- План-конспект обобщающего занятия по теме: » Ремонт механизмов двигателя» план-конспект занятия на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лекционный материал по теме: «Ремонт автомобильных двигателей»
- Открытый урок «Техническое обслуживание механизмов двигателя»
- Просмотр содержимого документа «Открытый урок «Техническое обслуживание механизмов двигателя»»
План-конспект обобщающего занятия по теме: » Ремонт механизмов двигателя»
план-конспект занятия на тему
Данный конспект урока-занятия предназначен для для проверки и контроля усвоения темы: «Ремонт механизмов двигателя» по предмету: « МДК 01.02. Устройство, ТО и ремонт автотранспорта».
Проведение обобщающего урока в виде конкурса-урока предполагает форму состязания между отдельными группами одной группы. Данный метод дает возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, работать в группе. Кроме того, такая форма проведения занятия позволяет повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
remont_dvigatelya.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
«Тувинский Политехнический техникум»
План-конспект обобщающего занятия по теме:
«Ремонт механизмов двигателя»
Разработал преподаватель спецдисциплин
Куулар Делет Комбукаевич
План-конспект обобщающего занятия по теме:
«Ремонт механизмов двигателя»
Тип урока: Урок-игра
Вид урока: урок проверки знаний
Методы обучения : словесный, наглядный, в сочетании с индивидуальной и комплексной работой, практический.
Цель : Контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся по теоретическому обучению и проверка практических навыков при работе с деталями двигателя.
1. Проверка и оценка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащихся по теме «Ремонт двигателя». Выявить проблемы в знаниях и умениях учащихся.
2. Развивать внимание, наблюдательность, память, творческое, логическое мышление учащихся.
3.Воспитывать чувство коллективизма, инициативность. развивать интерес к предмету.
Оборудование : экран, проектор, плакаты, макет двигателя, детали двигателя.
1. Перекличка учащихся.
2. Сообщение цели занятия
3. Создание команд. Приветствие команд. Ознакомление с правилами конкурса.
I. Конкурс: «Эрудит»
А. Вопросы первой команды:
- Назовите детали кривошипно-шатунного механизма
- Назовите приборы системы питания дизельных двигателей
- Назовите дефекты распределительного вала
Б. Вопросы второй команды:
1) Назовите детали газораспределительного механизма
2)Назовите приборы системы питания карбюраторных двигателей.
3)Назовите дефекты шатуна
В . Каждая команда задает по два вопроса по теме : «Ремонт двигателя» команде- противнику.
II. Конкурс «Кто лучше? » Практическое задание «Установка и снятие колец поршня» .
Приглашаются по одному представителю из каждой команды.
Задание: Установить и снять кольца поршня.
Учитывается время и качество выполненной работы.
- Тур. Конкурс капитанов. «Кто больше?»
Капитаны называют детали двигателя. Кто назовет наибольшее количество, тот и побеждает.
Необходимо определить, из какого материала изготовлены детали двигателя, сгруппировать детали.
( Гильза, шатун, поршень, клапан, коленчатый вал, коромысло, распределительный вал, штанга, толкатель, вкладыш, пружина клапана, поршневой палец, поршневые кольца).
VI . Практическое занятие. Работа с макетом.
Задание 1 команде : назвать и показать на макете подвижные детали двигателя.
Задание 2 команде : назвать и показать на макете неподвижные детали двигателя.
VII. Блиц- турнир.
1) Заключительный этап ремонта двигателя (приработка).
2) В течение какого времени производится холодная приработка при малых оборотах двигателя? (в течение часа).
3) Как называют горячую приработку? (обкатка)
4) Когда производится первая замена масла в двигателе после ремонта? (через 1000- 2000 км. пробега).
5) Прибор, измеряющий внутренний размер цилиндров двигателей (нутромер).
6) Под какими углами должны находиться замки соседних поршневых колец? (90°, 180°).
