Устройство двигателя мотоцикла 250 кубов

Информация о двигателе ZS177FMM

В статье собираю информацию о двигателе китайского производства NC250 (ZS177MM). Такой двигатель устанавливается на спортивные эндуро китайского производства.

Информацию о мотоциклах, кроме мотора, собираю в другой статье.

Первое, что бросается в глаза это габариты двигателя. Если геометрия мотоцикла скопирована у Husqvarna, то размеры двигателя как-будто больше или нет?

Давайте посмотрим на фотографии GR7 и Husqvarna. Я масштабировал фотографии так, чтобы можно было реально сравнить габариты.

Husqvarna FE 250

Нельзя так сразу сказать, что габариты 177-го двигателя разительно отличаются, но всё же, по моему мнению, он больше двигателя Husqvarna.

Я пытался найти информацию по массе двигателя, но точной не нашёл. Предположительно, масса 177-го двигателя (около 30 кг) на несколько килограммов больше европейских двигателей KTM, Husqvarna и т.п.

Конечно, мотоциклы Husqvarna проектировались под определённую массу и размеры двигателя и 177-й двигатель просто впихнули в эту раму. Из-за различий в массе двигателей может измениться развесовка мотоцикла.

В своё время я думал о том, что было бы замечательно купить какой-нибудь KTM с неисправным двигателем или без него и установить туда 177-й двигатель, но позволят ли габариты двигателя сделать такую перестановку неизвестно.

Понятно, что китайский производитель просто скопировал по его мнению удачный или попросту доступный двигатель, не обращая внимание на габариты и массу.

Мнение о 177-м двигателе с сайта motogon.ru:

Мотор слабый, как не крути не тянет. Не забываем, что ехал мотоцикл по треку буйных. Ловить тяговый момент трудно. На 3-й передаче в горку не едет! Пока переключишь на 2-ю передачу уже поздно, надо включать 1-ю и на ней тяжело, но всё же кое-куда заехал. Но всё же надо сказать, если вы не знакомы с хардом, вы новичок, хоббит, творожок (как и я), то моторчик вам понравится, все начинали с лайта, а на лайте он поедет нормально!

Мощность двигателя моего KLX250R 32 л.с. и её также мало для некоторых горок. Для горок хороши 2-тактные двигатели, где мощности достаточно.

На двигатель установлена одновальная головка с четырьмя клапанами. Такой двигатель не будет хорошо работать на высоких оборотах. Для спортивных двигателей обычно используют головку с двумя распределительными валами и четырьмя клапанами.

В головке установлен декомпрессор, который открывает не один впускной клапан, чтобы двигатель легче запускался, а сразу два

Степень сжатия в разных источниках, в том числе руководствах, указана в диапазоне от 11,1 до 12. В руководстве по ремонту двигателя указаны требования к топливу «>RQ93». Я бы считал, что лучше заливать бензин АИ-95. В теории, при степени сжатия выше 10,5, рекомендуется использовать только топливо АИ-95, а выше 12 — АИ-98. Заливать в бак мотоцикла со 177-м двигателем бензин АИ-92, по моему мнению, не совсем правильное решение. В двигателе моего KLX250R степень сжатия 11 и я всегда заливаю только бензин АИ-95. В двигателе Kawasaki Super Sherpa степень сжатия 9,3 — бензин АИ-92 идеально подходит для него.

Мощность двигателя объёмом 250 см 3 также указана разная в разных источниках. С учётом того, что головка двигателя одновальная, мощность 26 л.с. при 9000 об/мин кажется вполне реальной. Для двигателя объёмом 300 см 3 указана мощность 31 л.с. при 9000 об/мин. Я думаю, что этим данным можно доверять.

Крутящий момент 177-го двигателя заявлен 23 Нм при 7000 об/мин, при увеличении объёма до 300 см 3 — 25 Нм при 7000 об/мин.

Многим известен мотоблогер Евгений Цапков. У него были и есть разные проекты и один из них — увеличение мощности 177-го двигателя объёмом 250 см 3 . Перед тем, как вносить изменения, он измерил мощность и крутящий момент этого двигателя.

Стенд показал мощность двигателя 26 л.с. Также Женя показал график крутящего момента. На графике видно, что крутящий момент растёт примерно до 6500 об/мин, а мощность до 7000 об/мин. Это означает, что до 6500 об/мин динамика разгона постоянно увеличивается — именно это радует любого водителя, мотоцикл «едет». После 6500 об/мин крутящий момент начинает снижаться — динамика разгона падает, водитель начинает грустить. Такой характер мотора характерен для универсальных внедорожных мотоциклов, но не для спортивных эндуро и кроссовых мотоциклов.

Примерно такой же график крутящего момента и мощности имеет двигатель Kawasaki Super Sherpa. Я думаю, что аналогичную картину мы увидели бы у двигателя Honda XR250, Suzuki Djebel 250, Yamaha TT250R, Kawasaki KLX250.

Если хотите понять, как едет мотоцикл со 177-м двигателем — прокатитесь на Kawasaki Super Sherpa или любом другом универсальном внедорожном мотоцикле. Отличия будут лишь в тихом звуке глушителя и передаточных числах, если выхлопная система и звёзды стандартные.

По факту подобные двигатели хорошо работают на низких и средних оборотах, а вот в зоне высоких оборотов мало мощности и крутящий момент снижается. Не бывает так, чтобы на всех оборотах двигатель был хорош. Очевидно, что 177-й двигатель не форсировали для надёжности, чтобы работал, а не ломался.

Читайте также:  Отпускаю газ машина глохнет ваз 2107 карбюратор

Евгений Цапков «взбодрил» двигатель увеличив объём двигателя до 300 см 3 , доработав головку цилиндра и заменив распределительный вал на другой — с иным профилем кулачков распределительного вала. Распределительный вал был изготовлен на заказ. На стенде мы видим мощность 30 л.с., а также продолжение роста крутящего момента и мощности вплоть до 8000 об/мин.

По видео Жени я сделал вывод, что была увеличена высота кулачков распределительного вала путём наварки металла. Также были уменьшены боковые поверхности кулачков. В результате доработок получился так называемый «горбатый» вал, какие устанавливают в спортивные двигатели. С таким валом мотор должен работать хуже на низких оборотах, но это недостаток могло сгладить увеличение рабочего объёма поршневой до 300 см 3 .

Теперь стоит рассмотреть более подробно передаточные числа моторной передачи, коробки передач и главной передачи. Это важный параметр для внедорожного мотоцикла. Также в таблицу я добавил передаточные числа спортивных эндуро из 90-х, так как именно с ними правильнее всего сравнить китайский эндуро. Как я считал общие передаточные числа можно почитать в статье.

Как видно из таблицы, общие передаточные числа такие же, как у Yamaha TT250R Open Enduro и Suzuki DR-Z 250. Это означает, что владельцу придётся выбирать между низкой скоростью на первой передаче, высоким крутящим моментом на каждой передаче и адекватной скоростью на шестой передаче. Передачи буду либо «короткие» все, либо «длинные» все. У мотоцикла Kawasaki KLX250R, например, первая «короткая», а шестая «длинная», если сравнивать с китайским мотором.

Проблема 177-го мотора в том, что такие передаточные числа достигаются при звёздах 13/52. Дополнительно увеличить общее передаточное число не представляется возможным. Для этого нужно найти ведущую звезду 12, но, в теории, звезда должна иметь не менее 13 зубьев, а иначе происходит быстрый износ цепи. Устанавливать на колесо звезду больше 52 тоже не совсем хорошее решение из-за её размера, если такую звезду вообще реально найти.

Отзыв о коробке передач 177-го мотора с сайта motogon.ru:

Все передачи включаются чётко, нейтраль ловится отлично. Не все мотоциклы могут этим похвастаться.

