Контрольно-измерительные приборы
Контрольно-измерительные приборы предназначены для контроля за работой и состоянием отдельных систем, агрегатов и автомобиля в целом. Такой контроль дает возможность своевременно принимать меры по поддержанию работоспособности автомобиля и его безаварийной эксплуатации.
Контрольно-измерительные приборы разделяются на указывающие и сигнализирующие.
Указывающие приборы имеют шкалу и стрелку. Чтобы оценить передаваемую информацию водитель должен посмотреть на шкалу и осознать показания.
Сигнализирующие приборы реагируют на одно значение измеряемого параметра и информируют об этом световым или звуковым сигналом.
Контрольно-измерительный прибор состоит из датчика и указателя, Датчик устанавливается в месте контроля, а указатель в месте наблюдения (в кабине). В сигнализирующих приборах указателем является сигнальная лампа.
По назначению все контрольно-измерительные приборы разделяются на группы: измерения температуры (термометры), измерения уровня топлива, контроля зарядного режима аккумуляторных батарей, измерения скорости автомобиля и пройденного пути (спидометры), измерения частоты вращения (тахометры).
Приборы для контроля температуры. Датчик такого прибора (см. рис. 80.) представляет собой латунный баллон, в наружной части которого имеется шестигранник под ключ и резьба для крепления. Внутри баллона размещены терморезистор 5 и пружина 3. Между стенкой баллона и пружиной находится изолирующая втулка 4. Терморезистор обладает свойством уменьшать сопротивление при увеличении температуры.
Рис. 80. Приборы для контроля температуры: а — датчик указателя температуры; б — поперечный разрез указателя; в — электрическая схема указателя; г — датчик сигнализатора аварийной температуры; 1 — винт; 2 — латунный баллон; 3- пружина
Основными частями указателя (рис. 80б) является каркас 6, три катушки 10, ось 9 с постоянным магнитом 11, экранирующий цилиндр 7. Каркас пластмассовый, состоит из двух частей, стянутых винтами. Одна катушка разметена под углом 90° к двум другим катушкам, имевшим обмотки встречного направления.
При включении датчика и указателя в сеть питания ток проходит по двум параллельным цепям (рис.80в): первая — катушки 17 и 16, термокомпенсационный резистор 18, вторая — катушка 15 и терморезистор 14 датчика. Магнитные потоки катушек 16 и 17 остаются постоянными, а магнитный поток катушки 15 зависит от сопротивления терморезистора 14. С увеличением температуры сопротивление этого резистора снижается, так в катушке 15 увеличивается, магнитное поле этой катушки также возрастает и суммарный поток всех трех катушек поворачивает магнит 11 со стрелкой, которая указывает соответствующую температуру. Термокомпенсационный и добавочные резисторы размещены в корпусе указателя.
Датчик сигнализатора (рис.80г) аварийной температуры имеет массивный латунный корпус, на дне которого под шайбой 24 находится термобиметаллическая пластина 19 с контактом 22. В выводном зажиме 21 может перемешаться по резьбе тарельчатый контакт 22. При нагреве корпуса пластина 19 прогибается и контакты замыкаются.
Приборы контроля давления. По конструкции манометры могут быть непосредственного действия и электрические. Приборы непосредственного действия имеют совмещенный чувствительный элемент и указатель, а давление контролируемой среды подводится к чувствительному элементу по трубопроводу. Так устроены манометры для контроля давления воздуха.
Рис. 81 Приборы для контроля давления: а — манометр с трубчатой пружиной; б — датчик электрического манометра; в — электрическая схема указателя; г — датчик аварийного давления; 1 — циферблат; 2 -стрелка; 3 — крестовина; 4, 15, 30 — пружины; 5 — трубка; б — сектор; 7 — тяга; 8 — штуцер; 9, 11 — основание; 10 — мембрана; 12, 26 — реостат; 13 — ползунок; 14 -ось; 16 — качалка; 17 — регулировочный винт; 18, 31 — толкатели; 19 — штуцер; 20, 21, 22 — катушки; 23 — зажим питания; 24, 25 — резисторы; 27 — штекер; 28 — фильтр; 29 — изолятор; 32, 33 -контакты; 34 — диафрагма; 35 — корпус.
Основной деталью манометра непосредственного действия является трубчатая пружина 5 (рис.81 а), изогнутая в виде дуги и состоящая из одного неполного витка. К одному концу трубки через штуцер 8 подводится воздух (или жидкость), второй конец трубки соединен с тягой 7, которая через передаточные детали приводит в движение стрелку 2.
Под действием давления сжатого воздуха трубка разгибается, и ее свободный конец устанавливает стрелку в положение, соответствующее подведенному давлению.
В одном корпусе можно разместить два механизма и тогда получится один двух стрелочный манометр, контролирующий давление в разных местах системы.
