- Устройства защиты асинхронных электродвигателей
- АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
- Блок защиты УБЗ-302-01
- Реле контроля фаз: область применения, схема подключения
- Для чего предназначено
- Защита двигателя 380 В от работы на двух фазах
- Настройка работы
- Характеристики
- Трехфазные реле напряжения
- Тонкости выбора
- Защита электродвигателя
- Защита электродвигателя от пропадания фазы
- Защита электродвигателя от перегрева
- Защита электродвигателя от перегрузки
- Электрическая защита двигателя
- Защита электродвигателя от воды
- Реле контроля фаз ЕЛ-11Е (380 В, 50 Гц), РКФ, ИЭК
- Описание и технические характеристики реле ЕЛ-11Е (380 Вольт, 50 Гц)
- Описание и технические характеристики РКФ-М05-1-15/РКФ-М05-2-15
- Описание и технические характеристики ИЭК ЕЛ-11М-15
- Основные технические параметры
- Напряжение питания
- Пределы настроек РКФ
- Задержка включения/отключения
- Рабочая температура
- Требования при хранении
- Реле контроля фаз Шнайдер
- Реле контроля фаз ABB
- Трехфазные реле напряжения
- Как подключить устройство? Схемы
- Схема и видео подключения ЕЛ-11М-15
- Схема подключения РФК-М05-1-15, РФК-М05-2-15
- Выводы и полезное видео по теме
Устройства защиты асинхронных электродвигателей
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Обеспечение защиты асинхронных электродвигателей требуется при следующих аварийных ситуациях:
Обрыв фазы (ОФ) возникает в 50% случаев. Происходит это:
- При коротком замыкании на фазе;
- При перегрузке по току;
- При возгорании электрокабеля;
- Ввиду некачественного крепления контакта проводника фаз и его перегорания.
ОФ не всегда вызывает остановку двигателя, но, при увеличенных нагрузках на валу, электродвигатель перегревается, что приводит к его сгоранию и выходу из строя.
Остальные 50% аварийных случаев, приходятся на:
- Нарушение чередования фаз – возможно при ошибочно проведенных ремонтных работах в щитовой и кабельной системе;
- Слипание фаз – происходит при нарушении изоляции в кабеле питания, а также из-за положения проводов на столбах внахлест;
- Перекос фаз – когда нагрузка на фазах распределена неравномерно;
- Сбой в системе управления охлаждением двигателя;
- Другие технологические перегрузки.
УСТРОЙСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРУЗОК
Контроллер электродвигателя, в зависимости от его типа, может осуществлять один или несколько видов защиты электродвигателя:
- От короткого замыкания;
- От замыкания на землю;
- Тепловую;
- Минимальной и максимальной токовой.
Компания Новатек предлагает следующие виды устройств защиты электродвигателя:
Блок защиты УБЗ-301
Представлен потребителям в трех модификациях, классификация которых обусловлена диапазоном номинального тока – 50-50А, 10-100А, 63-630А. Каждое из этих устройств выполняет защиту трехфазного двигателя от пропадания фазы; при недостаточном напряжении в сети и при других механических отклонениях. Работает прибор с высокой точностью и степенью надежности.
Прибор является микропроцессорным автоматическим устройством, не требующим оперативного питания. При аварийных ситуациях, возникших в сетевом напряжении, прибор, после восстановления всех параметров, автоматически выполняет повторное включение. Если же проблема возникла в самом двигателе, то устройство блокирует его повторный запуск.
Блок защиты УБЗ-302
Приоритетное предназначение прибора состоит в защите трехфазного двигателя от пропадания одной фазы и контроле других параметров трехфазных асинхронных двигателей. В набор его защит заложен полный комплекс параметров, реализованных в устройстве УБЗ-301. Помимо этого, устройство осуществляет дополнительную тепловую защиту электродвигателя, а также защиту от блокировки ротора и затянутого пуска.
Устройство для защиты трехфазных электродвигателей применяют с целью поддержания качественной работы различных инженерных и промышленных систем:
- Отопления и водоснабжения:
- Вентиляции и кондиционирования;
- Автоматического контроля и учета на производстве;
- Управления технологическим процессом.
Блок защиты УБЗ-302-01
Универсальный прибор, применяемый для двухскоростных электродвигателей, а именно для контроля параметров напряжения сети, показателей сопротивления изоляции устройства и активных значений линейных и фазных токов.
Набор параметров совершается с помощью программных задач, устанавливаемых пользователем. Допускается установка автоматического отключения или включения прибора, после настройки действующих параметров.
Блоки защиты УБЗ-304 и УБЗ-305
Релейная защита электродвигателей, совершаемая с помощью приборов УБЗ 304 и 305, которые работают с устройствами в диапазоне мощности от 2,5 до 315 кВт и при условии использования стандартных внешних трансформаторов с током на выходе 5А.
Эти универсальные устройства работают в изолированной сети и с глухозаземленной нейтралью. Разница между приборами состоит в их исполнении – щитовая для модели 304, а для 305 – DIN-рейка.
Блок защиты УБЗ-115
Данная модель устройства служит для защиты однофазного двигателя с мощностью до 5,5 кВт и силой тока до 25А. Прибором обеспечивается тепловая защита двигателя, а также защита электродвигателя, в случае таких аварийных ситуаций, как:
- Нарушение в сетевом напряжении;
- Затянутый пуск (есть функция плавного пуска, с возможностью дистанционного управления);
- «Сухой ход», когда исчезает нагрузка на валу электродвигателя»
- Механический перегруз.
Блок защиты УБЗ-118
Принцип работы данного прибора аналогичен работе устройства УБЗ-115, с той лишь разницей, что для УБЗ-118 мощность двигателя составляет до 2,6 кВт. Устройство предназначено для асинхронных однофазных двигателей, которые работают на одном фазосдвигающем конденсаторе, то есть, схема включения не предполагает пускового конденсатора.
Разобраться с принципом работы каждого из устройств более детально, рекомендуем, при помощи технической документации, которая представлена на сайте компании. В случае, дополнительных вопросов, возникших в процессе ее изучения, вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов в онлайн-режиме.
Copyright © 1998-2020 Официальный интернет-магазин ООО «Новатек-Электро» Директор — Новиков Александр Валерианович, ОГРН1137847210918, ОКПО 20508249
Реле контроля фаз: область применения, схема подключения
Для чего предназначено
Реле контроля фаз и напряжение — устройство, которое необходимо при подключении оборудования к системе с тремя фазами, а также в ситуациях, когда важно соблюсти правильное чередование.
На практике изделие применяется при частом переносе оборудования, когда при изменении фазировки возможно его повреждение или некорректная работа.
Яркий пример — компрессор винтового типа, неправильное подключение которого и включение на срок больше пяти секунд приводит к поломке дорогостоящего изделия.
Реле контроля фаз и напряжения позволяет определить следующие проблемы:
- Обрыв любой из фаз;
- Повышение или снижение напряжения выше (ниже) заданного уровня;
- Нарушение фазировки (порядка подключения фаз);
- Обрыв «нуля»;
- Несимметрия I и U (здесь речь идет о перекосе фаз, когда угол между векторами значительно больше или меньше 120 градусов).
Принципиальная схема устройства показана ниже.
В некоторых реле предусмотрена возможность изменения уставок по верхнему и нижнему пределу U, а также T (времени) срабатывания.
Как правило, выходная контактная группа реле является «сухой». При этом в распоряжении есть два варианта — нормально замкнутые и разомкнутые. В некоторых моделях предусмотрены элементы, работающие на индукционном принципе.
Защита двигателя 380 В от работы на двух фазах
Работа двигателей на двух фазах довольно частое явление. Очень часто причиной работы двигателей на двух фазах является низкая культура эксплуатации электроустановок. Это и не своевременный уход за контактами коммутационных аппаратов и предохранителей, и не своевременная проверка контактных соединений проводов и кабелей на распределительных щитах, пунктах и в шкафах управления и т.д.
Если же повысить культуру эксплуатации электроустановок, то вероятность обрыва цепи в одной фазе из-за плохого контакта будет сведена к минимуму.
Очень часто двигатель может работать на двух фазах, когда силовая цепь двигателя защищается предохранителями, из-за сгорания плавкой вставки в одной фазе в результате короткого замыкания на землю в сети с заземленной нейтралью. Замена предохранителей на автоматические выключатели устраняет саму возможность двухфазного режима.
Для чего же нужна данная защита и чем опасна работа двигателя на двух фазах, сейчас и попытаемся разобраться.
Данная защита защищает двигатель от перегрева, а также от так называемого «опрокидывания», т. е. остановки под током вследствие снижения момента, развиваемого двигателем, при обрыве одной из фаз. Защита действует на отключение и в качестве аппаратов защиты применяются как тепловые, так и электромагнитные реле.
Когда происходит обрыв одной из фаз, ток двигателя с соединением обмоток статора в звезду будет превышать в 1,7-2 раза по сравнению с трехфазным режимом.
Рассмотрим например как отразится обрыв одной из фаз на различных величинах напряжения между различными точками цепи статора двигателя.
Предположим, что двигатель подключен к сети с номинальным линейным напряжением Uл, обмотки статора соединены в звезду и обрыв провода произошел в фазе «А» (рис.1 а).
Рис.1 – Напряжения при работе двигателя на двух фазах
Нас будут интересовать следующие напряжения:
- UАВ, UВС, UСА – между фазами двигателя;
- UАО, UВО, UСО – между фазами и нулевой точкой О сети (землей);
- UО1-О – между нулевой точкой обмотки двигателя и землей; Uразр. — в месте разрыва.
