Устройство автомобиля перевозящие опасные грузы

Требования к техническому обеспечению ТС перевозящих опасные грузы ADR

Требования к техническому обеспечению транспортных средств перевозящих опасные грузы

Выдержка из государственных нормативных документов, регулирующих техническую сторону грузовых перевозок:

Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве. При этом упомянутые документы должны учитывать нижеследующие требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов.

Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.

Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.

В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4 и 5 допускается установка на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасительной сетки.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • Автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200 мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке.
  • номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В;
  • электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревания;
  • электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок при помощи плавких предохранителей (заводского изготовления) или автоматических выключателей;
  • электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов;
  • если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками;
  • автомобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем — прямого или дистанционного — должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легкодоступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи;
  • запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого опасного груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками.

Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.

Читайте также:  Масло для первого запуска двигателя

Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом).

Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:

  • Транспортные средства должны оборудоваться номерными, опознавательными знаками и другими обозначениями в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом 2,8 настоящих Правил и Правил дорожного движения.
  • набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
  • огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара;
  • не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес; — два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
  • в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета: — один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м; — другой позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м;
  • аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ. В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

Крепление таблиц системы информации об опасности (приложение 7,4) на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Таблицы системы информации об опасности должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства.

Для перевозок опасных грузов применение газогенераторных транспортных средств не допускается. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, ни в коем случае не должны включать более одного прицепа или полуприцепа.

Нормативные требования к транспортным средствам по перевозке опасных грузов

Общие конструктивные требования

Основные требования к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, регламентируются в Республике Беларусь Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Требования к документации, техническому состоянию и комплектации отдельных видов транспортных средств, перевозящих опасные грузы, устанавливаются также рядом инструкций и государственных стандартов, например ГОСТ 27352-87 «Автотранспортные средства для заправки и транспортирования нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические условия», Инструкцией по эксплуатации автомобильных цистерн-топливовозов, Правилами перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом и др.

Транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, должно быть зарегистрировано в компетентном национальном органе по контролю за перевозкой опасных грузов в установленном порядке и иметь соответствующий регистрационный документ. В Республике Беларусь таким документом является регистрационная карточка транспортного средства, перевозящего опасные грузы.

Номер регистрационной карточки должен быть нанесен на борту транспортного средства. При этом на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы в цистернах, регистрационный номер наносится на левой стороне цистерны в виде таблички с окантовкой черного цвета толщиной 10 мм. Размеры таблички 200 х 300 мм, фон белый, цифры и буквы черного цвета высотой 50 мм, толщиной 10 мм. На табличке должны быть указаны следующие данные:

  • регистрационный номер
  • разрешенное давление
  • число, месяц и год следующего осмотра и гидравлического испытания

На прочие транспортные средства регистрационный номер наносится на левой стороне кузова автомобиля, прицепа или полуприцепа на металлической табличке с окантовкой черного цвета толщиной 10 мм. Размеры таблички 100 х 300 мм, фон белый, цифры черного цвета высотой 50 мм, толщиной 10 мм.

Информационные таблицы средств информации об опасности (СИО) должны быть съемными или закрывающимися. Крепление таких таблиц на транспортном средстве производится с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Таблицы должны располагаться спереди (на бампере) и сзади транспортного средства перпендикулярно к его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства.

Читайте также:  Ремонт потолка автомобиля своими рука

В Республике Беларусь при внутренних перевозках опасных грузов классов 1, 2 (в цистернах, контейнерах или баллонах), 3 (в цистернах или контейнерах), а также 7 механические транспортные средства оборудуются проблесковым маячком. Он должен быть оранжевого цвета, надежно крепиться на крыше кабины. Для транспортных средств, перевозящих опасные грузы в международном сообщении, наличие проблескового маячка не обязательно.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи.

Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства (цистерны), перевозящие опасные грузы, должна быть 150 мм.

Запрещается нанесение на цистернах и контейнерах, перевозящих опасные грузы, надписей, не предусмотренных нормативными документами.

На боковых сторонах по центру контейнеров и цистерн должны быть установлены или нанесены знаки опасности, соответствующие перевозимому опасному грузу. При перевозке опасных грузов в цистернах, имеющих две и более секции, знак опасности наносится или устанавливается на каждой секции, а спереди и сзади транспортного средства размещается информационная таблица СИО со знаком опасности наиболее опасного груза.

Выпускная труба транспортного средства, используемого для перевозки взрывчатых веществ и изделий, легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и газов (в баллонах, цистернах и контейнерах), должна быть вынесена в правую сторону вперед перед радиатором с наклоном выпускного отверстия вниз и обеспечивать установку съемного искрогасителя. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допускается выносить выпускную трубу в правую сторону или вверх вне зоны топливной коммуникации, топливного бака, опасного груза с обеспечением возможности установки на выходное отверстие искрогасителя.

Топливные баки транспортных средств, используемых для перевозки взрывчатых веществ и изделий, легковоспламеняющихся жидкостей и газов (в баллонах, цистернах и контейнерах), должны быть оборудованы металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища — металлической сеткой с размерами ячейки 10×10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сеток должно быть не более 30 мм.

Расположение топливного бака и аккумуляторной батареи в одном отсеке не допускается.

Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В
  • электропроводка должна быть надежно закреплена и проложена так, чтобы провода были хорошо защищены от термических и механических воздействий
  • изолированные электрические провода должны защищаться бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии
  • присоединение проводов к аппаратам, осветительным устройствам должно производиться во вводных коробках, вводы проводов во вводных коробках должны быть надежно уплотнены, а неиспользуемые — заглушены
  • все электроцепи должны быть защищены плавкими предохранителями заводского изготовления или автоматическими выключателями

Электропроводка транспортных средств, перевозящих взрыво- и пожароопасные грузы в цистернах, контейнерах, баллонах и клетях, должна быть выполнена в металлических трубах. На транспортных средствах не допускается применение ламп, имеющих цоколи с резьбой. Электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.

Изменение заводской конструкции или схемы оборудования, за исключением случаев, когда такие изменения согласованы с заводом-изготовителем и компетентным национальным органом, не допускается.

Транспортное средство должно быть оборудовано приборами прямого и дистанционного управления размыканием электрических цепей от аккумуляторной батареи. Один такой прибор устанавливается в кабине водителя, второй — снаружи транспортного средства. Прибор, расположенный в кабине водителя, должен находиться в непосредственной близости от места водителя, быть защищен от случайного срабатывания либо защитным кожухом, либо путем использования двойного выключателя.

Транспортные средства, имеющие встроенные или съемные цистерны либо другие емкости, в которых перевозятся легковоспламеняющиеся жидкости или газы, оборудуются устройствами для отвода статического электричества, конструкция которых указывается в безопасных условиях перевозки конкретного опасного груза. Заземляющие цепочки должны быть изготовлены из искронеобразующих материалов и приварены к корпусу цио терны (емкости) либо из электропроводящей резиновой ленты, электропроводно соединенной с корпусом цистерны и имеющей касание земли на длине 200 мм.

На транспортном средстве типа ЕХ/П в качестве покрытия должен использоваться стойкий к разрыву, непроницаемый и трудновоспламеняющийся материал. Он должен натягиваться таким образом, чтобы покрывать загружаемое пространство со всех сторон. В закрытых транспортных средствах все отверстия в грузовом отделении должны иметь запираемые, плотно посаженные двери или жесткие крышки. Кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой.

На транспортном средстве типа ЕХ/Ш кабина водителя должна быть отделена от грузового отделения сплошной стенкой. Соприкасающиеся с грузом поверхности должны быть сплошными, все соединения — герметизированы, а отверстия — снабжены запирающимися устройствами. Двери или крышки кузова должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы обеспечивалось их соединение внахлестку. Для изготовления такого кузова необходимо использовать жаропрочные и огнестойкие материалы, его стенки должны иметь толщину не менее 10 мм.

Читайте также:  Схемы ажурных узоров для вязальной машины

Общие требования по комплектации

Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, должно иметь:

  • набор ручного инструмента для аварийного ремонта (для транспортного средства, перевозящего опасные грузы классов 1, 2, 3, 4, — не образующий искру)
  • переносной огнетушитель, пригодный для тушения загоревшегося груза или шин. Для каждого транспортного средства огнетушитель должен быть испытан, опломбирован и иметь табличку с указанием даты следующей проверки
  • два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета
  • не менее одного противооткатного упора
  • два знака «Опасность» по СТБ 1140-99
  • специальную медицинскую аптечку
  • оранжевый жилет

Общие требования к цистернам

Цистерны, используемые для перевозки опасных грузов, могут быть изготовлены или переоборудованы только по конструкторской документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Поверхность цистерны не должна иметь следов коррозии и вмятин. Окрашенные части цистерны не должны иметь повреждений.

Корпус цистерны должен быть подсоединен к шасси с помощью прочного электрического кабеля с указанием знака заземления.

В пожаро- и взрывоопасных зонах цистерн запрещается применение электрооборудования, изготовленного неспециализированными организациями, а также кабелей и проводов с полиэтиленовой изоляцией и кабелей в полиэтиленовой оболочке.

Цистерны должны быть оборудованы площадками обслуживания люков, стационарными или откидными поручнями в зоне обслуживания, лестницами для подъема на площадку обслуживания.

Предохранительные клапаны, разрывные мембраны, запорная аппаратура и заглушки должны быть окрашены в красный цвет.

Специальные требования к оборудованию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов класса 3. При перевозке опасных грузов класса 3 грузовым бортовым транспортным средством должны соблюдаться следующие требования:

  • кузов должен быть прочным, не иметь щелей
  • кузов должен отделяться от кабины водителя на расстояние не менее 150 мм
  • для внутреннего покрытия необходимо использовать материалы, не вызывающие искр и не способные образовывать опасные соединения с нефтепродуктами

Транспортные средства с цистернами, предназначенные для перевозки опасных грузов класса 3, оборудуются следующими устройствами для отвода статического электричества:

  • заземляющей цепочкой из неискрообразующих материалов или лентой из электропроводящей резины, электропроводно соединенной с корпусом цистерны, имеющей касание земли на длине 200 мм
  • розеткой с защитным кожухом, электропроводно соединенной с корпусом цистерны
  • гибким многожильным проводом сечением площадью не менее 2,5 мм2 и длиной не менее 20 м с двухполюсными вилками на концах для присоединения к заземлительному контуру в пунктах погрузки и разгрузки
  • металлическим тросом длиной не менее 7 м с клином (штырем) длиной не менее 0,5 м

На транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов класса 3, дополнительно должны иметься лопата, топор, кошма размерами не менее 1,5×1,5 м, емкость, заполненная сухим песком массой не менее 25 кг.

Огнетушители, другие противопожарные средства и шанцевый инструмент на подвижном составе крепятся в местах, предусмотренных для этих целей заводом-изготовителем.

Инструмент и принадлежности должны быть в пригодном для использования состоянии и надежно закреплены в отведенных для них местах.

Каждая цистерна (секция) транспортного средства должна быть оборудована устройствами и приспособлениями для пломбирования запорной арматуры. Раздаточные краны и сливно-наливные патрубки в транспортном положении должны быть зачехлены или закрыты заглушками.

Транспортное средство с цистерной должно быть оборудовано устройством для хранения рукавов во время передвижения, ящиками для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей. Конструкция ящиков для рукавов должна обеспечивать слив случайно пролитого нефтепродукта и предохранять от проникновения внутрь пыли и атмосферных осадков. Наружные элементы рукавов не должны иметь механических повреждений.

Двери, ящики, пеналы должны легко, без заеданий закрываться, открываться и надежно запираться.

Дверки и крышки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для пломбирования.

На цистерне должна быть табличка с предупреждающей надписью «При наливе и сливе автоцистерна должна быть заземлена».

Цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов, должны иметь исправные крышки наливных люков с уложенными в их пазах прокладками, а также скобы, рычаги и нажимные винты. Кроме того, они должны иметь исправный дыхательный клапан. Сетка и корпус дыхательного клапана должны быть очищены от загрязнений.

Оцените статью