- Эксплуатация газораспределительного механизма автомобиля
- Предназначение автомобиля для эксплуатации на дорогах общего пользования с твердым покрытием. Техническая характеристика и техническое обслуживание автомобиля ВАЗ-2107. Значение, устройство и ремонт газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-2107.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107
- Возможные неисправности
- Замена цепи ГРМ
- Быстрый способ
- Практичный способ
- Установка
- Видео: замена цепи и звёздочек на ВАЗ 2107
- Полезные замечания
Эксплуатация газораспределительного механизма автомобиля
Предназначение автомобиля для эксплуатации на дорогах общего пользования с твердым покрытием. Техническая характеристика и техническое обслуживание автомобиля ВАЗ-2107. Значение, устройство и ремонт газораспределительного механизма двигателя ВАЗ-2107.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.10.2014 |
Размер файла | 1,1 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
2. Техническая характеристика автомобиля ВАЗ -2107
3. Техническое обслуживание автомобиля
4. Значение и устройство ГРМ двигателя ВАЗ-2107
5. Технология ремонта ГРМ двигателя автомобиля ВАЗ-2107
6. Техника безопасности
8. Список литературы
автомобиль двигатель газораспределительный технический
Роль автомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажиров по различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшую роль во всех сторонах жизни страны. Автомобили классифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые устраняются при техническом обслуживании и ремонте.
«ВАЗ», «Волжский автомобильный завод» (VAZ), российская фирма по производству легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).
ОАО «АВТОВАЗ» — крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.
Автомобиль ВАЗ-2107 — пятиместный, четырехдверный, с кузовом типа седан, создан на базе автомобиля ВАЗ-2105. Кузов — несущей конструкции, цельнометаллический, сварной. Автомобиль ВАЗ-2107 отличается от предыдущих моделей ВАЗ «классической» компоновки пластмассовыми бамперами с хромированной накладкой, оригинальными передними сиденьями с высокой спинкой, более современной панелью приборов, дизайном облицовки радиатора, измененной формой капота и крышки багажника.
Автомобиль предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования с твердым покрытием.
2. Техническая характеристика автомобиля ВАЗ-2107
На автомобиль ВАЗ-2107 устанавливают двигатель мод. ВАЗ-2103 рабочим объемом 1,5 л. Двигатель расположен в моторном отсеке продольно. На все модификации автомобиля ВАЗ-2107 устанавливают пятиступенчатую коробку передач. Передняя подвеска — независимая пружинная, с гидравлическими амортизаторами и со стабилизатором поперечной устойчивости.
Рулевое управление — травмобезопасное. Задняя подвеска — зависимая пружинная, с гидравлическими амортизаторами.
Тормозная система — двухконтурная, с дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными — на задних.
На рулевой колонке установлено противоугонное устройство, встроенное в выключатель (замок) зажигания. Установленные на заднем стекле электрообогреватель и дополнительный стоп-сигнал повышают безопасность пользования автомобилем.
Отопление салона обеспечивается потоком воздуха, подогретого жидкостью из системы охлаждения двигателя.
Рис. 1 Габаритные размеры автомобиля
3. Техническое обслуживание автомобиля
При эксплуатации автомобиль ваз 2107 должен регулярно проходить периодическое техническое обслуживание (ТО). Своевременное проведение технического обслуживания с применением качественных расходных материалов увеличивает срок эксплуатации автомобиля ваз 2107 до ремонта. Объем работ по техническому обслуживанию зависит от пробега автомобиля ваз 2107 или от срока эксплуатации автомобиля ваз 2107. Заводом-изготовителем предусмотрено двенадцать плановых ТО в течение срока службы автомобиля ваз 2107.
Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра, уборочно — моечных операций и дозаправочных работ.
Техническое обслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов.
Техническое обслуживание № 2 (ТО — 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться в большем объеме — с углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля, а также устранением обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.
Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий.
Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика, а также в процессе проведения ТО -1 и ТО — 2 при обнаружении сверхобъемных работ.
Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях — авторемонтных заводов (АРЗ) с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередь на отдельные детали.
