- Устройство карбюратора
- Ремонт и регулировка карбюратора на автомобиле ОКА
- Модели карбюраторов для автомобилей ОКА
- Распространённые неисправности карбюратора и их причины
- Демонтаж карбюратора автомобиля ОКА 11113
- Инструменты и материалы
- Последовательность операций
- Очистка карбюратора от нагара и загрязнений
- Инструменты и расходные материалы
- Последовательность действий
- Регулировка карбюратора автомобиля ОКА
- Регулировка зазоров карбюратора автомобиля ОКА — видео
Устройство карбюратора
1. Регулировочный винт пускового устройства. 2. Штифт рычага 24, входящий в паз рычага 3. 3. Рычаг управления воздушной заслонкой. 4. Винт крепления тяги привода воздушной заслонки. 5. Регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры. 6. Рычаг дроссельной заслонки первой камеры. 7. Ось дроссельной заслонки первой камеры. 8. Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры. 9. Регулировочный винт количества смеси холостого хода. 10. Ось дроссельной заслонки второй камеры. 11. Рычаг дроссельной заслонки второй камеры. 12. Патрубок отсоса картерных газов в за-дроссельное пространство карбюратора. 13. Дроссельная заслонка второй камеры. 14. Выходные отверстия переходной системы второй камеры. 15. Корпус дроссельных заслонок. 16. Распылитель главной дозирующей сис-стемы второй камеры. 17. Малый диффузор. 18. Корпус топливного жиклера переходной системы второй камеры. 19. Распылитель ускорительного насоса. 20. Патрубок подачи топлива в карбюратор. 21. Распылитель эконостата. 22. Воздушная заслонка. 23. Шток пускового устройства. 24. Рычаг воздушной заслонки. 25. Крышка пускового устройства. 26. Штифт рычага 24, действующий от штока 23 пускового устройства. 27. Ось воздушной заслонки. 28. Крышка карбюратора. 29. Трубка с топливным жиклером эконостата. 30. Топливный фильтр. 31. Игольчатый клапан. 32. Эмульсионная трубка второй камеры. 33. Поплавок. 34. Главный топливный жиклер второй камеры. 35. Перепускной жиклер ускорительного насоса. 36. Рычаг привода дроссельных заслонок. 37. Рычаг привода ускорительного насоса. 38. Диафрагма ускорительного насоса. 39. Регулировочный винт качества (состава) смеси холостого хода. 40. Патрубок забора разрежения вакуумного регулятора опережения зажигания. 41. Корпус карбюраторов. 42. Электромагнитный запорный клапан. 43. Регулировочный винт добавочного воздуха заводской подрегулировки системы холостого хода. 44. Диафрагма пускового устройства.
На автомобилях ВАЗ-1111 и ВАЗ-1113 устанавливается карбюратор 1111-1107010 эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком, с последовательным принудительным открытием дроссельных заслонок. Открытие дроссельных заслонок осуществляется от педали управления карбюратором в салоне автомобиля.
Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов в задроссельное пространство второй камеры, две главные дозирующие системы, переходную систему и систему холостого хода первой камеры с электромагнитным запорным клапаном, переходную систему второй камеры, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, инерционный экономайзер, диафрагменное пусковое устройство.
Карбюратор устанавливается на впускную трубу на четыре шпильки и крепится гайками.
Карбюратор состоит из трех корпусных деталей: корпуса 41 карбюратора, крышки 28 карбюратора и корпуса 15 дроссельных заслонок.
Крышка 28 карбюратора имеет входные горловины первой и второй смесительных камер, колодец для прохода воздуха к главным воздушным жиклерам главных дозирующих систем и каналы балансировки поплавковой камеры, соединяющие поплавковую камеру с полостью за фильтрующим элементом воздушного фильтра. В горловине первой камеры устанавливается воздушная заслонка 22. Рычаг 24 воздушной заслонки имеет два штифта, на одном из которых установлена пружина, закрывающая воздушную заслонку. Второй штифт 2 входит в паз рычага 3 управления воздушной заслонкой. Паз имеет определенный профиль. Рычаг 3 устанавливается шарнирно на крышке карбюратора и соединяется тягой с рукояткой в салоне автомобиля.
На крышке карбюратора устанавливаются трубки с топливными жиклерами эконостата и инерционного экономайзера. В крышке имеются каналы инерционного экономайзера, системы холостого хода, эконостата и каналы пускового устройства. На ней крепится крышка 25 пускового устройства с регулировочным винтом 1 и диафрагмой 44 пускового устройства в сборе со штоком 23 устройства. Под диафрагму 44 устанавливается пружина.
В крышке карбюратора устанавливаются игольчатый клапан 31 подачи топлива, поплавок 33. топливный фильтр 30 и патрубок 20 подачи топлива в карбюратор. Поплавок и игольчатый клапан обеспечивают постоянный уровень топлива в поплавковой камере. Уровень после подкачки топлива в камеру рычагом ручной подкачки и последующего снятия крышки карбюратора в сборе с поплавком должен быть 22. 24 мм от верхней плоскости корпуса карбюратора. Регулировка уровня топлива достигается подгибанием язычка рычажка поплавка.