7) В течение какого времени проводится горячая обкатка двигателя на холостом ходу? (50 — 60 мин)
8) На двигателях каких машин производится нагрев верхней головки шатуна? (на двигателях ВАЗ).
Подведение итогов урока. Определение команды победителя. Анализ и оценка деятельности учащихся на уроке.
1. Учебник «Устройство и техническое обслуживание автомобилей». 2. А.С. Кузнецов «Справочник слесаря по ремонту автомобилей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки , проводится в 4 классе по общей теме » Музыка разных народов мира» . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными чертами, свойствами и особе.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА — ПЛАН — КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД «Волосовская Де.
Учебное занятие по теме «Рынок: содержание, структура, механизм» входит в учебный курс «Экономическая теория». Лекция представлена в форме презентации MS Power Point.
Материал по открытому занятию. ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества. МДК.02.02 Товарная информация. Специальность 100801 «Товароведение и экспертиза потребительских товаров».
План-конспект учебного занятия по учебному курсу «Основы социологии и политологии» с использованием ИКТ (презентации MS Power Point).
интегрированный урок-зачет по теме «Приготовление тортов» объединяет в себе обучение одновременно по нескольким предметам, где рассматриваются вопросы, касающиеся данной темы: основной предмет «Т.
План-конспект урока «Техническое обслуживание и ремонт муфты сцепления ГАЗ-53» используется при изучении предмета «Технология слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию с\х .
Лекционный материал по теме: «Ремонт автомобильных двигателей»
Тема: «Технология ремонта двигателей внутреннего сгорания»
1. Причины изнашивания деталей двигателя.
2. Восстановление блока цилиндров двигателя.
3. Износ деталей цилиндро-поршневой группы.
4. Восстановление цилиндров и гильз.
1. Причины изнашивания деталей двигателя.
Среди агрегатов тракторов и автомобилей наиболее быстро изнашиваемый и наименее надежный и долговечный агрегат — двигатель.
В процессе эксплуатации тракторов и автомобилей за двигателями ведется постоянный контроль, тщательное обслуживание, словом, уделяется им максимум внимания, и все же первыми из всех агрегатов они выходят из строя. Это объясняется тем, что детали двигателя подвержены активному химическому и механическому воздействию и нагружены значительными усилиями.
В большинстве случаев сроком службы двигателей определяется межремонтный срок работы тракторов и автомобилей. В свою очередь, срок службы двигателей обусловливается долговечностью его ответственных В большинстве случаев сроком службы двигателей определяется межремонтный срок работы тракторов и автомобилей. В свою очередь, срок службы двигателей обусловливается долговечностью его ответственных деталей.
В двигателях наиболее быстро изнашиваются поршневые кольца, поршни, цилиндры, клапаны, коленчатый вал, шатунные и коренные подшипники коленчатого вала.
Обычно срок службы автотракторных двигателей определяется износом поршневых колец, канавок поршней, цилиндров, подшипников и шеек коленчатого вала, а также неплотностью прилегания клапанов к гнездам. Появление этих неисправностей приводит к необходимости разборки двигателя с последующим сложным ремонтом.
Неисправности и дефекты остальных узлов и деталей, несомненно, влияют также на техническое состояние двигателя в целом, но их ремонт не вызывает необходимости полной разборки двигателя, и эти дефекты могут быть устранены путем замены неисправных узлов и деталей новыми или отремонтированными.
На износ поршневых колец, канавок поршня, цилиндров, шеек коленчатого вала, клапанов и других деталей оказывают влияние многие факторы. Некоторые из них, например температура, при благоприятных обстоятельствах оказывают умеренное влияние и, наоборот, при неблагоприятных обстоятельствах ускоряют изнашивание деталей в несколько раз.
Срок службы детали в первую очередь зависит от качества материала, из которого она изготовлена, ее термической и механической обработки точности сборки машины и от других конструктивных и производственных факторов.
