Двигатель
Раздел 2. ДВИГАТЕЛЬ
Двигатель, сцепление и коробка передач соединены в одном блоке, называемом силовым агрегатом (рис. 2-1).
На автомобилях КАМАЗ 4308 применяются:
— двигатель модели CUMMINS В 5,9 180 CIV-0;
— сцепление модели MEZ 350 фирмы ZE&SACHS (Германия);
— коробка передач модели КАМАЗ-141.
Рис. 2-1. Силовой агрегат, вид слева: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач.
Подвеска силового агрегата
Подвеска силового агрегата эффективно снижает ударные нагрузки при движении по неровностям дороги и полностью гасит реактивные моменты, возникающие при работе двигателя. Она состоит из передней, двух задних и одной поддерживающей опоры.
Передняя опора 1 (рис. 2-2) с подушками к лонжеронам рамы крепится через стойки 8, 10 и кронштейны 11 с помощью болтов.
Снижение ударных нагрузок и гашение реактивных моментов происходит с помощью двух амортизаторов. Каждый амортизатор представляет собой резиновую подушку, запрессованную в переднюю опору.
Задние опоры (рис. 2-3) расположены с обеих сторон картера маховика. Каждая из опор состоит из кронштейна 3, который прикреплен четырьмя болтами к лонжерону рамы и кронштейна 4, прикрепленного четырьмя болтами к картеру маховика. Между кронштейнами 3 и 4 расположена резиновая подушка, выполняющая функцию гасителя колебаний.
Поддерживающая опора (рис. 2-4) имеет амортизатор с малой жесткостью и служит для гашения колебаний, возникающих при движении по плохим дорогам. В спокойном состоянии она не нагружена. Разгрузка осуществляется за счет установки регулировочных шайб 45.
Амортизатор представляет собой резиновую подушку 18, через которую соединяются балка 16 поддерживающей опоры с кронштейном 6 поддерживающей опоры силового агрегата.
Рис. 2-2. Передняя опора: 1 — опора передняя с по душками; 8, 10 — стойка передней опоры; 11 — кронштейн передней опоры; 12 — шайба опорная; 21 — шпилька; 32, 33 — болт; 40, 41 — гайка; 47,48 — шайба пружинная.
Рис. 2-3. Задняя опора силового агрегата: 3,4 — кронштейн задней опоры; 12 — шайба опорная; 27, 40 — гайка; 32, 37 — болт; 47 — шайба пружинная.
Балка поддерживающей опоры силового агрегата крепится двумя болтами 34 к кронштейнам 5 поддерживающей опоры. Кронштейны 5 поддерживающей опоры болтами 30 крепятся к поперечине рамы.
К коробке передач кронштейн 6 крепится болтами.
Рис. 2-4. Поддерживающая опора силового агрегата: 5 — кронштейн поддерживающей опоры; 6 — кронштейн поддерживающей опоры силового агрегата; 16 — балка поддерживающей опоры; 18 — подушка поддерживающей опоры; 19 — накладка подушки; 20 — обойма подушки; 26 — гайка; 30, 34 — болт, 45 — шайба плоская регулировочная.
Техническое обслуживание подвески силового агрегата
Периодичность выполнения операций по техническому обслуживанию приведена в «Сервисной книжке».
При техническом обслуживании выполняются следующие операции:
— закрепить опоры силового агрегата;
— проверить состояние резиновых амортизаторов и регулировку положения поддерживающей опоры. Разгрузку резинового амортизатора при регулировании осуществлять удалением регулировочных шайб.
