Устройства повышающие проходимость автомобиля

Устройство автомобилей

Средства повышения проходимости автомобиля

При использовании автомобилей в тяжелых дорожных условиях в горной, песчаной и болотистой местности, а также при преодолении траншей, канав и других препятствий возникает необходимость в применении специальных приспособлений — средств повышения проходимости, без которых движение автомобилей становится затрудненным или вовсе невозможным.

Средствами повышения проходимости называются приспособления, обеспечивающие увеличение сцепления ведущих колес с грунтом, снижение удельного давления колес на грунт, а также самовытаскивание застрявших автомобилей. Наиболее распространенными из них являются цепи противоскольжения, противобуксаторы, браслеты, лебедки, самовытаскиватели, а также другие подручные средства.

Цепи противоскольжения

По своему устройству цепи противоскольжения делятся на мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.

Мелкозвенчатые цепи противоскольжения используются для повышения проходимости неполноприводных автомобилей по мягким грунтовым дорогам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также при работе в горных условиях.

Комплект на автомобиле включает две цепи противоскольжения, каждая из которых состоит из продольных и поперечных цепей и замковых устройств для крепления их на колеса. Они изготовляются для одинарных и для сдвоенных колес.

Для того чтобы надеть цепи противоскольжения, необходимо расположить их спереди или сзади ведущих колес автомобиля по колее, пустить двигатель, включить низшую передачу и наехать ведущими колесами на середину цепей, затем натянуть цепи колеса и соединить их концы замками.

Правильным считается такое натяжение, при котором средняя часть поперечной цепи может перемещаться по покрышке колеса на расстояние 10…20 мм. Слишком тугое натяжение цепей приводит к их быстрому износу, а слабо натянутые цепи издают сильный шум при движении машины.

Траковые цепи противоскольжения предназначены для повышения проходимости автомобилей со сдвоенными ведущими колесами в особо тяжелых дорожных условиях: при движении по грунтовой дороге в распутицу, по снежной целине, заболоченному лугу.
Траковая цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей, замков и крепежной цепи.

Комплект на автомобиле включает две цепи, перевозится он в кузове автомобиля. Траковые цепи монтируют на ведущие колеса автомобиля аналогично мелкозвенчатым.

Гусеничные цепи противоскольжения предназначены для повышения проходимости трехосных автомобилей в особо тяжелых дорожных условиях. Гусеничная цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей и соединительного пальца. В комплект входят две гусеничные цепи, которые, как и траковые, перевозятся в кузове автомобиля.
Для облегчения надевания гусеничных цепей на колеса автомобиля применяют специальное натяжное устройство.

Цепи противоскольжения следует надевать на колеса при подъезде автомобиля к труднопроходимому участку местности и снимать их после его преодоления, так как при длительном движении с цепями по дорогам с твердым покрытием быстро выходят из строя шины, изнашиваются цепи, повышается расход горючего и разрушается покрытие дороги.

Противобуксаторы

Для предотвращения буксования автомобилей со сдвоенными ведущими колесами при движении по мягкому грунту, снежной целине или песку применяются противобуксаторы.

Противобуксатор представляет собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из продольных и поперечных угольников с зацепами.

При буксовании автомобиля необходимо на задние сдвоенные колеса надеть браслеты, подложить противобуксаторы узкими концами под задние колеса, включить пониженную передачу и начать движение. Колеса, вращаясь, захватят браслетами зацепы противобуксаторов, благодаря чему будет обеспечено поступательное движение автомобиля.

При отсутствии противобуксаторов для повышения проходимости машин при движении по мягким грунтам могут применяться съемные браслеты или противобуксовочные колодки.

Лебедка

Если автомобиль снабжен лебедкой, то ее можно использовать при преодолении особо тяжелых участков пути для самовытаскивания и для оказания помощи застрявшим автомобилям.

