Устройства прицепные сельскохозяйственных машин

Содержание
  1. Устройства прицепные сельскохозяйственных машин
  2. Устройства прицепные сельскохозяйственных машин
  3. Устройства прицепные сельскохозяйственных машин
  4. Устройства прицепные сельскохозяйственных машин. Типы, основные размеры и расположение
  5. Устройства прицепные сельскохозяйственных машин
  6. Предисловие
  7. 1 Область применения
  8. 2 Нормативные ссылки
  9. 3 Термины и определения
  10. 4 Общие требования безопасности
  11. 4.1 Общие положения
  12. 4.2 Требования к устойчивости
  13. 4.3 Требования к тормозам
  14. 4.4 Требования к агрегатированию
  15. 4.5 Требования к транспортированию
  16. 4.6 Требования к световым, сигнальным и маркировочным устройствам
  17. 4.7 Требования пожарной безопасности
  18. 4.8 Требования к защитным ограждениям
  19. 4.9 Требования к конструкции машин, узлам и агрегатам
  20. 4.10 Требования к средствам доступа на рабочее место
  21. 4.11 Требования к рабочему месту
  22. 4.12 Требования к органам управления

Устройства прицепные сельскохозяйственных машин

Сеть «Техэксперт» предоставляет комплексный набор услуг, включающий в себя все, что может потребоваться специалисту, работа которого связана с анализом и применением зарубежных и международных стандартов.

Уникальная система для специалистов, в которой аккумулируется и постоянно обновляется информация по реформе технического регулирования в РФ: проекты и утвержденные техрегламенты, перечень ГОСТов, указатель норм, правил, стандартов России.

Уникальная система, в которой аккумулируется информация о поддержке организаций и граждан в условиях кризиса, возникшего на фоне пандемии.

© АО «Кодекс», 2021

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.29

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Возможность входа в эту версию портала приостановлена.

Скоро выходит новая версия. Она получит обновленный современный интерфейс, возможность удобной работы со смартфона, переработанный поиск и множество других улучшений.

Устройства прицепные сельскохозяйственных машин

ГОСТ 13398-82
(СТ СЭВ 1852-79)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА ПРИЦЕПНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

Типы, основные размеры и расположение

Trailing assemblies for agricultural machines. Types, general dimensions and location

Срок действия с 01.01.83
до 01.01.88*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 5-6, 1993 год). — Примечание изготовителя базы данных.

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 декабря 1982 г. N 5174 срок действия установлен с 01.01.83 до 01.01.88

ВЗАМЕН ГОСТ 13398-79

ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1986 г.

1. Настоящий стандарт распространяется на прицепные устройства сельскохозяйственных прицепных и полуприцепных машин (ПУ), присоединяемых к тракторам тяговых классов 0,6-6, имеющим тягово-сцепные устройства (ТСУ) по ГОСТ 3481-79.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1852-79.

2. Прицепные устройства следует изготовлять двух типов: ПУ1 и ПУ2.

3. Присоединительные звенья ПУ следует изготовлять двух типов: А и Б.

Звено типа А следует изготовлять двух типоразмеров: 1 и 2.

На ПУ1 допускается применять дополнительные шарниры.

4. Область применения ПУ указана в табл.1.

Устройства прицепные сельскохозяйственных машин

Сеть «Техэксперт» предоставляет комплексный набор услуг, включающий в себя все, что может потребоваться специалисту, работа которого связана с анализом и применением зарубежных и международных стандартов.

Уникальная система для специалистов, в которой аккумулируется и постоянно обновляется информация по реформе технического регулирования в РФ: проекты и утвержденные техрегламенты, перечень ГОСТов, указатель норм, правил, стандартов России.

Уникальная система, в которой аккумулируется информация о поддержке организаций и граждан в условиях кризиса, возникшего на фоне пандемии.

© АО «Кодекс», 2021

Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

Версия сайта: 2.2.29

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

Возможность входа в эту версию портала приостановлена.

Скоро выходит новая версия. Она получит обновленный современный интерфейс, возможность удобной работы со смартфона, переработанный поиск и множество других улучшений.

