- Презентация на тему «Общее устройство транспортных средств категории «С»»
- Рецензии
- Аннотация к презентации
- Содержание
- Презентация «Общее устройство автомобиля»
- Просмотр содержимого документа «Презентация «Общее устройство автомобиля»»
- Презентация по автомобильной подготовке на тему «Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство»
Презентация на тему «Общее устройство транспортных средств категории «С»»
Рецензии
Аннотация к презентации
Презентация для школьников на тему «Общее устройство транспортных средств категории «С»» о технологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
Содержание
Институт военного обучения Военная кафедра Факультатив автодело Тема № 1. Общее устройство транспортных средств категории «С». «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «С» как объектов управления» Занятие №1 Общее устройство транспортных средств категории «С».
Вопрос №1 Назначение и устройство транспортных средств категории «С».
Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ.
Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.По назначению автомобили делятся на грузовые, пассажирские и специальные.
Грузовой автомобиль — автотранспортное средство, предназначенное для перевозки различный видов грузов. Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяются на автомобили общего назначения и специализированные. Автомобили общего назначения применяются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, они имеют грузовую платформу с откидывающимися одним или несколькими бортами.
Специализированные грузовые автомобили приспособлены для перевозки определенного вида грузов. К ним относятся автомобили-самосвалы, автомобили-цистерны, контейнеровозы, панелевозы, автомобили для перевозки скота и т.п.
Специальные автомобили предназначены в основном не для транспортной работы, а для установки на них специального оборудования. К ним относятся пожарные машины, автокраны, автомобили для очистки и помывки улиц, подвижные ремонтные мастерские и т.п. В армии к специальным относятся также автомобили, на которых монтируется вооружение, средства обслуживания различной техники, колесные тягачи и многоосные шасси, используемые для перевозки длинномерных неделимых грузов.
Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя кузова шасси
Двигатель – предназначен для преобразования тепловой энергии в механическую энергию, образующуюся в виде крутящего момента (М кр.) на маховике.
Кузов—предназначен для размещения рабочего места водителя, пассажиров и грузов . Кузов состоит из кабины, грузовой платформы и оперение (капот, облицовку, крылья)
Шасси — опорное устройство, необходимое для передвижения автомобиля. В шасси входят все механизмы и агрегаты, предназначенные для передачи усилия от двигателя на ведущие колеса, а также для управления и передвижения автомобиля. Шасси включает в себя: трансмиссию ходовую часть механизмы управления а) рулевое управление б) тормозную систему
Вопрос №2 Технические характеристики транспортных средств категории «С».
Технической характеристикой автомобиля принято называть совокупность основных показателей и их численных значений, дающих общее представление о его возможностях при использовании. мощность двигателя грузоподъемность колесная формула снаряженная масса полная масса автомобиля полная масса автопоезда габаритные размеры (длина, ширина, высота) и.т.
Масса автомобилей в снаряженном состоянии образуется из собственной массы автомобиля, массы заправки топливом, маслом, охлаждающей жидкостью, массы запасного колеса, водительского инструмента и принадлежностей. К полной массе автомобиля относится масса снаряженного автомобиля, перевозимого груза и экипажа из трех человек.
Колеейавтомобиля называется расстояние между серединами колес одной оси. Дорожный просвет — это расстояние от поверхности дороги до самой низшей точки автомобиля. Контрольный расход топлива приводится для исправного автомобиля, движущегося со скоростью 40 км/ч с полной нагрузкой на сухом горизонтальном участке гладкого шоссе. Этот расход служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой.
Глубина преодолеваемого брода определяется при движении по твердому дну с учетом высоты волн. Основные ТТХ КАМАЗ-4310 (1972 — 78)
Презентация «Общее устройство автомобиля»
Общее устройство автомобиля. Автомобиль любой модификации состоит из взаимосвязанных основных частей: двигателя, шасси и кузова, каждая из которых имеет определенное назначение. Двигатель. На большинстве автомобилей устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания,преобразующие тепловуюю энергию сгорающего топлива в механическую,необходи мую для движения автомобиля.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Общее устройство автомобиля»»
Общее устройство автомобиля
Аджимефаев Редван Исметович
Общее устройство автомобиля
Автомобиль любой модификации состоит из взаимосвязанных основных частей: двигателя, шасси и кузова, каждая из которых имеет определенное назначение.