4. Значение и устройство ГРМ двигателя ВАЗ 2107
ГРМ — сокращение от «газораспределительный механизм». Механизм распределения впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Осуществляется путём открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов цилиндров при помощи распределительного вала (распредвала) и кулачкового механизма. Распредвал имеет жёсткую синхрониза- цию вращения с коленвалом, реализованную с помощью зубчаторемённой или цепной передачи. Как правило, на высокофорсированных двигателях обрыв или проскальзывание ремня ГРМ или цепи ГРМ приводит к выходу двигателя из строя.
ГРМ служит для управления процессами наполнения цилиндров воздухом или топливно-воздушной смесью и выпуска отработавших газов из цилиндров.
Управление процессами выпуска и впуска осуществляется путем открытия и закрытия отверстий в цилиндре двигателя от угла поворота кривошипа коленчатого вала.
Распределительный механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров (1-3-4-2), фазами газораспределения и числом оборотов. В двигателе автомобиля ВАЗ-2107 применен клапанный распределительный механизм с верхним однорядным наклонным расположением клапанов и верхним расположением распределительного вала.
Механизм состоит из цепного привода, распределительного вала с корпусом, рычагов привода клапанов, опорных регулировочных болтов, клапанов с пружинами и втулками и ряда других деталей. Привод распределительного вала осуществляется двухрядной цепью с полуавтоматическим натяжителем и успокоителем.
Чугунная ведомая звездочка распределительного вала проворачивается с помощью цепи, получающей вращение от стальной ведущей звездочки, установленной на носке коленчатого вала.
Цепь одновременно приводит во вращение чугунную звездочку, закрепленную на валу привода масляного насоса, распределителя зажигания и бензонасоса. Для гашения колебаний цепи служит успокоитель, неподвижно закреплённый на торце двигателя.
Рис. 2 Газораспределительный механизм: 1 — кулачок; 2 — толкатель; 3 — штанга; 4 — коромысло
Рис. 3 Клапанный механизм двигателя 1- клапан; 2 — стопорное кольцо; 3 — направляющая втулка; 4 — маслоотражательный колпачок; 5- опорная шайба наружной пружины; 6- опорная шайба внутренней пружины; 7-внутренняя пружин; 8-наружная пружина; 9 — тарелка; 10 — сухарь; 11 — рычаг клапана; 12 — пружина рычага; 13 — регулировочный болт; 14 — контргайка; 15 — втулка регулировочного болта; 16 — стопорная пластина пластины рычага
5. Технология ремонта ГРМ двигателя ВАЗ 2107
Основные неисправности ГРМ и методы их устранения
Стук впускных и выпускных клапанов. Увеличенный зазор в клапанном механизме.
Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2107
Газораспределительный механизм в двигателе внутреннего сгорания — это важная часть, без работы которого езда невозможна. Именно ГРМ отвечает за подачу топливо-воздушной смеси в цилиндры и вывод отработанных газов, то есть это основа работы ДВС в любом автомобиле. Движение клапанов, отвечающих за впуск и выпуск смеси, управляется распределительным валом. Он один в 8-клапанных силовых агрегатах и два в 16-клапанных. Распредвалы приводятся в движение с помощью ременного или цепного привода. От этого же привода работает масляный насос и другие механизмы мотора.
Если приводное средство будет неисправно или вообще разрушится, есть риск существенной поломки двигателя. Многие моторы после обрыва цепи или ремня ГРМ требуют капитальной переборки и замены многих деталей, что стоит недёшево. Поэтому за техническим состоянием привода ГРМ нужно следить очень пристально, а в случае неисправностей обязательно менять. Замена цепи ГРМ на ВАЗ-2107 своими руками вполне возможна в силу относительной простоты и ремонтопригодности конструкции.
Возможные неисправности
В семействе автомобилей Волжского автозавода, которые получили названия «классики», привод ГРМ исполнен в цепном варианте. Ресурс хорошей двухрядной цепи выше любого ремня, к тому же цепь лучше защищена от любых внешних воздействий, находясь внутри блока двигателя. Моментальное растяжение цепи исключено, к тому же цепь, в отличие от ремня, не проскользнёт при резкой прогазовке двигателя. Обратная сторона: шумность и некоторая громоздкость — не столь бросаются в глаза при эксплуатации ВАЗ-2107.
