- Виды, устройство и принцип работы парктроника
- Что такое парковочный радар
- Как работает парктроник
- Количество датчиков
- Виды парктроников
- Ультразвуковые
- Электромагнитный парктроник (ленточный)
- Беспроводной парктроник
- Способы установки
- Можно ли красить датчики
- Особенности эксплуатации
- Преимущества и недостатки парковочного радара
- Из чего состоит датчик парктроника на автомобиле: Просто о сложном
- Конструкция парковочного датчика
- Особенности конструкции датчиков
- 1. Цвет.
- 2. Рабочие температуры.
- 3. Угловые компенсаторы.
Виды, устройство и принцип работы парктроника
Современные автомобили имеют много систем, которые призваны помогать водителю в различных ситуациях. Парковочный радар или парктроник является одной из них.
Что такое парковочный радар
Парковочный радар представляет собой активную систему помощи водителю при парковке. Главную роль в ней играют ультразвуковые датчики. Парктроник появился в начале 90-х годов и изначально устанавливался на автомобилях премиум-класса.
Парковочный радар
В условиях городской среды такая система очень помогает водителям. Можно просто не увидеть при парковке урну, высокий бордюр или оставленную тележку. Парктроник видит эти препятствия и своевременно предупреждает о них водителя.
В систему парковочного радара могут входить:
- датчики;
- блок управления (получает и анализирует сигнал);
- динамик (подает звуковой сигнал);
- дисплей или индикатор (устанавливается в салоне и показывает расстояние до препятствия).
Компоненты парковочного радара
Как работает парктроник
Датчики обычно устанавливаются на заднем бампере. Но сейчас все чаще их можно встретить и в переднем. Ультразвуковые сенсоры фиксируют препятствия в радиусе от 0,2 до 2 метров. При наличии какой-либо преграды подается звуковой сигнал или выводятся данные на дисплей в салоне автомобиля.
Работа парктроника
Работу ультразвуковых датчиков можно сравнить с эхолотом. Поддаваемый сигнал отражается от препятствия и возвращается обратно. Система анализирует длину волны и определяет расстояние до объекта. Все это происходит очень быстро.
В зависимости от комплектации система может оповещать водителя разными способами.
Самый просто способ – подача пульсирующего сигнала. Чем ближе преграда, тем интенсивнее и громче будет сигнал. При максимальном сближении он становится непрерывным.
Дисплей системы парковки в автомобиле
В более продвинутых моделях используется визуальный индикатор или дисплей в салоне. Расстояние отражается в виде делений, цифр или изображения на экране.
В самых дорогих модификациях парктроники работают вместе с камерой заднего вида. На экран выводится изображение автомобиля, его траектория, скорость и объекты вокруг.
Количество датчиков
Системы могут отличаться по количеству сенсоров и их расположению. Чем их больше, тем корректнее и правильнее будет информация. В системах парктроников их может быть от 2 до 8 штук.
В самых бюджетных вариантах устанавливаются только два датчика. Стоимость такой комплектации значительно ниже. Но два сенсора не могут охватить все пространство и увидеть некоторые низкие или тонкие предметы. У них есть своя «мертвая зона».
Самым распространённым вариантом является система с четырьмя датчиками на заднем бампере автомобиля. Такое количество является оптимальным по стоимости и качеству обнаружения. На подъезжающие сзади автомобили система не будет реагировать. Задние парктроники активируются при остановке и включении задней передачи.
В системах с шестью сенсорами четыре ставятся сзади и два спереди. Передние датчики также помогают обнаружить посторонние предметы.
Восемь датчиков имеют самые дорогие и подвинутые модели. Они сканируют пространство с обеих сторон автомобиля. Чтобы не надоедать водителю постоянным писком, система включается только после нажатия тормоза. Так радар понимает, что сейчас будет маневр назад. После 20 секунд система отключается самостоятельно. Передний парктроник обычно работает независимо от заднего и управляется по датчику скорости. При скорости меньше 20 км/ч передние парктроники отключаются.
Виды парктроников
Ультразвуковые
Самая распространенная система парковочных радаров, принцип работы которой был описан выше. Работает за счет сканирования пространства ультразвуковыми волнами.
Электромагнитный парктроник (ленточный)
Этот вид парктроников создает электромагнитное поле, которое также действует как радар. Представляет собой металлизированную ленту. Она крепится к задней стороне бампера или багажника. С внешней стороны ничего не видно. Не нужно сверлить отверстия в бампере. Ленточный парктроник может определить объект на расстоянии от 5 см, а ультразвуковой – от 20 см. Также ему не мешает грязь.
Ультразвуковые и электромагнитные парктроники
Но на электромагнитный радар могут повлиять другие источники электромагнитного излучения. В городе это может происходить довольно часто. Также нельзя понизить или повысить чувствительность такого радара. Ультразвуковые датчики могут определить размер и местоположение препятствия, а электромагнитный такого не может сделать, так как он один.
Беспроводной парктроник
Беспроводные датчики посылают радиосигнал на блок управления. Это более современная система, которая становится все более популярной. Технология удобна тем, что не нужно прокладывать провода от каждого сенсора.