Для снятия силового агрегата с автомобиля КАМАЗ 4308:
— отсоединить выводы «+» и «—» аккумуляторной батареи;
— поднять переднюю облицовочную панель кабины;
— наклонить кабину на 61°;
— отсоединить выводы проводов и штекер от генератора;
— отсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), датчика сигналов заднего хода, спидометра, факельных свечей (2 шт.), клапана ЭФУ;
— снять воздухопровод, соединяющий влагомаслоотделитель с компрессором;
— ослабить хомут крепления рукава к соединительному патрубку теплообменника системы охлаждения надувочного воздуха и отсоединить рукава;
— вывернуть болты крепления соединительных патрубков к теплообменнику, снять их;
— вывернуть болты крепления крыльчатки вентилятора, снять ее и оставить в нише кожуха вентилятора, прислонив к радиатору;
— ослабить хомут крепления верхнего рукава радиатора на водяной коробке двигателя и отсоединить рукав;
— ослабить хомут крепления шланга, соединяющего верхний бачок радиатора с трубкой к расширительному бачку, и отсоединить шланг;
— отвернуть болты крепления подводящего патрубка к водяному насосу и отсоединить патрубок;
— отсоединить воздушный фильтр;
— отсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— отсоединить толкатель привода управления подачей топлива и снять пружину;
— отсоединить и снять трубки, подводящие воздух к редукционному клапану и к ПГУ привода сцепления;
— вывесить автомобиль КАМАЗ 4308 на подъемнике для выполнения операций снизу;
— слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения;
— слить масло из картера двигателя;
— слить масло из картера коробки передач;
— отсоединить левый и правый приемные патрубки от турбокомпрессора, для чего отверните гайки крепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— отсоединить от стартера вывод «-», провод и вывод «+» от тягового реле;
— отсоединить прижимы масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— отсоединить трубку отопителя кабины от радиатора и двигателя, отвернуть кронштейн и снять трубопровод;
— отсоединить маслопроводы низкого и высокого давления гидроусилителя рулевого управления;
— отсоединить трубопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— отсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
— снять ПГУ сцепления;
— отсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста от коробки передач, отвернув гайки M16 и вынув болты;
— вывернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— опустить автомобиль КАМАЗ 4308 с подъемника;
— вывернуть болты крепления передней опоры двигателя;
— отвернуть самоконтрящиеся гайки М20 болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
— зацепить захваты подъемно-транспортного приспособления за два рыма двигателя и задний рым-болт коробки передач, снять силовой агрегат автомобиля, установить его на подставку.
Для установки силового агрегата на автомобиль КАМАЗ 4308:
— при помощи подъемно-транспортного приспособления снять силовой агрегат с подставки и установить его на автомобиль КАМАЗ 4308;
— совместить отверстия задних опор двигателя с отверстиями кронштейнов задних опор, вставить болты М20 и закрепить опоры;
— ввернуть болты М12 в отверстия передней опоры двигателя и затянуть их;
— установить крыльчатку вентилятора и закрепить ее четырьмя болтами;
— подсоединить трубку, соединяющую расширительный бачок с радиатором;
— подсоединить верхний патрубок радиатора к двигателю шлангом;
— подсоединить шланг обогрева кабины к двигателю;
— подсоединить верхний рукав радиатора к водяной коробке, затянуть хомут крепления рукава;
— соединить шланг трубки расширительного бачка с патрубком на верхнем бачке радиатора, затянуть хомут;
— подсоединить подводящий патрубок к водяному насосу закрепив его двумя болтами;
— подсоединить патрубки к теплообменнику ОНВ рукавами к двигателю, предварительно закрепив болтами к теплообменнику, затянуть хомут рукава соединяющего патрубок теплообменника и патрубок подходящий к впускному коллектору;
— подсоединить толкатель управления подачей топлива;
— подсоединить маслопровод высокого и низкого давления к гидроусилителю рулевого механизма, долить масло до уровня;
— подсоединить питающий и дренажные топливопроводы в соединении шлангами;
— установить воздухопровод, соединяющий компрессор с влагомаслоотделителем;
— подсоединить воздухопровод пневмоцилиндра вспомогательной тормозной системы;
— установить воздухопроводы, подводящие воздух к редукционному клапану и к сцеплению;
— установить воздушный фильтр;
— подсоединить выводы проводов и штекеры: датчиков температуры воды (2 шт.), датчиков давления масла (2 шт.), установить датчик давления масла, датчик сигналов заднего хода спидометра, штифтовых свечей (2 шт.), генератора, клапана ЭФУ;
— поднять автомобиль с помощью подъемника;
— установить маслопровод, соединяющий масляный радиатор с картером двигателя;
— залить масло в картер двигателя;
— залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения;
— прокачать топливную систему ручным подкачивающим насосом;
— опустить кабину, предварительно вставить палец, в ограничитель наклона кабины и зашплинтовать замки;
— опустить переднюю облицовочную панель;
— поставить и закрепить прижимы крепления масляного радиатора гидроусилителя рулевого управления;
— подсоединить к стартеру вывод «-», провод и вывод «+» к тяговому реле;
— подсоединить гидропривод ПГУ сцепления;
— ввернуть болты крепления кронштейна поддерживающей опоры к коробке передач;
— подсоединить левый и правый приемные патрубки к турбокомпрессору, для чего вверните гайки сцепления фланцев приемных патрубков к турбокомпрессору;
— подсоединить передний конец карданного вала промежуточного моста к коробке передач, вставив в отверстия фланцев болты М16 и завернув гайки;
— опустить автомобиль КАМАЗ 4308 с подъемника;
— прокачать сцепление и долить жидкость до уровня;
— подсоединить выводы аккумуляторных батарей;
— пустить двигатель, проверить его работу и отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и масла.
ДВИГАТЕЛЬ МОДЕЛИ CUMMINS В 5,9 180 CIV-0;
Технические характеристики, требования по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту приведены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Камминз серии В». Данное руководство прикладывается к каждому автомобилю с двигателем Камминз.