Практика показывает, что при одних и тех же конструктивных данных и одинаковых производственных условиях изготовления решающее влияние на срок службы деталей оказывают условия эксплуатации, в частности режимы работы машин. Так, при работе двигателей важнейшие факторы, влияющие на изнашивание деталей, — это абразивная среда, число пусков и остановок, температурный и нагрузочный режимы, вибрация и деформация деталей.
Дорожные и климатические условия и резкое различие режимов полевых и транспортных работ обусловливают частое изменение скоростей и длительное применение пониженных передач с высокой степенью использования большого крутящего момента, что приводит к резкому изменению температурного и нагрузочного режимов работы двигателя.
В результате проведенных испытаний тракторов установлено, что темп изнашивания многих деталей не находится в прямей зависимости от наработки машин, а обусловливается в большей степени конкретными условиями работы. В частности, разброс интенсивности изнашивания одноименных деталей в масштабе страны характеризуется коэффициентом вариации 0,625.
Скорость изнашивания деталей непрерывно меняется в зависимости от того, с какой активностью действуют в данный отрезок времени на изнашивание такие факторы, как пылезасоренность воздуха, число запусков и их длительность, температура окружающего воздуха, неравномерность нагрузочного и температурного режимов и т. п.
2. Восстановление блока цилиндров двигателя.
Износ блока цилиндров . Блоки цилиндров могут иметь следующие дефекты: износ отверстий под втулки толкателей, втулки распределительного вала, палец промежуточной шестерни и установочные штифты; износ резьбовых отверстий, коробление, износ или нарушение соосности гнезд под вкладыши коренных подшипников; облом кромки гнезда под уплотнительное кольцо гильзы; трещины в стенках водяной рубашки, ребрах жесткости и картере.
Восстановление блока . Все перечисленные износы и дефекты могут быть устранены.
Изношенные отверстия под втулки толкателя, втулки распределительного вала и палец промежуточной шестерни растачивают, запрессовывают в них втулки и развертывают эти втулки до нормальных размеров. После расточки в эти отверстия могут быть поставлены детали ремонтного размера, увеличенные по наружному диаметру.
Втулки можно запрессовывать с применением клеев на основе эпоксидных смол. В этом случае при посадке втулки может быть допущен несколько меньший натяг.
Гнезда под втулки и втулки после запрессовки в блок растачивают при помощи приспособления, обеспечивающего сохранение расстояний между осями отверстий под вкладыши коренных подшипников, втулок распределительного вала и пальца промежуточной шестерни.
Отверстия под установочные штифты восстанавливают в таком порядке. Блок поворачивают задним торцом вверх, на нем крепят специальный кондуктор, фиксируемый по отверстию под втулку распределительного вала и гнезду коренного подшипника коленчатого вала. После закрепления кондуктора изношенные отверстия рассверливают и развертывают. В увеличенные отверстия запрессовывают ступенчатые закаленные штифты, изготовленные из стали 45.
Покоробленные плоскости блока цилиндров . При короблении плоскости более 0,1 мм шлифуют на плоскошлифовальном или радиально-сверлильном станке, применяя специальное приспособление.
При нарушении соосности постелей в блоке под вкладыши коренных подшипников вследствие износа и деформации крышек и поверхностей постелей опорные поверхности крышек шлифуют на плоскошлифовальном станке, уменьшая высоту на 0,3 мм. После этого крышки устанавливают на место, затягивают гайками и растачивают на специальном или продольно-расточном станке до нормального размера отверстия. Чтобы получить чистую поверхность, соответствующую 8-му классу, подача резца должна быть минимальной. После расточки поверхности гнезд должны быть гладкими, строго цилиндрическими и соосными. Относительное смещение двух смежных гнезд должно быть не более 0,03 мм, а относительное смещение всех гнезд — не более 0,05 мм. Соосность проверяют специальной скалкой с индикаторами.
