- Обзор серии самолетов Боинг 777
- История создания
- План пассажирского салона
- Бизнес-класс
- Класс комфорт
- Экономкласс
- Технические характеристики
- Конструктивные особенности
- Модификации Боинга 777
- Стоимость разных моделей
- Сравнение Boeing 777 с аналогами
- Место производства
- Компании-эксплуатанты
- Перспективы развития
- Boeing 777
- Галерея
- Boeing 777
- История
- Ввод в строй и создание модификаций
- Описание: Boeing 777 — лучший авиалайнер XX века. История и описание
- Конструкция
- Специальные модификации
- Производство
- Boeing 777X
- Производство
- Конструкция
- Модификации
- Заказы
- Эксплуатация
- Аварии и инциденты
Обзор серии самолетов Боинг 777
Boeing 777 представляет линейку крупнейших широкофюзеляжных самолетов с возможностью размещения от 305 до 550 пассажиров. Его разработали в начале 90-х годов с целью создания авиалайнера, который сможет перевозить большое количество путешественников на дальние расстояния без необходимости дозаправки. Именно на этом авиасудне был поставлен рекорд дальности среди пассажирских самолетов — 21 601 километров пути. Отличительная особенность Боинга 777 — крупнейшие и мощнейшие в мире газотурбинные двигатели, а также шестиколесные стойки шасси, каждая шина которых способна выдерживать нагрузку в 27 тонн.
История создания
Компания Boeing планировала разработку серии 777 еще в середине 1970-х годов, но по техническим причинам его строительство было заморожено. Однако в начале ХХ века, чувствуя конкуренцию с Airbus, решила возобновить создание нового улучшенного крупного авиалайнера, схожего по характеристикам с двухмоторным широкофюзеляжным 767 и четырехдвигательным двухэтажным 747.
Компания доработала модель 767, удлинив фюзеляж и увеличив крылья. Конфигурацию салона Боингу 777 решили сделать наподобие 747 с возможностью изменения количества мест в салоне. Это была первая разработка фирмы Boeing, которая осуществлялась совместно с потребителями. Авиалайнер создавался, полностью основываясь на требованиях авиакомпаний. В эксплуатацию авиалайнер был введен в 1995 году.
Боинг «три семерки» стал первым коммерческим самолетом, разработанным на компьютере. Благодаря чему компания смогла избежать производственных ошибок.
План пассажирского салона
В салоне Боинга 777 может меняться количество кресел и их размещение. Поэтому компоновка авиалайнера зависит от предпочтений авиакомпании, которая его эксплуатирует. Если авиаперевозчик не разделяет салон на классы, то в нем могут разместиться до 550 человек. При трех классах вместимость пассажиров на борту составляет от 305 человек и выше в зависимости от требований компании-перевозчика.
Бизнес-класс
По комфорту и расположению в салоне лучшие места — в бизнес-классе. Они могут занимать до пяти рядов и компонуются в основном по два кресла по бокам и по центру. Кресла имеют повышенный комфорт, широкие, с возможностью трансформироваться в кровать, оборудованы удобным столиком. На спинке прикреплены мультимедийные экраны. Между рядами и креслами предоставлено много места. Кухня находится в носовой части, перед местами бизнес-класса, туалеты — позади кресел.
Класс комфорт
Это промежуточный класс между «бизнесом» и «экономом». Он менее комфортабельный первого, но удобнее второго. В этом классе расположение мест в самолете имеет схему: по два по бокам и четыре в середине. Всего имеется пять рядов. Расстояние между креслами и рядами больше, чем у экономкласса. Спинки кресел могут откидываться для удобного отдыха, а на задней части подголовника размещен мультимедийный экран.
Неудобства этого класса заключается в том, что первый ряд находится как раз за туалетом бизнес-класса. Санузла, относящемуся к комфорт-классу нет, они расположены в экономклассе.
Экономкласс
Экономкласс занимает большую часть всех мест в самолете. Кресла располагаются по три по бокам авиалайнера и четыре в середине. В хвостовой части идет небольшое сужение, там ставят по два кресла по бокам. Размер места определен по стандарту, расстояние в проходах составляет 81 см. Спинки кресел в экономическом классе откидываются незначительно.
Самыми удобными считаются места возле аварийных выходов. Там предоставляется много места для ног. Однако там же расположены и санитарные комнаты, которые могут доставить некоторый дискомфорт. Такие места расположены где-то между 23–24 рядом и 37–38 в зависимости от авиакомпании. Также туалеты и кухня расположены в хвостовой части авиасудна.
