Устройство для повышенной проходимости автомобиля

Устройство автомобилей

Средства повышения проходимости автомобиля

При использовании автомобилей в тяжелых дорожных условиях в горной, песчаной и болотистой местности, а также при преодолении траншей, канав и других препятствий возникает необходимость в применении специальных приспособлений — средств повышения проходимости, без которых движение автомобилей становится затрудненным или вовсе невозможным.

Средствами повышения проходимости называются приспособления, обеспечивающие увеличение сцепления ведущих колес с грунтом, снижение удельного давления колес на грунт, а также самовытаскивание застрявших автомобилей. Наиболее распространенными из них являются цепи противоскольжения, противобуксаторы, браслеты, лебедки, самовытаскиватели, а также другие подручные средства.

Цепи противоскольжения

По своему устройству цепи противоскольжения делятся на мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.

Мелкозвенчатые цепи противоскольжения используются для повышения проходимости неполноприводных автомобилей по мягким грунтовым дорогам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также при работе в горных условиях.

Комплект на автомобиле включает две цепи противоскольжения, каждая из которых состоит из продольных и поперечных цепей и замковых устройств для крепления их на колеса. Они изготовляются для одинарных и для сдвоенных колес.

Для того чтобы надеть цепи противоскольжения, необходимо расположить их спереди или сзади ведущих колес автомобиля по колее, пустить двигатель, включить низшую передачу и наехать ведущими колесами на середину цепей, затем натянуть цепи колеса и соединить их концы замками.

Правильным считается такое натяжение, при котором средняя часть поперечной цепи может перемещаться по покрышке колеса на расстояние 10…20 мм. Слишком тугое натяжение цепей приводит к их быстрому износу, а слабо натянутые цепи издают сильный шум при движении машины.

Траковые цепи противоскольжения предназначены для повышения проходимости автомобилей со сдвоенными ведущими колесами в особо тяжелых дорожных условиях: при движении по грунтовой дороге в распутицу, по снежной целине, заболоченному лугу.
Траковая цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей, замков и крепежной цепи.

Комплект на автомобиле включает две цепи, перевозится он в кузове автомобиля. Траковые цепи монтируют на ведущие колеса автомобиля аналогично мелкозвенчатым.

Гусеничные цепи противоскольжения предназначены для повышения проходимости трехосных автомобилей в особо тяжелых дорожных условиях. Гусеничная цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей и соединительного пальца. В комплект входят две гусеничные цепи, которые, как и траковые, перевозятся в кузове автомобиля.
Для облегчения надевания гусеничных цепей на колеса автомобиля применяют специальное натяжное устройство.

Цепи противоскольжения следует надевать на колеса при подъезде автомобиля к труднопроходимому участку местности и снимать их после его преодоления, так как при длительном движении с цепями по дорогам с твердым покрытием быстро выходят из строя шины, изнашиваются цепи, повышается расход горючего и разрушается покрытие дороги.

Противобуксаторы

Для предотвращения буксования автомобилей со сдвоенными ведущими колесами при движении по мягкому грунту, снежной целине или песку применяются противобуксаторы.

Противобуксатор представляет собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из продольных и поперечных угольников с зацепами.

При буксовании автомобиля необходимо на задние сдвоенные колеса надеть браслеты, подложить противобуксаторы узкими концами под задние колеса, включить пониженную передачу и начать движение. Колеса, вращаясь, захватят браслетами зацепы противобуксаторов, благодаря чему будет обеспечено поступательное движение автомобиля.

При отсутствии противобуксаторов для повышения проходимости машин при движении по мягким грунтам могут применяться съемные браслеты или противобуксовочные колодки.

Лебедка

Если автомобиль снабжен лебедкой, то ее можно использовать при преодолении особо тяжелых участков пути для самовытаскивания и для оказания помощи застрявшим автомобилям.

Для самовытаскивания застрявшего автомобиля, оборудованного лебедкой, необходимо выключить муфту включения барабана лебедки, размотать вручную трос на необходимую длину и закрепить конец троса за какой-нибудь местный предмет: пень, дерево и др.

Читайте также:  Посторонний стук при запуске двигателя

Если таких предметов нет, можно закрепить трос за другой автомобиль, предварительно затормозив его рабочим стояночным тормозом, или применить для крепления троса специальные приспособления, называемые анкерами или якорями.

Закрепив конец троса, включить муфту и начать подтягивание автомобиля. Для облегчения работы лебедки при самовытаскивании рекомендуется включить первую передачу в коробке передач и одновременно с лебедкой включить ведущие мосты автомобиля.

