Устройство карбюратора ваз двигатель 2107

Устройство карбюратора Ваз 2107

Система питания ВАЗ 2107 практически ничем не отличается от всех заднеприводных автомобилей ВАЗ. Исключение составляет только карбюратор, который был переработан и дополнен новыми более совершенными системами, о которых мы сегодня поговорим. По сути, он остался тем же Weber 1967 года разработки, который ставили на Фиат 124.

Содержание:

Карбюратор ВАЗ 2107 и схема устройства

Прежде чем говорить об изменениях в конструкции, ознакомимся с устройством карбюратора. Схему его мы привели на фото, разобраться в ней при желании можно, а детальное и подробное описание устройства и принципа работы интересно только специалистам, поэтому мы остановимся только на основных понятиях, касающихся устройства карбюратора ВАЗ 2107.

  • систему холостого хода;
  • поплавковую камеру;
  • эконостат;
  • ускорительный насос;
  • ереходную систему;
  • систему пуска.

Теперь вкратце рассмотрим особенности работы каждой из представленных систем, чтобы понять, как работает устройство в общем.

Пусковое устройство

Главным рабочим органом этого устройства является воздушная заслонка, которая регулирует подачу воздуха в карбюратор. Заслонка стоит только на первичной камере и приводится в движение тросом, управляется из салона автомобиля механическим методом. Подсос — это и есть пусковое устройство.

Для чего оно нужно? При пуске двигателя карбюратор не всегда может обеспечить нужную пропорцию воздуха и бензина для запуска. Это связано со многими факторами, но чтобы долго не рассусоливать, то приведем простой пример. В холодное время года испаряемость топлива значительно уменьшается, а при пуске двигатель требует повышенного содержания бензина в смеси, т. н. богатой смеси. Закрывая ручкой подсоса воздушную заслонку, мы тем самым увеличиваем количество бензина в смеси, обогащаем смесь.

Для того, чтобы не перелить свечи избыточным количеством смеси, воздушная заслонка соединяется с дроссельной и открывает ее на 0,7 мм. Этот зазор называют пусковым. Как только двигатель начинает «подхватывать», создается разрежение, которое через дроссельную заслонку передается на воздушную. Это осуществляется через вакуумную диафрагму, степень открытия заслонки можно регулировать соответствующим винтом.

Работа на холостом ходу

СХХ обеспечивает нормальную работу двигателя при закрытой дроссельной заслонке, когда мы не трогаем педаль газа. Это довольно сложная система, и чтобы не превращать наш обзор в наукообразную диссертацию, скажем только, что на холостом ходу двигатель получает питание абсолютно автономно. То есть это карбюратор в карбюраторе. СХХ берет топливо непосредственно из поплавковой камеры и смешивает его с воздухом в эмульсионной трубке, или колодце.

Вся настройка СХХ сводится к регулировке тремя винтами

  • винтом качества смеси, который отвечает за пропорцию воздуха и бензина на холостом ходу; при его завинчивании мы делаем смесь беднее, а при откручивании — богаче;
  • винт количества смеси влияет на обороты холостого хода и регулирует только количество смеси, попадающей в камеру сгорания на холостом ходу;
  • упорный винт дроссельной заслонки балансирует этот процесс.

Эконостат

Эконостат, несмотря на название, никакого отношения к экономии не имеет, скорее наоборот. Он служит для того, чтобы у двигателя на высоких оборотах не было недостатка в топливе и пропорция топливо/воздух соответствовала бы оборотам. Для этого он берет дополнительный бензин прямо из поплавковой камеры, минуя все системы, и отправляет его в топку. Таким образом он обогащает смесь на высоких оборотах и повышенных нагрузках двигателя.

Ускорительный насос

Это устройство нужно для того, чтобы в двигателе не появлялись провалы при резкой смене режима работы. Попросту, когда вы резко нажимаете на газ, пытаясь произвести впечатление чемпиона мира по ралли, двигатель не всегда готов к такому повороту событий, и для резкого перехода в режим высоких оборотов топлива ему просто не хватит, ваша семерка заглохнет, и вы будете осмеяны, унижены и оскорблены.

