- Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
- Про двигатель ЗМЗ Pro: позитивные отличия от 409-го и старые проблемы
- Про Pro
- Бурные, продолжительные, переходящие в.
- Что, и охаять не за что?
- Касаемо прочего, владельцы отмечают:
- А что думаете вы?
- Описание двигателя Zmz pro
- Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409
- Конструктивные особенности
- Газораспределительный механизм
- Модификации двигателя
- 409 051
- 409 052
- 409 10
- 40911
- 40904
- 40905
- На какие автомобили ставится двигатель ЗМЗ Pro
- Проблемы и распространенные неисправности
- Мотор не заводится
- Падение мощности мотора
- Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
- Низкое давление в масляной магистрали
- Стук коленвальных подшипников
- Стук из блока поршней
- Высокий расход масла
- Вибрация мотора
- Перегрев двигателя
- Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости
Двигатели ЗМЗ ПРО (ZMZ PRO), ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, исполнения, устройство, техническое обслуживание, диагностика, регулировка и ремонт двигателей ЗМЗ ПРО (ZMZ PRO), основания для ремонта двигателя, падение мощности, повышенный расход топлива и масла, дымление, понижение компрессии в цилиндрах, шумы и стуки в двигателе ЗМЗ ПРО (ZMZ PRO) для Уаз Профи, Уаз Хантер, Уаз Патриот, Уаз Пикап, Уаз Карго.
Несвоевременная замена моторного масла и масляного фильтра приводит к работе пар трения в неблагоприятных условиях и является причиной ускоренного износа двигателя ЗМЗ. Это связано с ухудшением свойств моторного масла. Меняется его вязкость, вырабатываются присадки. Повышается склонность к образованию отложений на деталях и в каналах системы смазки и т. д. А также большим количеством продуктов износа в смазочной системе. В загрязненном масляном фильтре открывается перепускной клапан. В результате масло проходит мимо фильтрующего элемента. Читать далее Причины ускоренного износа двигателя ЗМЗ, несвоевременная замена и некачественное масло, влияние режимов эксплуатации автомобиля на скорость износа двигателя. →
Привод распределительных валов в двигателе ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 на УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с модернизированной системой охлаждения и автоматической коробкой передач Punch 6L50 осуществляется двумя двухрядными втулочными цепями. Читать далее Привод распределительных валов и привод клапанов ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 в УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с автоматической коробкой передач Punch 6L50, устройство, размеры, допуски и зазоры. →
Коленчатый вал ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 в УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с автоматической коробкой передач Punch 6L50 – пятиопорный. Отлит из высокопрочного чугуна. Для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил коленчатый вал имеет восемь противовесов. Читать далее Коленчатый вал ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 в УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с автоматической коробкой передач Punch 6L50, устройство, размеры, допуски и зазоры. →
Блок цилиндров двигателей ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 с модернизированной системой охлаждения для УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с автоматической коробкой передач Punch Powerglide 6L50 отлит из серого чугуна. Выполнен в виде моноблока с картерной частью, опущенной ниже оси коленчатого вала. Читать далее Блок цилиндров и головка цилиндров двигателей ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 с модернизированной системой охлаждения для УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи с автоматической коробкой передач Punch Powerglide 6L50. →
Бензиновые двигатели ЗМЗ-409051.10 и газобензиновые двигатели ЗМЗ-409052.10 с модернизированной системой охлаждения предназначены для установки на автомобили УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Profi, в том числе с автоматической коробкой передач Punch Powerglide 6L50. С колесной формулой 4×2 и 4×4, полной массой до 3500 кг, экологического класса 5. Читать далее Комплектации двигателей ЗМЗ-409051.10 и ЗМЗ-409052.10 с модернизированной системой охлаждения для УАЗ Патриот, УАЗ Пикап и УАЗ Профи, перечень оригинальных деталей двигателей. →
Про двигатель ЗМЗ Pro: позитивные отличия от 409-го и старые проблемы
Вновь рад приветствовать вас, дорогие читатели!
Сегодня с вами снова я, один из дежурных «всадников» Железного Коня, с очередным разбором по косточкам по гаечкам ещё одного популярного двигателя – ЗМЗ Про.
Надеюсь, мой рассказ не покажется вам скучной лекцией по «мотороведению», поскольку и самому мне гораздо интереснее, чтобы по итогам у нас вышел конструктивный диалог по предложенной мною теме.
Поэтому высказывайтесь в комментариях обо всём, что узнали, поняли или, наоборот, не поняли. а ещё лучше будет, если расскажете что-то, о чём знаете из собственного опыта.
Про Pro
Про него самого рассказывать можно много, однако утомлять излишними подробностями не стану, тем более, вряд ли можно считать этот двигатель по-настоящему оригинальной конструкторской разработкой; по сути, это лишь продукт глубокой модернизации одного из членов семейства «406/405/409», появившегося аж в 1997 году, а именно «четыреста девятого», самого большого по литражу.
Этот двигатель, уже хорошо известный к этому моменту, «превратился» в Pro в 2017 году, когда получил более трёх десятков импортных комплектующих взамен применявшихся на 409-м отечественных, вместе с улучшенными мощностными характеристиками.
Одними из главных отличий стало применение двухрядной роликовой цепи в приводе ГРМ со звёздочками вместо башмаков и с гидронатяжителем, изменение фаз газораспределения вкупе с новыми клапанами и некоторыми иными деталями ГБЦ (сёдла, направляющие втулки, маслосъёмные колпачки), а также сама её конструкция, обеспечивающая теперь нулевой риск «рандеву» поршней с клапанами, хотя вероятность обрыва цепи, прежде приводящая к этому крайне неприятному событию, тоже нулевая.
Увеличившая с 9.1 до 9.8 степень сжатия вместе со смещением фаз привела к росту мощности до 150 л.с . , что можно считать уже вполне достойным показателем; хотя гораздо важнее ещё более высокий рост значения максимального крутящего момента – до 235 Н•м, пик которого приходится на более низкий диапазон оборотов, что обеспечивает более плавные характеристики.
Кроме прочего, ЗМЗ Pro гораздо лучше (предшественников) подходит для установки на него ГБО, что позволяет параллельно выпускать две версии – бензиновую (409051) и битопливную (409052).
Дабы не затруднять вас поиском ключевых показателей в тексте, сведу их в маленькую табличку:
В 2019-м году ЗМЗ Pro подвергся ещё одной модернизации, которая коснулась множества конструктивных элементов мотора, включая блок, ГБЦ, коленвал, опоры двигателя, многие другие; более же всего изменений произошло в системе охлаждения, которая теперь обеспечивает не только оптимальный тепловой режим, но и повышенный комфорт в салоне в холодное время года.
Первоначально этот агрегат предназначался для использования на УАЗ Патриот с новой автоматической коробкой передач, однако по мере наращивания объёма производства и с переходом с опытно-промышленной (по сути, «обходной») на серийную технологию изготовления им стали комплектовать, по методу «обратной унификации», и машины с обычной «механикой», а также и УАЗ Профи, под который ЗМЗ Про изначально и был подготовлен.
Бурные, продолжительные, переходящие в.
Ну, пускай не бурных, и уж, тем более, «переходящих в овацию» аплодисментов, но сдержанной похвалы ЗМЗ Про в современном варианте безусловно заслуживает. Особенно, если сравнивать его с предшественником или, тем более, с теми моторами, которыми УАЗы комплектовались в давние годы.
Он избавился от многих недостатков «четыреста девятого», стал гораздо надёжнее и долговечнее.
Завод даёт гарантию на 200 000 км до капитального ремонта, а что будет в действительности, покуда неясно, но стоит надеяться на лучшее.
Однако двести тысяч по современным меркам вовсе не много, а что дальше?
А дальше всё просто: мотор, несмотря на регулярные усовершенствования, сохранил достаточную простоту конструкции, обуславливающую его высокую ремонтопригодность.
То есть, если утроить заявленный заводом пробег, ресурс получается вполне достойный.
Об экономичности автомобиля с бензиновым мотором говорить сложно, однако не следует забывать, что она обуславливается не только «аппетитом» самого агрегата, но и множеством иных факторов; если бы, к примеру, ЗМЗ Про стоял не на громоздком УАЗике со сложной трансмиссией и «вездеходной» резиной, а на каком-нибудь обычном седане, думаю, у владельцев такого гибрида не возникло бы особых претензий по поводу прожорливости.
Тем более, увеличение степени сжатия не слишком повлияло на «капризность» мотора к сорту топлива: хотя официально производитель рекомендует использовать Аи-95, машина вполне нормально потребляет и девяносто второй.
А что касается газобаллонной версии, она вполне способна гарантировать весьма умеренное «облегчение» кошелька на заправке.
Что, и охаять не за что?
Представил себе, как ЗМЗ Про вдруг ожил и «заговорил человечьим голосом», а конкретно, голосом Алексея Баталова в роли незабвенного Гоши: «да у меня практически нет недостатков!»
Ну, как выяснилось, недостатков у Гоши оказалось весьма немало, поэтому и в теперешнем случае не стоит безоглядно принимать на веру столь самонадеянное заявление «персонажа» нашей истории.
В первую очередь, довольно спорным моментом являются его мощностные характеристики.
С одной стороны, 150 «лошадок», вроде бы, и вполне достаточно, с другой… а у аналогов-то их изрядно больше!
Ну, я не рассматриваю, конечно, Гранд Чероки SRT-8 c его 468-ю лошадиными силами, и даже «скромненький» Pajero Sport, имеющий под капотом «всего» 210 лошадок. Хотя у «Прадо» в базе всего (уже без кавычек) 163 л.с., выдаваемых тем же 2,7-литровым бензиновым агрегатом. Так что недостаток весьма относительный, тем более что имеется возможность тюнинга ЗМЗ Pro как раз до этих самых 163 сил, хотя и с некоторым ущербом для гибкости тяговой характеристики.
В общем, не стану делать по этому поводу никаких конкретных выводов, лучше послушаю вас, как вы считаете, достаточно ли он мощный?
Касаемо прочего, владельцы отмечают:
- по-прежнему недостаточную прочность ГБЦ, склонную, при определённых условиях, к растрескиванию,
- невозможность ремонта постелей распредвалов,
- недостаточную долговечность ряда деталей (к примеру, гидрокомпенсаторов, лобового сальника),
- общее не слишком высокое качество сборки.
Как бы то ни было, большинство этих недочётов устранимы, и потому вряд ли стоит из-за них рвать не себе волосы от отчаяния.
А что думаете вы?
Удалось ли, наконец, инженерам Заволжского завода довести до ума этот двигатель?
Оправдывает ли он себя, или конструкторам стоит задуматься о разработке совершенно иного, более современного и надёжного двигателя? И, если – да, то готовы ли мы платить за него неизбежную весьма немалую разницу в стоимости?
Описание двигателя Zmz pro
Рядный 4-цилиндровый двигатель ЗМЗ Про, созданный на базе 2,7-литрового блока цилиндров моторов 409-серии, используется на автомобилях УАЗ Патриот с осени 2017 г. Агрегат оснащен системой распределенного впрыска бензина, а также есть модель, работающая на газовом топливе. Ряд доработок в конструкции мотора были направлены на увеличение ресурса и снижение трудоемкости обслуживания.
Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409
Мотор создан на основе чугунного блока цилиндров ЗМЗ 405, имеющего повышенную жесткость. Сверху установлена алюминиевая 16-клапанная головка с 2 распределительными валами, которые приводятся в действие цепным механизмом с автоматической регулировкой натяжения. Для подачи топлива использована система впрыска, инжектор управляется электронным контроллером.
Топливо распыляется форсунками в полость впускного коллектора, выпуск размещен с противоположной стороны блока. Охлаждение жидкостное, для принудительной циркуляции хладагента применен насос. По своим характеристикам мотор близок к импортным аналогам Hyundai G4KE, Opel Z22YH или Nissan KA24DE, но отличается повышенным расходом топлива (на 2-3 л на 100 км).
Технические параметры силового агрегата ZMZ Pro:
- диаметр цилиндра — 95,5 мм;
- ход поршня — 94 мм;
- рабочий объем — 2693 см³;
- степень сжатия — 9,8 единиц;
- мощность (замер по правилам ЕЭК ООН) — от 143 до 150 л.с.;
- крутящий момент (замер по правилам ЕЭК ООН) — до 235 Н/м;
- порядок вспышек в цилиндрах — 1-3-4-2.
Конструктивные особенности
Особенности конструкции мотора ZMZ Pro:
- для привода распределительных валов использована 2-рядная цепь с увеличенной прочностью;
- для натяжения привода применяются отдельные звездочки с гидравлическими регуляторами положения;
- в приводе навесного оборудования использованы натяжные ролики импортного производства;
- для снижения риска течи масла из-под поддона предусмотрена металлическая прокладка;
- измененные клапаны и доработанный вал с модернизированным профилем кулачков.
Газораспределительный механизм
Для привода клапанов используются чугунные распределительные валы с отбеленными кулачками (для повышения прочности). Валы установлены в головке блока, осевое перемещение ограничивается упорными полиамидными кольцами. Для привода валов использована цепь с автоматическими натяжными звездочками (работают от системы смазки двигателя). В приводе клапанов установлены гидравлические толкатели, каждый клапан оборудован возвратной пружиной.
Модификации двигателя
Мотор ЗМЗ 409 выпускался в нескольких модификациях, отличающихся мощностью и соответствием экологическим нормативам. Двигатели УАЗ Патриот отличаются степенью сжатия, моделью контроллера управления и перечнем навесного оборудования.
409 051
Мотор предназначен для установки на машины Профи, в качестве топлива используется бензин с октановым числом 95 и выше. Двигатель соответствует нормативам Евро-5, номинальная мощность брутто достигает 160 л.с. При замере параметра по методике ЕЭК ООН отдача падает до 150 л.с.
409 052
Агрегат отличается от модификации 051 топливной системой УАЗ Патриот, позволяющей эксплуатировать мотор на жидком или газообразном топливе (смесь пропана и бутана). В выпускном коллекторе установлен каталитический нейтрализатор, выхлоп соответствует требованиям стандарта Евро-5. При использовании газового топлива мощность падает до 143 л.с.
409 10
Базовый силовой агрегат семейства 409, имеющий мощность 143 л.с. Мотор оборудован контроллером, обеспечивающим соответствие выхлопа нормативам Евро-2. Двигатель постепенно вытеснили с конвейера модификации с улучшенными экологическими параметрами.
Мотор со сниженными характеристиками, предназначенный для использования на коммерческих шасси с полным приводом. Изменен распределительный вал, скорректированная прошивка блока управления обеспечивает выполнение норматива Евро-4. Мощность составляет 112 л.с., тип топлива — неэтилированный бензин сорта А-92 и выше.
40911
Мотор модификации 40911 предназначен для оснащения классических грузовиков и микроавтобусов УАЗ. В конструкции предусмотрен датчик абсолютного давления, обеспечивающий выполнение нормативов Евро 4. Мотор имеет мощность 112 л.с., отличием является отсутствие насоса гидравлического усилителя руля и компрессора кондиционера.
40904
Движок представляет собой версию агрегата модели 40910. Он оснащен модернизированной цилиндро-поршневой группой и улучшенными прокладками. Мотор имеет отдачу 128 л.с., удовлетворяет нормативам токсичности Евро-3. Двигатель встречается на машинах Патриот, Пикап, Карго и Хантер.
40905
Мотор мощностью 128 лошадиных сил (при 4600 об/мин) встречается на УАЗиках серии Карго и Патриот. Степень сжатия 9,1 позволяет использовать в качестве топлива бензин А-92, предусмотрена возможность установки блока впрыска газа. Заявленный заводом расход топлива (жидкого) лежит в диапазоне от 11,5 до 13,2 л на 100 км пути (зависит от скорости и режима движения).
На какие автомобили ставится двигатель ЗМЗ Pro
Силовой агрегат ZMZ Pro устанавливается на автомобили завода УАЗ:
- пассажирский Патриот с приводом на все колеса;
- грузо-пассажирские Профи и Пикап, оборудованные приводом на передний и задний мост.
Проблемы и распространенные неисправности
Силовые агрегаты серии 409 имеют ресурс до капитального ремонта в пределах 200-300 тыс. км (зависит от условий эксплуатации). Однако возникают ситуации, при которых мотор не заводится или работает некорректно. Причиной поломки является преждевременный износ деталей или неправильная эксплуатация силового агрегата и автомобиля. Владелец в силах исправить только механические поломки, для определения неисправных электронных компонентов требуется диагностическое оборудование.
Мотор не заводится
Причиной отсутствия вспышек в цилиндрах является падение давления в топливной магистрали, поломка компонентов системы зажигания или неисправность контроллера. Проверка выполняется диагностическим сканером, при отсутствии оборудования возможно только проконтролировать подачу бензина насосом и визуально оценить состояние свечей. Следует учитывать, что насос может подавать бензин к рампе, но давление в магистрали недостаточное для распыления горючего через форсунки.
Падение мощности мотора
При внезапном снижении мощности силового агрегата (не связанном с повышенной загрузкой машины) следует проверить:
- состояние воздушного фильтра;
- работоспособность дроссельного узла и сопутствующих датчиков (диагностическим прибором);
- нет ли перебоев в работе системы зажигания и подачи топлива (на панели приборов включится значок Check Engine);
- не прогорают ли прокладки под головкой блока цилиндров;
- не падает ли степень сжатия из-за износа поршневых колец или гильз.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
Внезапные остановки мотора указывают на засорение или поломку форсунок. На машинах сборки до 2008 г. использовался датчик холостого хода. В таких автомобилях при поломке или некорректной работе устройства мотор может самопроизвольно выключаться. УАЗ Патриот 2008 г. и более поздние модели от датчика отказались, холостой ход обеспечивается электронным блоком управления.
Низкое давление в масляной магистрали
Причины падения давления масла в двигателях ЗМЗ 409:
- Ошибочный выбор смазывающего вещества, залитого в картер двигателя.
- Попадание в картер бензина из-за повышенной производительности форсунок или поломки свечи зажигания в одном или нескольких цилиндрах. Дефект может возникнуть и при пробое прокладки под головкой, охлаждающая жидкость попадает в картер и снижает эффективность работы системы смазки.
- Проблемы с масляным насосом или редукционным клапаном.
- Поломка клапана в масляном фильтре.
- Появление вмятины на поддоне картера, что приводит к затрудненной подаче масла к приемной трубке помпы.
- Износ коренных и шатунных шеек.
- Засорение масляных каналов отложениями, которые приводят к падению пропускной способности системы смазки.
Стук коленвальных подшипников
При износе вкладышей опор коленчатого вала появляется звонкий металлический стук, частота увеличивается по мере наращивания оборотов. Одновременно на панели приборов может мигать или гореть лампа аварийно низкого давления масла. Дальнейшая эксплуатация двигателя запрещена, поскольку возможно необратимое разрушение блока цилиндров (например, из-за обрыва шатуна).
Стук из блока поршней
Стук из блока цилиндров, прослушиваемый на холостом ходу или под нагрузкой, указывает на увеличение зазора между поршнем и гильзой из-за износа трущихся поверхностей. Дальнейшая эксплуатация мотора приводит к интенсивному износу и повышенному расходу масла и топлива. Возможно разрушение колец и перемычек между канавками на поршнях, попавшие в картер обломки вызывают повреждение коренных опор и шеек коленчатого вала.
Высокий расход масла
Масло может уходить из двигателя через прокладки или сгорать в цилиндрах. Повышенный угар масла указывает на использование вещества низкого качества или на износ элементов цилиндро-поршневой группы. Следует помнить, что длительная работа мотора на высоких оборотах ведет к естественному выгоранию масла.
Вибрация мотора
Повышенные вибрации мотора являются следствием разрушения опор. Элементы кривошипно-шатунного механизма проходят балансировку в заводских условиях, самопроизвольного нарушения баланса при эксплуатации невозможно. Подергивания двигателя могут возникнуть из-за перебоев в системах подачи топлива и зажигания (сопровождаются миганием или включением лампы Check Engine).
Перегрев двигателя
Повышение температуры двигателя происходит в результате течи охлаждающей жидкости через поврежденные патрубки или в зазор между головкой блока цилиндров и прокладкой. Дефект возникает при засорении сот радиатора грязью после преодоления глубоких луж в лесу или поле. Возможен рост температуры при некорректной работе вискомуфты вентилятора или длительном движении с малой скоростью на повышенных оборотах.
Тюнинг двигателя ЗМЗ 409
Повышение мощности силового агрегата ЗМЗ 409 обеспечивается доработкой системы впуска топливной смеси и коллектора выпуска отработавших газов. Последний заменяется на оригинальную конструкцию с патрубками равной длины. Впускной коллектор дорабатывают с целью увеличения сечения каналов и скругления острых кромок. На впуске применяется воздушный фильтр с пониженным сопротивлением, также устанавливаются доработанные распределительные валы. Мощность агрегата достигает 180 л.с. при расходе 13-15 л/100 км без снижения изначального ресурса.