Читайте также:  Чем смазать замок двери автомобиля внутри от коррозии

Для самовытаскивания застрявшего автомобиля, оборудованного лебедкой, необходимо выключить муфту включения барабана лебедки, размотать вручную трос на необходимую длину и закрепить конец троса за какой-нибудь местный предмет: пень, дерево и др.

Если таких предметов нет, можно закрепить трос за другой автомобиль, предварительно затормозив его рабочим стояночным тормозом, или применить для крепления троса специальные приспособления, называемые анкерами или якорями.

Закрепив конец троса, включить муфту и начать подтягивание автомобиля. Для облегчения работы лебедки при самовытаскивании рекомендуется включить первую передачу в коробке передач и одновременно с лебедкой включить ведущие мосты автомобиля.

В целях увеличения силы тяги при пользовании лебедкой, а также в случаях, когда наматываемый трос направлен к барабану под углом более 15° относительно продольной оси автомобиля, применяют блоки.

Закончив подтягивание автомобиля, необходимо отсоединить трос от местного предмета или якоря, очистить его от грязи и намотать под нагрузкой на барабан и закрепить в положении для движения автомобиля.

Самовытаскиватели

При отсутствии на автомобиле штатной лебедки можно воспользоваться способом имитирующим ее. Для этого на полуоси ведущих колес с помощью шпилек и гаек устанавливаются фланцы, на которые надевается лебедка с тросом (см. приведенный рисунок). Тросы разматываются и их концы прикрепляются к опорам на местности.
Суммарная сила тяги на тросах самовытаскивателя больше силы тяги на ведущих колесах во столько раз, во сколько раз радиус колеса больше радиуса барабана лебедки и соответственно 70…80% веса автомобиля.

Дополнительное оборудование для улучшения проходимости автомобиля

Во время движения на автомобиле по глубоким сугробам и заболоченной местности есть риск застрять. С такой проблемой могут столкнуться владельцы не только легковых автомобилей, но и внедорожников с системой полного привода. Поэтому автомобилисту полезно знать, как можно повысить проходимость транспортного средства без вреда колесам и коробке передач.

Существует несколько способов, которые позволяют увеличить проходимость транспортного средства:
1) установка элементов между шиной и дорожным покрытием;
2) установка цепей и браслетов на колеса;
3) установка лебедки с силовым приводом.

Траки. Стандартное средство улучшения проходимости — укладка под ведущие колеса лент, которые состоят из нескольких секций. При изготовлении траков специалисты используют легкие сплавы на основе алюминия и пластик. Деталь просовывается под протектор колеса, которое ушло в пробуксовку, по направлению движения транспорта. После этого можно попробовать приступить к движению. Чтобы ускорить процесс, ленту можно подложить с обеих сторон.

Цепи и браслеты. Браслеты — это отрезки цепи, которые оснащаются хомутом для крепления через колесный диск. Элементы следует надевать на ведущие колеса перед тем, как планируется преодолевать проблемный участок. Однако, монтировать браслеты можно и на уже застрявший автомобиль. На ведущее колесо следует ставить несколько браслетов. Лучше всего использовать устройство при движении по снегу. Главный недостаток — быстрый износ и запрет эксплуатации на твердом грунте.

Цепи обладают повышенной прочностью и ресурсом. Они позволяют увеличивать коэффициент сцепления с рыхлым покрытием. В конструкции применяются отрезки цепи, которые перпендикулярно пересекают протектор покрышки. По окружности есть стальной трос или еще одна цепь, которая может удерживать поперечные элементы в заданном положении. В конструкции также предусматривается замок, который застегивается после надевания цепей. Для грузовых автомобилей с задней тележкой выпускались специальные цепи гусеничного типа. На внешней стороне звеньев есть выступы, которые цепляются за покрытие. Гусеницу следует надевать на колеса перед выездом на труднодоступный участок. После того, как труднодоступная местность будет преодолена, звенья нужно снимать, так как металлические элементы могут разрушать шины.

