- Система отопления автомобиля
- Принцип работы автомобильного отопителя
- Виды отопительных систем
- Конструкция штатных систем отопления
- Автономные отопители салона
- Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
- Лучшие обогреватели салона автомобиля на 2020 год: ТОП-10
- Разновидности и критерии выбора
- Основные типы автомобильных обогревателей и их лучшие модели
- Воздушные обогреватели
- 8. Автомобильный обогреватель Autolux HBA – 18
- 7. Автомобильный обогреватель SITITEK Termolux 150
- 6. Автомобильный обогреватель Termolux-200 Comfort
- 5. Автомобильный обогреватель Auto Heater Fan
- 4. Автомобильный обогреватель ТЕ1-0182
- 3. Автомобильный обогреватель Koto 12V-901
- 2. Автомобильный обогреватель Autovirazh AV-161007
- 1. Термовентилятор Alca
- Жидкостные обогреватели
- 2. Автомобильный обогреватель Eberspacher Hydronic
- 1. Автомобильный обогреватель Webasto
- Заключение
Система отопления автомобиля
Тонкий металл кузова легковой машины или кабины грузовика моментально реагирует на колебания атмосферной температуры. Летом в салоне температура может повыситься до 40 – 50 градусов. Зимой температура в салоне или кабине отличается от наружного мороза на 2 -3 градуса. Водители и пассажиры автотранспорта спасаются от летнего перегрева, включая кондиционер или открывая окна. Зимой обеспечить нормальную температуру в салоне может только система отопления автомобиля. В климатических условиях России нормальная работа автомобильного отопителя актуальна две трети года.
Принцип работы автомобильного отопителя
В истории автомобиля существовали даже такие виды отопления салона, как компактные угольные и дровяные печи, газовые лампы. Позже для отопления использовались выхлопные газы. Автомобилестроители практически отказались от водяного отопления салона, которое применялось в некоторых моделях пассажирских автобусов. Нагретая вода, циркулирующая по трубопроводам под креслами и на стенах салона, быстро охлаждалась, отопительная система отличалась низким КПД.
Современные отопительные системы преимущественно используют жидкость охлаждения двигателя для обогрева салона, с ее помощью, нагретым и отфильтрованным атмосферным воздухом. Для принудительного забора воздуха используется вентилятор. Воздух нагревается теплоотдачей работающего автомобильного двигателя, интенсивность его подачи регулируется в ручном или автоматическом режиме.
Нормально функционирующий автомобильный отопитель, который водители называют просто «печкой», зимой нагревает воздух в салоне до 20 – 25 градусов тепла. Дополнительной функцией автомобильной печки становится прогрев запотевших или заледеневших стекол машины, оттаивание примерзших стеклоочистителей.
Виды отопительных систем
В общем виде автомобильные печки разделяют на штатные (установленные автопроизводителем) и дополнительные, которые владельцы машин устанавливают самостоятельно. У большинства иномарок автомобильный отопитель собран в едином блоке с кондиционером, составляя климатическую систему.
Конструкция штатных систем отопления
Стационарная система отопления автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (дизельным или бензиновым), в качестве источника тепла использует рабочий нагрев мотора.
У большинства отопительных систем вентилятор забора воздуха и теплообменник (радиатор печки) устанавливаются перед перегородкой моторного отсека. Отводящим и подводящим трубопроводами теплообменник соединен с системой охлаждения автомобильного двигателя. Атмосферный воздух, нагнетаемый вентилятором, при проходе через соты радиатора нагревается. После этого подогретый воздух проходит через салонный фильтр и по трубопроводам подается на вентиляционные дефлекторы салона.
Система охлаждения двигателя
У различных моделей авто дефлекторы располагаются в центральной консоли, в центре и по бокам «торпедо», под лобовым стеклом, могут выходить в ногах задних пассажиров. Обычная температура работающего двигателя в 90 градусов обеспечивает нагрев воздуха, подаваемого в салон, до 30 – 35 градусов.
Важным качеством отопительной системы становится регулировка подачи теплого воздуха. Сила подачи воздуха регулируется поворотом регулятора или нажатием кнопки с пиктограммой вентилятора (у систем кондиционирования).
