Устройство для прослушивания двигателя

Автомобильный стетоскоп для выявления шумов

Автор: MotorPuls
Дата записи

Стетоскопом называется специальное диагностическое устройство, которое предназначено для определения технического состояния механизмов и деталей, находящихся в двигателе, при помощи виброакустического метода работы. Существует два вида стетоскопов: электронный и механический. Самыми простыми являются механические стетоскопы, они относятся к «бюджетному» типу, которыми пользуются обычные автолюбители. Электронный стетоскоп считается более качественным прибором, у него присутствует усилитель звука, а также более чувствительный микрофон.

Применение стетоскопов.

Применяют стетоскопы для проведения диагностики технического состояния автомобиля, например, чтобы выявить состояние вращающихся пар в узлах подшипников, оценить равномерность и длительность звуковых сигналов, либо оценить рабочее состояние узлов исходя из шумового уровня.

Самым распространенным применением автомобильного стетоскопа является автосервис, когда необходимо осуществить ремонт, либо диагностику двигателя, электрооборудования, а также и ходовой части автомобиля. Данное устройство является универсальным, его также можно использовать и для диагностики иных изделий, например таких, как: турбина, электродвигатель, насос, компрессор, редуктор и другие.

Когда стетоскоп производит диагностику автомобильного двигателя, неисправность определяется исходя из шумов и звуков, которые издает двигатель при работе на холостом ходу. Щуп, являющийся слуховым наконечником прибора, приставляется к некоторым металлическим деталям двигателя. Таким образом, можно прослушать все цилиндры мотора. В идеальном состоянии двигатель должен издавать одинаковый шум, без различных звонов и вибраций на протяжении всей работы двигателя внутреннего сгорания. Таким способом можно услышать все инородные шумы, которые появляются вследствие износа ремней или подшипников. Также стетоскопы могут обнаружить то, что в механизме присутствует серьезная неполадка. Если стетоскоп качественный и хороший, он с легкостью сможет определить причину шумов, доносящихся из автомобильного двигателя.

Когда осуществляется прослушивание подшипников на коленчатом валу, стержень, расположенный в стетоскопе, дотрагивается до бока двигателя, где находятся коренные подшипники, либо до шатунных подшипников, когда поршень находится вверху, на мертвой точке. Прослушивание стуков происходит только на нагретом двигателе автомобиля, когда резко меняются обороты коленвала. Коренные подшипники издают глухой и низкий стук, а шатунные подшипники – звонкий стук, который уменьшается, когда свеча зажигания на цилиндре отключается, т.е. закорачивается на массу. Стуки из коренных подшипников не меняются, когда закорачиваются свечи, потому как вся нагрузка на эти подшипники не меняется. При помощи автомобильного стетоскопа можно осуществлять прослушку работы на шумы в клапанном механизме, определять стук распределительных шестеренок, стук юбки поршня о цилиндр, а также стук поршневого пальца.

Комплектация автомобильного стетоскопа.

При покупке данного прибора в комплект входит главный блок с наличием индикации питания, а также возможностью изменять уровень общей громкости, включения и выключения прибора. Также в комплект входят наушники и измерительный щуп из металлического материала.

Электронный автомобильный стетоскоп механика

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ СТЕТОСКОП

Автомобильный стетоскоп механика — диагностический прибор для оценки состояния деталей и механизмов двигателя виброакустическим методом. Его производят в двух видах: механический и электронный. Механический автомобильный стетоскоп — самый простой, «бюджетный» прибор, который обычно покупают для личного использования автовладельцы (просто передает все шумы с сильным грохотом).

Для качественной диагностики применяют электронный автомобильный стетоскоп, который обладает более чувствительным микрофоном и позволяющие усиливать или уменьшать звук в наушниках. Работать электронным стетоскопом намного удобнее, комфортно и безопасно для здоровья.

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СТЕТОСКОП

Электронный автомобильный стетоскоп является диагностическим прибором для проверки технического состояния любых вращающихся пар в подшипниковых узлах качения или скольжения, оценка длительности и равномерности периодических звуковых сигналов (срабатывания клапанов, электромагнитных форсунок, реле и пр.), оценка работоспособности узлов по уровню шумов. Стетоскоп позволяет точно определить местоположение и происхождение шумов.

Наиболее характерное применение прибора в автосервисе при диагностике и ремонте двигателей внутреннего сгорания, электрооборудования автомобиля, ходовой части.
Электронный автомобильный стетоскоп универсален и может применяться при диагностике и ремонте широкой гаммы других изделий: электродвигателей, генераторов, турбин, компрессоров, редукторов, насосов и т.п.

КАК РАБОТАТЬ СТЕТОСКОПОМ

При диагностике техническим стетоскопом неисправность двигателя определяют по характеру звуков или шумов работающего на холостом ходу автомобиля. Слуховой наконечник стетоскопа (щуп), приставляют к различным деталям двигателя. Так прослушивают каждый цилиндр двигателя: звук должен быть одинаковым на каждом из них, не издавать никаких шумящих, звенящих и вибрирующих звуков как сразу, так и через некоторое время работы на холостом ходу двигателя. Так можно выявить посторонние шумы, которые могут являться следствием износа подшипников, ремней и других частей, а могут говорить и о серьезных неисправностях механизмов.

При прослушивании подшипников коленчатого вала зонд электронного автомобильного стетоскопа прислоняется к боку двигателя в месте расположения коренных подшипников или на уровне шатунных подшипников при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.). Стуки прослушивают на прогретом двигателе при резком изменении оборотов коленчатого вала. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, а шатунных — более звонкий и может уменьшаться при отключенной (закороченной на массу) свече зажигания в данном цилиндре. Сила стуков коренных подшипников с отключением свечи какого-либо цилиндра практически не изменяется, так как общая нагрузка на коренные подшипники при этом почти не уменьшается.

Также стетоскопом можно прослушивать шумность работы клапанного механизма, стуки юбки поршня о цилиндр, стук поршневого пальца и распределительных шестерен.

Можно прослушать утечки воздуха из камеры сгорания при потере компрессии в цилиндре. Для этого поршень данного цилиндра выставляется в верхнюю мертвую точку и в свечное отверстие подается давление с компрессора. Прослушивая стетоскопом впускной, выпускной коллекторы можно услышать куда прорывается давление из камеры сгорания при «проблемных» клапанах.

У нас вы можете купить электронные автомобильные стетоскопы ADD350N, ADD350 ( лучшее предложение по цене и качеству ). Приборы этой фирмы очень хорошо зарекомендовали себя в работе и имеют приемлемую цену.

Читайте также:  Arcanum как починить паровой двигатель

Стетоскоп для автомобиля своими руками

Многие автовладельцы, при появлении каких-то шумов или стуков в двигателе, рвутся на автосервис, чтоб проверить все ли с ним в порядке и что именно постукивает. Каждая такая диагностика выходит в кругленькую сумму, в то время как проверить мотор можно и дома, причем совершенно бесплатно.

И сделать это можно с помощью автомобильного стетоскопа, в роли которого может выступать даже обычная палка, но все же использовать специальное приспособление гораздо удобнее. Однако, стоит диагностический прибор не малые деньги, да и найти его можно не в любом автомагазине, поэтому, вот вам лайфхак, как сделать прибор для прослушивания шумов двигателя своими руками.

Для этого нужно:

  • Шайба м4 и гайка того же размера – по две каждой;
  • Полипропиленовый соединитель (американка);
  • Штуцер;
  • Буксовая прокладка;
  • Диск тонкого железа (0,4мм), желательно оцинкованного, диаметром 4см;
  • Большая вязальная спица 4 мм в диаметре либо сварочный электрод;
  • Медицинский фонендоскоп.

Что-то можно купить в отделе сантехники, а спица есть практически у каждого дома. Сам же стетоскоп Вы найдете в любой аптеке.

Стетоскоп позволяет четко расслышать тон посторонних звуков. Применеятеся в медецине и при диагностике автомобилей. Автомобильный прибор, в отличии от медицинского, в место самой мембраны имеет еще и длинный металлический щуп. Автомобильный стетоскоп — это небольшой прибор для прослушивания шумов возникающих в двигателе, различных его механизмах и агрегатах.