Давайте рассмотрим диаметр поршня и ход коленчатого вала двигателя. В 177-м двигателе объёмом 250 см 3 установлен поршень диаметром 77 мм, а ход коленчатого вала составляет 53,6 мм. В двигателях японских внедорожных мотоциклов 90-х годов поршни меньшего диаметра, а ход коленчатого вала больше. Например, в двигателе Kawasaki KLX250 установлен поршень диаметром 72 мм, а ход коленчатого вала составляет 61 мм (на 14 процентов больше).

Малый ход коленвала оптимален для двигателей, которые чаще работают на высоких оборотах. Износ поршня и цилиндра в таком случае будет меньше, так как шатун меньше давит на поршень, а поршень, в свою очередь, на стенку цилиндра. Больший ход коленчатого оптимален для двигателей, которые чаще работают на низких и средних оборотах. В таком случае износ поршня и цилиндра будет выше на высоких оборотах.

У двигателя с большим ходом коленчатого вала шатун давит на более длинный рычаг, но диаметр поршня меньше. И наоборот, у двигателя с меньшим ходом рычаг меньше, но диаметр поршня больше. Что выгоднее для конкретного типа мотоцикла я пока затрудняюсь сказать, но японские инженеры выбрали больший ход коленвала. На картинке ниже стрелкой показан рычаг про который я говорю.

177-й двигатель не является высокооборотистым, но при этом имеет меньший ход коленчатого вала в сравнении с конкурентами из Японии. На низких оборотах такая конфигурация скорее минус, чем плюс.

177-й двигатель глохнет на низких оборотах. Для эндуро этот момент очень неприятный. Вы заезжаете в гору, в конце нужно практически закатиться и тут он глохнет. Не умеет этот двигатель ездить на холостых оборотах или около них. Почему так происходит, я могу лишь предполагать:

1) Малый ход коленчатого вала — конфигурация не для тяги на низких оборотах;

2) Декомпрессор сразу на два клапана — слишком быстро или слишком рано стравливает компрессию при снижении оборотов ниже холостых;

3) Высокая степень сжатия — поршню сложнее преодолеть сопротивление в верхней мёртвой точке на низких оборотах;

4) Двигатель без нагрузки очень быстро раскручивается, возможно, из-за облегчённого поршня, коленвала, маховика. Из-за этого отсутствует инерция и мотор быстро теряет обороты в критических моментах.

Пункты 3 и 4 характерны для двигателей кроссовых мотоциклов. В том числе из-за этого кроссовые мотоциклы не подходят для эндуро.

Многие люди с опытом езды на подобных мотоциклах не могли стронуться с первого раза на мотоцикле со 177-м мотором — двигатель глох. Также я смотрел видео с Данилой Черняевым, где он выступал на мотоцикле Avantis с таким же двигателем. Так вот двигатель регулярно глох. Под видео даже был комментарий зрителя с критикой, что мотоцикл не подготовлен и постоянно глохнет. Дело не в подготовке — это недостаток 177-го двигателя.

Чтобы мотоцикл не глох на низких оборотах, приходится больше работать сцеплением и держать обороты выше. Из-за этого сцепление будет быстрее изнашиваться, двигатель будет больше нагреваться.

В систему охлаждения китайских эндуро с подобным двигателем заливают 1 литр антифриза. Для сравнения в Kawasaki KLX250 используется 1,6 литра антифриза. 177-ой двигатель должен быстрее прогреваться, но и его перегреть проще.

В разных руководствах мотоциклов со 177-м двигателем указаны совершенно разные требования к маслу. Я бы заливал масло по API SG или выше вязкостью 10W-40. Дорогое заливать не стал бы.

Читайте также:  Эпика жрет масло или нет

В форсированный двигатель моего Kawasaki KLX250R по инструкции можно лить минеральное масло производства Лукойл со стандартной вязкостью 10W-40, которое соответствует API SF. Замена масла каждую 1000 км.

В двигатель спортивного мотоцикла Yamaha WR250F 2017 года допускается заливать масло 10W-40, которое соответствует API SG. Это Лукойл Полусинтетическое Супер по цене 200 рублей за 1 литр. Замена масла каждую 1000 км или через 5 гонок, а если в гонках не участвовать, то каждые 2000 км.

