- Технические характеристики МАЗ-5549
- Описание МАЗ-5549, фото
- Технические характеристики самосвала МАЗ-5549
- Вес автомобиля
- Грузоподъемность
- Устройство МАЗ-5549
- Заключение
- Самосвал МАЗ-5549
- Сфера применения
- Технические характеристики
- Двигатель
- Расход топлива
- Трансмиссия
- Ходовая и рулевое управление
- Устройство
- Кабина и кузов
- Грузовая платформа
- Клапан подъема
Технические характеристики МАЗ-5549
МАЗ 5549 – один из знаковых грузовых автомобилей советских времён. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1977 по 1990 годы. Автомобиль никогда не отличался комфортабельностью или выдающимися техническими характеристиками, но за счёт своей неприхотливости, компактных размеров и способности работать под большими нагрузками завоевал популярность на городских строительных площадках.
Описание МАЗ-5549, фото
Технические характеристики МАЗ 5549 не подвергались улучшению с 1977 года. Единственное, что было доработано – фары переместились с кабины на передний бампер в соответствии с требованиями безопасности. В остальном конструкция осталась без изменений.
Модель 5549 представляет собой двухосный самосвал с бортовым кузовом с задней разгрузкой. Кабина – трёхместная, без места для отдыха. На фото МАЗ 5549 хорошо видны двойное лобовое стекло, заглушки на месте фар на кабине и другие признаки того, что дизайн не менялся с доперестроечных времён. То же касается и конструкции. Уровень комфортности для водителя можно с натяжкой назвать базовым: водительское кресло установлено на рессорах, что несколько снижает тряску, а руль снабжён гидроусилителем. Зато само рулевое колесо тонкое и расположено строго горизонтально, что увеличивает нагрузку на руки при многочасовой работе. Пассажирское сиденье жёстко крепится к полу, что заставляет прочувствовать все неровности дороги.
Несмотря на то что автомобиль был предназначен для перевозки сыпучих материалов, его проходимость оставляет желать лучшего. Трогаться следует с особой осторожностью, чтобы избежать пробуксовки (без нагрузки – со второй передачи). Грузовик легко застревает в грязи, мокром песке, может забуксовать даже на мокрой траве. Прочная рама, способная выдерживать перегрузки, оказалась требовательна к процедуре разгрузки: опорожнять кузов необходимо только на ровной площадке, иначе в раме быстро появляются трещины и разрывы.
Тем не менее, компактные грузовики пользовались высоким и устойчивым спросом на городских строительных площадках. Со своей основной задачей – перевозить грузы – 5549 справлялся идеально. Песок, щебень, строительный мусор, древесина – на МАЗах возили всё. Лимит в 8 тонн соблюдали редко – на самосвалах даже увеличивали борта, чтобы можно было грузить больше. Ещё одно бесспорное достоинство – маневренность. Максимальный угол поворота передних колёс составляет 38 градусов, что позволяло лавировать по загруженной стройплощадке и подвозить грузы точно в отведённое место.
Работая с постоянной перегрузкой, с редким непрофессиональным ремонтом, автомобили успешно функционировали, даже выработав заводской ресурс. До сих пор их можно увидеть на строительных площадках, где их держат за дешевизну и простоту обслуживания, доступность запчастей и ремонта.
Технические характеристики самосвала МАЗ-5549
Размеры:
- длина – 7,25 м;
- ширина – 2,5 м;
- высота – 2,72 м;
- колёсная база – 3,4 м;
- дорожный просвет – 270 мм.
КПП — механическая пятиступенчатая. Объём кузова – 5,7 м3. Угол подъёма груза – 55 градусов.
Двигатель:
- объём – 11 л;
- мощность — 180 л. с.;
- топливо – дизельное;
- расход топлива – 22 л / 100 км;
- максимальная скорость – 75 км/ч;
- топливный бак – 200 л.
Вес автомобиля
Полный вес МАЗ 5549 — 15,375 т. Снаряжённая масса – 7,225 т.
Грузоподъемность
Штатная грузоподъемность – 8 т. (на дорогах с твёрдым покрытием).
Устройство МАЗ-5549
На самосвалы устанавливали дизельный мотор ЯМЗ-236 (производства Ярославского машиностроительного завода). Безотказный и выносливый, он обеспечивает бесперебойную работу автомобиля на площадке, но на трассе не позволяет ни быстро разогнаться, не набрать скорость выше 70–75 км/ч. Также его нельзя назвать экономичным – фактический расход топлива, особенно на старых машинах, может превышать 30 л / 100 км.
В целом устройство автомобиля не претерпело изменений по сравнению своими предшественниками 503А и 5335. Из улучшений, коснувшихся 5549 можно отметить повышенную прочность рессор, прошедших специальную закалку, повышающую усталостную прочность.