Поврежденные места под резиновое уплотнительное кольцо в блок е восстанавливают следующим образом. Неровности изломанного места зачищают и снимают фаску. Изготовляют из стали марки Ст. 3 кольцо и вырезают из него кусок по размерам подготовленной части гнеза. Вкладывают в канавку под резиновое кольцо специальный медный сегмент и прижимают к канавке винтом. Приваривают кусок кольца к подготовленному месту по всей длине, после чего вынимают медную вставку из канавки и зачищают шов. Если длина отломанной части больше 1/3 окружности посадочного места, новую часть приваривают способом «вразброс». Допускается приварка биметаллическими электродами.
Трещины в блоках цилиндров обычно заваривают электродами ЦЧ-4 или проволокой Св-08.
На наружной поверхности водяной рубашки трещины можно заделывать заплатами, приклеивая их клеем БФ-2 или клеями на основе эпоксидных смол.
Контроль . Блок цилиндров — основная базовая деталь, на которой в строго определенном положении (координации) монтируют все узлы и механизмы двигателя. Жесткость и прочность блока цилиндров обусловливает нормальное взаимодействие деталей и узлов двигателя. Поэтому после ремонта необходимо проверять коробление и износ опорных и установочных (базисных) поверхностей блока на поверочной плите при помощи индикаторных приспособлений и щупа.
Ось постелей под коренные подшипники должна быть параллельна верхней плоскости и перпендикулярна торцовым плоскостям блока.
Оси цилиндров должны быть перпендикулярными к оси коленчатого вала и быть с нею в одной плоскости.
После ремонта блоки цилиндров подвергают гидравлическому испытанию на герметичность под давлением воды до 0,4 МПа в течение 5 мин. При этом течь воды и «потение» стенок блока не допускаются.
Открытый урок «Техническое обслуживание механизмов двигателя»
Открытый урок «Техническое обслуживание механизмов двигателя»
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Техническое обслуживание механизмов двигателя»»
Муниципальная автономная организация
дополнительного образования и профессионального обучения «Ленинградский учебный центр» станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Тема: «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
мастер производственного обучения
Рощенков Виктор Николаевич
Тема урока: «Техническое обслуживание механизмов двигателя».
Эпиграф: “Знания агрессивны, пополняясь и совершенствуясь, они вызывают цепные реакции поиска новых знаний
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
А) обучающая: обобщение, систематизация, закрепление знаний по теме «Техническое обслуживание двигателя», углубленное раскрытие узловых вопросов темы;
Б) развивающая: развитие творческого и логического мышления, умения применять знания в практической деятельности и аргументировано отстаивать свое мнение;
В) воспитательная: воспитание чувства ответственности за результаты коллективного труда, взаимоподдержку.
Г) методическая: раскрытие активных форм и методов обучения в структуре комбинированного урока
Физика. Тема: «Двигатели внутреннего сгорания».
Материаловедение: Тема «Металлы и сплавы»
Используемые образовательные технологии: профориентационная, здоровьесбережения, проектного обучения, ИКТ.
— видеоролики по теме «Устройство автомобиля», «Компьютерная диагностика автомобиля» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация обучения. Цель и задачи урока
Задачей слесаря по ремонту автомобиля является не только ремонт автомобиля после поломки. Гораздо важнее недопустить поломки. Сегодня мы подводим итоги изучения темы: «Техническое обслуживание механизмов двигателя». Вы расскажете о том, что узнали по этой теме. При подготовке к уроку вы разбились на группы и каждая группа представит свой раздел темы. На основе своих знаний вы попробуете решить практические задачи.
В конце урока мы узнаем о новых направлениях в диагностике механизмов и деталей двигателя.
Запишите, пожалуйста, номер урока и его тему: «Техническое обслуживание механизмов двигателя».
Актуализация и обобщение знаний
Проверка домашнего задания (с демонстрацией электронной презентации на экране телевизора):
Группа 1. Устройство механизмов двигателя
1.Общее устройство и принцип работы двигателя
Двигатель внутреннего сгорания – преобразует энергию расширяющихся газов в механическую работу.