Порядок изготовления

Первым делом нужно изготовить мембрану. По центру оцинкованного диска просверливаем отверстие диаметром примерно 4мм. На спице предварительно нужно срезать шляпку, а после, при помощи лерки, нарезать внешнюю резьбу 4 мм.

Далее собираем мембрану, накрутив на спицу гайку. Следом надеваем шайбу, потом саму мембрану (диск), буксовую прокладку, и крепим это гайкой и шайбой.

Осталось только срезать самую широкую часть ППР соединителя (американки), а после расточить по внутреннему диаметру кольца. Надеваем уплотнитель на спицу, и закрепляем его американкой.

Штуцер крепим непосредственно к самому стетоскопу, предварительно сняв родную мембрану. Для соединения штуцера мембраны необходимо использовать дополнительную подмотку фумленты, чтоб обеспечить максимальную герметичность.

Для проверки автомобильного стетоскопа нужно подуть в штуцер. Воздух не должен выходить, или же происходить при немалых усилиях.

Такой нехитрый прибор поможет вам определить источник скрипов, стуков и шумов в двигателе, а также сэкономит ваши средства на диагностике, когда проблемы с мотором нет.

Если же кажется, что это все очень сложно, то воспользуйтесь способом попроще.

Надеюсь такая самоделка будет вам полезной. Не забывайте отмечать если статья понравилась и считаете такое приспособление необходимым для своего гаража!

Диагностика неисправностей автомобиля: прослушивание двигателя

Прослушивание двигателя производится через стетоскоп, либо через резинового шланга. Чтобы правильно истолковать услышанное надо хорошо знать устройство данного двигателя и иметь определенные навыки определения характерных шумов.

Как производится прослушивание двигателя

Начинать прослушивание надо на разогретом до рабочей температуры двигателе. Следует проверить крепления, чтобы избежать дополнительных шумов.

Постоянный металлический стук похожий на звук ковки может быть вызван увеличенным зазором в клапанном механизме, износом поршня или цилиндра, либо повреждением пружины клапана.

При глухом стуке в нижней части картера модно говорить о сильном износе подшипников. Если в слышите звонкий, ритмичный, металлический стук, то скорее всего изношены шатунные подшипники. Дополнительным свидетельством этому может служить возрастание стука при нажатии педали газа.

Износу поршневых пальцев соответствует ритмичный, высокого тона металлический стук. Этот стук усиливается с повышением нагрузки. Если отключить свечу неисправного цилиндра то он может полностью исчезнуть. Также причиной этого стука может быть увеличенный зазор между втулками головки шатуна.

О износе зубьев шестерни привода распредвала говорит частый металлический стук, который сливается в общий шум. Проблема решается заменой шестерни.

Если вы слышите стук похожий на стук глиняной посуды, то возможно увеличен зазор между поршнями и цилиндрами. Эта неисправность устраняется заменой или перешлифовкой деталей.

Повышенная дымность выхлопа из глушителя и быстрый перегрев двигателя свидетельствуют о нагаре в камере сгорания. Все это будет сопровождаться звонким металлическим стуком.

Стетоскоп и фонендоскоп: разница между медицинскими приборами

Прослушивание работы турбонасоса, компрессора, редуктора.

Прослушивая с помощью стетоскопа двигатель автомобиля, необходимо обращать внимание на посторонние звуки. В оптимальном варианте все цилиндры мотора должны работать в унисон, без прерывистых шумов и вибраций. Качественный стетоскоп позволяет уловить малейшие неполадки в двигателе, своевременное устранение которых не приведет к более серьезным неисправностям.

Прослушивание подшипников коленвала осуществляется исключительно на прогретом корпусе двигателя, когда обороты резко меняются. Коренные и шатунные подшипники по характеру звука имеют отличия. Первый вариант звучит низко и глухо, а элементы шатуна издают звонкий шум, затихающий при переключении свечи на «массу». Стетоскоп поможет помочь проверить на посторонние звуки детали клапанного узла, поршневую группу и шестеренки.

Процедура пользования подручным электронным диагностическим прибором довольно проста и заключается в следующем:

  • В районе резьбового соединения к стетоскопу привинчивается щуп;
  • Наушники соединяются с основным блоком;
  • Устройство включается кнопкой пуска и настраивается на необходимый уровень шума;
  • Щуп прикладывается к проверяемому элементу, происходит восприятие подаваемой информации на слух.

Электронный вариант

Собственноручно созданный вариант домашнего диагноста авто в электронном виде способен более точно передавать колебания звуков. Его основными составляющими элементами является микросхема DA 1 (K140 УД 6)

, пара резисторов, транзисторы и наушники. Вибрационный датчик доступно выполнить из керамического кулачка с пьезовой активацией (подобные экземпляры можно отыскать в старых проигрывателях).
Передатчик с пьезоэлементом трансформирует вибрационные движения в электрические колебания, усиливаемые вмонтированным преобразователем звука. Воспроизводимые звуковые частоты в диапазоне от 1 000 до 3 000 Гц,
считаются оптимальным вариантом для восприятия сигналов человеческим слухом. Наушники служат в качестве передатчика звуковой информации от исследуемого объекта на считывание сведений человеком.

Применение и использование

Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах: электронном и механическом виде, рассмотрим далее, предварительно ознакомившись с областью его применения и правильным использованием.

  • Рассматриваемое устройство является универсальным и может применяться для следующих целей:
  • Диагностика двигателя, ходового узла, электрооборудования транспортного средства;
  • Прослушивание работы турбонасоса, компрессора, редуктора.

Прослушивая с помощью стетоскопа двигатель автомобиля, необходимо обращать внимание на посторонние звуки. В оптимальном варианте все цилиндры мотора должны работать в унисон, без прерывистых шумов и вибраций. Качественный стетоскоп позволяет уловить малейшие неполадки в двигателе, своевременное устранение которых не приведет к более серьезным неисправностям.

Прослушивание подшипников коленвала осуществляется исключительно на прогретом корпусе двигателя, когда обороты резко меняются. Коренные и шатунные подшипники по характеру звука имеют отличия. Первый вариант звучит низко и глухо, а элементы шатуна издают звонкий шум, затихающий при переключении свечи на «массу». Стетоскоп поможет помочь проверить на посторонние звуки детали клапанного узла, поршневую группу и шестеренки.

Механический автостетоскоп

Для создания данной модели не потребуется поиск узкоспециализированных элементов и электронных схем. Элементарный способ изготовления механического стетоскопа подразумевает использование подручных предметов. В качестве основы устройства подойдет пустая пластиковая бутылка, желательно с широким горлышком, которое будет служить улавливателем акустических изменений.

После отрезания горла емкости, аккуратно под резьбой, к оборке (которую предварительно следует обработать наждачной бумагой) крепится абсолютно герметично пластиковый элемент. В середину детали, по диаметру обрезанной заготовки, вставляется металлический болт диаметром не более 5 мм. Широкая часть детали должна располагаться изнутри заготовки. На резьбовую часть болта крепится пластик, который зажимается гайкой с умеренным усилием, чтобы не продавить конструкцию.

Готовый пластиковый круг с болтом приклеивается к горлышку по принципу воронкообразной лейки. В самом краешке бутылки проделывается отверстие, в которое монтируется эластичная тонкая трубка (например, капельница). После тщательного подгона трубки, место соединения фиксируется клеем, который не агрессивен к ПВХ материалам.

. Диагностика автомобиля играет большую роль в его дальнейшей эксплуатации, безопасности водителя и пассажиров. Как сделать автомобильный стетоскоп своими руками в двух вариантах, было рассмотрено выше. Выбор механического или электронного образца остается за владельцем транспортного средства. Но, стоит отметить, что электронная модель, как покупная, так и самодельная, дает более точную информацию.

Схемы простых стетоскопов на ОУ

На рисунке 1 представлена схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и двойным источником питания. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп.

R4С4, С2, С3 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсаторы С2, C3 размещают максимально близко к ОУ.

Рис.1. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и двухполярным источником питания. (Микрофон-стетоскоп).