Между крышкой и корпусом карбюратора устанавливается уплотнительная прокладка.
В корпусе 41 карбюратора в его двух камерах отлиты большие диффузоры и установлены легкосъемные малые диффузоры 17, изготовленные заодно с распылителями главных дозирующих систем и распылителем инерционного экономайзера. В корпусе выполнены каналы главных дозирующих систем, системы холостого хода, переходных систем, инерционного экономайзера, пускового устройства и ускорительного насоса.
В корпусе карбюратора установлены распылители 19 с клапаном ускорительного насоса, главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками 32, главные топливные жиклеры 34. топливный жиклер холостого хода с электромагнитным запорным клапаном 42, корпус 18 с топливным жиклером переходной системы второй камеры, воздушные жиклеры системы холостого хода и переходной системы второй камеры, перепускной жиклер 35 и шариковый клапан ускорительного насоса.
Топливные и воздушные жиклеры имеют маркировку (например, 95 или 170), которая обозначает диаметр отверстия жиклера (0,95 мм или 1,75 мм). Маркировка наносится на верхнюю плоскость головки жиклера или цилиндрический поясок. Диаметры жиклеров указаны в таблице тарировочных данных карбюратора. При этом необходимо иметь в виду, что завод постоянно совершенствует конструкцию карбюратора и некоторые данные могут меняться.
К приливу корпуса карбюратора, образующему рабочую полость ускорительного насоса, четырьмя винтами крепится его крышка с рычагом 37 привода и диафрагма 38 ускорительного насоса. Привод ускорительного насоса осуществляется от кулачка на оси 7 дроссельной заслонки первой камеры. В приливе корпуса карбюратора поставлен регулировочный винт 43 добавочного воздуха заводской подрегулировки системы холостого хода.
В корпусе 15 дроссельных заслонок установлены заслонки первой и второй камер. На оси 7 дроссельной заслонки первой камеры установлен жестко рычаг 6 с усиком, входящим в паз рычага 8 привода дроссельной заслонки второй камеры. Рычаг 8 установлен на оси 7 свободно и соединен с пружиной, обеспечивающей закрытие заслонки 13. На оси 7 жестко установлен рычаг приоткрывания дроссельной заслонки с регулировочным винтом 5. К противоположному концу оси 7 приварен рычаг 36 привода дроссельных заслонок с кулачком ускорительного насоса. На оси 10 дроссельной заслонки второй камеры жестко установлен рычаг 11 с прорезью под штифт рычага 8.
При повороте рычага 36 открывается дроссельная заслонка первой камеры, после поворота заслонки на 2/3 полного угла поворота усик рычага 6, воздействуя на рычаг 8 со штифтом. поворачивает рычаг 11 и открывает дроссельную заслонку 13 второй камеры. Полное открытие дроссельных заслонок произойдет одновременно.
В корпусе дроссельных заслонок выполнены каналы системы холостого хода и переходной системы второй камеры В приливе корпуса установлен регулировочный винт количества смеси холостого хода. В отдельном корпусе, закрепленном на корпусе дроссельных заслонок, поставлены регулировочный винт 39 качества (состава) смеси холостого хода и патрубок 40 забора разрежения вакуумного регулятора опережения зажигания.
В корпус дроссельных заслонок запрессован патрубок 12 отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие диаметром 1,0 мм, выходящее в задроссельное пространство, не оказывает заметного влияния на обеднение смеси при закрытых дроссельных заслонках на режиме холостого хода.
Ремонт и регулировка карбюратора на автомобиле ОКА
Засорившийся карбюратор автомобиля становится источником головной боли для любого автовладельца. Водитель автомобиля ОКА в этом смысле исключением не является. Если карбюратор вовремя не отремонтировать, о комфортной езде можно будет забыть. Можно ли отремонтировать это устройство своими силами? Разумеется.
Модели карбюраторов для автомобилей ОКА
Существует несколько модификаций автомобилей ОКА. Самой первой машиной этой марки была модель 1111. Её выпускали на заводах ВАЗ и КамАЗ. Эта модель имела объём двигателя 0.65 литра и комплектовалась карбюратором марки ДМЗ, который производился на автоагрегатном заводе в Димитровграде.
Основные элементы карбюратора ДААЗ 1111 для автомобиля ОКА
Затем появилась новая модель автомобиля ОКА — 11113. Объём двигателя у этой машины был чуть больше и составлял 0.75 литра. Соответственно, немного изменился и карбюратор. На модель 11113 устанавливаются карбюраторы ДААЗ 1111. Это устройство производится на том же заводе в Димитровграде. От своего предшественника этот карбюратор отличается лишь увеличенным размером смесительной камеры. Во всём остальном устройство не претерпело никаких изменений.