Технические характеристики
Длина фюзеляжа | 63,7–76,5 м |
Ширина фюзеляжа | 6,19 м |
Ширина салона | 5,86 м |
Вес | 160 тонн (пустой) |
Высота | 18,5–18,8 м |
Размах крыла | 60,9–71,8 |
Расход топлива в час | 5000 л/ч |
Максимальная скорость | 965 км |
Взлетная масса | 247 210–351 534 кг |
Максимальная дальность полета | 9695–14 075 км |
Несмотря на крупногабаритные размеры, Боинг 777 имеет небольшой вес и экономичный расход топлива при перелете.
Конструктивные особенности
Boeing 777 оснащен двумя самыми мощными двигателями General Electric GE90. Это крупнейшие в истории авиации турбовентиляторные двигатели с рекордной тягой 569 kN. В кокпите Боинга установлена электродистанционная система управления fly-by-wire. Благодаря чему бортовая система программируется через компьютер для удобства пилотирования авиалайнера. Это первый пассажирский самолет, на котором была установлена оптиковолоконная сеть. Кабина пилотов рассчитана на двоих летчиков.
При изготовлении авиасудна использовались композиционные материалы, которые позволили сделать самолет не таким тяжелым, но с очень прочной конструкцией. У Боинга 777 больше, чем у предшественников размах и толщина крыла. А также авиалайнер имеет самые крупные шестиколесные стойки шасси.
В данном самолете предусмотрены три гидравлических системы на случай отказа одной из них. Также на судне имеется ветрогенератор, который применяется для подачи электропитания в аварийных ситуациях.
Так как авиалайнер совершает дальномагистральные перевозки, имеется необходимость в отдыхе экипажа. Для этого на борту Боинга 777 оборудованы спальные места между полками для багажа и фюзеляжем в передней части самолета для пилотов и в хвостовой для стюардесс. Помимо кроватей, там имеется телевизор, умывальник и шкаф.
Модификации Боинга 777
У Boeing 777 имеется семь модификаций, отличающихся длиной фюзеляжа и дальностью полета.
Boeing 777-200 — первая модификация авиалайнера с минимальной дальностью полета среди всех моделей 777. Он имеет возможность осуществлять перевозки на расстояние в 9861 км. Модель была выпущена по большей части для внутренних рейсов США. На сегодня этот тип Боинга 777 не изготавливается. Модель-конкурент — А330-300.
Boeing 777-200ER был выпущен с увеличенным запасом топлива и с большим максимальным взлетным весом. Его дальность составляет 14 260 км. Используется для международных дальних перевозок. Эта модификация — самый продаваемый двухмоторный пассажирский самолет. В 2003 году на нем был установлен рекорд самого длительного полета в аварийном режиме. Он летел с пассажирами на борту 177 минут на одном двигателе. Модель-конкурент — А330-300.
Boeing 777-200LR — самый дальне полетный коммерческий авиалайнер в мире с дальностью полета 17 370 км. Самолет этой модификации способен перелететь практически между любыми двумя аэропортами мира без посадки. На нем был установлен рекорд на самый длинный беспосадочный полет. Судно разработано для совершения очень длинных трансатлантических перелетов. Сравнительно с предыдущими моделями 777-200LR оснащен дополнительными топливными баками, новыми опорами шасси и имеет больший максимальный взлетный вес. Модель-конкурент — А340-500HGW.
Boeing 777-300 был создан на замену 747, ему удлинили фюзеляж и уменьшили расход топлива. При использовании одного класса может вмещать до 550 пассажиров, поэтому пользуется популярностью на японских рейсах. Дальность полета модели 11 139 км.
Boeing 777-300ER является модификацией предыдущего с увеличенной дальностью полета до 14 690 км, измененным крылом, новыми стояками шасси и добавленными баками топлива. Модель-конкурент — А340-600HGW.
Boeing 777 Freighter — грузовая модификация «трех семерок». Его дальность полета при максимальной нагрузке составляет 9047 км. В компоновке авиалайнера применены двигатели и планер модификации 777-200LR с количеством баков от 777-300ER. Полезная нагрузка судна составляет 103 тонны, что превышает такой же показатель у модели 747-200F. Его технические характеристики превосходят модель 747-200F и MD-11F, отчего авиакомпании планируют заменить их Боингом 777F.