Электрические манометры применяют для: контроля давления масла в смазочной системе двигателя. Датчик давления состоит из штуцера 19 (рис.816), основания 11, мембраны 10 с толкателем 18 и качалкой 16, реостата 12 с ползунком 13, возвратной пружины 13. Мембрана под давлением масла выгибается вверх и через качалку сдвигает ползун по реостату, уменьшая его сопротивление. При снижении давления мембрана под действием собственной упругости опускается, а возвратная пружина сдвигает ползун реостата в исходное положение.
Указатель давления имеет такую же конструкцию и принцип действия, как и указатель температуры. Датчик аварийного давления (рис.81 г) состоит из корпуса 35, диафрагмы 34 с толкателем 31 и пружиной 30, подвижного 32 и неподвижного 33 контактов. Сверху корпус закрыт изолятором 29 со штекером 27, под которым установлен специальный фильтр 28 уравновешивающий давление в полости под мембраной с атмосферным. Давление замыкания контактов обеспечивается тарировкой пружины.
Приборы контроля уровня топлива. Датчик указателя уровня топлива представляет собой проволочный реостат, ползун которого перемещается через рычаг поплавком топливного бака. Датчики устанавливаются в каждом баке, их сигнал передается на общий указатель через переключатель.
Датчик может иметь специальный контакт, который замыкается при снижении уровня топлива до минимального размера (на 50. 100 км пути).
Указатель уровня топлива аналогичен по конструкции указателя температуры и давления, отличается от них обмоточными данными, схемой соединения катушек, и резисторов. Шкалу указателя градуируют в долях объема бака, поэтому на ней имеются отметки 0,-1/4, 1/2, 3/4, П (полный).
Контроль зарядного режима аккумуляторных батарей производится с помощью амперметра, устанавливаемого последовательно в зарядную цепь. На шкале амперметра нуль отсчета показаний находится посредине, а знаки «+» с одной стороны и «-» с другой стороны. Отклонение стрелки в сторону знака. «+» указывает на заряд аккумуляторов батарей, а в сторону «-» — ее разряд.
По амперметру можно судить также о исправности генератора и степени заряженности аккумуляторных батарей.
Приборы для измерения скорости движения автомобиля и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Такими приборами являются спидометр и тахометр. Спидометр состоит из скоростного узла, показывающего скорость в данный момент, и счетного узла, отсчитывающего пройденный путь. Оба узла имеют общее основание и работают от одного общего валика.
По приводу спидометра разделяются на приборы с приводом от гибкого вала И с электроприводом. Гибкие валы применяют, если его длина не превышает 3,5 м. При большей длине, а также на автомобилях с откидывающейся кабиной применяют спидометры с электроприводом.
Рис. 82 Схема спидометра с гибким приводом: 1 — валик; 2 — фитиль; 3 — заглушка; 4 — магнит; 5 — диск; 6 — картушка; 7 — магнит; 8 — пружина; 9 — стрелка; 10 — рычаг; 11,12 — привод счетного узла
Основными частями спидометра с гибким приводом (рис.82) являются валик 1 с магнитом 4, картушка 6, спиральная пружина 8, экран 7, валы 11, 12. привода счетного узла. Картушка выполнена из алюминия, установлена на своей оси и охватывает магнит. Экран защищает магнит и картушку от влияния посторонних магнитных полей и концентрирует магнитное поле прибора в рабочем направлении.
При вращении валика поле магнита наводит в картушке вихревые токи, создающие свое магнитное поле. Взаимодействие полей магнита и картушки создает крутящий момент, стремящийся повернуть картушку в направлении вращения магнита.
При повороте картушка перемещает стрелку и растягивает пружину 8. Взаимодействие момента, поворачивающего картушку, и усилие пружины устанавливают стрелку в положение, пропорциональное частоте вращения валика 4 и, следовательно, скорости движения автомобиля.
Вращение к спидометру передается от раздаточной коробки гибким валом. Гибкий вал состоит из троса с наконечниками и гибкой оболочки с ниппелями и гайками. Трос состоит из нескольких винтовых многозаходных пружин, навитых одна на другую в несколько слоев, и внутреннего сердечника из проволоки. В оболочку троса закладывается смазка.
Спидометр с электроприводом состоит из датчика и приемника с указателем, соединенных экранированным проводом.
Рис. 83 Электрический спидометр СП – 170: а — датчик; б — приемник с указателем; в — электрическая схема; 1 -втулка крепления провода; 2,4 -обмотки; 3 -вал ротора; 5, 8 — постоянные магниты; 6 -электродвигатель; 7 -болт крепления; 9 — кожух; 10 — корпус; 11 — печатная плата; 12 — провод; 13 -зажим; 1 — датчик; П — указатель.
Датчик (рис.83) представляет собой электрический трехфазный генератор с ротором в виде постоянного магнита; датчик установлен на раздаточной коробке.