Схема натяжителя: 1 — звёздочка распредвала; 2 — цепь ГРМ; 3 — успокоитель цепи; 4 — звёздочка привода вспомогательных агрегатов; 5 — звёздочка коленчатого вала; 6 — башмак натяжителя; 7 — гидравлический натяжитель цепи; 8 — штуцер масляной магистрали
К сожалению, цепь также не вечна. Она тоже растягивается — только не сразу, а постепенно, в результате выработки металлических пальцев о зубья шестерён.
Признаки того, что цепь растянулась и нужно диагностировать степень её исправности, следующие:
- посторонний стук и звяканье при работе мотора;
- сильное растяжение и выработка металла могут привести к нарушению фаз газораспределения, увеличению расхода топлива и другим неисправностям.
Если цепь лишь слегка потянулась, можно компенсировать проседание, увеличив прижим башмаком натяжителя. Когда же предел регулировок исчерпан, помочь может только замена цепи.
Растяжение цепи даже в несколько миллиметров заметен на глаз
Для того, чтобы лучше представлять, когда можно обойтись малой кровью, а когда менять цепь, производитель установил приблизительный ресурс нормальной работы привода ГРМ, которое на «семёрке» составляет 60 тысяч километров. При использовании свыше указанного срока появляется риск не просто растяжения, а перескока зубьев при работе, либо обрыва узла.
Перескок цепи на один-два зубца шестерни ведёт к нарушению фаз газораспределения, что скажется на сбоях в работе даже на холостых оборотах, не говоря уже о работе под нагрузкой.
Обрыв цепи приводит к исчезновению синхронизации между оборотами коленчатого и распределительного валов. В результате поршни по инерции бьют в отрытые вовнутрь цилиндра клапаны, деформируются сами и деформируют их. Поршни «семёрочного» мотора имеют специальные выточки, защищающие клапаны от загиба. Но если двигатель проходил капитальный ремонт с заменой цилиндро-поршневой группы, поршни вполне могут и не иметь выточек, тогда риск серьёзных повреждений вырастает. Следите за цепью привода и вовремя меняйте её.
Замена цепи ГРМ
Владельцы ВАЗ-2107 стали наследниками советской школы автомобилестроения. Считалось, что значительная часть ремонтных работ должна быть посильной владельцу транспортного средства. В двигателе «Жигулей» 7-ой модели почти нет узлов и агрегатов, требующих регулировки с помощью специального оборудования, например, компьютерно-диагностических систем. Водитель, обладающий навыками пользования ручным инструментом, вполне может осуществить замену ремня ГРМ самостоятельно. Существуют два способа выполнить эту операцию.
Это важно! Система впрыска топлива на ВАЗ 2107 может быть инжекторной и карбюраторной. Она не влияет на процесс замены узла ГРМ. Новая цепь ставится одинаково и на инжекторе, и на карбюраторе.
Быстрый способ
Стоит сразу оговориться, что этот способ не гарантирует длительную исправную работу двигателя. Применяйте его на свой страх и риск! Иногда быстрая замена цепи ГРМ оправдана, ели у вас есть с собой новая деталь, и вы обнаружили критическую неисправность цепи. Ехать дальше опасно. В этом случае быстрая замена цепи приведёт к меньшему риску, чем продолжение движения со старой. Делается это только для того, чтобы дотянуть до дома или ближайшей станции техобслуживания, где можно будет потратить больше времени для правильной установки передаточного механизма. Последовательность действий при быстром демонтаже такова:
- Открыв капот, нужно снять крышку головки блока цилиндров. Откроется вид на распредвал с ведомой шестернёй.
- Извлечь соединительный палец и разъединить приготовленную новую цепь. Ту же операцию необходимо проделать со старой цепью.
- Соединить новую цепь к одному из концов старой.
- Придерживая и подтягивая свободный конец старой цепи, специальным ключом проворачивать коленвал до тех пор, пока новая цепь не встанет на место старой.
- После этого достаточно соединить и заклепать новую цепь. Сделать это будет нелегко, так как её будет натягивать неослабленный башмак натяжителя, до которого нельзя добраться, не сняв крышку двигателя.
Принцип быстрой замены заключается в снятии крышки блока клапанов
Как видно, при быстром способе нет никакой возможности отрегулировать новую цепь, которая с первых минут работы может начать изнашиваться. Поэтому попав в безвыходную ситуацию и применив быструю замену, не поленитесь затем в спокойных условиях сделать всё правильно и чётко.