На большинстве автомобилей устанавливают поршневые двигатели внутреннего сгорания,преобразующие тепловуюю энергию сгорающего топлива в механическую,необходи мую для движения автомобиля.
Шасси автомобиля включает трансмиссию (силовую передачу), ходовую часть и механизмы управления
Трансмиссия передаёт крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам автомобиля автомобиля и состоит из сцепления, коробки передач,карданной передачи, главной передачи, дифференциала и полуосей.
- Сцепление– служит для кратковременного отъединения коробки передач от двигателя, плавного их соединения при трогании автомобиля с места и переключении передач.
- Коробка передач – позволяет изменять величину крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, разобщать на длительное время двигатель и ведущие колёса и обеспечивать движение автомобиля задним ходом.
- Карданная передача – передаёт крутящий момент от коробки передач к главной передаче под изменяющимися углами.
- Главная передача – служит для передачи крутящего момента под прямым углом от карданного вала через дифференциал к полуосям ведущих колёс и для его увеличения.
- Дифференциал— обеспечивает возможность вращения ведущих колёс с разной частотой при движении автомобиля на поворотах и по неровной дороге.
- Полуоси– передают вращение к ведущим колёсам.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы (у легковых- несущий кузов) и механизмов подвески автомобиля: пружины, амортизаторы.
Механизмы управления включают рулевое и тормозную систему.
Рулевым управлением — изменяют направление движения автомобиля путём поворота управляемых колёс.
Тормозная система – обеспечивает снижение скорости автомобиля, его полную остановку и удержание в неподвижном состоянии.
У грузового автомобиля кузов и кабина разделены.
К кузову относится платформа с бортами (фургон, цистерна и т.п.), и предназначен он для размещения грузов.
В кабине расположены места для водителя и одного-двух пассажиров.
Легковые автомобили и автобусы имеют кузов для размещения пассажиров и рабочего места водителя .
Презентация по автомобильной подготовке на тему «Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ТЕМА 1: Общее устройство транспортного средства ЛЕКЦИЯ №1: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Устройство и техническое обслуживание транспортных средств
Тема: Общее устройство транспортного средства ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Изучить назначение, классификацию и общее устройство грузового автомобиля. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 2
Тема: Общее устройство транспортного средства ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Автомобильная техника как средство подвижности войск. Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 3
Тема: Общее устройство транспортного средства ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство ЛИТЕРАТУРА: А.Г. Пузанков, «Автомобили: устройство и техническое обслуживание» – М.: Академия, 2007. — 640 с. В.Н. Шунков, «Полная энциклопедия современного вооружения России», Военная энциклопедия, – М.: Издательство АСТ, 2007. Википедия – свободная энциклопедия, «Классификация автомобилей», https://ru.wikipedia.org/wiki. https://cnev.ru/polezno/stati?start=24. tezCAR, Информационный сайт об автомобилях, http://tezcar.ru/ustroistvo.html. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 4
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники в современной армии. В Вооружённых силах РФ в целом количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Военная автомобильная техника является главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Неотъемлемой составной частью Вооружённых Сил всех стран мира в настоящее время являются автомобильные войска – специальные войска, состоящие из автомобильных частей и подразделений, организационно входящих в состав соединений, объединений и тыла вооружённых сил. Автомобильные войска предназначены для доставки материальных средств, необходимых в повседневной жизни и боевой деятельности войск, перевозки войск, эвакуации раненых и больных и т.п. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 5
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Впервые механические транспортные средства были применены Русской армией в ходе Турецкой кампании 1877-1878 гг. Это были 12 паровых тягачей английского и отечественного производства, транспортировавшие различные грузы для нужд русской артиллерии. Первоначально автомобили стали поступать на вооружение армии Франции (1898 год). Затем примеру французского военного ведомства последовала Германия. Третьей державой, которая начала заниматься применением автомобилей в армии, стала Россия. Первое достоверное упоминание об использовании автомобилей в русской армии относится к 1897 г., когда в крупномасштабных манёвров на юге России были использованы два грузовых автомобиля. Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. на дальневосточном театре военных действий при штабе главнокомандующего русских войск генерала А.Н. Куропаткина имелось уже 11 легковых автомобилей, которые применялись для поездок высших офицеров. 29 мая 1910 года на основании Указа Императора России Николая II была сформирована первая автомобильная учебная рота, которая впоследствии была преобразована в военную автомобильную школу. Опыт применения автомобилей в военном деле был признан командованием Русской армии положительным, поэтому в октябре 1913 г. была принята программа, предусматривавшая формирование в течение 6 лет 44 отдельных автомобильных рот, 1 запасного автомобильного батальона, 1 запасной автомобильной роты. К началу Первой мировой войны успели сформировать 5 автомобильной рот и 6 отдельных команд, на вооружении которых находились 418 грузовых, 259 легковых, 2 санитарных и 32 вспомогательных автомобиля. В ходе мобилизации русская армия получила ещё 3562 легковых и 475 грузовых автомобиля. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 6
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Благодаря развитию отечественного производства автомобилей и, главное, поставкам их из-за рубежа (в течение 1915–1917 гг. в Россию было ввезено 20 тыс. автомобилей). Русская армия использовала автомобильные подразделения не только для обеспечения боевой деятельности войск, но и для повышения их подвижности и манёвренности. Например, во время Брусиловского прорыва в 1916 г. русские автомобильные подразделения перебросили на несколько десятков километров целую дивизию – 79-ю пехотную. Созданная в огне гражданской войны Красная армия унаследовала от Русской армии довольно многочисленный автомобильный парк, состоящий из легковых и грузовых автомобилей 214 марок. Первыми автомобильными подразделениями Красной армии были автоколонны, а к концу Гражданской войны были сформированы 100 автогрузовых отряда по 20 автомобилей в каждом. В 1921 г. Красная армия располагала 7500 автомобилями, из которых исправными были лишь 2000…2500 машин. После окончания Гражданской войны советское правительство уделяло особое внимание развитию отечественной автомобильной промышленности. Уже в 1924 г. начал работу Московский автомобильный завод АМО, строительство которого было начато ещё до революции. Завод выпускал грузовики АМО-Ф-15. В годы первой пятилетки был построен и запущён Горьковский автозавод с проектной мощностью 100 тыс. машин в год. На нём изготавливались грузовики на базе машин американской фирмы Ford. К I937 г. по производству грузовых автомобилей СССР оставил позади все европейские страны и вышел на втрое место в мире после США. Благодаря этому к началу Великой Отечественной войны на оснащении Красной армии находилось 272 600 автомобилей всех типов, а также большое количество бронемашин, артиллерийских тягачей и другой специальной техники. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 7
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Автомобильный парк Красной армии состоял в основном из легковых автомобилей ГАЗ-М1, ГАЗ-61, грузовых автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6. Имелось также небольшое количество грузовиков производства Ярославского автозавода, санитарных и штабных автобусов. Понесённые в начале войны потери автомобильной техники в первое время восполнялись исключительно за счёт мобилизации машин из народного хозяйства и текущего производства. Автомобильные заводы с началом войны перешли на выпуск упрощённых моделей ГАЗ-ММ, ГАЗ-AAA, ЗИС-5В и ЗИС-6. В связи с нехваткой артиллерийских тягачей в сентябре 1942 г. было начато изготовление полугусеничных грузовых автомобилей ЗИС-42. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 8
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство В первые послевоенные годы в производство было запущено 18 новых моделей машин, что позволило полностью обновить автопарк Вооружённых Сил СССР отечественными автомобилями. В последующие пятилетки автомобильная промышленность наряду с дальнейшим увеличением производственных мощностей и созданием новых, более совершенных конструкций автомобилей осуществила целый комплекс мероприятий по модернизации структуры всей отрасли автомобилестроения и специализации предприятий по изготовлению машин, агрегатов, массовых комплектующих узлов и деталей. С этой целью были расширены действующие комплексные автомобильные предприятия и построены новые специализированные заводы. Так, были заложены основы выпуска автомобилей 2-го поколения с применением новых типов V-образных бензиновых и дизельных двигателей, в частности, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, МАЗ-500, «Урал-375Д», КрАЗ-257 и КрАЗ-255. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 9
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство С самого начала войны, с декабря 1979 года и до последнего дня вывода войск из Афганистана воины-автомобилисты принимали участие в боевых действиях. Выполняя приказы правительства, они делали свою трудную и опасную работу. По плохим, постоянно минируемым дорогам, с огромным риском для жизни приходилось перевозить необходимое для авиационной и бронетанковой техники топливо, продовольствие в воинские части, находившиеся в Афганистане. Автомобилями перевозились и гуманитарные грузы для афганского народа. Эта помощь оказывалась до последнего дня войны, и даже после её окончания. Воинам-автомобилистам, проходившим службу в военно-воздушных силах и воздушно-десантных войсках, приходилось обеспечивать боевые вылеты авиации на обстреливаемых аэродромах, вылеты на горных площадках, отбивать нападения моджахедов, участвовать в боевых операциях. Эксплуатация автомобилей осуществлялась в сложных климатических условиях и по дорогам со сложным горным рельефом. Одновременно на дорогах Афганистана тогда выполняли задачи до 50 автомобильных колонн. Опыт ведения боевых действий в Афганистане оказал неоценимую помощь в совершенствовании различных направлений автотехнического обеспечения. Он был применён при организации работы автомобильной службы в последующих локальных конфликтах и боевых действиях на Кавказе. Обе Чеченских кампании – везде военные автомобилисты России практически всегда были на передовых рубежах, с риском для жизни перевозя людей и грузы по военным дорогам, многие из них удостоены государственных наград. А на сегодняшний день автомобиль широко применяется в вооружённом конфликте в Сирийской арабской республике: комплексы ПВО – С-400, «Панцирь», армейские бронемашины – «Рысь», «Тигр», «Тайфун-К» и другие. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 10
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 11
Вопрос 1: Автомобильная техника как средство подвижности войск ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство По мнению российских военных специалистов, в современных условиях военная автомобильная техника стала основным средством, обеспечивающим тактическую и оперативную подвижность войск, мобильность наземных образцов вооружения и военной техники. Из средства подвоза она стала неотъемлемой системообразующей компонентой общей системы наземного подвижного вооружения войск. По типам военная автомобильная техника подразделяется следующим образом: автомобили многоцелевого назначения; специальные колёсные шасси и специальные колёсные тягачи; военные гусеничные машины транспортно-тягового класса; прицепы, полуприцепы многоцелевого назначения; кузова-контейнеры, кузова-фургоны многоцелевого назначения; подвижные средства технического обслуживания, ремонта и эвакуации. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 12
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Разработано много разных классификаций автомобилей по разнообразным характеристикам. Основными видами являются классификация по назначению, по типу двигателя, по числу колёс, и по степени приспособления к работе в различных дорожных условиях. По назначению: грузовые, пассажирские, грузопассажирские, специальные. В свою очередь грузовые подразделяются: по грузоподъёмности (особо малой – до 1 т, малой – 1…2 т, средней – 2…5 т, большой – свыше 5 т, особо большой – свыше предела, установленного дорожными габаритами и весовыми ограничениями); по виду перевозимого груза; по типу кузова (бортовые, самосвалы, крытые, с тентом, автобетоносмесители, автоцистерны, авторефрижераторы, автовозы, контейнерные, тягачи). Пассажирские подразделяются: автобусы вместимостью свыше 8 человек – по габаритной длине (особо малый – до 5 м, малый – 6…7,6 м, средний – 8…9,5 м, большой – 10,5…13 м, особо большой – 18,9 м и более); легковые автомобили вместимостью до 8 человек. Легковые автомобили подразделяются: по типу кузова (седаны, универсалы, хетчбэки, лифтбэки, лимузины, пикапы, минивэны, купе, масл кары, кабриолеты, фаэтоны, ландо, кроссоверы, родстеры, внедорожники); по рабочему объёму цилиндров двигателя (особо малый – до 2,2 л, малый – 2,2…2,5 л, средний – 2,8…3,5 л, большой – свыше 3,5 л, высший – не регламентируется). Грузопассажирские подразделяются: на базе легковых, на базе грузовых. Специальные подразделяются: автокраны, гоночные, кареты скорой помощи, пожарные, катафалки, автолавки, уборочные (снегоочистители, мусоровозы, подметально-уборочные, поливальные), тракторы, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, бронемобили, амфибии, летающие, для перевозки опасных грузов. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 13
