Материалы
Устройство автомобиля Ваз 2107. Часть 1
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
Подробности Подробности Категория: Устройство автомобиля Ваз 2107 Опубликовано: 27.10.2014 15:09 Автор: Administrator Просмотров: 31467
Руководство по эксплуатации и ремонту Ваз 2107
Вступление
1. Внешний вид Ваз 2107
2. Органы и приборы управления Ваз 2107
3. Двигатель Ваз 2107 (сбоку)
4. Двигатель Ваз 2107 (спереди)
5. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) Ваз 2107
6. Система смазки Ваз 2107
7. Система охлаждения Ваз 2107
8. Система питания Ваз 2107
9. Карбюратора Ваз 2107
10. Работа карбюратора Ваз 2107
11. Карбюратор 21053
12. Работа карбюратора 21053
13. Воздушная и выхлопная система Ваз 2107
14. Сцепление Ваз 2107
15. Привод сцепления Ваз 2107
16. КПП 4-ех ступенчатая
17. Работа КПП 4-ех ступенчатой
18. КПП 5-ти ступенчатая
19. Работа КПП 5-ти ступенчатой
20. Карданная передача Ваз 2107
21. Задний мост Ваз 2107
22. Передняя подвеска Ваз 2107
23. Задняя подвеска Ваз 2107
24. Амортизаторы Ваз 2107
25. Рулевое управление Ваз 2107
26. Тормозные механизмы Ваз 2107
27. Тормозная система Ваз 2107
28. Работа тормозной системы Ваз 2107
29. Отопление и вентиляция Ваз 2107
30. Генератор Ваз 2107
31. Стартер Ваз 2107
32. Система зажигания Ваз 2107
33. Фары и освещение Ваз 2107
34. Стеклоочиститель Ваз 2107
35. Приборная панель Ваз 2107
36. Кузов Ваз 2107
37. Двери, замки и сиденья Ваз 2107
Введение
ВАЗ-2107, в настоящее время обозначается как Лада 2107 — легковой автомобиль с задним приводом колес, так называемая последняя модель из серии «классики», выпускаемый ОАО «ВАЗ» с 1982 года. Данная модель является модифицированной версией автомобиля ВАЗ-2105 (пятерка). Ранние версии данных моделей класики имели модификации чисто косметического характера.
Более поздние версии моделей ваза, после установки на них двигателя (1,6 л с распределённым впрыском-инжектор), соответствующего нормам Euro-2, являются глубокой переработкой на основе базовой платформы Fiat. ВАЗ-2107 является моделью одной из самых хорошо продаваемых моделей на российском рынке из-за доступной цены, простоты конструкции и легкой доступностью автозапчастей.
Общий вид Ваз 2107
На автомобилях установлен четырехтактный карбюраторный двигатель с верхним расположением распределительного вала. Система смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 30 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок, обеспечивающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции картера двигателя закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность двигателя. Охлаждение двигателя — жидкостное. Охлаждающая жидкость специальная с низкой температурой замерзания и высокой температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость заливается на заводе и не требует замены в течение двух лет. Система охлаждения — закрытого типа с перепускным каналом и распределительным бачком, который компенсирует изменение объема и давления жидкости при нагреве двигателя. Водяной насос приводится в действие клиновым резиновым ремнем.
Термостат в системе охлаждения служит для ускорения прогрева двигателя, его впускной системы и для автоматического обеспечения теплового режима двигателя. Трубчато-пластинчатый радиатор (с латунными паянными трубками или алюминиевыми сборными с 1987 г.) установлен на двух резиновых подушках и крепится к передку кузова болтами через стальные распорки и резиновые втулки. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу. Система выпуска отработавших газов снабжена тремя последовательно расположенными глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся: к полу кузова двумя резиновыми ремнями за корпус основного глушителя и резиновой подушкой за выпускную трубу.
Система питания включает воздушный фильтр 5 . терморёгуляторомный бак, топливный насос 29 и карбюратор с пневматическим приводом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры и экономайзером принудительного холостого хода с электронным управлением. В зависимости от установленного на автомобиль двигателя применяются различные модели карбюраторов. Карбюратор 21071107010 устанавливается на двигатель 1.45 л с распределителем зажигания с вакуумным регулятором. Карбюратор 2105-110- 7010, отличающийся от указанного выше размерами диффузоров и смесительных камер, а также регулировками топливодозирующих систем, устанавливается на автомобили ВАЗ-21072. на которых применяется двигатель рабочим объемом 1.3 л и распределитель с вакуумным регулятором. Все карбюраторы отличает также наличие пневмоклапана в системе холостого хода, управляемого электронным блоком. В 1986 г. на автомобили ВАЗ-2107 начал устанавливаться карбюратор нового семейства модели 21053-1107010, созданный на базе карбюратора ВАЗ2108. Карбюратор снабжен высокоэффективным воздушным фильтром сухого типа, который имеет бумажный фильтрующий элемент с дополнительным наружным очистителем из нетканого синтетического волокна.