Boeing 777X — новое поколение авиасуден, разработка которых была начата в 2013 году. Эта модификация еще не выпущена, планируется к выпуску для эксплуатации в 2020 году. По предварительным оценкам и планам самолет будет считаться самым крупным и в то же время экономичным в мире среди двухдвигательных. Фюзеляж будет удлинен до 69,55 м, будут установлены новые двигатели General Electric GE9X и крылья. Для разработки планируют применяться технологии изготовления Dreamliner. Модификация предоставит три модели: 777-8X, 777-9X и 777-8XL.
Стоимость разных моделей
Модификации 777-200 и 777-300 уже не выпускаются для эксплуатации. Стоимость остальных моделей немного отличается от заявленной базовой, так как каждая авиакомпания заказывает комплектацию соответственно своим потребностям.
- Боинг 777-200ER стоит около 269,5 млн долларов.
- 777-200LR — 305 млн долларов.
- 777-300ER — 330 млн долларов.
- 777 Freighter — 309,7 млн долларов.
- 777X — 400 млн долларов.
Сравнение Boeing 777 с аналогами
Боинг 777 был разработан в качестве замены и усовершенствования двухярусного судна модели 747. Дальность полета и вместимость пассажиров у авиалайнеров одинакова, однако новый 777 имеет более длинный фюзеляж, низкий расход топлива и более доступное обслуживание.
Главным конкурентом и аналогом Боинга 777-300ER является Airbus A350-1000. Максимальная взлетная масса Боинга составляет 351 тонну, Airbus — 308 тонн. Недавно компания Airbus увеличила дальность полета модели A350-1000 и она составляет 15 557 км. У Боинга 777-300ER максимальная дальность полета — 14 685 км, что немного уступает конкуренту. По вместимости салона 777-300ER превосходит A350-1000 и вмещает 380 человек, Airbus при этом вмещает 369 пассажиров. Расход топлива Боинга составляет 97,7 тонн, а A350-1000 — 76,5 тонн.
Место производства
Boeing 777 изготавливается в Сиэтле, город Эверетт, штат Вашингтон. Его производство проводится на предприятии, завод которого имеет площадь 4 гектара. Именно там собирают самолет. Все комплектующие создаются и поставляются из разных штатов США. Всего на создание авиалайнера уходит около четырех месяцев.
Компании-эксплуатанты
Боинг 777 находится в эксплуатации в 40 авиакомпаний всего мира. Основными пользователями этой модификации являются следующие авиакомпании:
- Emirates Airlines, Объединенные Арабские Эмираты;
- United Airlines, США;
- Cathay Pacific, Гонконг;
- Air France, Франция;
- Singapore Airlines, Сингапур и другие.
Всего на 2018 год на Боинг 777 было 1986 заказов и 1559 поставок готовых моделей.
Перспективы развития
Компания Boeing постоянно занимает усовершенствованием и расширением своих моделей. К 2020 году фирма планирует выпустить авиалайнеры нового поколения, которые превзойдут все предыдущие модели своего бренда и модели конкурентов по размеру, мощности и снижению стоимости в эксплуатации. Это будут Боинги 777 модификации X.
Модель 777-8X придет на замену существующего 777-200ER и будет удлинен до 69,55 м, а его взлетная масса будет достигать 315 тонн. Пассажировместимость такого авиалайнера составит 353 человека. Он станет прямым конкурентом Airbus 350-900.
Модификация 777-9X разрабатывается для усовершенствования 777-300ER. Он будет удлинен до 76,5 м, а его взлетная масса составит 344 тонны. Вместимость составит 407 пассажиров. Модель станет конкурентом современному A350-1000.
Будущий Боинг 777-8XL вытеснит 777-200LR. Он повторит размер фюзеляжа и вес, однако все технические характеристики пока не открываются всеобщему обзору. У всех будущих моделей установят новые двигатели с увеличенной тягой и вентиляторы с большим диаметром, которые считаются самыми большими в мире. Также планируется видоизменение крыла.
Boeing 777
Галерея
Boeing 777
Разработчик | Boeing Company | |
Первый полет | 1987 | |
Единиц произведено | 7528 (2017) | |
Стоимость единицы | 777-200ER — $262 млн. (2013) 777-200LR — $314 млн. (2017) 777-300ER — $340 млн. (2017) 777F — $319 млн. (2017) 777-8 — $380 млн. (2017) 777-9 — $410 млн. (2017) |
Boeing 777 (Boeing triple seven) — семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных двухдвигательных авиалайнеров, разработанных компанией Boeing в начале 1990-хх. Boeing 777 — самые большие модели в классе двухдвигательных авиалайнеров. Самолеты этой модели часто называют Triple Seven — Три семерки. Будучи самым продаваемым широкофюзеляжным лайнером, Boeing 777 активно модернизируется. К 2020 году планируется выпуск лайнера нового поколения 777X, который, после снятия модели 747 с производства, станет флагманским в линейке самолетов Boeing.