Элементы для схемы на рисунке 1 :

  • R1=100к-1м (регулировка громкости),
  • R2=10к-20к (регулировка чувствительности),
  • R3=1м-2м, R4=10;
  • С1 =0.1 мкФ — 1.0мкФ, С2=0.1 мкФ — 0.ЗмкФ, С3=0.1 мкФ-0.ЗмкФ, С4=0.1 мкФ;
  • А1 — ОУ — 140УД12, 140УД20, 140УД8 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией;
  • Т1, Т2 — КТ3102, КТ3107 или КТ315, КТ361, или аналогичные комплементарные (парные) транзисторы;
  • В1 — пьезоэлемент ГЗП-308, ПЭ-1 или аналогичные;
  • В2 — пьезоизлучатель ЗП-1, ЗП-22 или аналогичные.
  • Т — ТМ-2А или аналогичные.

На рисунке 2 представлена схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и одним источником питания. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп.

R4С4, С2 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсатор С2 размещают максимально близко к ОУ.

Рис. 2. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением и однополярным источником питания. (Микрофон-стетоскоп).

Элементы для схемы на рисунке 2 :

  • R1=100к-1м (регулировка громкости),
  • R2=10к-20к (регулировка чувствительности),
  • R3=1 м-2м, R4=10, R5=136=1 м-2м;
  • С1 =0.1 мкФ — 1.0мкФ, С2=0.1 мкФ — 0.ЗмкФ,
  • С3 — отсутствует, С4=0.1мкФ, С5=0.1 мкФ-1 .ОмкФ;
  • А1 — ОУ — 140УД8, 140УД12, 140УД20 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией (желательно) и в типовом включении;
  • Т1, Т2 — КТ3102, КТ3107 или КТ315, КТ361, или аналогичные комплементарные (парные) транзисторы;
  • В1 — пьезоэлемент ГЗП-308, ПЭ-1 или аналогичные ;
  • В2 — пьезоизлучатель ЗП-1, ЗП-22 или аналогичные ;
  • Т — ТМ-2А или аналогичные.

На рисунке 3 представлена схема УНЧ с высоким входным сопротивлением, двойным источником питания и корректором АЧХ. Источником сигнала служит пьезоэлемент или пьезоизлучатель. Микрофон-стетоскоп с достаточно высокими параметрами!

Первый каскад УНЧ (ОУ А1) обеспечивает предварительное усиление сигнала и согласование с корректором АЧХ (темброблок или эквалайзер). После корректора и регулятора громкости сигнал подается на усилитель мощности на ОУ А2 и Т1 и Т2. На выходе — телефон или динамический громкоговоритель (Т1 и Т2 — КТ502 и КТ503).

R8С4, С5, С6, С7, С8 обеспечивают устойчивость УНЧ (на ВЧ). Конденсаторы С5, С6, С7, С8 размещают максимально близко к ОУ. С2, R5 обеспечивают гальваническую развязку между ОУ А2 и предыдущей схемой. Это минимизирует разбаланс нуля на выходе ОУ А2.

Подключение датчика к УНЧ осуществляется с помощью экранированного провода.

Рис. 3. Схема простого УНЧ с высоким входным сопротивлением, двухполярным источником питания и корректором АЧХ. (Микрофон-стетоскоп).

Элементы для схемы на рисунке 3 :

  • R1=100к-1м, R2=10к-20к (регулировка чувствительности),
  • R3=100к-200к,
  • R4=5к-100к (регулировка громкости),
  • R5=100к-1 м (R5>>R4),
  • R6=10к-20к (регулировка чувствительности),
  • R7=100к-200к, R8=10;
  • С1 =0.1 мкФ-1.0мкФ, С2=0.1 мкФ-1.0мкФ, С3=0.1 мкФ-1.0мкФ,
  • С4=0.1 мкФ, С5=0.1мкФ-0.3мкФ, С6=0.1мкФ-0.3мкФ,
  • С7=0.1 мкФ-0.ЗмкФ, С8=0.1мкФ-0.3мкФ;
  • А1 — ОУ — 140УД8, 140УД12, 140УД20 или любые другие ОУ с внутренней коррекцией (желательно) и в типовом включении;
  • Т1, Т2 — КТ3102, КТ3107 или КТ315, КТ361, или аналогичные комплементарные (парные) транзисторы;
  • В1 — пьезоэлемент ГЗП-308, ПЭ-1 или аналогичные ;
  • В2 — пьезоизлучатель ЗП-1, ЗП-22 или аналогичные ;
  • Т — ТМ-2А или аналогичные.

