Уроки ремонта автомобиля ходовой части

Ремонт ходовой части автомобиля своими руками

Еще с тех пор как автомобильная промышленность получила свое развитие, инженеры ломали голову над тем, как же снизить колебания кузова, возникающие на неровностях и ухабах.

В транспортных средствах имеются более и менее важные элементы, но, в целом, роль каждого из них имеет определенное значение, ведь если возникнут неисправности, то машина может утратить возможность передвигаться или стать неуправляемой.

К ходовой части машины относятся узлы, позволяющие не просто преодолевать расстояния, но и чувствовать себя при этом комфортно. А вот если происходят поломки в подвеске, то езда на таком авто станет не только неприятной, но порой и небезопасной. В связи с этим проводить проверку состояния ходовой следует строго и регулярно. В процессе проверки необходимо не только диагностировать состояние подвески, но и систематически выполнять работы по техобслуживанию, а также по мере необходимости производить замену деталей, которые стали негодными.

Проведение диагностики ходовой части авто

«Легковушки» современности стандартно оснащаются двумя колесными осями. Для обеих осей (мостов) скомпонован индивидуальный комплекс рычагов и амортизирующих устройств, призванных обеспечить более плавное движение машины. Обязательно какой-либо из мостов должен быть ведущим — от него крутящий момент передается от мотора к колесам. Автомобили, обладающие большей проходимостью, оснащаются сразу двумя ведущими мостами.

Производимые в наше время машины, оснащаются передней подвеской независимого типа, включающей целый ряд элементов, среди которых: пружины, опорные подшипники, рычаги, стабилизатор для поперечной устойчивости со стойками и втулками, шаровые опоры, амортизаторы, балка, поворотные цапфы, ступицы с подшипниками.

Обыкновенно встречаются следующие варианты задних подвесок: независимая (многорычажная), зависимая (задний мост) и полузависимая (балка).

В заднюю подвеску любой конструкции обязательно, помимо амортизаторов, входят колесные ступицы и подшипники, рессорный или пружинный механизм, смягчающий толчки во время проезде по неровностям, чтобы ход был плавнее. Помимо этого, на заднюю подвеску монтируются: реактивные тяги, балка, рычаги и задний стабилизатор с втулками.

В результате использования машины, составляющие ходовой постепенно приходят в негодность, из-за чего в подвеске возникают шумы различного типа. Вновь появляющиеся звуки могут отличаться, но с рядом неисправностей, о которых они свидетельствуют, недопустимо ездить. Чтобы выяснить, в чем причина возникшего дефекта, следует продиагностировать ходовую часть.

В основном, в сервисах ходовую диагностируют производят путем внешнего осмотра, проверяя, нет ли люфтов в соединениях устройств, входящих в подвеску. Специалисты автотехцентров для проведения диагностики применяют специализированное оборудование. Новейшая аппаратура позволяет выявить недочеты автомобиля точно и в краткие сроки.

Ремонт ходовой части машины

По окончании диагностики, когда поломки уже четко определены, можно начинать ремонт ходовой. Часто детали подвески заменяют, хотя ряд элементов подлежит ремонту – так, в рычагах производят перепрессовку сайлент-блоков. Конечно, любая деталь ходовой обладает определенным ресурсом, который рано или поздно будет исчерпан. После чего изношенный элемент придется заменить. Но бывает и так, что узел перестает работать должным образом до установленного срока.

Обычно это случается в следующих ситуациях:

  • Были размещены некачественные детали;
  • Машина эксплуатировалась в сложных условиях или при слишком большой нагрузке;
  • В результате резкого наезда на препятствие или удара произошла деформация.

Тянуть с починкой ходовой не рекомендуется, и возникшие недочеты лучше устранять как можно скорее. На самом деле, если имеются люфты наконечников, рулевых тяг или шаровых опор, то ездить так недопустимо, ведь если шаровая разрушится в поездке, то последствия сложно даже представить, потому что машина станет просто неуправляемой.