В трехфазном режиме напряжения на двигателе симметричны, т. е. UАВ = UВС= UСА= Uл, UАО= UВО= UСО= Uл/√3= Uф, при этом UО1-О= Uразр.=0.
В двухфазном режиме напряжения становятся несимметричными, степень несимметрии будет зависеть от скольжения s. Если обрыв фазы имел место при холостом ходе двигателя, когда Sxx
В конструкцию изделия также входит схема, рассчитывающая порядок расположения (последовательности) фаз, а также контролирующая соответствие текущей ситуации той программе, которая заложена в реле.
На простейших моделях ко входу подходит три фазы и нулевой проводник, а на выходных клеммах предусмотрено реле с меняющимся контактом.
Напряжение на внутреннюю схему, как правило, подается с первой фазы (L1). Для наглядности устанавливается пара или более индикаторов (многое зависит от модели изделия) и компании-производителя.
В более дорогостоящих реле предусмотрен регулятор, позволяющий менять уставку по времени (смотрите фото выше). Благодаря этой опции, можно увеличивать или уменьшать время срабатывания реле при выполнении определенной программы.
Кроме того, во многих устройствах предусмотрена схема, реагирующая на снижение или повышение напряжения.
В основе работы реле контроля фаз U лежит выделение гармоник обратной последовательности (от 2-х и выше). При этом используются только кратные «двойке» гармоники, то есть «четвертая», «шестая», «восьмая» и прочие гармонические составляющие. Именно они появляются в случае обрыва любой из питающих фаз.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Как заземлить стиральную машину
Для выделения таких U используются специальные фильтры (также обратной последовательности), роль которых играют фильтры аналогового типа. В их состав входят активные и реактивные узлы (резисторы и конденсаторы соответственно).
Предлагаемая схема защиты электродвигателя трёхфазного тока обеспечивает дополнительную защиту двигателя от пропадания одной из фаз, например, при перегорании предохранителя или неисправности пусковой аппаратуры.
Песня В.С. Высоцкого — Наши предки люди тёмные и грубые 1,6 Мб
Эту схему, как рационализаторское предложение, я предлагал несколько десятков лет назад. Схема довольно простая, однако обеспечивает надёжную защиту. При пропадании одной из фаз или плохом контакте в цепи электродвигателя, ток в остальных фазах увеличивается, электродвигатель перегревается и может выйти из строя. Это может произойти и при перегорании одного из предохранителей, окислении контактов пускателя, перегорании обмотки теплового реле. Обычно практикуемая замена предохранителей на номинал большего тока или «жучки», а также загрубление или закорачивание теплового реле повышают вероятность сгорания электродвигателя. Предлагаемая защита трёхфазного двигателя от пропадания фазы будет работать даже при «дубовых» предохранителях и отсутствии других видов защиты. На рисунке изображена реверсивная схема электродвигателя трёхфазного тока с дополнительной защитой. Схема защиты трёхфазного двигателя содержит два реле напряжения KV1 и KV2, подключенные после пускателя и теплового реле КК. При нажатии одной из пусковых кнопок, например SA2, включится пускатель КМ1, который подаст напряжение на электродвигатель МА и на реле напряжения KV1 и KV2. Контакты этих реле включены в цепь самоподхвата пускателя КМ1 и КМ2. При отсутствии напряжения на одной из фаз, одно или оба реле окажутся без напряжения и при отпускании пусковой кнопки пускатель и электродвигатель отключатся. Аналогично работает и пускатель для включения электродвигателя в другом направлении. Если пропадание фазы на электродвигателе произойдёт во время работы двигателя, то реле напряжения также отключат пускатель электродвигателя. Стабилитроны VD1, VD2, VD3 и VD4 необходимы, чтобы увеличить чувствительность схемы к изменениям напряжения. Причина в том, что электродвигатель, подключенный к двум фазам, будет работать как автотрансформатор с выводом посередине обмотки. Значит, напряжение на 3-м свободном выводе электродвигателя будет равно половине приложенного напряжения 380В и составит 190В. Этого напряжения может быть достаточно для удержания обычного реле, например, на 380В. Решить проблему можно несколькими способами. Существуют специальные реле напряжения, которые способны отключаться при небольшом коэффициенте возврата или использовать специализированные реле обрыва фазы. Но можно повысить чувствительность к снижению напряжения и для обычных реле с помощью стабилитронов. Для этого в каждое плечо вместо диода ставим параллельно по два стабилитрона, включенных в разных направлениях. При использовании стабилитронов К680А на напряжение 180В при подаче напряжения 380В на обмотке реле будет 200В, а при обрыве фазы только 10В, поэтому возможно использование обычных реле на напряжение 220В. Лучше всего использовать реле на напряжение 110В, а «лишние» 270В погасить с помощью цепочки из стабилитронов КС650А на напряжение стабилизации 150В и КС620 на напряжение 120В. В отличие от промышленных реле защиты электродвигателя, предлагаемая схема может работать с электродвигателями любой мощности, не содержит собственных силовых отключающих контактов, которые сами могут быть источником повреждения, а значит, надёжная в работе.