Приемник и указатель объединены в один механизм. Скоростной и счетные узлы спидометра приводятся в действие трехфазным синхронным электродвигателем 6, который имеет три полюса с обмотками 4 и якорь в виде постоянного магнита.
На оси якоря установлен магнит 8 скоростного узла спидометра. При движении автомобиля якорь датчика вращается и создает в каждой катушке импульсы напряжения, которые по отдельному проводу подаются на базу одного из трех транзисторов электродвигателя. При открытии транзисторов от сети автомобиля в обмотки электродвигателя подается ток, что привозит к вращению якоря и магнита скоростного узла.
Тахометр имеет такую же конструкцию и принцип действия, как и спидометр, исключая счетный узел и градуировку шкалы.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов сводится к содержанию их в чистоте Проверке креплений и надежности контактных соединений.
Характерными неисправностями контрольно-измерительных приборов могут быть отказ в работе или неправильные показания.
Причиной отказа прибора является обрыв в цепи от включателя приборов и стартера до указателя. Неправильные показания прибора могут быть вызваны обрывом в одной из катушек указателя или в цепи датчика, а также из-за плохих контактов в соединениях. Обрыв в цепи можно проверить контрольной лампой. Неисправные указатели и датчики подлежат замене.
Устройство контрольно измерительного прибора автомобиля
Тахометр по конструкции аналогичен спидометру, но не имеет в указателе счетного узла, гнезда сигнальной лампы, а также отличается регулировкой скоростного узла.
Указатель давления масла в системе смазки двигателя УК170 магнитоэлектрический, с сигнальной лампой аварийного падения давления масла, работает с реостатным датчиком типа ММ370, установленным на корпусе фильтра тонкой очистки.
Указатель температуры, жидкости в системе охлаждения двигателя УК171 магнитоэлектрический, с сигнальной лампой перегрева жидкости, работает с полупроводниковым реостатным датчиком типа ТМ100, установленным на коробке термостатов.
Указатель количества топлива типа У Б170 магнитоэлектрический, с сигнализатором начала расхода резервного запаса топлива, работает с реостатным датчиком типа БМ158Б, установленным в баке.
Амперметр типа АП170 магнитоэлектрический, обеспечивает контроль за работой источников электрической энергии.
Применение магнитоэлектрических контрольно-измерительных приборов повышает надежность контроля измеряемых параметров.
Термометр с логометрическим указателем и терморезисторным датчиком позволяет повысить точность измерений и надежность указателя, а также устранить радиопомехи при его работе.
В корпус датчика установлен диск, представляющий собой терморезистор. Терморезистор является полупроводником, сопротивление которого изменяется с изменением его температуры (уменьшается при нагревании и увеличивается при охлаждении). С одной стороны он соединен с корпусом датчика, т. е. «массой» автомобиля, а с другой — через пружину с изолированным от корпуса зажимом датчика.
Внутри магнитного экрана логометра расположены неподвижные обмотки, намотанные на капроновые колодки под углом 90° относительно друг друга и включенные в две параллельные ветви. Одну из ветвей составляют обмотка и терморезистор, а другую — обмотки и резистор температурной компенсации, выполненный из константановой проволоки.
На ось алюминиевой стрелки логометра установлен изготовленный в виде диска постоянный магнит, который взаимодействует при выключении термометра с неподвижным постоянным магнитом и тем самым удерживает стрелку в нулевом положении. Магнитные потоки магнитов направлены навстречу один другому, т. е. вычитаются, а магнитный поток обмотки действует под углом к их равнодействующему магнитному потоку.
При замыкании контактов выключателя зажигания по параллельным ветвям обмотки логометра проходят токи, направления которых показаны стрелками. Так как сила тока в обмотках не изменяется, то созданные ими магнитные потоки остаются практически постоянными. Сила же тока в обмотке, наоборот, зависит от температуры терморезйстора. Поэтому равнодействующий
магнитный поток обмоток зависит от силы тока в обмотке. В случае уменьшения температуры, например, до 40 °С из-за резкого увеличения сопротивления терморезистора ток в обмотке и созданный ею магнитный поток настолько уменьшаются, что магнит поворачивается практически под действием равнодействующего магнитного потока обмоток, вследствие чего стрелка устанавливается против деления с цифрой на шкале.
При температуре 80 °С магнитные потоки обмоток взаимно уничтожаются и магнит поворачивается в том же направлении под действием магнитного потока обмотки, а стрелка устанавливается против деления с цифрой.
Стоимость контрольно-измерительных приборов относительно невысока, поэтому их обычно не ремонтируют, а заменяют. В этой связи здесь больший упор сделан на проверку приборов, а неисправности рассматриваются кратко.