Способы установки
Самым действенным и правильным способом установки считается монтаж системы непосредственно в бампер автомобиля. Достаточно просверлить отверстия и закрепить компоненты. Расстояние между отверстиями рекомендуется оставлять 30-40 сантиметров. Остается закрепить их, провести проводку и соединить с блоком управления и индикатором. Сами датчики небольшого размера диаметром чуть больше 1 см. Имеют цилиндрическую форму черного или металлического цвета.
Есть варианты, которые приклеиваются к поверхности бампера. Не самый популярный способ, так как со стороны выглядит не очень эстетично. Также при мойке или тряске они могут просто отклеиться. Плюсом такого способа является его дешевизна и доступность.
Можно ли красить датчики
Если парктроник был установлен самостоятельно, то сенсоры могут выделяться на фоне бампера. Возникает вопрос – можно ли красить парктроники? Ответ – можно. Только делать это рекомендуется один раз, и соблюдать технологию покраски. Тонкий слой краски не повлияет на работу. Датчик воспримет слой как собственную поверхность. Конечно, если покрасить кисточкой толстым неровным слоем, то он может работать некорректно.
Особенности эксплуатации
Парковочный радар можно использовать в любое время года при температуре от -35 до +80 градусов Цельсия. Ниже -35 могут начаться сбои в работе, система может выйти из строя.
Парктроник может некорректно работать при следующих условиях:
- на датчике налипла грязь, снег, лед или влага, что искажает сигнал;
- неровная дорога или сильная тряска;
- идет сильный дождь или снег;
- при парковке в замкнутом пространстве датчики могут неправильно работать, возникает эффект эха.
Также следует помнить, что некоторые объекты система может просто не заметить. Это касается тонких предметов типа троса, проволоки, цепи, крупной решетки и т.д. Также датчики не видят ямы, неровности, канализационные люки и подобное.
Бывает так, что какой-то сенсор вышел из строя, а остальные работают. При этом образуется мертвая зона обзора. Проверить работоспособность датчиков можно в сервисном центре или мультиметром самостоятельно.
Преимущества и недостатки парковочного радара
Как и любая другая система автомобиля парктроники имеют свои плюсы и минусы. Водителям следует знать о них.
- Помогает при парковке.
- Легче проехать в узком пространстве без обзора.
- Работает в условиях перепада температур.
- Водитель в салоне может видеть ситуацию на дисплее или экране.
- Различные варианты модификаций и установок (включая электромагнитный ленточный на внутреннюю сторону бампера).
- Если на датчиках налипла грязь, пыль, снег или намерз лед, то они могут работать неправильно. Нужно всегда держать эту зону в чистоте.
- Многие водители отмечают неправильную работу системы при езде по пересеченной местности.
- Хотя парктроники призваны срабатывать на любые предметы, некоторые объекты они не видят. Например, проволоку и тросы, невысокие предметы. Также устройство не реагирует на объекты, которые отражают или поглощают волны.
- Электромагнитные парктроники не показывают зону срабатывания устройства. Они измеряют только расстояние до предмета.
- Накладные ультразвуковые датчики портят внешний вид заднего бампера автомобиля.
- Если используется мало датчиков, то образуются мертвые зоны.
Безусловно, парковочный радар – это полезная вещь. Есть свои условия эксплуатации, но в целом система помогает успешно парковаться водителям любого уровня и квалификации.
Из чего состоит датчик парктроника на автомобиле: Просто о сложном
Многие владельцы авто в максимальных и премиальных вариантах комплектации, в которые входят устройства помощи водителям при парковке — парктроники, задаются вопросом о внутреннем строении и особенностях конструкции обеспечивающих работу парковочного радара датчиков. Понимание их структуры и особенностей необходимо для более точной оценки перспектив их своевременной либо вынужденной замены — сенсоры, как и любое сложное техническое оборудование, со временем приходят в негодность и перестают обеспечивать необходимый водителю комфорт и повышенное удобство при движении транспортного средства задним ходом.
Перед изучением «внутренностей» парковочного сенсора напомним, какие сегодня предлагаются парктроники:
• задние (на 2 и 4 датчика);
• 8-точечные (на 8 сенсоров, по 4 в каждом бампере);
• задние или «двусторонние» с видеокамерой.
Парктроник с камерой и салонным дисплеем — лучшее технологическое решение на авторынке, серьезно облегчающее езду по дорогам и упрощающее жизнь среднестатистического автовладельца. Количество аварий и мелких ДТП при наличии «умного» радара с миниатюрной задней камерой уменьшается до нуля, а уверенность при нахождении за рулем такой машины — до недостижимых высот.
Однако пора вернуться к теме обсуждения — строению сенсора, который устанавливается в переднем и/или заднем бампере а/м.
Конструкция парковочного датчика
Конструктивно обеспечивающий информацией о приближении к препятствию датчик парктроника состоит из:
- плата управления сенсора;
- ультразвуковой излучатель (обычно крепится на плате);
- УЗ приемник (также распаивается на плате);
- корпус излучателя (выполняется из ударопрочного пластика);
- колпачок (обычно изготавливается из алюминия);
- пьезоизлучатель (крепится на колпачке на внутренней стороне);
- сменные накладки с разными углами крепления.