Традиционные, а тем более современные электронные устройства устройства защиты электродвигателей достаточно надёжны, но для их применения требуется высокая квалификация персонала и добросовестное отношение к работе. Необходимо правильно выбрать оборудование и его настройку под конкретный электродвигатель с учётом конкретных особенностей работы конкретного двигателя. Электродвигатели разной мощности и даже разного типа потребляют различный ток, поэтому им необходима индивидуальная настройка защиты электродвигателя. Пусковой ток электродвигателей малой и средней мощности может превышать номинальный в 3-7 раз. Чаще всего для защиты электродвигателя применяют предохранители, а также автоматические выключатели с быстродействующими электромагнитными расцепителями и тепловыми реле. Электродвигатель может выдерживать большой пусковой ток непродолжительное время. Поэтому предохранители и электромагнитный расцепитель не должны срабатывать при пусковых токах, но должны обеспечить защиту при коротких замыканиях. Тепловые реле имеют большее замедление на срабатывание и защищают от повышенного тока потребления, например, при превышении нагрузки или заклинивания механизма. Время и ток срабатывания теплового реле зависит от температуры окружающей среды, частоты пуска и от того, работал ли двигатель непосредственно перед повышением тока. Поэтому настройка теплового реле обычно выбирается в пределах 1,2 — 1,5 от номинального тока, но у мало нагруженных двигателей может быть и меньше. Диапазон регулировки тепловых реле небольшой, поэтому для определённого двигателя нужно выбирать подходящее по параметрам реле. Мощные двигатели, как правило, имеют более серьёзную защиту. У них применяются меры по плавному пуску, поэтому пусковой ток не так сильно отличается от номинального, но больше по продолжительности. Может дополнительно использоваться защита от минимального и максимального напряжения, от пропадания фазы, регулируемая по времени и току защита, иногда контроль частоты и другие защиты. Современные электронные приборы защиты имеют больший диапазон регулировок как по времени, так и по току срабатывания и некоторые дополнительные возможности. Но, без правильной квалифицированной настройки, они могут принести больше вреда, чем пользы. При вводе нового оборудования необходимо проверить соответствие настройки защиты параметрам конкретного электродвигателя. Для серьёзного дорогого оборудования желательно проверить параметры срабатывания защиты на стенде. При включении в работу проверить фактический режим работы двигателя по стационарным приборам или токовыми клещами. Механическая часть часть оборудования должна быть исправной, электрическая изоляция двигателя и схемы в норме, электрические контакты надёжно затянуты.
К наиболее популярным типам реле, предназначенным для контроля фаз, можно отнести модели ЕЛ следующих серий — 11, 12, 13, 11МТ и 12МТ.
Важно учесть, что сфера применения изделия зависит от их типов реле контроля фаз напряжения (ЕЛ):
- 11 и 11 МТ — защита источников питания, участие в системе АВР, питание преобразователей и генераторных установок.
- 12 и 12МТ — для защиты кранов, имеющих мощность, не превышающую 100 кВт.
- 13 — применяются при подключении электрических моторов реверсивного типа, имеющих мощность до 75 кВт.
Фиксация устройств осуществляется на специальную DIN-рейку или только винтами (в зависимости от ситуации).
Настройка работы
Теперь как проверить, что мы всё подключили правильно? Нужно действовать пошагово:
- Без участия РКФ (его выходные контакты пока замыкаем) запускаем компрессор, и убеждаемся, что его двигатель вращается в правильном направлении. Если двигатель крутится не в ту сторону, сразу же вырубаем питание и… звоним знакомому электрику)))
- Убеждаемся, что при данном подключении (правильной последовательности фаз) реле контроля фаз правильно на него реагирует. То есть, нет никаких ошибок, а выходное реле включено (горит желтый индикатор). Если чередование нарушено (индикаторы моргают поочередно), нужно поменять местами любые два провода на входных клеммах 1, 3, 6.
- Подключаем выходные клеммы в цепь управления, ещё раз включаем компрессор, проверяем его работу, и получаем профит.
Характеристики
Современные реле контроля фаз выбираются с учетом следующих характеристик:
- НАПРЯЖЕНИЕ. Рабочее U напрямую зависит от спецификации оборудования. К примеру, EL серии 11 могут работать на напряжении от 100 до 415 В (в том числе 110 В, 220 В, 380 В и 400 В). Что касается ЕЛ 13, они функционируют только на 100, 2000 или 280 В, а ЕЛ13 — на 220 и 380 В.