В целях увеличения силы тяги при пользовании лебедкой, а также в случаях, когда наматываемый трос направлен к барабану под углом более 15° относительно продольной оси автомобиля, применяют блоки.

Закончив подтягивание автомобиля, необходимо отсоединить трос от местного предмета или якоря, очистить его от грязи и намотать под нагрузкой на барабан и закрепить в положении для движения автомобиля.

Самовытаскиватели

При отсутствии на автомобиле штатной лебедки можно воспользоваться способом имитирующим ее. Для этого на полуоси ведущих колес с помощью шпилек и гаек устанавливаются фланцы, на которые надевается лебедка с тросом (см. приведенный рисунок). Тросы разматываются и их концы прикрепляются к опорам на местности.
Суммарная сила тяги на тросах самовытаскивателя больше силы тяги на ведущих колесах во столько раз, во сколько раз радиус колеса больше радиуса барабана лебедки и соответственно 70…80% веса автомобиля.

Дополнительное оборудование для улучшения проходимости автомобиля

Во время движения на автомобиле по глубоким сугробам и заболоченной местности есть риск застрять. С такой проблемой могут столкнуться владельцы не только легковых автомобилей, но и внедорожников с системой полного привода. Поэтому автомобилисту полезно знать, как можно повысить проходимость транспортного средства без вреда колесам и коробке передач.

Существует несколько способов, которые позволяют увеличить проходимость транспортного средства:
1) установка элементов между шиной и дорожным покрытием;
2) установка цепей и браслетов на колеса;
3) установка лебедки с силовым приводом.

Траки. Стандартное средство улучшения проходимости — укладка под ведущие колеса лент, которые состоят из нескольких секций. При изготовлении траков специалисты используют легкие сплавы на основе алюминия и пластик. Деталь просовывается под протектор колеса, которое ушло в пробуксовку, по направлению движения транспорта. После этого можно попробовать приступить к движению. Чтобы ускорить процесс, ленту можно подложить с обеих сторон.

Цепи и браслеты. Браслеты — это отрезки цепи, которые оснащаются хомутом для крепления через колесный диск. Элементы следует надевать на ведущие колеса перед тем, как планируется преодолевать проблемный участок. Однако, монтировать браслеты можно и на уже застрявший автомобиль. На ведущее колесо следует ставить несколько браслетов. Лучше всего использовать устройство при движении по снегу. Главный недостаток — быстрый износ и запрет эксплуатации на твердом грунте.

Цепи обладают повышенной прочностью и ресурсом. Они позволяют увеличивать коэффициент сцепления с рыхлым покрытием. В конструкции применяются отрезки цепи, которые перпендикулярно пересекают протектор покрышки. По окружности есть стальной трос или еще одна цепь, которая может удерживать поперечные элементы в заданном положении. В конструкции также предусматривается замок, который застегивается после надевания цепей. Для грузовых автомобилей с задней тележкой выпускались специальные цепи гусеничного типа. На внешней стороне звеньев есть выступы, которые цепляются за покрытие. Гусеницу следует надевать на колеса перед выездом на труднодоступный участок. После того, как труднодоступная местность будет преодолена, звенья нужно снимать, так как металлические элементы могут разрушать шины.

Противобуксатор. Чтобы самостоятельно эвакуировать застрявший автомобиль, можно использовать противобуксаторы. Это жесткая металлическая пластина с зацепами и поперечинами. Конструкция закрепляется на ведущее колесо при помощи болта, гайки и кронштейна. Пластину следует располагать под протектором шины, чтобы при вращении колеса она затянулась под беговую дорожку.

Лебедка. Лебедку с электроприводом можно поставить на внедорожник самостоятельно. В конструкции предусматривается пульт управления, при помощи которого можно настраивать скорость намотки троса. Шнур следует закрепить к дереву или якорю. Если эвакуация проводится в зимнее время, трос можно закрепить к другому автомобилю. Лебедка развивает тяговое усилие в 3-4 раза меньше массы транспортного средства. Не рекомендуется применять оборудование на высокой мощности, так как есть риск повреждения рамы.

Читайте также:  Ремонт двигателя митсубиси диаманта

Самовытаскиватели. Для того, чтобы вытянуть автомобиль, можно применить барабаны, закрепленные на болты. Для монтажа следует применить удлинительные фланцы. Если нужно вытащить автомобиль с передним приводом, следует поставить 2 барабана и размотать тросы. После этого тросы нужно закрепить к деревьям, включить передачу в авто и начать наматывать шнур на барабаны.

Итог. Для поездках на бездорожье следует заранее позаботиться о проходимости транспортного средства. Для этого можно приобрести дополнительное оборудование.

