Командно-штабная машина представляет собой подвижный пункт управления, размещенный на транспортной базе повышенной проходимости, оборудованный необходимой аппаратурой связи и рабочими местами должностных лиц, обеспечивающими нормальную работу командира и офицеров штаба на стоянке и в движении.
Классификация командно-штабных машин
По боевому предназначению и использованию КШМ можно разделить на две основные группы:
командно – штабные машины общего назначения;
специализированные КШМ (машины боевого управления).
КШМ общего назначения используются для обеспечения связи командирам и офицерам штабов общевойсковых соединений и начальникам различных родов войск и служб. К КШМ общего назначения относятся: Р-125МТ-2М, БТР-50 ПУМ, Р-145БМ, БРМ-1К, БМП-1КШ, Р-142Н, Р-142НМР, Р-149БМР.
Машины боевого управления предназначены для управления боевыми средствами (пуском ракет, огнем артиллерии, средствами противовоздушной обороны, авиацией). К специализированным КШМ относятся:
ПУ10, ПУ12, Р-146 – для управления средствами противовоздушной обороны;
ПУ-2М1 – для ракетных частей;
ПУ-3М, 1В-13, 1В-14, 1В-19 и др. – для управления средствами артиллерии;
Р-849, Р-975 – для управления авиацией;
Требования к командно-штабным машинам
Требования, предъявляемые к КШМ, вытекают из особенностей современного боя, в течение которого происходит частая смена мест размещения пунктов управления. В связи с этим требования, предъявляемые к КШМ, можно разделить на требования к ходовой части и требования к оборудованию.
1.2.1.Требования к ходовой части командно-штабных машин
К ходовой части КШМ предъявляются следующие основные требования:
КШМ должны обладать надежной броневой защитой оборудования и обслуживающего персонала от пуль и осколков снарядов противника;
КШМ должны иметь высокую проходимость по плохим дорогам и бездорожью со скоростью движения подвижных средств мотострелковых частей;
кузов КШМ должен иметь достаточные габариты для размещения аппаратуры связи, вспомогательного оборудования и рабочих мест командиров и экипажа;
КШМ должны иметь необходимый запас горючего для двигателя и агрегатов питания аппаратуры связи при их круглосуточной работе.
Исходя из перечисленных требований к ходовой части, оборудование современных КШМ размещается в основном на колесных бронетранспортерах.
1.2.2.Требования к оборудованию командно-штабных машин
К оборудованию КШМ предъявляются следующие основные требования:
количество и тип аппаратуры связи, устанавливаемой в КШМ, должны обеспечить командиру необходимое количество надежных каналов радиосвязи с подчиненными войсками и вышестоящим штабом. Как правило в КШМ устанавливаются 2 — 3 радиостанции УКВ и одна радиостанция КВ диапазонов;
управление всеми радиостанциями должно осуществляться как с любого рабочего места в КШМ (командира, офицера, радистов), так и дистанционно с использованием индивидуальных кабельных линий дистанционного управления;
рабочие места командиров и офицера должны быть оборудованы необходимой коммутационной аппаратурой, обеспечивающей служебную связь как между рабочими местами внутри КШМ, так и с абонентами линий дистанционного управления;
дальность связи радиосредств, установленных в КШМ, должна обеспечивать надежное управление подчиненными войсками и связь с вышестоящим штабом;
оперативность связи КШМ должна быть высокой, что достигается применением радиосредств, снабженных устройствами автоматики;
КШМ должна иметь высокую мобильность, которая определяется временем развертывания антенных устройств. Для повышения мобильности КШМ оборудуется механизмами автоматического подъема и опускания антенн;
КШМ должна обеспечивать скрытность передаваемой информации. Это достигается применением в КШМ специальной аппаратуры;
одновременная работа на передачу радиосредств, установленных в КШМ, должна осуществляться без взаимных помех на специально подобранных частотах;
электропитание аппаратуры КШМ должно обеспечиваться непрерывно как на стоянке, так и в движении.
КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА Р-149БМР
Читайте также:
Аналитическая машина Бэббиджа
БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ
Бердяев Н. А. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники[26].
Вопрос 41.Основные ф-ии СЧМ.Понятие замкнутой и разомкнутой СЧМ.Схема замк-й СЧМ. Показатели качества систем человек-машина
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам (ВДТ), персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы
Идеальная тепловая машина работает по циклу Карно. Опеделить КПД машины, если известно, что за один цикл машина совершает работу в 1 кДж и передает холодильнику 4 кДж теплоты.
Назначение.Командно-штабная машина Р-149БМР представляет собой подвижный пункт управления, позволяющий командирам и другим должностным лицам в интересах управления войсками вести обмен сообщениями различного вида в нескольких направлениях связи. Командно-штабная машина способна работать на стоянке и в движении как автономно, так и при взаимодействии с другими аппаратными, развернутыми на узле связи, по радиоканалам, образованным средствами КШМ, и каналам, предоставляемым узлом связи.
Аппаратура и оборудование КШМ размещены в корпусе унифицированного шасси К1Ш1, являющегося модификацией бронетранспортера БТР-80 и представляющего собой колесную, четырехосную, со всеми ведущими колесами плавающую машину. Транспортная база КШМ разделена на два отсека: в переднем отсеке находятся рабочие места членов экипажа и должностных лиц, аппаратура и оборудование, в заднем установлен двигатель бронетранспортера.
В КШМ предусмотрены размещение шести человек, в том числе трех должностных лиц и трех членов экипажа. Для них оборудовано шесть рабочих мест: водителя-электрика, механика-радиотелефониста, начальника радиостанции и три рабочих места для должностных лиц (два — для командира и одно — для офицера). Внутренний объем переднего отсека условно разделен на три зоны: в первой находятся рабочие места водителя-электрика и командира, во второй — механика-радиотелефониста и начальника радиостанции, в третьей — два рабочих места командира и офицера.
Состав КШМ Р-149БМР:
средства радиосвязи и дистанционного управления ими;
антенно-фидерные устройства (АФУ);
аппаратура специального назначения;
аппаратура внутренней связи и коммутации (АВСК);
навигационная аппаратура МРК-15;
аппаратно-программный комплекс системы видеосвязи (АПКСВ) «Редан»;
комплекс средств автоматизации управления войсками (КСАУВ);
блоки и устройства системы электропитания аппаратной;
элементы системы жизнеобеспечения.
Средства радиосвязи КШМ состоят из пяти радиостанций:
двух радиостанций Р-171М (Р-168-100У) (радиостанции 1 и 2);
Для дистанционного управления радиостанциями КШМ в ее составе имеются радиостанция Р-163-1В и телефонные аппараты П-172 и ТА-88.
В состав аппаратной, кроме того, входят средства связи, которые перевозятся в упаковках, разворачиваются и используются эпизодически при необходимости выполнения определенных задач. К таким средствам относятся авиационная радиостанция Р-853-В2 и станция спутниковой связи Р-438.
В КШМ также предусмотрены места для установки абонентской возимой радиостанции Р-169В, абонентских носимых радиостанций Р-169Н и приемников персонального радиовызова Р-169ПР комплекса технических средств подвижной радиосвязи Р-169.
Антенно-фидерные устройства КШМ включают в себя:
комплект антенных устройств с фидерами;
два механизма подъема антенн (МПА);
щит управления антеннами (ЩУА);
коммутатор антенный (КА).
Комплект антенных устройств состоит из:
штыревой антенны высотой 0,75 или 1 м (АШ-0,75 или АШ-1) для радиостанции Р-163-10В;
двух штыревых антенн высотой 2 м (АШ-2) для радиостанций Р-163-50У (Р-168-25У) и Р-171М (Р-168-100У);
двух штыревых антенн высотой 4 м (АШ-4), образующих при необходимости двухштыревую антенну зенитного излучения (АЗИ), для радиостанции Р-134М (Р-168-100КА);
широкодиапазонной антенны (ШДА) для радиостанций Р-163-50У (Р-168-25У) и Р-171М (Р-168-100У);
широкодиапазонной антенны ШДА-50 для радиостанции Р-163-10В;
симметричного наклонного вибратора (диполя) ВН26/9 для радиостанции Р-134М (Р-168-100КА);
антенн из комплекта радиостанций Р-163-1В и Р-853-В2, станции спутниковой связи Р-438, а также станций комплекса Р-169.
Аппаратура специального назначения КШМ имеет в своем составе:
устройство избирательного вызова по радиоканалу Р-012М;
устройство технического маскирования речи Р-168МВ;
аппаратуру ШАС Т-230-1 А;
аппаратуру ШАС Т-240Д;
аппаратуру передачи данных (АПД) Т-235-1У.
В состав КШМ входит аппаратура Т-240Д в носимом варианте, образующая совместно с радиостанцией Р-163-1В выносной комплект дистанционного управления радиосредствами КШМ.
Аппаратура внутренней связи и коммутации КШМ состоит из:
абонентских комплектов, к которым относятся два пульта радиста (ПР), три блока абонента (БА) и блок водителя (БВ);
блока управления (БУ);
блока коммутации каналов (БКК);
блока коммутации абонентов (БКА);
двух громкоговорителей (ГГ);
переключателей нагрудных (ПН);
блока питания (БП АВСК).
Комплекс средств автоматизации управления войсками включает в себя:
К элементам вводно-соединительного оборудования КШМ относятся два линейных щита ЩЛ 1 и ЩЛ 2. Для подключения к щитам проводных каналов связи в составе КШМ имеются две катушки ТК-2 с кабелем П-274М, длина кабеля на каждой катушке 500 м.
Система электропитания аппаратной содержит основные элементы:
электроагрегат постоянного тока дизельный АД4У-П28,5-1В;
генератор постоянного тока Г-290Б;
две буферные аккумуляторные батареи (АКБ) 6СТ-75М;
щит подключения (ЩП);
ввод силовой (ВС);
пульт сетевой (ПС);
фильтр сетевой (ФС);
блок распределения (БР);
коробку распределительную (КР);
переносное зарядное устройство ПЗУ-5.
В состав системы жизнеобеспечения КШМ входят:
отопительно-вентиляционная установка ОВ-65;
фильтровентиляционная установка автомобильная ФВУА-100А-24;
прибор радиационной и химической разведки;
комплект средств дегазации и дезактивации.
В качестве оконечной аппаратуры (ОА) для ведения связи используются микротелефонные трубки (МТТ) МТ-111, микротелефонные гарнитуры (МТГ) ЯА-96 и шлемофоны ТШ-4С (летние и зимние), подключаемые к радиостанциям через нагрудные переключатели абонентских комплектов рабочих мест членов экипажа и должностных лиц. При этом на рабочих местах начальника аппаратной и радиотелефониста установлены ПР, к которым подключаются МТГ или шлемофоны, на рабочих местах должностных лиц — БА с МТГ, МТТ или шлемофонами и на рабочем месте водителя — БВ и шлемофоны. В аварийных случаях радиосвязь можно вести с помощью ОА из комплекта радиостанций, подключаемой непосредственно к станциям.
КШМ Р-149БМР может иметь несколько вариантов изготовления, различающихся наличием или отсутствием следующей аппаратуры: станции спутниковой связи Р-438, устройства Р-168МВ, навигационной аппаратуры, АПКСВ, ПЭВМ, радиостанции Р-853-В2 и аппаратуры Т-235-1У.
