- 5. Двигатель автомобиля ЗАЗ Vida
- Силовой агрегат МЕМЗ-307
- МеМЗ-307
- Содержание
- Общие сведения [ править | править код ]
- Основные параметры и размеры [ править | править код ]
- Система питания [ править | править код ]
- Коробка передач [ править | править код ]
- Система смазки [ править | править код ]
- Система охлаждения [ править | править код ]
- Электрооборудование [ править | править код ]
- Масса [ править | править код ]
- Вибрация [ править | править код ]
- Экологическая безопасность [ править | править код ]
- Изменения производителя [ править | править код ]
- Ресурс и гарантии изготовителя [ править | править код ]
5. Двигатель автомобиля ЗАЗ Vida
5.1. Двигатель объемом 1.3 л (МЕМЗ 307)
5.1.1 Технические и эксплуатационные данные
Объем заправки, л
Обозначение, марка рекомендуемой жидкости
API: SH, SJ; SL; SM.
SAE: 20W40, 15W40, 10W40, 5W40
Рабочая жидкость системы охлаждения
ТОСОЛ А-40М или ТОСОЛ А-65М
Трансмиссионное масло механической коробки передач
ГОСТ 23652: ТАД-17и’;
API: GL-4; GL-5
SAE: 75W-90, 80W-90, 85W-90;
DOT-4; DOT-3 (t° кипения 230 °C)
Рабочая жидкость рулевого гидроусилителя
DEXRON ll-D, DEXRON III
неэтилированный бензин с октановым числом не менее 95
Основные технические характеристики
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм
Мощность номинальная (нетто); при оборотах (мин ’), кВт (л. с.)
51,5(70,0); 5200 х 5500
Максимальный крутящий момент; при оборотах (мин ‘), Н м (кгсхм)
107,8 (11); 3000×3500
Частота вращения коленчатого вала, мин 1 (об/мин)
минимальная (холостой ход)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин 1 (об/мин)
Порядок работы цилиндров
Направление вращения коленчатого вала
электронная, распределенный впрыск
А17ДВРМ \0, WR7DC, WR7DP, CR42XLS, RN9YC, RN9YCC, FE65CPR,LR15YC, FE65PRS
номинальное напряжение, В
номинальная емкость, А ч
ток запуска холодного двигателя, А
номинальное напряжение, В
номинальное напряжение, В
номинальная мощность, кВт
Моменты затяжки резьбовых соединений
Величина момента затяжки, Н-м (кгс*м)
Болт крепления крышки коренного подшипника
Болт крепления головки цилиндров
44,1.-53,9 (4,5. 5,5), окончательно 74,5. 84,3 (7,6. 8,6)
Болт крышки подшипника коленчатого вала
Гайка шатунного болта
Болт крепления маховика
Пробка редукционного клапана системы смазки
Гайка шкива коленчатого вала привода газораспределения и генератора
Стяжной винт передней и задней крышек генератора.
Ьолт масляного картера
Болт шкива распределительного вала
Винт крепления крышки головки цилиндров
Пробки слива охлаждающей жидкости и масла двигателя
Двигатель объемом 1.3 л (МЕМЗ 307) — Содержание
Силовой агрегат МЕМЗ-307 
Общие сведения Основные параметры и размеры Коробка передач Система питания Система смазки Система охлаждения Электрооборудование Масса Вибрация Экологическая безопасность Ресурс и гарантии изготовителя |
Общие сведения
Агрегаты силовые автомобильные модели МЕМЗ-307 предназначены для установки на легковые автомобили с колесной формулой 4×2 и полной массой до 1,4 т. Силовые агрегаты изготавливаются в исполнении У и предназначены для эксплуатации в составе автомобиля при температуре окружающего воздуха от -40°С(233K) до +50°С(323K), при относительной влажности воздуха до 90% при температуре +27°С(300K), запыленности воздуха до 0,4 г/м 3 и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при соответствующем изменении мощности.
Силовой агрегат состоит из двигателя с оборудованием в сборе, сцепления и коробки передач.
Основные параметры и размеры.
По требованию заказчика передаточное число главной передачи — 4,133
Коробка передач
Коробка передач — механическая трехходовая двухвальная с пятью синхронизированными передачами вперед и одной не синхронизированной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые.
Передаточные числа по передачам
Главная передача — цилиндрическая, косозубая, симметричный конический дифференциал с двумя сателлитами, расположена в одном блоке с коробкой передач.
Сцепление — однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной.
Система питания
Система питания — распределенный впрыск топлива с электронным управлением топливоподачей и моментом зажигания.