Устройства прицепные сельскохозяйственных машин. Типы, основные размеры и расположение

ГОСТ 13398-82
(СТ СЭВ 1852-79)
Группа Г91

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

УСТРОЙСТВА ПРИЦЕПНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН
Типы, основные размеры и расположение
Trailing assemblies for agricultural machines. Types, general dimensions and location

Срок действия с 01.01.83
до 01.01.88*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 5-6, 1993 год). — Примечание изготовителя базы данных.

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 декабря 1982 г. N 5174 срок действия установлен с 01.01.83 до 01.01.88
ВЗАМЕН ГОСТ 13398-79
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 1986 г.

1. Настоящий стандарт распространяется на прицепные устройства сельскохозяйственных прицепных и полуприцепных машин (ПУ), присоединяемых к тракторам тяговых классов 0,6-6, имеющим тягово-сцепные устройства (ТСУ) по ГОСТ 3481-79.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 1852-79.

2. Прицепные устройства следует изготовлять двух типов: ПУ1 и ПУ2.

3. Присоединительные звенья ПУ следует изготовлять двух типов: А и Б.
Звено типа А следует изготовлять двух типоразмеров: 1 и 2.
На ПУ1 допускается применять дополнительные шарниры.

4. Область применения ПУ указана в табл.1.

Устройства прицепные сельскохозяйственных машин

ГОСТ Р 53489-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов безопасности труда

МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАВЕСНЫЕ И ПРИЦЕПНЫЕ

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Mounted and trailed agricultural machines. General safety requirements

Дата введения 2011-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 «Машины для растениеводства»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 декабря 2009 г. N 678-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на навесные, полунавесные, прицепные, полуприцепные, монтируемые машины и орудия для сельского хозяйства, животноводства и кормопроизводства (далее — машины), агрегатируемые с различными энергетическими средствами и составляющие вместе с ними сельскохозяйственный агрегат (СХА).

Стандарт устанавливает общие требования, обеспечивающие безопасность труда при использовании машин по назначению, техническом обслуживании, ремонте, транспортировании и хранении.

Читайте также:  Автомобиль с колесом сбоку

Стандарт не распространяется на средства малой механизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.008 Система стандартов безопасности труда. Биологическая безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.019 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.062 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Ограждения защитные

ГОСТ 12.2.120 Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности

ГОСТ 13758 (ИСО 500-79) Валы карданные сельскохозяйственных машин. Технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 20062 Сиденье тракторное. Общие технические условия

ГОСТ 25942 Тракторы и сельскохозяйственные машины. Устройства быстросоединяющие. Требования к конструкции

ГОСТ 26336 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88 Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
_______________
Действует ГОСТ 12.4.026-2015.

ГОСТ Р ИСО 4254-2 Устройства для внесения в почву жидкого аммиака. Требования безопасности

ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы
_______________
Действует ГОСТ ISO 12100-2013 «Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска».

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52746 Прицепы и полуприцепы тракторные. Общие технические требования
_______________
Действует ГОСТ 10000-2017.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 энергетическое средство; ЭС: Совокупность двигателя, трансмиссии и движителя, обеспечивающая движение и работу несамоходных машин и привода их рабочих органов.

3.2 машина навесная: Машина, закрепляемая на навесную систему ЭС. Масса такой машины в транспортном положении полностью воспринимается ЭС.

3.3 машина монтируемая: Машина, закрепляемая на навесную систему и (или) на другие точки ЭС с дополнительным монтажом ряда сборочных единиц, масса которой полностью воспринимается ЭС.

3.4 машина прицепная: Машина, масса которой в транспортном положении воспринимается ее ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.5 машина полуприцепная: Машина, масса которой частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС не изменяет своего положения по высоте.

3.6 машина полунавесная: Машина, масса которой в транспортном положении частично воспринимается ЭС и большей частью собственной ходовой системой. При переводе машины из рабочего положения в транспортное шарнирная точка присоединения к ЭС принудительно перемещается в новое положение по высоте.

4 Общие требования безопасности

4.1 Общие положения

Машины должны соответствовать требованиям: по безопасности к элементам конструкции — ГОСТ 12.2.003; по пожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004; по биологической безопасности — ГОСТ 12.1.008; к сигнальным цветам и знакам безопасности — ГОСТ Р 12.4.026; к ограждениям и блокировкам — ГОСТ 12.2.062.