Читайте также:  Автомобильное зарядное устройство портативное для автомобиля

Противобуксатор. Чтобы самостоятельно эвакуировать застрявший автомобиль, можно использовать противобуксаторы. Это жесткая металлическая пластина с зацепами и поперечинами. Конструкция закрепляется на ведущее колесо при помощи болта, гайки и кронштейна. Пластину следует располагать под протектором шины, чтобы при вращении колеса она затянулась под беговую дорожку.

Лебедка. Лебедку с электроприводом можно поставить на внедорожник самостоятельно. В конструкции предусматривается пульт управления, при помощи которого можно настраивать скорость намотки троса. Шнур следует закрепить к дереву или якорю. Если эвакуация проводится в зимнее время, трос можно закрепить к другому автомобилю. Лебедка развивает тяговое усилие в 3-4 раза меньше массы транспортного средства. Не рекомендуется применять оборудование на высокой мощности, так как есть риск повреждения рамы.

Самовытаскиватели. Для того, чтобы вытянуть автомобиль, можно применить барабаны, закрепленные на болты. Для монтажа следует применить удлинительные фланцы. Если нужно вытащить автомобиль с передним приводом, следует поставить 2 барабана и размотать тросы. После этого тросы нужно закрепить к деревьям, включить передачу в авто и начать наматывать шнур на барабаны.

Итог. Для поездках на бездорожье следует заранее позаботиться о проходимости транспортного средства. Для этого можно приобрести дополнительное оборудование.

Средства повышения проходимости автомобильной техники

Быстрое перемещение войск и перевозка различных грузов на автомобилях в указанных условиях возможны только при их высокой проходимости, которой обладают армейские полноприводные автомобили многоцелевого назначения.

Однако при использовании в тяжелых дорожных условиях в горной, песчаной и болотистой местности грузовых автомобилей общевойскового назначения, а также при преодолении траншей, канав и других препятствий возникает необходимость в применении специальных приспособлений — средств повышения проходимости, без которых движение указанных автомобилей становится затрудненным или вовсе невозможным. (СЛАЙД № 22)

Средствами повышения проходимости называются приспособления, обеспечивающие увеличение сцепления ведущих колес с грунтом, снижение удельного давления колес на грунт, а также самовытаскивание застрявших автомобилей. Наиболее распространенными из них являются цепи противоскольжения, противобуксаторы, браслеты, лебедки, самовытаскиватели, а также подручные средства. Все колесные и гусеничные машины укомплектовываются шанцевым инструментом, а также средствами повышения проходимости и буксирования согласно существующему табелю.

Рис. 1. Средствами повышения проходимости (СЛАЙД № 23)

Цепи противоскольжения.

По своему устройству цепи противоскольжения делятся на мелкозвенчатые, траковые и гусеничные.

Мелкозвенчатые цепи (рис. 2) используются для повышения проходимости неполноприводных автомобилей по мягким грунтовым дорогам, снежной целине, скользким и обледенелым дорогам, а также при работе в горных условиях.

Комплект на автомобиле включает две цепи противоскольжения, каждая из которых состоит из продольных и поперечных цепей и замковых устройств для крепления их на колеса. Они изготовляются для одинарных и для сдвоенных колес. Перевозятся цепи в инструментальном ящике.

Рис. 2. Мелкозвенчатая цепь противоскольжения для одинарных колес (СЛАЙД № 24)

1 – продольная цепь; 2 – поперечная цепь; 3 – соединительное звено; 4 – замок

Для того чтобы надеть цепи противоскольжения, необходимо расположить их спереди или сзади ведущих колес автомобиля по колее, пустить двигатель, включить низшую передачу и наехать ведущими колесами на середину цепей, затем натянуть цепи колеса и соединить их концы замками.

Правильным считается такое натяжение, при котором средняя часть поперечной цепи может перемещаться по покрышке колеса на расстояние 10-20 мм. Слишком тугое натяжение цепей приводит к их быстрому износу, а слабо натянутые цепи издают сильный шум при движении машины. Время надевания цепей на колеса автомобиля составляет в среднем 15 мин, а снятия и укладки – 10 мин.