Топливный бак размещен в багажнике, справа по ходу автомобиля. Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и картер коробки передач соединены между собой и образуют компактный силовой агрегат, который укреплен на автомобиле в трех точках на резиновых подушках. Крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим задним колесам автомобиля передается через механизмы и узлы, составляющие трансмиссию автомобиля. К трансмиссии относятся: сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси. Сцепление. На автомобилях установлено однодисковое сухое сцепление с диафрагменной нажимной пружиной, с гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. В зависимости от установленного на автомобиль двигателя применяются два типа сцепления: 2103 — для автомобилей, укомплектованных двигателем рабочим объемом 1,3 л и 1,45 л. и 2121 — для автомобилей с двигателями рабочим объемом 1,6 л. Кожух сцепления типа 2121 в сборе с нажимным диском и пружиной отмечают меткой в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины.
Ведомые диски отличаются формой и шириной фрикционных накладок. У сцепления типа 2103 ширина фрикционных накладок 29 мм, у сцепления типа 2121 35 мм. Последние приклепаны большим количеством заклепок. Для управления сцеплением служит ножная педаль 23 с сервопружиной и гидравлический привод выключения с бачком для жидкости, установленным на щитке передка автомобиля. Коробка передач 22 имеет четыре или пять передач для движения вперед. Все передачи переднего хода имеют синхронизаторы, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых деталей. Пятиступенчатая коробка отличается от 4-х ступенчатой формой задней крышки и размещением пятой ступени на заднем конце вторичного вала. Подбор передаточных чисел обеспечивает автомобилю уверенное трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Рычаг 21 переключения передач находится на полу кузова. В зависимости от передаточного числа главной передачи различно передаточное число шестерен привода спидометра.
Для отличия привод спидометра окрашивается краской: синей для передаточного числа 3.9 главной передачи, красной для 4,1. Карданная передача 17. состоящая из двух валов с промежуточной опорой и снабженная двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и резиновой муфтой, передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче. Передний карданный вал соединен с ведомым валом коробки передач через резиновую упругую муфту и фланец, перемещающийся вдоль карданного вала на шлицах. Задний карданный вал соединен с ведущей шестерней главной передачи жестким фланцевым соединением. Промежуточная упругая опора с шариковым подшипником поддерживает среднюю часть карданной передачи и поглощает ее вибрацию. Главная передача, состоящая из пары конических шесте- реи со спиральными зубьями гипоидного зацепления, увеличивает подведенный крутящий момент и передает его под прямым углом на полуоси. Передача крутящего момента от ведомой шестерни на полуоси происходит через конический дифференциал с двумя сателлитами.
Дифференциал обеспечивает ведущим колесам автомобиля (левому и правому) вращение с неодинаковым числом оборотов при движении на поворотах. Подвеска передних колес независимая, рычажно-пружинная. с витыми цилиндрическими пружинами, с телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия для гашения колебаний кузова на упругих элементах подвески; снабжена стабилизатором поперечной устойчивости автомобиля и двумя буферами сжатия, ограничивающими ход подвески. Штампованные верхние и нижние рычаги подвески шарнирно соединены с кованой поворотной цапфой. Два шаровых шарнира помещены в корпусах и прикреплены к рычагам болтами с гайками — При помощи резина- металлических шарниров, оси, болтов и гаек нижний рычаг соединен с поперечиной передней подвески, закрепленной на продольных балках (лонжеронах) кузова. Верхние рычаги при помощи аналогичных резинометаллических шарниров и оси соединены с несущей частью кузова.
Витые цилиндрические пружины подвески помещены между нижними рычагами и опорами стоек брызговиков. Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости, уменьшающий боковой наклон кузова на повороте и снижающий поперечные раскачивания кузова, соединен с кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги стабилизатора. Гидравлические амортизаторы, расположенные внутри пружин, в нижней части имеют проушину для крепления к нижнему рычагу, а в верхней — шток с резьбовым концом для крепления к кузову. Ступица переднего колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на цапфе. Подвеска задних колес состоит из двух цилиндрических витых пружин с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, четырех продольных и одной поперечной штанг, двух буферов сжатия, расположенных по концам балки заднего моста, и одного центрального, расположенного в середине. Витые пружины с резиновыми изолирующими кольцами вверху и пластмассовыми внизу опираются верхним концом на кузов, а нижним — на чашки, приваренные к балке заднего моста.
Поперечная и продольные штанги соединены с балкой заднего моста и кузовом с помощью конических резиновых втулок. распорных стальных втулок, болтов, шайб и гаек. Амортизаторы 15 задней подвески установлены вне пружины и крепятся сверху к кузову, снизу — к концам балки заднего моста через конические резиновые втулки. Прикрепленные к полу кузова над балкой моста резиновые буфера предназначены для смягчения возможных ударов балки заднего моста, которые могут произойти при езде по неблагоустроенным дорогам. Буфер над передней горловиной картера главной передачи ограничивает ход картера вверх, предотвращая задевания карданного вала за пол кузова. Колеса автомобиля — дисковые, штампованные. На колеса монтируются шины радиального типа с камерами. Передние колеса крепят четырьмя болтами к фланцам ступицы, задние — к фланцам полуосей. Колеса с шинами в сборе балансируются статически и динамически при помощи грузиков. укрепляемых на ободе. Механизмы управления, к которым относятся рулевое управление и тормоза, служат для изменения направления движения, торможения автомобиля и удержания его в неподвижном состоянии. Рулевое управление состоит из рулевого механизма с промежуточным карданным валом и рулевого привода, передающего усилие от водителя к управляемым колесам. Рулевое колесо через рулевой механизм и привод поворачивает передние колеса, изменяя тем самым направление движения автомобиля- Особенностями рулевого механизм. являются: полужесткое рулевое колесо; крепление крон штейна вала рулевого управления, податливое в случае аварии; составной рулевой вал, верхняя часть которого вращается на двух игольчатых подшипниках в специальных рези новых втулках, а промежуточный вал имеет по концам кар данные шарниры, что допускает взаимное перемещение валов руля. И, наконец, радиально-упорный двухрядный шариковый подшипник в ролике сошки руля, снижающий усилие на руле при повороте колес. Картер червячного редуктора рулевого механизма прикреплен с внутренней стороны отсека двигателя к левому лонжерону кузова, с противоположной стороны к правому лонжерону прикреплен кронштейн маятникового рычага. Рулевой привод включает в себя два рычага рулевой трапеции, сошку маятниковый рычаг и три тяги: одну среднюю две крайние.
