Урок по устройству дизельного двигателя

Занятие 5 Тема: Устройство дизельного двигателя
план-конспект занятия (9 класс) по теме

Занятие 5 Элективного курса «Введение в механизацию сельского хозяйства» для 9 класса коррекционной школы 8 вида

Тема: Устройство дизельного двигателя

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_5_ustroystvo_dizelnogo_dvigatelya_.docx 122.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устройство дизельного двигателя

1. Знакомство учащихся с устройством дизельного двигателя

2. Коррекция речи учащихся на основе использования в речи названий частей двигателя

3. Воспитание мотивации к приобретению технических знаний

II. Подготовительная часть.

— Сколько основных частей у трактора?

— Какая часть трактора по праву считается главной?

III. Сообщение темы

На сегодняшнем занятии мы будем знакомиться с устройством и принципами работы дизельного двигателя.

— Кто может ответить в чем отличие дизельного двигателя от бензинового?

IV. Основная часть.

Устройство двигателя трактора

В дизеле нашего трактора применена неразделенная камера сгорания с объемно- пленочным смесеобразованием (рис. 2). Одна часть впрыснутого топлива распыливается в объеме камеры сгорания, а другая — растекается по ее поверхности, образуя тонкую пленку. Первая часть топлива интенсивно перемешивается с потоком сжатого нагревшегося воздуха, активно испаряется и сгорает — происходит процесс так называемого предварительного воспламенения топлива. Камере сгорания придана шатровая форма, которая способствует созданию завихрений воздушного потока и лучшему перемешиванию топлива и воздуха. Вторая часть топлива (в виде пленки) испаряется, нагреваясь от стенки камеры сгорания и потока сжатого нагревшегося воздуха (последующее воспламенение топлива). Постепенно развивающийся процесс сгорания топлива создает условия для экономичной и, как говорят, мягкой работы дизеля, которая характеризуется плавно нарастающими нагрузками на кривошипно-шатунный механизм.

а — вид справа; 6 — вид слева; 1 — картер, 2 — задний лист; 3 — маховик; 4 — маслозаливнав горловина; 5 — фильтр грубой очистки топлива; 6 — воздухоочиститель; 7 — выпускной коллектор; 8 — головка цилиндров; 9 — сапун; 10 — бачок электрофакельного подогревателя; И — элегтрофакельный подогреватель; 12 — генератор; 13 — термостат: 14 — водяной насос; 15 — вентилятор; 16 — ремень вентилятора; 17 — передняя опора; IS — центробежный масляный фильтр; 19 — масломерная лннейка; 20 — топливный насос; — форсунка; 22— механизм аварийного останова; 23— впускной коллектор; — фильтр тонкой очистки топлива; 25 ‘ стартер.

Как и всякий дизель, двигатель Д-240 (Д-240Л) состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов и систем: смазочной, охлаждения, питания и пуска.

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Механизм газораспределения предназначен для впуска в цилиндр порции воздуха и выпуска из него отработавших газов в строго определенные моменты и промежутки времени.

Смазочная система служит для подвода смазочных материалов к трущимся деталям с целью уменьшения трения между ними, а также частичного отбора тепла.

Система охлаждения необходима для поддержания нормального теплового режима дизеля. В дизелях применяется жидкостная, обычно водяная, система охлаждения.

Система питания предназначена для точно дозированной и своевременной подачи топлива, а также воздуха в цилиндры дизеля и их тщательной фильтрации. БЛОК ЦИЛИНДРОВ, ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ, КАРТЕР

Блок цилиндров основная деталь корпуса дизеля и представляет собой жесткую отливку из серого чугуна. На блоке и внутри его монтируются механизмы, сборочные единицы и детали дизеля, для крепления которых предусмотрены отверстия, плоскости и посадочные места.

В вертикальных расточках блока установлено четыре гильзы цилиндров, уплотняемых в нижней части внутренней горизонтальной перегородки резиновыми кольцами. В осевом направлении гильзы фиксируются буртами в расточках верхней плиты блока цилиндров. Гильзы отлиты из легированного чугуна. Основные легирующие элементы (хром, медь, никель, сурьма) значительно повышают сопротивляемость рабочих поверхностей гильзы износу, улучшают ее антифрикционные свойства, повышают коррозийную стойкость. Внутренняя поверхность гильзы (зеркало цилиндра) закалке не подвергается.

Три поперечные вертикальные перегородки с окнами делят верхнюю часть блока на четыре полости, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, подаваемая в каждую полость из бокового водяного канала через отверстия против каждой гильзы цилиндров. Объем между стенками блока и гильзами служит водяной рубашкой, которая через отверстия в верхней плите блока и прокладке соединяется с водяной рубашкой головки цилиндров. Стенки блока цилиндров выполнены в виде арок, опирающихся на межцилиндровые перегородки, благодаря чему вокруг гильзы по всему периметру образуется водяная рубашка равномерной толщины и снижается температурный перепад по окружности гильзы цилиндров.