История
В начале 1970-хх было создано первое поколение больших, широкофюзеляжных авиалайнеров Boeing 747, McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed L-1011 TriStar. В конце десятилетия Boeing развернул работы по созданию сразу двух самолетов нового поколения: узкофюзеляжный Boeing 757, который должен был заменить устаревающий Boeing 727 и широкофюзеляжный двухдвигательный Boeing 767, который выступал конкурентом европейскому Airbus A300. Оба этих самолета были меньше лайнеров McDonnell Douglas и Lockheed. Для конкуренции с флагманами двух своих главных визави, Boeing планировал создать трехдвигательную модель 777. Однако, ограниченные финансовые возможности и большой успех моделей 757 и 767 заставили фирму бросить все ресурсы на их дальнейшее развитие. Проект 777 в начале 1980-хх был закрыт.
Однако, к концу 1980-хх рынок широкофюзеляжных самолетов начал быстро расти. Кроме того, старые модели быстро устаревали и все производители начали активные работы по созданию их замены. McDonnell Douglas разрабатывал MD-11, Airbus занимался созданием наследников своих первых самолетов — перспективных А330 и А340, а Boeing развернул работы по проекту 767-X. Проект был не просто модернизацией уже существовавшего лайнера.
Boeing 767 был наиболее аэродинамически совершенным лайнером в классе, однако, это было достигнуто за счет наиболее узкого в классе фюзеляжа. Дальнейшее увеличение вместимости этого самолета требовало не просто удлинения фюзеляжа, а увеличения его диаметра. Кроме того, увеличенный и потяжелевший лайнер нуждался в новом крыле. Изначальные планы по незначительному увеличению размеров самолетов не удовлетворяли заказчиков — авиакомпании хотели значительно более вместительный и комфортный лайнер. Стало очевидно, что 767-ой в качестве базы не годится. В 1988 году Boeing начал исследования с целью создания совершенно нового авиалайнера. В 1989 году фирма начала работу с авиакомпаниями по определению нужного облика будущего Boeing 777.
Процесс разработки нового самолета отличался от аналогичных работ компании ранее. Теперь, Boeing уделял намного больше внимания нуждам рынка, пытаясь создать наиболее оптимальную конфигурацию. Для определения облика была сформирована комиссия из представителей восьми авиакомпаний: AmericanAirlines, DeltaAirlines, UnitedAirlines, BritishAirways, Qantas, All Nippon Airways, Japan Airlines и Cathay Pacific. Настолько сильное вовлечение авиакомпаний в разработку было ново для индустрии, что, порой, даже вызывало скепсис и заявления о постороннем вмешательстве во «внутреннюю кухню». В 1990 году комиссия начала свою работу и вскоре представила свои требования: ширина фюзеляжа близкая к модели 747, вместимость около 325 пассажиров, легко модифицируемые салоны, стеклянная кабина, электродистанционная система управления, а так же, минимум 10% снижение эксплуатационных расходов в расчете на одно пассажирское кресло в сравнении с A330 и MD-11.
После согласования списка требований, в то же 1990-ом году, авиакомпания United Airlines стала стартовым заказчиком будущего лайнера, разместив заказ на 34 самолета с опционом еще на 34. Авикомпания планировала в короткие сроки заменить парк устаревших DC-10.
На разработке списка требований работа комиссии авиакомпаний не ограничивалась. В процессе разработки и подготовки производства участвовали сотни представителей восьмерки авиакомпаний, которые постоянно уточняли требования (общее количество запросов достигло 1500). По требованиям Cathay Pacific фюзеляж был дополнительно расширен, по требованиям ANA его сделали длиннее, а British Airways внесли множество требования по конфигурациям интерьеров.
Boeing 777 был первым коммерческим самолетом, полностью разработанным на компьютере. Вся работа была переведена в цифровой вид с использованием системы автоматизированного проектирования CATIA, созданного концерном Dassault Systems. Это позволило конструкторам, практически, создать полностью виртуальный авиалайнер, не прибегая к дорогостоящим процессам прототипирования (что сильно удешевило разработку, особенно, с учетом постоянных уточнений представителей авиакомпаний).