Чтобы этого не случилось, вступает в работу ускорительный насос, который при помощи форсунки добавляет порцию топлива к номинальной, и двигатель справляется с резким переходом на высокие обороты. Вкратце, так.

Это основные системы карбюратора ОЗОН, который установлен на всех автомобилях ВАЗ 2107. Есть некоторые изменения в конструкции, которые были внесены за время производства автомобиля, но они носят не глобальный характер. Устройство достаточно надежно и подвержено различным регулировкам и настройкам, поэтому до сих пор пользуется популярностью и автолюбители не спешат менять Озон на более современные модели карбюраторов. Не спешите и вы, относитесь к карбюратору внимательно, тогда он проработает еще не один десяток лет. Не экономьте бензин, и удачи на дорогах!

Читайте также:  Лада веста зимний тест драйв

Устройство, ремонт и регулировка карбюраторов серии ДААЗ 2107

Последние классические модели «Жигулей» ВАЗ 2107 оснащались двигателями рабочим объёмом 1,5–1,6 л и карбюраторами серии ДААЗ 2107 «Озон», производимыми Димитровградским заводом. Главные преимущества указанных изделий — ремонтопригодность и простота конструкции сравнительно с импортными аналогами. Произвести ремонт и регулировку топливоподачи может любой владелец «семёрки», разобравшийся в устройстве и принципе работы агрегата.

Назначение и конструкция карбюратора

Двухкамерный карбюратор ДААЗ 2107 установлен справа от двигателя (если смотреть по направлению движения авто) на четырёх шпильках диаметром М8, вкрученных во фланец впускного коллектора. Сверху к площадке агрегата на 4 шпильки М6 прикреплён круглый короб воздушного фильтра. Последний дополнительно соединён с карбюратором тонкой трубкой вентиляции картера.

Конструкция агрегатов топливоподачи ДААЗ 2105 и 2107 целиком повторяет устройство итальянских карбюраторов Weber, используемых на первых моделях ВАЗ. Отличия — в размерах диффузоров и диаметрах отверстий жиклёров.

Назначение карбюратора — смешивать бензин с воздухом в нужных пропорциях и дозировать подачу смеси в зависимости от режима работы двигателя — холодный пуск, холостой ход, движение под нагрузкой и накатом. Горючее поступает в цилиндры через впускной коллектор за счёт разрежения, создаваемого поршнями мотора.

Конструктивно агрегат разделен на 3 узла — верхнюю крышку, среднюю часть и нижний блок дроссельных заслонок. В крышке установлены следующие детали:

  • мембрана и заслонка пускового устройства;
  • трубка эконостата;
  • топливный фильтр тонкой очистки;
  • поплавок и штуцер подключения бензиновой магистрали;
  • игольчатый клапан, закрывающийся лепестком поплавка.

Крышка прикручивается к средней части пятью винтами с резьбой М5, между плоскостями предусмотрена уплотнительная картонная прокладка.

В корпусе среднего модуля располагаются основные дозирующие элементы:

  • поплавковая камера, где установлены главные топливные жиклёры;
  • система холостого хода (сокращённо — СХХ) с жиклёрами подачи воздуха и горючего;
  • переходная система, чьё устройство аналогично СХХ;
  • основная система дозировки топлива, включающая эмульсионные трубки, воздушные жиклёры, большие и малые диффузоры;
  • ускорительный насос — камера с диафрагмой, распылитель и запорный шариковый клапан;
  • вакуумный привод, прикрученный к корпусу сзади и открывающий дроссель вторичной камеры на повышенных оборотах двигателя (более 2500 об/мин).

На последних модификациях карбюраторов ДААЗ 2107–20 вместо обычного жиклёра холостого хода стоит электрический клапан, действующий в связке с электронным блоком управления.