Практичный способ
Вначале необходимо снять детали, которые закрывают доступ к передней части двигателя. Это декоративная решётка радиатора, сам радиатор, из которого нужно аккуратно слить антифриз. После этого порядок действий следующий:
- Сверху снимаем крышку блока цилиндров, а со стороны днища — защиту двигателя и брызговик.
- Проверните коленвал ключом до тех пор, пока не добьётесь совпадения этого отлива с меткой на шестерне распредвала.
Коленчатый вал необходимо провернуть до совпадения метки на шестерне с отливом
Для того чтобы снять шкив коленвала понадобится накидной или рожковый ключ на 36
Для расшплинтовки подойдёт плоская отвёртка или зубило
Это важно! Если двигатель вашего автомобиля не нов либо его ремонт производился давно, при разборке обратите внимание на шестерни ГРМ. Оценить степень изношенности поможет внимательный взгляд на зубья. Старые шестерни шлифуются со временем и даже могут сломаться. В этом случае докупите набор звёздочек ГРМ для автомобилей LADA.
Установка
Первым делом выставьте положение коленвала. Шпонка, фиксирующая звёздочку, должна совпадать с меткой на корпусе блока цилиндров. Если совпадения нет, коленвал нужно будет принудительно прокрутить. После можно надевать цепь. Порядок следующий:
- Сначала звенья накидываются на звёздочку коленвала и фиксируем специальным прижимным болтом.
- Прикрутите успокоитель и башмак натяжителя, потом его можно будет отрегулировать.
- Наденьте цепь на шестерню масляного насоса. Не забудьте водворить на место шплинт, который предотвратит откручивание крепежа во время работы двигателя.
- В последнюю очередь цепь надевается на звёздочку распредвала. Помните, что её положение определяется совпадением меток. Шестерню с надетой цепью насадите на посадочную ось, прикрутите и зашплинтуйте.
Надетую цепь необходимо закрепить болтом
Финальным аккордом является прикручивание крышки
Видео: замена цепи и звёздочек на ВАЗ 2107
Полезные замечания
Если у вас «семёрка» с карбюратором, то после замены цепи ГРМ требуется выполнить регулировку зажигания, ведь звёздочка привода прерывателя-распределителя зажигания (в просторечии трамблёра) тоже снималась со своего посадочного места. Инжекторные модели такой регулировки не требуют.
Карбюратор в автомобилях ВАЗ 2106-2107 отличается стабильной работой и редко выходит из строя. Тем не менее ремонт может понадобиться даже этому узлу. Подробности проведения процедуры изложены здесь: https://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/remont-karbyuratora-vaz-2107.html
На советские и ранние российские автомобили классического семейства традиционно ставили двухрядные цепи ГРМ. Это давало повышенную надёжность за счёт того, чтоб обрыв одного звена не провоцировал мгновенное столкновение поршня с клапаном в открытом положении. Недостатком был повышенный вес. В целях экономии и облегчения конструкции цепь стали делать однорядной. Ресурс двойной цепи доходит до 100 — 120 тысяч километров, в то время как однорядной — в два раза меньше. Некоторые автовладельцы возвращают в свои силовые агрегаты двухрядную цепь. Правда, для этого придётся заменить также все шестерни, входящие в зацепление с цепью. Сегодня комплект таких деталей найти достаточно сложно, поэтому готовьтесь к поисковой работе, если хотите повысить надёжность механизма ГРМ.
Двухрядная цепь ГРМ имеет гораздо больший ресурс, однако подобрать комплект деталей для её установки гораздо сложнее
Цепь ГРМ — передаточный механизм, за состоянием которого владелец машины должен следить особенно тщательно. Опытные водители недаром советуют слушать свой автомобиль. Посторонний шум с позвякивающими нотами — верный признак того, что пора вскрыть по меньшей мере крышку головки блока цилиндров, прокрутить коленвал и обследовать цепь хотя бы внешне. При тревожных признаках цепь нужно будет достать и заменить. Уверенность, аккуратность и данная инструкция помогут вам сэкономить немалую сумму денег, ведь замена цепи или ремня на «классике» стоит по стране около 2000 рублей.