4.2 Требования к устойчивости

4.2.1 Машины должны быть разработаны таким образом, чтобы в транспортном положении обеспечивался угол поперечной статической устойчивости:

— для машин в агрегате с ЭС тяговых классов 0,9 и более — не менее 30°, в агрегате с ЭС тяговых классов 0,6 и менее — не менее 20°;

— для машин, изготовленных на базе тракторных прицепов и полуприцепов, — по ГОСТ Р 52746;

— для навесных и монтируемых сельскохозяйственных погрузчиков — по ТУ на них.

Это требование должно быть выполнено как с незаполненными резервуарами или бункерами, так и с резервуарами или бункерами, заполненными технологическим материалом, и как с дополнительно установленным оборудованием или бункерами, так и без них.

4.2.2 Опорные устройства, отличные от колес (например, стойки, выносные опоры), должны иметь опорную поверхность, давление которой на грунт не должно превышать 400 кПа. Выносные опоры или подобные устройства должны блокироваться в транспортном положении. Оператор должен иметь возможность проверить визуально, что выносные опоры установлены в транспортное положение.

Если требуемая устойчивость машины в движении или в стационарном положении может быть достигнута только выполнением специальных мер или применением специальных устройств, то это должно быть указано непосредственно на машине и (или) в руководстве по эксплуатации.

4.2.3 Навесные машины должны сохранять устойчивое положение при установке их на хранение. Положение точек навески должно обеспечивать удобное и безопасное соединение машины с ЭС. Самые низкие точки навески должны быть расположены не менее чем на 200 мм выше грунта.

4.2.4 Машины со сницей, предназначенной для механического подъема буксирующим ЭС, должны быть оснащены стойкой, способной поддерживать сницу со сцепной петлей на высоте не менее 150 мм от грунта.

Машины со сницей, предназначенные для сцепки сцепной петлей, зафиксированной по высоте, должны быть оборудованы опорным устройством или домкратом с регулируемой высотой. Это опорное устройство может быть следующего типа:

— нескладывающееся, в этом случае оно должно быть оснащено устройством, которое блокирует его в требуемом положении;

— складное, в этом случае опорное устройство должно иметь орган ручного управления, расположенный слева на машине по ходу движения. Когда при переводе машины из транспортного положения в рабочее это опорное устройство откидывается или складывается, оно должно блокироваться.

Читайте также:  Схема карпатого 2 двигатель

В руководстве по эксплуатации должны быть приведены меры по предотвращению опасностей травмирования для оператора и обслуживающего персонала при использовании опорного устройства.

Опорные устройства и их крепления должны быть установлены на машине.

Если опорные устройства, установленные на машине, препятствуют правильному использованию машины, а их удаление не влияет на безопасность и устойчивость машины при работе, то эти опорные устройства могут быть съемными без применения инструментов. В этом случае соответствующие указания должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Если опорные устройства являются съемными, то должны быть предусмотрены места для их хранения на машине.

4.2.5 СХА с колесным ЭС должны иметь нагрузку на управляемые колеса не менее 0,2 эксплуатационной массы ЭС. За управляемые колеса ЭС с шарнирно-сочлененной рамой принимают наименее нагруженный мост ЭС.

Смещение центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц СХА на базе гусеничного ЭС не должно превышать 0,2 длины опорной поверхности гусениц.

Для обеспечения продольной устойчивости и необходимой нагрузки на управляемые колеса допускается установка на ЭС балластных грузов, масса каждого из которых не должна превышать 20 кг.

Допускается применение неделимого груза требуемой массы, навешиваемого на переднее (или заднее) навесное устройство ЭС одним оператором.

4.2.6 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, установленные в отцепленном состоянии на горизонтальной поверхности, должны сохранять устойчивость при приложении к ним усилий не менее 200 Н.

4.2.7 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины должны иметь регулируемую по высоте опору на соединительном (сцепном) устройстве (снице), обеспечивающую их устойчивость и безопасность в отцепленном состоянии и при соединении с ЭС. В технически обоснованных случаях допускается установка нерегулируемой опоры.

4.3 Требования к тормозам

4.3.1 На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах, предназначенных для работы в поле (на животноводческих фермах) и выход которых на дороги общего пользования является исключением, наличие рабочего и стояночного тормозов должно быть установлено в ТУ на конкретные машины. Приводом рабочих тормозов должен управлять с рабочего места оператор ЭС. Привод стояночного тормоза должен быть расположен на машине, быть легкодоступным и несъемным.

4.3.2 Конструкция привода тормозов должна обеспечивать затормаживание машины в случае аварийного расцепления машины от ЭС.

4.3.3 Стояночный тормоз должен удерживать машину без ЭС в заторможенном состоянии на сухой дороге с твердым покрытием на уклоне не менее 18%.

4.3.4 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, участвующие в движении по дорогам общего пользования, должны быть оборудованы рабочим и стояночным тормозами и предохранительными цепями (тросами) по ГОСТ Р 52746. Допускается не оборудовать тормозами эти машины, если их масса в транспортном положении не превышает 50% массы ЭС или их масса не превышает массы ЭС и разрешенная скорость движения не превышает 10 км/ч.

4.3.5 Машины должны иметь не менее двух противооткатных упоров и иметь места для их хранения. Конструкция упоров должна обеспечивать неподвижное положение машины на уклоне до 15%.

4.4 Требования к агрегатированию

4.4.1 Навесные машины должны иметь быстросоединяющие сцепные устройства (БСУ) по ГОСТ 25942. В технически обоснованных случаях допускается БСУ не применять.

4.4.2 Конструкция машин должна обеспечивать возможность их навески и присоединения к ЭС одним оператором. Исключение должно быть оговорено в ТУ и руководстве по эксплуатации.

4.4.3 Прицепные и полуприцепные машины должны иметь жесткие прицепные устройства.

4.4.4 Машины, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сцепной петлей, вращающейся вокруг своей продольной оси.

4.4.5 Машины и (или) их рабочие органы должны быть оборудованы фиксирующими устройствами, удерживающими их в транспортном положении.

4.4.6 Гидросистемы машин должны быть соединены с гидросистемами ЭС с помощью быстроразъемных муфт.

4.5 Требования к транспортированию

4.5.1 Габаритные размеры машин, участвующих в движении по дорогам общего пользования, должны быть не более 2,5 м по ширине и 4,0 м по высоте. Допускается увеличение габаритной ширины до 3,1 м для машин, агрегатируемых с ЭС тягового класса 5 и выше, с выполнением требований ГОСТ Р 12.4.026 и до 4,4 м для машин, предназначенных только для работы в поле (на животноводческих фермах) и выход которых на дороги общего пользования является исключением. Транспортные переезды или транспортирование машин с габаритами более 2,5 м по ширине и 4,0 м по высоте необходимо осуществлять в соответствии со специальными правилами. Габариты машин, перевозимых по железной дороге, должны соответствовать габаритам погрузки железных дорог Российской Федерации.

4.5.2 Машины должны иметь места или устройства для строповки и зачаливания, которые обозначают указывающим направление стропа отрезком цепи по ГОСТ 14192 стойкой краской или другими материалами, отличающимися по цвету от машины. Допускается обозначение по ГОСТ 26336. Места установки домкратов должны быть обозначены по ГОСТ Р 52746.

4.6 Требования к световым, сигнальным и маркировочным устройствам

4.6.1.1 Машины должны быть оборудованы световозвращателями. Количество световозвращателей — не менее двух передних и двух задних. Машины, длина которых в транспортном положении составляет 6 м и более, должны быть оборудованы боковыми световозвращателями.

4.6.1.2 Передние световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 400 до 2100 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 400 мм от габаритной ширины машины.

4.6.1.3 Задние световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 300 до 2300 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 400 мм от габаритной ширины машины.

4.6.1.4 Боковые световозвращатели должны быть расположены:

— на высоте от 400 до 2100 мм (допускается до 2600 мм, если того требует конструкция машины) от земли;

— на расстоянии не более 3000 мм от переда машины;

— на расстоянии не более 1000 мм от зада машины.

4.6.1.5 Задние световозвращатели должны быть красного, передние — белого, боковые — белого или желтого цвета.

4.6.1.6 Расстояние между задними световозвращателями должно быть не более 2000 мм, между боковыми — не более 3000 мм.

