- Устройство и размеры покрасочных камер для авто, их виды и принцип работы
- Что представляет из себя покрасочная камера для автомобилей
- Принцип устройства и работы окрасочной камеры
- Основные разновидности
- На что нужно обратить внимание при выборе
- Обзор лучших моделей
- Главные требования к обустройству камеры для покраски автомобилей
- Варианты покрасочных камер
- Разработка проекта покрасочной камеры
- Обустройство помещения для покраски
- Требования к освещению
- Основные требования к вентиляции
- Организация температурного режима
- Заключение
Устройство и размеры покрасочных камер для авто, их виды и принцип работы
Покраска кузова автомобиля проводится в специальных условиях. В ином случае нанесенный материал не ляжет ровно на металл, и операцию из-за этого приходится выполнять повторно. Чтобы избежать подобных последствий, процедуру проводят в специальной покрасочной камере, в которой поддерживаются требуемые температура и уровень влажности, а также отфильтровываются загрязнения из воздуха.
Что представляет из себя покрасочная камера для автомобилей
При покраске кузова автомобиля необходимо поддерживать следующие условия:
- прогреть воздух до определенной температуры;
- удалить крупные и мелкие частицы пыли из воздуха;
- довести давление до определенного уровня.
Также рекомендуется установить яркое освещение, которое раскроет все дефекты покраски на разных частях кузова.
Указанным условиям соответствует специальная покрасочная камера, которая:
- автоматизирует процесс покраски;
- самостоятельно контролирует уровень давления и температуру воздуха, при необходимости внося изменения в эти параметры;
- удаляет из воздуха летучие элементы;
- изготовлена из взрывобезопасных материалов.
Покрасочная камера — это специальный бокс со сдвижной дверью, размеры которого в 1,5-2 раза превышают габариты автомобиля. Снаружи данной конструкции размещается большинство элементов управления встроенной автоматики. В случае если в данном боксе предусматривается сушка автомобиля, то стены и пол дополнительно теплоизолируются посредством минеральной ваты, пенополистирола или фиброволокна из минеральных компонентов, основанного на акриловом связующем.
Принцип устройства и работы окрасочной камеры
Малярная камера для окраски авто обязательно должна включать следующие компоненты:
- Воздушный компрессор давлением 8-12 атмосфер. Данное устройство должно быть укомплектовано отделителем масла и воды и ресивером.
- Вентиляторы. Для покрасочной камеры потребуются надувающий и приточный.
- 4 1,5-киловаттных осветительных прожектора, которые содержат галогенные лампы, либо тепловая пушка. Эти компоненты нужны для сушки кузова.
- Гидрофильтры из ткани.
- Светодиодные светильники.
- Длинные люминесцентные лампы.
- Армированная полипропиленовая пленка.
Кроме того, покрасочная камера содержит нагревательный элемент. Также боксы должны оборудоваться системой автоматизации процесса, которая поддерживает требуемые параметры (температура воздуха, влажность и другие) на заданном уровне.
Обязательным для малярных камер считается наличие двух фильтров:
- Грубой очистки. Данный фильтр располагается за вентилятором. Это устройство предназначено для удаления из воздуха частиц краски и пыли, твердых загрязнений. Данный фильтр обеспечивает защиту второго вентилятора.
- Тонкой очистки. Изготавливается, в основном, из листовых или ячеистых фильтров, которые удаляют из воздуха мельчайшие загрязнения.
При выборе подобных боксов нужно учитывать следующее: конструкция камер должна обеспечивать надежную защиту от взрывоопасных газов, исключать обратное движение нагретого воздуха через трубы и автоматически отключать нагреватель вместе с вентилятором. Помимо этого, необходимо обращать внимание на мощность используемых приборов. В частности, если используется слабый вентилятор, то внутри бокса возможно образование зон турбулентности, из-за которых краска ляжет неровно.
В целях экономии электроэнергии покрасочные боксы оборудуют системой рециркуляции воздуха, которую запускают после окончания покраски автомобиля. Для этого приточная и вытяжная вентиляции соединяются между собой клапаном.
Покраска автомобиля в подобной камере проводится в течение нескольких этапов:
- Осуществляется забор воздуха извне, после чего поступившие массы очищаются от загрязнений.
- Нагнетание и прогрев воздуха до 25-30 градусов.
- Покраска автомобиля.
- Сушка машины, во время которой воздух в боксе прогревается до 30-60 градусов.
Порядок покраски зависит от типа автомобиля и ряда других особенностей. Легковые машины обрабатывают с помощью краскопультов. Но для окраски крупногабаритных автомобилей используется специальная водяная завеса.
То есть в данном случае эмаль подается непрерывным потоком из сопел, расположенных в потолке и стенах.