При подготовке производства лайнераBoeing использовал уже имеющиеся контакты с производителями, наработанный при создании Boeing 767. Однако, на этот раз масштабы международной кооперации вышли на совершенно новый уровень. Основными поставщиками стали японские промышленные гиганты: Kawasaki Heavy Industries, Mitsubishi Heavy Industries и Fuji Heavy Industries. Помимо них, элементы самолета начали выпускать британская Hawker de Havilland и австралийская ATA (Aerospace Technologies of Australia). Двигатели для лайнера начали разрабатывать лидеры отрасли: Pratt & Whitney, General Electric и Rolls-Royce. Их задача была впечатляющей — создание самых мощных двигателей в мире, тяга которых должна была достигать 35 тс.
Производственной площадкой нового самолета стал завод в Эверетте, где уже выпускались модели 747 и 767. Не смотря на то, что Boeing 747 оставался самым большим самолетом в мире, новая модель не сильно ему уступала. Компания потратила около $1,5млрд. на создание сборочной линии и почти вдвое увеличила размеры завода. Сборка первого самолета началась в 1993 году. Общая стоимость программы достигла $6 млрд. из которых $4 млрд. — средства Boeing и $2 млрд. — инвестиции партнеров.
9 апреля 1994 года первый прототип Boeing 777 прошел церемонию выкатки. Это был почти фестиваль, посвященный новому самолету, в котором приняли участие почти 100 тысяч гостей. Первый полет был совершен 12 июня 1994 года. Это было начало почти годового процесса сертификационных испытаний — самого интенсивного в истории компании. В испытаниях участвовало сразу 9 лайнеров, оснащенных двигателями трех производителей. Сертификация ETOPS проводилась сразу — для этого было совершено 8 трехчасовых полетов с одним заглушенными двигателем. В 1995 году самолет получил сертификаты американской FAA и японской JAA.
Ввод в строй и создание модификаций
Первый Boeing 777-200 был передан авиакомпании United Airlines в мае 1995 года. Эта модель была базовой. Boeing 777-200 вмещал 305 пассажиров в 3-хклассовой компоновке (максимум 440) и летал на 9700 км. Первым коммерческим полетом стал рейс Лондон — Вашингтон. Зимой того же года свои первые самолеты получила British Airways, а несколько месяцев спустя лайнеры начали летать под флагами Thai Airways International. К 1998 году флот лайнеров модели 777 налетал уже 900 тысяч часов, а их эксплуатационная надежность составляла, в среднем, 99%.
Потенциальный успех нового самолета был очевиден и Boeing сразу занялся созданием модификации с увеличенной взлетной массой. Модель 777-200ER совершила первый полет в октябре 1996 года. Самолет потяжелел почти на 50 тонн (297,5 против 247,2 у 777-200) и большая часть этой массы пришлось на топливо — имея аналогичные показатели вместимости (301/440) самолет нарастил дальность полета до 13080 км. Будучи очень эффективным дальним лайнером, самолет был очень популярен в конце 1990-хх и начале 2000-хх. Интересно, что во время демонстрационного полета, лайнер этой модели авиакомпании Malaysia Airlines прозванный Super Ranger провел в воздухе 21 час 23 минуты и пролетел 20044 км.
Но рекорды дальности были не единственным фактором успеха. После создания модели 200ER, Boeing занялся созданием более вместительной модели с удлиненным фюзеляжем. Так появился Boeing 777-300. На момент создания в 1997 году, этот лайнер длиной 73,9 метра стал самым длинным в классе (A340-600 еще не было). Вместимость лайнера достигла 368 пассажиров в 3-классовой компоновке при максимуме в 550. Дальность не была рекордной, но, все же достигла 11165 км. Самолет вышел на линии уже в 1998 году.
Модификацией -200ER рост дальности не закончился. Еще на этапе разработки Boeing исследовал возможности создания сверхдальних авиалайнеров. Предполагалось создание самолета с укороченным фюзеляжем и увеличенным запасом топлива (по аналогии с моделью 747SP). Однако, эта версия вмещала меньше пассажиров и становилась неконкурентоспособной и проект заморозили.
Лишь в 1997 году фирма анонсировала модификации 777-200X и -300X. Самолетам нужны были новые, более мощные двигатели, тяга которых должна была достигать 45 тс. За новый двигатель взялись General Electric и Rolls-Royce. Успеха в этом деле достиг General Electric c их форсированными версиями движков GE90, тяга которых превзошла даже то, что изначально хотела фирма из Сиеттла, и достигла 52 тс — это тяга двух двигателей ранних Boeing 747. Размеры двигателей так же оказались рекордными — диаметр вентиллятора 3,1 метра — это почти ширина фюзеляжа Boeing 737 (3,8 метра).
Официально, программа была запущена в 2000 году и она носила название 777-X. Время для проекта оказалось неудачное — после терактов 11 сентября 2001 года и сжатия рынка авиаперевозок работа по проекту так же замедлилась.
Первым самолетом нового поколения стал Boeing 777-300ER, который взлетел в 2003 году. Стартовым эксплуатантом стала Air France. Модель 300ER была создана довольно быстро и, фактически, была моделью -300 с внедрением решений модели -200ER. Салон и вместимость самолета не изменились (365/550), а взлетная масса возросла почти на 52 тонны (351,5 против 299,4 у 777-300). Дальность при этом достигла нового рекорда 13650 км. При таких показателях, самолет стал бестселлером и отличной заменой устаревшим 4-двигательным самолетам — при близкой вместимости он обходился авиакомпаниям намного дешевле.
Следующим лайнером новой генерации стал Boeing 777-200LR, который прошел церемонию выкатки в 2005 году. Самолет вмещал столько же людей, что и другие -200-ки (301/440), но летал уже на 15840 км. В конце 2005 года самолет побил рекорд старшего брата, перелетев из Гонг Конга в Лондон на расстояние в 21602 километра за 22 часа 42 минуты.
На этом, на какое-то время, Boeing успокоился. Завершающей вехой создания того поколения стало появление в 2008 году грузовой версии 777F. Этот самолет имеет конструкцию и двигатели новейшего 777-200LR, с большим грузовым отсеком почти на всю длину фюзеляжа. Дальность полета у него самая скромная — 9200 км, но самолет способен перевозить до 102 тонн грузов.
Описание: Boeing 777 — лучший авиалайнер XX века. История и описание
Конструкция
Boeing 777 — широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер. Будучи классической моделью в классе, лайнер является самым большим его представителем.
Крыло лайнера умеренной стреловидности рассчитано на скорость полета около 900 км/ч. Для достижения максимальной подъемной силы и вместимости, крыло получило увеличенную толщину и размах. Благодаря этим решениям, самолет имеет стандартную высоту полета в 13 км, а топливная система вмещает до 145 тонн горючего.
В отличие от других лайнеров фирмы, Boeing 777 никогда не имел стандартных больших винглетов. Вместо них используются горизонтальные законцовки с увеличенным углом стреловидности. По расчетам Boeing, для больших авиалайнеров такие конструкции, известные сейчас, как гребневые законцовки, более эффективны. Наиболее совершенные на данный момент версии этих законцовок установлены на лайнерах Boeing 787 Dreamliner.
В конструкции крыла и всего планера довольно широко для своего времени использовались композиционные материалы, доля которых достигла 9% (не считая модели 777-8 и 777-9).
Самолет оснащен трехопорным шасси с поворотной передней стойкой. Стойки основной опоры шасси Boeing 777 считаются самыми мощными среди коммерческих лайнеров. Каждая стойка оснащается шестью колесами (каждое способно выдерживать массу до 27 тонн). Это позволяет эффективно поддерживать на трехстоечной опоре самолет, масса которого сравнима с массой Boeing 747 ранних модификаций.
Boeing 777 стал первым лайнером фирмы, оснащенным полноценным комплексом электродистанционного управления (fly-by-wire). Кабина пилотов оснащается обычным для Boeing комплексом управления, включающим дублирующие ЖК-дисплеи и классические штурвалы. Системы передачи данных авионики широко использует оптоволоконные сети по всему самолету.
Пассажирский салон имеет самую большую в классе ширину, достигающую 5,84 метра (хоть и уступает ширине кабин Boeing 747 6,08 м и A380 6,5 м). Стандартная конфигурация предполагает размещение 6 кресел в ряд в бизнес классе (2+2+2) и 10 кресел в ряд в эконом классе (3+4+3). Можно отметить влияние British Airways с ее концепцией «гибкого салона» — интерьеры имеют большое количество модульных элементов, что очень сильно расширяет возможности кастомизации.
Так же, Boeing 777, будучи самолетом для дальних и длительных полетов, оснащается специальными зонами отдыха для членов экипажа. Эти помещения расположены в верхней части фюзеляжа над пассажирским салоном.
В 2011 году Boeing развернул работы по модернизации салона лайнера, используя наработки салона Boeing 787.
Специальные модификации
KC-777 — модификация стратегического воздушного танкера. Создан в качестве увеличенного дополнения заправщикам KC-767, способного перевозить большую нагрузку.
777 VIP — версия семейства Boeing Business Jet, поставляемая корпоративным заказчикам. Самолеты изготавливаются на базе моделей -200LR и -300ER. Салоны этих лайнеров изготавливаются, преимущественно, сторонними подрядчиками.