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство По типу двигателя: по способу преобразования тепловой энергии в механическую (внутреннего сгорания, с внешним подводом теплоты); по способу осуществления рабочего цикла (четырёхтактные с наддувом и без наддува, двухтактные с наддувом и без наддува); по способу воспламенения рабочей смеси (с искровым зажиганием, с воспламенением от сжатия, с воспламенением газового топлива от небольшой дозы дизельного топлива воспламеняющегося от сжатия, с форкамерно-факельным зажиганием); по роду используемого топлива (лёгкие жидкие топлива нефтяного происхождения (бензин, керосин), тяжёлые жидкие топлива нефтяного происхождения (мазут, соляровое масло, дизельное топливо), газовое топливо (природный газ, сжиженный газ нефтяного происхождения, биогаз), альтернативные топлива (спирты, водород, органические масла)); по конструкции (поршневые тронковые, поршневые крейцкопфные, поршневые траверсные, поршневые барабанные, поршневые бесшатунные, роторно-поршневые, газотурбинные и др.); по способу регулирования в зависимости от нагрузки (с количественным регулированием, с качественным регулированием, со смешанным регулированием); по способу охлаждения (жидкостного и воздушного охлаждения); Электродвигатели; Газотурбинные двигатели; Силовые агрегаты со свободно-поршневым генератором газа. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 14
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство По числу колёс: Условно обозначают колёсной формулой, где первая цифра – число колёс автомобиля, а вторая – число ведущих колёс, при этом каждое из сдвоенных ведущих колёс считается за одно колесо. 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130); 4х4 – двухосный автомобиль с обеими ведущими осями (ВАЗ-2121); 6х4 – трёхосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320); 6х6 – трёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131); 8х8 – четырёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (КамАЗ-63501, МАЗ-543); 16х16 – восьмиосный автомобиль со всеми ведущими осями (МЗКТ-79221); 18х18 – девятиосный спецавтомобиль со всеми ведущими осями (Liebherr LTM 11200-9.1); 24х24 – двенадцатиосный спецавтомобиль со всеми ведущими осями (МАЗ-7907 «Целина», Zoomlion ZACB01). Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 15
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях: Дорожный (обычной проходимости) – предназначенный для работы по дорогам общей сети; Повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью (вседорожники); Вездеходы; Внедорожники. Кроме того автомобильная техника может классифицироваться: по числу осей – 2-осные, 3-осные, 4-осные, 6-осные, 7-осные, 8-осные…; по составу – одиночные, автопоезда с прицепом или полуприцепом; по типу шасси – колёсные, гусеничные, смешанные или комбинированные. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 16
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство К грузовым автомобилям относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов различного типа. Перевозка может осуществляться в кузове автомобиля или на грузовой платформе. Также грузовые автомобили могут использоваться в качестве шасси для монтажа различных видов навесного оборудования, что позволяет использовать их в качестве спецтранспорта и спецтехники. Грузовой автотранспорт является неотъемлемой составляющей современной логистики. Значительная доля грузоперевозок приходится именно на этот вид транспорта. Грузовиками осуществляется доставка товаров по торговым точкам в пределах города и перевозка крупных партий грузов на значительные расстояния. Эти транспортные средства могут применяться для перевозки тяжёлых и негабаритных грузов. Грузовые автомобили используются практически во всех отраслях, в малом, среднем и крупном бизнесе. Грузовые автомобили, по сравнению с другими видами транспорта, обладают целым рядом преимуществ. Основными их достоинствами являются универсальность и простота в управлении, возможность доставки грузов непосредственно в пункт конечного назначения, возможность быстрой погрузки и разгрузки. Это очень мобильный и надёжный вид транспорта. При этом различные виды грузовиков могут использоваться для перевозки грузов разного типа и назначения. В зависимости от назначения различают развозные грузовики, грузовики общего назначения, грузовики специализированные и специальные, тягачи. Очень большое количество видов грузовых автомобилей существует в зависимости от их конструктивных особенностей и функциональности. В частности различают бортовые машины, самосвалы, контейнеровозы, зерновозы, автоцистерны, авторефрижераторы и многие другие разновидности. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 17
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Схема устройства автомобиля: Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 18