Основные возможности:
ведение симплексной телефонной (ТФ) радиосвязи с корреспондентами в открытом (без использования аппаратуры шифрования информации) и закрытом (с помощью аппаратуры Т-230-1А или Т-240Д) режимах, а также в режиме маскирования информации устройством Р-168МВ на всех радиостанциях со всех рабочих мест, кроме рабочего места водителя;
ведение симплексной телефонной радиосвязи в открытом режиме и в режиме маскирования аппаратурой Р-168МВ на радиостанции Р-163-50У с рабочего места водителя;
ведение слуховой телеграфной (ТГ) радиосвязи на радиостанции Р-134М (Р-168-100КА) с рабочего места радиотелефониста;
ведение дуплексной телефонной радиосвязи в открытом и закрытом режимах на радиостанции Р-163-10В и радиостанциях Р-171М (Р-168-100У), а также при совместном использовании любых двух радиостанций КШМ (одна радиостанция работает в режиме передачи, другая — приема) со всех рабочих мест, кроме рабочего места водителя;
дистанционное управление радиостанцией средней мощности (РСМ) по линии связи, образованной кабелем П-269, в открытом и закрытом режимах со всех рабочих мест, кроме рабочего места водителя;
дистанционное управление любой из пяти радиостанций, а также РСМ с выносных телефонных аппаратов (ВТА) ТА-88 (в незасекреченном режиме) и П-172 (в засекреченном режиме) по двух- или четырехпроводным линиям, образованным кабелем П-274М длиной до 1000 м;
дистанционное управление радиостанциями КШМ через радиостанцию Р-163-10В при выходе должностного лица из машины с радиостанцией Р-163-1В и аппаратурой Т-240Д;
обмен сообщениями (данными) с корреспондентами с помощью аппаратуры Т-235-1У с рабочего места радиотелефониста по телефонным, цифровым и телеграфным каналам связи, образованным радиосредствами КШМ и РСМ, а также двухпроводной линии связи длиной до 20 км;
поочередное использование одного и того же канала связи для ведения телефонных переговоров в засекреченном режиме и обмена сообщениями на аппаратуре Т-235-1У с приоритетом последнего;
обмен графической и текстовой информацией с корреспондентами по радиоканалам и проводной линии связи с помощью базовой ПЭВМ и ПЭВМ выносного рабочего места, удаленного от КШМ на расстояние до 185 м;
ведение избирательной связи на любой из пяти радиостанций с использованием устройства Р-012М в открытом режиме, а также адресной связи (с использованием цифровых адресов корреспондентов) на радиостанциях Р-163-50У (Р-168-25У), Р-163-10В и средствами аппаратуры Т-230-1А;
прием открытой информации от радиостанций КШМ и РСМ на громкоговорители;
осуществление ручной ретрансляции сигналов корреспондентов через радиостанции КШМ, в том числе с участием РСМ, с рабочих мест начальника радиостанции и механика-радиотелефониста;
выход на коммутатор открытой связи, расположенный в аппаратной узла связи, по двухпроводной линии, образованной кабелем П-274М длиной до 1 км, со всех рабочих мест, кроме рабочего места водителя, а также с ВТА ТА-88;
выход на коммутатор засекреченной связи узла связи по четырехпроводной линии, образованной кабелем П-274М длиной до 1 км, со всех рабочих мест, кроме рабочего места водителя, а также с ВТА П-172;
ведение связи в закрытом режиме с использованием собственной аппаратуры Т-240Д, а также обмен данными с помощью аппаратуры Т-235-1У по цифровому каналу, образованному средствами узла связи и подключенному к КШМ кабелем П-269, двух- или четырехпроводной линией связи длиной до 20 и 5 км соответственно;
сдачу радиоканала, образованного средствами КШМ или РСМ, в закрытом аппаратурой Т-230-1А режиме абонентам узла связи по кабельной линии П-269 длиной до 1 км;
ведение внутренней избирательной, циркулярной и конференц-связи между абонентами всех рабочих мест;
ведение служебной связи с абонентами ВТА, радистом-оператором РСМ и оператором узла связи, предоставляющего цифровой канал связи;
блокировку внутренних, служебных связей и связей на радиосредствах в открытом режиме, а также автоматическое отключение громкоговорящего приема при ведении телефонных переговоров в закрытом режиме с любого рабочего места;
определение местоположения КШМ на местности с помощью навигационной аппаратуры и обмен этой информацией с другими аппаратными по каналам связи, образованными средствами КШМ;
видеообзор местности вокруг КШМ с возможностью передачи видеоданных об обстановке в другие аппаратные.