Средняя тяга цельная, имеет на концах шара вые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой разрезными регулировочными муфтами. Вращая их, изменяют длину боковых тяг и регулируют схождение колес. Регулировочные муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами. Каждая из крайних тяг имеет на концах шаровые шарниры для соединения с рычагами поворотных цапф, маятниковым рычагом или рулевой сошкой. Тормозная система автомобиля служит для уменьшения скорости движения, остановки и удержания автомобиля в неподвижном состоянии и имеет два независимо действующих привода Рабочая тормозная система имеет гидравлический привод к колесным тормозным механизмам, управляется педалью 24 подвесного типа через вакуумный усилитель 7 и действует на все колеса. Система стояночного и запасного (аварийного) торможения — ручной тормоз управления рычагом 20, установленным на полу между передними сиденьями, действует только на задние колеса. Ручной тормоз имеет механический тросовый привод. Передние колеса — дисковые, состоят из диска и суппорта.
Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими усилие на колодки с фрикционными накладками. На части автомобилей колодки имеют сигнализаторы износа накладок. Задние тормоза барабанные, с самоустанавливающимися колодками, с приводом от заднего цилиндра с двумя поршнями или от рычага механического привода. Отличают задние тормоза, как и модели ВАЗ-2105, конструкция нижней опоры колодок и автоматическая регулировка зазора между барабаном и колодками, введенная в колесные тормозные цилиндры. Гидравлический привод тормозов состоит из двух независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре две независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости и повреждение трубопровода) вторая остается в действии.
В гидроприводе к тормозным механизмам задних колес установлен регулятор давления, корректирующий давление торможения задних колес в зависимости от нагрузки на ниц Нагрузка на задние колеса зависит от наличия или отсутствия пассажиров на заднем сиденье или груза в багажнике I от эффекта вызванного торможением, при котором происходит перераспределение нагрузки по осям автомобиля вследствие инерции: на передние колеса нагрузка возрастает, на задние — уменьшается. Регулятор устанавливает давление в тормозных цилиндрах задних колес так, чтобы предотвратить блокировку («юз» колес, а при возникновении блокировки способствует опере женив) ее на передних колесах, что снижает возможность за носа автомобиля. Регулятор управляется торсионным рычагом, который одним концом прикреплен через серьгу к заднему мосту, а другим связан с поршнем регулятора. Поршень регулятора ограничивает давление в системе задних колес в зависимости от величины зазора между задним мостом и кузовом, который зависит от нагрузки на заднюю ось автомобиля при торможении.
Электрооборудование автомобилей выполнено по одно проводной схеме, в которой отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой выполняющей функцию второго провода. Источниками тока в системе являются генератор переменного тока r-222 или 37.3701 с 1987 года с встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55П. Система зажигания, в которую входят катушка зажигания, распределитель зажигания с прерывателем, центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения, свечи зажигания и выключатель зажигания, имеет две цепи: низкого и высокого напряжения. Цепь низкого напряжения, питаемая током от аккумуляторной батареи или от генератора, включает в себя, кроме источников тока, выключатель зажигания, конденсатор, первичную обмотку катушки зажигания и прерыватель или бесконтактный датчик в бесконтактной системе зажигания и коммутатор, служащий для прерывания тока в первичной цепи катушек зажигания с автоматическим регулированием периода накопления тока в катушке в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки зажигания, распределителя, проводов высокого напряжения и свечей зажигания. Система освещения и световой сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги. обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями на стоянке, освещение контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем двигателя и автомобиля. Две прямоугольные блок-фары содержат огни дальнего и ближнего света, габаритные огни и указатели поворота. Галогенные лампы, обладающие повышенной световой отдачей, и площадь светового окна фары улучшили освещенность дороги. Применяемый гидрокорректор фар позволяет с места водителя перемещать в вертикальном направлении пучки света фар в зависимости от загрузки автомобиля, что обеспечивает оптимальную освещенность дорожного полотна без ослепления водителей встречных машин. Блок-фары снабжены системой очистки и обмыва, управляемой рычагом с места водителя. Задние фонари обозначают габарит автомобиля в ночное время, имеют секции сигнала торможения, указателя поворота, противотуманного огня и света заднего хода.
