературы. |
Теоретическая часть:
1. Рабочий путевой шаблон
2. Контрольный шаблон ЦУП
3. Вагон – путеизмеритель.
4. .Мерный клин
5. Прибор ВНИИЖТ для измерения износа рельсов.
6. Прибор ПРП.
7. Путеизмерительная тележка.
Контрольноизмерительные приборы.
Основной задачей контроля состояния рельсовой колеи является своевременное обнаружение отклонений параметров колеи от установленных норм для предупреждения выхода этих отклонений за пределы допусков на текущее содержание колеи. Измерение параметров рельсовой колеи, проводимое систематически, позволяет оценивать влияние различных эксплуатационных факторов на стабильность колеи, появление характерных ее расстройств. Результаты измерений используются и при оценке состояния пути. В процессе производства работ по текущему содержанию и ремонту пути контролируются такие параметры колеи, как ее ширина, взаимное положение головок рельсов по уровню, стрелы изгиба рельсовых нитей на криволинейных участках пути.
Периодичность контроля параметров колеи зависит от эксплуатационных условий, конструкции пути и ее состояния, инженерно-геологических условий района и особенностей действующих природно-климатических факторов.
В обычных (благоприятных) условиях ширина колеи и взаимное положение головок рельсов по уровню контролируются не реже одного раза в неделю бригадиром пути и не реже двух раз в месяц — дорожным мастером совместно с бригадиром пути; при этом в качестве измерительного средства используется путевой контрольный шаблон. По графику, утвержденному начальником дистанции пути, указанные выше параметры колеи измеряются непрерывно на всем ее протяжении с помощью путеизмерительных тележек не реже одного раза в месяц. Кроме того, все контролируемые параметры колеи ежемесячно измеряются при проходе вагона — путеизмерителя (на линиях со скоростным движением поездов вагон-путеизмеритель пропускается не реже двух раз в месяц).
Путевые шаблоны делятся па рабочие и контрольные. Рабочий путtвой шаблон (рис. 1) применяется в процессе производства путевых работ на перегонах и станциях для проверки ширины колеи в прямых и кривых участках пути, а также при сборке звеньев рельсошпальной решетки на путевых производственных базах.
Шаблоны изготавливаются из стали уголкового профиля; упорные планки приваривают с таким расчетом, чтобы шаблоны, предназначенные для участков с колеей 1520 мм, имели диапазон измерений 1520-1540 мм, с колеей 1524 мм-диапазон 1524 1545 мм. Опорные поверхности и мерительные грани шаблона зашлифованы; на один из концов рабочего шаблона нанесены миллиметровые деления. Для работы на участках, оборудованных автоблокировкой, электро-изолированные шаблоны.
Рис. 1 Путевой рабочий шаблон : а – без изоляции; б – с изоляцией; 1 — упорные планки; 2- изолирующая прокладка
Контрольный путевой шаблон (рис. 2) служит для измерений ширины колеи, взаимного положения поверхностей катания головок рельсов по уровню, расстояний между рабочими гранями сердечника крестовины и контррельса, между рабочими гранями контррельса и усо-
Рис. 1 Контрольный путевой шаблон
вика на крестовине, ординат переводных кривых. Шаблоном можно: измерять ширину колеи в зоне крестовины на стрелочных переводам с контррельсами повышенного профиля.
Основной частью шаблона является корпус с неподвижным и подвижным измерительными упоре мм; внутри корпуса закреплена пружина. прижимающая подвижней упор к боковой рабочей грани головки рельса.
Подвижной упор соединен тягой с рычагом, размещенным под ручкой шаблона, и указателем шкалы ширины колеи. На шаблоне установлен цилиндрический уровень, один конец которого прикреплен к корпусу шарнирно, а другой связан с подъемным винтом, на котором закреплена шкала для отсчета возвышения одного рельса над другим. При расположении поверхностей катания рельсов в одном уровне пузырек уровня располагается посередине цилиндра, а нулевое деление лимба — против указателя. При наличии отклонения но уровню вращением лимба возвращают пузырек в среднее положение и против указатели считывают с лимба величину превышения.
К корпусу шаблона прикреплена металлическая линейка с делениями и подвижным указателем для отсчета ординат переводной кривой.
Регулировка и разгонка зазоров. Регулировка зазоров назначается при наличии двух слитых или максимально растянутых зазоров подряд на пути с рельсами длиной 25 м, трех слитых или растянутых зазоров подряд с рельсами длиной 12,5 м, если такие зазоры при соответствующей температуре не являются нормальными. Работа выполняется без разрыва рельсовой нити.
Когда для приведения зазоров в нормальное состояние необходим разрыв рельсовой нити, назначается разгонка зазоров. Разгонка зазоров производится также для ликвидации забега стыков одной нити против другой на прямом участке свыше 8 см, а на кривых — свыше этой величины плюс половина стандартного укорочения рельсов. Величина разрыва рельсовой нити при разгонке зазоров не должна превышать 175 мм в одном месте.
До начала регулировки или разгонки зазоров измеряют их величины специальным мерным клином с делениями (рис 3).
Рис. 3. Измерение величины стыкового зазора клином.
1 – головка рельса; 2 – подошва рельса.
Измерение начиняют со стыка, который не предполагается смешать и положение которого считается правильным; такие стыки могут быть у стрелок, ограничивающих перегон. При рельсах длиной 25 м зазоры измеряют так же, как и при рельсах длиной 12,5 м, но при этом вводят поправку. Эту поправку определяют для каждого километра двойным промером зазоров в одном и том же стыке: один промер — при обычно затянутых болтах, а другой — при ослаблении всех болтов в стыке. Если после ослабле-ния болтов зазор уменьшился, то все измеренные на этом километре зазоры уменьшают на 2 мм; наоборот, если оп увеличился, то все измеренные зазоры увеличивают на 2 мм. Поправку не вносят, если зазор остается неизменным
Зазоры измеряют по каждой рельсовой нити с помощью мерного клина отдельно и результаты записывают в ведомость регулировки (разгонки) зазоров, в которой рассчитывают накопление измеренных и нормальных зазоров и определяют передвижку рельсов.
При проверки плавности рельсовых нитей в плане и при работах по выправке пути широко используют специальные оптические приборы (ПРП) (рис. 4).