Читайте также:  Модель процесса ремонта автомобиля

Проверка и замена амортизаторов

Основная функция амортизаторов – гашение колебаний, направленных вертикально, от них зависит сильно или нет будет раскачиваться машина, проезжая ухабы. То, что амортизатор неисправен, можно распознать по сильному раскачиванию машины в вертикальном направлении. А если амортизаторный шток заклинило, то ощущение жесткости во время поездок в авто ощутят и водитель, и пассажиры.

Езда с некачественными амортизаторами чревата следующими опасными моментами:

  1. Возникающее в результате раскачивание делает машину плохо управляемой, вдобавок тормозной путь становится больше;
  2. С заклинившим амортизатором автомобиль движется довольно жестко, и каждую кочку прочувствуют на себе все, кто находится внутри.

Продиагностировать состояние амортизаторов не особо сложно. Надо установить машину на ровную поверхность и попробовать пораскачивать ее вниз и вверх. Если гашение колебаний происходит сразу, то амортизационный механизм исправен. Продолжительное раскачивание указывает на недостаточную упругость амортизаторов. Чтобы убедиться, что диагностика была произведена правильно, можно осмотреть детали визуально – на неисправность амортизаторов будут указывать следы масла на штоке.

К ремонту амортизаторов прибегают довольно редко, ввиду того, что цена на них невысока, а замена производится очень просто. Правда, стоит еще учитывать тип подвески. На автомобилях с задним привоом, типа Волги или Жигулей амортизаторы меняются легко – достаточно отвернуть нижние и верхние гайки, которыми крепится устройство, и снять его. Чтобы заменить амортизатор на переднеприводном авто, необходимо рассоединить амортизационную стойку и поворотный кулак и снять пружину.

Проверка и замена шаровой опоры

На износ шаровой указывают следующие показатели:

  • Стук, появляющийся в подвесочной области спереди;
  • Люфт руля, который постепенно лишь увеличивается;
  • Ухудшающаяся управляемость.

Проверять состояние опоры лучше с использованием автоподъемника. Но, за неимением такой возможности, можно воспользоваться и обычной ровной площадкой. Для визуальной проверки шаровой, нужно лишь повернуть колесо руками. Либо можно воспользоваться монтировкой, которую вставляют в переднюю подвеску в промежуток между ступицей и рычагом, и проверить, есть ли зазор. При наличии такового, это станет заметно во время перемещения монтировки.

Обычно на легковых машинах у шаровых имеется ресурс на пробег, варьирующийся в диапазоне 50-100 тыс. км. Но это, безусловно, не является гарантией того, что они не выйдут из строя до этого времени по тем или иным причинам. Например, чаще всего это происходит потому что порван пыльник. Для увеличения времени работы шаровых опор, следует регулярно проводить техобслуживание и проверять, в каком состоянии находятся пыльники.

Диагностика и замена ступичных подшипников

Подшипник ступицы не издает стук, как шаровая, он гудит, когда машина едет. Причем, пока авто набирает скорость, шум все более усиливается, а по мере снижения скорости он становится меньше.

Издающий шум подшипник несложно промониторить прямо на месте – автомобиль поднимают на домкрате, а колесо прокручивают, если элемент неисправен, то слышен скрипящий звук. Вообще, гул подшипника – это лишь начальная стадия его выхода из строя, впоследствии он станет издавать щелканье и хруст, а потом его может заклинить. А на ходу заклинившее колесо представляет собой большую опасность, потому что на неуправляемой машине легко спровоцировать аварию.

Ступичные подшипники тоже имеют приблизительный ресурс от 50 до 100 тыс. км. Но этот элемент может потребовать внимания и раньше, когда в ступицах не хватает смазки. Проверять наличие смазки нужно на техобслуживании, там же можно смазать ступицы, если возникла необходимость. Независимо от марки машины, данная деталь меняется примерно по одинаковому принципу. Отличие может быть в том, что снять подшипник на некоторых машинах легко, а на других они запрессованы давлением. Для обычного снятия подшипника можно разбить его наружный слой, тогда как для запрессовки придется применять прессовальное оборудование, а для этого уже придется обращаться в специализированный сервис.

