- Что должно быть установлено согласно требованиям к конструкции транспортных средств для перевозки опасных грузов (ДОПОГ и Технический регламент Таможенного Союза)
- Требования к техническому обеспечению ТС перевозящих опасные грузы ADR
- Требования к техническому обеспечению транспортных средств перевозящих опасные грузы
- Выдержка из государственных нормативных документов, регулирующих техническую сторону грузовых перевозок:
- Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:
- Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:
Что должно быть установлено согласно требованиям к конструкции транспортных средств для перевозки опасных грузов (ДОПОГ и Технический регламент Таможенного Союза)
1 Основными правилами перевозки грузов по территории РФ является документ: Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272). Этим документом (пункт 3) регламентируется применение в качестве правил перевозки опасных грузов по территории РФ Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (далее ДОПОГ). Технические требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов (так же как и к остальным категориям транспорта), определяются Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза (вступившего в силу с 01 января 2015 года), далее ТР ТС, Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 г. Москва), вступившим в силу 10 сентября 2010 года, далее ТР 720, а также частью 9 ДОПОГ. Следует понимать, что касательно транспортных средств, находящихся в эксплуатации, требования ТР ТС в полной мере распространяются на т/с, год выпуска которых начинается с 2015 года. На транспортные средства, находящиеся
в эксплуатации, год выпуска которых до 2015 года, распространяются требования ТР ТС только к тем элементам их конструкции, которые были предусмотрены на момент их (транспортных средств) выпуска. К остальным же элементам конструкции т/с (не предусмотренных при выпуске транспортного средства) предъявляются требования ТР 720 (который безоговорочно действовал по 31 декабря 2014 года), в не зависимости от даты осуществления контроля (п.74 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств Таможенного Союза) В связи с вопросами сертификации транспортных средств и их компонентов, был обозначен переходный период в действиях ТР 720 и ТР ТС до 1 июля 2016 года, в рамках которого разрешено использование и выпуск т/с и их компонентов, в соответствии с требованиями ТР 720, но только на основании сертификатов выданных до 1 января 2015 года.
Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, проводится в отношении каждого транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке в государстве — члене Таможенного союза, в формах технического осмотра, а также государственного контроля ( надзора ) за безопасностью дорожного движения (п.72 ТР ТС).
Если хотя бы одна из характеристик, или один из конструктивных параметров транспортного средства, на которые распространяются требования Технического регламента, отличаются от зафиксированных (характеристик и конструктивных параметров) в одобрении типа этого транспортного средства, то оно (транспортное средство) считается не соответствующим требованиям Технического регламента Таможенного союза (п. 105 ТР.ТС). Исключением служат изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства, которые зарегистрированы должным образом.
Не редко, можно столкнуться с ошибочным мнением со стороны перевозчиков, что перевозка опасных грузов не в коммерческих целях (в личных для частного лица, и для перевозок внутри организации, т.е. между подразделениями организации) может осуществляться по так называемому «ПОГАТу» (правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372). Пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 г. ограничивает действие ПОГАТа по 26 апреля 2012 года. Необходимо помнить, что технические требования к транспортным средствам, осуществляющим перевозку опасных грузов определяются пунктами 1.18, 1.20, 2.5 приложения №6, пунктами 20, 21, 22, 23, приложения №8 Технического регламента Таможенного Союза.. В частности пункт 2.5 приложения №6 ТР ТС требует соответствия транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, ДОПОГу. ВЫВОД: транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, обязаны соответствовать своими конструкцией и оборудованием, а также маркировкой опасного груза, требованиям ДОПОГ в не зависимости от вида перевозок..
Также стоит отметить, что любая перевозка, осуществляемая транспортом, принадлежащим юридическому лицу, является коммерческой. Так как цель создания любого юридического лица — извлечение прибыли (коммерция), что прописано в Уставных документах любой компании. Исключения составляют только юридические лица, в наименовании организационно-правовой форме которых указан некоммерческий статус организации, что легко отслеживается по информации в регистрационных документах транспортного средства.
ДОПОГ является сводом правил, регламентирующих перевозку опасных грузов транспортными средствами по дорогам общего пользования. В этом документе приведены требования как к процессу перевозки в целом, так и к транспортному средству, осуществляющему эти перевозки, в частности. Ниже приведены основные
требования к конструкции транспортного средства, которое может быть допущено к перевозке опасных грузов (ОГ). Необходимо обратить внимание на то, что эти требования являются базовыми для перевозки ОГ, но в случаях перевозки отдельных видов ОГ к транспортным средствам применяются дополнительные требования, которые не исключают перечисленные ниже и о которых изложено в ДОПОГ и Техническом регламенте.
Многие требования, которые предъявляются к транспортному средству различными пунктами ДОПОГ, ссылаются на различные правила ЕЭК ООН. Правила ЕЭК ООН это технические нормы, которыми необходимо руководствоваться при строительстве автомобиля, либо его эксплуатации в Евросоюзе. В связи с гармонизацией российских требований и норм технического характера с европейскими (о чем прямо говорится в Предисловии ТР ТС), требования правил ЕЭК ООН распространяются и на Членов Таможенного Союза, в том числе и на Россию. Правила ЕЭК ООН сродни нашим ГОСТам и почти каждому Правилу соответствует российский ГОСТ. Но в ДОПОГ и Техническом регламенте прописаны требования к транспортным средствам на основании именно Правил ЕЭК ООН.
Правило ЕЭК ООН №105 технические нормы, которые предъявляются к транспортным средствам, которые могут быть допущены к перевозке опасных грузов. Если в перечне документов, явившихся основанием для выдачи на транспортное средство Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), присутствует сертификат соответствия транспортного средства Правилам ЕЭК ООН №105, это значит, что данное транспортное средство специально подготовлено для перевозки опасных грузов непосредственно на заводе изготовителе, что уполномоченный сертификационный орган подтверждает соответствие транспортного средства требованиям ДОПОГ (но не требованиям Технического регламента) на момент его производства. ОТТС выдается на каждое транспортное средство сертификационным уполномоченным органом страны, где предусматривается эксплуатация этого транспортного средства, и служит одним из документов основания для выдачи Паспорта транспортного средства.
Транспортные средства, перевозящие опасный груз классифицируются ДОПОГом как следующие типы транспортных средств:
1. EX/II или EX/III означает транспортное средство, предназначенное для перевозки взрывчатых веществ и изделий (класс 1).
2. FL означает:
а) транспортное средство, предназначенное для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 60°С (за исключением дизельного топлива, соответствующего стандарту EN 590:2004 (ГОСТ Р 52368-2005 Дизельное топливо ЕВРО), газойля и печного топлива легкого — № ООН 1202 — с температурой вспышки, указанной в стандарте EN 590:2004) во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах цистернах, переносных цистернах, индивидуальной вместимостью более 3 м3;
b) транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов во встроенных цистернах или съемных цистернах, вместимостью более 1 м3, либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3; с) транспортное средство-батарею общей вместимостью 1 м3, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся газов.
Примером данного типа транспортных средств служат «бензовозы» и «газовозы». Но в связи с определением к данному типу транспортных средств, нельзя относить транспортные средства перевозящие исключительно дизельное топливо. В таких случаях в бланке Допуска транспортного средства к перевозке опасных грузов в соответствующем разделе указывается тип транспортного средства согласно пункту 9.1.1.2 ДОПОГ, а также разрешение на перевозку только дизельного топлива, соответствующего стандарту EN 590:2004 или ГОСТ Р 52368-2005. Соответствие топлива ГОСТу или стандарту подтверждается паспортом на перевозимое топливо, которое выдается на пункте погрузки на каждую перевозку. В связи с выше описанной сложностью, а также экономической целесообразностью собственники большинства бензовозов, перевозящих дизельное топливо, выполняют требованиям к транспортным средствам типа FL.
3. OX означает транспортное средство, предназначенное для перевозки стабилизированного пероксида водорода или стабилизированного водного раствора пероксида водорода, содержащего более 60% пероксида водорода (класс 5.1, № ООН 2015), во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах или переносных цистернах индивидуальной вместимостью более 3 м3.
4. AT означает:
a) транспортное средство, кроме транспортного средства ЕХ/III, FL или OX, предназначенное для перевозки опасных грузов во встроенных цистернах или съемных цистернах вместимостью более 1 м3 либо в контейнерах-цистернах, переносных цистернах или МЭГК индивидуальной вместимостью более 3 м3;
b) транспортное средство-батарею (транспортное средство с комплектом элементов, соединенных между собой коллектором и стационарно установленных на транспортной единице. Элементами транспортного средства-батареи считаются: баллоны, трубки, связки баллонов (также называемые клетями), барабаны под давлением, а также цистерны, предназначенные для перевозки газов, вместимостью более 450 литров) общей вместимостью более 1 м3, кроме транспортного средства FL.
Сюда также относят транспортные средства «бензовозы» которые перевозят исключительно дизельное топливо соответствующего стандарту EN 590:2004 или ГОСТ Р 52368-2005. Соответствие топлива ГОСТу или стандарту подтверждается паспортом на перевозимое топливо, которое выдается на пункте погрузки на каждую перевозку.
5. MEMU означает транспортное средство, отвечающее определению «Смесительно-зарядная машина» — транспортное средство с установленной на нем машиной для изготовления взрывчатых веществ из опасных грузов не являющихся взрывчатыми, и их заряжания. Машина состоит из различных цистерн и контейнеров для массовых грузов, технологического оборудования, а также насосов и связанного с ними оборудования. MEMU могут иметь специальные отделения для упакованных взрывчатых веществ.
На территории России на дорогах общего пользования такие транспортные средства не встречаются
Из определения, применяемого к каждому типу транспортного средства, перевозящего опасный груз, не всегда ясно к какому из типов оно все-таки относится. Это легко определить по таблице А, главы 3.2 ДОПОГ, в частности, колонки 14. Эта же таблица используется и для определения остальных требований при перевозки конкретного опасного груза.
Требования к техническому обеспечению ТС перевозящих опасные грузы ADR
Требования к техническому обеспечению транспортных средств перевозящих опасные грузы
Выдержка из государственных нормативных документов, регулирующих техническую сторону грузовых перевозок:
Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве. При этом упомянутые документы должны учитывать нижеследующие требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов.
Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации.
Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.
В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1, 2, 3, 4 и 5 допускается установка на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасительной сетки.
Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1, 2, 3, 4 и 5, должно удовлетворять следующим требованиям:
- Автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200 мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке.
- номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24 В;
- электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревания;
- электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок при помощи плавких предохранителей (заводского изготовления) или автоматических выключателей;
- электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов;
- если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками;
- автомобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем — прямого или дистанционного — должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легкодоступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи;
- запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку.
У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого опасного груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери или дверь должны оборудоваться замками.
Конструкция двери или дверей не должна снижать жесткость кузова. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением.
Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом).
Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.
Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:
- Транспортные средства должны оборудоваться номерными, опознавательными знаками и другими обозначениями в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом 2,8 настоящих Правил и Правил дорожного движения.
- набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства;
- огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара;
- не менее одного противооткатного упора на каждое транспортное средство, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру его колес; — два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов;
- в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета: — один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м; — другой позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м;
- аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ. В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.
Крепление таблиц системы информации об опасности (приложение 7,4) на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Таблицы системы информации об опасности должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси, не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства.
Для перевозок опасных грузов применение газогенераторных транспортных средств не допускается. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, ни в коем случае не должны включать более одного прицепа или полуприцепа.