Карбюраторный двигатель состоит их двух механизмов: кривошипно-шатунного и газораспределительного,
и четырех систем: системы охлаждения, системы смазки, системы
Рабочий цикл 4-х тактного карбюраторного двигателя происходит за 2 оборота коленчатого вала:
1 такт: впуск горючей смеси: впускной клапан открыт, поршень идет вниз
2 такт: сжатие рабочей смеси : поршень идет вверх, клапана закрыты
3 такт: рабочий ход – газы давят на поршень и он проворачивает коленчатый вал, клапана закрыты
4 такт: выпуск отработавших газов: выпускной клапан открыт, поршень идет вверх
2. Назначение и детали кривошипно-шатунного механизма (КШМ)
Назначение КШМ : преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение Кв.
неподвижные: блок цилиндров, головка блока, крышка блока распределительных колес, поддон
подвижные: поршень с кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый вал, маховик.
Подшипники коленвала – сталеалюминевые вкладыши
3.Назначение и виды ГРМ. Привод.
Назначение ГРМ: служит для открытия и закрытия клапанов, обеспечивая: впуск горючей смеси, выпуск отработавших газов и надежную изоляцию камеры сгорания на 2 и 3 тактах.
Клапана заставляет открыться в нужный момент кулачек распределительного вала, который получает вращение от коленвала через шестерни. На шестерне распредвала зубьев в 2 раза меньше, поэтому распредвал за рабочий цикл делает один оборот. При сборке шестерни собираются по специальным меткам.
Шестерни распредвала — втулки из антифрикционного сплава
В зависимости от расположения распредвала механизмы газораспределения могут быть:
с нижним расположением распредвала – в блоке цилиндров
и с верхним расположением распредвала – в головке блока
4. ГРМ с нижним расположением распредвала
Основные детали механизма газораспределения с нижним расположением распредвала: распределительный вал, зубчатые колеса Рв и Кв, толкатель, штанги, коромысло, ось коромысел, клапана, направляющие клапанов.
5. ГРМ с верхним расположением распредвала. Тепловой зазор
При верхнем расположении Рв отсутствуют штанги и толкатели.
Чтобы клапана открывались в нужный момент, при сборке зубчатые колеса распределительного и коленчатого вала собираются по специальным меткам.
Для компенсации теплового расширения деталей выставляется тепловой зазор между коромыслом и кулачком или коромыслом и стержнем клапана при нижнем расположении.
В зависимости от модели автомобиля он может быть от 0,15 до 0,45 мм.
Группа 2. Понятие о техническом обслуживании
1.Цель и виды технического обслуживания.
Техническое обслуживание (ТО) профилактическое мероприятие, которое проводится в плановом порядке через определенную длительность пробега или срок работы подвижного состава поезда с целью поддержания работоспособности а/м при наименьшем изнашивании сопряженных деталей для предупреждения внезапных отказов в работе отдельных сборочных единиц.
Виды ТО: ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание. Перед техническим обслуживанием проводится диагностирование
2. Диагностирование. Виды.
Диагностирование — это определение технического состояния а/м без разборки.
Способы диагностирования: стенды, передвижные станции, датчики и приборы на панели а/м.
Д1— общее – проводится перед ТО-1-определяют состояние агрегатов и узлов, обеспечивающих безопасность и пригодность к эксплуатации.
Д-2—углубленное — проводят перед ТО-2 – оценивается техническое состояние агрегатов, узлов и систем, уточняется объем работ ТО-2 и потребность в ремонте.
3. Периодичность проведения ТО
В зависимости от срока работы подвижного состава проводят:
ежедневное (ЕО) и сезонное (СО) обслуживание
Ежедневное обслуживание проводится перед выездом автомобиля и после работы и включает уборочно-моечные, контрольно-обзорные и заправочные работы.
Сезонное обслуживание проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к летнему и зимнему периодам и совмещается обычно с ТО-1 или ТО-2
4.Периодичность ТО-1 и ТО-2
ТО-1 и ТО-2 проводят в зависимости от пробега автомобиля
Периодичность: через 3 ТО-1 — проводят ТО-2
В ТО-1 и ТО-2 входят контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неполадок, снижения интенсивности износа деталей и предупреждающие отказы до очередного ТО.
