Станции технического обслуживания: структура, классификация, размещение
В настоящее время многие автовладельцы осуществляют обслуживание машин на станциях технического обслуживания. Это обусловлено и усложнением конструкции автомобилей, и ростом их доли по отношению к населению, и экономическими условиями. Так, несколько десятилетий назад в СССР машины были доступны немногим, и для них изначально предполагалось регулярное обслуживание силами владельца. К настоящему времени сервисные интервалы значительно возросли, а гарантийный условия для новых машин предусматривают периодическое посещение дилера. В данной статье рассмотрены общие особенности СТО.
Общие особенности
Станции технического обслуживания представляют собой объекты автомобильного сервиса, осуществляющие обслуживающие, диагностические и ремонтные работы. Изначально СТО были нацелены на технический осмотр и ремонт автомобилей. Позже их назначение изменилось на поддержание работоспособности и далее на заботу о машинах. Учитывая тенденции развития авторынка, услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей весьма актуальны. Так, в недавнем прошлом наблюдался рост автопарка, составляющий ежегодно 5-5,5%. При этом доля машин старше 10 лет составляла 52% в 2014 г. В последнее время зарегистрировано снижение количества регистрируемых автомобилей. В то же время количество старых машин наоборот растет. При этом общее количество машин продолжает возрастать: в 2014 г. оно составляло 27 на 1000 жителей. Наконец, в связи с сложившейся экономической ситуацией растет доля вторичного рынка.
Цех СТО
Структура
СТО строят на основе генерального плана. Это схема расположения объектов на отведенной территории. Согласно плану, СТО включает производственный и административно-бытовой корпуса, зоны хранения машин в очереди на ремонт и на выдачу, стоянку, зону отдыха.
План СТО
Сооружения СТО обычно включает следующие комплексы.
- Комплекс ТО. Включает цеха общего ремонта, малярный, кузовной.
- Склад деталей.
- Помещение для приема и выдачи машин.
- Административный отдел.
- Торговое помещение.
- Подсобные и санитарно-технические помещения.
Классификация
СТО классифицируют на основе нескольких критериев. Основной среди них – назначение. В соответствии с ним выделяют два типа объектов: городские, предназначенные для обслуживания автомобилей в условиях населенных пунктов, и дорожные, служащие для ремонта машин в пути. Тип объекта определяет перечень проводимых работ. На основе этого названные типы СТО различаются оснащением. Так, городские объекты могут быть как универсальным по отношению к видам работ и моделям машин, так и узкоспециализированными (например, СТО Хундай). Однако в любом случае они обычно предлагают обширный перечень услуг и имеют соответствующее оснащение. Дорожные варианты специализируются на мелком ремонте, моечных и смазочных работах. Следовательно, здесь не требуется оборудование для покраски и кузовного ремонта. Однако, в отличие от городских СТО, их делают универсальными, ориентируя на любые модели. Обычно их располагают в комплексе с АЗС.
По производственной мощности, определяемой количеством рабочих постов, СТО классифицируют на 3 вида.
- Мелкие объекты имеют до 10 постов. Они ориентированы на диагностику, техническое обслуживание, смазку, зарядку аккумуляторов, текущий ремонт, покраску, малые кузовные работы, сварочные работы, мойку.
- Средние СТО включают 11-34 поста. Перечень работ расширен за счет углубленной диагностики, серьезного ремонта и восстановления кузовов, полной покраски, обойных работ. (Обойные работы включают ремонт и изготовление внутренней обивки кузова, наружной обшивки крыши, подушек и спинок сидений) Некоторые занимаются продажей машин.
- На крупных объектах расположено более 34 постов. Они осуществляют все виды работ и продают автомобили.
По статусу СТО дифференцируют на 3 типа.
- Авторизованные (дилерские / официальные). Имеют аккредитацию производителей и занимаются плановым обслуживанием гарантийных автомобилей. В связи с этим количество заказов не зависит от цен и качества сервиса, т. к. гарантия предполагает только официальное обслуживание. Это позволяет устанавливать стоимость на работы в 2 раза выше средней рыночной. При этом такие СТО обычно предоставляют качественные услуги ввиду обученных и сертифицированных сотрудников, наличия специализированного оборудования и оригинальных запчастей.
- Независимые СТО. Предоставляют качество услуг близкое к официальным дилерам ввиду опытных сотрудников и соответствующего оборудования при меньшей стоимости и большей оперативности.