Лучшие 3 двигателя КамАЗ Cummins/Камминз: система охлаждения, коды ошибок, отзывы
КамАЗ Камминз — это силовой агрегат, работающий на дизельном топливе. На рынке представлено несколько модификаций данного двигателя.
Устройство
КамАЗ на двигателе Cummins: устройство силового агрегата включает в себя следующие системы и элементы:
- блок цилиндров;
- головки цилиндрического блока;
- распределительный вал, оснащенный приводом цепного вида;
- форсунки, которые управляются при помощи электромагнитных клапанов;
- система турбонаддува, которая оснащена турбинами различных моделей;
- система охлаждения замкнутого типа и топливная система Bosch.
Каждая модификация мотора от данного производителя оснащена современной электронной системой управления и контроля за рабочим состоянием двигателя.
Система охлаждения
Система охлаждения – важный элемент, делающий возможной исправную работу двигателя, позволяя продлить срок эксплуатации. Она представляет собой закрытую жидкостную систему, внутри которой циркулирует охлаждающая жидкость.
Работа охладительной системы автоматически регулируется двумя термостатами, которые определяют температуру жидкости на выходе из двигателя (в норме 75-95 °С), и в зависимости от этого показателя меняют направление потока жидкости.
Когда тепло было поглощено жидкостью, она направляется по трубкам дальше, где ее температура понижается с помощью потоков воздуха.
Именно такой принцип работы у системы охлаждения двигателей Камминз серии ISBe.
КамАЗ 65115 с двигателем Камминз и КамАЗ Cummins 4308 являются представителями серии ISBe.
Для исправной работы системы охлаждения рекомендуется проводить регулярную диагностику. Частой поломкой является износ ремня вентилятора, а также шкивов.
Система охлаждения двигателя включает в себя такие детали, как:
- Труба перепускного типа, которая ведет от радиатора к расширительному баку.
- Соединительная труба, которая ведет от компрессорного механизма к бачку.
- Водосборные трубы.
- Водяная соединительная трубка.
- Перепускная труба для термостатов.
- Водяной насосный элемент.
- Колено отводящего патрубка.
- Вентилятор.
- Экран системы слива.
- Подводящая труба для правого ряда цилиндрических элементов.
- Включатель гидравлической муфты.
- Коробка термостатов.
- Паровоздушная пробка.
Блок управления
Такой блок используется для управления цикловой подачей топливной жидкости. Конструкция данного устройства состоит из:
- инжектора;
- топливного аккумулятора высокого давления;
- датчика расположения кулачкового вала;
- жгута механизма управления мотором;
- датчика температуры охлаждающей жидкости;
- датчика температуры и давления масляной жидкости;
- индикатора положения кулачкового вала;
- топливного насоса высокого давления;
- индикатора температуры и давления топливной жидкости;
- жгута силовой системы управления.
ТОП-3 двигателя Cummins: технические характеристики
Технические характеристики двигателей на КамАЗ от фирмы Cummins:
Количество цилиндров | От 4 до 18 |
Расположение цилиндрических элементов | В 1 ряд или V-образное |
Рабочий объем, л | От 2,2 до 7,8 |
Расположение распределительного вала | Верхнее или нижнее |
Мощность двигателя | От 109 лошадиных сил |
Тип используемого топлива | Дизель |
Система электронного впрыска топливной жидкости | Есть |
Диаметр цилиндров, см | 12 |
Ход поршней, см | 13 |
Международный экологический стандарт | Евро 3, 4, 5 |
Максимальный крутящий момент, Нм | 2200 |
Масса, кг | От 11300 |
Технические показатели двигателя Камминз 4ISBe-185:
Количество цилиндров | 4 |
Электронная система управления | Есть |
Топливная система | Bosh |
Мощность | 185 лошадиных сил |
Рабочий объем, л | 4,5 |
Ход поршня, см | 12 |
Диаметр цилиндрических элементов, см | 12 |
Промежуточная система охлаждения воздушного потока | Есть |
Наибольший крутящий момент, Нм | 686 |
Частота вращения коленчатого вала | 1400 оборотов в минуту |
Экологический класс | Евро-3 |
Диаметр поршневой части, см | 10,2 |
Расположение цилиндров | Рядное, верхнее |
Масса, кг | 600 |
Габариты, см | 100*96*90 |
Технические параметры модификации ISLe:
Система охлаждения топливной жидкости | Common Rail |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | Рядное |
Мощность | 285 лошадиных сил |
Электронная система впрыска топливной жидкости | Есть |