Ручные регулировки направления воздуха в стороны заслонками дефлектора очень приблизительны. Гораздо точнее работают регулировки климатических установок. После установки водителем нужной температуры в бортовом компьютере, блок управления климат-контроля по температурным датчикам через сервоприводы автоматически регулирует положение открытия или закрытия заслонок.
Устройство современного отопителя салона с кондиционером
Отопительные системы многих моделей авто могут использовать прямой и рециркуляционный режимы подачи нагретого воздуха. Режим рециркуляции работает при закрытой основной заслонке забора воздуха. В такой позиции втяжной вентилятор отопительной системы использует только объем воздуха из салона. При этом увеличивается температура воздуха, в салоне пропадают неприятные запахи дорожной пыли, автомобильных выхлопов.
Наиболее эффективно рециркуляционный режим работает в автоматических установках климат-контроля. Блок управления климатом, ориентируясь на показания газоанализаторов, автоматически включает режим рециркуляции при обнаружении вредных веществ в атмосферном воздухе. Так же автоматически режим рециркуляции отключается, если повышается процент углекислого газа в салоне от дыхания пассажиров.
Автономные отопители салона
Кроме функций отопления при включенном двигателе, в ряде случае необходимо обеспечить предварительный обогрев салона и прогрев двигателя. Для этого на грузовики и легковые модели устанавливают автономные отопители и предпусковые подогреватели. Среди качественных производителей автономных отопителей выделяются бренды Webasto, Eberspacher, российская марка «Планар».
Несмотря на недоверие владельцев легковых машин к автономным отопителям, польза такого прибора очевидна. При его применении не нужен холостой прогрев двигателя, что приносит значительную экономию горючего. Используя дистанционное включение автономного обогревателя, водитель садится за руль в теплый салон с чистыми стеклами и готовыми к работе «дворниками». Снижается износ мотора за счет отказа от холодного пуска с охлажденным маслом.
Для грузовиков в ряде стран Евросоюза автономные отопители законодательно признаны обязательным оборудованием. Без них водителям магистральных грузовиков запрещено ночевать или отдыхать в кабинах на придорожных стоянках и грузовых паркингах. Таким образом европейские власти борются с дополнительными выбросами вредных выхлопов работающих двигателей в атмосферу, снижают уровень шумов.
Чаще всего автономные обогреватели работают на основном топливе двигателя. Поэтому их модели разделяют на бензиновые, дизельные, газовые. По конструкции эти обогреватели подобны.
Все модели, собранные в отдельном компактном корпусе, используют:
- герметичную камеру сгорания;
- трубопровод подачи горючего от штатного топливного бака;
- нагнетатель воздуха;
- циркуляционный насос;
- теплообменник;
- свечу зажигания или накала;
- датчик перегрева;
- блок управления.
Бензиновые подогреватели воздуха для легковых машин более компактны. При мощности, достигающей 46 кВт, их можно установить под капотом автомобиля. Дизельные отопители и предпусковые жидкостные подогреватели двигателя для грузовиков отличаются большей мощностью (до 82 кВт) и размерами.
Электрический автономный обогреватель не использует автомобильное топливо, работает по принципу тепловентилятора. Отопительное устройство часто называют автофеном. В герметичном керамическом корпусе установлены втяжной и вытяжной вентиляторы, электрическая спираль или керамические элементы, нагревающие воздух. У автономного электрического фена, питающегося от аккумулятора через прикуриватель, мощность недостаточна, чтобы полноценно отапливать салон, поэтому его используют как дополнительный источник обогрева.
Стационарный электрический обогреватель подобной конструкции, работающий от бортовой электросети, стал основой отопительной системы электромобилей. Именно он обеспечивает тепловой комфорт в салоне, встроенный в блок климатической системы и дополненный обогревом всех кресел машины.
Обслуживание и ремонт отопительных систем легкового автотранспорта
Самостоятельное обслуживание отопительных систем легковых автомашин обычно сводится в замене салонного фильтра, который нужно менять через 7000 – 15000 километров пробега (в зависимости от запыленности местности, загазованности городской атмосферы). Процедура замены может быть довольно сложной, так как требует разборки перчаточного ящика или педалей управления.
Замена салонного как и воздушного фильтров рекомендуется менять на реже одного раза в 15 тыс.км.