4.6.1.7 Световозвращатели должны быть видны в вертикальной плоскости 15° вверх и 15° вниз от оси отсчета. В горизонтальной плоскости передние и задние световозвращатели должны быть видны 30° наружу и 30° внутрь от оси отсчета, а боковые — по 45° вперед и назад.

4.6.1.8 Допускается вместо световозвращателей нанесение на элементы конструкции машины кругов, треугольников или прямоугольников красного и белого цветов, вписывающихся в окружность диаметром 100 мм. Допускается также нанесение на элементы конструкции машины чередующихся красных и белых или желтых полос под углом 45°-60° к вертикали с расстоянием между полосами 50 мм. Полосы также могут быть нанесены на сигнальные щитки размером не менее 250х250 мм.

Читайте также:  Синфазные фильтры для двигателя

Полосы и фигуры должны быть выполнены из светоотражающих материалов (краски, пленки и др.).

4.6.2 Приборы световой сигнализации

Машины, которые могут в составе СХА перемещаться по дорогам общего пользования и при агрегатировании закрывают приборы световой сигнализации ЭС, должны быть оборудованы собственными приборами световой сигнализации. Требования к наличию и расположению приборов световой сигнализации должны быть установлены в ТУ на конкретные машины.

4.6.3 Знак ограничения максимальной скорости

На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах сзади слева должен быть нанесен знак ограничения максимальной скорости по ГОСТ Р 52290. Диаметр знака от 160 до 250 мм, ширина каймы 0,1 диаметра.

4.6.4 На прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах должна быть указана предельная грузоподъемность.

4.7 Требования пожарной безопасности

4.7.1 Машины, работающие с соломистыми и другими легковоспламеняемыми материалами, должны быть оснащены приспособлениями для крепления серийных средств пожаротушения: одного огнетушителя (порошкового или углекислотного), штыковой лопаты и швабры.

В технически обоснованных случаях применяют средства пожаротушения, установленные на ЭС.

4.7.2 В конструкции машин для уборки сена, соломы должны отсутствовать скопления или наматывания технологического материала в местах, где имеет место сухое трение между деталями или их соударение.

4.7.3 Места установки средств пожаротушения должны быть легкодоступны и обеспечивать их снятие без применения инструмента.

4.8 Требования к защитным ограждениям

4.8.1 Защитные кожухи карданных валов, передающих энергию от вала отбора мощности (ВОМ) ЭС к валу приема мощности (ВПМ) машины, должны соответствовать ГОСТ 13758.

4.8.2 Движущиеся и (или) вращающиеся части машин должны быть встроены в конструкцию или защищены ограждениями. Конструкция защитных ограждений машин должна соответствовать ГОСТ 12.2.062.

Защитные ограждения частей машин, подлежащих осмотру в течение рабочей смены, должны открываться без применения инструмента.

4.8.3 Стенки ограждений должны быть сплошными, сетчатыми или перфорированными по ГОСТ 12.2.019.

4.8.4 Защитные ограждения режущих и измельчающих рабочих органов, имеющих большой момент инерции, должны быть обозначены предупреждающей надписью «Внимание, опасно!» или символами, указывающими на опасное место, по ГОСТ Р 12.4.026.

4.9 Требования к конструкции машин, узлам и агрегатам

4.9.1 Машины с опрокидывающимися кузовами должны быть оборудованы приспособлениями для фиксации незагруженного кузова в поднятом положении (на одну из сторон или назад).

4.9.2 Машины, имеющие рабочие места оператора и (или) обслуживающего персонала, должны иметь систему звуковой и (или) световой сигнализации для связи с оператором ЭС. Уровень звука звукового сигнала должен быть на 8 дБ выше уровня звука внешнего шума от работы самого агрегата.

4.9.3 Машины, имеющие емкости для сбора и транспортирования сыпучих и незатаренных грузов, должны обеспечивать их загрузку без ручного разравнивания.

4.9.4 Регулирование рабочих органов и других механизмов машины на ходу должно производиться с рабочего места оператора ЭС или оператора машины.