Дополнительный компонент. из которого состоит сенсор парктроника — твердая полимерная смола, также известная под названием «компаунд» и заливаемая в корпус детали на завершающем этапе производства для обеспечения защиты от воздействия внешних природных и физических факторов. Смола после затвердевания становится электроизоляционным материалом, хорошо удерживающим форму детали и служащим своеобразным «формалином» для расположенной в датчике печатной платы с напаянными на нее компонентами.
В собранном состоянии парковочный датчик представляет собой миниатюрную Г-образную деталь, которая физически крепится на внутренней стороне бампера автомобиля таким образом, чтобы наружу «смотрел» алюминиевый колпачок, являющийся одновременно защитным механизмом и усиливающим сигнал элементом для ультразвукового передатчика. Соединение датчика с основным блоком — так называемым «мозгом» радара, осуществляется проводным или беспроводным способом. Беспроводной парктроник — простой в установке и обслуживании вариант устройства-помощника, отличающегося от проводных радаров только повышенной в сравнении с ними стоимостью.
Таким образом, конструкция сенсора парктроника очень проста и незамысловата, объединяя в себе всего несколько элементов, задачами которых являются:
- формирование и излучение ультразвукового сигнала по запросу управляющего блока;
- прием отраженного УЗ-сигнала;
- передача информации со временем срабатывания УЗ-передатчика и приема отраженного «эха» блоку управления парковочным радаром.
Основной модуль устройства, часто объединенный со световой и/или индикационной панелью прибора для звукового и/или визуального (графического) уведомления водителя о срабатывании сенсоров, является управляющим элементом парктроника и осуществляет расчет расстояния до обнаруженного препятствия/предмета с помощью заложенных производителем алгоритмов*.
*Приблизительную дистанцию до препятствия на пути следования транспорта с установленным устройством помощи при парковке отображают не все модели парктроников. Чаще всего индикацией приближения а/м к препятствию является учащение периодичности звучания звукового (акустического) сигнала, то есть уменьшение паузы между ними. Более совершенные и обладающие расширенным функционалом радары-помощники со встроенным в салон дисплеем, куда выводится изображение с отдельно устанавливаемой миниатюрной видеокамеры, проецируют значение дистанции до найденного паркодатчиками препятствия на демонстрируемом водителю изображении с камеры методом наложения на потоковое видео.
Особенности конструкции датчиков
Какими особенностями обладают монтируемые в бампер сенсоры парктроника и чем они отличаются в разных моделях парктроников?
1. Цвет.
Некоторые паркодатчики поставляются в неокрашенном исполнении, что предполагает их дальнейшую покраску под цвет бампера. Варианты «под покраску» полностью идентичны по конструкции окрашенным сенсорам, отличаясь только доступностью и ценой — датчики для парктроника под светлые бамперы обычно дороже и малодоступнее, чем их темные модификации.
Для самостоятельного окрашивания сенсоров, а точнее непосредственно колпачков, рекомендуется использовать краску без применения металлизации и светоотражающих компонентов, так как они способствуют ухудшению работы УЗ-передатчика и приемника, а также модуля беспроводной связи Bluetooth в случае установки беспроводного парктроника на авто.
2. Рабочие температуры.
Важная для северных широт и большинства российских регионов в частности особенность датчиков парктроника — температуры, при которых корректно работают смонтированные в корпусе сенсора пьезоэлементы. Дешевые устройства отличаются недостаточно качественными элементами, способными работать только при умеренно низких температурах, чего часто бывает недостаточно в условиях очень холодной российской зимы, особенно лютующей на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах..
По этой причине следует выбирать устройства с качественной компонентной базой, гарантирующей бесперебойную работу в северных широтах без ухудшения технических характеристик изделия. Лучший вариант — купить парктроник с защитой IP67 или IP68, что гарантирует наилучшую защиту парковочных датчиков от пыли, воды и механического воздействия при повседневной эксплуатации машины с радаром. Диапазон рабочих температур датчиков таких парковочных устройств — от -40°С вплоть до предельно высоких +80-90°С.
3. Угловые компенсаторы.
Для обеспечения лучшего расположения сенсора относительно горизонта в бампере автопроизводители электроники для облегчения процесса парковки применяют съемные элементы — колпачки для датчиков с компенсацией угла на следующие значения:
Наличие сменных компенсаторных колпачков позволяет правильно сконфигурировать расположение датчиков парктроника в бампере, обеспечивая наилучший охват сканируемого сенсорами пространства. Отдельной комбинацией особенностей является цветовая дифференциация колпачков — разные цвета детали часто сопровождаются возможностью их индивидуальной окраски.
Надеемся, что этот материал поможет автолюбителям полностью разобраться в особенностях работы отдельных компонентов парковочного устройства и наконец узнать, из чего состоит датчик парктроника авто.
Поделиться в соц. сетях
Предлагаем вниманию владельцев современных машин свод базовых правил о замене лобового стекла на.
Наступившие холода вызывают у владельцев машин целую гамму различных эмоций, редко связанных с яркими.