Заключение
Сегодня маневренные и выносливые самосвалы 5549 можно увидеть на городских и загородных стройплощадках, реже – на приусадебных участках и в частных грузоперевозках. Большинство из этих машин выработали свой ресурс много лет назад, однако пользуются небольшим, но устойчивым спросом.
Самосвал МАЗ-5549
МАЗ-5549 – один из популярных советских компактных самосвалов, предназначенных для транспортировки песка, щебня и других сыпучих и кусковых строительных материалов. Выпускался на Минском автомобильном заводе в период с 1977-го по 1990-й годы. МАЗ-5549 – двухосный самосвал, с колёсной формулой 4х2. Кузов – с задней разгрузкой и задним бортом, открывающимся и закрывающимся автоматически. Не отличаясь чем-либо выдающимся или новым, грузовики данной модели показали себя не только выносливыми и работоспособными, но и долговечными при работе в тяжёлых условиях.
Сфера применения
Основной сферой применения самосвала была работа на стройках и небольших карьерах. Характеристики МАЗ-5549 позволяли использовать шасси в качестве базы для установки различных надстроек – бетономешалок и прочей строительной техники.
Отличительной чертой машин семейств МАЗ-500 и 5335 является “неубиваемость” конструкции и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самой машины низка при высокой распространенности новых и бывших в употреблении запчастей. По этим причинам машины используются на стройках до сих пор, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.
Технические характеристики
Автомобиль с габаритами — 5,785х2,50х2,62 м, колесной базой — 3,4 м. Компактность обеспечивает машине хорошую маневренность — она способна выполнять поворот с радиусом 7,5 м, двигаться по неподготовленным дорогам.
Другие параметры МАЗа:
- снаряженный вес — 7,225 т;
- грузоподъемность — 8 т;
- колея колес — 1,865 м у задних и 1,97 у передних;
- клиренс — 27 см;
- углы свеса: задний — 48°, передний — 24°;
- кузов вместимостью — 5,7 м³, с углом подъема — 55°;
- скорость передвижения — до 75 км/ч;
- пневматический привод тормозов;
- объем топливного бака — 200 л.
Модель комплектуется дизельным ярославским силовым агрегатом (ЯМЗ 226), имеющим такие характеристики:
- 6 цилиндров, расположенных V-образно;
- мощность — 180 л. с.;
- диаметр цилиндров — 13 см;
- рабочий объем -11,2 л;
- степень сжатия — 16,5.
Двигатель не отличается экономичностью. Производителем заявлен расход дизеля — 22 л/100 км. Учитывая объем мотора автомобиля, массовые характеристики, показатель занижен — он близок к 30 л.
Двигатель
На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).
Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.
Расход топлива
На 100 км пути МАЗу-5549 потребуется около 22 л топлива. Показатель является не самым большим, однако экономичным грузовик назвать точно нельзя. С учетом массы автомобиля и объема его силовой установки в заявленные нормы расхода он вряд ли укладывается.
Собственнику грузовика следует быть готовым к тому, что заправлять его придется куда чаще, а средний расход составит около 30 л/100 км.
Топливный бак автомобиля вмещает 200 литров, что позволяет обеспечить длительный запас хода.
Трансмиссия
На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.
Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.
Ходовая и рулевое управление
Надёжные мосты и узлы подвески закреплены на обладающей солидным запасом прочности раме. Они редко у кого вызывают нарекания.
Неплохо зарекомендовала себя и пневматическая тормозная система, единственным недостатком которой можно считать довольно большое время набора рабочего давления.
Относительно короткая колёсная база, удачно подобранные передаточные числа рулевого привода и значительный угол поворота передних колёс делают машину маневренной даже в ограниченном пространстве.
Устройство
Фирменной чертой модели МАЗ-5549 являются округлые формы кабины. Данный вид многим современным автомобилистам знаком с детства. Главной особенностью грузовика являются фары, монтированные в передний бампер, а также поворотники, установленные на месте, где традиционно располагаются фары. Панорамных стекол, как у последних продуктов Минского автозавода, здесь нет. К «фишкам» модели следует отнести двойное ветровое стекло.
Руль автомобиля расположен практически вертикально. Его обод 3-спицевый и весьма тонкий. Сам руль дополнен ГУР-ом.
Бескапотная компоновка, выбранная Минским автозаводом, имела ряд преимуществ. Она позволила сократить габариты, весовые характеристики и улучшить доступ к отдельным узлам машины и силовой установке. Управлять грузовиком стало намного легче. Решение белорусских конструкторов существенно упростило процесс сборки, отбросив необходимость в трудных штампах.
При этом увеличилась и вибронагрузка. Сократить ее разработчики попытались за счет более мягких рессор и улучшенных сидений и амортизаторов.