Основные разновидности
Классификация покрасочных камер проводится по нескольким признакам. В зависимости от конструкции вентиляционной системы, такие боксы делятся на следующие типы:
- с вытяжными клапанами по периметру (считается оптимальным вариантом);
- с вытяжными клапанами, размещенными внутри зазоров на полу;
- с вытяжными моторами, спрятанными на полу в специальных траншеях.
По тому же признаку выделяют следующие типы боксов:
- Камеры с повышенным давлением. Эти модели популярнее остальных. В таких боксах используются более производительные нагнетательные вентиляторы, которые за счет увеличения внутреннего давления предотвращают попадание в камеру пыли и других загрязнений. Благодаря этой конструкции помещение не требует дополнительной герметизации.
- С проходящим потоком воздуха. В данном случае используются 2 вентилятора одинаковой производительности.
- С разряженным воздухом. В такой камере всасывающий вентилятор отличается большей производительностью, чем нагнетательный.
В зависимости от конструктивных особенностей и производительности, окрасочные боксы подразделяются на следующие типы:
- Промышленные модели. В подобных боксах предусматриваются устройства для покраски крупногабаритных автомобилей, транспортными лентами (рельсами), гидравлическими корзинами и другими устройствами.
- Коммерческие модели. Этот тип боксов предназначается для покраски легковых автомобилей, что обусловлено размерами камеры.
- Бытовые модели. Данный тип камер оборудован только необходимыми устройствами.
Помимо указанных градаций, классификация покрасочных камер проводится с учетом конструктивных особенностей. На крупносерийных производствах используются проходные (проездные) модели, которые позволяют осуществлять непрерывную обработку кузовов автомобилей в рамках сборочного процесса. Коммерческие боксы имеют тупиковую конструкцию с одной дверью для въезда и выезда машины.
На что нужно обратить внимание при выборе
При выборе бокса нужно обратить внимание на следующее:
- Уровень пожаробезопасности. Этот параметр зависит не только от указанных выше обстоятельств (тип отделочных материалов, характер работы вентиляции и другое). Также, во избежание пожара, необходимо, чтобы бокс был оборудован системой тушения.
- Конструкция. В качественном боксе, помимо наличия вентиляции и обогрева, должны быть исключены «мертвые» зоны.
- Характер работы вентиляторов. Для покраски автомобилей необходимо, чтобы воздух циркулировал со скоростью 0,25-0,35 м/сек.
- Мощность теплообменника. Встроенное оборудование должно поддерживать температуру на уровне +22 градусов.
- Характер освещения. Яркость используемых приборов не должна быть ниже 1200 люкс. Лампы в боксах располагаются сверху и снизу.
- Основание. Предпочтительнее использовать камеры с бетонным основанием.
- Наличие аварийного выхода.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, как работает сушильная камера. Этот процесс не должен занимать более 20 минут. Не менее важно учесть характер работы пульта управления. Этот процесс должен быть удобным для оператора. А управление покраской осуществляется с помощью встроенной автоматики.
Обзор лучших моделей
Приведенным выше критериям выбора соответствуют камеры трех марок:
Продукция указанных марок различается между собой по мощности устанавливаемых вентиляторов, габаритам, характеристикам теплообменника и другим параметрам. Компании «ОСКАМ» и «ОСКАС» выпускают сходные по свойствам боксы, в связи с чем цена этой продукции одинаковая.
Более дорогими считаются боксы марки Nordberg. Объясняется это тем, что данная компания при изготовлении продукции использует итальянские, тайваньские и китайские комплектующие. Боксы Nordberg сертифицированы в Европе и США. В частности, внутри камер данной марки применяются осветительные приборы Phillips.
Главные требования к обустройству камеры для покраски автомобилей
Покрасочные работы – прибыльный и перспективный бизнес, поскольку в покраске всегда нуждается большое количество авто после аварий или продолжительного срока эксплуатации. Но для качественного выполнения автомалярных работ одних лишь краски и краскопульта недостаточно. Важным моментом в этом процессе является камера для покраски автомобилей. Для ее правильного обустройства, прежде всего, необходим проект покрасочной камеры. Эти и другие нюансы вкратце рассмотрены в этом материале, а прежде, чем разобраться в том, из чего должен состоять полнофункциональный автомобильный покрасочный бокс, рассмотрим простые типы камер.
Варианты покрасочных камер
Самый простой вариант обустройства камеры для покраски автомобилей – это приобретение готового комплекса и установка его в соответствующем месте. Одним из известных производителей такого оборудования является фирма «Нова Верта». Устройство их камер полностью соответствуют всем установленным нормам. Они имеют оптимальные размеры, укомплектованы соответствующей вентиляцией, освещением и оборудованием для поддержки нужного температурного режима.
Поскольку готовые боксы достаточно дорогие, то многие прибегают к самостоятельному оборудованию покрасочных камер для бизнеса. Все зависит от возможностей и желания получить результат. Самое простое устройство камеры – это деревянный каркас, обтянутый пленкой. Такой вариант довольно часто применяется для организации примитивных покрасочных мастерских в уже готовом помещении с отоплением и вентиляцией. Если же решено делать покрасочную камеру капитально, то в этом случае процесс несколько сложнее и требует выполнения многих требований, рассмотренных ниже.