Фазы газораспределения при зазоре 0,45мм между наконечником регулировочного винта и клапаном:
открытие впускного клапана | |||||||||||||||||||
Порядок работы цилиндров двигателя | |||||||||||||||||||
Передаточное число главной передачи | |||||||||||||||||||
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин | |||||||||||||||||||
Максимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 | |||||||||||||||||||
Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м) | |||||||||||||||||||
Частота вращения, соответствующая максимальному крутящему | |||||||||||||||||||
Минимальная частота вращения холостого хода, мин-1 | |||||||||||||||||||
Минимальный удельный расход топлива, г/КВтч (г/л.с.*ч), По требованию заказчика передаточное число главной передачи — 4,133 Система питания [ править | править код ]Система питания — распределенный впрыск топлива с электронным управлением топливоподачей и моментом зажигания. Фазы газораспределения при зазоре 0,45мм между наконечником регулировочного винта и клапаном:
Главная передача — цилиндрическая, косозубая, симметричный конический дифференциал с двумя сателлитами, расположена в одном блоке с коробкой передач. Сцепление — однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной. Система смазки [ править | править код ]Система смазки — комбинированная с мокрым картером. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, шейки распределительного вала, оси коромысел. Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос — внутреннего зацепления, односекционный. Масляные фильтры — полнопоточный, с бумажным элементом, и сетчатый маслоприемника. Давление масла в системе смазки двигателя при температуре масла в масляном картере плюс 80 градусов С — не менее 0,4 МПа (4,0 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 4000 мин-1, и не менее 0,085 МПа (0,85 кгс/см2) при частоте вращения 870-940 мин-1. Заправочные объемы системы смазки:
Смазка коробки передач:
Применение не рекомендованных моторных и трансмиссионных масел возможно после согласования с заводом-изготовителем агрегатов. Система охлаждения [ править | править код ]Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа. Водяной насос — центробежный. Система охлаждения обеспечивает температуру охлаждающей жидкости на выходе из двигателя в пределах плюс 82-95 градусов С. Допускается кратковременное (не более 40 мин.) повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 103 градусов С, при отсутствии ее кипения в специфических условиях дорожного движения автомобиля (горные дороги, бездорожье, движения в городе в часы пик — «пробки»). Электрооборудование [ править | править код ]Электрооборудование — батарейное, однопроводное, номинальное напряжение 12В. Отрицательные клеммы источников тока подключены массе. Генератор — со встроенным регулятором напряжения (14 В) и конденсатором. Стартер — с электромагнитным тяговым реле, правого направления вращения, пусковая мощность — не менее 1 кВт. Масса [ править | править код ]Масса не заправленного смазкой агрегата в комплектности поставки — 130 кг. Масса не заправленного смазкой двигателя в комплектности поставки — 98,5 кг. Допускается отклонение +3% от массы, нижний предел не ограничивается. Вибрация [ править | править код ]Уровень вибрации агрегата не превышает величин вибростойкости, измеренных на опорах его в автомобиле в направлениях:
Экологическая безопасность [ править | править код ]
Изменения производителя [ править | править код ]В 4-м квартале 2006 г. специалисты отдела главного конструктора ХРП “АвтоЗАЗ Мотор” провели комплекс опытно-конструкторских работ по улучшению межколесного дифференциала, компоновочно размещенного в едином блоке с коробкой передач и главной передачей силового агрегата для автомобилей семейств: “Таврия”, “Славута”, “Сенс”. Суть улучшения заключается во введении между поверхностями трения корпуса дифференциала и конических шестерен дифференциала стальных полусферических шайб с целью повышения износостойкости. Была разработана конструкторская документация, изготовлены опытные образцы, проведены стендовые и дорожные испытания. По результатам испытаний получено значительное увеличение долговечности узла дифференциала в целом. После окончания проведения соответствующей подготовки производства в декабре 2006 г. указанное мероприятие внедрено в производство. В настоящее время все выпускаемые ХРП “АвтоЗАЗ-Мотор” коробки передач комплектуются дифференциалами с полусферическими антифрикционными шайбами. Ресурс и гарантии изготовителя [ править | править код ]Ресурс до первого капитального ремонта агрегата при установке его на легковой автомобиль, используемый в условиях 1-ой категории эксплуатации, при условии соблюдения всех правил, указанных в руководстве по эксплуатации, не менее 130 000 км пробега. Примечание: Максимально зафиксированный ресурс двигателя Сенса без капитального ремонта — 420 000 км. В течение указанного периода допускается замена покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией предприятий-поставщиков и стандартами, меньше ресурса агрегата. Предприятие-изготовитель агрегатов гарантирует соответствие их в целом требованиям ТУ, в течение гарантийного срока эксплуатации и наработки, установленной для автомобиля, а именно в течение 12 месяцев, при условии, что наработка автомобиля за этот период не превысила 50 000 км, при соблюдении потребителем правил, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля |