- Устройство автомобиля камаз фары
- Оптика КАМАЗ: свет для работы в любое время суток
- Назначение головной оптики автомобилей КАМАЗ
- Типы и устройство фар КАМАЗ
- Выбор оптики КАМАЗ
- Эксплуатация и обслуживание оптики КАМАЗ
- Осветительные приборы автомобилей Камаз
- Переключатель света
- Свет для движения в дневное время (при наличии)
- Контурные и габаритные фонари
- Ближний свет
- Дальний свет
- Кнопочные выключатели света
- Передние противотуманные фары
- Задний противотуманный фонарь
- Фонари автопоезда
- Внутреннее освещение кабины
- Регулирование угла наклона фар
- Подключение подвесного светильника
- Прожектор освещения сцепного устройства
- Подкапотная лампа
- Проблесковые маяки
- Переключатель указателя поворотов и дальнего света
- Звуковой сигнал
- Стеклоочиститель и стеклоомыватель
Устройство автомобиля камаз фары
Устройство и работа системы освещения и световой сигнализации автомобиля КамАЗ-5320
Система освещения и световой сигнализации включает в себя фары головного и ближнего света 3, 7 (ем. рис. 3.1), противотуманные фары 4, 6, передние фонари и указатели поворотов 2, 8, боковые повторители 1,9 указателей поворотов, фонари б автопоезда, задние фонари 82, 88, фонари заднего хода 83, 87, плафоны 64, 71 кабины, вещевого ящика, подкапотную 15 и переносную лампы, лампы освещения шкалы приборов;
встроенные контрольные лампы, сигнализирующие о включении дальнего света фар, предельном падении давления масла, перегреве охлаждающей жидкости в двигателе, расходе резервного количества топлива в баке, которые размещены соответственно в спидометре 38, указателях давления масла 51, температуры охлаждающей жидкости 48 и уровня топлива 49;
блоки контрольных ламп 36 и 39 в цепях указателей поворотов автомобиля и прицепа, блокировки межосевого дифференциала, падения давления в контурах тормозного привода и включения стояночного тормоза;
комбинированный переключатель света 69, включатели 59 системы аварийной сигнализации, плафонов 58 кабины, фонарей 66 автопоезда, фонарей 45 заднего хода, сигнала торможения 66, противотуманных фар 57;
реле-прерыватели 30 указателей поворота и аварийной сигнализации, контрольной лампы стояночного тормоза;
датчики аварийного перегрева охлаждающей жидкости 26 и падения давления масла 33, блокировки межосевого дифференциала 65, включения стояночного тормоза 75, падения давления воздуха в баллонах 76, 77, 78 .
штепсельные розетки 22, 84 переносной лампы и 85,86 прицепа. Фары типа ФГ150 с двухнитевыми лампами дальнего и ближнего света и ассиметричным светораспределеннем ближнего света
установлены в передней стенке кабины и состоят из оптического элемента 2 (рис. 3.8) с лампой 3, корпуса 8 с кольцом 9 внутреннего 1 и резинового наружного И ободков.
Для регулировки направления светового потока фар используются два регулировочных винта.
Источником света является двухнитевая лампа 24 В мощностью 55 и 50 Вт. Под нитью ближнего света размещен прозрачный экран, образующий светотеневую границу, что при правильной регулировке фар исключает ослепление водителей.
Рис. 3.8. Фара ФГ150:
1 — ободок; 2 оптический элемент; 3— лампа; 4 — регулировочные винт; 5 — гайка; 6 — колпачок; 7 прокладка; 8—корпус; 9- кольцо; 10пружина; 11 — ободок
Оптика КАМАЗ: свет для работы в любое время суток
Головной свет — это возможность использовать автомобиль в любое время суток. Особенно это важно в грузовиках, так как световые приборы позволяют эксплуатировать авто максимально эффективно. О том, как устроена оптика КАМАЗ, каких типов она бывает, как ее использовать и обслуживать читайте в статье.
Назначение головной оптики автомобилей КАМАЗ
Световые приборы и световая сигнализация — неотъемлемая часть любого современного автомобиля, в том числе и всех грузовиков Камского автозавода. Благодаря головной оптике появляется возможность эксплуатировать автомобиль в любое время суток независимо от погодных условий, что повышает эффективность работы грузовика. А с помощью световой сигнализации осуществляется подача различных сигналов другим участникам дорожного движения, обозначение габаритов автомобиля и т.д.
Оптика автомобилей КАМАЗ, особенно эксплуатируемых на карьерах, строительных площадках, в дорожном строительстве и т.д., постоянно подвергается риску повреждения или полному выходу из строя вследствие механических воздействий. Поэтому при обслуживании грузовиков часто возникает необходимость производить замену фар. Для успешной замены необходимо знать, какие фары используются на автомобилях КАМАЗ, как их выбирать, производить замену, эксплуатировать и обслуживать.
Типы и устройство фар КАМАЗ
Сегодня в автомобилях КАМАЗ используется несколько типов фар, которые отличаются по форме, функционалу и характеристикам. В первую очередь, всю оптику можно разделить на три основных типа по поколениям:
- Круглые фары КАМАЗ старого образца;
- Прямоугольные фары КАМАЗ нового образца («Евро»);
- Современные раздельные фары КАМАЗ ближнего и дальнего света («Евро»).
Изначально на все КАМАЗы устанавливались круглые фары, они монтировались на переднюю панель кабины, над бампером (а в бампер устанавливались габаритные огни, указатели поворотов, противотуманные фонари). Причем это универсальные фары типа ФГ-140, ФГ-150 различных модификаций и другие, которые также используются на автомобилях ЗиЛ, ГАЗ, УАЗ, ВАЗ (в моделях 2101, -02, -03, -06), МАЗ, «Урал» и БелАЗ, а также в некоторых тракторах. Позднее на смену пришли более современные фары типа 62.3711 различных модификаций.
Относительно недавно на ряде моделей КАМАЗ появились квадратные фары, устанавливаемые в бампер. Причем используются как одиночные, так и раздельные (ближний и дальний свет) фары. Одиночные фары ставятся на КАМАЗ-5320 и других моделей, раздельные — на КАМАЗ-4308. Причем если одиночные фары производятся отечественными предприятиями, то раздельные фары ближнего и дальнего света поставляются на конвейеры КАМАЗ и в торговые сети компанией Bosch.
Во всех одиночных круглых и квадратных фарах используются двухнитяные лампы ближнего и дальнего света, и только в фарах КАМАЗ-4308 применяются отдельные лампы для ближнего и дальнего света. Причем сегодня все чаще используются фары под установку галогенных ламп, которые обеспечивают мощный световой поток и отличаются долговечностью.
Интересно отметить, что в разных моделях автомобилей КАМАЗ могут использоваться фары как европейского типа (дают ассиметричное пятно ближнего света), так и фары американского типа (дают симметричное пятно света). Это важно учитывать при регулировке фар, а в эксплуатации оба типа фар не имеют каких-то особенностей.
Оптика, используется в автомобилях КАМАЗ, может отличаться по наличию или отсутствию различных элементов:
- С подсветкой или без нее;
- С отсекателем или без него;
- С подсветкой и отсекателем.
Подсветка в фаре играет роль габаритов (или стояночных огней), отдельная маломощная лампа для подсветки используется как в круглых, так и в квадратных блок-фарах. Отсекатель — это металлическая чашка, устанавливаемая в центре фары на определенном расстоянии перед лампой, он необходим для формирования правильного по форме и наклону светового конуса при включении ближнего света. При использовании фары с отсекателем исключается ослепление едущих навстречу водителей, что делает движение более безопасным и комфортным.
Фары для автомобилей КАМАЗ выпускаются несколькими отечественными предприятиями: ОАО «Освар» (Владимирская область, г. Вязники), ОАО «Автосвет» (Владимирская область, г. Вязники, г. Димитровград) и «Формула света» (Москва).
Выбор оптики КАМАЗ
Для замены фар необходимо покупать фары той же модели и модификации, что установлены на автомобиле заводом-производителем. Однако здесь следует также принимать в расчет и тип фары — с подсветкой или без, с отсекателем или без и т.д. Ведь если купить фару с подсветкой, хотя ранее на грузовике стояла фара без подсветки, то подсветка либо не будет использоваться (а это лишние затраты), либо придется делать проводку для подключения лампы подсветки.
Важно отметить, что сегодня оптика для автомобилей КАМАЗ продается в различной комплектации: полностью в сборе, отдельные оптические элементы для фар (без крепежа, ободка и других компонентов), отдельные компоненты и т.д. Поэтому, если при эксплуатации автомобиля был разбит рассеиватель, то можно купить только его, а если был поврежден еще и рефлектор, то лучше взять фару в сборе.
И необходимо понимать, что выбрать круглые фары для старых КАМАЗов легко, а купить их можно очень дешево (в пределах 200 рублей за штуку). А выбор фар для новых КАМАЗ-4308 более сложен, так как аналогов раздельным фарам Bosch на рынке найти трудно, а их покупка обойдется почти на порядок дороже, чем покупка обычных фар. И здесь есть вероятность получить подделку, так что при выборе нужно соблюдать осторожность.
Эксплуатация и обслуживание оптики КАМАЗ
Во время эксплуатации оптика автомобиля КАМАЗ нуждается в несложном обслуживании и ремонте. Обслуживание сводится к следующему.
При ежедневном обслуживании (ЕО) проверяется работоспособность приборов освещения и световой сигнализации, а также фары очищаются от загрязнений и пыли.
При ТО-1 проверятся не только работоспособность оптики, но и надежность установки и монтажа фар и всех световых приборов. Также проверяется работа выключателей в кабине.
При ТО-2 помимо описанных проверок производится регулировка фар, о чем нужно сказать подробнее.
Для регулировки фар необходимо выбрать ровную площадку с таким расчетом, чтобы на расстоянии 10 метров от автомобиля можно было установить экран, либо можно поставить авто на расстоянии 10 метров от ровной стены. Автомобиль должен быть разгружен, давление в колесах должно быть в пределах нормы. Перед регулировкой необходимо снять ободки с фар — это откроет доступ к регулировочным винтам, расположенным сверху и сбоку фары. Регулировка фар европейского и американского типа несколько отличается.
Регулировка фар американского типа. На экране нужно начертить горизонтальную линию, расположенную на той же высоте, что находится центр фар, на расстоянии 250-300 мм ниже этой лини начертить еще одну линию. Также вертикальными линиями обозначить центр симметрии автомобиля и центры обеих фар. Включить дальний свет фар (именно дальний!), и отрегулировать их положение так, чтобы центры их световых пятен располагались на пересечении вертикальных линий центров фар и нижней горизонтальной линии.
Регулировка фар европейского типа. Производится описанным выше образом, однако для этого включается ближний свет, и регулировкой необходимо добиться, чтобы верхняя граница светового пятна располагалась на уровне нижней горизонтальной линии. При этом расположенный справа световой сектор должен верхним углом «упираться» в верхнюю горизонтальную линию.
Расстояние автомобиля от экрана можно изменять, при этом изменяется и расстояние между горизонтальными линиями на экране: при расстоянии 7,5 метров от экрана нижнюю линию необходимо расположить на 190 мм ниже центра фар, при расстоянии 5 метров — на 125 мм ниже центра фар. Однако это относится только к фарам на передней панели кабины, если же фары установлены в бампере, то расстояние меду горизонтальными линиями на экране (при установке машины на расстоянии 10 метров) уменьшается до 150 мм.
Во время эксплуатации автомобиля в фарах могут возникать различные неисправности — обрыв проводов (фары перестают гореть), плохой контакт вследствие окисления (фары горят с перебоями или тускло), перегорание ламп (фары не горят), неисправность выключателей и т.д. Эти неисправности следует как можно скорее устранить, в противном случае автомобиль не допускается к эксплуатации.
При правильной регулировке, регулярном обслуживании и своевременном ремонте оптика будет обеспечивать нормальную работу автомобиля КАМАЗ в любое время суток.
Осветительные приборы автомобилей Камаз
Переключатель света
Переключатель света расположен на щитке приборов, имеет три фиксированных положения:
- в среднем положении включаются габаритные огни, подсветка приборов и выключателей;
- при нажатии на переключатель внизу включается ближний свет фар;
- при нажатии на переключатель вверху выключается подсветка приборов и внешнее освещение автомобиля.
Перед включением света повернуть ключ выключателя приборов и стартера в положение «I».
Свет для движения в дневное время
(при наличии)
Дневные ходовые огни автоматически включаются при переводе выключателя приборов и стартера в положение «I».
Отключение дневных ходовых огней происходит при включении ближнего и дальнего света или противотуманных фар.
Контурные и габаритные фонари
Для включения контурных и габаритных фонарей перевести переключатель света в среднее положение.
Ближний свет
Для включения ближнего света нажать на переключатель света внизу.
Дальний свет
1. Включить ближний свет, нажав на переключатель света внизу.
2. Переключатель указателя поворотов и дальнего света отжать вниз до фиксации (см. подраздел «Переключатель указателя поворотов и дальнего света»). На панели приборов загорится контрольная лампа .