В трех вертикальных перегородках, а также в передней и задней стенках блока сделаны так называемые постели для коренных подшипников коленчатого вала. Они закрыты крышками 8, каждая из которых прикреплена к блоку болтами 10. Для стабилизации усилия затяжки крышек постелей под головки болтов 10 установлены закаленные цилиндрические шайбы. Постели коренных подшипников расточены совместно с крышками 8 с большой точностью, поэтому замена крышек, а также перестановка их с одного блока на другой не допускаются. Крышки в блоке цилиндров установлены по точно обработанным боковым плоскостям с небольшим натягом, обеспечивающим правильную их посадку и исключающим перекосы. Чтобы предотвратить неправильную установку крышек коренных подшипников, расстояния от оси расточки постелей коренных подшипников до отверстий под болты 10 в крышках делают различными.

Вверху и справа картерной части блока, в передней и задней стенках и средней перегородке в бобышках расточены отверстия для втулок распределительного вала. Эти втулки растачивают после запрессовки в блок цилиндров.

В блоке цилиндров сделан продольный масляный канал, от которого по поперечным наклонным каналам масло подводится к каждому коренному подшипнику ко всем опорным шейкам распределительного вала. Продольный канал соединен с масляным фильтром через сверленный горизонтальный поперечный канал, проходящий в средней вертикальной перегородке над третьим коренным подшипником. Канал в средней вертикальной перегородке соединяет масляный фильтр с масляным насосом.

Правая наружная стенка блока колонного типа. В сверлениях вертикальных колонн установлены штанги толкателей, которые своим нижним сферическим концом упираются в толкатели, скользящие в обработанных отверстиях расширенной части колонн.

В зависимости от типа пускового устройства позади блока цилиндров устанавливают один из двух видов заднего листа 6, отличающихся друг от друга координатами и размерами центрирующего отверстия. Стенка заднего листа имеет резьбовое отверстие, куда ввернут специальный винт (щуп) для установки начала подачи топлива в первый цилиндр дизеля. Через отверстие в середине заднего листа проходит фланец коленчатого вала для крепления маховика. Цилиндрическая поверхность этого фланца и каркасная манжета обеспечивают заднее уплотнение коленчатого вала. К наружным отверстиям листа крепится корпус сцепления, центрируемый двумя штифтами, которые запрессованы в фланец корпуса.

Спереди к блоку цилиндров прикреплены болтами щит распределения 13, изготовленный из листового проката, и крышка распределения 14, отлитая из серого чугуна. Совместное центрирование их осуществляется двумя штифтами, запрессованными в переднюю стенку блока цилиндров. Точно обработанные отверстия в щите распределения обеспечивают правильную установку топливного и масляного (гидроусилителя рулевого управления) насосов и правильное зацепление шестерен привода. Центрированной установкой крышки распределения относительно блока цилиндров достигается также точность зубчатого зацепления привода пневмокомпрессора, привода редуктора тахомотосчетчика и переднего уплотнения коленчатого вала. Регулируемая передняя подвеска дизеля крепится двумя болтами к плоскому выступу в передней верхней части крышки распределения. В пространстве между щитом и крышкой распределения находятся шестерни распределения.

Головка цилиндров представляет собой чугунную отливку, которая устанавливается на блок цилиндров и крепится шестнадцатью шпильками. Гайки шпилек затягиваются динамометрическим ключом в определенной последовательности. Между поверхностями блока и головки находится специальная асбостальная прокладка. Внутренняя полость головки служит водяной рубашкой. Поступающая из блока цилиндров охлаждающая жидкость направляется по каналам к наиболее нагретым местам: перемычкам между клапанами и форсунками. Сверху на головке цилиндров установлены клапанный механизм и крышка головки, к которой крепятся впускной коллектор и колпак крышки с сапуном, закрывающий клапанный механизм. В нижней части головки расположены гнезда для впускных и выпускных клапанов. В каналы над этими гнездами запрессованы направляющие втулки клапанов. Картер представляет собой алюминиевую отливку коробчатой формы, которая болтами прикреплена к блоку цилиндров и крышке распределения. Передняя часть картера несколько углублена: здесь располагается маслоприемник масляного насоса.

V. Заключительная часть.

— Для чего служит двигатель?

— Из каких главных частей состоит двигатель?

— Что такое головка цилиндров?

— Как поступает масло в коленчатый вал?

— Какая разница между впускным и выпускным клапаном?