Нижняя часть крепится к среднему модулю на 2 винта М6 и представляет собой прямоугольный корпус с двумя дроссельными заслонками, установленными в камерах диаметром 28 и 36 мм. Сбоку в корпус встроены регулировочные винты количества и качества горючей смеси, первый отличается бóльшим размером. Рядом с винтами установлен штуцер отбора вакуума для мембраны трамблёра.

Видео: детальный обзор карбюратора «классики»

Как функционирует карбюратор «Озон»

Без понимания принципа действия дозирующего устройства заниматься его серьёзным ремонтом и регулировкой нельзя. Максимум — настроить уровень топлива в камере, почистить сеточку и жиклёр СХХ, вкрученный снаружи корпуса. Чтобы устранять более глубокие проблемы, стоит изучить алгоритм работы агрегата, начиная с холодного запуска мотора.

  1. Водитель до конца вытягивает рукоятку пускового устройства, верхняя заслонка полностью закрывает поступление воздуха в первичную камеру. Одновременно приоткрывается первый дроссель.
  2. При вращении стартера поршни втягивают чистый бензин без добавления воздуха — двигатель запускается.
  3. Под воздействием разрежения мембрана приоткрывает верхнюю заслонку, освобождая путь воздуху. В цилиндры начинает подаваться топливовоздушная смесь, иначе мотор заглохнет от переобогащения.
  4. По мере прогрева автолюбитель утапливает рукоятку «подсоса», дроссель закрывается и горючее начинает поступать в коллектор из отверстия холостого хода (находится под дроссельной заслонкой).

Когда двигатель и карбюратор полностью исправны, холодный мотор заводится без нажатия педали газа. После включения зажигания срабатывает электроклапан холостого хода, открывающий отверстие в топливном жиклёре.

На холостых оборотах топливовоздушная смесь поступает в коллектор через каналы и жиклёры СХХ, основные дроссели плотно закрыты. В эти протоки встроены регулировочные винты качества и количества. Когда открываются основные дроссели и включается в работу главная дозирующая система, положение винтов не играет роли — горючая смесь подаётся в мотор напрямую через камеры.

Чтобы начать движение, водитель включает передачу и нажимает педаль акселератора. Картина топливоподачи меняется.

  1. Открывается первичная дроссельная заслонка. За счёт разрежения воздух и бензин всасываются через главные жиклёры, смешиваются в эмульсионной трубке и направляются в диффузор, а оттуда — в коллектор. Система холостого хода функционирует параллельно.
  2. При дальнейшем наращивании оборотов коленчатого вала разрежение в приёмном коллекторе возрастает. По отдельному каналу вакуум передаётся к большой резиновой мембране, которая посредством тяги открывает второй дроссель.
  3. Чтобы в момент открытия вторичной заслонки не возникало провалов, часть топливной смеси подаётся в камеру по отдельному каналу переходной системы.
  4. Для динамичного разгона водитель резко нажимает педаль газа. Срабатывает насос-ускоритель — тяга воздействует на диафрагму, выталкивающую бензин к носику распылителя. Тот выдаёт мощную струю внутрь первичной камеры.

Когда педаль нажата «в пол» и оба дросселя полностью открыты, производится дополнительная подпитка мотора топливом через трубку эконостата. Она тянет горючее напрямую из поплавковой камеры.

Неполадки и способы устранения

Профилактическую очистку внутренних каналов и дозирующих элементов карбюратора рекомендуется делать с периодичностью 20 тыс. км пробега машины. Если агрегат работает нормально, то корректировать состав и подаваемое количество смеси не нужно.

Когда на «семёрке» возникают проблемы с топливоподачей, не спешите крутить винты количества и качества. Без понимания сути неисправности подобные действия лишь ухудшат положение. Делайте регулировку только после ремонта карбюратора.