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Двигатель преобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую работу движения. Шасси автомобиля объединяет в единое целое механизмы, передающие крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, и служит основанием для размещения двигателя, кузова, мостов с колёсами, подвесок и систем управления. В состав шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления. Трансмиссия автомобиля передаёт и изменяет усилие вращения от двигателя к ведущим колёсам. У двухосного автомобиля с колёсной формулой 4х2 и приводом на задние колеса трансмиссия включает в себя: сцепление; коробку передач; карданную передачу; главную передачу; дифференциал; полуоси. Последние три элемента трансмиссии конструктивно расположены в картере заднего моста и составляют единый агрегат. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 19
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Двигатель и шасси грузового автомобиля: 1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – коробка передач; 4 – рулевое управление; 5 – карданная передача; 6 – задний ведущий мост; 7 – рама; 8 – рессора; 9 – колесо; 10 – топливный бак; 11 – амортизатор; 12 – передний мост Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 20
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку и состоит из: рамы; переднего и заднего мостов; подвесок; колёс. Рама является основанием для крепления всех элементов ходовой части. На легковых автомобилях таким основанием служит сам кузов. Механизмы управления включают рулевое управление и тормозную систему. Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля поворотом передних колёс на необходимый угол, а тормозная система позволяет снижать скорость автомобиля вплоть до полной его остановки и удерживать автомобиль на месте. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 21
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузовых автомобилей кузов включает кабину и грузовую платформу. У легковых автомобилей кузов представляет собой несущую пространственную систему, так как является одновременно помещением для пассажиров и груза, а также основанием для крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления. 1 – кабина; 2 – грузовая платформа Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 22
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство В зависимости от взаимного расположения трёх основных частей автомобиля различают компоновки грузовых, легковых автомобилей и автобусов. На грузовых автомобилях отличительным признаком всех возможных компоновок является взаимное размещение двигателя и кабины водителя. В настоящее время наиболее распространены капотная и бескапотная компоновки. Капотная (традиционная) компоновка (автомобили ЗИЛ, ГАЗ) сложилась на автозаводах очень давно. Но в последнее время особенно сильно проявились её главные недостатки: ухудшение обзорности для водителя и неравномерное распределение массы по осям. Более прогрессивной считается бескапотная компоновка, когда двигатель полностью или частично располагается в кабине водителя (автомобили МАЗ, КамАЗ). Она обеспечивает лучшее распределение массы по осям, хорошую обзорность, но ухудшает доступ к обслуживанию двигателя. а) капотная компоновка; б) бескапотная компоновка; в) многоосное шасси Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 23
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство В компоновках легковых автомобилей основным отличием является размещение двигателя в передней или задней части автомобиля и выполнение ведущими задних или передних колёс. Классической компоновкой считается размещение двигателя в передней части кузова с приводом на задние колеса. Такую компоновку называют заднеприводной. Практически все отечественные автомобили, за исключением ЗАЗ-968М, имеют такую компоновку, однако все большей популярностью стала пользоваться переднеприводная компоновка. Основу такой компоновки составляет переднее расположение двигателя с приводом на передние управляемые колеса. Главное преимущество переднеприводной компоновки в том, что она позволяет сократить массу автомобиля примерно на 10% и очень рационально разместить двигатель, агрегаты трансмиссии и пассажирские места. Недостатком указанной компоновки является технологически сложное конструктивное исполнение механизмов привода к ведущим управляемым передним колёсам. а) заднеприводная компоновка с расположением двигателя спереди; б) переднеприводная компоновка с расположением двигателя спереди; в) заднеприводная компоновка с расположением двигателя сзади Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 24
Вопрос 2: Классификация автомобилей. Назначение грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Автобусы компонуют по трём схемам: с передним расположением двигателя, с задним расположением двигателя, с расположением двигателя под полом. Каждая компоновка имеет свои преимущества и недостатки; её выбирают исходя из назначения автобуса, сложившейся технологии производства и других факторов. Например, если подходить к выбору компоновки с учётом обеспечения в салоне максимального объёма для пассажирских мест, то наилучшей компоновкой следует считать третью, хотя при таком размещении двигателя предъявляют особые требования к его конструкции. а–б) компоновка с передним расположением двигателя (капотная и бескапотная); в) компоновка с расположением двигателя под полом; г–д) компоновка с задним расположением двигателя Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 25