Неисправности амперметров. При длительной работе происходит частичное размагничивание магнитов, вследствие чего амперметры дают завышенные показания силы тока. При обрыве в цепи обмотки стрелка не будет отклоняться с нулевого деления шкалы. Плохой контакт наконечников проводов на клеммах амперметра приводит к сильному нагреву клемм и разрушению пластмассовых деталей приборов. Плохой контакт на клеммах проявляется запотеванием шкалы прибора при включении двигателя, особенно при низких температурах.
Правильность показаний амперметра можно проверить по контрольному амперметру по схеме, приведенной на рис. 3. Для этого с помощью реостата по контрольному амперметру устанавливают в цепи силу тока, равную верхнему пределу измерения проверяемого амперметра, и сравнивают показания амперметров. Проверку производят при прохождении тока в обоих направлениях. Если погрешность показаний проверяемого амперметра превышает 7% от верхнего предела измерений, в амперметрах с подвижным магнитом производят регулировку повертыванием магнита, а в амперметрах с неподвижным магнитом производят подмагничивание подвижного магнита специальным прибором.
Неисправности вольтметра. При обрыве резистора (рис. 235) или обмотки вольтметр не действует. Завышенное показание вольтметра будет при размагничивании магнита.
Проверка вольтметра производится сопоставлением его показаний с показаниями контрольного вольтметра, включенных параллельно друг другу на выводы аккумуляторной батареи или участка цепи при прохождении по ней электрического тока. Регулировку проверяемого вольтметра производят вращением магнита.
Неисправности магнитоэлектрических указателей и датчиков манометров. При обрыве обмотки реостата датчика и при плохом контакте ползунков с обмоткой реостата стрелка указателя отклоняется влево от нулевого деления шкалы. Нарушение регулировки датчика приводит к неправильным показаниям указателя.
В случае обрыва в цепи катушки Л7 стрелка указателя отклоняется за максимальное деление шкалы. При обрыве в цепи катушек К2 и КЗ стрелка указателя отклоняется влево от нулевого деления. Обрыв в цепи катушек приборов происходит в результате перегрева током при повышенном напряжении генератора, а также замыкании на корпус провода, соединяющего указатель с датчиком.
Проверку катушек магнитоэлектрических указателей давления масла и воздуха, уровня топлива и температуры на обрыв производят с помощью аккумуляторной батареи последовательным включением в цепь проверяемой катушки лампы мощностью 1 Вт. При обрыве цепи катушки лампа не горит. Для проверки катушки К1 один провод от лампы подключают на клемму «Д», а другой — на корпус указателя. При проверке катушек К2 и КЗ один проводник лампы подключают на клемму «Б», а другой на клемму «Д». Исправность катушек проверяют также омметром. В случае обрыва катушки он показывает бесконечное сопротивление.
Проверка датчика и указателя магнитоэлектрического манометра. При проверке датчика измеряют омметром сопротивление его реостата в нерабочем состоянии датчика, когда под диафрагмой — атмосферное давление. Затем сопоставляют замеренное сопротивление с сопротивлением, приведенным в технических условиях на этот датчик. В случае необходимости для изменения сопротивления снимают крышку (см. рис. 236) и винтом в рычажке изменяют положение ползунков.
Для проверки датчиков их соединяют с заведомо исправным указателем и подключают по схеме, приведенной на рисунке. Насосом нагнетают воздух в камеру. Наблюдают за показаниями стрелок исправного указателя и контрольного манометра.
Если стрелка указателя будет устанавливаться на максимальное деление шкалы с погрешностью не более ±5% шкалы, то датчик считается исправным.
Для проверки указателя его соединяют с исправным датчиком той же схемы, что и при проверке датчика. Нагнетают воздух в камеру и наблюдают за показаниями контрольного манометра и указателя. Допускается погрешность показаний указателя не более ±5%.
Правильность показаний указателя магнитоэлектрического манометра можно проверить контрольным манометром, подсоединенным к масляной магистрали двигателя или воздушной магистрали тормозной системы. Проверку точности показаний магнитоэлектрических указателей давления масла и воздуха можно производить подключением проверяемого указателя к аккумуляторной батарее напряжением 12 В (для приборов на 24 В — к соответствующей батарее) с последовательным включением в цепь резисторов (рис. 238). При включении в цепь резистора 1 сопротивлением 153—167 Ом стрелка указателя должна устанавливаться на нулевое деление шкалы, а резистора сопротивлением 108—1 14 Ом — на деление 2 кгс/см2. Если показания прибора будут заниженными или завышенными, можно переставить стрелку на оси.
Неисправности сигнализаторов давления масла и воздуха. Если при включенном зажигании и неработающем двигателе лампа сигнализатора не горит, то для проверки исправности лампы и провода, соединяющего лампу с датчиком, замыкают проводником зажим датчика на корпус автомобиля. Если лампа загорается, то датчик неисправен и его нужно заменить.