Тот же эксперимент можно повторить, но уже с оконным стеклом. В данном случае пьезокристалл крепится к стеклу. При этом для обеспечения скрытности пьезокристалл крепится к стеклу близко у рамы! Прикрепить его к стеклу можно и со стороны улицы. При этом хорошо слышно все, что происходит в комнате.

Неплохо слышно даже если прикрепить кристалл к внешнему стеклу в случае двойной рамы. Даже двойная рама не защищает полностью! И можно поверить, что при использовании пьезокристалла относительно большой площади (1-2 кв. см), малошумящего и чувствительного усилителя звук будет достаточно громким и отчетливым.

Аналогичный опыт может быть проведен со столом. Оказывается, традиционная ДСП-плита стола с прикрепленным пьезокристаллом может быть прекрасным микрофоном, обеспечивающим хорошее качество звука. Больше площадь поверхности стола, обычно сделанного на основе ДСП-плиты, — выше качество звука.

Стетоскоп и фонендоскоп: разница, фото (как отличить приборы)

В данной статье мы попробуем разобрать отличительные особенности данных медицинских диагностических приборов, позволяющих слушать внутренние органы на предмет издаваемых ими шумов.

Стетоскоп и фонендоскоп (разница наблюдается в улавливании звуков и тонов) применяются при аускультации разных органов. Первый предоставляет возможность отчетливо услышать тоны звуков и применяется при исследовании сердца и кишечника.

Фонендоскоп лучше ловит высокочастотные звуки, но заглушает низкие тона. Этот прибор чаще используют при проведении аускультации органов дыхания и сосудов. С его помощью реально прослушивать аномальные звуковые проявления, несмотря на присутствие других шумов.

Стетоскоп и фонендоскоп (разница этих приборов заключается в том, что фонендоскопы, в отличие от своих предшественников, бывают только бинауральной конструкции) являются инструментами, с помощью которых проводятся эффективные процедуры диагностики внутренних органов.

Как сделать самодельный автомобильный стетоскоп

Механический автомобильный стетоскоп

Для его изготовления не понадобится искать специальных деталек и паять электрические схемы. Он предназначен для прослушивания что и где стучит в двигателе, а также для прослушивания подшипников на предмет износа или отсутствия смазки.

Простейший стетоскоп изготавливается из отрезанного горлышка обычной пластиковой бутылки. Чем шире сливное отверстие бутылки и её пластмассовая пробка, тем она больше уловит звуковых вибраций. Итак, отрезаем горлышко бутылки аккурат после окончания резьбы (перед началом расширения горлышка). Рваный край надо тщательно, как можно ровнее обработать. Так как к нему предстоит приклеить тонкую пластиковую деталь, и зазоров между горлышком и пластиком быть не должно.

Пластик потребуется идеально плоский и достаточно тонкий. В такой обычно запаивают продукты и товары. В центре обрезанного куска пластика (обрезаем в виде круга по диаметру горлышка бутылки) проделываем отверстие и вставляем длинный тонкий болт диаметром 3-4 мм. Шляпка болта должна располагаться с внутренней стороны пробки. А наружу должен выступать длинный конец болта, который фиксируется гайкой с шайбой. Зажимая гайку – не переусердствуйте, чтобы не продавить пластик. Теперь пластиковый круг с болтом приклеиваем к пробке-горлышку.

Далее в самой крышечке бутылки, навёрнутой на резьбу горлышка, тоже проделывается отверстие. Туда надо вставить полихлорвиниловую трубку из под капельницы. Поэтому диаметр отверстия делается соответствующим диаметру трубки. Вместо трубки подойдёт резиновый жгут. Трубка вставляется в пробку и место контакта заклеивается. Подберите клей, который не разъедает пластмассу.

В принципе, самодельный автомобильный стетоскоп готов к работе. Свободный конец трубки прикладывается к уху, а к работающим агрегатам автомобиля прикладывается конец болта. Болт снимает звуки, а пластиковая вставка выполняет роль мембраны. Дальше звуковые колебания по трубке поступают в ушную раковину. Получилось почти как у врачей, с той лишь разницей, что звук не такой громкий, поэтому оглохнуть от него водителю не грозит.