Наружное освещение и противотуманный свет включаются выключателями на консоли панели приборов, а свет фар и указатели поворотов — рычажками на рулевой колонке. При этом конструкция переключателя указателей поворотов обеспечивает автоматическое выключение мигающих световых сигналов при выходе автомобиля из поворота. Салон освещает плафон, прикрепленный к крыше автомобиля, который включается ручным выключателем. Кроме того, имеются дверные выключатели, вмонтированные в стойки передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери включается плафон. На части автомобилей устанавливалось два плафона в верхней части стоек дверей. Вещевой ящик освещает лампа, которая включается встроенным кнопочным выключателем, а прикуриватель — трубчатая лампа. Для освещения отсека двигателя имеется подкапотная лампа с кнопочным выключателем, встроенным в патрон. Подкапотная лампа включается при открывании капота. Автомобили оборудованы комбинацией приборов, состоящей из объединенных в одном корпусе спидометра со счетчиком пройденного пути, тахометра, вольтметра, указателя уровня топлива в баке с лампой резерва топлива, указателя температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и указателя давления масла с контрольной лампой недостаточного давления в системе смазки.
С 1988 года вместо указателя давления масла устанавливается эконометр. Кроме того, комбинация приборов имеет еще семь контрольных ламп. Комбинация приборов с эконометром вместо указателя давления масла отличается схемой соединений, вводом в среднюю часть комбинации контрольной лампы недостаточного давления масла и контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора и в связи с этим две лампы — противотуманного света и уровня тормозной жидкости перенесены в отдельное табло. Все провода электрооборудования автомобиля объединены в пучки. Электрическое соединение передних пучков, находящихся в отсеке двигателя, с пучками проводов салона автомобиля осуществляется через монтажный блок. Для удобства обслуживания в монтажном блоке помещены все предохранители и вспомогательные реле, включающие фары, очистители и смыватели фар, обогрев заднего стекла, электровентилятор и звуковые сигналы. Кузов автомобиля несущей конструкции, четырехдверный, цельнометаллический. Корпус кузова представляет собой сварную пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины, лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины.
Эти элементы коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и соединительными деталями придают требуемую жесткость конструкции. На каркас навешиваются съемные узлы: двери, капот и крыша багажника. Передние двери с передней навеской имеют одно опускное стекло с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть открыта внутренней ручкой. Задние двери с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее опускное с приводом от ручки, заднее неподвижное. Замок задней двери имеет блокировку: дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь не может быть открыта внутренней ручкой. Запирание дверей осуществляется замком роторного типа. Запорное устройство каждой двери состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и фиксатора, расположенного на стойке кузова. Для перемещения опускных стекол во всех дверях применены стеклоподъемники с тросовым приводом. Наружные ручки дверей утопленные. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком; рукоятка замка капота расположена внутри кузова под панелью приборов с левой стороны. Багажник размещен в задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В багажнике размещается запасное колесо, домкрат, сумка и коробка с набором шоферского инструмента и принадлежностей. Ветровое и заднее окна имеют безопасные панорамные стекла. Ветровое — полированное, трехслойное, заднее — закаленное с электроподогревом. Стекла уплотнены резиновыми уплотнителями. Передние и задние бамперы пластмассовые, отделанные поверху стальными хромированными накладками. Наружная отделка кузова включает приклеенные по низу боковин кузова молдинги: пластмассовую облицовку радиатора, чуть выступающую вперед и вверх; орнаменты заднего крыла и задка; декоративные решетки вытяжной вентиляции на задних стойках кузова: декоративные облицовки соединений заднего крыла с крышей и крыши с боковиной. Панель приборов поверх металлического каркаса покрыта слоем энергопоглощающего пенополиуретана и поливинилхлоридной пленкой. Отсутствие поворотных форточек в передних дверях продиктовали конструкцию системы вентиляции и отопления салона автомобиля.
Воздух поступает в отопитель через решетки капота и короб капота. Из кожуха отопителя поток холодного и подогретого (при включенном радиаторе в систему охлаждения двигателя) воздуха направляется через два сопла на обдув лобового стекла. Поворотные боковые сопла вентиляции и отопления на панели приборов предназначены для обдува боковых стекол или могут быть направлены на водителя и переднего пассажира. а два центральных — в салон. И, наконец, теплый воздух может быть направлен к ногам сидящих впереди и сзади по воздуховоду под консолью панели приборов. Управление количеством тепла и его подачей в разные зоны осуществляется тремя рычагами 16, 17, -18 (рис. 2) на панели приборов, рукоятками поворота на дефлекторах и рычагом 39 (рис. 2) крышки отопителя. Верхний рычаг 18 связан гибкой тягой с краном отопителя и регулирует количество тепла, средний 16 с крышкой люка воздухопритока и им регулируется приток свежего воздуха. Нижний рычаг 17 управляет заслонками обогрева лобового и боковых стекол, изменяя количество тепла, поступающего к ним. Система вытяжной вентиляции, обеспечивающая отсос воздуха из салона и вывод его наружу через резиновые клапаны и решетки расположена на задней стойке кузова.
