- Двигатель ЗМЗ-402
- Технические характеристики
- Обслуживание ЗМЗ-402
- Двигатель ЗМЗ 402: Регулировка и технические характеристики
- История создания 402 двигателя
- Устройство – 402 двигателя
- Технические характеристики 402 двигателя
- Разновидности двигателя
- Основные проблемы 402 двигателя
- Регулировка клапанов – 402 двигатель
- Необходимые инструменты
- Порядок регулировки клапанов 402 двигатель
Двигатель ЗМЗ-402
Двигатели ЗМЗ-402 неприхотливы в эксплуатации и достаточно просты в техническом обслуживании. Это бензиновые, карбюраторные, 4-цилиндровые рядные моторы. Устанавливались преимущественно на автомобили Волги и Газели. За годы производства было выпущено 6 125 136 экземпляров двигателя.
Модификации двигателя ЗМЗ 402-й серии:
- ЗМЗ-402.10 как основной базовый вариант под бензин марки АИ-92;
- ЗМЗ-4021.10, потребляющий топливо А-76 (80);
- ЗМЗ-4022.10, имеющий зажигание нового типа, так называемое форкамерно-факельное;
- ЗМЗ-4025.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 4021.10);
- ЗМЗ-4026.10 — предназначен для автомобилей семейства Газель (тот же 402.10).
Технические характеристики
Производство | ЗМЗ | |
Марка двигателя | ЗМЗ-402 | |
Годы выпуска | 1981-2006 | |
Материал блока цилиндров | алюминий | |
Система питания | карбюратор | |
Тип | рядный | |
Количество цилиндров | 4 | |
Клапанов на цилиндр | 4 | |
Ход поршня, мм | 92 | |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | |
Степень сжатия | 8.2 6.7* | |
Объем двигателя, куб.см | 2445 | |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 100/4500 90/4500* | |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 182/2500 172/2500* | |
Топливо | 92 76* | |
Экологические нормы | — | |
Вес двигателя, кг | 181 184** | |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 13.5 — — | |
Расход масла, гр./1000 км | до 100 | |
Масло в двигатель | 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 / 15W-40 | |
Сколько масла в двигателе, л | 6 | |
При замене лить, л | 5.8 | |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) | |
Рабочая температура двигателя, град. | Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | 200 * — для двигателей ЗМЗ 4021.10 и 4025.10 Обслуживание ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ 402: Регулировка и технические характеристикиЕсли бы каждому мотору присуждали звание, то «легендарным» стал бы двигатель ЗМЗ 402. Тяговая установка начала выпускаться на Заволжском предприятии, во времена, когда рост промышленного развития набирал обороты. Старт использования агрегата положен в 80 году. Изделие, после «лёгкой» доработки двигателя «ЗМЗ-24Д» (выпускался с 68 года) получило новую маркировку, а заодно и пополнило численность почитателей. На тот момент, не каждая техника имела присущие изделию характеристики и ресурс, поэтому спрос закономерен. Индексом «402 двигатель» обозначают линейку агрегатов, которая после доводки и усовершенствования исчисляется несколькими экземплярами. Объединяющий фактор, это использование бензина и четыре камеры, выстроенные в ряд. Тяговое семейство эксплуатировалось на продукции ГАЗ («Волга», «Газель»), Рижских автобусах «Латвия», автомобилях Ульяновского завода. История создания 402 двигателяИзначально силовая установка разрабатывалась для автомобиля «Волга» с целью замены устаревшего ГАЗ-21. Конструирование проходило медленно, за это время мотор обзавёлся модификациями ЗМЗ-24Д и ЗМЗ-4021. Первое изделие поставили на конвейер в 1958 году, для того времени это новое устройство, которое планировалось эксплуатировать на ГАЗ-56. Однако автомобиль так и не выпустили, поэтому мотор перекочевал на Волгу-24. Эксплуатационные показатели двигателя на высоте, поэтому изделие начали применять и на других машинах. Поскольку починка «24Д» обходилась дорого, двигатель просуществовал до 72 года. Впоследствии, мотор подвергся доработки и в 1980 сменил маркировку на «ЗМЗ-402». Говоря о 402 моторе, стоит подразумевать линейку изделий. За время эксплуатации двигатель переделывали и дорабатывали, пытаясь то приспособить под дешёвый бензин, то улучшить показатели горения. Базой оставалась модель ЗМЗ-402.10, на основе которой строились остальные установки. Узнаваемой чертой мотора флагманского мотора было новое, для того времени зажигание, позаимствованное у японского производителя «Honda». Год 96 ознаменовался выходом младшего собрата, «ЗМЗ-406», который превосходил предшественника по показателям. До 2006 года моторы выпускались параллельно, после, создание «402» было остановлено. Устройство – 402 двигателяДвигатель ЗМЗ-402, это