Читайте также:  Все по ремонт автомобиля ваз 2105

Траковые цепи (рис. 3) предназначены для повышения проходимости автомобилей со сдвоенными ведущими колесами в особо тяжелых дорожных условиях: при движении по грунтовой дороге в распутицу, по снежной целине, заболоченному лугу. Траковая цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей, замков и крепежной цепи.

Рис. 3. Траковая цепь ( СЛАЙД № 25)

Комплект на автомобиле включает две цепи, перевозится он в кузове автомобиля. Траковые цепи монтируют на ведущие колеса автомобиля аналогично мелкозвенчатым.

Гусеничные цепи противоскольжения (рис. 4) предназначены для повышения проходимости трехосных автомобилей в особо тяжелых дорожных условиях. Гусеничная цепь состоит из траков с гребнями, межтраковых цепей и соединительного пальца. В комплект входят две гусеничные цепи, которые, как и траковые, перевозятся в кузове автомобиля. Для облегчения надевания гусеничных цепей на колеса автомобиля применяют специальное натяжное устройство.

Рис. 4. Гусеничная цепь ( СЛАЙД № 26)

Цепи противоскольжения следует надевать на колеса при подъезде автомобиля к труднопроходимому участку местности и снимать их после его преодоления, так как при длительном движении с цепями по дорогам с твердым покрытием быстро выходят из строя шины, изнашиваются цепи, повышается расход горючего и разрушается покрытие дороги.

Противобуксаторы.

Для предотвращения буксования автомобилей со сдвоенными ведущими колесами при движении по мягкому грунту, снежной целине или песку применяются противобуксаторы (рис. 5).

Рис. 5. Противобуксатор ( СЛАЙД № 27)

1 – цепь; 2 – болт с гайкой; 3 – зацеп

Противобуксаторпредставляет собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из продольных и поперечных угольников с зацепами.

При буксовании автомобиля необходимо на задние сдвоенные колеса надеть браслеты, подложить противобуксаторы узкими концами под задние колеса так, как указано на рис. 5, включить пониженную передачу и начать движение. Колеса, вращаясь, захватят браслетами зацепы противобуксаторов, благодаря чему будет обеспечено поступательное движение автомобиля.

При отсутствии противобуксаторов для повышения проходимости машин при движении по мягким грунтам могут применяться съемные браслеты или противобуксовочные колодки (рис. 6).

Рис. 6. Противобуксовочные колодки и браслеты ( СЛАЙД № 28)

Лебедка.

Если автомобиль снабжен лебедкой, то ее можно использовать при преодолении особо тяжелых участков пути для самовытаскивания и для оказания помощи застрявшим автомобилям.

Для самовытаскивания застрявшего автомобиля, оборудованного лебедкой, необходимо выключить муфту включения барабана лебедки, размотать вручную трос на необходимую длину и закрепить конец троса за какой-нибудь местный предмет: пень, дерево и др. (рис. 7).

Рис. 7. Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки ( СЛАЙД № 29)

Если таких предметов нет, можно закрепить трос за другой автомобиль, предварительно затормозив его рабочим стояночным тормозом, или применить для крепления троса специальные приспособления, называемые анкерами или якорями (рис. 8).

Закрепив конец троса, включить муфту и начать подтягивание автомобиля. Для облегчения работы лебедки при самовытаскивании рекомендуется включить первую передачу в коробке передач и одновременно с лебедкой включить ведущие мосты автомобиля.

В целях увеличения силы тяги при пользовании лебедкой, а также в случаях, когда наматываемый трос направлен к барабану под углом более 15° относительно продольной оси автомобиля, применяют блоки.

Закончив подтягивание автомобиля, необходимо отсоединить трос от местного предмета или якоря, очистить его от грязи и намотать под нагрузкой на барабан и закрепить в положении для движения автомобиля.

Рис. 8. Якорные устройства ( СЛАЙД № 30)

а – горизонтальный анкер; б – плоский якорь

Оцените статью