Передние сиденья 18 (рис. 1) с откидными спинками, для получения наиболее удобной посадки передвигаются на салазках вдоль пола кузова и имеют регулируемый наклон спинки. Продольное перемещение сиденья фиксируется защелкой, которая выводится из зацепления поворотом рукоятки, расположенной у переднего внутреннего края сидений. Механизм, установленный с наружной стороны сиденья, обеспечивает грубую и точную регулировку наклона спинки сиденья. Вращая рукоятку механизма, плавно изменяют угол наклона спинки. Для быстрого изменения угла наклона спинки нужно приподнять рукоятку с винтом. Для возврата спинки в первоначальное положение достаточно оттянуть вверх рукоятку. Заднее сиденье 11 — неподвижное. Спинка заднего сиденья в верхней части крепится двумя планками, свободно входящими в скобы, приваренные к полке, а в нижней части крепится к аркам задних колес. Подушка фиксируется на поперечине пола кузова двумя штырями. Отделка салона выполнена из современных материалов, безбликовых. Пол салона покрывается коврами, формированными из нетканного материала с основой из полиэтилена. В проемах дверей ковер поднимается облицовками порогов. Обивки стоек кузова выполнены из полужесткой пластмассы. Обивка дверей изготовлена из полужесткой пластмассы, покрытой с лицевой стороны капровелюром. Сиденья обиты велутином. Обивка потолка из поливинилхлоридной пленки с дублированной прокладкой из поролона наклеена на формированный из пластмассы потолок. Края обивки по периметру огибают кромку потолка, закрепленного на кузове. Для тепло и шумоизоляции кузова, устранения вибрации его металлических панелей, а также для защиты от коррозии применены различные мастики, слоистые прокладки с битумным слоем и войлочные материалы. Днище, внутренние поверхности крыльев и арок колес для шумоизоляции и защиты от коррозии покрывают полихлорвиниловым пластизолем Д-11А. Изнутри кузова на поверхности пола и дверей наклеивают листовую битумную мастику. Скрытые сечения кузова — передние и задние лонжероны, стойки брызговиков, наружные и внутренние пороги. Соединители боковин и щитка передка между задними крыльями и арками колес, поперечины пола, центральные стойки, карманы дверей и капота, кожуха фар обрабатываются специальным антикоррозийным составом.
Часть наиболее подверженных коррозии деталей кузова изготавливаются из цинкрометалла. Из этого стойкого к ржавчине материала делают панель облицовки радиатора, надставки брызговиков, усилители стоек передних колес, арки задних колес и некоторые другие детали. Пыле- и водонепроницаемость кузова обеспечивается применением герметизирующих мастик в местах соединений деталей, резиновых уплотнителей в проемах дверей, багажника и окон, резиновых заглушек технологических отверстий и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей. Зазоры в соединениях деталей кузова герметизируются невысыхающей мастикой 51 -Г-7, а сварные швы кузова загерметизированы после грунтовки пластизолем Д-4А, который затвердевает при сушке кузова. Салон в задней части загерметизирован от багажного отделения объемным пористым материалом с битумным слоем и войлоком по полке задка.
Стандартное оборудование автомобиля составляют: — система отопления и вентиляции кузова, которая включает в себя отопитель с вентилятором и кожухи, направляющие потоки воздуха на обдув ветрового и боковых стекол и отопление салона; — смыватель ветрового стекла с электрическим приводом насоса; внутреннее зеркало заднего вида с фиксацией в двух положениях: «дневном» и «ночном», при котором свет фар идущего сзади транспорта не ослепляет водителя; — наружное зеркало, расположенное на передней двери со стороны водителя и регулируемое ручкой изнутри автомобиля; — противосолнечные козырьки с мягкой обивкой, которые установлены на шарнирных кронштейнах, позволяющих размещать козырьки впереди у верхней части ветрового окна или сбоку у окна двери; вещевой ящик в правой части панели приборов; прикуриватель — электрический, с автоматическим включением; — пепельницы; — часы на консоли под панелью приборов; — поручни, установленные над проемами дверей; — крючки для одежды на задних поручнях. Каждый выпускаемый с завода автомобиль укомплектован домкратом, ручным насосом для накачивания шин и манометром, переносной лампой, комплектом инструмента. Инструмент и принадлежности размещаются в сумке и пластмассовой коробке.
Схема внешнего вида Ваз 2107
1. Блок-фара. 2. Радиатор системы охлаждения. 3. Аккумуляторная батарея. 4. Распределитель зажигания. 5. Воздушный фильтр. 6. Двигатель. 7. Вакуумный усилитель с главным цилиндром гидропривода тормозов. 8. Главный цилиндр гидропривода выключения сцепления. 9. Рулевое колесо. 10. Внутреннее зеркало заднего вида. 11. Заднее сиденье. 12. Запасное колесо. 13. Задний тормоз. 14. Пружина задней подвески. 15. Амортизатор задней подвески. 16. Задний мост. 17. Карданная передача. 18. Переднее сиденье. 19. Наружное зеркало заднего вида. 20. Рычаг стояночного тормоза. 21. Рычаг переключения передач. 22. Коробка передач. 23. Педаль гидропривода сцепления. 24. Педаль гидропривода тормозов. 25. Педаль управления дроссельными заслонками карбюратора. 26. Червячный редуктор рулевого механизма. 27. Передний тормоз. 28. Пружина передней подвески с амортизатором. 29. Топливный насос. 30. Масляный фильтр.
