4-цилиндровые двигатели — Рядное // 1-3-4-2 (первый цилиндр расположен со стороны привода ГРМ) 6-цилиндровые двигатели V-образное
левый (если смотреть на двигатель со стороны привода ГРМ) ряд цилиндров. 1-3-5 правый ряд цилиндров . 2-4-6 Порядок зажигания . 1-2-3-4-5-6 Нормальное направление вращения коленчатого вала . По часовой стрелке
Компрессионное давление
Бензиновые двигатели — Номинальное значение (все рассматриваемые здесь двигатели), бар . 12+15
Дизельные двигатели — Номинальное значение (все рассматриваемые здесь двигатели), бар . 30 + 35
Максимальная допустимая разница давлений между цилиндрами (все рассматриваемые здесь двигатели), бар . 1
Клапанные зазоры (только для указанных двигателей)
Значения клапанных зазоров, мм
Марка двигателя
Проверяемое значение
Регулировочное значение
Впускные
Выпускные
Впускные
Выпускные
Z19DT
0.30-0.40
0.30-0.40
0.35
0.35
Y30DT
0.35-0.40
0.35-0.40
0.40
0.40
Головка цилиндров
Размеры прокладок головки цилиндров (двигатель Y20DTH/Y22DTR)
Высота выступанияпоршней
Толщина прокладкиголовки блока цилиндров
Маркировкапрокладки
0.51-0.60 мм
1.3 мм
1 насечка
0.61-0.70 мм
1.4 мм
2 насечки
Замечание: Для двигателей Y30DT размерность прокладок имеет 3 группы значений (от одной до трех насечек)
Давление масла в системе смазки двигателя
Замечание: Давление масла измеряется на холостых оборотах двигателя, если не указано другое значение.
1. Vectra-C/Signum как и любой модельный ряд Opel традиционно отлинается чрезвычайной широтой спектра предлагаемых вниманию потребителей двигателей. Полный список применяемых для комплектации рассматриваемых моделей двигателей приведен в Спецификациях в начале настоящей Главы. Общий вид базовых моделей бензиновых и дизельных моделей показан на иллюстрациях 1.1а и 1.1b
1.1а Бензиновый двигатель 1.8 л (90 кВт/122 л.с.)
1 Блок управления дроссельной заслонкой 2. Генератор 3. Мультиреберный ремень привода вспомогательных агрегатов 4. Натяжной ролик 5. Кронштейн крепления правой опоры двигателя в Шкив коленчатого вала 7. Крышка двигателя 8. Измеритель уровня двигательного масла 9. Крышка маслозаливной горловины 10. Докатапитический лямбда-зонд 11. Защита выпускного коллектора 12. Компрессор системы К/В
2. На рассматриваемых здесь моделях предусматривается установка 4-цилиндровых рядных, 6-и клапанных двигателей, оборудованных двумя распределительными валами верхнего расположения (DOHC) — Z16XE, Z18XE, Z22SE, Z22YH и Z19DTH, либо одним распределительным валом SO НС) — Y20DTH и Y22DTR). Исключение составляет только дизельный двигатель Z19DT, который имеет по 2 клапана на цилиндр (один распределительный вал). Кроме того, на автомобили могут устанавливаться 6-цилиндровые 24-х клапанные двигатели объемом 3.0 л (дизельный) и 3.2 л (бензиновый) с V-образным расположением цилиндров и четырьмя распределительными валами. Двигатель установлен на резинометаллических опорах поперечно в передней части автомобиля и имеет водяное охлаждение, система смазки двигателя — закрытого типа с мокрым картером. Привод осуществляется на передние колеса посредством закрепленной слева на двигателе трансмиссионной сборки.
3. Литая головка цилиндров выполнена из алюминиевого сплава и имеет с блоком цилиндров резьбовое соединение. Алюминий обладает более высокой теплопроводностью и меньшим удельным весом по сравнению с чугуном. В головку запрессованы стальные седла и направляющие клапанов. Благодаря наличию гидравлического компенсатора у большинства двигателей (кроме Z19DT и Y30DT) зазор в клапанах поддерживается автоматически, что исключает необходимость его регулировки при проведении техобслуживания двигателя.