Я бы не стал лить в 177-й двигатель дорогое масло и слишком часто его менять — это слишком дорого для мотоцикла, который по смыслу должен экономить средства владельца. Лучше следите за чистотой воздушного фильтра.

Есть кикстартер, есть стартер. Иногда двигатель заводится отлично, а через короткое время возникают проблемы с запуском, потом снова всё отлично. После падений двигатель плохо заводится. Или может все проблемы из-за нагрева. Периодически такие проблемы, сложно понять закономерность. В одну из наших поездок двигатель тяжело запускался после того как глох, а с учётом того, что он легко глохнет на низких оборотах, то это может быть проблемой.

Вот такой обзор двигателя получился. Можете скачать сервисный мануал на этот двигатель. Пока нашёл только такой.

Китайские двигатели 250сс

Какие бывают двигатели на Китайских байках?

Тема достаточно сложная, поэтому для начала мы разберем самые популярные 250-ки. Здесь нам понадобится Ваша помощь! Что Вы думаете о каждом из них и как эти моторы проявляют себя на практике.

Вся линейка двигателей включает очень много разных моторов, начиная от V-образных, заканчивая рядными четверками. Мы же разберем самые популярные 1-циллиндровые: 170 FMM, 169 FMM, 167 FMM, 166 FMM, 165 FMM.

165 FMM – наиболее распространенный двигатель. Классический 2-х клапанный двигатель воздушного охлаждения. Родом из Японии конца 80-х годов. Устанавливался на Motoland XR250 Enduro, GR2 250 Enduro lite. Характеристики у него следующие:
обьем: 223 куб.,
17.6 лошадиный сил,
поршень – 65.5 мм.

166 FMM – под двигатель с этой маркировкой попадает большой перечень моторов. Они бывают верхневальные, нижневальные, с балансирным валом, без балансирного вала. Некоторые запчасти взаимозаменяемы с 165-м мотором. Двигатели ставятся на модели Kayo k1.

172 FMM – самый желанный мотор на воздушке из 250. Он обладает самыми высокими показателями среди сверстников. Устанавливается на Kayo t2, GR7 250FA. Какие же у него характеристики?
Объем- 250 кубов;
Мощность – 21 л.с.;
Зажигание – CDI.

170 FMM – 4-х клапанная водянка. Мотор опережает по характеристикам все предыдущие! Устанавливался на Motoland XR250PRO. Не самый распространенный мотор и советовать его Вам не можем – могут быть проблемы с запчастями.

177 ZS – самая популярная водянка на данный момент. Устанавливается практически на все топовые модели – BSE J5, Kayo t6. Есть вариации на 300сс. Существует двигатель 450 кубов – он в точности повторяет 250, только больший размер.
Обьем – 250 кубов.
Мощность – 24-28 л.с. (в разных источниках)

Маркировка китайских двигателей

Маркировка китайских двигателей

Как отличить мотор 166FMM от 172FMM?

Меня довольно часто спрашивают, как отличить китайские моторы, например очень распространенный 166FMM, от стремительно завоевывающего популярность и более мощного 172FMM. Самый очевидный ответ, глянуть на маркировку на двигателе. Да, но нет. Дело в том, что ушлые китайцы, видя набирающую популярность более мощного и дорогого двигателя Zongshen 172FMM, стали наносить такую маркировку на всём, что хоть как то похоже на мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания. Единственный достоверный и 100% вариант – это физически замерить диаметр цилиндра на разобранном движке. Но отчаиваться не стоит, существует несколько косвенных признаков, по которому всё же можно узнать ZS172FMM, и в этой статье я о них расскажу.

Но вначале давайте разберемся, с какими двигателями продаются китайские мотоциклы на Российском рынке, и что значит маркировка на них.