- ГРАНИЦА СРАБАТЫВАНИЯ. Этот параметр также зависит от вида реле и сложившейся ситуации. Так, при симметричном уменьшении напряжения устройства ЕЛ серий 11, 12 и 13 имеют минимальный предел, равный 0,7; 0,5 и 0,5 Uфн соответственно. В случае обрыва одной или более фаз все реле сработают. Если нарушено чередование, то модели ЕЛ11 и 12 распознают проблему и замыкают контактную группу, а ЕЛ13 нет.
- ВРЕМЯ ЗАДЕРЖКИ. Этот показатель отражает, насколько задерживается срабатывание реле контроля фаз напряжения при достижении необходимой уставки (заданное пороговое значение). Для моделей ЕЛ11 и 12 этот показатель равен от 0,1 до 10 секунд (в зависимости от регулировки), а для ЕЛ13 — до 0,15 с.
- РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА. Как и в рассмотренных выше случаях, здесь ситуация зависит от типа реле. ЕЛ типа 11 и 12 работают от 40 градусов мороза до 40 градусов тепла. Что касается ЕЛ13, эти реле имеют меньший диапазон — от -10 до +45 градусов Цельсия.
- Температура хранения — от -60 до +50 градусов Цельсия.
- Вес изделия — 300 грамм (ЕЛ 11 и 13) и 250 грамм (ЕЛ 12).
Трехфазные реле напряжения
Реле контроля напряжения 3-х фазное – защитное устройство, предназначенное для обеспечения работы трехфазных потребителей переменного тока при недопустимых колебаниях сетевого напряжения, обрыве, перекосе, нарушении чередования или слипания фаз.
В случае изменения напряжения в сети – превышения допустимых значений или их снижение, ниже минимального уровня, любой электродвигатель промышленного назначения и бытовая техника, могут выйти из строя. Именно поэтому, важность установки трехфазного реле для контроля электрической нагрузки актуальна и, безусловно, оправдана.
Новатек-Электро – компания-производитель, реализующая реле контроля трехфазного напряжения оптом и в розницу. Мы предлагаем выгодные условия продажи всем нашим покупателям и дилерам, в том числе. Наша продукция, в число которой входит и трехфазное реле контроля фаз, благодаря своей функциональности, практичности и адекватной цене, популярна и востребована.
Тонкости выбора
При выборе реле контроля фаз напряжения нужно ориентироваться на технические параметры устройства, которое подключается к цепи.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда нужно выбрать модель для подключения АВР.
Алгоритм действий следующий:
- ОПРЕДЕЛЯЕМ СПОСОБ ПОДКЛЮЧЕНИЯ — с «нулем» или без него.
- ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С ПАРАМЕТРАМИ. Для схемы АВР важно, чтобы устройство контролировало факт обрыва фаз и последовательность фаз. При этом время задержки должно быть в диапазоне между 10 и 15 секундами. Требуется наличие контроля колебаний U больше или меньше уставки. Чтобы коммутировать реле с 0-ым проводом требуется визуальный контроль для каждой из фаз.
После анализа рассмотренных требований можно отдать предпочтение ЕЛ11Е.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Инфракрасные теплые полы, как монтировать под ламинат, линолеум и плитку на бетонный и деревянный пол
Кроме того, при выборе нужно учитывать модификацию реле. К примеру, устройства отечественного производства обозначаются, как ЕЛ.
Что касается зарубежных изделий, их маркировка несколько иная. К примеру, РАНА В380 А А 3 С. Здесь «РАНА» — наименование серии, В380 — напряжение 380В. Следующие две буквы А — регулирование с помощью потенциометра и тип монтажа (под дин-рейку). Цифра «3» показывает размер корпуса 3,5 см, а С — последняя цифра маркировки.
Защита электродвигателя
Защита электродвигателя – это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на повышение продолжительности периода эксплуатации машины и профилактику её поломок, вызванных воздействием внешних факторов. В частности, они направлены на предотвращение перегрева, коротких замыканий, попадания влаги, неполнофазного режима работы и подобных проблем.
Целесообразно рассматривать следующие виды защиты электродвигателя:
- от короткого замыкания;
- от пропадания фазы (неполнофазного режима);
- от перегрева (температурная);
- от попадания влаги;
- от перегрузки по току (электрическая).
Защита электродвигателя от короткого замыкания
Для защиты электродвигателя от короткого замыкания применяются специальные аппараты мгновенного действия, задача которых – прекратить подачу тока в случае появления замыкания в цепи. Технические решения определяются мощностью машины.
Так, для электродвигателей, работающих в сетях с напряжением до 500 В целесообразно использовать плавкие предохранители, однако можно так же использовать автоматические выключатели с времятоковой характеристикой С или D в зависимости от кратности пускового тока ЭД. Для машин с большим напряжением или высокой мощностью рекомендуется применять электромагнитные реле либо автоматические выключатели с ЭМ-расцепителем.