Органы и приборы управления Ваз 2107
1. Рукоятка гидрокорректора Фар. Служит для регулировки угла наклона пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля. Устанавливается на часть выпускаемых автомобилей. 2. Выключатель звукового сигнала. Срабатывает при нажатии напластмассовую рулевого колеса, прикрывающую контактные части выключателя. 3. Комбинация приборов. До 1988 г. устанавливалась несколько измененная приборов, у которой вместо эконометра стоял указатель давления масла и был другой набор контрольных ламп. 4. Рукоятка управления воздушной заслонкой карбюратора. Фиксируется* двигателя. Полное прикрытие воздушной заслонки карбюратора используется при пуске холодного двигателя для обогащения горючей смеси. После прогрева не следует забывать открывать заслонку, вдвинув рукоятку. 5. Рукоятка установки на нуль суточного счетчика спидометра. Для ворачивать против часовой стрелки на остановленном автомобиле. ё. Выключатель освещения приборов. Находится под напряжением, если включено наружное освещение. Вращением рукоятки включается освещение приборов и регулируется его яркость. 7. Контрольная лампа обогрева заднего стекла. Лампа сигнализирует о включенном Обогреве заднего стекла. 8. Часы. Для перевода стрелок необходимо потянуть на себя рукоятку и вращать ее против часовой стрелки. 9. Прикуриватель. Включается нажатием на ручку до отказа. Спйраль нагревается примерно за 5 сек. После нагрева патрон прикуривателя автоматически возвращается в первоначальное положение, готовый к применению. 10. Ершовой ящик. Рычаг включения света Фар (под рулевым колесом (при включенном зажигании). Если полностью нажата клавиша переключателя 40 наружного освещения, то в положении 11 — включен ближний свет фар, а в положении III — дальний свет. В положении IV (на себя) включен дальний свет фар независимо от положения клавиши переключателя 40. Это используется для кратковременного включения дальнего света с целью освещения дороги или подачи светового сигнала пешеходам и водителям. При отпускании рычаг из положения IV возвращается в исходное положение.
До 1988 г. применялся трехпозичионный переключатель света фар. В 1 положении фары были выключены и включались в положениях И и III при нажатой клавише переключателя наружного освещения. 12.*ычаг переключателя указателей поворота имеет три положениям поворота выключены. При повороте рычага вверх (1) включаются указатели правого поворота, а при повороте вниз (111) — левого. 13. Рычаг переключателя стеклоочистителей и смывателей ветрового стеклам стеклоочистители и смыватели выключены. 11 включен прерывистый режим работы стеклоочистителя ветрового стекла, а в положении III стеклоочиститель работает непрерывно. Перемещением рычага на себя (IV, не фиксируемое положение) включается омыватель ветрового стекла, а если включен дальний или ближний свет фар, то одновременно включаются очиститель и смыватель фар. 14. Рычаг переключения передач. Перемещают в требуемое положение по схеме, выгравированной на его рукоятке. Нейтральное положение рычага находится его свободным перемещением вправо-влево, при этом рычаг стремится под действием оттяжной пружины занять крайнее правое положение. Для включения заднего хода нужно нажать вниз на рычаг в нейтральном положении, утопив его до упора, и перевести вправо и на себя до конца. Следует помнить, что включение заднего хода надо производить только после полной остановки автомобиля. 15. Выключатель (замок) зажигания. Ключ в замке может занимать четыре положения: О — все выключено, кроме цепей, напряжение к которым подается независимо от положения ключа (см. приложение). 1 — включено зажигание и электропитание всех потребителей электроэнергии, кроме стартера. 11 включен стартер, зажигание, подается электропитание и к остальным потребителям электроэнергии. При снятии усилия руки ключ возвращается в положение 1. III — все выключено, кроме наружного освещения и очистителей ветрового стекла и фар. Ключ из замка вынимается только в положении III. При этом включается противоугонное устройство. Для выключения противоугонного устройства следует вставить ключ в замок и, слегка повертывая рулевое колесо вправо-влево, повернуть ключ в положение О. 16. Рычаг управления крышкой люка воздухопритока. Перемещением рычага регулируется поступление наружного воздуха в отопитель. 17. Распределительный рычаг отопителя. Регулирует подачу воздухам дверей. 18. Рычаг управления краном отопителя. Регулирует поступление горячей жидкости от двигателя в радиатор отопителя. 19. Переключатель электродвигателя вентилятора отопителя. Служит для включения электровентилятора отопителя на соответствующий режим при необходимости увеличения количества поступающего в салон воздуха. 20. Вольтметр. Позволяет контролировать напряжение в бортовой сети автомобиля. Стрелка прибора при работающем двигателе в красной зоне в начале шкалы указывает на разряд аккумуляторной батареи, в белой зоне — на неустановившийся режим заряда-разряда, в зеленой зоне — на нормальное напряжение, а в красной зоне в конце шкалы указывает на перезаряд аккумуляторной батареи из-за неисправности генератора. 2*. Контрольная лампа резерва топлива. Загорается. если в баке осталось 4-6,5 л бензина. 22. Указатель уровня топлива. 23. Спидометр с суточным и суммарным счетчиками пройденного* расстояния в километрах. Красная цифра суточного счетчика показывает десятые доли километра. Показания суточного счетчика можно сбрасывать рукояткой 5. 24. Контрольная лампа (красная) включения стояночного тормоза — Загорается стояночного тормоза вверх. Загорается одновременно с включением дальнего света фар.