Маркировка китайских мотоциклетных двигателей

Количество и расположение цилиндров

Первая цифра означает количество цилиндров в двигателе 1 или 2. Следующие за ними буква – расположение цилиндра:

  • “P” – горизонтальное расположение цилиндра
  • “V” – V-образное расположение цилиндров
  • В двигателях с вертикально расположенными цилиндрами, буква отсутствует.

Далее следуют цифры, обозначающие диаметр цилиндра в мм.

Способ охлаждения двигателя

После цифр, следует буква, означающая тип охлаждения:

  • “F” – воздушное охлаждение
  • “Q” – принудительное воздушное охлаждение
  • Отсутствующая буква говорит о жидкостном охлаждении

Тип двигателя

Следующая буква говорит о типе двигателя. В нашем случае буква “M” – мотоциклетный двигатель

Кубатура двигателя

Буква, стоящая после типа двигателя – это буквенный код рабочего объема:

Давайте разберем наш любимый ZS172FMM:

  • ZS – сокращение от Zongshen – производитель
  • 1 – одноцилиндровый
  • Далее буквы нет, значит с вертикально расположенным цилиндром
  • 72 – диаметр цилиндра 72 мм
  • F – воздушного охлаждения
  • M – мотоциклетный
  • M – рабочий объемом в районе 250 см3

Маркировка ничего не значит

Как мы уже выяснили, маркировка указывает только на тип двигателя, но не на модель. Под одной маркировкой могут быть совершенно разные движки, схожие лишь в параметрах, но не в конструкции, например верхневальный и нижневальный, с балансировочным валом и без него. Кроме того, как уже было сказано, маркировка на китайских движках, ни всегда соответствует действительности.

Популярные у нас движки

CB250 169FMM (165FMM, 166FMM) ZONGSHEN

Все мы знаем двигатель, под названием CB250 от Zongshen, маркирующийся как 169FMM (230cc) и его братьев близнецов 165FMM (223сс) и 166FMM (225cc). Эти двигатели идут своими корнями от хондовского MD33, имеют верхнее расположение распредвала, два клапана и воздушное охлаждение. Заявленная мощность у всех в районе 16-17 л.с. Устанавливается, как правило на спортивные кросс/эндуро начального уровня, такие как ZUUM PX220, Motoland XR250 кросс и WRX250, Kayo T2 и K1, BSE J1 и прочие

Читайте также:  Тойота вязкость масла двигатель

CG250-B 167FMM

Есть еще один очень популярный и похожий по характеристикам, но не по конструкции, нижневальный движок с балансировочным валом, который обозначается как 167FMM. Имеет схожую мощность 16 л.с.. Такой двигатель ставится на недорогие дорожные модели, а также на мотоциклы эндуро двойного назначения, типа Motoland XR250 Enduro и Enduro 250 LT, Racer Panther 250 и ранее на Irbis TTR250 Enduro

SONY DSC

CB250-F 172FMM ZONGSHEN

Нынче любимый многими движок от Zongshen – 172FMM, рабочим объемом 249 см3 и мощностью 21 л.с. Представляет из себя ни что иное, как довольно серьезно модернизированный CB250 169FMM. Помимо рабочего объема, было еще довольно много изменений, благодаря чему удалось добиться прибавки мощности в районе 30%, что довольно круто, учитывая, что объем подрос всего на 10%. Но у этого движка есть и недостаток – вибрация, как на вибростенде. Скоро должен появится 172-й движок с балансировочным валом, но в первой половине 2020-го в России такого еще нет. Устанавливается большинством производителей на спортивные кросс/эндуро мотоциклы в средней для Китая ценовой категории, например ZUUM CR250CB, Motoland TT250 и XT250HS, GR7 и GR8

SONY DSC

NT300 170FMN YINXING

У нас такой движок я встречал только на мотоциклах Racer. Его рабочий объем 270 кубов и мощность порядка 20 л.с. Это прямой конкурент 172-го мотора, но имеет чуть больший крутящий момент и отсутствие вибраций, благодаря балансировочному валу.