Если лампа сигнализатора гаснет только при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, необходимо проверить давление в системе смазки двигателя с помощью манометра, и если давление нормальное, то датчик сигнализатора следует заменить.
Для проверки датчиков сигнализаторов давления масла и воздуха ввертывают проверяемый датчик в камеру и соединяют его клемму через контрольную лампу с батареей. Лампа должна гореть. Нагнетают воздух в камеру и по показанию контрольного манометра замеряют момент выключения лампы. Датчик выбраковывают в случае отклонения давления более 7% от величины, приведенной в технических условиях. Лампа должна выключаться при давлении выше 0,8 кгс/см2 для датчиков ММ111, ММ111-А и ММ111-Б. В датчике ММ124-Б сигнализатора давления воздуха в тормозной системе автомобиля КамАЗ выключение лампы должно происходить при давлении воздуха 1,5—5,0 кгс/см2.
Неисправности магнитоэлектрических указателей и датчиков термометра. При изменении первоначального сопротивления терморезистора датчика показания указателя будут неточные. Датчик выходит из строя в случае его перегрева, что может быть при пуске и прогреве двигателя без охлаждающей жидкости и недопустимом понижении ее уровня в системе. Обрыв в цепи катушки К1 указателя вызывает отклонение стрелки влево за пределы шкалы.
При обрыве в цепи катушек К2 и КЗ стрелка указателя устанавливается в крайнее правое положение.
Нарушения в цепи катушек возникают также вследствие расплавления провода катушек при повышенном напряжении генератора и замыкании провода, соединяющего указатель с датчиком, на корпус автомобиля.
Проверка исправности катушек описана выше в разделе «Неисправности магнитоэлектрических указателей и датчиков манометров».
Проверка датчика и указателя магнитоэлектрического термометра. При проверке датчика с полупроводниковым те рмо рези сто ром (ТМ100) измеряют омметром сопротивление терморезистора при 100 и 40 °С для термометров системы охлаждения двигателя и при 40 °С для термометров измерения температуры электролита. Сопротивление при температуре 40 °С должно быть 320—440 Ом, а при температуре 100 °С 82—91 Ом.
Проверяемый датчик погружают в воду и нагревают ее до необходимой температуры. Вывод датчика должен быть выше уровня воды. Проводники от омметра подключают к выводу и корпусу датчика.
При проверке указателя его соединяют с заведомо исправным (эталонным) датчиком по той же схеме, что и при проверке датчика. Указатель выбраковывают, если стрелка его не устанавливается на деление 100 °С при кипении воды в сосуде, в котором расположен датчик.
При проверке термометра измерения температуры электролита в аккумуляторной батарее воду в сосуде нагревают до 40 °С. Правильность показаний указателя температуры можно проверить с помощью контрольного термометра. Проверку точности показаний магнитоэлектрических указателей температуры можно производить подключением проверяемого указателя к аккумуляторной батарее с последовательным включением в цепь резисторов определенных значений.
При включении в цепь резистора сопротивлением 320—440 Ом стрелка указателя должна устанавливаться на деление 40 °С шкалы, а резистора сопротивлением 82—91 Ом — на деление 100 °С шкалы. Допускаемая погрешность не должна превышать ±5 °С. При завышенных или заниженных показаниях можно переставить стрелку на оси.
Неисправности сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости. Если при включенном зажигании лампа сигнализатора горит прц низкой температуре жидкости в системе охлаждения, а при отсоединении провода от датчика гаснет, то неисправен датчик. Если лампа сигнализатора не загорается при перегреве двигателя, а при соединении клеммы датчика с корпусом при включенном зажигании лампа горит, то неисправен датчик.
Проверка датчиков сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости. Устанавливают проверяемый датчик в крышку сосуда и герметизируют крышку, что позволяет повысить температуру кипения воды. Соединяют проводами от контрольной лампы клемму проверяемого датчика с выключателем. Лампа не должна гореть. Включают нагреватель и наблюдают за показаниями термометра и лампой. Замеряют температуру в момент включения лампы и сверяют ее с данными, приведенными в технических, условиях. В случае необходимости момент замыкания контактов регулируют винтом. Лампа должна включаться при температуре 92—98 °С для датчика ТМ104, 104—107 °С —для датчика ТМ104-Т, 112— 118°С — для датчика ТМ102.
Неисправности указателя и датчика магнитоэлектрического измерителя уровня топлива. При нарушении контакта ползунка с обмоткой реостата датчика из-за износа контактных поверхностей ползунка или обмотки реостата будет прерываться ток в цепи указателя и стрелка указателя будет резко колебаться.
При обрыве обмотки реостата датчика стрелка указателя располагается за делением «П» до тех пор, пока ползунок реостата не переместится до места обрыва, после чего стрелка устанавливается на соответствующее деление шкалы.