Типичные неисправности печки обычно проявляются одновременно с ухудшением работы охлаждения двигателя и связаны с засорением радиаторов грязью, пылью, тополиным пухом. Самостоятельная очистка радиаторов грубыми механическими способами не рекомендуется, так как тонкий металл теплообменника легко повредить. При обращении в автосервис механики очищают радиаторы сжатым воздухом или водной струей с соблюдением максимально возможных давлений. При более сложных поломках штатного или автономного отопителя лучше воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Ремонт отопительной системы может потребовать замену:
- радиатора (при механическом износе сот, течах антифриза);
- крыльчатки или электродвигателя вентилятора;
- патрубков и тройников;
- элементов электрической схемы управления (резисторов, контроллеров, термодатчиков);
- микроредукторов приводов заслонок;
- кранов отопителя;
- сервоприводов воздушных заслонок;
- клапанов рециркуляции;
- переключателей режимов работы.
Все демонтажные и монтажные работы с отопительной системой нужно проводить по технологическим картам производителя. Ремонт требует точной диагностики, знания расположения узлов системы, методов разборки и сборки. Квалифицированные автосервисы одновременно с ремонтом печки проводят дезинфекцию салона и воздушных вентиляционных каналов, промывают радиатор.
Лучшие обогреватели салона автомобиля на 2020 год: ТОП-10
Обзор и описания наиболее качественных обогревателей автосалона: топ-10 моделей, технические особенности, фото. Видео о быстром прогревании салона автомобиля.
Содержание статьи:
- Разновидности и критерии выбора
- Основные типы автомобильных обогревателей и их лучшие модели
- Видео о быстром прогревании салона автомобиля
В современных условиях автовладельцы проводят так много времени за рулём автомобиля, что вопрос комфорта выходит на первый план. В холодное время года важным условием комфортной езды становится обогрев салона.
Производители автомобилей стараются оборудовать свою технику штатными обогревающими устройствами, но зачастую их оказывается недостаточно. Давайте посмотрим, какие дополнительные обогреватели являются наиболее удобными и востребованными в уходящем году.
Разновидности и критерии выбора
Разновидностей автомобильных обогревателей на рынке встречается огромное множество. Инженерная мысль в решении этой задачи шла различными путями, и на сегодняшний день существует несколько решений, каждое их которых имеет свои достоинства и недостатки.
Как правило, при выборе обогревателя следует обращать внимание на следующие критерии:
- безопасность;
- мощность;
- материал корпуса;
- материал нагревательного элемента.
Выбирая мощность обогревателя, следует учитывать габариты автомобильного салона. Например, если в небольшой салон установить жидкостной обогреватель, это может привести к перегреву автомобильной электросистемы и риску возникновения пожара.
В то же время, обогреватель воздушного типа, установленный в просторном салоне внедорожника, попросту не справится с обогревом пространства и будет практически бесполезен.
Для создания корпуса устройства производители используют самые разные материалы – от пластика до металла. Наилучшим образом зарекомендовали себя на сегодняшний день корпусы из керамики. Они имеют ряд неоспоримых достоинств:
- керамика не подвержена коррозии независимо от возникновения конденсата и длительного пребывания во влажном воздухе;
- в разогретом состоянии керамическое покрытие не сушит воздух и не поглощает из атмосферы кислород;
- устойчивость к перегреву снижает риск возгорания в салоне.
Большую роль в качестве обогревателя играет установленный нагревательный элемент. Здесь производители также предлагают очень широкую палитру выбора:
- керамический инфракрасный элемент – наиболее эффективный и безопасный, но не отличающийся широким спектром воздействия;
- элемент на основе ТЭНов (трубчатых электрических нагревателей) – безопасный, не пожирает кислород, способен обогреть сразу большую область;
- нагревательный элемент в виде электроспирали из вольфрама или нихрома, через которую пускают поток воздуха – пока ещё встречаются на рынке, но из-за риска возгорания, шумности и относительно короткого периода действия постепенно вытесняются из продажного ассортимента.
Очень популярны среди автолюбителей так называемые автономные модели обогревателей: они не влияют на уровень заряда автомобильного аккумулятора, не перегружают мотор, имеют достаточный срок эксплуатации и способны быстро обогреть салон, включая стёкла.
Основные типы автомобильных обогревателей и их лучшие модели
Все автомобильные обогреватели подразделяются на две основные группы: воздушные и жидкостные. Поскольку сравнивать между собой обогреватели этих двух классов будет некорректно, мы приведём рейтинг для каждого типа в отдельности.