Проходимость автомобиля – можно ли ее увеличить?

Характеристики проходимости автомобиля: что на нее влияет, 8 способов улучшить проходимость машины. Видео о проходимости автомобиля.

Понятие проходимости характеризует, насколько легко машина преодолевает препятствия, возникающие на дорогах. Это слово чаще всего упоминается применительно к транспортным средствам повышенной проходимости: джипам, вездеходам, внедорожникам. Ее уровень оценивается соотношением между максимальным тяговым усилием и силой сопротивления движения.

Современные внедорожники обладают высокими мощностными характеристиками, обеспечивающими проходимость практически на любых участках – машины легко преодолевают такие преграды, как лесные чащи, сыпучие пески, болота, снежные заносы.

Что влияет на проходимость автомобиля

Преградой на пути может стать снежный сугроб, толстый слой грязи, глубокая лужа, заросли, буреломы, ухабы, ямы, заболоченные места и много других помех. Машины, оснащенные межколесной блокировкой, попадая на скользкий участок дороги, тоже часто буксуют. В этом случае колеса, находящиеся на одной общей оси, теряют опору. Одно колесо просто стоит на месте, а второе крутится вхолостую и едва сцепляется с поверхностью.

Способность двигаться по бездорожью зависит:

  • от мощности и крутящего момента двигателя;
  • массы машины;
  • габаритных размеров авто;
  • удельного давления на грунт;
  • характеристик шин;
  • типа привода;
  • высоты клиренса;
  • геометрии подвески;
  • дополнительного оборудования (троса, домкрата, лебедки, шноркеля и т. п.).
  • и, самое главное, опыта водителя.

8 доступных способов улучшить проходимость без кардинальных изменений в конструкции

1. Шины

В большинстве случаев полноприводные автомобили оснащены обычными шоссейными шинами, которые на грязной дороге начинают буксовать и перестают ехать. Для езды по бездорожью выпускают специальную резину, предназначенную для езды по грязи, слякоти, мокрому грунту. Например, шины с протекторами типа All-Terrain, Mud Terrain MT или AT не пробуксовывают на сложных трассах, наполовину состоящих из бездорожья.

Совет: чтобы машина уверенно двигалась по раскисшему грунту, рекомендуется спустить давление в шинах до минимально допустимых значений. Этот метод увеличит контактное пятно, улучшит сцепление с дорогой и поможет выбраться из самого безнадежного месива.

2. Колесные цепи противоскольжения

С помощью цепей обычную покрышку можно превратить в настоящее колесо для езды по бездорожью. Функционально армированные цепи выполняют роль съемных протекторов, равномерно охватывающих все колесо по длине окружности. Чаще всего, их устанавливают на передние колеса. В один комплект входят две цепи на одну ось. Цепи отлично преодолевают тяжелые участки дороги, а в зимний период существенно улучшают сцепляемость протекторов со скользким накатанным грунтом.

  1. Простая конструкция состоит из продольных и поперечных металлических цепей, оснащенных резиновыми грунтозацепами повышенной прочности.
  2. Стоимость цепей противоскольжения в несколько раз меньше новых колес.
  3. Занимают мало места.
  4. Легко устанавливаются.
  5. Их можно возить в багажнике и надевать на колеса только перед съездом на бездорожье, не дожидаясь, когда машина полностью увязнет в грязи.
  1. Цепи не универсальны, подходят к определенным типоразмерам колес.
  2. Их нужно устанавливать заранее до того, как машина увязла.

3. Браслеты противоскольжения

Для автомобилистов, не очень часто выезжающих на природу, совсем необязательно покупать дорогую внедорожную резину. Для таких случаев промышленность выпускает специальные комплекты браслетов для установки на ведущие колеса. В отличие от цепей, противобуксовочные браслеты можно монтировать на колеса, находящиеся в снегу или грязи.

На каждое колесо рекомендуется надевать по 3-4 браслета. Но иногда, чтобы вытащить машину из снежной ловушки, бывает достаточно и одного.

Браслеты противоскольжения состоят из:

  • высокопрочных стальных цепей с цинковым антикоррозионным покрытием, выдерживающих максимальные нагрузки при вращении колес;
  • крепежных ремней, плотно удерживающих цепи на шинах;
  • замков для надежной фиксации.

Благодаря быстросъемным замкам аварийные хомуты монтируются на колесо в течение нескольких минут. Их можно ставить заранее или уже «по факту», хотя сделать это будет уже сложнее.

Читайте также:  Клиренс 150 мм какие машины

Недостатки колесных браслетов: быстрый износ, ухудшение плавности хода. Они подходят не для всех типов колес. Например, их не монтируют на штамповках, или если между резиной и колесным диском слишком узкие щели.