При обрыве в цепи катушки К1 стрелка указателя устанавливается за деление «П» шкалы, а при обрыве в цепи катушек К2 и КЗ — левее деления «0» шкалы.
Проверка исправности катушек описана выше в разделе «Неисправности магнитоэлектрических указателей и датчиков манометров».
Проверка датчика и указателя магнитоэлектрического измерителя уровня топлива. Для проверки датчика устанавливают его на площадку стенда и соединяют с исправным (эталонным) указателем по схеме, приведенной на рисунке. Движком 6 угломера 5 устанавливают рычаг поплавка поочередно в положения, соответствующие нулевому и полному наполнению бака. Следует иметь в виду, что“для каждого типа датчика углы наклона рычага поплавка при отсутствии топлива в баке и при полном уровне топлива разные. Например, для датчика БМ120А угол наклона рычага поплавка нужно устанавливать на 23°, что соответствует установке стрелки указателя на деление «О», и на 70°, что соответствует установке стрелки на деление «П». Для датчика БМ22А угол наклона рычага поплавка нужно устанавливать на 31°, что соответствует установке стрелки указателя на деление «0», и на 89°, что соответствует установке стрелки указателя на деление «П». При каждом контрольном положении рычага замыкают выключателем цепь и наблюдают за положением стрелки указателя. При равномерном завышении или занижении показаний во всех точках шкалы можно подогнуть рычаг поплавка датчика. Контрольную лампу используют при проверке момента замыкания между собой контактов датчика.
При проверке указателя его соединяют с заведомо исправным датчиком по той же схеме, что и при проверке датчика. Указатель выбраковывают, если стрелка его не устанавливается на делениях «0» и «П» при соответствующем положении рычага поплавка.
Правильность показаний измерителя уровня топлива на автомобиле можно проверить, наполняя бак с помощью мерной посуды. Регулировку датчика можно произвести перестановкой ползунка реостата или подгибанием рычага поплавка. Проверку точности показаний указателя магнитоэлектрического измерителя уровня топлива можно производить подключением проверяемого указателя к аккумуляторной батарее с последовательным включением в цепь резисторов определенных значений (рис. 248). При включении в цепь резистора сопротивлением 1—8 Ом стрелка указателя должна устанавливаться на нулевое деление шкалы; резистора 2 сопротивлением 37—44 Ом — на деление «’/г»; резистора 3 сопротивлением 78—95 Ом — на деление «П». При завышенных или заниженных показаниях можно переставить стрелку на оси.
Проверка комбинации приборов 22.2801. На рис. 18 приводится схема соединения приборов автомобиля ВАЗ -2108. Для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости на автомобиле штекер «2» белой колодки соединяют с корпусом автомобиля. Если при включенном зажигании и подсоединенной колодке стрелка прибора отклоняется вправо, значит указатель исправен, а оборвана цепь, соединяющая датчик с указателем.
При другом способе проверки аккумуляторная батарея подключается к штекеру^ «2» белой колодки по схеме рис. 19, б. Стрелка при замыкании цепи у исправного прибора должна устанавливаться в начале шкалы. Для проверки правильности показаний указателя собирается схема, показанная на рис. 19, в.
Проверка указателя уровня топлива на автомобиле при соединении штекера «3» с корпусом автомобиля и включенном зажигании отклонение стрелки прибора говорит о исправности указателя. При подключении батареи к отсоединенной белой колодке по схеме рис. 251, б стрелка должна находиться против отметки «0».
Для проверки работоспособности эконометра автомобиля ВАЗ -2108 к штуцеру комбинации приборов подсоединяется насос с вакуумметром. Насосом создается разрежение, контролируемое вакуумметром. При разрежении 0,15 кгс/см2 стрелка прибора должна находиться в конце желтой зоны, при разрежении 0,3 кгс/см2 — в начале, а при разрежении 0 8 кгс/см2 — в конце белой зоны. Под цветными зонами находятся две контрольные точки, соответствующие разрежению 0 и 0,3 кгс/см2. Допускается отклонение показаний прибора в этих точках не более ±0,03 кгс/см2.
Проверка контрольно-измерительной аппаратуры прибором Э204. Этот прибор позволяет определять техническое состояние контрольно-измерительной аппаратуры, как снятой с автомобиля, так и на автомобиле. Питается прибор от аккумуляторных батарей напряжением 12 и 24 В.
На лицевой панели прибора установлены измерительные приборы, переключатели, розетки штепсельных разъемов, сигнальные лампы и другие устройства. Схема защищена предохранителем.
Нагреватель служит для нагрева датчиков указателей и сигнализаторов температуры охлаждающей жидкости. В стакан нагревателя наливают дистиллированную воду, нагрев которой обеспечивается нагревательным элементом, смонтированным между стенками стакана нагревателя. Температура воды контролируется термометром, вставляемым в гнездо.
Ручной воздушный насос с рукояткой, установленный внутри корпуса, предназначен для создания давления при проверке датчиков электрических манометров, а также сигнализаторов давления масла и воздуха. Давление воздуха регистрируется манометром. Проверяемые указатели закрепляют на площадке. Датчики манометров для измерения давления масла и воздуха устанавливают с помощью соединительной муфты. Выпуск воздуха из воздушной системы осуществляется вентилем. Проверяемые датчики измерителей уровня топлива закрепляют на угломере. Микроамперметр шунтирован кнопкой. При проверке различных приборов нужно кратковременно нажать на эту кнопку и произвести отсчет показаний. В случае отклонения стрелки за пределы шкалы необходимо проверить правильность подключения испытываемого прибора или устранить в нем неисправности, вызвавшие увеличение силы тока. Рукояткой устанавливают стрелку прибора на нуль. При подключении проводников от клемм розетки к выводам аккумуляторной батареи красный проводник присоединяется только к плюсовому выводу батареи. В противном случае стрелка микроамперметра будет отклоняться левее нулевого деления.
Проверка датчиков магнитоэлектрических термометров. Устанавливают на заднюю стенку прибора нагреватель и заполняют его дистиллированной водой на 0,7—0,8 объема. Затем в нагреватель помещают контрольный термометр и проверяемый датчик. Подключают проводник от клеммы «I» розетки к клемме датчика, а проводник от клеммы «II» розетки 5 — к корпусу датчика. Подключают проводник от клемм розетки к аккумуляторной батарее, а проводники от нагревателя — к розетке «Нагрев». Затем устанавливают рукоятку переключателя в положение «500» в секторе «Омметр», а рукоятку переключателя 20 — на 12 или 24 В в зависимости от напряжения подключенной батареи. Нажатием кнопки «Отсчет» производят замер показаний микроамперметра при 40 и 100 °С. Датчик считают исправным, если показания микроамперметра будут в пределах 165—184 мкА при 40 °С и 61—68 мкА при 100°С.
Исправность датчика можно проверить также измерением еГо сопротивления при 40 и 100 °С. Сопротивление исправного датчика ТМ100 должно быть 320—440 Ом при 40 °С и 82—91 Ом при 100 °С.
Проверка указателей магнитоэлектрических термометров охлаждающей жидкости. Закрепляют проверяемый указатель на площадке и подключают к его клеммам проводники от розетки 5. Проводник от клеммы «I» розетки соединяют с клеммой «Б» указателя, проводник от клеммы «II» — с клеммой «Д», а проводник от клеммы «III» — с корпусом указателя. Проводники от аккумуляторной батареи подключают к розетке. Рукоятку переключателя эталонных резисторов поочередно устанавливают в положения «40», «80», «100», «110», «120» в секторе «Температура». Указатель считается исправным, если стрелка его устанавливается против соответствующих величин на шкале.
Проверка и регулировка датчиков магнитоэлектрических измерителей уровня топлива. Устанавливают на штифт угломер и закрепляют на нем проверяемый датчик. Подключают проводник от клеммы «I» розетки 5 к клемме датчика, а проводник от клеммы «II» — к корпусу датчика. Подключают проводники от клемм розетки 17 к аккумуляторной батарее. Устанавливают рукоятку переключателя в положение «100» в секторе «Омметр». Движком угломера устанавливают рычаг поплавка проверяемого датчика поочередно в положения, соответствующие наполнению бака «0» и «П». При этом следует иметь в виду, что для каждого типа датчика углы наклона рычага при отсутствии топлива в баке и при полном уровне топлива разные.
После установки рычага поплавка нажимают на кнопку «Отсчет» и считывают показания микроамперметра. При исправных датчиках (всех типов) показания микроамперметра будут в пределах 0—15 мкА для положения рычага, соответствующего отсутствию топлива в баке, и 149—152 мкА для положения рычага, соответствующего полному наполнению бака.
Проверка указателей магнитоэлектрических измерителей Уровня топлива. Закрепляют проверяемый указатель на площадке и подключают к его клеммам проводники от розетки. Проводник от клеммы «I» розетки соединяют с клеммой «Б» указателя, проводник от клеммы «11» с клеммой «Д» («Р»), а проводник от клеммы «III» — с коРпусом указателя. Проводники от розетки подсоединяют к выводам аккумуляторной батареи. Устанавливают рукоятку переключателя в положение «Лог». Затем ру. коятку переключателя 16 эталонных резисторов устанавливают поочередно в положение «0»; «1/2; «1/4»; «П» в сек-: торе «Уровень». Указатель считают исправным, если стрелка его будет устанавливаться при этом в соответствующие положения.