Необходимо также убедиться в работоспособности системы зажигания и бензонасоса, проверить компрессию в цилиндрах. Если при нажатии акселератора раздаются выстрелы в воздушном фильтре либо выхлопной трубе, ищите неисправность зажигания — искровой разряд подаётся на свечу слишком рано или с опозданием.

Если указанные системы функционируют нормально, признаки неправильной работы карбюратора определить несложно:

  • «на холодную» двигатель запускается и сразу глохнет;
  • пропадает холостой ход — мотор глохнет при отпущенной педали акселератора;
  • резкое нажатие педали вызывает провал вместо динамичного разгона;
  • свечи «заливает» бензином — на электродах образуется слой чёрного налёта, из выхлопной трубы идёт дым того же цвета, летят частицы сажи;
  • автомобиль расходует много топлива, но ощущается потеря мощности и рывки в процессе движения.

Перечисленные симптомы проявляются поодиночке либо вместе, но увеличение расхода бензина наблюдается во всех случаях. Зачастую к этому приводят действия водителя — машина «не едет», значит, нужно сильнее давить газ.

Столкнувшись с любой неполадкой из списка, займитесь ремонтом безотлагательно. Продолжая эксплуатировать авто с неисправным карбюратором, вы ускоряете износ цилиндропоршневой группы двигателя.

Инструменты и приспособления

Для ремонта и регулировки карбюратора «Озон» следует подготовить специфический набор инструмента:

  • тонкие и стандартные отвёртки — плоские и крестовые;
  • пассатижи с утончёнными губками;
  • рожковые ключи размерами 6—13 мм;
  • заострённые деревянные палочки (можно зубочистки);
  • ветошь.

Расходные материалы приобретаются по мере необходимости. Для чистки и промывки узлов лучше купить аэрозольную жидкость или приготовить смесь солярки, растворителя и уайт-спирита. Не помешает заранее купить картонные прокладки и поменять воздушный фильтр. Ремкомплекты брать не стоит — производители нередко кладут туда поддельные жиклёры с некалиброванными отверстиями.

Занимаясь ремонтом карбюраторов, мне неоднократно приходилось выбрасывать из ремкомплектов бракованные жиклёры, установленные автолюбителями. Менять заводские детали бессмысленно, ведь они не истираются, а только засоряются. Срок службы штатных жиклёров неограничен.

Большим подспорьем в ремонте будет компрессор, создающий давление воздуха 6—8 Бар. Продувка насосом редко даёт хороший результат.

Проблемы с пуском двигателя

Если искровой разряд подаётся своевременно, а компрессия в цилиндрах составляет не меньше 8 единиц, ищите неполадку в карбюраторе.

    Холодный мотор заводится с нескольких попыток, часто глохнет. Проверьте мембрану пускового устройства, расположенную на крышке, она наверняка не приоткрывает воздушную заслонку и двигатель «захлёбывается». Заменить её несложно — открутите 3 винта М5 и вытащите диафрагму.

Нередко пусковое устройство отказывает из-за соскочившего троса. Водитель вытягивает рукоятку «подсоса», но мотор глохнет несколько раз, пока заведётся. Причина — воздушная заслонка не срабатывает или закрывает камеру не полностью.

Чтобы проверить уровень горючего в поплавковой камере, снимите корпус фильтра и верхнюю крышку карбюратора, открутив 5 винтов. Отсоедините бензиновый шланг, переверните деталь поплавком кверху и замерьте расстояние до плоскости крышки. Норма — 6,5 мм, длина рабочего хода поплавка — 7,5 мм. Указанные интервалы настраиваются подгибанием латунных язычков-ограничителей.

Причина высокого уровня бензина при нормально настроенном поплавке — неисправный игольчатый клапан. Вытряхните из патрубка остатки горючего, поверните крышку поплавком вверх и попробуйте аккуратно втянуть воздух из штуцера ртом. Герметичный клапан не даст этого сделать.

Отсутствие холостого хода

Если вы столкнулись с неустойчивой работой двигателя на холостом ходу, действуйте согласно следующей инструкции.