4. Принципиальная схема системы смазки двигателя представлена на иллюстрации. Система смазки работает от приводимого во вращение от цапфы коленчатого вала масляного насоса. На некоторых моделях двигателей привод насоса может осуществляться посредством зубчатого ремня или цепи. Масло забирается через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник из поддона картера двигателя и фильтруется полнопоточным сменным масляным фильтром. Масляный насос оборудован редукционным клапаном. При превышении определенного значения давления в системе смазки клапан открывается и избыточное масло сливается в поддон катера. Масло движется по предусмотренным в литье блока маслотокам. Из масляного фильтра основной поток масла под давлением подается в главную масляную магистраль и далее к подшипникам коленчатого вала через специальные сверления в теле вала, а также на днища поршней и стенки гильз цилиндров. Одновременно через вертикальные каналы масло поступает в головки блока цилиндров для смазки подшипников распределительных валов. При засорении полнопоточного масляного фильтра открывается перепускной клапан, и масло подается в главную масляную магистраль в обход фильтра (нефильтрованное). Смазывание кулачков распределительного вала и клапанных компонентов, равно как и прочих внутренних компонентов двигателя осуществляется методом разбрызгивания.
Тип масляного фильтра
Двигатели Z20NET/Z22SE/Z22YH/Z19DT/ Y20DTH/Y22DTR/Y30DT . со сменным фильтрующим элементом
Двигатели Z16XE, Z18XE(R) . неразборный, полностью заменяемый
Допустимый расход масла на 1000 км пробега, л. не более 0.6
5. Фирма Opel продолжает совершенствовать конструкцию двигателей. Ввиду ограниченности места и скупости источников информации, более подробно здесь рассмотрены лишь модификации двигателей более раннего (до 2004 г. включительно) выпуска. На момент составления руководства на российский рынок начали поступать бензиновые модели, оборудованные новым 6-цилиндровым двигателем с объемом 2.8 л, но подробной информацией по его ремонту дилеры компании Opel пока не располагают.
6. Для проверки технического состояния двигателя, проведения работ по диагностированию систем и механизмов двигателя, его обслуживанию и ремонту требуется достаточно большой спектр специальных приспособлений и приборов с набором переходников, а так же требуется определенный опыт работы с подобным инструментом, поэтому настоятельно рекомендуется обращаться для проведения ТО и ремонта на специализированные сервисные станции официальных представителей компании Opel. Кроме того, формат не позволяет в полном объеме описать все операции по разборке/сборке двигателей. Поэтому в последующих разделах приведен перечень и порядок выполнения только основных, наиболее часто выполняемых при проведении ТО и текущего ремонта, операций. Некоторые операции достаточно просты и постоянно повторяются при выполнении работ — в некоторых случаях их описание опускается.
Замечание: В связи с постоянной модификацией конструкции автомобиля, в т.ч. и двигателей, возможны некоторые отклонения от ниже описываемых процедур. Для демонтажа/установки деталей или узлов в этом случае требуется элементарная сообразительность — внимательно осмотрите их и определите какие дополнительные элементы необходимо предварительно отсоединить или что мешает их демонтажу. Вряд ли новые варианты будут принципиально отличаться от описанных.
Перечень ремонтных работ выполняемых без извлечения двигателя из автомобиля (ТО и текущий ремонт)
7. Перечисленные ниже следующие ремонтные работы могут производиться без снятия двигателя с автомобиля:
a) Проверка компрессии; b) Снятие и установка крышки газораспределительного механизма; c) Снятие и установка крышки привода ГРМ; d) Снятие и установка компонентов привода ГРМ (ремень/цепь, зубчатые колеса/звездочки); e) Снятие и установка распределительных валов и толкателей; f) Регулировка клапанных зазоров (дизельные двигатели Z19DT и Y30DT); g) Снятие и установка головки цилиндров; h) Снятие и установка поддона картера; i) Снятие и установка масляного насоса; j) Снятие и установка маслоохладителя (при соответствующей комплектации); к) Замена сальников коленчатого и распределительных валов; I) Проверка состояния и замена опор подвески силового агрегата; т) Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.
8. Перед началом работ произведите тщательную чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением одного из широкого спектра специальных растворителей. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.
9. В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам , — во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикройте крылья автомобиля специальными чехлами, либо просто старыми одеялами.