Устройство ходовой части автомобиля конспект

Ходовая часть: устройство,принцип работы,ремонт,диагностика

Без ходовой части автомобиль попросту не смог бы двигаться, поскольку силовой установке вместе с трансмиссией и приводом попросту некуда бы было передавать крутящий момент.

Ходовая часть авто включает в себя колеса, которые и воспринимают этот крутящий момент, вращаются и передвигают автомобиль. Однако это не основная задача ходовой части. Автомобиль передвигается не по идеально ровной поверхности, всегда на дороге имеются изгибы, выступы, ухабы, ямы и т. д.

Если бы колеса крепились к кузову авто или раме без подвески – второй составляющей ходовой части, то о комфортабельности говорить бы не приходилось – практически все неровности сразу бы передавались на кузов, лишь немного снижаясь амортизацией пневматической шиной колеса. Так что ходовая часть не только приводит в движение авто, но еще и обеспечивает комфортабельность путем снижения колебательных движений от колеса на кузов.

Подвеску, снижающую колебательные движения, начали применять еще до появления самого автомобиля. Некоторые кареты оснащались элементами из пружинистой листовой стали. Данные элементы состояли из двух стальных дуг, соединенных между собой шарнирно. Верхняя дуга крепилась к самой карете, а нижняя – к оси колес. При движении эти пружинистые дуги частично воспринимали на себя и гасили вибрацию от оси колес. Подвеска кареты и стала прообразом зависимой подвески автомобиля.

Суть же самой подвески – возможность вертикального перемещения колеса относительно кузова или рамы при движении по неровностям. Благодаря элементам подвески воздействие, которое воспринимает колесо от дорожного покрытия, не передается на кузов, а поглощается. То есть, крепление колеса в автомобиле является не жестким относительно кузова.

УСТРОЙСТВО ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Ходовая часть автомобиля состоит из колес, моста, подвески и рамы или кузова. Может иметь место наличие дополнительных элементов, однако главная роль отдана вышеперечисленным деталям. Каждый элемент играет свою роль, но их общая цель – свести к минимуму колебания, тряску и иные вибрации автомобиля во время езды – в этом и заключается функция ходовой части.

Рама и кузов являются костяком, к которому крепятся основные элементы подвески. Рама принимает участие в формировании ходовой. Для легковых автомобилей используется кузов, и именно к нему крепятся элементы ходовой части, а остальные элементы крепят к каркасу.

Чем прочнее железо кузова, тем лучше автомобиль будет переносить тяготы бездорожья. Остальные участки обшивают профильным листом, который стоек к коррозии.

Подвеска служит для смягчения неровностей и гасит колебания, провоцирующие неровности на поверхности дорожного покрытия за счет исключения жесткого сцепления между кузовом и колесами и других деталей.

Подвеска имеет большой срок службы, однако он зависит от условий эксплуатации автомобиля. Нужно своевременно проводить диагностику и бережно эксплуатировать авто.

Подвески бывают зависимыми и независимыми. Если подвеска зависимая, то задние колеса будут связаны между собой при помощи соединяющей балки. На независимой подвеске соединяющая балка отсутствует.

Мосты служат для соединения двух колес, а также для осуществления опорной функции для остова автомобиля. На легковом авто они крепятся к кузову, на грузовом – к раме. Предназначение мостов – удерживать не только вес самого авто, но и его пассажиров, поэтому материалом для их изготовления служит прочное железо.

Колеса первыми берут на себя удар и страдают от несовершенств дорог, попадая в ямы и наезжая на кочки. Чем бережнее вы относитесь к своему автомобилю, тем дольше прослужат его детали.

Принцип работы

Основную роль в создании комфортной езды, выполняет именно подвеска. Это устройство гасит колебания, возникающие от неровной поверхности.

Когда колесо попадает в яму – машина не должна перевернуться, это главная задача для подвески. Колесо опускается вниз, тем самым растягивая амортизатор, который крепится к подвеске. После выхода из ямы – амортизатор становится на прежнее место и находится там в процессе небольших колебаний.

Колеса соединены с подвеской наглухо с одной стороны, но с другой стороны – нет. Важно, чтобы автомобиль даже при небольших колебаниях дороги (спусках или подъемах) – шел ровно, поэтому подвеска, взаимодействуя с остальными частями, будет выполнять такую работу.