CB250 170MM-2 ZONGSHEN

Еще один двигатель называющийся CB250, но с маркировкой 170MM-2. Создан на одной базе с 172FMM. Имеет объем 249см3, четырехклапанную голову, жидкостное охлаждение и мощность около 25 л.с. Вибрирует также, как и его младший брат. В свое время, этот не самый распространенный двигатель, устанавливался на Kayo T5 и до сих пор ставится на Motoland XR250 Pro и WRX250 Lite WFA

CBS300 174MN-3 ZONGSHEN

А это уже модификация 170mm-2, только объемом 279,5сс и мощностью 25 л.с. У него также 4 клапана и жидкостное охлаждение. Кроме того, у двигателя устранили один существенный недостаток – вибрации, путем установки балансировочного вала. Двигатель совсем недавно появился на нашем рынке, но уверен, своего клиента он найдет. По мощности не сильно далеко отстает от 177MM, но при этом заметно более дешевый. Тяга на низах даже лучше. Но вот его дорожное происхождение и соответственно не лучшим образом для эндуро расположенные кик-стартер и лапка КПП – его основной недостаток. Устанавливается на эндуро мотоциклы ZUUM CR300CBs, Racer X2, BSE J7

NC250 177MM и NC300 184MN ZONGSHEN

Самый популярный, и до появления на рынке 450-ки, еще и самый мощный китайский движок с водянкой, это конечно же ZS177MM, объемом 250 см3. Двигатель оснащен четырехклапанной головкой цилиндра и жидкостным охлаждением, мощностью 28 л.с. Сейчас крайне популярен вариант этого двигателя с бигбором, увеличивающий объем до 297 см3 и мощность до 31 л.с. По правилам маркировки, его можно было бы назвать 184MN, но это по сути является тюнингом, хоть иногда и заводским. Устанавливается на огромное число мотоциклов, ZUUM CR300 NC и CX300 NC, Avantis 300 Pro, Motoland XT300 ST, BSE и другие.

NC450 194MQ ZONGSHEN

На данный момент, это топовый по объему и мощности китайский двигатель от Zongshen. Имеет водяное охлаждение, 4 клапана, объём 449 см3 и мощность аж целых 38 л.с. Присутствует в линейке большинства производителей.

Как отличить мотор 166FMM от 172FMM

И теперь переходим к самому главному вопросу, так как же отличить мотор 166FMM и его братьев, от более мощного двигателя 172FMM? Разборку мотора отбрасываем сразу)))

  1. По внешнему виду. Все модификации мотора ZS172FMM-3A, которые мне встречались, имеют примерно один внешний вид. На левой крышке двигателя у 172FMM имеются характерные косые ребра охлаждения.
  2. 172-й двигатель больше 166-го, как по размеру цилиндра, так и по общей ширине. Внешний размер цилиндра у 166-го двигателя вместе с ребрами охлаждения, примерно 16х16 см. В то время как размер цилиндра у 172-го движка – 18х18 см. В самом же широком месте 166-й двигатель 29 см, 172-й – 33 см.
  3. Смотровое окошко для определения мертвой точки. На 166-м моторе окошко сбоку, на 172-м – сверху.
  4. 172-й двигатель мощнее 166-го и это сразу чувствуется. Если есть возможность взять мотоцикл на тест-драйв, в прокат или у знакомого, прокатитесь на обоих двигателях – разница будет заметна.
  5. И наконец, отличие 172-го двигателя от 165, 166 и 169 – это цена. На первую половину 2020г, самый дешевый мотоцикл с двигателем ZS172FMM, стоит в районе 130 000р. – это GR2 OPTIMUM, Motoland TT250, Avantis A1. Так что если вам предлагают мотоцикл со 172-м двигателем, по цене в районе 100 тыс, то следует призадуматься. Правда тот же Motoland к началу лета обещает привезти обновленный XT250 HS с двигателем 172FMM, по цене до 110 тыс. Но это пока что, единственное исключение. К тому же, это маленький мотоцикл, для людей ростом до 175-180 см.

Оцените статью