- Индивидуальные СТО (гаражные мастерские). Отличаются наименьшими ценами. При этом высокое качество могут обеспечить только для простых работ по обслуживанию и ремонту ввиду отсутствия специализированного оборудования. Сроки также зависят от имеющегося оборудования и наличия запчастей. Обычно такие мастерские узкоспециализированы и включают 1-2 сотрудника.
По специализации относительно места производства обслуживаемых машин СТО разделяют на следующие виды.
- Мастерские иностранных автомобилей (5-10% в России на 2014 г.).
- Отечественных (20-25%).
- Универсальные (70-75%).
Еще один критерий – уровень дохода. На основе него СТО дифференцируют на следующие категории.
- Высокодоходные. Официальные дилеры производителей с дорогими или распространенными моделями.
- Со средним доходом. Независимые автосервисы, услугами которых пользуются владельцы недорогих подержанных автомобилей.
- Низкодоходные. Гаражные мастерские, где обслуживают дешевые машины обычно при невозможности выполнения работ своими силами.
Расположение
Размещение СТО определяется типом. Например, среди городских объектов крупные строят на окраинах в районах промзон, автомагистралей, транспортных узлов. Средние СТО размещают на окраинах жилых районов, а мелкие – внутри них. К тому же в крупных городах удачными для СТО считают участки вблизи кольцевых и объездных дорог. Мастерские привязывают к сетям общественного транспорта.
Оборудование для станций технического обслуживания
Осмотровое и подъёмно-транспортное оборудование
При выполнении ТО и ремонта автомобилей значительная доля работ (40… 45%) выполняется снизу. Поэтому потребовалось оборудование, обеспечивающее удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям, расположенным снизу и сбоку автомобиля при его техническом обслуживании (ТО) и техническом ремонте (ТР).
Работы по ТО и ремонту, выполняемые снизу автомобиля, могут производиться с полным или частичным вывешиванием или без вывешивания автомобиля.
К осмотровому и подъемно-осмотровому относятся канавы, эстакады различного вида подъёмники и подъёмные платформы, домкраты.
Осмотровые канавы являются наиболее распространенными универсальными осмотровыми устройствами в станциях технического обслуживания.
По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы тупиковые и прямоточные (проездные). По ширине канавы подразделяются на узкие (межколейные) и широкие, по устройству — на межколейные и боковые, с коленными мостами и с вывешиванием колес, траншейные и изолированные.
Длина канавы должна быть не менее длины автомобиля, но не превышать ее более чем на 0,8 м. Глубина (учитывая дорожный просвет автомобиля) для легковых автомобилей составляет 1,4… 1,5 м, а для грузовых и автобусов — 1,2… 1,3 м. Ширина узких межколейных канав обычно не более 1,1м.
Узкие канавы обладают универсальностью и обычно используются на станциях технического обслуживания небольшой мощности. Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько параллельных канав по их торцам, для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых траншейных канав траншею делают открытой. Глубина открытой траншеи -1,2… 1,6 м, закрытой — не менее 1,8 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи. Для входа и выхода из траншеи делают не менее одной лестницы на каждые пять канав. Канаву окаймляют внутренней железобетонной ребордой толщиной 100 мм или металлической — толщиной 20… 25 мм, высотой не более 150 мм. Для фиксации продольного перемещения автомобиля тупиковые канавы в конце имеют упор под передние колеса.
Широкая канава с колейным мостиком имеет ширину, превышающую габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля. Длина широкой канавы делается на 1,0… 1,2 м длиннее обслуживаемого автомобиля, ширина — на 1,4… 3,0 м. Для работы сбоку предусматриваются съемные трапы.
Широкие канавы с вывешиванием колес имеют ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля. Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передними и задними. Подъемники служат для подъема автомобиля над уровнем пола на требуемую для удобства обслуживания или ремонта высоту.
Подъёмники различают по виду привода в движение подъёмного устройства и подразделяются на гидравлические и электромеханические, по конструктивному отличию — с подъемной платформой и с подъемной «лапой».
К преимуществам подъемников перед осмотровыми канавами можно отнести следующие: более рациональное использование производственных площадей; высокая производительность труда рабочих; обеспечение свободного доступа к большинству узлов и агрегатов автомобиля; возможность установки на вторых этажах зданий и др.
♦ Гидравлические стационарные напольные подъемники.
Гидравлические стационарные напольные подъемники предназначены для полного или частичного подъёма автомобиля. Подъемники могут быть одно- и многоплунжерными грузоподъемностью 2… 12 т и более. Гидравлический одноплунжерный подъемник состоит из гидроцилиндра 1, платформ 3, насосной станции 4 и страховочной штанги 2. Платформа состоит из поперечины и четырех балок подхватов.