Читайте также:  Лучшие воздушные фильтры для двигателя

Ходовая позволяет автомобилю передвигаться, при этом создает комфортные условия для водителя и пассажиров. Знание системы в целом, схемы ее работы и ее составных элементов – не обязательно для каждого водителя, но если вы все это знаете – это поможет правильно управлять машиной и справиться с любыми трудностями, возникающими на дороге. Устройство этой части – не так сложно, как кажется, о нем может рассказать любой специалист на станции ТО или даже знакомый водитель, но лучше обратиться к руководству по вашему автомобилю, чтобы знать детали именно вашей модели. Удачи и берегите свой автомобиль!

Причины поломок ходовой части автомобиля

Регулярные нагрузки на различные элементы ходовой части, которые не прекращаются даже после остановки движения, могут привести к различным поломкам. Если автомобиль начинает испытывать затруднения при прохождении на большой скорости поворотов или для его удержания на проезжей части требуются большие усилия, велика вероятность того, что необходим ремонт ходовой части автомобиля. Еще один показатель – кузов может колебаться и раскачиваться при торможении, и на поворотах. Причина может крыться в вышедших из строя амортизаторах, сломанных рессорах или элементах подвески. Ощущается вибрация при движении.

Вибрация может возникнуть из-за задних амортизаторов, которые изношены; поврежденных рессор; из-за того, что давление в шинах не соответствует определенным нормам; или того, что подшипники ступиц колес в плохом состоянии. В процессе движения автомобиля начинает стучать подвеска. Проблема может возникнуть из-за ослабления болтов крепления или деформированных дисков колес. Стук и скрип амортизаторов возникает по причине их поломки; ослабления крепления резервуара или поршня, а также утечки жидкости. Скрип при торможении на поворотах. Как правило, такой скрип возникает из-за неисправности амортизаторов или стабилизатора поперечной устойчивости. Начинает подтекать жидкость из амортизаторов. Такое возможно вследствие разрушения сальников штока или попадания на уплотнительные кромки посторонних механических частиц.

Самые распространенные проблемы связанные с ходовой частью

Чаще всего встречаются следующие поломки ходовки:

  1. Машину заносит в сторону. Такая проблема возникает по ряду причин: при нарушении геометрии передних колес, от скачков давления воздуха в шине, из-за деформирования рычагов, при большом различии в износе колес, когда нарушается параллельность оси заднего и переднего мостов.
  2. Водитель чувствует колебания авто, раскачку на поворотах и во время торможения. Причиной тому может явиться выход из строя амортизаторов либо сломалась рессора или иная деталь подвески.
  3. Избыточные вибрации во время езды говорят о несоответствующем давлении шин, либо об износе ступичных подшипников или заднего амортизатора, также о поломке рессоры.
  4. Во время движения вы слышите стук подвески — обратите внимание на амортизатор или диски колес — возможно, они пришли в негодность.
  5. Скрип или стук амортизатора говорят об их скором износе, быть может, произошла деформация кожуха или крепления поршня и резервуара ослабли. Осмотрите все внимательно, на предмет утечки жидкости.
  6. Если протектор шин стерт неравномерно, возможно, имеет место разбалансировка колес. Также важно проверить шарниры и втулки – могли разболтаться. К этой проблеме часто приводят и поврежденные диски и нарушенная геометрия передних колес.
  7. Во время торможения раздается отчетливый скрип — указывает на неисправность амортизатора, стабилизатора или частей крепления, на просевшую пружину.
  8. Текут амортизаторы. Нужно проверить сальники штока, быть может, жидкость вытекает из-за попадания на кромку сальника инородных частиц.
  9. Амортизатор не дает нужного сопротивления при ходе сжатия. Это может быть следствием негерметичности клапана, изношенности направляющей втулки или же штока.

Если наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, необходимо срочно предпринять меры.

Диагностика ходовой части автомобиля и ее ремонт

Как только возникают малейшие подозрения, что ходовая часть работает неисправно, необходимо доставить автотранспортное средство в сервис, где специалисты продиагностируют его, используя специально предназначенное для этого оборудование. Чем чаще эксплуатируется автотранспортное средство, тем более внимательно необходимо следить за его ходовой частью, диагностику которой, желательно делать через каждый 30 тысяч километров. Следует помнить, что к ремонту ходовой части нужно подходить ответственно. Конечно, можно просто заменить все детали, но в этом случае, стоимость ремонта будет достаточно высока. Оптимальным вариантом станет проведение диагностики и выявление списка непригодных элементов.