    Выверните плоской отвёрткой топливный жиклёр СХХ, находящийся на правой стороне карбюратора в среднем блоке. Продуйте его и поставьте на место.

В модификации карбюратора ДААЗ 2107 – 20 виновником проблемы зачастую становится электрический клапан, установленный вместо обычного винта с жиклёром. Выкрутите элемент ключом, выдерните жиклёр и подсоедините провод. Затем включите зажигание и поднесите корпус к массе автомобиля. Если шток не втягивается, клапан следует поменять.

Чтобы временно вернуть холостой ход при неработающем электроклапане, я удалял внутренний шток с иглой, вставлял жиклёр и вкручивал деталь на место. Калиброванное топливное отверстие останется открытым независимо от срабатывания электромагнита, холостые обороты восстановятся.

Если вышеперечисленные мероприятия не помогли устранить засор, нужно прочистить канал в блоке дроссельных заслонок. Демонтируйте регулировочный винт количества вместе с фланцем, открутив 2 болтика М4, задуйте в открывшуюся полость очиститель. Затем соберите агрегат в обратном порядке, настроечный винт крутить не нужно.

Видео: холостой ход и уровень топлива в агрегатах ДААЗ 2107

Провал во время разгона

Неисправность диагностируется визуально — демонтируйте воздушный фильтр и резко дёрните тягу первичного дросселя, наблюдая за распылителем внутри камеры. Последний должен выдать длинную направленную струю топлива. Если напор слабый либо отсутствует вовсе, приступайте к ремонту насоса-ускорителя.

  1. Под фланец диафрагмы (находится на правой стенке поплавковой камеры) подложите ветошь.
  2. Ослабьте и выверните 4 винта, удерживающих крышку с рычагом. Аккуратно отсоедините элемент, не потеряв пружины. Топливо из камеры вытечет на ветошь.

Если распылитель действует исправно, но выдаёт короткую струю, значит, отказал шариковый обратный клапан, расположенный в бортике поплавковой камеры. Выкрутите тонкой плоской отвёрткой винт-заглушку и расшевелите шарик в колодце стальным шилом. Потом заполните отверстие аэрозольным средством и выдуйте грязь.

Небольшие провалы в процессе движения могут указывать на засорение жиклёров переходной системы, установленных зеркально жиклёрам СХХ. Элементы вынимаются и очищаются аналогичным образом — нужно выкрутить винт с обратной стороны корпуса и продуть отверстия.

Видео: ремонт насоса-ускорителя

Как устранить падение мощности двигателя

Мотор не развивает паспортную мощность в том случае, когда ему не хватает топлива. Причин неполадок может быть несколько:

  • низкий уровень бензина в поплавковой камере (методика устранения рассмотрена выше);
  • засорился сетчатый фильтр на входе в карбюратор;

Для прочистки сеточки фильтра разбирать агрегат не требуется — открутите рожковым ключом гайку, расположенную под штуцером бензопровода. Извлеките и вычистите фильтр, временно заткнув отверстие ветошью, чтобы оттуда не вытекал бензин.

Главные топливные жиклёры находятся на дне бензиновой камеры. Чтобы их достать и прочистить, демонтируйте верхнюю часть карбюратора. Не перепутайте детали местами при обратной установке, маркировка жиклёра первичной камеры — 112, вторичной — 150.

Износ мембраны вакуумного привода определяется визуально. Снимите крышку элемента, открутив 3 винта, и проверьте состояние резиновой диафрагмы. Особое внимание уделите уплотнительному кольцу, встроенному в отверстие на фланце. Изношенные детали замените, отсоединив тягу от оси вторичного дросселя.

Ещё одна причина слабой подачи горючей смеси — загрязнение эмульсионных трубок. Чтобы их проверить, выверните главные воздушные жиклёры, находящиеся на верхнем фланце среднего модуля агрегата. Трубки извлекаются из колодцев узким пинцетом или с помощью скрепки.

Не бойтесь перепутать воздушные жиклёры местами, в карбюраторах ДААЗ 2107 они одинаковы (маркировка 150). Исключение — модификация ДААЗ 2107–10, где жиклёр первичной камеры имеет бóльшее отверстие и маркируется цифрой 190.

Повышенный расход бензина

Если свечи зажигания в буквальном смысле «заливает» горючим, выполните простую проверку.

  1. Прогретый мотор запустите и оставьте работать на холостых оборотах.
  2. Тонкой плоской отвёрткой закручивайте винт качества смеси, считая обороты.
  3. Если винт закручен до упора, а двигатель не глохнет, имеет место прямое вытягивание бензина через основной диффузор. В противном случае нужно проверять уровень топлива в поплавковой камере.

Для начала попробуйте обойтись без разборки — выкрутите все жиклёры и регулировочные винты, затем закачайте в каналы аэрозольный очиститель. После продувки повторите диагностику и верните винт качества в исходное положение.

Если попытка не увенчалась успехом, придётся демонтировать и разобрать карбюратор.

    Отключите от агрегата вакуумную и бензиновую трубку, отсоедините тросик «подсоса» и тягу педали акселератора.

В процессе ремонта карбюраторов серии ДААЗ 2107 мне доводилось устранять повышенный расход горючего, возникший по вине автолюбителя. Не разбираясь в конструкции агрегата, новички по ошибке сбивают настройку опорных винтов заслонок. В результате дроссель приоткрывается, двигатель начинает вытягивать лишнее топливо сквозь щель.

Перед сборкой не помешает выровнять нижний фланец средней секции — обычно он выгнут от длительного нагрева. Дефект устраняется притиркой на большом шлифовальном камне. Все картонные прокладки необходимо заменить.

Видео: проверка и капитальный ремонт карбюратора «Озон»

Порядок регулировки

Первоначальная настройка выполняется в процессе установки карбюратора на автомобиль после промывки. При этом нужно отрегулировать следующие элементы.

    Трос пускового устройства. Оплётка закрепляется болтом в гнезде, а конец тросика вставляется в отверстие винтового зажима. Цель настройки — обеспечить полное закрывание воздушной заслонки при вытягивании рукоятки изнутри салона.

Регулировать опорными винтами обороты холостого хода не допускается.

В идеале окончательная настройка карбюратора производится с помощью газоанализатора, измеряющего содержание угарного газа СО в выхлопе. Чтобы расход топлива укладывался в норму, а двигатель получал достаточное количество горючей смеси, уровень СО на холостом ходу должен умещаться в диапазон 0,7—1,2 единицы. Второй замер выполняется при 2000 об/мин коленчатого вала, допустимые пределы — от 0,8 до 2,0 единиц.

В гаражных условиях и при отсутствии газоанализатора индикатором оптимального горения топлива служат свечи. Перед запуском двигателя их нужно проверить на работоспособность и очистить, в идеале — поставить новые. Затем выполняется ручная регулировка.

    Винт количества открутите на 6–7, качества — на 3,5 оборота. Пользуясь «подсосом», заведите и прогрейте мотор до рабочей температуры, после чего утопите рукоять.

Регулировочные винты оказывают существенное влияние на состав и количество смеси во время холостого хода. После нажатия акселератора и открытия дросселя включается главная дозирующая система, готовящая топливную смесь по пропускной способности основных жиклёров. Винты на этот процесс повлиять уже не могут.

Занимаясь ремонтом и регулировкой карбюратора ДААЗ 2107, важно не упускать из виду мелочи — менять все изношенные детали, прокладки и резиновые кольца. Малейшая неплотность ведёт к подсосу воздуха и неправильной работе агрегата. Жиклёры требуют бережного отношения — ковырять калиброванные отверстия металлическими предметами недопустимо.

Читайте также:  Тесла тест драйв топ гир
Оцените статью