♦ Электромеханические стационарные подъемники.
Электромеханические стационарные подъемники могут быть одно-, двух-, четырех- и шестистоечными грузоподъемностью 1,5… 14 т и более. В этой группе подъемников используются винтовая, цепная, тросовая, карданная или рычажно-шарнирная силовые передачи. Приводом подъемника является электродвигатель.
— Одностоечные подъемники имеют грузоподъемность до 3 тонн. По типу установки бывают стационарные и передвижные. По типу привода подразделяются на электромеханические, когда при помощи электродвигателя приводится в движение цепная передача, которая в свою очередь передаёт вращение на подъёмное устройство и электрические с непосредственной установкой на подъёмное устройство электродвигателя.
Одностоечные электрические подъёмники. Одностоечные электрические подъёмники с непосредственной установкой на подъёмное устройство электродвигателя применяются в тех случаях, когда необходимо поднимать или вывешивать тяжёлые автомобили.
Групповые электромеханические подъемники с возможностью индивидуального перемещения каждой стойки получили название «подъемник-комплект передвижных стоек». Их использование целесообразно для крупногабаритных транспортных средств (например, для одновременного подъема всех звеньев сочлененного автобуса). Управление подъемом и опусканием всех стоек осуществляется с передвижного пульта, обеспечивающего их синхронную работу.
— Стационарные двухстоечные подъемники с электромеханическим приводом состоят из двух стоек, четырех балок с подхватами и опорной рамы. На стойке в верхней части смонтирован электропривод подъема балок с подхватами.
— Подъемная платформа с 4-мя стойками для крепления всех легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей до 3,5 т. Подъем и опускание осуществляется при помощи высококачественного стального троса с электрогидравлическим приводом. Встроенные юстировочные стойки для точного выравнивания опорных направляющих. Электрические и механические предохранительные устройства. Модель Н 440: то же самое техническое исполнение, но больше по размеру и больше рабочего места.
— Четырехстоечные стационарные напольные подъемники платформенного типа имеют централизованное управление при подъеме двухколейной платформы. Платформы бывают с односторонним заездом с упорами колес в рабочем положении, а также двусторонние проездного типа. Выбор четырехстоечного платформенного подъемника определяется геометрией производственной зоны. Стационарные подъемники ножничного типа являются электромеханическими подъемниками с гидравлическим силовым элементом. Специальные подъемники, имея аналогичный силовой элемент, могут быть передвижными и рассчитаны на автомобили массой до 3 тонн.
♦ Электромеханический подъемник-опрокидыватель позволяет наклонять автомобиль под разными углами в пределах 60°. Привод подъемной рамы — от электродвигателя с червячным редуктором и винтом с гайкой, расположенными в стойке подъемника. Опрокидыватели бывают стационарные (электромеханические) и передвижные (механические, гидромеханические, пневматические).
♦ Канавные подъемники применяются для вывешивания переднего или заднего моста при работах на канавах. Подъемники имеют грузоподъемность до 4 т и высоту подъема до 60 см. Такие подъемники могут быть гидравлическими, электромеханическими, с одной, двумя и четырьмя стойками и сменными подхватами.
♦ Домкраты гаражные передвижные и переносные (механические, гидромеханические, с ручным приводом) грузоподъемностью 1,6… 12,5 т предназначены для подъема передних и задних частей автомобиля.
Для подъема и транспортирования агрегатов и других грузов применяют передвижные краны, грузовые тележки, подъемные ручные тали или электротельферы, кран-балки. Для передвижения автомобилей используют гаражные конвейеры.
Передвижные краны применяют для установки двигателей на автомобили, а также для подъема и перемещения груза на небольшие расстояния. Грузоподъемность при различных вылетах стрелы составляет 200… 1000 кг. Привод стрелы подъема — гидравлический.
Грузовые тележки служат для горизонтального перемещения грузов внутри производственного помещения.
Электротельферы и детали грузоподъемностью 0,25… 5,0 т, подвешенные к монорельсу, помимо вертикального подъема груза обеспечивают его перемещение по горизонтали.
Кран-балки или мостовые краны, грузоподъемностью 1… 3 т и более могут быть подвесные, подкатные, с ручным или электрическим приводом.
Конвейеры для перемещения автомобилей применяют при организации технического обслуживания поточным методом. По характеру движения конвейеры подразделяются на непрерывного и периодического действия. По способу передачи движения автомобилю конвейеры подразделяются на толкающие, несущие и тянущие. Конвейеры могут быть одноколейными (монтируемыми вдоль одной из сторон канавы) и двухколейными (монтируемыми по обеим сторонам канавы). Конвейеры классифицируются по характеру движения, передачи движения, способу периодического действия, непрерывности движения
Кран гаражный (г/п 1 т)
Кран гаражный гидравлический передвижной для снятия и установки двигателей легковых и грузовых автомобилей. Может производить транспортировку груза на небольшие расстояния по твердому покрытию.