Читайте также:  Тест драйвы автомобилей шевроле кобальт

Диагностика ходовой части автомобиля включает в себя: осмотр амортизаторов, рычагов, пружин, опорных чашек; проверку рулевых наконечников, шаровых опор; состояние узлов; проверку ступичных подшипников; проверку герметичности тормозной системы и гидросистем машины; определение степени износа дисков, шлангов, тормозных колодок и барабанов. Регулярная диагностика позволяет выявить неполадки ходовой части автомобиля на ранней стадии, когда отсутствуют четко выраженные признаки сбоя в работе каких-либо элементов. После проверки всех неисправностей, мастера помогут определить проблемы, которые могут возникнуть у автомобиля в будущем и предотвратить их появление. На основе диагностики специалисты составляют перечень необходимых ремонтных работ и приступают к их выполнению.

Групповое занятие №1: Ходовая часть автомобиля.

Учебный вопрос № 1: Устройство ходовой части.

Ходовая часть состоит из:

– несущей системы автомобиля;

Несущая система – остов автомобиля, к которому крепятся агрегаты автомобиля и который воспринимает действующие на него усилия.

Несущие системы классифицируются по конструкции следующим образом:

– рама – несущая система автомобиля, представляющая собой балочную конструкцию. Рама может быть хребтовой (состоит из продольной балки с поперечинами) или лонжеронной (состоит из продольных балок с поперечинами);

– несущий кузов – одновременно выполняющий функции несущей системы автомобиля;

– кузов с несущим основанием, основание кузова выполняет функции несущей системы.

Требования к несущим системам:

– высокая жесткость на изгиб и кручение;

– рациональное размещение агрегатов автомобиля и грузовой платформы;

– низкое расположение центра тяжести автомобиля, значительные ходы подвески и большие углы поворота управляемых колес.

Подвеска служит для соединения рамы автомобиля с колесами и для повышения плавности хода автомобиля.

Подвеска состоит из:

– упругих элементов, которые воспринимают энергию динамических воздействий дороги и преобразуют ее в энергию плавного колебательного движения корпуса;

– направляющих устройств, они определяют характер относительных перемещений колес и разгружают упругие элементы от передачи продольных и боковых усилий;

– амортизаторов, предназначенных для быстрого гашения колебаний.

Требования к подвескам:

– обеспечение необходимого распределения нагрузок на оси (колеса) автомобиля;

– получение заданных параметров плавности хода (частота и амплитуда колебаний, максимальное вертикальное ускорение корпуса, эффективность гашения колебаний и быстрота нарастания ускорений);

– обеспечение устойчивости движения и проходимости автомобиля;

– малый вес кинематических звеньев;

– живучесть, эксплуатационная надежность и долговечность;

– удобство и простота обслуживания.

1. По виду упругого элемента:

– жесткие, содержат только кинематические звенья, роль упругих элементов выполняют пневматические шины;

– упругие (рессорные, эластичные), содержат кинематические и упругие звенья.

2. По кинематической схеме:

– независимая двухрычажная с равными рычагами;

– независимая двухрычажная с разными рычагами;

3. По виду упругого элемента:

– с металлическим упругим элементом;

– с резиновым упругим элементом;

4. По конструкции металлического упругого элемента:

– спиральные пружины (цилиндрические, конические).

Балки мостов связывают колеса автомобиля с несущей системой через детали подвески. Мосты применяются на автомобилях с зависимыми подвесками.

Балки мостов классифицируются по следующим признакам:

Требования к балкам мостов:

– высокая прочность и жесткость при наибольшем дорожном просвете и низком расположении агрегатов автомобиля;

– строгое соблюдение углов установки колес;

– легкий демонтаж и доступность обслуживания колес и элементов их привода;

– малые габариты, вес.

Колеса служат для взаимодействия автомобиля с дорогой, управления автомобилем и обеспечения его движения.

Квалифицируются колеса в зависимости от назначения, конструкции и размеров шин, ободьев и ступиц.

Требования к колесам:

– хорошее сцепление с дорогой и малое удельное давление на грунт;

– малое сопротивление качению;

– статическая и динамическая уравновешенность;

– легкость монтажа и демонтажа.

Автомобиль ЗИЛ-131

Рама автомобиля клепанная, лонжероны швеллерного сечения соединены штампованными поперечинами.