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Семейство бронетранспортёров и автомобилей обеспечения «ВОДНИК» Разработан в ОАО «ГАЗ», машины этого семейства способны быстро перемещаться как по дорогам, так и по пересечённой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от лёгкого стрелкового до 120-мм миномёта, транспортировать экипаж в количестве 10 человек (мотострелковое отделение). Созданы две модификации: ГАЗ-3937 и ГАЗ-39371. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 26
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Бронированная патрульная машина ГАЗ-39344 «СИАМ» АО «Арзамасский машиностроительный завод» производит эту машину для обеспечения боевой деятельности Сухопутных войск. Вооружение машины состоит из 14,5-мм пулемёта КПВТ и спаренного с ним 7,62-мм пулемёта ПКТ, смонтированных в башенной пулемётной установке от БТР-80. Колёса имеют независимую подвеску и автоматическую систему подкачки шин. Для создания комфортного температурно-влажностного режима внутри машины оборудована система кондиционирования воздуха. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 27
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469/3151 Стандартный командирский автомобиль УАЗ-469 производился Ульяновским автозаводом с 1973 по 1985 гг. В 1985 г. Его заменил в производстве модернизированный вариант УАЗ-3151, имеющий более мощный двигатель, усовершенствованные приборы освещения и тормоза. При сложенных боковых сиденьях можно перевозить груз массой до 100 кг, при сложенных сиденьях второго ряда возможна перевозка 600 кг груза и двух человек. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 28
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Специальное транспортное средство «ТИГР» (ГАЗ-233014) Боевая пограничная машина БПМ-97 «ВЫСТРЕЛ» Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 29
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Семейство армейских грузовых автомобилей «МУСТАНГ» Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 30
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Семейство армейских грузовых автомобилей «МОТОВОЗ-1» Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 31
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Специальное колёсное шасси и тягачи семейства «ВОЩИНА-1» Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 32
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Семейство двухзвенных гусеничных транспортёров «ВИТЯЗЬ» Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 33
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Каждой модели базового автомобиля присваивается ИНДЕКС, состоящий из букв и цифр: 1) название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, Урал, ВАЗ); 2) первая цифра – номер класса автомобиля; 3) вторая цифра – номер вида автомобиля (1 – легковой, 2 – автобус, 3 – грузовой автомобиль, 4 – тягач, 5 – самосвал, 6 – цистерна, 7 – фургон, 8 – резервный номер вида, 9 – специальные автомобили); 4) третья и четвертая цифры – номер модели от 01 до 99; 5) пятая цифра – номер модификации от 1 до 9 или 0 при отсутствии модификации; 6) шестая цифра – номер экспортного варианта, номер исполнения. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 34 Вид автомобиля Параметры Класс 1 2 3 4 5 6 7 Легковые Рабочий объем ДВС до 1,2 л до 1,8 л от 1,8 до 3,5 л свыше 3,5 л Высший не регламентируется Автобусы Габаритная длина до 5 м 6-7,5 м 8-9,5 м 10,5 м Более 16,5 метров Грузовые и специальные Полная масса до 1,2 т 1,2-2,0 т 2-8 т 8-14 т 14-20 т 20-40 т свыше 40 т
Вопрос 3: Краткие технические характеристики грузовых автомобилей ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство Примеры расшифровки ИНДЕКСОВ: КамАЗ-5320 расшифровывается следующим образом: КамАЗ – Камский автомобильный завод; 5 – автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 тонн; 3 – автомобиль грузовой; 20 – номер модели автомобиля. ВАЗ-2105 расшифровывается следующим образом: ВАЗ – Волжский автомобильный завод; 2 – автомобиль второго класса с рабочим объёмом двигателя от 1,2 до 1,8 л; 1 – автомобиль легковой; 05 – номер модели автомобиля. ЛиАЗ-5256 расшифровывается следующим образом: ЛиАЗ – Ликинский автобусный завод; 5 – длина его находится в пределах 10,5. 12 м (длина автобуса ЛиАЗ-5256 – 11,4 м); 2 – автобус; 56 – номер модели. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 35
Тема: Общее устройство транспортного средства ЗАНЯТИЕ: Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ: [1] Изучить и дополнить конспект лекции: Общее устройство, назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем автомобиля. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств 36