Средства связи комплекса Р-169 (при условии развертывания на узле связи базовой станции из состава комплекса) позволяют абонентам КШМ вести дуплексную телефонную радиосвязь с абонентами других аппаратных, а также обмениваться с ними короткими текстовыми сообщениями. Для ведения радиосвязи используются абонентские радиостанции Р-169В и Р-169Н, а для приема сообщений с базовой станции предназначен приемник персонального радиовызова Р-169ПР. При подключении к базовой станции линий автоматической телефонной сети (АТС) радиостанции Р-169В и Р-169Н дают возможность абонентам КШМ осуществлять автоматическую связь с абонентами АТС.
Оборудование рабочих мест КШМ позволяет:
с рабочих мест начальника радиостанции и механика-радиотелефониста:
вести внутреннюю связь с абонентами всех рабочих мест, а также служебную связь с абонентами ВТА, радистом-оператором РСМ и оператором узла связи;
готовить к работе каналы связи с использованием радиосредств КШМ и средств узла связи; вести по ним телефонную связь в открытом и закрытом режимах, а также в режиме маскирования информации;
управлять РСМ; коммутировать подготовленные каналы на рабочие места должностных лиц, на ВТА и в аппаратные узла связи;
производить ретрансляцию сигналов через радиостанции КШМ;
вести слуховую телеграфную радиосвязь с рабочего места механика-радиотелефониста;
вести обмен данными с рабочего места механика-радиотелефониста с использованием аппаратуры Т-235-1У; управлять положением антенн радиостанции Р-134М (Р-168-100КА);
с рабочих мест должностных лиц:
вести внутреннюю связь с абонентами всех рабочих мест;
вести телефонную связь в открытом и закрытом режимах, а также в режиме маскирования информации с использованием радиостанций КШМ, РСМ и по каналам узла связи; управлять АПКСВ;
вести обмен сообщениями с использованием ПЭВМ;
с рабочего места водителя-электрика:
вести внутреннюю связь с абонентами всех рабочих мест;
вести симплексную телефонную связь в открытом режиме и в режиме маскирования информации на радиостанции Р-163-50У;
управлять положением антенн радиостанции Р-134М.
Примечание. Радиостанции КШМ обеспечивают дальности связи с однотипными радиосредствами. Дальности связи соответствуют полной мощности передатчиков радиостанций. При работе в закрытом режиме дальность связи уменьшается на величину порядка 15 %, а при работе цифровыми сигналами — на 25 %’
Максимальная мощность, потребляемая КШМ от источников электропитания, не превышает 4 кВт от сети переменного тока и 3,2 кВт от бортовой сети 27 В.
Максимальная скорость движения КШМ на участке горизонтального асфальтированного шоссе при ведении связи составляет 80 км/ч, максимальная скорость движения на плаву — 9 км/ч. Запас хода на одной заправке равен 600 км.
Экипаж КШМ состоит из трех человек: начальника радиостанции — командира машины, механика-радиотелефониста и водителя-электрика.
Время развертывания КШМ силами экипажа без настройки радиостанций для работы в движении не превышает 5 мин, для работы на стоянке с использованием антенн ШДА, ЩДА-50 и ВН26/9 на мачте — 30 мин. Площадка, необходимая для развертывания КШМ на стоянке, должна иметь размеры не менее 80×20 м.
Масса полностью укомплектованной и заправленной горючим КШМ с экипажем из пяти человек не превышает 13 800 кг.
Работоспособность КШМ сохраняется в диапазоне температур от -40 до +50 и в условиях влажности до 98 % при температуре до +25 0 С.
КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
ПОДВИЖНОЙ РАДИОСВЯЗИ Р-169
Назначение.Комплекс технических средств (КТС) подвижной радиосвязи предназначен для обеспечения автоматической радиотелефонной (пейджинговой) связью руководящего состава Министерства обороны, Генерального штаба, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, объединений и соединений.