Устройства коробки передач автомобиля камаз 5320
Коробка передач КПП Камаз-5320 бывает двух видов— пятиступенчатая и десятиступенчатая, которая состоит из основной пятиступенчатой коробки передач Камаз-5320 и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.
Делитель КПП Камаз-5320 имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Коробка передач КПП Камаз-5320 пятиступенчатая (рис.1) состоит из следующих основных узлов: картера 34 коробки передач, в котором смонтированы ведущий 1, ведомый 35 и промежуточный 33 валы в сборе с шестернями, синхронизаторами и подшипниками; блока шестерен 14 заднего хода; верхней крышки 18 коробки с механизмом переключения передач в сборе. К переднему торцу картера коробки передач прикреплен картер 38 сцепления.
Рис.1. Коробка передач Камаз-5320
1 — вал ведущий; 2 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 3, 23 — прокладки регулировочные; 4 — шток рычага; 5 — кольцо защитное; 6 — крышка опоры рычага; 7 — сухарь опоры рычага; 8 — кольцо уплотнительное; 9 — опора штока; 10 — пружина; 11 — опора рычага переключения передач; 12 — ось блока шестерен заднего хода: 13, 31-шайбы упорные; 14 — блок шестерен заднего хода; 15 — роликоподшипник: 16 — болт со штифтом; 17 — шайба стопорная; 18 — крышка верхняя; 19, 32, 36 — прокладки уплотнительные; 20 — крышка заднего подшипника ведомого вала; 21 — кольцо стопорное; 22 — шарикоподшипник задний ведомого вала: 24 — червяк привода спидометра; 25, 39 — манжеты уплотнительные; 26 — гайка крепления фланца; 27 — фланец крепления карданного вала; 28 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 29 — крышка подшипника; 30 — роликоподшипник сферический: 33 — вал промежуточный; 34- картер коробки передач; 35- вал ведомый; 37 — крышка переднего подшипника промежуточного вала; 38 — картер сцепления; 40 — вилка выключения сцепления; 41-вал вилки выключения сцепления; 42 — муфта выключения сцепления
Подшипники валов КПП Камаз-5320 закрыты крышками с уплотнительными прокладками. Крышка 2 заднего подшипника ведущего вала внутренней расточкой центрируется по наружной обойме подшипника; поверхность крышки, обработанная по внешнему диаметру, является центрирующей поверхностью для картера сцепления.
Во внутреннюю полость крышки вставлены две самоподжимные манжеты 39. Рабочие кромки манжет имеют правую насечку.
Внутренняя полость большего диаметра предназначена для размещения в ней маслонагнетающего устройства; спиральные лопатки на торце крышки препятствуют раскручиванию масла в полости нагнетания маслонагнетающим кольцом, уменьшая тем самым центробежные силы, а значит способствуют повышению избыточного давления масла в полости нагнетания.
В верхней части крышки КПП Камаз-5320 имеется отверстие для подвода смазки из маслонакопителя коробки передач в полость нагнетания.
Крышка 20 заднего подшипника ведомого вала крепится к заднему торцу картера коробки передач и центрируется по наружной обойме заднего подшипника 22 ведомого вала. В задней части крышки коробки Камаз-5320 установлена манжета 25 с пыльником, на рабочей кромке которой имеется левая насечка.
В нижней части крышки в специальной расточке помещен валик, выполненный заодно с шестерней 10 (рис.2) червячной пары привода спидометра. На выступающем конце валика, имеющем лыску, установлена ведущая шестерня 12 цилиндрической пары спидометра.
Ведомая цилиндрическая шестерня 13 установлена на валике 14 привода спидометра, который вращается в расточке фланца 16 датчика привода спидометра. Полость сменных шестерен изолирована от масляной ванны коробки передач, а шестерни смазываются консистентной смазкой, закладываемой при сборке.
От вытекания смазка удерживается маслосгонной резьбой, выполненной на валике, и манжетой. Для обеспечения правильности показания спидометра числа зубьев сменных цилиндрических шестерен подбираются в зависимости от передаточного числа главной передачи.
В приливах правой стенки картера коробки передач Камаз-5320 выполнена расточка, в которую запрессована ось 12 (см. рис.1) блока шестерен заднего хода.
Для предотвращения от выпадания ось закреплена стопорной шайбой 17, привернутой болтом 16, имеющим сверление, в которое вставлен пластмассовый штифт. Штифт уплотняет резьбовое соединение и препятствует вытеканию смазки.
Рис.2. Коробка передач КПП Камаз-5320 (Вид сзади)
1 — рычаг переключения передач; 2 — штифт уплотнительный; 3 — винт установочный; 4 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 5 — крышка люка отбора мощности; 6 — прокладка уплотнительная; 7 — пробка с указателем уровня масла; 8 — пробка сливная с магнитом; 9 — пробка сливная; 10 — шестерня привода спидометра; 11 — втулка шестерни; 12 – шестерня ведущая привода датчика спидометра; 13 — шестерня ведомая привода датчика спидометра; 14 — валик привода спидометра; 15 — манжета уплотнительная; 16 – фланец датчика спидометра
Масло в коробку передач КПП Камаз-5320 заливается через горловину, расположенную на правой стенке картера. Горловина закрыта пробкой со встроенным масляным щупом.
В нижней части картера в бобышки ввернуты сливные пробки 8 и 9 (см. рис.2), в пробку 8 вмонтирован магнит, улавливающий металлические частицы, которые могут находиться в масле.
С двух сторон картера КПП Камаз-5320 имеются люки для установки коробок отбора мощности, которые закрыты крышками 5 с уплотнительными прокладками 6. Люки выполнены по ГОСТ 12323–66.
Допустимый отбор мощности по 22064,97 Вт (30 л. с.) с каждого люка. Отбор мощности при движении автомобиля не допускается.
Во внутренней полости картера в передней части левой стенки КПП Камаз-5320 отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость задней крышки ведущего вала и на маслонагнетающее кольцо.
В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен. Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость задней крышки ведомого вала для смазывания червячной пары привода спидометра.
Шестерни коробки передач Камаз-5320 скомплектованы попарно с сопрягаемыми шестернями по пятну контакта и уровню шума.
Ведущий вал КПП Камаз-5320
Рис.3. Ведущий вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 — вал ведущий; 2 -подшипник шариковый; 3 — кольцо стопорное подшипника; 4 — гайка кольцевая; 5 — кольцо маслонагнетающее; 6 — шарик стопорный
На задний конец вала с упором в торец шестерни посажены шарикоподшипник 2 и маслонагнетающее кольцо 5, которое от проворачивания на валу застопорено шариком 6.
Детали 2 и 5 стянуты кольцевой гайкой 4, которая застопорена раскерниванием пояска в пазы вала. Маслонагнетающее кольцо на наружной поверхности имеет правую, трехзаходную винтовую нарезку, которая закачивает масло в полость нагнетания.
Осевой ход ведущего вала КПП Камаз-5320 регулируется набором стальных прокладок 3 (см. рис.1) толщиной 0,2 и 0,3 мм, устанавливаемых между торцом крышки ведущего вала и наружной обоймой подшипника.
Промежуточный вал КПП Камаз-5320
Рис.4. Промежуточный вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 — вал промежуточный; 2 — подшипник передний роликовый; 3 — шестерня привода промежуточного вала; 4 — кольцо стопорное; 5 -втулка распорная; 6 — шестерня IV передачи; 7 — шестерня III передачи; 8 — шпонка сегментная
Промежуточный вал КПП Камаз-5320 (рис.4) выполнен заодно с венцами шестерен первой, второй передач и передачи заднего хода. На переднем конце вала напрессованы и закреплены сегментными шпонками 8 шестерни 7 и 6 третьей и четвертой передач и шестерня 3 привода промежуточного вала.
Ведомый вал КПП Камаз-5320
Рис.5. Ведомый вал КПП Камаз-5320 в сборе
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник передний роликовый; 3 — синхронизатор IV и V передач; 4 — кольцо упорное; 5-ролики подшипника IV передачи; 6 — втулка шестерни IV передачи; 7 — шестерня III передачи; 8 — подшипник роликовый; 9 — синхронизатор II и III передач; 10 — шестерня II передачи; 11 — шестерня заднего хода: 12 — муфта включения I передачи и заднего хода; 13 — втулка шестерни I передачи; 14 — шестерня I передачи; 15 — шайба упорная; 16 — вал ведомый; 17 — втулка шестерни заднего хода; 18 — шестерня IV передачи; 19 — пружина: 20 — втулка промежуточная; 21 — шпонка замковая
Ведомый вал коробки передач Камаз-5320 (рис.5) в сборе с шестернями и синхронизаторами установлен соосно с ведущим валом.
На переднем конце вала КПП Камаз-5320 посажен подшипник 2 с приставным внутренним кольцом, все шестерни вала установлены на роликовых подшипниках, из которых подшипник шестерни четвертой передачи насыпной, без сепаратора.
Шестерни 18 и 7 четвертой и третьей передач КПП Камаз-5320 в осевом направлении закреплены упорным кольцом 4 с внутренними шлицами, которое установлено в выточке вала таким образом, что его шлицы расположены против шлицев вала, и застопорено от проворачивания подпружиненной замковой шпонкой 21.
По оси вала просверлен канал для подвода смазки по радиальным отверстиям к подшипникам шестерен. Масло в канал подается маслонагнетающим устройством, расположенным на ведущем валу.
Для безударного переключения второй, третьей, четвертой и пятой передач имеется два пальчиковых синхронизатора 3 и 9 инерционного типа.
Механизм переключения передач Камаз-5320
Механизм переключения передач Камаз-5320 (рис.6) смонтирован в верхней крышке 2 коробки передач и состоит из трех штоков, трех вилок 3, 6, 7 переключения, двух головок штоков, трех фиксаторов (рис.7), предохранителя 2 (рис.8) включения первой передачи и заднего хода а также замка штоков.
Рис. 6. Механизм переключения передач Камаз-5320
1 — заглушка; 2 -крышка верхняя коробки передач; 3 — вилка переключения IV и V передач; 4 — винт установочный; 5 — проволока шплинтовочная; 6 — вилка переключения II и III передач; 7 — вилка переключения I передачи и заднего хода
Замок штоков состоит из двух пар шариков 1 (см. рис.7) и штифта. 4. Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Диаметры шариков и расстояния между штоками выбраны таким образом, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока, и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.
Рис. 7. Замок и фиксаторы механизма переключения Камаз-5320
1 — шарик замка; 2 — стакан стопорного шарика; 3 — пружина стопорного шарика; 4 — штифт замка; 5 — шарик стопорный
Сверху на крышку механизма переключения Камаз-5320 установлена опора 11 рычага (см. рис.1) со штоком 4, перемещающимся в сферической опоре.
С правой стороны опоры ввернут установочный винт 3 (см. рис.2), который фиксирует рычаг в нейтральном положении. В рабочем положении винт должен быть вывернут.
Рис. 8. Предохранитель механизма переключения передач Камаз-5320
1 — пружина предохранителя; 2 — предохранитель; 3 толкатель
Устройства коробки передач автомобиля камаз 5320
Устройство и работа коробки передач автомобиля КаМАЗ-5320
На автомобиле КамАЗ-6320 установлена механическая десяти ступенчатая коробка передач, которая объединяет трехвельную, трехходовую, пятиступенчатую основную коробку передач и передний двухвальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на всех модификациях автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач»
Общее устройство коробки передач с делителем показано на рис. 4.8.
В редукторной части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой Передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения пятой» четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и задний ход включается зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется
синхронизатором инерционного типа.
Картер 20 основной коробки передач крепится к картеру 3, являющемуся общим для сцепления и редуктора-делителя передач, В картере 2д на подшипниках установлены первичный 5, вторичный 18 и промежуточный 26 валы. Первичный и вторичный валы фиксируются от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников 7 и 16, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника 19. Блок шестерен заднего хода 22 установлен на оси на двух роликоподшипниках. Шестерня 8 первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточной валу шестерни заднего хода 23, первой 21 и второй 25 передач выполнены заодно с валом, а остальные укреплены на валу при помощи шпоном и распорного кольца. Большая шестерня 27 привода промежуточного вала находится в постоянном зацепление с шестерней первичного вала, образуя первую ступень понижения передач основной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней 10 четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор 9 включения пятой и четвертой передач, а между шестернями 11(третьей и 13 второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор 12 включения этик передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой 15.
Редукторная часть делителя передач состоит из. первичного
1 и промежуточного 28 валов, установленных на них шестерен 4
и 29 и инерционного синхронизатора 6, размещенных в картере 8 делителя, выполненном заодно с картером сцепления. Валы 1 и 28 фиксируются От смещения в осевом направлении шарикоподшипниками 2 и 30, установленными в перегородке картера. Шестерня 4 первичного вала установлена на роликоподшипниках, а шестерня 29 промежуточного вала жестко соединена с валом при помощи шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.
Рис 4.8. Устройство коробки передач автомобиля КамАЗ-5320:
1 — первичный вал делителя передач; 2, 7, 16, 80 — шарикоподшипники; картер делителя передач: 4 — шестерня первичного вала делителя; 5 — первичный вал коробки передач: 6 — синхронизатор делителя передач: 8 — шестерня первичного вала коробки передач, 9 — синхронизатор четвертой — пятой передачи 10— шестерня четвертой передачи вторичного вала: 11- шестерня третьей передачи вторичного вала; 12— синхронизатор второй— «третьей передач; 13 — шестерня второй передачи вторичного вала; 14 крышка картера коробки передач 15- муфта включения первой передачи и заднего хода; 17 — привод к спидометру; 18 — вторичный вал; 19— двойной сферический подшипник; 20 —картер коробки передач; 21 — шестерня первой передачи промежуточного вала; 22-» блок шестерен заднего хода; 28 шестерня заднего кода промежуточного вала: 24 — шестерня заднего кода вторичного вала: 25— шестерня второй передачи промежуточного вала: 26- промежуточный вал: 27 — шестерня привода промежуточного вала: 28 — промежуточный вал делителя передач: 29 — шестерня промежуточного вала делителя передач