Аппараты мгновенного выключения подачи электричества устанавливаются таким образом, чтобы быть отстроенными от пусковых токов и токов самозапуска.
Защита электродвигателя от пропадания фазы
Защита электродвигателя от неполнофазного режима (пропадания одной из фаз) применяется в трёхфазных машинах. Она может быть реализована через релейный или диоднотранзисторный механизм. Первый вариант наиболее распространён, поскольку обеспечивает высокую скорость срабатывания, отличается надёжностью, низкой ценой и простотой в реализации.
Обычно реле контроля фаз устанавливается в сети катушки контактора ЭД. В этом случае оно прекращает подачу напряжения при потере одной из фаз только на машину.
Защита электродвигателя от перегрева
Температурная защита электродвигателя от перегрева, вызванного отличными от перегрузок факторами, реализовывается посредством установки соответствующего реле. Реле подключается к позисторным датчикам температуры, встраиваемым в обмотки статора, и размыкает цепь питания при превышении допустимых параметров нагрева.
Тем не менее, такая тепловая защита электродвигателя применяется нечасто. Это обусловлено тем, что обычно электродвигатели «сами по себе» не перегреваются, превышение температуры вызывается перегрузкой или коротким замыканием в обмотках, для защиты от которых используются другие механизмы.
Защита электродвигателя от перегрузки
Защита электродвигателя от перегрузки очень схожа с защитой от перегрева, поскольку повышение температуры обмоток является заметным «симптомом» перегрузки. Как следствие, защитные устройства очень часто базируются на термочувствительных или плавких элементах.
Подобный принцип действия реализуется в температурных и тепловых реле, а также автоматических выключателях с тепловым расцепителем. Все они оснащаются термочувствительным датчиком, который устанавливается непосредственно в обмотки электродвигателя.
Иной принцип реализовывается в термореле. Расцепитель в них срабатывает при превышении силой тока определённых показателей.
И, наконец, реле с часовым механизмом защищают электродвигатель от перегрузки, просто отключая его по истечении определённого времени работы.
Электрическая защита двигателя
Токовая защита двигателя реализуется через электромагнитное реле. При превышении силой тока определённых значений цепь просто размыкается, и машина останавливается.
А вот от повышения или понижения напряжения – регулярно. И в ней также используются электромагнитные реле. Впрочем, сейчас они всё чаще заменяются микропроцессорными, которые способны к самостоятельному замеру напряжения и размыканию цепи в случае понижения ниже минимального уровня.
Электромагнитные реле, использующиеся для электрической защиты двигателя, также предотвращают самопроизвольный старт машины после возобновления питания.
Защита электродвигателя от воды
Защита электродвигателя от воды осуществляется как непосредственно производителем машины, так и конструктором агрегата, в котором данный электродвигатель применяется.
Каждый электродвигатель выполняется в корпусе с определённой степенью защиты от воды. Она характеризуется не только климатическим исполнением, но и, например, сертификацией IP. Так, электродвигатели с сертификацией IP54 защищены от водяных брызг независимо от стороны, с которой оные пришли, а с сертификацией IP56 – от сильных водяных струй, также со всех сторон.
В принципе, при соблюдении целостности изоляции обмоток вода электродвигателю не страшна. Однако для повышения защиты от её негативного действия стоит изолировать контакты подключённых фаз, а также выполнять корпуса агрегатов, в которых используется электродвигатель, в водонепроницаемом или водозащищённом корпусе.
Реле контроля фаз ЕЛ-11Е (380 В, 50 Гц), РКФ, ИЭК
Эти модели реле контроля фаз выпускает , которая работает на рынке с 1992 года. Расположена компания в городе Санкт-Петербург.
В основе деятельности компании лежит разработка и изготовление устройств промышленной автоматики. За время существования компании удалось занять лидирующие позиции по изготовлению электронных устройств на российском рынке. Число производимых товаров превышает 500 единиц.
Клиентам предприятия являются такие гиганты, как Газпром, РЖД, Концерн Аврора, Ленэнерго и другие. Товары компании пользуются высоким спросом, благодаря качеству и широкому модельному ряду.
В распоряжение клиентов поступают электронные реле времени, приборы контроля напряжения, реле максимального тока, устройства управления освещением и многое другое.
Описание и технические характеристики реле ЕЛ-11Е (380 Вольт, 50 Гц)
Реле ЕЛ-11Е имеет по одному нормально замкнутому, нормально-разомкнутому и перекидному контакту.
Устройство предназначено для контроля фаз в 3-фазной сети, работает на переменном напряжении 380 Вольт. На практике применяется для контроля наличия U и правильности симметрии.
Кроме того, реле могут применяться для проверки правильности чередования фазировки в системах 3-фазного напряжения и в других случаях.
Технические характеристики ЕЛ-11Е и других модификаций серии.
К дополнительным плюсам стоит отнести контроль минимального и максимального U, функцию гистерезиса для 3-фазного тока.
Принципиальная схема показана ниже.
Описание и технические характеристики РКФ-М05-1-15/РКФ-М05-2-15
Реле РКФ-М05-1-15/РКФ-М05-2-15 применяются для контроля 3-фазного U в 3-проводных сетях (там, где не предусмотрено «нейтрали»).
С помощью устройства можно контролировать обрыв, правильность чередования и факт «слипания» фаз. Порог срабатывания по напряжению находится в диапазоне от 105 до 130% от номинального U.
Нижний порог U можно регулировать в диапазоне от 70 до 95%. Уставку по времени также удается менять от 0,1 до 10 с в зависимости от поставленной задачи.
Реле выпускается в пластмассовом корпусе и крепится на ДИН-рейку, имеющую ширину 35 мм. Максимальное напряжение составляет 400 В.
Описание и технические характеристики ИЭК ЕЛ-11М-15
Реле ЕЛ-11М-15 — устройство, предназначенное для применения в схемах автоматического управления. Применяется для контроля U в 3-фазных сетях без 0-го проводника. С помощью прибора можно контролировать и вовремя определять порядок чередования, факт обрыва и «слипания» разных фаз.
Кроме того, ЕЛ-11М-15 реагирует на факт повышения или снижения U выше (ниже) установленного параметра.
Применяется для защиты преобразователей электроэнергии и других источников питания. Эту модель нельзя применять в схемах АВР, где имеется нейтраль.
Это связано с тем, что в случае обрыва «0-го» провода возникает перекос напряжений и возможна поломка потребителей, работающих на одной фазе.
Модель потребляет меньше 2 ВА. Отключение происходит при превышении номинального U больше, чем на 30 процентов от уставки. Отключение происходит при уменьшении U ниже отметки 0,8 U ном. При появлении асимметрии между фазами больше 30% происходит отключение.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Оказание помощи при ударе электрическим током
Основные технические параметры
Защитные устройства применяются в широком перечне оборудования. Поэтому их параметры способны заметно отличаться в зависимости от условий работы. Из важнейших технических характеристик реле фазного контроля отмечают следующие:
- рабочее напряжение;
- пределы регулировок срабатывания;
- время задержки срабатывания;
- диапазон рабочих температур;
- условия хранения.
Напряжение питания
Этот параметр выбирается в зависимости от напряжения питания защищаемого оборудования. Если оно работает от 380 В, то подбирается реле с аналогичным значением вольтажа. Помимо этого, распространены РКФ на 110 и 220 В линейного напряжения.
Важно! Линейным напряжением называется потенциал между фазными проводами. Обычно он составляет 380 В. Фазное же напряжение находится между фазным проводом и нейтралью. Обычно это 220 В как в квартирной розетке.
Блок контроля фаз на максимальное линейное напряжение 250V
Пределы настроек РКФ
Различные реле фазного контроля обладают отличающимися пределами регулировок. Если оборудование предназначено для работы с точными параметрами питающего напряжения, то можно выбрать реле с узким диапазоном регулирования 0,9-1,1 Uном, которое подходит, например, для электрических двигателей.
Если точность питающего напряжения не принципиальна, то подойдет реле с пределами 0,7-1,3 Uном. Подобные защитные приборы пригодны для трехфазных нагревательных устройств и ТЭНов.
Задержка включения/отключения
Многие промышленные потребители электроэнергии имеют нелинейную пусковую характеристику. В момент включения двигателя или ТЭНа пусковой ток в десятки раз превышает номинальный. Соответственно, при запуске просаживается и напряжение.
Чтобы РКФ не отключало сеть в момент падения напряжения, в алгоритм его работы добавлена задержка срабатывания. При запуске двигателя напряжение снижается ниже допустимого уровня, но реле не отключает питание в течение некоторого времени. Этот параметр можно настроить регулятором на передней панели устройства.
Рабочая температура
Сильная жара или холод пагубно сказываются на электронной схеме РКФ. Ненормальное значение температуры способно привести к дрейфу характеристик внутренних радиокомпонентов устройства, что спровоцирует его ложные срабатывания и отключения. Также резкое охлаждение может вызвать конденсацию паров воды внутри прибора, что выведет его из строя. Поэтому важно соблюдать температурный режим РКФ.
Для примера, устройства серии ЕЛ-11Е, ЕЛ-12Е и ЕЛ-13Е способны работать при температурах от –40 до +80°C. Поэтому их возможно эксплуатировать в условиях не слишком морозных зим.
Требования при хранении
У каждого электронного устройства есть как условия для эксплуатации, так и для хранения. Обычно они похожи. Любое реле фазного контроля должно храниться в заводской упаковке. По возможности необходимо избегать попадания прибора во влажную среду или в условия экстремальных температур. При хранении следует исключить вибрацию и лишнюю транспортировку реле.