«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»
план-конспект на тему

Дополниетльное образование. Разработка занятия по устройству трактора — «Устройство дизельного двигателя». Для старшеклассников, посещающих занятия в д/о «Тракторист».

Скачать:

Вложение Размер
Разработка итогового занятия по устройству двигателя 59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Г. КУРЧАТОВА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект открытого занятия

«Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»

Курчатов – 2017 г.

Конспект занятия по устройству трактора.

Старший школьный возраст.

Тема: «Итоговое занятие по устройству и принципу действия дизельных двигателей»

Место работы: МКУДО «ДДТ»

Должность: педагог дополнительного образования

Группа: учащиеся 1 года обучения.

Тема и номер урока в теме: раздел «Устройство

Вид урока : обобщающий.

Формы работы учащихся: круглый стол, беседа с учащимися.

Базовый учебник: дополнительная общеобразовательная программа

Цель урока: Подвести итоги усвоения учащимися пройденных тем раздела, выявить недоработки.

Оборудование: учебный кабинет МКУДО «ДДТ», плакаты, макеты и др.

Время проведения занятия – 40 минут.

  1. Организационный момент – 2 минут
  2. Сообщение темы и постановка цели занятий – 3 минуты
  3. Фронтальный опрос учащихся по пройденным темам, постановка проблем, поиски решений, выявление плохо усвоенных учащимися вопросов – 30 минут.
  4. Подведение итогов – 5 минут.
  1. Общее устройство дизельного двигателя:

— система питания дизельного двигателя;

2. Какие основные определения по двигателю?

— ВМТ – верхняя мёртвая точка;

— НМТ – нижняя мёртвая точка;

— h – ход поршня – это расстояние от ВМТ до НМТ.

— Д – диаметр цилиндра

— V h – рабочий объём цилиндра, пространство, которое то занимает поршень, то освобождает в цилиндре двигателя.

— V c – объём камеры сгорания (камера сгорания — пространство над поршнем, когда он находится в ВМТ).

— V а – полный объём цилиндра, пространство над поршнем, когда он находится в НМТ.

Е = V а / V c – степень сжатия показывает во сколько раз сжимается воздух в цилиндре дизельного двигателя или горючая смесь в карбюраторном двигателе.

Е диз. = 15 – 20 Е карб. = 5 – 10

N – мощность двигателя измеряется в лошадиных силах или в киловаттах л.с./кВт.

1 л. с. = 0,732 кВт.

3. Каково содержание рабочего цикла четырёхтактного двигателя, чередование тактов?

I Впуск воздуха, открыт впускной клапан.

II Сжатие , E ≈ 16 – 17

температура t = 600 – 650 о C

давление p = 35 – 40 ктс/см 2 или 3.5 – 4.0 МПа

В конце сжатия, поршень не доходит до ВМТ на 18 0 – 19 0 по углу поворота коленчатого вала, производится впрыск форсункой мелко распылённого дизельного топлива под давлением 175 ктс/см 2 , топливо смешивается с раскалённым воздухом, испаряется и самовоспламеняется.

III Рабочий ход температура при воспламенении t = 1900–2000 0 С

давление p = 90 ктс/см 2 при турбонаддуве p = 110 ктс/см 2 . В этот момент при движении от ВМТ до НМТ тепловая энергия сгорания топлива превращается в механическую.

IV Выпуск отработанных газов, открыт выпускной клапан.

Рабочий цикл совершается за четыре хода поршня (такта) и два оборота коленчатого вала.

Каково его назначение?

КШМ преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Каково устройство кривошипно-шатунного механизма?

Назвать основные детали КШМ, их назначение, устройство, материала (кратко).

Назвать основные неисправности КШМ и их признаки:

а) сизый дым из выхлопной трубы, угар масла в камере сгорания — это результат износа цилиндропоршневой группы (гильзы, поршни, кольца).

б) падение давления масла — это результат износа шеек, коленчатого вала и вкладышей, шеек распредвала и втулок увеличение зазоров через которые происходит утечка масла.

Газораспределительный механизм (ГРМ ).

Каково его назначение?

ГРМ служит для своевременного впуска горючей смеси или воздуха в дизелях и выпуска отработанных газов.

Каково устройство газораспределительного механизма?

Назвать основные детали ГРМ, их назначение, устройство, материалы.

Каким образом открываются клапаны и закрываются?

Назвать основные неисправности ГРМ и их признаки. Нарушена регулировка клапанов.

а) стук в клапанах, падение мощности, это результат большого зазора между коромыслом и торцом клапана.

б) Не работает цилиндр, отсутствует компрессия в цилиндре — это результат отсутствия или уменьшения зазора, прогорает фаска клапана.

Как отрегулировать клапана?

Надо знать порядок работы цилиндров 1 — 3 — 4 — 2.

Система питания дизеля

Каково её назначение?

Система питания служит для своевременного впрыска мелко распылённого дизельного топлива под высоким давлением в цилиндре двигателя.

Каково устройство системы питания дизельного двигателя?

Бак – фильтр грубой очистки – насос низкого давления – насос ручной подкачки – трубки низкого давления – фильтр тонкой очистки — пробка для удаления воздуха – топливный насос высокого давления (ТНВД) – трубки высокого давления – форсунки.

Воздушный фильтр, выхлопная труба, глушитель.

Назвать основные неисправности системы питания, их признаки:

а) чёрный дым из выхлопной трубы, неполнота сгорания дизельного топлива, большая подача дизельного топлива;

б) двигатель не запускается, работает с перебоями «троит».

В систему питания попал воздух.

Каково назначение топливного насоса высокого давления (ТНВД)?

Подает топливо под высоким давлением дозировано в цилиндры двигателя.

Основные детали ТНВД.

Корпус, кулачковый вал, рейка для изменения подачи топлива, секции насоса, механизм поворота плунжера.

Как устроена секция ТНВД?

Кулачёк, роликовый толкатель с регулировочным болтом и контргайкой, плунжерная пара, тарелка, пружина плунжера, нагнетательный клапан с пружиной, закрывается секция нажимным штуцером.

Система смазки дизельного двигателя

Назначение системы смазки:

— частично охлаждает трущиеся детали;

— выносит продукты износа;

— защищает от коррозии;

Каково устройство системы смазки?

Поддон картера, маслозаборник, масляной насос с предохранительным клапаном, масляной радиатор, полости в шатунных шейках для дополнительной очистки масла, манометр для замера давления масла.

Назвать основные неисправности системы смазки, их признаки – падения давления масла.

Причины падения давления масла

2) забита сетка маслозаборника;

3) заел предохранительный клапан насоса;

4) срезался привод маслонасоса;

5) перегрет двигатель;

6) износ сопряжений шейки коленвала – вкладыши;

7) шейка распред. вал – втулка;

8) применяется масло не по сезону: летом зимнее М 8 Г 2 (летнее М 10 Г 2 ).

Система охлаждения двигателя

Каково назначение системы охлаждения?

Система охлаждения служит для поддержания нормальной температуры двигателя t=85 – 95 С 0 .

Каково устройство системы охлаждения?

Водяная рубашка в блоке и головке, радиатор, патрубки, водяной насос, термостат, вентилятор, сливные краники, шторки, датчик и указатель температуры воды.

Термостат служит для ускоренного прогрева двигателя и поддержания нормальной температуры двигателя.

Назвать основные неисправности системы охлаждения, их признаки – перегрев двигателя.

Причины перегрева двигателя.

1. Нет охлаждающей жидкости.

2. Не натянут ремень вентилятора (обрыв).

3. Закрыта шторка.

4. Заел клапан термостата.

5. Забиты трубки радиатора.

6. Накипь в системе охлаждения, удаление накипи: приготовить раствор на 10 л воды — 0,5 кг кальцинированной соды и 0,5 л керосина, залить и поработать 8 – 10 часов.

Система пуска дизельного двигателя

Назначение системы пуска:

Сообщить коленчатому валу дизельного двигателя пусковую частоту вращения 150 – 250 об/мин, после чего двигатель начинает устойчиво работать.

Назвать виды пуска.

а) пусковым двигателем

Каково устройство системы пуска?

  1. Двухтактный пусковой двигатель П – 10 УД, мощностью 10 л.с.
  2. Редуктор пускового двигателя.

Каково назначение редуктора пускового двигателя?

Редуктор передаёт крутящий момент от коленвала пускового двигателя и маховику основного двигателя.

Как устроен пусковой двигатель П – 10УД?

  1. Цилиндр, головка, кривошипно-шатунный механизм, окна: впускные, выпускные, продувочные, безпоплавковый карбюратор, однорежимный регулятор – ограничитель максимальных оборотов, магнето, свеча зажигания.

Какие основные узлы имеет редуктор пускового двигателя?

  1. муфты сцепления
  2. обгонная муфта (муфта свободного хода)
  3. автомат выключения (бендикс)

Какое назначение имеет обгонная муфта?

Муфты свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении от коленвала пускового двигателя к зубчатому винцу маховика.

Какое назначение имеет автомат выключения?

При запуске основного двигателя и увеличения частоты вращения коленвала автоматически пусковая шестерня выходит из зацепления с венцом маховика.

Подведение итогов — 3 минуты.

Педагог проводит анализ занятия, отмечает успехи учащихся.

Читайте также:  Игорь бурцев тест драйв шкода рапид
Оцените статью