Горящая лампа напоминает водителю о необходимости своевременного выключения дальнего света при встрече с другими автомобилями, въезде на освещенные участки дорог, а также во всех случаях, когда он может ослепить других водителей. Если вы следуете за идущей впереди машиной и не намерены ее перегонять — включите ближний свет и, держась от нее на должном расстоянии, будете ехать в безопасности, не беспокоя едущего впереди вас. 26 реи. Загорается при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Если лампа горит при работающем двигателе, то это указывает на неисправность в системе зарядки или слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора. Лампа используется на автомобилях выпуска до 1985 г. и на автомобилях с генератором типа 37.3701. 27. Контрольная лампа (зеленая) включения указателей поворота. Загорается при включении указателей поворота. 28.Контрольная лампа (оранжевая) воздушной заслонки карбюратора. Загорается при выдвинутой рукоятке 4. 29.Контрольная лампа (зеленая) включения наружного освещения. Загорается при включении наружного освещения. ЗО. Контрольная лампа недостаточного давления масла в системе смазки двигателя. Загорается при повороте ключа зажигания в положение 1, а гаснет после пуска двигателя, когда давление масла становится достаточным для обеспечения смазки — 0,2-0,6 кгс/см* В нормальных условиях работы двигателя лампа гореть не должна. Если двигатель перегрет или работает на очень малых оборотах, лампа может загораться и при исправной системе смазки. Во всех остальных случаях загорание лампы указывает на недостаток масла в картере или на неисправность в системе смазки, которую нужно быстро выявить и устранить, так как двигатель при недостаточном давлении масла может быть выведен из строя. 31. Тахометр. Электронный. измеряет частоту следования импульсов в цепи низкого напряжения системы зажигания. Желтым цветом обозначены режимы работы двигателя на высоких оборотах, а красным цветом — опасные для двигателя режимы. 32. Указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Переход стрелки в красное поле шкалы показывает на чрезмерный нагрев двигателя. В этом случае необходимо немедленно уменьшить до минимума число оборотов двигателя (не останавливая его). Если перегрев не устраняется, то необходимо проверить работу электровентилятора системы охлаждения и термостата. 33. Эконометр. Помогает подбирать наиболее экономичный с точки зрения расхода топлива режим движения. При экономичном режиме стрелка прибора находится в зеленой зоне шкалы. 34. Рычаг замка капота. 55. Педаль служит для приведения в действие гидравлического привода выключения сцепления. 36. Выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота. При повторном нажатии на кнопку сигнализация выключается. 37. Педаль тормоза. Служит для торможения автомобиля, которое должно быть плавным и продолжительным. Следует привыкнуть считать тормоза аварийной системой, что уменьшит износ шин и расход топлива, а пассажирам создаст удобство при езде. Резкое интенсивное торможение применять только в исключительных случаях.38. Педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора.
Пуск холодного двигателя осуществляется без нажатия на педаль. Не рекомендуется нажимать на педаль и после пуска холодного двигателя до тех пор, пока двигатель не прогреется и не начнет работать устойчиво, без перебоев. И наоборот, если нужно пустить горячий двигатель, то надо нажать педаль примерно на треть ее хода, а после пуска, как только двигатель начнет работать без перебоев, постепенно отпустить ее. 39. Рычаг крышки отопителя. Регулирует подачу воздуха в зону ног водителя и пассажиров. 40. Переключатель наружного освещения. При переводе клавиши в среднее положение включается наружное освещение, а при полностью нажатой клавише дополнительно подается напряжение к переключателю света фар. До 1988 г. применялся двухпозиционный переключатель, у которого при нажатии на клавишу включалось наружное освещение и подавалось напряжение к переключателю света фар. 41. Рычаг стояночного тормоза. Служит для затормаживания автомобиля. В случае крайней необходимости стояночным тормозом можно пользоваться как аварийным во время движения автомобиля. Перемещением рычага вверх до отказа приводятся в действие колодки тормозов задних колес. При этом загорается мигающим красным светом контрольная лампа 24. Для возвращения рычага в исходное положение следует нажать кнопку на торце рукоятки. На кнопку легче нажимать, если перед растормаживанием рычаг несколько поднять вверх. 42. Задний противотуманный свет и контрольная лампа (оранжевая) в клавише переключателя включаются при нажатии на нижнее плечо клавиши. 43. Выключатель обогрева заднего стекла. Обогрев включается нажатием на нижнее плечо клавиши. При этом контрольная лампа 7 сигнализирует о включении обогрева. 44. Контрольная лампа (клятая) уровня тормозной жидкости. Загорается при понижении уровня жидкости в бачке ниже допустимого предела из-за расхода жидкости или из-за повреждения системы. 45. Вещевая полка.
Двигатель Ваз 2107 (сбоку)
На автомобилях ВАЗ-2107. -21072. -21074 установлены четырехцилиндровые, четырехтактные карбюраторные двигатели 2103, 2105 и 2106 с различным объемом цилиндров (см. «Техническая характеристика автомобилей»)- Двигатель 2105. имеющим ременный привод распределительного вала, применяется только на автомобилях ВАЗ-21072, которых выпускается незначительное количество. Поэтому в данном альбоме он не описывается, а с его устройством можно ознакомиться по альбому «Автомобили ЬАЗ-2105. ВАЗ2104». Двигатели 2103 и 2106, которые описываются ниже, отличаются друг от друга блоком цилиндров и поршнями с поршневыми кольцами. Компоновка двигателей отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы двигателя, требующие регулировки и ухода (распределитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, регулировочные винты рычагов привода клапанов, гайка натяжителя цепи, масляный фильтр, генератор), установлены в легкодоступных местах. Нумерация цилиндров ведется от шкива привода генератора и водяного насоса. С левой стороны головки цилиндров около нижней ее плоскости отлит номер каждого цилиндра, а также порядок работы цилиндров (1-3-4-2). Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку — блок цилиндров. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса двигателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установлен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками. В каждом цилиндре двигателя имеется по одному впускному и одному выпускному клапану.
Поршни 15 имеют по два компрессионных кольца 16 и 17 и одно маслосъемное 14 с пружиной. Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем 33, запрессованным в верхнюю головку шатуна. Распределительный вал 27 установлен на головке цилиндров в корпусе 26 и приводится во вращение от коленчатого вала двухрядной роликовой цепью 20. Достоинством привода являются простота конструкции и меньшая масса по сравнению с другими видами передач. Блок цилиндров 18 является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Протоки для охлаждения двигателя сделаны по всей высоте цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока от неравномерного нагрева. Для повышения жесткости нижняя плоскость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру подразделяются на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых буквами А. В, С, D, Е: Диаметр цилиндра двигателя 2103, мм 76.00076.010 76.010-76,020 76,020-76,030 76.030-76.040 76.040-76.050 Диаметр цилиндра двигателя 2106 и 2105, мм 79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79, 030 79.030-79.040 79.040-79.050 Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающий с Нил поршень должны иметь одинаковый класс. При ремонта цилиндры могут быть расточены и хонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0.4-0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм Для обеспечения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметр) на 0,4 и 0,8 мм; вкладыши коренных и шатунных подшил инков для шеек коленчатого вала, уменьшенных по дна метру на 0,25; 0.5; 0,75 и 1.00 мм. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки 2, которые крепятся к блок) самоконтрящимися болтами.
Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников не- взаимозаменяемы и для различия на наружной поверхности имеются риски. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров. В задней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец 36, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. Величина осевого зазора должна быть 0,06-6,26 мм. Если зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять полукольца ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Следует иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуколец 36. должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала. С октября 1981 года на двигателях устанавливается переднее сталеалюминиевое полукольцо, заднее металлокерамическое, пропитанное маслом. В левой части блока установлен валик 12 привода масляного насоса, распределителя зажигания и топливного насоса. В отверстия под подшипники валика запрессованы свертные сталеалюминиевые втулки 51. Совместной их обработкой в блоке обеспечивается необходимая соосность подшипников.
При проверке технического состояния блока и ремонте необходимо следить за совпадением смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров. Ь передней части блока цилиндров имеется полость для цепного привода механизма газораспределения. Эта полость закрыта крышкой 8. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 35 заднего сальника. 6 крышку 8 и держатель 35 установлены самоподжимные сальники. С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, устанавливается система вентиляции картера и электрические датчики давления масла. С правой стороны на блок цилиндров устанавливается водяной насос и генератор. В нижней части блока цилиндров с правой и левой стороны имеются приливы для установки двигателя на кронштейнах подвески. На верхней плоскости в передней левой ее части устанавливается распределитель зажигания. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным картером 43. картер имеет перегородку для успокоения масла.
Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробно-резиновой смеси. Головка цилиндров 19 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. В головку запрессованы направляющие втулки клапанов и седла, изготовленные из чугуна. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Между головкой и блоком цилиндров установлена про кладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе, пропитанная графитом, по краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку и: мягкой стали. Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилиндров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом. Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания к блоку и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью динамометрического ключа и в строго определенной последовательности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В первый прием затяжка осуществляется предварительно момент затяжки приблизительно 39,2 h-м (4 кгс-м) для десяти основных болтов и 14,7 Н-м (1,5 кгсм) для одного болта на приливе. Во второй прием производится окончательная затяжка — момент затяжки 115,7 Н-м(11,5 кгс-м) для десяти болтов и 37,24 Н-м (3,8 кгс-м) для болта на приливе. Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать после пробега первых 2000-3000 км. а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров. Сверху головка цилиндров закрывается стальной штампованной крышкой.
В верхней части крышка имеет горловину для заливки масла в двигатель. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка из резинопробковой смеси. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек. Для улучшения прилегания крышки к горловине под гайки установлены широкие жесткие шайбы. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки. возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Двумя передними опорами 37 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 38 — к поперечине задней подвески автомобиля. Передние опоры имеют резиновые подушки 47, в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины 45. Для ограничения ходов применены буферы 46. которые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.
Подушка крепится к промежуточным пластинам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 44 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками. Задняя опора 38 состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а нижние — к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливаются дистанционные втулки. Конструкция подвески силового агрегата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устраняет передачу вибрация его на кузов.