Дальний свет включается только после включения ближнего света.
Кнопочные выключатели света
1, 2 – Выключатели плафонов освещения кабины;
3 – выключатель передних противотуманных фар;
4 – выключатель заднего противотуманного фонаря;
5 – выключатель фонарей автопоезда (для отдельных комплектаций автомобилей).
В некоторых моделях и комплектациях автомобилей при выключенных габаритных огнях и выключателях света допускается слабая подсветка выключателей передних и задних противотуманных фонарей.
Передние противотуманные фары
1. Включить габаритные огни, нажав переключатель света в среднее положение.
2. Нажать на кнопочный выключатель противотуманных фар . При этом загорается символ, встроенный в выключатель. При повторном нажатии на выключатель противотуманные фары выключаются.
Задний противотуманный фонарь
1. Включить передние противотуманные фары или ближний свет фар.
2. Нажать на кнопочный выключатель заднего противотуманного фонаря . При этом загорается символ, встроенный в выключатель. При повторном нажатии на выключатель задний противотуманный фонарь выключается.
Фонари автопоезда
Для включения фонарей автопоезда нажать на выключатель .
При этом загорается символ, встроенный в выключатель. При повторном нажатии на выключатель фонари автопоезда выключаются.
Внутреннее освещение кабины
Для включения плафонов малого и полного света в кабине нажать на выключатели
При этом загорается символ, встроенный в выключатель.
При повторном нажатии на выключатель свет в кабине выключается.
Включение лампы плафона спального места осуществляется с помощью переключателя, расположенного на плафоне.
Включение лампы плафона вещевого ящика осуществляется с помощью переключателя, расположенного на плафоне.
Регулирование угла наклона фар
На панели выключателей находится электромеханический корректор фар, ручкой которого регулируется угол наклона фар головного света.
Корректировку угла наклона фар провести так, чтобы свет фар не ослеплял водителей встречных транспортных средств. Регулирование осуществляется в зависимости от нагрузки автомобиля:
Подключение подвесного светильника
Для подключения светильника подвесного в кабине предусмотрена розетка на питание 24 В с прижимной пружиной (см. рис. Расположение розетки для подключения светильника подвесного).
Расположение розетки для подключения светильника подвесного
1 – розетка на питание 24 В;
2 – педаль сцепления
Прожектор освещения сцепного устройства
Включение прожектора освещения сцепного устройства осуществляется при включении передачи заднего хода (R) в коробке передач.
Подкапотная лампа
Подкапотная лампа расположена под кабиной. Включение подкапотной лампы осуществляется при поднятой кабине с помощью переключателя, расположенного в основании подкапотной лампы.
Проблесковые маяки
На крыше кабины автомобиля, предназначенного для перевозки опасных грузов, установлены проблесковые маяки.
Для включения проблесковых маяков нажать внизу на выключатель проблесковых маяков. Загорится лампа (цвет – зеленый), встроенная в выключатель/
Для выключения проблесковых маяков нажать на выключатель вверху. Лампа, встроенная в выключатель, гаснет.
Переключатель указателя поворотов и дальнего света
I – включен указатель правого поворота – перемещением рукоятки вправо до упора (фиксированное положение);
II – включен указатель правого поворота – перемещением рукоятки вправо (нефиксированное положение);
III – включен указатель левого поворота – перемещением рукоятки влево (нефиксированное положение);
IV – включен указатель левого поворота – перемещением рукоятки влево до упора (фиксированное положение);
V – мигание дальним светом – нажатием рукоятки вверх (нефиксированное положение);
VI – включен дальний свет – нажатием рукоятки вниз (фиксированное положение).
Звуковой сигнал
Подача звукового сигнала осуществляется нажатием левого переключателя по направлению к рулевой колонке.
Стеклоочиститель и стеклоомыватель
0 – Все выключено;
А – Первая скорость стеклоочистителя;
В – Вторая скорость cтеклоочистителя;
С – Прерывистый режим работы стеклоочистителя;
D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
Для включения стеклоочистителя перевести рукоятку переключателя стеклоочистителя вперед или назад в одно из фиксированных положений: «А», «В» или «С». В выключенном положении переключателя происходит автоматическая укладка щеток в исходное положение.
Для приведения в действие насоса стеклоомывателя поднять вверх рычаг переключателя стеклоочистителя (положение «D») и удерживать его в этом положении не более 10 cекунд. После опускания рычаг возвращается в исходное положение.