Распространённые неисправности карбюратора и их причины
- карбюратор «стреляет». Это — наиболее распространённая неисправность, связанная с карбюраторами машин ОКА. Обычно проблема возникает из-за некачественного бензина. Из-за него в карбюратор начинает поступать слишком бедная топливная смесь, после чего водитель слышит под капотом громкий хлопок, напоминающий пистолетный выстрел. Для устранения проблемы следует слить некачественное топливо, сменить бензоколонку и почистить карбюраторные жиклёры;
- избыток бензина в карбюраторе. Если в устройство поступает слишком много бензина, то завести автомобиль очень трудно: двигатель запускается, но тут же глохнет. Для устранения этой проблемы необходимо точно отрегулировать карбюратор, а если проблема не ушла — установить новый комплект свечей зажигания;
- нет бензина в карбюраторе. Если бензин не поступает в карбюратор, то автомобиль просто не заведётся. Обычно топливо перестаёт поступать из-за засора в одной из камер устройства или из-за плохой регулировки. Решение только одно: снять карбюратор, полностью его разобрать и промыть;
- в карбюраторе образовался конденсат. Эта проблема встречается редко, но не упомянуть о ней нельзя. Чаще всего конденсат появляется в карбюраторе зимой, в сильные морозы. После этого машина очень плохо заводится. Если завести всё же удалось, надо как следует прогреть двигатель в течение 10–15 минут. Обычно этого бывает достаточно для полного устранения конденсата.
Демонтаж карбюратора автомобиля ОКА 11113
Прежде чем переходить к демонтажу карбюратора, следует определиться с необходимым инструментарием.
Инструменты и материалы
- комплект рожковых ключей;
- отвёртка плоская, средних размеров;
- комплект накидных ключей.
Последовательность операций
- Открывается капот автомобиля, с аккумулятора снимается отрицательная клемма.
- Воздушная заслонка крепится к тяге с помощью болта на 12. Этот болт слегка ослабляется рожковым ключом.
Болт воздушной заслонки карбюратора автомобиля ОКА ослабляется с помощью рожкового ключа
Болт на кронштейне карбюратора автомобиля ОКА ослабляется рожковым ключом
Тяга воздушной заслонки карбюратора автомобиля ОКА снимается вручную
Промежуточная тяга карбюратора автомобиля ОКА снимается с помощью плоской отвёртки
Вентиляционный шланг с карбюратора автомобиля ОКА снимается вручную
Провода экономайзера холостого хода автомобиля ОКА отключаются вручную
Вручную снимается шланг вакуумнго регулятора на карбюраторе автомобиля ОКА
Отвёрткой ослабляется хомут главного топливного шланга карбюратора на автомобиле ОКА
Кронштейн воздушного фильтра автомобиля ОКА снимается вручную
После откручивания крепёжных гаек карбюратор с автомобиля ОКА снимается вручную
Очистка карбюратора от нагара и загрязнений
Большинство проблем с карбюратором возникает из-за некачественного топлива. Именно оно является причиной появления налёта, нагара. Оно же вызывает засоры топливных каналов. Для устранения всего этого придётся воспользоваться специальной чистящей жидкостью для карбюраторов. Она представляет собой баллончик со спреем. К баллону обычно прилагается комплект насадок для промывки каналов карбюратора. Есть множество производителей жидкости, но особой популярностью у автолюбителей пользуется жидкость HG3177, позволяющая идеально промыть карбюратор за несколько минут.
Жидкость для промывки карбюраторов HG3177 очень популярна у автолюбителей
Инструменты и расходные материалы
- ветошь;
- несколько зубочисток;
- отрезок тонкой стальной проволоки длиной 30 см;
- баллон со сжатым воздухом;
- защитные резиновые перчатки и очки;
- комплект рожковых ключей;
- плоская отвёртка;
- жидкость для чистки карбюратора.
Последовательность действий
- Снятый с автомобиля карбюратор полностью разбирается.
Полностью разобранный и подготовленный к очистке карбюратор ДААЗ 1111 для автоомобиля ОКА
Самая тонкая насадка на баллончик с жидкостью для промывки карбюраторов
Регулировка карбюратора автомобиля ОКА
- Рычаг воздушной заслонки до упора поворачивается против часовой стрелки и удерживается. В этом положении воздушная карбюраторная заслонка должна быть плотно закрыта.
В крайнем нижнем положении рычага заслонка карбюратора автомобиля ОКА должна быть полностью закрыта
Пусковой шток карбюратора на автомобиле ОКА утоплен плоской отвёрткой до упора
Зазор на воздушной заслонке карбюратора автомобиля ОКА измеряется щупом
Зазор воздушной заслонки на автомобиле ОКА регулируется вращением упорного винта
Зазор дроссельных залонок на карбюраторе автомобиля ОКА измеряется с помощью щупа
Зазор на дроссельных заслонках карбюратора автомобиля ОКА регулируется вращением упорного винта
Регулировка зазоров карбюратора автомобиля ОКА — видео
Снять и отрегулировать карбюратор автомобиля ОКА — задача не из лёгких. Тем не менее, она вполне по силам даже начинающему автолюбителю. При условии, что он будет в точности следовать этой инструкции. Особое внимание следует уделить проверке карбюраторных зазоров. Если хотя бы один из них не будет выставлен правильно, новых проблем с карбюратором избежать не удастся.