Передний буфер снабжен откидной подножкой. Задние буфера при буксировании прицепов необходимо снимать, установив болты крепления задней поперечины на прежние места.

В задней поперечине рамы для соединения с петлей дышла прицепа установлено тягово-сцепное устройство с двусторонней амортизацией, снабженное резиновым упругим элементом, заключенным в закрытый корпус. На задней поперечине рамы установлены также рымболты для крепления аварийных цепей прицепа.

Подвеска передняя состоит из:

– двух полуэлиптических рессор;

– четырёх резиновых упоров.

Рессоры автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 15 листов, а рессоры без лебедки – 13. Передние концы рессор при помощи объемных ушков и пальцев прикреплены на кронштейнах. Ушко прикреплено к рессоре через подкладку двумя болтами и стремянкой; от смещений рессора удерживается специальными выступами на коренном листе и подкладке. В ушко запрессована втулка из термообработанного чугуна.

Читайте также:  Наименование выполнения работы по ремонту автомобилей

Задние концы передних рессор опираются на сухари, напрессованные на кронштейны. На пальцы сухарей установлены вкладыши, предохраняющие стенки кронштейнов от изнашивания. Вкладыши закрепляются стяжными болтами. На стяжные болты установлены втулки. На скользящем конце коренного листа прикреплена накладка, предохраняющая его от изнашивания. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками к переднему мосту.

Рис. 1. Передняя подвеска

Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобилей по неровностям дороги. Это повышает плавность хода автомобиля и улучшает его управляемость, а также увеличивает срок службы рессор.

Тип – телескопический, гидравлический.

– штока с поршнем;

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоит в том, что в результате относительных перемещений подрессорных и неподрессорных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего создается сопротивление, гасящее колебания рессор. Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, соответствует его растяжению (ход отдачи), когда подрессорная часть автомобиля удаляется от неподрессорной его части (колес с мостом).

Задняя подвеска балансирного типа с двумя рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия – рессорами.

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок к ступице оси балансирного устройства. Концы рессоры входят в отверстия опор, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера.

Шарниры реактивных штанг неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом. Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси, запрессованной в кронштейны, и ступицы. Концы оси закалены, а в ступице запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками, стянутыми болтами. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для заливания масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска крепится к раме при помощи кронштейнов.


Колеса дисковые, взаимозаменяемые, размер обода 228Г-508. Шины, имеющие размер 320–508 (12,00–20), предназначены для работы при переменном давлении.

7— подвод воздуха от системы регулирования давления в шинах

Колесо состоит из неразъемного обода, двух съемных взаимозаменяемых бортовых колец и разрезного замочного кольца. Особенностью колеса является тороидальная форма поверхности посадочных полок обода и гарантированный натяг при посадке бортов шины на полки обода, что обеспечивает возможность снижения внутреннего давления воздуха в шине до 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) и надежное закрепление шины на ободе без применение распорного кольца. Ниже приведены данные зависимости давления в шинах от нагрузки.

Нагрузка, кН (тс)…………………… … … ..35 (3,5) 50 (5)

Нормальное давление, Мпа (кгс/см 2 )……….0,3 (3,0) 0,4 (4,2)

Минимальное давление, Мпа (кгс/см 2 )……..0,05 (0,5) Снижать запрещается

К замочной части обода приварен ограничитель, которым фиксируется защитный кожух.


В конструкции колеса предусмотрена фиксация в определенном положении наружного бортового и замочного колец. Постоянное положение замочного кольца на ободе обеспечивается ограничителем. Бортовые кольца имеют по два паза, в один из которых вставляется длинная монтажная лопатка во время разборки колеса, а в другой входит местная выштамповка замочного кольца при сборке колеса.

I-борт; II-боковая стенка; III-плечевая зона протектора; 1-протектор; 2-брекер;

3-рисунок протектора; 4-подканавочный слой; 5-каркас; 6-боковина; 7-бортовое кольцо;

8-наполнительные шнуры; 9-крыло борта; 10-бортовая лента; 11-носок борта;

12-основание борта; 13-пятка борта

На одном из концов замочного кольца сделан паз для захвата кольца при извлечении его из замочной канавки обода. Для предотвращения попадания грязи внутрь шины и для установки вентиля в определенное положение, на вентиль камеры надевают резиновый уплотнитель вентильного паза. Для предохранения камеры от повреждений служит ободная лента.

Дата добавления: 2016-12-27 ; просмотров: 3633 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Оцените статью