Читайте также:  Можно ли заменить коренные вкладыши не снимая двигатель

Диагностика и ремонт рычагов передней подвески

Рычаги подвески конструируются неодинаково– в них могут запрессовываться сайлент-блоки или шаровые. Рычажные опоры крепятся с помощью заклепок или гаек с болтами. Стандартно рычаги крепятся к балке через сайлент-блоки, благодаря чему подвеска работает мягче.

Постепенно сайлент-блоки, являющиеся по сути резиново-металлическими втулками, становятся негодными. Об этом свидетельствует люфт, сопровождаемый стуком. Втулки рычагов подвергаются проверке, как и шаровые, и те из них, в которых обнаружится люфт, должны быть заменены. Перепрессовку втулок производят не на любых рычагах – есть модели автомобилей, где заменить эту деталь можно лишь полностью. Собственно, нередко рычаги меняют вследствие их деформации из-за переезда препятствия или в результате аварии.

Проверка и замена пружин

Довольно часто в ходовой части автомобиля из строя выходят пружины.

Как правило, это бывает:

  1. Если машину постоянно перегружают;
  2. Вследствие частого пользования дорогами с плохими условиями;
  3. Из-за установки некачественных деталей.

Зачастую поломка выражается в просевшей пружине или разломе ее витка. В большинстве случаев это происходит с пружинами, расположенными сзади, для этого характерно понижение высоты задней оси по сравнению с передней. Для поднятия «кормы» стандартные пружины можно заменить на усиленные, либо под пружины поставить дополнительные проставки.

При поломке одной из пружин появляется характерный стук в подвеске и наблюдается проседание машины в той стороне, где находится лопнувший пружинный виток.

Ремонт расширительного бачка: видео

Урок производственного обучения по профессии «Автомеханик» тема: «Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля »

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Ижемский политехнический техникум»

Урок производственного обучения

по профессии «Автомеханик»

Тема: «Техническое обслуживание и ремонт ходовой части автомобиля »

Разработал: мастер производственного обучения Чупров П.В.

Тема урока: «Диагностика и ремонт ходовой части легкового автомобиля»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по диагностированию и ремонту ходовой части легкового автомобиля

1.Знать устройство ходовой части легкового автомобиля, выявлять и устранять неисправности.

2.Сформировать четкое представление об устройстве ходовой части легкового автомобиля

3.Сформировать первоначальное умения в разборке и деффектовке ходовой части легкового автомобиля

4.Сформировать первоначальные умения в устранения выявленных неисправностей.

1.Сформировать условия для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях, производственной практике

2. Воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу

3. Воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ.

1. Сформировать умение распознавать поломки и дефекты ходовой части легкового автомобиля

2. Самостоятельно анализировать задание, правильность организации труда

Результат: После проведения урока студенты должны освоить следующие профессиональные и общие компетенции.

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Технология: Кейс метод

Форма урока: Звеньевая

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, тестирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Междисциплинарные связи: МДК.01.01 «Слесарное дело и технические измерения», МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

V. Материальное-техническое оснащение:

Подъёмник гидравлический , двухстоечный.

Учебно–техническая документация и дидактические материалы:

Учебники: 1. Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. – М.: Мастерство, 2008. 2. Коробейник, А.В. Ремонт автомобилей. Практический курс. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 3. Молоков, В.М. . Учебник по устройству автомобиля. – М.: РусьАвтокнига, 2008.

4. Ход учебного занятия по производственному обучению

Элементы структуры урока

Содержание деятельности мастера

Организационная часть (3 мин)

Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.

1. Проверить учащихся по списку

1.2. Проверить наличие спецодежды и внешний вид учащихся, готовность обучающихся к занятию.

Дежурный докладывает о готовности к уроку, называет отсутствующих

Мотивационно- целевая установка (5 мин.)