доработанный и усовершенствованный мотор ГАЗ-24Д. Что касается переделки, главная часть пришлась на головку остова, масляную помпу, патрубок выхлопа. Улучшенный 402 двигатель Газель получил новый распределяющий вал, поднимающий вентиль на 9,5мм, вместо девяти на старой модели. Размещение вала распределения снизу, вентили активируются толкателями. В задней части вал уплотнён сальником из верёвки, это минус конструкции, поскольку из-за сборки элемент часто протекает, теряя масло. Для того времени установка получилась удачной конструкции, мотор надёжен, починка возможна в условиях гаража, качества топлива не требовалось, плюс живучесть. За время эксплуатации недостатки изучены и периодически выходили улучшенные модификации агрегата. Ресурсный потенциал не впечатлял показателями, однако при «щадящей» эксплуатации установка спокойно выходила 250000-300000км. Технические характеристики 402 двигателяМодернизируя силовую установку, перед конструкторами стояла задача улучшить показатели надёжности. Поскольку о мощности и приёмистости речь не шла, то двигатель претерпел минимальные изменения. Технические показатели мотора ЗМЗ-402:
Разновидности двигателяДоведение агрегата до совершенства привело к появлению модификаций. Распространённость мотора сказалась на заказах. Несмотря на то, что главным заказчиком оставались автомобили марки ГАЗ, 402 двигатель на УАЗ так же нашёл применение.
Модификация «4022.10» была экспериментальным агрегатом, конструкцию рабочей камеры которого позаимствовали у моторов «Honda». Изначально планировалось, что нововведения улучшат технические показатели. Полагалось, что двигатель станет экономичней, «резвей», прочней, экологически чище. На деле, достигнутые улучшения нивелировались сложностью конструкции, мотор нуждался в доработке и финансовых вложениях. Как результат, в 92 году испытание и доводку моторов свернули. Основные проблемы 402 двигателяПоскольку мотор считается массовым агрегатом того времени, владельцы, эксплуатирующие изделие встречаются и сегодня. С момента первого выхода прошло много времени, поэтому о “болячках” известно много.
Это главная причина неудобств, с которой сталкивался каждый владелец. Уплотнитель коленчатого вала, расположен в задней части и визуально представляет собой пропитанную графитом верёвку. Если при эксплуатации мотора развивать обороты выше отметки 2500, верёвка пропускает масло и начинается утечка жидкости наружу. Решение проблемы – замена набивки.
Набивка заднего сальника распределительного вала:
Конструкция карбюратора и коллекторов впуска выполнена с неточностями. Как результат, при работе без нагрузки топливо поступает не равномерно. По этой причине и происходят рывки и перебои. Некоторые умельцы, что бы устранить проблему переделывают моторы под инжектор, но для этого требуются знания.
Изделие нуждается в уходе, поэтому регулировка клапанов на 402 моторе проводится каждые 15000км пробега, иначе двигатель будет стучать. Решить проблему могут установленные гидравлические компенсаторы, и некоторые владельцы идут на такой шаг. Кроме клапанов, стук вызывает распределительный вал, или вкладыши шатунов.
Главная причина кроется в износе опорных подушек, которые меняют. Если с деталями порядок, то возможно нарушен баланс механизма кривошипов и шатунов, или неполадки с зажиганием. В последних двух случаях поможет только регулировка. Кроме того, проверяются детали, связанные с электросхемой мотора, которая периодически замыкает.
Для этого силового агрегата такое поведение в порядке вещей. Проблема кроется в приборе, поддерживающем постоянную температуру, помпе, либо явление возникло по вине пробки в контуре охлаждения. Кроме того, желательно проверить настройку и выставить зажигание на 402 двигателе. Регулировка клапанов – 402 двигательКонструкция силовой установки устаревшая: распределительный вал, расположенный внизу, тяги, и качество деталей – причина вибраций и неравномерности нагрузок на механизм распределения газов. По этой причине, после пробега 5000-15000км выставляют нужный зазор в клапанном механизме. Стоит заметить, что диапазон пробега связан с манерой эксплуатации мотора. Бережное использование, без резких стартов разрешает регулировать клапана после 15000км пробега, умеренные нагрузки – 10000км, эксплуатация на газу – 5000км пробега. Подход позволит снизить риск повреждения клапанов и выхода мотора из строя. Необходимые инструментыДля регулировки зазора потребуются инструменты, без которых выполнение процедуры попросту не возможно. К таким изделиям относятся:
Порядок регулировки клапанов 402 двигатель
|