4. Реечный домкрат

Это удобное мобильное приспособление поможет оторвать от земли и при необходимости приподнять переднюю или заднюю ось автомобиля на 1,5 метра и больше. Наибольшей популярностью пользуется модель Bumper Lift, способная заменить лебедку.

Конструкция состоит из опорной пятки, рычага, подъемного механизма, металлической дырчатой рейки. С помощью реечного механизма транспортное средство можно быстро вытащить из болота или снега.

Основные достоинства домкрата Bumper Lift:

  • Надежность, долговечность.
  • Малый вес, компактные размеры.
  • Простая конструкция.
  • Мобильность.
  • Удобство пользования.
  • Многофункциональность, универсальность.

Подъемник располагается в любом удобном месте сзади или спереди машины. Его можно цеплять за колесные диски, силовые части, раму, бампер.

5. Якорь-самовытаскиватель на колеса

Это приспособление часто используется, если нет лебедки. Конструкция состоит из двух барабанов, которые устанавливаются перед машиной между ведущими передними колесами.

Якори-самовытаскиватели с намотанной веревкой или цепью крепятся к дискам сдвоенных колес. Второй конец троса надежно прикрепляется к ближайшей опоре на местности: дереву, столбу, камню. При включении первой передачи колеса начинают медленно вращаться, цепи наматываются на барабаны, автомобиль постепенно выезжает из углубления в сугробе или вязком грунте.

6. Электролебедка

По сравнению с цепями и самовытаскивателями это самое эффективное средство для спасения застрявшего автомобиля. Мощный мотор создает большое тяговое усилие для того, чтобы вытащить машину из любой грязи за несколько минут. Конструкция оснащена специальным тормозам, удерживающими трос, защищающими его от самопроизвольного разматывания.

Электрическая лебедка стоит дороже примитивных приспособлений, но все равно, это устройство пользуется наибольшей популярностью благодаря целому ряду плюсов:

  • большой мощности;
  • универсальности применения;
  • повышенному КПД;
  • удобству пользования;
  • безопасности;
  • дистанционному управлению с удаленной регулировкой режимов;
  • возможности запуска электродвигателя под нагрузкой.

При выборе электрической лебедки необходимо учитывать общий вес автомобиля, мощность аккумулятора, передаточное число редуктора, мощность электромотора, максимальное тяговое усилие, развиваемое подъемным устройством.

7. Сэнд-траки

В условиях бездорожья часто приходится подкладывать сухие ветки либо доски под колеса застрявшего автомобиля. С помощью нехитрых приспособлений – антипробуксовочных трапиков – можно создать искусственный мостик, по которому автомобиль быстро выберется из топкого места, преодолеет глубокие рвы и канавы.

  • Малый вес.
  • Компактные размеры.
  • Безопасность, простота использования модульных конструкций.
  • Яркие расцветки помогают быстро находить траки в болоте, в грязной воде, топкой грязи.
  • Универсальность. Траки подходят для любых марок авто. Их также можно использовать в качестве подставки под домкрат при замене колеса на заснеженных трассах.

Авторынок предлагает сэндтраки из различных материалов: алюминия, пластика, композита. Композитные обладают самой высокой прочностью и стоят дороже своих аналогов.

8. Шноркель

Основное назначение шноркеля – забор воздуха из верхних слоев пространства подальше от земли. В условиях бездорожья это приспособление надежно защищает двигатель транспортного средства от попадания воды при преодолении глубоких бродов, топей и других водных преград.

Чаще всего шноркели устанавливаются на внедорожниках и других типах машин, часто выезжающих за город: в лес, на болота, рыбалку, охоту и т. п. Без этого устройства в цилиндры двигателя внутреннего сгорания рано или поздно проникает вода и надолго выводит из строя детали и узлы цилиндропоршневой группы даже самого «навороченного» авто.

Трубки должны быть из прочного металла или пластика. Главное, чтобы материал обладал устойчивостью против ржавчины и коррозии. Монтаж насадок на воздухозаборник относится к тюнингу авто. Одно из основных требований к изменению заводских характеристик – обеспечение герметичности в местах подсоединения трубы к воздухозаборнику двигателя.

Заключение

Каждый из представленных вариантов поможет улучшить внедорожные качества машины. Однако, собираясь в путешествие по бездорожью, выбирайте наиболее подходящий способ повысить проходимость с учетом технического состояния, индивидуальных характеристик, свойств и физических возможностей машины.

Видео о проходимости автомобиля:

Оцените статью