Воздушные обогреватели
Относятся к классу независимого электрического автомобильного оборудования. При включении они сначала обогревают воздушное пространство автомобильного салона, и лишь потом – двигатель и внутренность автомобиля.
Работают воздушные типы обогревателей от автомобильного аккумулятора. Многие модели для работы требуют электропитание 12 В, то есть, могут работать от штатного автомобильного прикуривателя.
Основные их преимущества – быстрый нагрев области, где находятся пассажиры и водитель, а также относительно бюджетная цена.
На современном рынке автомобильных аксессуаров воздушных обогревателей много, и среди них хватает достаточно неплохих моделей.
8. Автомобильный обогреватель Autolux HBA – 18
Данный воздушный обогреватель от тайваньского производителя отличается более высокой, чем у остальных моделей, мощностью: 300 Вт. В своей работе прибор использует автомобильный аккумулятор, во внешних источниках питания не нуждается.
Подставка с шарнирами обеспечивает осевой поворот устройства, что даёт возможность направлять поток воздуха практически в любую точку автомобильного салона.
К сожалению, на этом преимущества устройства заканчиваются, дальше начинаются недостатки. Так, потребление устройства составляет около 26 А. Габариты модели таковы, что выбрать место для установки – тот ещё квест; оптимальный вариант – место под задним автомобильным окном, но тогда для включения прибора придётся постоянно тянуться назад, что, согласимся, не слишком удобно.
Стоит Autolux HBA 18 около 4 тыс. рублей.
7. Автомобильный обогреватель SITITEK Termolux 150
Эта модель – российское детище, на удивление продуманное и гармоничное. Устройство выпускается в прорезиненном корпусе, который защищает прибор от ударов и от влаги.
Для обогревателей воздушного типа данное устройство на удивление «тихое»: уровень шума в салоне практически не доставляет дискомфорта. Поворотная подставка под прибор позволяет направлять его в любую сторону, не меняя места монтажа.
Диапазон действия – практически 360 градусов. Питается устройство от стандартного автомобильного прикуривателя.
Кроме того, прибор оснащён откидной рукояткой, которая облегчает транспортировку и может быть использована, если обогреватель хотят применить как ручное оборудование (фен).
Из минусов можно назвать лишь мощность – 150 Вт. Цена SITITEK Termolux – около 2 тыс. рублей.
6. Автомобильный обогреватель Termolux-200 Comfort
Ещё одна модель отечественного производства, чуть дороже предыдущей. Здесь, в отличие от SITITEK Termolux 150, присутствуют некоторые полезные дополнительные опции: есть встроенный таймер включения/выключения, для облегчения управления прибором предусмотрен жидкокристаллический дисплей.
Также модель оснащена автономным аккумулятором, который позволяет некоторое время использовать обогреватель без подключения к электрической сети автомобиля.
Производители также утверждают, что термоэлемент в их модели отличается тем, что не сушит воздух в салоне – это немаловажно для небольших отапливаемых замкнутых пространств.
Цена модели составляет около 3 тыс. рублей.
5. Автомобильный обогреватель Auto Heater Fan
И вновь в нашем рейтинге российских производителей сменяют иностранцы, на этот раз – Китай. Этот фен – более чем скромное решение для автовладельцев, но для обладателей малогабаритных автомобилей вполне может стать оптимальным решением.
Прибор работает от 12_Вт автомобильного прикуривателя. Может выполнять функцию подогрева или же работать как самый обычный воздушный фен. Удобство в эксплуатации обеспечивает продуманно длинный шнур для подключения – почти 2 метра.
Мощность прибора – около 150 Вт. Основным минусом модели является её пожароопасность – за включённым прибором необходимо всё время присматривать, поскольку он выдерживает максимальную температуру до 35 градусов Цельсия, а металлопластиковый корпус может легко стать источником возгорания.
Цена модели – около 1,5 тыс. рублей.
4. Автомобильный обогреватель ТЕ1-0182
Ещё один китайский производитель. Прибор отличается длинным электрическим шнуром – полтора метра, что позволяет расположить прибор далеко от точки питания. Универсальная система крепления позволяет легко закрепить модель в нужном месте автосалона.