Правительственные модификации на базе Boeing 777 эксплуатируются для перевозки высшего руководства Японии, ОАЭ и других государств. Ранее предполагалось, что лайнеры версий -300ER или 777-9 могут стать самолетами Президента США (бортами №1), но выбор ВВС США пал на четырехдвигательные Boeing 747-8.
Производство
К 2000 году Boeing 777 стал самым прибыльным продуктом Boeing в классе широкофюзеляжных. Появление второго поколения лайнеров еще больше нарастило спрос: в 2007 году портфель заказов превысило 350 единиц — производственная линия была загружена до 2012 года, а сумма контрактов почти достигла отметки в $100 млрд. по тогдашним каталожным ценам.
Boeing принял решение увеличить темп производства до 8 лайнеров в месяц в 2013 году. Процесс полной сборки одного лайнера 777-300ER занимал 49 суток. В 2012 году авиакомпания Emirates получила очередной -300ER и это был 1000-ый лайнер модели 777. Общий объем заказов на лайнеры второго поколения расчитан на исполнение до 2020 года, когда начнется производство самолетов третьего поколения, разрабатывающегося сейчас в рамках программы 777X.
Boeing 777X
Boeing 777X — новое поколение лайнеров семейства 777. Установка новейших двигателей, модернизация систем и применение передовых технологий, наработанных на модели 787 предполагает значительное повышение эффективности новых самолетов.
История нового поколения началась в 2010-11 годах, когда Airbus разрабатывал новейший A350. Не смотря на то, что А350 часто ставят конкурентом Boeing 787, он, тем не менее, крупнее, и занимает нишу старших версий 787 и, в большей мере, лайнеров 777 актуального поколения.
Для обеспечения конкуренции новому европейскому самолету была инициирована программа глубокой модернизации самолетов, с выводом их на рынок в 2019-2020 годах.
В качестве силовой установки предлагались различные варианты от лидеров отрасли. Rolls-Royce предложил модернизированную версию двигателя Trent 1000. Pratt & Whitney представил концепт старшей версии PW1000G. General Electric же представил двигатель GE9X. В марте 2013 года Boeing выбрал модель GE9X в качестве эксклюзивного двигателя для лайнеров 777Х.
Не смотря на возмущения ряда операторов потерей возможности опционального выбора двигателей подобное решение считается более оптимальным. Адаптация самолетов под разные силовые установки значительно увеличивает расходы на разработку и производство, что, часто, не оправдывается возможностью выбора между практически идентичными по характеристикам двигателями.
Проект был инициирован в 2012 году. Однако, из-за повышения расходов в связи с созданием лайнеров Boeing 737MAX и Boeing 787-10, создание самолетов 777 было слегка заторможено. Тем не менее, самолет планируется вывести на рынок в 2019 году.
Во время авиашоу в Дубае в 2013 году было официально анонсировано создание двух самолетов: младшей модели 8X и старшей 9X. Стартовым заказчиком стала авиакомпания Lufthansa, разместившая заказ на 34 лайнера Boeing 777-9X. Эти лайнеры, вкупе с заказанными A350-900 должны будут вскоре заменить устаревающий парк моделей 747-400 и А340. Следом пошли авиакомпания Emirates (150 самолетов), Qatar Airways (50) и Etihad Airways (25). В 2015 году лайнеры получили официальные обозначения 777-8 и 777-9. «Х» остался только в названии программы 777Х.
Производство
Специально для 777Х в 2014 году Boeing построил новый завод по производство композитов в Сент-Луисе. Там будут производится композитные элементы самолетов. Окончательная сборка готовится на производственной линии 777 в Эверетте.
Конструкция
Boeing 777X получит совершенно новое крыло с увеличенным размахом. Для обеспечения возможности размещения самолета в условиях уже имеющейся инфраструктуры (размах до 65 м), крыло будет оснащаться складными гребневыми законцовками длиной по 3,5 метра каждый. На сворачивание и разворачивание законцовок требуется около 20 секунд.
Пассажирский салон лайнера будет расширен примерно на 12 см (с 5,84 до 5,96 метров). Этого планируется добиться за счет применения новых материалов отделки, позволяющих сделать стенки салона тоньше. Значительная часть элементов салона будет унаследована у салонов лайнеров Boeing 787, в том числе увеличенные иллюминаторы, более эффективные багажные полки, оптимальные давление и влажность.