Отличаются тем, что при ТО-1 работы производятся без разборки основных приборов и агрегатов, а при ТО-2 с разборкой – более углубленные.
Прицепы и полуприцепы
и автобусы на базе г/а
Неполадки механизмов двигателя. Регламентные работы при ТО
1.Диагностирование механизмов двигателя
Неполадки или износ деталей механизмов двигателя приводят к потере мощности, повышенному расходу горючесмазочных материалов и сказываются на работе всех остальных систем двигателя. Поэтому необходимо систематически проверять их техническое состояние.
Диагностирование механизмов двигателя проводят:
— методом прослушивания в характерных точках
— проверкой давления в цилиндрах в конце такта сжатия
— по утечке воздуха из цилиндров
— объему газов, прорывающихся в картер
— по внешним признакам — цвету отработавших газов, появлению дыма, потере мощности, неравномерности нагрева патрубков в процессе прогревания и т.д.
2.Основные неисправности КШМ
1. Износ поршневых колец, поршней и гильз цилиндров, коренных и шатунных подшипников и шеек коленчатого вала, поршневых пальцев, отверстий в бобышках или бронзовых втулок верхней головки шатуна.
2. Повреждения прокладок головок блока цилиндров.
3. Ослабление крепления головки блока, поддона картера, постели распределительного вала.
3.Основные неисправности ГРМ:
1. Стук клапанов в следствие увеличения теплового зазора.
2. Неплотное прилегание клапанов к седлам из-за уменьшения или отсутствия теплового зазора, потеря упругости или поломка пружин клапанов.
3. Шум в приводе РВ в результате износа звездочек и цепи или вытягивания цепи.
4.Регламентные работы, выполняемые при ТО КШМ и ГРМ.
При ежедневном обслуживании двигатель очищают от внешних загрязнений и прослушивают при разных режимах.
При ТО-1 проверяют крепление головки блока и постели распредвала, герметичность соединения головки и поддона картера и уплотнения коленчатого вала
При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 подтягивают крепления поддона картера и головки цилиндров, регулируют тепловые зазоры клапанов и натяжение цепи привода распределительного вала.
При сезонном обслуживании промывка внутренних поверхностей блока, поддона, перед зимним сезоном двигатель утепляют.
4 группа. Проведение работ при ТО механизмов двигателя
1.Прослушивание стука двигателя производится на прогретом двигателе с помощью стетоскопа.
Его наконечником прикасаются к различным местам двигателя и по стуку определяют вид неполадок.
Например: в разъеме блока и головки можно услышать стук клапанов об днище поршня.
На уровне разъема картера — можно услышать неполадки коренных подшипников (вкладышей),
В зоне вращения кривошипов слушают неполадки шатунных
Режим работы Двигателя
выше плоскости разъема
уменьшении частоты вращения Кв сразу после пуска холодного двигателя.
сильный, глухой, низкого тона звук,
в плоскости разъема
при резком изменении|смене| частоты вращения коленного вала|.
более резок и звонкий
с|в сравнении с|о стуком коренных
в зоне вращения
при резком изменении|смене| частоты вращения коленчатого вала|.
во время выключения|выключающий| зажигания|зажигания| или форсунки в этом цилиндре
в 4 зоне| расположения
и нижнему положениям
во время изменения частоты вращения коленчатого вала| двигателя
подшипников и т.д.
Компрессия – это давление в цилиндре в конце такта сжатия. Определяется компрессометром. Перед проверкой двигатель прогревают, потом выкручивают свечи зажигания из всех цилиндров и плотно вставляют резиновый конусный наконечник компрессометра в свечное отверстие цилиндра. Затем проворачивают коленчатый вал стартером, создав частоту вращения 200-| 300 об/мин.
|Нормальная величина компрессии прогретого двигателя должна превышать степень сжатия и находиться в пределах 10-12 кгс/см
3. Проверка герметичности цилиндров
Для проверки герметичности цилиндров в цилиндры двигателя подают сжатый (до 2-3 кгс/см2) воздух от стационарного компрессора через свечное отверстие (при закрытых клапанах). Если:
— воздух выходит через карбюратор или глушитель — клапаны неплотно прилегают к седлам;
— воздух выходит из картера через маслозаливную горловину — изношена цилиндропоршневая группа;
— воздух проходит в соседний цилиндр или в рубашку охлаждения — повреждена прокладка между головкой и блоком цилиндров.