Проверка сигнализаторов давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Операции проверки сигнализаторов аналогичны таким же операциям проверки соответствующих датчиков магнитоэлектрических термометров и манометров, только рукоятку переключателя устанавливают в положение «Сигнал». Лампа должна включаться при температуре в интервале 92— 98 °С для датчиков ТМ111, ТМ104 и 112—118 °С для датчика ТМ102.
Лампа должна выключаться при давлении 0,8 кгс/см2 для датчиков ММ111, ММ111А и М111Б.
В датчике ММ124Б сигнализатора давления воздуха в тормозной системе автомобиля КамАЗ размыкание контактов должно происходить при давлении воздуха выше 4,5—5,0 кгс/см2.
Неисправности спидометров и тахометров. Признаки основных неисправностей: не работает спидометр (тахометр); резкое колебание стрелки; неточное показание спидометра (тахометра).
Не работает спидометр (тахометр). Стрелка спидометра или тахометра не отклоняется от нулевого деления и счетный узел в спидометре не работает. Возникает это вследствие обрыва гибкого вала, выхода конца вала из зацепления при ослаблении крепления его оболочки, заедания в механизме счетного узла спидометра.
В спидометрах и тахометрах с электроприводом отказ в работе может возникнуть в случае нарушения контакта в штекерном соединении проводов, соединяющих датчик и указатель, а также в штекерном соединении проводов в цепи питания обмотки указателя.
Резкое колебание стрелки спидометра (тахометра). В приборах с приводом от гибкого вала такое колебание возникает в результате неравномерного вращения вала, вследствие износа граней его концов, защемления вала в местах крепления, при значительном перегибе его и отсутствии смазки. Изношенный и деформированный вал заменяют. Смазывают вал смазкой ГОИ -54, ЦИАТИМ -201 или -202.
В спидометрах и тахометрах с электроприводом колебание стрелки вызывается прерыванием электрической цепи при плохом контакте в штекерных соединениях.
Неточное показание спидометра (тахометра). Вызывается это нарушением регулировки и усталостью пружины, а также размагничиванием магнита скоростного узла. Неисправные спидометры и тахометры заменяют.
Для определения состояния гибкого вала необходимо отсоединить его от места крепления у коробки передач или двигателя и провертывать освободившийся конец рукой. Если вал вращается, а стрелка не отклоняется от нулевого деления шкалы и счетный узел в спидометре не работает, то вал оборван и его надо заменить. Если произошло заедание вала или механизма счетного узла — вал не вращается. В этом случае проверяют раздельно исправность вала и указателя. При резком проворачивании гибкого вала стрелка должна отклониться и затем возвратиться в первоначальное положение.
В спидометрах и тахометрах с электроприводом причиной неточных показаний может быть пробой одного из диодов или транзисторов.
Проверка спидометра на автомобиле. Для проверки правильности показаний спидометра необходимо вывесить ведущие колеса, а под передние подложить упоры. Запустить двигатель, включить прямую передачу и установить по спидометру скорость, соответствующую проверяемой скорости движения.
Если показания спидометра не соответствуют вычисленной скорости более чем на 7%, нужно заменить спидометр.
Проверка и регулировка спидометров и тахометров на специальном контрольном устройстве. Устройство состоит из зубчатого редуктора с двумя одинаковыми шестернями, электродвигателя привода, контрольного тахометра, контрольного спидометра, реостата сигнальной лампы, переключателя и выключателя.
В зависимости от рабочего направления вращения привода проверяемого тахометра или спидометра переключателем изменяют направление вращения вала электродвигателя. Изменение частоты вращения достигается при помощи реостата, включенного в цепь обмотки возбуждения электродвигателя. Проверяемые и эталонные тахометры или спидометры после соединения их валиков с валиками эластичных муфт закрепляют винтами. Точность показаний проверяемых приборов определяют по контрольному тахометру (спидометру) или по заведомо исправному тахометру (спидометру). В последнем случае проверяемый л исправный прибор должны быть одинакового типа.
Закрепляют в устройстве проверяемый прибор и такой же заведомо исправный прибор. Включают электродвигатель и, изменяя реостатом частоту вращения, сопоставляют показания проверяемого прибора с исправным или контрольным.
В случае нарушения правильности показаний проверяемого прибора регулируют натяжение пружины и производят подмагничивание магнита. Натяжение пружины регулируют сдвигом рычажка вокруг оси прибора.
Аналогичную регулировку производят в тахометрах 1X170 и спидометрах СП 170.
Для проверки указателя его соединяют с заведомо исправным датчиком, а при проверке датчика — с исправным указателем. Тогда правильность показаний спидометра и тахометра контролируют по показанию контрольного тахометра.
Регламентные работы по техническому обслуживанию контрольно-измерительных приборов. При каждом техническом обслуживании проверяют действие контрольно-измерительных приборов при неработающем и работающем двигателе и устраняют выявленные неисправности. При необходимости производят регулировку указателей и датчиков измерительных приборов.