Электронный автомобильный стетоскоп

Самодельный электронный стетоскоп, в отличие от механического, способен более точно передавать звуковые колебания. Также позволяет регулировать уровень громкости и чувствительности. Основа электронного стетоскопа с усилителем звуковой частоты – это микросхема DA1 типа К140УД6. Два резистора R1 и R2 задают режимы работы микросхемы. Коэффициент усиления определяет значение сопротивления резистора R3. Транзисторы VT2 типа КТ361 и VT1 типа КТ315 подключаются по схеме эмиттерных повторителей, тем самым усиливая выходной сигнал по току. Головные телефоны ТЭМ-2 служат нагрузкой усилителя. Датчик вибрации можно сделать из пьезокерамической головки (В1) от старого проигрывателя.

Пьезодатчик преобразует вибрационные колебания в электрические, которые дополнительно усиливаются усилителем DA1. Можно использовать в качестве пьезодатчика (В2) пьезоизлучатель ЗП-22 или ЗП-1 от электронных игрушек и часов. Они хорошо воспроизводят звуковые частоты в диапазоне 800-3000 Гц, оптимальные для человеческого слуха. Если необходимо, дополнительным усилителем звуковой частоты можно усилить звуковой сигнал. В этом случае сигнал поступает с выхода операционного усилителя DA1. Корпус стетоскопа для микросхемы можно сделать на своё усмотрение. А в качестве передатчика звукового сигнала служат наушники.

Что такое фонендоскоп

Многие интересуются тем, что такое стетоскоп и фонендоскоп. Разница (фото является доказательством этого факта) этих приборов заключается в более усовершенствованной конструкции фонендоскопа.

Данные медицинские инструменты предназначены для одной и той же цели: диагностики работы внутренних органов человеческого организма.

Фонендоскоп, спустя почти сто лет после изобретения стетоскопа, создал русский врач Николай Сергеевич Коротков.

Большое количество людей желают обладать информацией о том, как устроены стетоскоп и фонендоскоп. Разница в устройстве данных приборов заключается в том, что фонендоскоп, в отличие от стетоскопа, имеет еще одну составляющую часть — мембрану, усиливающую колебания звука. Он состоит из головки, двух трубок и мембраны.

История создания стетоскопа

Стетоскоп создал врач Рене Лаэннек в 1816 году. Чтобы прослушать биение сердца стеснительной представительницы прекрасного пола, имевшей слишком пышный бюст, ему пришлось приложить к ее груди свернутые бумажные листы. В результате врачу удалось не только поставить точный диагноз больной, но и убедиться, что с помощью простой бумаги, свернутой в трубочку и приложенной к уху, звуки можно услышать намного отчетливее.

Через некоторое время Лаэннеку удалось усовершенствовать прибор. Постепенно на практике стали использовать трубки из дерева или других пригодных материалов, имеющие расширение на концах в форме воронки.

В наши дни стетоскоп — это инструмент, наделенный несколькими режимами прослушивания звуков разных частот. Он включает в себя определенные составляющие части: головку, трубки и наушники.

В медицине в настоящее время применяются бинауральные стетоскопы, оснащенные двумя трубками. Моделями из дерева часто пользуются гинекологи, которые с их помощью слушают сердечный ритм плода.

Правила проведения аускультации

При проведении данной процедуры главное значение имеет соблюдение некоторых условностей, а не выбор стетоскопа или фонендоскопа, имеющий свои особенности. Рекомендуется пользоваться одним прибором, соблюдать определенные правила и придерживаться техники аускультации.

  • Данную процедуру советуют проводить при наличии в помещении полной тишины.
  • Пациенту необходимо снять с себя одежду.
  • Стоит обратить внимание, что трение прибора о волосы на теле больного может вызвать имитацию шумов, сопровождающих работу исследуемого органа.
  • Трубка стетоскопа или фонендоскопа должна плотно (но без чрезмерного давления) прилегать к телу больного.

Стетоскоп и фонендоскоп (разница между их модификациями и особенностями довольно несущественна) на протяжении долгого времени являются одними из самых востребованных диагностических инструментов, применяемых в медицине.

Читайте также:  Машина сломалась после заправки
Оцените статью