4.9.5 Машины, загрузку которых производят вручную, должны иметь высоту загрузочных отверстий, емкостей и других мест загрузки (бункеров туковысевающих аппаратов, зернотуковых ящиков, транспортеров и т.п.) не более 1,0 м от опорной поверхности для ног (земли, площадки, подножки и т.п.).

4.9.6 Машины, рабочие органы которых подвержены забиванию или налипанию на них, должны иметь устройства и (или) приспособления для безопасной очистки.

4.9.7 Применение колпачковых масленок на вращающихся деталях не допускается.

4.10 Требования к средствам доступа на рабочее место

4.10.1 Машины, имеющие рабочие места операторов или обслуживающего персонала, должны быть оборудованы площадками шириной не менее 600 мм и длиной, обеспечивающей свободное пространство для выполнения оператором своих рабочих операций. Площадки должны быть оборудованы перилами высотой не менее 1 м, с установленным на высоте 0,5 м от поверхности площадки дополнительным продольным ограждением, по низу — предохранительным бортиком высотой не менее 0,1 м. Расстояние между стойками перил не должно превышать 1,2 м.

4.10.2 Для доступа на площадки машины должны быть оборудованы подножками и (или) лестницами по ГОСТ 12.2.019.

4.10.3 Размеры площадок для обслуживающего персонала и рабочего пространства для доступа к местам технического обслуживания должны быть установлены в ТУ на машину.

4.10.4 Площадки, по которым перемещается оператор вне кабины и (или) обслуживающий персонал, должны обеспечивать защиту от проскальзывания.

4.11 Требования к рабочему месту

4.11.1 Требования к наличию, размерам и расположению сиденья оператора или обслуживающего персонала должны быть установлены в ТУ на машину. Возможна установка сидений по ГОСТ 20062.

4.11.2 Необходимость наличия на машине, имеющей рабочее место оператора, кабины, тента и ограждения, защищающего от забрасывания землей и грязью, должна быть установлена в ТУ на машину.

4.11.3 Элементы конструкции машин не должны ограничивать оператору ЭС или оператору машины обзор с рабочего места объектов постоянного наблюдения.

4.11.4 Допустимые уровни вибрации на рабочем месте оператора — по ГОСТ 12.2.019.

4.11.5 Допустимые значения уровня вибрации, концентрации пыли, вредных веществ, параметров микроклимата и уровня звука на рабочем месте оператора — по ГОСТ 12.2.120.

4.11.6 Уровни вибрации, концентрацию пыли, вредных веществ, параметры микроклимата и уровень звука машин, не имеющих рабочего места, замеряют на рабочем месте оператора ЭС, на всех режимах работы машины.

4.12 Требования к органам управления

4.12.1 Органы управления машиной должны быть:

— легкодоступны и различимы;

— обозначены при необходимости надписями и (или) символами;

— выполнены так, чтобы их форма, размеры и поверхности контакта оптимально соответствовали способу приложения управляющего усилия со стороны конечности оператора;

— расположены вне опасной зоны. Если органы управления невозможно разместить вне опасной зоны, то изготовителем машины должны быть приняты и указаны в руководстве по эксплуатации дополнительные меры безопасности;

— расстояние между органами ручного управления должно быть не менее 50 мм при рабочем усилии 100 Н и более и не менее 25 мм при рабочем усилии менее 100 Н. Это требование не распространяется на органы управления, приводимые в действие кончиками пальцев, например на кнопки;

— органы ручного управления, используемые стоящим на земле оператором, во время вращения ВОМ должны быть расположены на расстоянии по горизонтали не менее 550 мм от ВОМ;

— размеры площадок педалей управления должны быть не менее 60 мм в длину и 60 мм в ширину;

— расстояние между кромками площадок рядом расположенных неблокируемых педалей должно быть не менее 50 мм, но не более 100 мм; блокируемых педалей — не менее 5 мм, но не более 20 мм;

— угол разворота оси симметрии опорных площадок педалей, приводимых в действие стопой ноги, по отношению к продольной оси симметрии машины не должен превышать 15°.

4.12.2 Расположение органов управления вне рабочего места оператора должно быть установлено в ТУ на машину.

4.12.3 Допустимые значения сил сопротивления перемещению органов управления приведены в таблице 1.

Допустимое значение сил сопротивления перемещению, Н

Оцените статью