Максимальный крутящий момент, Нм | 700 |
Срок службы топливного фильтра | 500 ч |
Турбокомпрессор | Holset |
Рабочий объем двигателя, л | 6,7 |
Масса, кг | 475 |
Зазор для впускного клапана, мм | 0,254 |
Зазор для выпускного клапана, мм | 0,508 |
Диаметр цилиндров, см | 12 |
Ход поршня, см | 13 |
Параметры, см | 77,7*63,2*95,8 |
ISX15
Технические характеристики модели ISX15:
Количество цилиндров | 6 |
Электронная система управления | Есть |
Топливная система | Bosch |
Мощность | 600 лошадиных сил |
Рабочий объем, л | 15 |
Ход поршня, см | 13 |
Диаметр цилиндрических элементов, см | 12 |
Промежуточная система охлаждения воздушного потока | Есть |
Наибольший крутящий момент, Нм | 2508 |
Частота вращения коленчатого вала | 1800 |
Экологический класс | Евро-3 |
Диаметр поршневой части, см | 12 |
Расположение цилиндров | Рядное |
Давление системы, отвечающей за впрыск топлива | 2000 бар |
Масса, кг | 11000 |
Габариты, см | 99*70*77 |
Неисправности и ремонт
Ремонт двигателя от этого производителя можно выполнить своими руками. Основные неисправности:
- Двигатель запускается, но сам процесс запуска сопровождается дымом. Это может быть результатом наличия воздуха в топливной системе. Необходимо прокачать топливный механизм, проверить герметичность всасывающего клапана.
- Пониженный уровень давления в системе силового агрегата. Такая неисправность может быть вызвана повреждением масляного фильтра. Рекомендуется проверить работоспособность манометра.
- Температура охлаждающей жидкости превышает норму. Причиной поломки может стать деформированный шланг радиатора. Следует осмотреть шланг на наличие повреждений и при необходимости заменить его.
Коды ошибок
Коды ошибок двигателей, изготовленных по стандартам Евро-4 и 5:
- 111 (красный цвет) — проблема связана с блоком управления, тип ошибки — критический.
- 112 (красный) — датчик синхронизации впрыска перестал отвечать.
- 113 (желтый) — короткое замыкание в системе впрыска топлива.
- 114 (желтый) — обрыв цепи.
- 115 (красный) — отсутствуют сигналы с датчика оборотов и положения коленчатого вала.
- 116 (красный) — короткое замыкание в цепи впрыска топливной жидкости.
- 117 (красный) — обрыв цепи датчика давления.
Полный перечень кодов приведен в руководстве по ремонту двигателя.
Если не заводится
Если каменский двигатель не заводится, то причиной может быть:
- Повышенное сопротивление провороту коленвала. В этом случае рекомендуется провернуть коленчатый вал вручную.
- Ослабленные контакты пусковой цепи. Необходимо проверить и затянуть все крепежные элементы.
- Разряженная аккумуляторная батарея. Нужно проверить напряжение батареи.
- Обрыв контакта в цепи системы запуска мотора. В этом случае нужно проверить уровень напряжения на клемме оттягивающего реле стартера.
- Двигатель находится в зацеплении с приводами. Следует отключить все агрегаты.
Замена мотора
Для того чтобы заменить мотор Каменс, нужно:
- Снять облицовочную часть кабины.
- Демонтировать радиатор и интеркулер.
- Вывернуть передний рым-болт.
- Убрать регулировочные винты.
- Отвернуть болты с шайбами от крепления корпуса заднего подшипника.
- Демонтировать шестерню.
- Снять болты с крепления блока цилиндров.
- Убрать уплотнительное кольцо.
- Снять штанги толкательных элементов.
- Вытащить вал привода гидравлической муфты.
- Убрать замковые пластины.
- Повернуть коленвал так, чтобы шейка цилиндров находилась в нижней мертвой точке.
- Демонтировать двигатель.
- Установить новый силовой агрегат, повторяя все действия в обратной последовательности.
Отзывы владельцев и цены
Цена покупки и аренды: двигатель нельзя арендовать, его можно только купить. Средняя стоимость — 500 000 руб.
Александр, 53 года, Липецк: «Работаю на КамАЗе с двигателем ISBe. За 3 года эксплуатации пришлось заменить стартер и радиатор».
Иван, 44 года, Воронеж: «За полгода работы уже 2 раза пришлось менять форсунки. В остальном двигатель работает исправно».
Михаил, 35 лет, Ижевск: «За 4 года работы поломок было немного. Заменил только передний сальник коленчатого вала».
Павел, 36 лет, Архангельск: «2 раза за последние 3 месяца менял все ролики и ремень. Также пришлось заменить помпы».
Дмитрий, 47 лет, Магнитогорск: «За 5 лет эксплуатации только 1 раз менял подшипники. Хороший двигатель с высокими показателями мощности».