Изначально использование бескапотной схемы не казалось хорошим вариантом. Для большинства оптимальным решением представлялось применение полукапотной компоновки. Однако сторонники бескапотной версии взяли верх, обещав обеспечить надежную защиту и нормальное функционирование в тяжелых условиях.
Минские разработчики разобрались и с проблемой больших нагрузок на передний мост. Данный элемент был полностью переделан.
В итоге появился принципиально новый для всего советского рынка грузовой автомобиль. Ожидания оправдались, а продукт стал весьма востребованным.
При этом МАЗ-5549 никогда не был удобным автомобилем. Однако минимум комфорта в салоне, медленный разгон и тяжелое переключение рычага коробки передач отечественных потребителей не смущали, поскольку данные недостатки компенсировались низкой стоимостью и надежностью минского продукта.
Кабина и кузов
В стандартной комплектации на самосвал устанавливался кузов с разгрузкой назад, открывание борта и подъём которого производились в автоматическом режиме. Но существовали и модификации с разгрузкой на три стороны. Прочный цельнометаллический кузов обогревается выхлопными газами.
Такое решение позволяет эксплуатировать МАЗ-5551 в самых суровых климатических условиях.
Откидывающаяся вперёд кабина не блещет особыми изысками дизайна, но обладает достаточным уровнем комфорта и для водителя, и для пассажиров. Некоторые нарекания вызывает конструкция подрессоренного сидения водителя, а пассажирское место и вовсе намертво прикручено к полу кабины.
Впрочем, тряска простительна, поскольку самосвал не предназначен для дальних поездок.
Для обеспечения комфортных условий работы водителя, машина оснащена цельнометаллической кабиной с двумя дверями. Для доступа к узлам двигателя она откидывается вперед под углом 45 градусов.
Сидение водителя регулируется по высоте, углу наклона спинки и расстоянию до руля. Сидение пассажиров двухместное, нерегулируемое. Кабина оснащена системой вентиляции и отопления с принудительной подачей воздуха вентилятором. Для дополнительной вентиляции стекла дверей могут опускаться, а в крыше кабины имеются вентиляционные лючки.
На самосвале МАЗ-5549 применяется рулевое управление с усилителем гидравлического типа. Из-за откидной кабины машина оснащена рулевой колонкой раздвижной схемы. Рулевое колесо с пластиковым ободом, двухспицевое или трёхспицевое. Кабина имеет два электрических стеклоочистителя. Фото МАЗ-5549 вы можете видеть в статье.
Для контроля над параметрами автомобиля у водителя имеются следующие приборы – манометры давления в системе привода тормозов и непосредственно в камерах, манометр давления масла в двигателе, амперметр, указатели температуры и остатка топлива, спидометр.
Грузовая платформа
Грузовая платформа на МАЗ-5549 – металлическая, сварная, с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом. Самосвальная платформа оснащена механизмом подъёма кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу.
Управление самосвальным механизмом производится из кабины водителя, оно электропневматическое. Пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления. Разгрузка производится только назад, с максимальным углом поднятия кузова в 55 градусов. В гидросистеме подъёмного механизма также предусмотрен специальный клапан, который обеспечивает встряхивание кузова в самом конце его подъёма вверх.
Клапан подъема
Одной из важнейших деталей Маз является клапан подъема или управления, как ее еще принято называть. Служит она для спускания площадки в конце подъема. В данном механизме предусмотрено спецустройство, которое хорошо предохраняет все механические элементы от перегрузки.
Схема клапана устроена не так уж сложно. Обязательным элементом является чугунный корпус, в котором расположены главные составляющие клапана и предохранитель.
Также здесь размещено резиновое седло и несколько обязательных манжет, выполняющих роль уплотнителей. Между ними предусмотрено технологическое отверстие.
Этот клапан нуждается в обязательном уходе, что подразумевает проверку герметичности манжет и резинового седла. Помимо этого владельцу автомобиля Маз придется проверять состояние тросика и точность настройки его хода.
Не менее важным является проверка надежной фиксации клапана к раме. Как известно, это крепление осуществляется с помощью 2-х болтов, которые рекомендуется регулярно проверять и подтягивать (в процессе активной эксплуатации самосвала – каждый день).
Признак распространенной неисправности клапана подъема – характерное шипение. Это происходит, когда повреждается диафрагма пневмокамеры, через который проходит сжатый воздух.
Выход воздуха в такой же мере может свидетельствовать об износе манжет, поставленных с внешней стороны.
И наконец, обязательно нужно диагностировать состояние тросика клапана, его настройки. Он не должен иметь каких-либо перегибов, и не заедать при работе клапана.
Про ремонт кузова автомобилей Маз можно узнать из рекомендаций в других статьях нашего сайта. Полезная информация находится в фото и таблицах.