Двигатели GE9X предполагают снижение расхода топлива на 10%. Новое, композитное крыло улучшит общие показатели лайнера на 7%. При этом, 4-5% этой эффективности будет потеряно из-за того, что лайнеры будут крупнее и тяжелее. По общим расчетам предполагается, что новые лайнеры будут, в среднем, на 12-13% эффективнее предшественников.
Модификации
Проект Boeing 777X предполагает создание двух авиалайнеров: моделей 777-8 и 777-9.
Boeing 777-8 является укороченной версией нового поколения. При длине в 70 метров он оказывается средним между старыми моделями -200 (63,7 м) и -300 (73,9). В двухклассовой компоновке самолет будет вмещать 350-375 пассажиров и летать на дистанции до 16110 км. Самолет предполагается в качестве прямого конкурента европейскому Airbus A350-1000 и, по расчетам Boeing, должен быть на 4% эффективнее.
Boeing 777-9 будет удлиненной до 77 метров моделью (и станет самым длинным из всех боингов). Это будет базовая версия лайнера, которая будет собрана и представлена первой в 2019 году. В двухклассовой компоновке салона, лайнер вместит 400-425 пассажиров. Дальность полета будет несколько снижена и достигнет 14075 км.
Максимальная взлетная масса обоих лайнеров будет аналогична и составит 351 тонну.
Boeing 777-10. После снятия с производства лайнеров Boeing 747, новые Boeing 777 станут флагманами линейки компании. При этом, для обеспечения конкуренции с флагманами Airbus A380, Boeing допускает создание в будущем удлиненной версии 777-10. Предполагается, что лайнер будет иметь длину около 80 метров и вмещать до 450 пассажиров в 2-классовой компоновке. Тем не менее, модель 777-10 пока официально не анонсирована.
Заказы
На конец 2017 года Boeing располагает портфелем заказов на 53 лайнера 777-8 и на 273 лайнера 777-9 от 8 операторов. Каталожная стоимость лайнеров составит от $380 млн за модель -8 и $410 млн за модель -9.
Эксплуатация
С момента начала проекта и на 2017 год, Boeing выпустил 1518 самолетов модели 777. 1387 лайнеров разных версий находятся в эксплуатации. В тройку крупнейших операторов входят Emirates (161), United Airlines (88), Cathay Pacific (70).
Каталожная стоимость модели 777-200LR составляет $314 млн., грузовой вариант стоит $319 млн., а самый дорогой на данный момент вариант -300ER обойдется в $340 млн. При этом, лайнеры первого поколения, в первую очередь Boeing 777-200 постепенно выводятся из эксплуатации.
Аварии и инциденты
На 2017 год Boeing 777 стал участником 19 авиационных происшествий, в том числе 6 серьезных инцидентов приведших к гибели 541 человека.
Первым таким инцидентом был пожар в 2001 году при заправке в аэропорту Дэнвера. Тогда погиб работник аэропорта. Лайнер получил небольшие повреждения крыла и двигателя, но был отремонтирован и возвращен в строй.
Первой аварией, приведшей к разрушению самолета была жесткая посадка лайнера British Airways в аэропорту Хитроу в 2008 году. Из-за оледенения элементов топливной системы при посадке произошел отказ двигателей. В результате, самолет сел в 270 метрах от ВПП, что привело к разрушению шасси, части крыла и двигателей. Пострадало 47 человек, но никто не погиб.
В 2013 году произошел инцидент с лайнером Asiana Airlines в аэропорту Сан-Франциско. Во время посадки самолет задел насыпь перед ВПП, ударился о полосу и разрушился. Из 307 пассажиров погибли трое.
В 2014 года лайнер авиакомпании Malaysia Airlines с 227 пассажирами и 12 членами экипажа исчез при выполнении рейса Куала-Лумпур — Пекин. Самолет или его останки так и не были найдены. Предполагается, что лайнер был захвачен, отклонился от курса и упал где-то в Индийском океане.
Еще одной катастрофой в 2014 году стала гибель лайнера Boeing 777 той же авиакомпании Malaysia Airlines, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. При пролете в воздушном пространстве над востоком Украины самолет был сбит. Погибло 298 человек.
Шестым крупным инцидентом с моделью 777 стала жесткая посадка лайнера авиакомпании Emirates в аэропорту Дубая. В условиях сильного бокового ветра самолет почти приземлился, но из-за высокой скорости экипаж принял решение пойти на второй круг. Однако, самолет не смог набрать высоту, ударился хвостовой частью и двигателем о ВПП, потерял управление и рухнул на полосу. Экипаж и пассажиры были эвакуированы, однако, при тушении пожара произошел взрыв, что повлекло гибель одного пожарного.