4.Крепежные работы при ТО КШМ и ГРМ
В крепежные работы входит затягивание гаек (болтов) крепления головок цилиндров и постелей РВ
Подтягивание производят: в чугунном Дв — на прогретом двигателе, в алюминиевом — на холодном. Подтяжки делают динамометричним ключом.
На двигателе ЗИЛ-130 затягивания болтов крепления проводится при холодном Дв с моментом затягивания (7-9 кг). Запрещается делать подтяжку болтов при температуре двигателя ниже 0°С|. |
На рисунке показан порядок затягивания болтов постели распределительного вала в головке блока двигателей ВАЗ
5.Регулировка тепловых зазоров клапанов
Производится при ТО-2 помощи набора плоских щупов на холодном двигателе. Клапана по очереди выставляются в верхнюю мертвую точку. Отпускают контргайку клапана и вращают регулировочный винт. Щуп должен выходить с небольшим натягом. Удерживая винт, затягивают контргайку и снова проверяют зазор. На разных моделях он должен быть от 0,15 до 0,45 м
4.1. Применение полученных знаний (работа в малых группах)
Постановка проблемных вопросов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
Клиент обратился на СТО с жалобой на повышенный расход смазочного материала и большую дымность выпуска отработавших газов двигателя. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Если да, то назовите причину и методы устранения неисправностей?
— износ и поломка поршневих колец, потеря ими упругости
— износ канавок под поршневые кольца
— износ и повреждение гильз цилиндров
— подсос смазочного материала через зазоры между стержнями клапанов и направл. втулками
— нарушение уплотнений Кв
Клиент обратился на СТО с жалобой на стуки в двигателе. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Назовите причины и методы устранения неисправностей?
— поломка клапанних пружин и заедание клапанов
— задиры поверхностей гильз и поршней
— увеличенные зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел
— износ поршневих пальцев, отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов
— износ шатунных и коренных подшипников
Клиент при проведении ежедневного обслуживания обнаружил появление пузырьков воздуха в горловине радиатора..В чем причина? Назовите методы устранения неисправности?
— износ колец, потеря ими упругости, их закоксование или поломка, износ головки и блока цилиндров или стенок поршневых канавок, потеря герметичности клапанов или прокладки головки цилиндров
Клиент обратился на СТО с жалобой на падение мощности двигателя. Является ли это следствием неправильной работы механизмов двигателя? Если да, то назовите причину и методы устранения неисправностей?
— падение компрессии в результате износа цилиндропоршневой группы (износ колец, канавок, цилиндров)
— неправильная регулировка ГРМ
— накопление нагара в камере сгорания
Презентации групп: Причины неисправностей и их устранение.
5. Подведение итогов урока
Комментирование работы учащихся, выставление оценок.
6. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе
1.Е.В.Михайловский, К.Б.Серебряков, Устройство автомобиля, Учебник для учащихся автотранспортных техникумов, Москва, Машиностроение, 1987. — 352 стр.
2. Ю.И.Боровских, Ю.В.Буралев, Устройство автомобилей, Практическое пособие, Москва, Высшая школа 1988.- 288 стр.
3. Ю.Г.Виноградов, К.С.Орлов, Материаловедение, Учебник для средн.проф.-техн.училищ, Москва, Высшая школа, 1983.- 256 стр.
4.С.И.Румянцев.А.Ф.Синельников. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебник для средн.проф.-техн.училищ, Москва, Машиностроение, 1989.- 272 стр.