Реле контроля фаз Шнайдер
Компания Schneider (Шнайдер) считается одним из лучших производителей устройств в сфере электроэнергетики. Изделия этого предприятия активно применяются как на гражданских объектах, так и в крупных промышленных организациях.
Преимущества товаров предприятия заключаются в гибкой ценовой политике высоком качестве и специальных условий для покупателей.
Компания производит автоматические выключатели, предохранители, выключатели нагрузки и щитовое оборудование.
Кроме того, на заводе Schneider выпускаются реле, рубильники, розетки, контакторы и многие другие устройства.
К популярным моделям можно отнести реле:
- Контроля 1-фазного напряжения (от 65 до 260 В и временной выдержкой от 0,1 до 10 с — RM17UBE
- Контроля 3-фазного напряжения (от 208 до 480 В) — RM17TE
- Контроля 1-фазного напряжения (от 160 до 280 В, 30-секундная задержка) — EZ9C
- Контроля 3-фазного напряжения (от 208 до 480 В) — RM17TT00 и другие.
Реле контроля фаз ABB
Компания ABB ведет деятельность с 1883 года, что является лишним подтверждением надежности и востребованности продукции швейцарского бренда.
Первоначально производитель изготавливал генераторы и осветительные устройства, но с 1891 года начался выпуск электрических машин.
На современном этапе офисы производителя работают в многочисленных странах мира, а их число перевалило через отметку 100.
Компания производит и выпускает на рынок изделия для автоматизации производства, генерации и передачи электричества, защиты и автоматизации различных объектов в энергетическом секторе.
К наиболее востребованным моделям можно отнести следующие реле контроля напряжения — CM-PVE, CM-MPS.21S, CM-MPS.41S, CM-PFS и другие.
Все они различаются по уровню напряжения, типу крепления, времени выдержки и другим параметрам.
Трехфазные реле напряжения
Реле контроля напряжения 3-х фазное – защитное устройство, предназначенное для обеспечения работы трехфазных потребителей переменного тока при недопустимых колебаниях сетевого напряжения, обрыве, перекосе, нарушении чередования или слипания фаз.
В случае изменения напряжения в сети – превышения допустимых значений или их снижение, ниже минимального уровня, любой электродвигатель промышленного назначения и бытовая техника, могут выйти из строя. Именно поэтому, важность установки трехфазного реле для контроля электрической нагрузки актуальна и, безусловно, оправдана.
Новатек-Электро – компания-производитель, реализующая реле контроля трехфазного напряжения оптом и в розницу. Мы предлагаем выгодные условия продажи всем нашим покупателям и дилерам, в том числе. Наша продукция, в число которой входит и трехфазное реле контроля фаз, благодаря своей функциональности, практичности и адекватной цене, популярна и востребована.
Как подключить устройство? Схемы
Сразу отметим, что в случае применения частотного преобразователя в схеме подключения оборудования, установка реле контроля напряжения не требуется.
При подключении изделия важно ориентироваться на инструкцию, которая поставляется производителем. В большинстве случаев схема указана прямо на корпусе изделия, что упрощает монтаж и подключение.
Подключение к контактам изделия на входе и выходе осуществляется с помощью проводов, а их крепление производится под специальные зажимы.
В качестве проводника используются провода на 2,5 «квадрата» или сдвоенные провода по 1,5 «квадрата». При подключении важно соблюдать правильное чередование трех фаз.
Схема подключения может быть различной, как с «нулевым» проводом, так и без него. Первый вариант, как правило, встречается в частных домах и квартирах. В этом случае нагрузка равномерно подключается на каждую из фаз. Если имеется отклонение от нормы, происходит срабатывание реле.
Схема и видео подключения ЕЛ-11М-15
Схема подключения РФК-М05-1-15, РФК-М05-2-15
Чтобы избежать погашения света во всей квартире или доме, устанавливаются три разных изделия (индивидуально для каждой из фаз). При появлении проблем в одной из фаз срабатывает ответственное реле, а по остальным фазам продолжает поступать нагрузка.
Выводы и полезное видео по теме
Видеоролик посвящен описанию и обзору отдельно взятого изделия от компании EKF. Однако по такому же принципу действуют практически все выпускаемые аппараты контроля фаз:
При всем многообразии приборов на рынке сложно определить какой-никакой стандарт маркировки. Если зарубежные производители маркируют по одним канонам, то отечественные — по другим. Тем не менее всегда есть возможность обратиться к справочным данным, если требуется точная расшифровка характеристик.
Хотите поделиться собственным опытом в выборе и установке реле напряжения, предназначенного для контроля фаз? Располагаете полезными сведениями, которые пригодятся посетителям сайта? Пишите, пожалуйста, комментарии в расположенном ниже блоке, публикуйте фотоснимки по теме, задавайте вопросы.