Создает мотивацию учебной деятельности для обоснования значимости рассматриваемого материала в практической деятельности путем просмотра видеоролика (диагностика тормозной системы)

Организует формулировку темы урока и целеполагание, корректирует ответы обучающихся

Организует внимание обучающихся

Организует беседу, задает проблемные вопросы, которые способствуют точному определению темы занятия и постановке целей занятия.

Самостоятельно определяют тему урока, используя информацию из видеоролика

Принимают участие в анализе видеоролика, отвечают на проблемные вопросы, опираясь на полученные ранее знания; самостоятельно формулируют тему урока .

Определяют и принимают цель занятия

Повторение техники безопасности (10 мин.)

2.3. Закрепление знаний по технике безопасности

Слушают мастера, читают, повторяют правила техники безопасности.

Актуализация знаний (15 мин.)

Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

актуализирую опорные знания

Вспоминают, осмысливают, дают ответы.

Формирование ориентированной основы действий

Разделение на звенья

Выдача инструкционных карт

Разделяет на звенья согласно теоретическим знаниям

Делятся на звенья, выбирают звеньевого.

Знакомытся с инструкционой картой, осмысливают, задают вопросы мастеру

Расстановка звеньев по рабочим местам

Организует и управляет работой обучающихся при выполнении трудовых приемов, используя инструкционную карту.

Контролирует последовательность этапов выполнения диагностики ходовой части легкового а\м путем целевых обходов

Первый целевой обход – проверяет готовность к работе; соблюдение обучающимися правил техники безопасности; правильность организации рабочих мест и их содержание

Второй обход – проверить правильность

Третий обход – индивидуальная работа с обучающимися (по мере необходимости)

Обратить внимание обучающихся на типичные ошибки

Проводят осмотр опираясь на инструкционную карту, собирают информацию, обсуждают, записывают в отчёт.

Перестановка звеньев по рабочим местам

Первый целевой обход – проверяет готовность к работе; соблюдение обучающимися правил техники безопасности; правильность организации рабочих мест и их содержание

Второй обход – проверить правильность

Третий обход – индивидуальная работа с обучающимися (по мере необходимости)

Обратить внимание обучающихся на типичные ошибки

Проводят осмотр опираясь на инструкционную карту, собирают информацию, обсуждают, записывают в отчёт.

Цель этапа: закрепление полученных знаний на занятии.)

Прослушиваются отчеты по проделанной работе. Производится самооценка и взаимооценка.

Подводит итог, озвучивая ошибки рассуждений или невнимательность при работе с кейсом. Удачные подходы при работе с кейсом.

Делается общий вывод о достижении цели занятия.

Производят самооценку. Выслушивают отчеты. Осуществляют взаимооценку.

Осмысливают сказанное мастером.

Анализируют допущенные ошибки.

Получают домашнее задание с учетом выявленных проблем.

Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Ижемский политехнический техникум»

ст.мастер ГПОУ «ИЖПТ»

____________ Рыков А.А.

«Диагностика ходовой части автомобиля ВАЗ -2107»

Разработал: мастер производственного обучения Чупров П.В.

Проверка ступичных подшипников

Проверка шаровых опор

Проверка рулевой трапеции

Проверка саленблоков рычагов

Проверка втулок стабилизатора поперечной устойчивости

Проверка амортизаторов и пружин

Проверяем подшипник полуоси

Проверка резиновых втулок продольных тяг

Проверка резиновых втулок поперечной тяги

Проверка хвостовика заднего моста

Карта выполненных работ по практическому заданию

Выполнил студент группы № _____

Работу принял мастер п/о Чупров П.В.__________

Отметки мастера о выполнении задания

Мастер п/о Чупров П.В.__________

Я узнал(а) много нового.

Мне это пригодится в жизни.

На уроке было над чем подумать

На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.

На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла)

Читайте также:  Ремонт двигателя лада приора 126 двигатель
Оцените статью