Подъемник (г/п 3,2 т)
Подъемник электромеханический предназначен для ремонта и обслуживания автомобилей различного класса. Расширенная зона охвата и небольшая приемная высота кареток подъемника позволяют обслуживать автомобили с минимальным дорожным просветом и короткой базой, а также рамные автомобили и микроавтобусы типа «Газель». Допускается монтаж в уровень с полом.
Подъемник (г/п 3,5 т)
Предназначен для легковых автомобилей, микроавтобусов и мини-грузовиков до газели включительно. Подъемник стационарный платформенный четырехстоечный, двух моторный с углублениями в платформах для поворотных дисков. Подвижные платформы для сход — развала задних колес.
Подъемник (г/п 3 т)
Подъемник электромеханический стационарный двухстоечный. Предназначен для осмотра, ремонта и технического обслуживания легковых автомобилей, микроавтобусов, мини-грузовиков массой до 3 тонн. Подъемник наилучшим образом приспособлен для регулировки и ремонта ходовой части и подвески автомобиля.
Ромейко — лифт (г/п 2,5 т)
Подъемная платформа с двумя стойками, основной рамой и ассиметричными тройными телескопическими опорными рычагами для крепления всех автомобилей массой до 2,5 тонн.
Ромейко – лифт (г/п 5.0 т)
Подъемная платформа с двумя стойками, основными рамами и симметричными телескопическими опорными рычагами для крепления всех автомобилей массой до 5,0 тонн. Возможность ассиметричного крепления автомобиля при помощи удлинителей опорных рычагов и три набора различных крепежных дисков.
Подъемник (г/п 3 т)
Передвижной подъемник предназначен для подъема автомобилей Газель и других автомобилей грузопдъемностью до 3 тонн и с рамными шасси, возможен подъем со стороны бортов (за пороги), а также спереди и сзади за раму или лонжероны. Комплектуется страховочными стойками и комплектом подхватов для подъема автомобилей Газель. Многоуровневая система безопасности. Возможность быстрого освобождения занимаемой подъемником площади и установки его в любом месте.
Подъемник (г/п 5 т)
Подъемник электромеханический двухстоечный, двухмоторный. Предназначен для осмотра, ремонта и технического обслуживания легковых автомобилей, микроавтобусов, мини-грузовиков массой до 5 тонн. Подъемник приспособлен для регулировки и ремонта ходовой части и подвески автомобиля.
Подъемник (г/п 10 т)
Передвижной подъемник предназначен для подъема за колеса двухосных автомобилей с диаметром колесного диска от 20 до 22 дюймов и общей массой до 10 тонн.
Подъемник (г/п 16 т)
Передвижной подъемник предназначен для подъема за колеса двухосных автомобилей и автобусов с диаметром колесного диска от 20 до 22 дюймов и общей массой до 16 тонн.
Подъемник 4-х стоечный г/п 4,5 т, электрогидравлический
Автомобильный подъемник четырех стоечный электрогидравлический г/п до 4,5 т для легковых автомобилей и легких грузовиков.
Ромейко – лифт Н439/Н440
подъемная платформа с 4-мя стойками для крепления всех легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей до 3,5 т.
Платформа на козлах Ромейко-лифт HS 35 используется для обслуживания легковых автомобилей и легких грузовых автомобилей до 3,5 т. Подходит в качестве платформы для измерения осей, проведения осмотра или технического обслуживания. Гидравлический домкрат (подъемник) для колес на уровне настила с грузоподъемностью 2200 кг.
Профессиональная мойка высокого давления (произв. 14 л/мин)
Предназначена для мойки машин, агрегатов. Моющая установка оборудована устройством подачи моющих химических средств. Шланг высокого давления закреплен в корпусе пистолета с возможностью поворота. Профессиональная мойка высокого давления изготовлена из высококачественных, прочных материалов с использованием самых современных технических решений, отличается от своих аналогов высокой эффективностью, надежностью, длительным сроком службы, удобством и простотой в эксплуатации.
Оборудование для балансировки колес. Используется для балансировки колёс до 65 кг.
Электро-гидравлическое устройство для легковых автомобилей предназначается для всех колес легковых автомобилей с алюминиевыми/стальными ободами и с принадлежностями, а также для колес мотоциклов.