Разработка проекта покрасочной камеры
Первое, что нужно сделать, это разработать проект камеры. На этом этапе задаются ее размеры, рассчитывается освещение, планируется система вентиляции и отопления, а также выбирается материал для помещения и необходимое оборудование.
Средние размеры покрасочного бокса для авто должны составлять не менее 6 метров в длину и 4 метра в ширину. Такие габариты помещения позволят маляру беспрепятственно передвигаться вокруг авто, выполняя необходимые операции. Если нужна камера для покраски больших авто, размеры должны быть соответствующие. Далее обо всем по порядку.
Обустройство помещения для покраски
Проще всего оборудовать камеру в уже готовом помещении, которое имеет подходящие размеры. В этих случаях оборудуются полы с подъемом для установки системы вытяжек и обеспечения необходимой циркуляции воздуха. Обычно для этих целей используются настилы из металлических решеток.
При постройке стен бокса важным моментом является их теплоизоляция. В утепленной камере будет проще поддерживать требуемый температурный режим, что является обязательным для получения качественного результата. Цвет стен лучше всего делать белым – это улучшит цветопередачу и повысит точность работы маляра.
Потолки в камере оборудуются из расчета на то, что будет установлена система подачи воздуха. Потолок также утепляется и выполняется в светлых тонах.
Особое внимание стоит уделить оборудованию дверей в камере. Они должны быть герметичные и также хорошо удерживать тепло. Еще одно требование при оборудовании дверей – это возможность их беспрепятственного открывания маляром в экстренных ситуациях. Возможность случайного открытия снаружи следует ограничить.
Требования к освещению
Освещение должно быть ярким и охватывать все помещение, поэтому источники света устанавливаются не только на потолке, но и распределяются по стенам. При этом основная задача – обеспечить равномерное освещение всего автомобиля и нельзя допускать образования на поверхности авто теней, бликов и не просматриваемых участков.
Основные требования к вентиляции
Устройство вентиляции покрасочного бокса играет очень важную роль и обычно оно организуется из нескольких отдельных узлов. Одна система подает в камеру наружный воздух, пропущенный через воздушный фильтр. Помимо того, что воздух фильтруется, он может дополнительно прогреваться до требуемой температуры. Система пропускания наружного воздуха через фильтр предназначена для задерживания пыли и прочих частиц, которые могут негативно повлиять на результат окрашивания. Поэтому к установке подачи воздуха следует отнестись с большой ответственностью.
Помимо этого камера для покраски авто должна быть оборудовании системой очистки внутреннего воздуха фильтрами от паров растворителя и частиц краски. Для организации этой системы могут применяться сухие фильтры либо используется специальное устройство гидрофильтрации.
Последнее представляет собой фильтр, который помимо обычной очистки воздуха прогоняет его через жидкость, где оседают взвешенные частицы краски. Использование гидрофильтра обеспечивает эффективность очистки воздуха не менее 90%. После прохождения через фильтр воздух может выбрасываться в атмосферу или же подаваться обратно в покрасочную камеру.
Второй вариант более приемлем, так как позволяет значительно сэкономить на обогреве помещения. Прошедший через фильтр воздух уже имеет нормальную температуру и не требует дополнительного прогревания.
Важным на этом этапе является осушитель воздуха, который используется наряду с фильтрами не только на этапе покраски, но и во время сушки автомобиля. Это устройство во время нанесения лакокрасочного покрытия снижает содержание влаги в воздухе, что положительно влияет на качество результата.
Организация температурного режима
Не менее важным этапом оборудования покрасочной камеры для автомобилей является организация температурного режима. Этот параметр подразумевает поддержание нормальной температуры во время покраски. А также сюда входит повышение температуры в камере для обеспечения режима сушки.
Для поддержания нормальной температуры в камере во время работы используется несколько вариантов нагревательного оборудования. Это могут быть:
- газовые горелки, подогревающие нагнетаемый воздух снаружи;
- обычная система парового отопления на радиаторах;
- или более удобные инфракрасные обогреватели.
Для режима сушки применяются те же самые системы, что и для поддержания нормальной рабочей температуры. При этом особую роль играет правильная циркуляция воздуха в камере, осушитель и размещение обогревательных приборов.
Заключение
Подводя итоги, отметим все важные моменты, которые будут влиять на качество покрасочных работ, а также на комфорт маляра и на размер стоимости покрасочной камеры.
Итак, обязательные элементы покрасочной камеры для автомобиля:
- утепленное помещение с правильными размерами;
- достаточное освещение;
- подготовка и подача наружного воздуха;
- организация фильтрации внутреннего воздуха;
- обогрев помещения;
- установка осушителя воздуха;
- система управления всеми процессами.