Мощность прибора – 150 Вт. Цена модели составляет около 2 тыс. рублей.
3. Автомобильный обогреватель Koto 12V-901
И снова продукт китайского производства, который отличается бюджетной ценой – до 1 тыс. рублей.
Koto 12V-901 – малогабаритный автомобильный вентилятор, который работает от штатного прикуривателя и может быть использован и как обогреватель, и как простой вентилятор.
Керамический корпус прибора защищает от перегрева и самовозгорания. Модель может подавать воздушный поток в вертикальной и горизонтальной области – 90 и 45 градусов поворота соответственно. Обладатели небольших автомобилей оценят компактность и небольшой вес прибора – всего 0,5 кг.
Максимальная мощность модели составляет 140 Вт, цена – около 1 тыс. рублей.
2. Автомобильный обогреватель Autovirazh AV-161007
Китайский обогреватель, работающий от штатного автомобильного прикуривателя напряжением в 12 В. Мощность прибора – 150 Вт. Отлично справляется с обогревом и дополнительной вентиляцией в салоне, устраняет запотевание или оледенение на стёклах.
Предусмотрена установка на приборной панели при помощи идущего в комплекте крепления, или же может использоваться в ручном режиме.
Из минусов можно отметить коротковатый шнур, что при ручном использовании создаёт определённые неудобства.
Цена прибора – 0,8 тыс. рублей.
1. Термовентилятор Alca
Модель производства Германии, отличающаяся истинно немецкой продуманностью. Корпус оборудован предохранителем, исключающим замыкание и возгорание.
Минус модели состоит в том, что поставить её можно только в районе заднего автомобильного окна, поскольку производители не рекомендуют направлять поток воздуха непосредственно на пассажиров или водителя.
Цена модели – около 1,5 тыс. рублей.
Жидкостные обогреватели
Монтируются в двигательном отсеке автомобиля. Это – устройства, которые напрямую подключаются к штатной системе охлаждения двигателя, электрической и топливной системе машины.
При включении обогреватели этого типа сначала разогревают автомобильный двигатель, а затем постепенно нагревают пассажирский салон.
Такое решение отлично решает проблему быстрого запуска автомобиля в зимний период даже при том условии, что моторное масло в нём не приспособлено для эксплуатации в экстремально низких температурах.
Правда, самому водителю при этом придётся в первое время сидеть в холоде. Жидкостные обогреватели обходятся существенно дороже воздушных, но при частых дальних разъездах с долгими стоянками в условиях суровой зимы они являются, безусловно, лучшим решением.
2. Автомобильный обогреватель Eberspacher Hydronic
Немецкий жидкостной обогреватель, который может применяться во всех видах легкового транспорта – от легковушек до грузовиков. Модель оснащена регулятором температуры, по сравнению с аналогичными устройствами выдаёт гораздо меньший уровень шума при работе.
В модели предусмотрена защита от попадания влаги при мойке автомобиля, что является немаловажным плюсом. Устройство эффективно справляется с очисткой стёкол от наледи и запотевания.
Единственным заметным недостатком модели является её цена – около 30 тыс. рублей.
1. Автомобильный обогреватель Webasto
Ещё один немецкий обогреватель предпускового типа. Автовладельцы очень ценят эту модель за её удобство и надёжность конструкции. Обогреватель управляется посредством смартфона, имеет встроенный таймер выключения-включения.
Прибор можно запустить заблаговременно и не мёрзнуть в автомобиле до тех пор, пока он не нагреется. Сначала запускается обогреватель, а потом, когда он выполнит часть своей работы, запускают двигатель.
Минусом модели, как и в случае всех жидкостных обогревателей, является её цена – около 40 тыс. рублей.
Заключение
Выбирая обогреватель для машины, стоит в первую очередь учитывать условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Если машина используется в тёплых регионах, паркуется в тёплом гараже или не эксплуатируется интенсивно в зимнее время года, гнаться за дорогим «навороченным» обогревателем не стоит – он попросту не нужен в таких условиях.
Но если автомобиль «ночует» зимой на открытом воздухе, и утром важно не тратить много времени на разогрев, если часто приходится совершать дальние поездки с долгими стоянками в холодном климате – автомобильный обогреватель просто необходим.
Видео о быстром прогревании салона автомобиля: